Человек – явление со знаком вопроса (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа вторая

В прошлой беседе разговор шел о Боге, о том, зачем человеку задаваться вопросами о Нем. А кто такой человек? Для чего он сотворен Богом? И какова главная задача его жизни?

На вопрос о задаче жизни человека ответить просто: Царство Небесное. С вопросом: кто такой человек? – всё сложнее.

У Гавриила Романовича Державина есть ода «Бог», в которой он попытался поэтически дать свой ответ – а по сути ответ церковный – на вопрос: кто мы такие и зачем мы здесь? Он пишет, обращаясь к Богу:

Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной…

Вот что такое, прежде всего, человек: он является связующим звеном всего мироздания. Так Сам Господь захотел, так Он сделал. И так и есть: человек соединяет собой мир видимый и мир невидимый.

Потому что человек – существо, живущее одновременно в двух мирах. Он живет в мире мыслей и идей, в мире молитв, в мире нравственности, которые не пощупаешь пальцами, – и при этом он живет в совершенно конкретном трехмерном мире, в котором есть верх и низ, право и лево. И он живет во времени. Но умом своим он вне времени, и сердцем вне времени живет. Об этом известный пассаж Державина: «Я царь – я раб – я червь – я Бог». Я – всё, я соединяю в себе несовместимое, я велик и ничтожен.

Но откуда я, «столь чудесен», взялся?

Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь.

Ты есть Ты создал меня, а значит – есть и я. Державин обрушивает атеистическую логику, потому что атеистическая логика говорит: я есть, и я придумываю богов. Нет! Ты, Господи, есть, а значит – есть и я. Коль есть Ты, то есть и человек.

Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие твое.

Человек – это парадоксальное бытие. Мы о человеке можем говорить только в парадоксе. Это непонятный сам себе персонаж. Это вечная загадка для самого себя. Действительно, кто я: просто животное или я – царь животных? Или я вообще не отсюда, но почему-то здесь. Это вечная проблема. На человека и нужно смотреть как на проблему – прежде всего для самого человека, как на персонаж, сам себя оценивающий, – и как на некое общепланетарное явление.

Он любим, потому что он последний, и он любим, потому что именно он связывает собой невидимое и видимое. И ангельское существование – родное нам, потому мы и поем псалмы, поем «Аллилуйя» и говорим: «Свят Господь Саваоф» – точно так же, как серафимы и херувимы.

Но и животное всякое тоже понятно нам, потому что они – живородящие и млекопитающие или просто любящие жизнь, плавающие в водах, летающие в воздухе… Мы всех их тоже можем понять, мы можем крякать с утками по-утиному, плавать с рыбами по-дельфиньи…

Мы можем всё, притом что человек – самое слабое животное

Мы можем в силе ума летать в воздухе при помощи самолетов, мы можем молиться с ангелами на Литургии… Мы можем всё. Притом что человек – самое слабое животное, если смотреть на него как на часть мира животных. Он очень долго превращается в самостоятельного деятеля жизни. Жеребенок, родившись от кобылы, тут же на ножки встает. Он слабый, падет, но уже ходит и ищет вымя. А ребенок пока пойдет, сколько бессонных ночей у его колыбели проведет мать! Он самый слабый. Он не видит еще ничего, он не разговаривает, он еще ничего не понимает… И у него нет ни панциря, ни когтей, ни рогов, ни копыт, ни крыльев – ничего. Он – самое слабое существо в мире.

И вместе с тем он – хозяин мира. Выходит, что слабость – залог его власти над миром, и мы видим, что все слушаются человека. Большой буйвол позволяет собой править. Умный конь с мудрыми глазами и серьезнейшими мышцами смиряется под седоком. Корова дает нам молоко, собака служит нам зубами, овца – шерстью, пчела – жалом и медом. Мы подчинили себе мир, потому что Бог однажды сказал нам это. Он сказал, что мы, люди, должны жить в этом мире, управлять им и царствовать над ним. Мы это и делаем.

