Второй псалом

Мир политизирован. Жизнь политизирована до крайности. И это не может быть хорошо. Мне надоело думать, читать и слушать о Сирии, о Сноудене, о Трампе и Хиллари, о националистах в Украине, о задыхающейся от беженцев Европе, et cetera. Мне надоело и вам, уверен, тоже.

«Возьми Псалтирь», - сказал мне мудрый человек. «Там все есть и все подробно объясняется». Смертный грех – не слушать мудрых людей. Поэтому я взял Псалтирь. С первым псалмом вопросов не было. Не ходи на совет нечестивых, не сиди на седалище (скамье) губителей, и будет тебе хорошо. Блажен будешь. Это свежо и понятно.

    

Еще понятно, что нужно поучаться в Законе Господа день и ночь. Тогда сердце умудрится, тогда все успеешь (не здесь ли секрет того, что мы ничего не успеваем?), тогда будешь, как дерево при потоках. То есть, лист даром не упадет, и плоды появятся в свое время. В общем, первый псалом меня умиротворил и успокоил. Усладил даже. Но всякому человеку известно, что после первого псалма идет псалом второй. А там все иначе. Там сплошная геополитика.

Сразу все начинается с вопросов о многих народах. Чего они разъярились? «Для чего разъярились язычники, и народы замыслили тщетное?» Ладно бы просто разъярились… Они восстали, да еще на кого? На Господа и на Христа Его – на Мессию, Помазанника.

Единичное противление человека воле Божией происходит ежедневно по многу раз и с множеством людей. Но второй псалом говорит об ином. Здесь речь о коллективном и организованном сопротивлении. В этом процессе есть старшие и младшие, процесс возглавлен царями и князьями. Эти последние «собрались вместе», т.е. учинили некое подобие военно-политического союза (разве есть цари без войска?). При том, что князья и цари с незапамятных времен заключают временные ситуативные союзы, здесь речь об ином. Союз заключен не против других князей и царей (вроде НАТО против стран Варшавского блока). Союз заключен против Господа и против Христа Господня. Безбожный и антихристианский союз видит пророк Давид, и об этом союзе спрашивает: Зачем они собрались? Чего они мятутся?

Дерзну предположить, что мы сегодня в свежих газетах читаем о том, что Давид видел в пророческих видениях. Давид имел очень скромное представление о мире и количестве народов, живущих в нем. Даже если представить тогдашний «всемирный заговор», в нем участвовали бы только Египет, какая нибудь несуществующая ныне Ассирия, Эфиопия и еще кто-то. Но ничего подобного пяти континентам и сотням стран Давид себе не представлял. В этом смысле мы гораздо более масштабно мыслим. И именно в этом увеличенном масштабе мы можем созерцать смятение народов, собравшихся вместе против не кого-нибудь, а против Господа и Христа Его.

Восстать на Господа означает отвергнуть Его заповеди. Для этого прежде их нужно рационально покритиковать и едко высмеять. Этому был посвящен весь восемнадцатый и девятнадцатый век. В двадцатом веке слово взял «товарищ-маузер». В двадцать первом – информационные технологии.

Отвергнув заповеди, нужно провозгласить некую новую мораль, радикально противящуюся воле Божией. Нужно влить в это предприятие немало денег, украденных у тех же людей, против которых ведется духовная необъявленная война. Еще нужна военная сила, чтобы процесс был не подпольный, а государственный, блоковый. Союзы, съезды, коммюнике, штаб-квартиры. Военная сила будет использована против тех, кто не согласен с повесткой дня, однако не так силен, чтоб адекватно защититься. Я уверен, что вы уже ассоциируете сказанное с некоторыми картинками повседневности. Заметьте фон за заднем плане. Фон – война с Господом. Крушим Сирию, мутим на Украине, окружаем Россию базами. Но воюем ни с кем иным, как только с Господом. И Христом Его.

Они ведь не дураки. Должны же понимать, что в долгосрочной перспективе они проиграют. Должны. Но локальные успехи кружат голову. К тому же их много, и, кажется, все в их руках: финансы, информация, стукачи и предатели внедренные повсюду. Отсюда у них кураж. К тому же воюющий с Господом лишается разума…

Итак, враги всего святого дерзки, потому что их много. Деньги, сила и многочисленность кружат им голову. Иго Господне, о котором Христос сказал, что оно легкое и благое, они решили отвергнуть. Вместо этого они неизбежно придумают (уже придумали) новое иго – будь то кредитного рабства, или потребительской лихорадки, или сексуальных экспериментов, или искусственных дефолтов. И уже нам самим – несогласным - нужно будет думать, как отвергнуть это прилипчивое иго, и как порвать эти новые узы. Но что же Господь? Что же Тот, против Которого собрались славные сыны земли? Он смеется.

Когда Бог смеется, это очень страшно. Это совсем не смешно. С яростью Живущий на небесах обратится к собравшимся вместе, словно предварительно связанным в пучки, злодеям и гордецам. И это действительно не локальное событие, а нечто из Апокалипсиса.