Человек – царь, но он слабый царь. Слабый до тех пор, пока он полагается на собственные силы, и очень сильный, когда он с Богом. Интересно, что в шахматной игре самая слабая фигура – это король. Но мат королю – это конец шахматной партии. Убийство короля – это конец, хотя король – самая невоинственная фигура на шахматной доске. Там есть слоны, офицеры, пешки, кони – они воюют, стратегии разные разрабатывают. Самая серьезная фигура – королева, она вообще творит, что хочет. А король – самый слабый, но его поражение является окончанием партии и полной сдачей. Вот человек и является таким слабым королем, физически слабым, но притом умственно очень сильным, который заставляет овцу отдать нам шерсть, собаку – служить нам зубами, коня – служить нам мышцами, который весь мир вокруг себя закручивает в соответствии со сказанным: «Ты – царь мира, царствуй здесь! Царствуй и хозяйничай. Ты имеешь Мой образ, а Я – Царь, следовательно, и ты – царь. Царь этого видимого мира. Командуй им, управляй им».

Протоиерей Андрей Ткачев. Фото: Православие.Ru Протоиерей Андрей Ткачев. Фото: Православие.Ru

Это любимое существо, в котором соединяются более нигде не соединимые вещи, – духовное и телесное; в котором гармонично воплощены растительная жизнь, вегетативная и духовная. Растительная – это волосы и ногти: их режешь – не больно, это некая растительность, лишенная чувствительности. Жизнь вегетативная проявляется в том, что человек должен питаться, расти, распространяться; при этом он – совершенное млекопитающее, он должен знать своих родных, питаться грудью, рожать потомство… И человек одновременно – ангел, дух. Он может молиться, он может пренебречь физикой ради духовного, ради пневматики. В нем есть всё. Он может быть и растением, и деревом, баобабом. Отчасти правы индусы, потому что, действительно, можешь быть, чем хочешь. Можешь быть камнем, деревом, бизоном, свиньей, ангелом, звездой, бриллиантом, куском грязи… Человек всё в себе соединяет. Это микрокосмос.

И Господь любит его. Господь сделал некую ставку на человека. Господь не просто любит нас, как творение Свое. Он любит и Себя в нас, потому что Он отобразился в нас. «Себя во мне изображает, / как Солнце в малой капле вод», – пишет Державин. Но Он поставил на нас еще и большую ставку, потому что мы должны оправдать Его имя перед Вселенной, перед любым живым существом. Мы должны посрамить диавола. Вот Книга Иова. Иов не просто страдающий праведник, это точка, в которой сошлись все силовые поля духовной брани. «Видел ли ты раба моего Иова? Нет такого на земле, праведного, богобоязненного, удаляющегося от зла» (ср.: Иов 2: 3) Таким должен быть каждый человек.

Мы – загадка для себя самих

Человек, знающий Бога, удаляющийся от зла, посрамляющий диавола, претерпевающий всё, прославляющий Бога и входящий в вечность, – это человек по замыслу Божию. Вот такой должен быть человек. А мы просто еще не знаем, кто мы такие. Как святитель Иоанн Богослов осторожно говорит: «Дети, мы еще не знаем, кем будем. Мы знаем только, что мы увидим Его, какой Он есть». Мы еще не знаем, кто мы есть и кем мы будем. Действительно, мы – загадка для себя самих. И расцвет психологии, например, или антропологической философии связан с тем, что человек неисчерпаем. Гораздо интереснее общаться с человеком, чем со звездами. С человеком, а не с глубинами морскими. С человеком, а не с ветрами, штормами. Потому что в мире всё замкнуто на человека. Что ты подумаешь – то и будет. Как ты скажешь – так и произойдет. Как ты согрешишь – будет вот так вот. Помолишься – будет вот так вот. Мы же на святых это видим. Видим, как отступает стихия, как преклоняются животные перед человеком. То есть святые – это некое снимание шторки перед тем, каким должен быть человек. Человек не должен быть таким, каким мы его видим. Наш собеседник, спутник, современник в транспорте, на улице, в телевизоре – он не такой, каким он должен быть. Человек должен быть другим. И Церковь говорит нам: это не человек еще, это – некая возможность человека. Ведь и рождается человек не как «готовый продукт», а как возможность.

Если человека после рождения изъять из семьи, из человеческого общения, он вырастет не таким, как его родители. Родился в семье русских людей мальчик, мы его забрали от родителей и поселили в семью индусов, где будут на хинди разговаривать, – он русского языка вовеки не узнает, он будет на хинди с детства говорить. Если мы отдадим его в армянскую семью, он будет армянским ребенком. Он воспитается в тех понятиях, языковых принципах и жизненных традициях, которые мы ему навяжем. А если мы его заберем от людей и поселим, например, к обезьянам? Он на каком языке будет разговаривать? Ни на каком. Если до трех лет человек не услышит человеческой речи, а будет жить с обезьянами, волками, собаками, с кем угодно… – он будет чесать ногой за ухом, есть с пола, перевернув миску, выть на луну и ни на одном языке не будет разговаривать. То есть человек – это не факт, это возможность. Родившийся ребенок – это еще не человек. Это – возможность человека. И нужно еще воспитать человека.

Нужно не просто зачать и родить, нужно еще сделать человека, дать ему понятия добра и зла, привить навыки речевые, социальной адаптации, научить его трудиться, зарабатывать, уважать труд и так далее.

Итак, человек – это благословенная великая загадка, открытая Богу, и даже Ему, мне кажется, очень интересно, что с нами происходит. Мы – не решенное и не законченное явление. Мы – явление со знаком вопроса, и в зависимости от того, знаем ли мы Бога или не знаем, мы развиваемся в совершенно разные стороны. Вот так можно говорить о человеке в современном мире.