Псалом вполне мессианский, то есть такой, который возвещает нечто непреложное о Мессии и даже говорит от лица Его. Христос здесь назван Царем над Сионом. Кто помнит из Откровения Иоанна об Агнце на горе Сион, тот без труда соединит в уме Ветхое и Новое – оба Завета. Мессия называется Сыном Божиим. Ему отдаются во власть все концы земли. Железным жезлом, словно глиняные горшки, Сын Божий будет крушить возгордившихся и ставших нечистыми. И этот образ тоже имеет параллель в Откровении Иоанна.

Вы, безусловно, уже нашли псалом и несколько раз прочли его. Вы также нашли параллельные ссылки на Откровение, в чем я не сомневаюсь. В общем, вы погрузились в Писание, без чего нет жизни и все гниет. А я… я вовсе не пытаюсь дать исчерпывающее толкование удивительного и любимейшего мною псалма под номером «два». Просто, читая этот псалом, поя кусочки из него на воскресной всенощной, я всякий раз понимаю, что он актуален чрезвычайно. Все в Псалтири, конечно, актуально. Но это – в отношении отдельной молящейся души. Во втором же псалме все актуально в отношении мировых процессов, которые запущены без нашего согласия, но в вихрь которых мы втянуты.

Духовная жизнь, как я понял из второго псалма, не запрещает думать о глобальных процессах. Просто духовная жизнь сообщает этим мыслям иной ракурс и особую глубину. На том я и успокоился. К тому же следующий - третий псалом вскоре вернул меня от геополитики и апокалиптики к собственной бедной душе, на которую нападают со всех сторон. «Господи! Что ся умножиша стужающие ми? Мнози восстают на мя…» И прочее. Ну, вы помните. С этих слов начинается шестопсалмие.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

24 февраля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Даниил Семенов 6 апреля 2016, 16:29
отлично!
Марина Жердева26 февраля 2016, 18:49
Да в псалмах Давида есть все и как будто не прошло несколько тысяч лет со времени написания их!!!Очень порадовал вывод батюшки:"Духовная жизнь,как я понял из второго псалма,не запрещает думать о глобальных процессах.Просто духовная жизнь сообщает этим мыслям иной ракурс и особую глубину. На том я и успокоился." И я успокоилась. И прочитав следующий псалом ещё больше успокоилась:"Воскресни,Господи,спаси мя,Боже мой,яко Ты поразил еси вся враждующих ми всуе:зубы грешников сокрушил если.Господне есть спасение и на людей Твоих благословение Твоё" Обнадеживает.Так что как в последнем предложении второго псалма:"Блажени вси надеющиися Нань"
Ольга25 февраля 2016, 20:53
Уважаемый Читатель! Простите, создается впечатление, что Вы совсем батюшку не поняли... Он занимается не обмирщением церкви, а одуховлением жизни! Он нам, погрязшим в суете и дрязгах. показывает, что Священное Писание - это не про далекое прошлое, а про нашу жизнь и про то, как нам себя вести. В том числе и в геополитике. Дорогой Батюшка, спаси Вас Господи за мудрое и доброе слово, помогающее восстановить целостность мышления и не жить в храме по одним правилам, а на работе или в политической жизни - по другим.
25 февраля 2016, 20:39
Читателю (25 февраля 2016, 08:00): интересно, а где это вы в статье, на которую ссылаетесь, увидели политизацию и обмирщение Церкви? Вы хоть обратили внимание на дату интервью? Конец декабря 2013 года! Через какие-то два-три месяца майдан возьмёт верх, на Украине начнутся беспорядки и развяжется долгая кровавая бойня на Донбассе. Одна из миссий священника -- предотвратить кровопролитие, что отец Андрей и старается сделать. Но его никто не услышал, потому что не хотели слышать. Кстати, излагаемая в интервью точка зрения -- взгляд не извне, а изнутри: отец Андрей тогда жил в Киеве. И не замечать того, что творится вокруг, он никак не мог. Так что, уважаемый Читатель, прежде чем выдвигать свои обвинения, нужно сначала хорошенько подумать. НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Aviva Rafaela25 февраля 2016, 18:05
Браво, отец Андрей! Как и всегда, в яблочко....пошла за Псалтырью....
Ксения25 февраля 2016, 12:25
Спаси Господь,отец Андрей !!!мало молитвенников ...много политики ...!будем молиться !!!?
Сергей Михайлов25 февраля 2016, 12:03
Очень точно подмечено! Люблю читать и слушать Андрея Ткачева. Дай Бог вам здоровья и милости его, батюшка Андрей.
Лариса Воронина25 февраля 2016, 11:55
Давно так интересно не было. Спаси Господи!
Татьяна Бектимирова25 февраля 2016, 11:34
Потрясающе,отец Андрей!Второй псалом и геополитика!может теперь,отбросив лень,будем петь псалмы и получаться в законе Господнем.Спаси Господи,отец Андрей.
Наталия25 февраля 2016, 09:23
Спаси Господи, отец Андрей! Сейчас очень сложное время....
Читатель25 февраля 2016, 08:10
"Мир политизирован. Мне надоело думать и читать и слушать..." Извините. А кто сам активно политизацией и обмирщением Церкви занимается? http://www.pravoslavie.ru/67062.html
Katya Abramovich25 февраля 2016, 01:50
Спасибо большое!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×