Протоиерей Андрей Ткачев

18 февраля 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Ангелы и демоны (+ВИДЕО) Ангелы и демоны (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Ангелы и демоны (+ВИДЕО) Ангелы и демоны (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа десятая
Протоиерей Андрей Ткачев
Что говорится об ангелах и демонах в Евангелии – напрямую и иносказательно? В чем человек превосходит ангелов?
Потоп (+ВИДЕО) Потоп (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Потоп (+ВИДЕО) Потоп (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа девятая
Почему Бог, Который есть Любовь, уничтожает человечество Потопом? Как соотносятся образы ветхозаветного повествования о Потопе с евангельскими? Как связаны воды Потопа с водами Иордана?
О смерти (+ВИДЕО) О смерти (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
О смерти (+ВИДЕО) О смерти (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа восьмая
Протоиерей Андрей Ткачев
Сколько смертей носит в себе человек? Можно ли быть одновременно и мертвым, и живым? Когда смерть во благо? И неизбежна ли она?
Каин и Авель (+ВИДЕО) Каин и Авель (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Каин и Авель (+ВИДЕО) Каин и Авель (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа седьмая
К чему ведет попытка «исправить несправедливый миропорядок»? Почему же Господь не принял жертву Каина? Что Каиново есть в нас самих?
Добро и зло (+ВИДЕО) Добро и зло (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Добро и зло (+ВИДЕО) Добро и зло (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа шестая
Протоиерей Андрей Ткачев
Что такое собственно зло? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? И можно ли, делая добро, убить? И может ли добро быть жестким и даже жестоким?
Грехопадение (+ВИДЕО) Грехопадение (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Грехопадение (+ВИДЕО) Грехопадение (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа пятая
Протоиерей Андрей Ткачев
Как грех изменил отношения человека с Богом, с природой, с другими людьми, с самим собой? Есть ли в нашей жизни состояния, подобные тому, что пережили Адам и Ева, согрешив? Почему Христа именуют Новым Адамом?
Человек в раю (+ВИДЕО) Человек в раю (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Человек в раю (+ВИДЕО) Человек в раю (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа четвертая
Что такое рай? И каким был человек в раю? Есть ли в нашей теперешней жизни состояния, которые могли бы дать нам представление о рае?
О творении (+ВИДЕО) О творении (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
О творении (+ВИДЕО) О творении (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа третья
Протоиерей Андрей Ткачев
У мира есть Творец, Господь имя ему. Эта простейшая мысль нуждается сегодня в глубоком внедрении в сознание современного человека. А человек противится этой мысли.
Бог – это реальность (+ВИДЕО) Бог – это реальность (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Бог – это реальность (+ВИДЕО) Бог – это реальность (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа первая
Почему Бог – реальность, и почему мы не видим, что Бог – реальность? Зачем человеку задаваться вопросами о Боге? Как отвечает на эти вопросы Церковь?
Комментарии
Всеволод13 апреля 2016, 22:00
"Родившийся ребенок – это еще не человек. Это – возможность человека." А кто же он тогда? Шимпанзёнок? А ещё неродившийся - и вовсе "кусок мяса"? И, значит, можно его без греха убить? С удовольствием и, надеюсь, пользой слушаю о.Андрея и по большей части узумляюсь его мудрости. Но то, что он говорит о семейных отношениях (и вот о младенцах), иногда противоречит моим христианским убеждениям.
Екатерина20 февраля 2016, 15:00
Отец Андрей,вы целая вселенная! Так интересно пишите,все раскладываите по полочкам,просто диву даешься,как можно так интересно и просто рассказать о сущности человека! Продолжайте нас просвещать!!!Божией вам помощи!
Евгений20 февраля 2016, 13:00
Сергею. Еще как говорит. В т.ч. устами пастырей. О. Антоний Сурожский, например , горячо убеждал нас прежде всего стать людьми, а уж потом христианами. "Не став человеком, как станешь ангелом?"
Лидия20 февраля 2016, 10:00
Ну просто потрясающе! Дорогой отец Андрей, у Вас необыкновенный, уникальный талант сложнейший вопрос объяснить самому безнадежно бестолковому человеку. Большое спасибо Вам и если живы Ваши родители - нижайший поклон им. А Вашей жене и детям - здоровья и всего самого хорошего.
Евгения19 февраля 2016, 21:00
Спаси и сохрани всех,Господи! Многая и благая лета отцу Андрею.
Ксения19 февраля 2016, 19:00
Со всем согласна, кроме того, что "это ещё не человек"
Нина Ковчавцева19 февраля 2016, 16:00
Прекрасные беседы для всех, желающих познать себя и Бога. Спаси Вас Господи, дорогой батюшка.
Юлия19 февраля 2016, 16:00
Спаси Господи, батюшка! Чудные Ваши Труды!Читаешь и думаешь! Благодарю за вразумление.Желаю Вам здравия на многие лета!!!Дорогой Отец Андрей!!!Пишите!!!! Ждем Ваших публикаций.Низкий Вам поклон!!!
Александр19 февраля 2016, 14:00
Благодарим Бога, показывающему нам Себя через вот таких "Царей, рабов, червей, Богов". Ну вот не о. Андей это говорит, его уста, глаза и уши но... Желаю Вам о. Андрей пусть не покидает Глагол Божий уст Ваших, Мир Вам.
Сергей19 февраля 2016, 11:00
Даже в контексте статьи очень трудно понять такие слова о. Андрея: «И Церковь говорит нам: это не человек еще, это – некая возможность человека. Ведь и рождается человек не как «готовый продукт», а как возможность», и «Родившийся ребенок – это еще не человек. Это – возможность человека. И нужно еще воспитать человека». Если я не ошибаюсь Церковь ничего подобного не говорит.
мария 19 февраля 2016, 11:00
я восхищаюсь всем о чем говорит и пишет батюшка все просто понятно
Ирина Ри18 февраля 2016, 21:00
Так точно,так проникновенно,так поразительно!Спаси Господи!
Эдуард Шпак18 февраля 2016, 18:00
Отец Андрей как всегда точен
Саша Принцевъ18 февраля 2016, 17:00
Человек -загадка Бога, которую сам человек и разгадывает с Помощью Божьей...? Это глубоко и,кажется, довольно точно..
Наталия18 февраля 2016, 16:00
Очень интересно и понятно. Ждём новых статей. Спаси Господи, с благодарностью.
Марина18 февраля 2016, 09:00
Спасибо!!! Ждем продорлжения. Спаси Господи!
тамара18 февраля 2016, 04:00
Батюшка,Андрей,нет просто слов,чтобы выразить своё чувство и эмоции,после прочтения статьи.Верно,верно,всё так.Пишите... мы так ждём Ваших статей...читаешь,и становишься сам немного чище....ХРАНИ ВСЕХ,ГОСПОДИ.Божией Вам помощи.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке