О самоуничижении (+ВИДЕО)

В прошлый раз игумен Нектарий (Морозов) рассуждал о гордости и ее проявлениях. Сегодня – о явлении вроде бы обратном, которое в народе называют самоедством. Может ли самоуничижение стать способом борьбы с гордыней, и способно ли оно в каких-то случаях нанести вред?

Когда сокрушение о грехах… не на пользу

Бывает, что человек видит какой-то свой грех, осознает свою страсть и приходит к глубокому сокрушению, порой даже испытывает омерзение по отношению к себе. Но при этом возникает закономерный вопрос: может ли такое сокрушение быть скрытой гордыней? Дело в том, что все деревья, произрастающие на почве нашего сердца, как и всякое дерево, Господь заповедует познавать по плодам. Если плодом этого сокрушения, покаянного настроя и даже в какие-то периоды омерзения по отношению к тому, что в нашем сердце сокрыто, становится изменение жизни, если это состояние влечет за собой появление ревности к самоисправлению, то, безусловно, это подлинное древо покаяния, которое приносит соответствующие ему плоды. Если же результатом такого сокрушения становится расслабление, уныние, доходящее до отчаяния, или состояние, которое обычно именуется самоедством или рефлексией, то это не подлинное покаяние, а как раз проявление живущей в нашем сердце гордыни.

Печаль по Богу, на самом деле, никогда не приводит человека в состояние расслабления, а делает его сильнее, ревностнее, дает ему решимость бороться с грехом. Остальное – печаль человека о том, что он не настолько хорош, насколько хотел бы.

Важно при этом помнить, что даже искреннее и здравое сокрушение о своих грехах может перерасти в самоуничижение, которое паче гордости. Дело в том, что все наши душевные состояния не статичны. И если мы к себе невнимательны, то, безусловно, враг может наше доброе состояние превратить в противоположное.

Как это происходит? Наверное, нужно вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что человека, намеревающегося сделать благое дело, враг сначала старается отвратить от этого, изъять его доброе намерение. А если не удается, тогда враг человека начинает обольщать гордостью и тщеславием по поводу успешности завершения дела.

В данном случае враг будет пытаться покаянный настрой и сокрушение превратить во что-то душевредное, поэтому человек должен все время себя проверять: к чему ведет его нынешнее состояние? Если вместо изменения себя мы начинаем унывать, чрезмерно печалиться, и это приводит к определенному саморазрушению – душевному, духовному, а порой даже и физическому, – то значит, мы соскользнули с правильного пути и враг нас увлекает на путь погибели.

Безусловно, бывают моменты, когда и подлинное покаяние носит характер очень болезненный, ведь для человека, совершившего что-то дурное, вполне естественно поболеть об этом сердцем, а порой даже и телесно. Но это период все-таки не продолжительный, как правило. И вряд ли радость на Небесах о едином грешнике кающемся относится к тем, кто от своего покаяния чахнет вместо того, чтобы начать меняться. Самый яркий и известный образ такого покаяния, не ведущего ко спасению, – это Иуда. Он раскаялся в предательстве Учителя, пошел и удавился.

Остаться воином Христовым

Мы можем найти в древних патериках свидетельства о том, как кто-то из монашествующей братии, пав и видя, что враг его влечет от покаяния к отчаянию, начинал самыми разными способами противостоять этому. И так из состояния поражения эти подвижники приводили себя в состояние пусть раненого, но воина, который готов вновь держать в руках оружие и вести бой.

Например, в одном патерике рассказывается о том, как некий человек, несший военную службу и в своей жизни много согрешивший, пришел к старцу святой жизни и, очевидно, поделился своим беспокойством: примет ли Господь его покаяние? А старец ответил: «Вот я вижу на тебе плащ, и он покрыт заплатами. То есть сколько бы прорех на нем ни являлось во время боев – и мечом тебя рубили, и топором, и копьем уязвляли, – ты не выбросил его. Неужели же Господь поступит так с тобой? Да, ты сам весь в шрамах грехов, но Господь тебя не оставит». И такого рода рассуждение бывает необходимо человеку, когда враг его влечет и гонит к состоянию уныния.

Еще один замечательный пример в патерике: некий брат, долгое время подвизавшийся в уединении в своей келье, вышел оттуда, пошел за водой к реке, встретил там женщину, впал с ней в грех блуда и вслед за этим возвратился к себе и стал подвизаться как ни в чем не бывало. Другому брату это было открыто, и он дивился, как же такое возможно. Наконец он пришел за объяснением. Оказывается, согрешивший монах почувствовал, что сейчас враг его просто умертвит скорбью и отчаянием и он все бросит, вернется в мир и предастся грехам, уже ни в чем себе не возбраняя. И поэтому он сказал себе: «Ну что ж, я пал, но пойду и буду подвизаться снова». То есть он понял, что его состояние может привести к тому, что мы называем рефлексией, когда человек постоянно возвращается мыслями к содеянному, но не может с этим внутренне примириться и в конце концов ломается. И брат рассудил совершенно здраво, что лучше он от этого пока внутренне отойдет и даже не будет думать сейчас о своем падении, а просто вновь будет подвизаться и жить так, как угодно Богу.

Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь

Ведь, в сущности, в чем заключается покаяние? По большому счету, Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь. Обычно человека к этому ведет именно плач и покаянное сокрушение. Но иногда бывает так, что нужно намеренно пройти мимо этого, чтобы духовно выжить, сохраниться. Об этом нужно помнить.

Бесчувственному – одно, сверхчувствительному – другое

Конечно, возможна и противоположная ситуация, когда человек, боясь впасть в некое самоедство и самоуничижение, получит навык легкомысленно относиться к своим грехам.

Если вернуться к этому конкретному эпизоду из патерика, то совершенно очевидно, что брат не отнесся к своему падению легкомысленно, потому что подвиг уединенного жительства, к которому он вернулся, требовал очень серьезных трудов и усилий. Здесь о легкомыслии говорить не приходится. И, думаю, когда он укрепился, то сполна свое падение оплакал.

Другое дело, что мы часто согрешаем и как бы не обращаем внимания на совершенный грех не потому, что боимся впасть в отчаяние, а просто потому, что нам страшно остаться наедине с обличающей нас совестью. И мы гоним от себя это обличение, образ этого греха, чтобы он не уязвлял болью наше сердце. И тогда мы удобно совершаем этот грех и второй, и третий, и четвертый раз. Опять же весь вопрос в плодах. К чему приводит нас то или иное наше решение? Решение плакать о грехе или решение благодарить Бога за то, что Он нас еще терпит; решение всматриваться в те обстоятельства, которые нас ко греху привели, и анализировать, как это произошло, или пройти мимо всего этого и устремиться к той жизни, которой мы жить должны. Это и характеризует, правильно ли наше решение или нет.

Мы все очень разные. Преподобный старец Паисий Афонский говорил о том, что есть люди, совершенно как дубовое полено – бесчувственные, а есть люди сверхчувствительные. И если человека бесчувственного враг в еще большую бесчувственность старается погрузить, чтобы он даже не сознавал того, что делает, то человека сверхчувствительного враг, наоборот, будет доводить до отчаяния. И получается, что одному на своих ошибках, преткновениях и грехопадениях заострять внимание необходимо, чтобы, всматриваясь в них, испытать ту боль, которая в конце концов должна исторгнуть из его глаз слезу покаяния; а другому нужно, наоборот, как-то немного дистанцироваться от совершенного им греха, потому что иначе он просто не сохранится и погибнет.

Сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения

Апостол Павел говорил о необходимости принять вновь в евхаристическое общение тяжко согрешившего члена христианской общины, чтобы сатана его не погубил чрезмерной печалью, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2: 11). То есть сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения, и поэтому вслед за наказанием должна быть милость.

Верить в милость и любовь Божию

Чаще всего мы вынуждены сами заботиться о своем духовном состоянии и пользоваться уроками из патериков и святоотеческих наставлений, но лучше, когда есть духовник, который может, уже хорошо зная конкретного человека, подсказать ему, что более необходимо в тот или иной момент.

Нужно помнить: Бог милостив и нас не отвергнет

Конечно, бывают ситуации, что кто-то находится дома и не может сию же минуту обратиться к духовнику, а печаль и уныние подступают к сердцу. Тогда нужно вспомнить: если есть в нашем сердце боль покаяния, желание изменить свою жизнь и далее в грехе не пребывать, то, безусловно, Бог нас никогда не отвергнет. При этом не должно требовать, чтобы Он тотчас же известил нас о Своем прощении и чтобы в наше сердце тут же вошли радость, покой, мир. Нет, но должна быть убежденность. Всё Евангелие, все Послания апостольские говорят о величайшем милосердии Господа, Который принимает всякого грешника кающегося, и мы не имеем никаких оснований в это не верить или думать, что речь идет о ком угодно, кроме нас. И на самом деле именно эта способность верить в милость и любовь Божию зачастую человека и вытаскивает из бездны греха и из бездны отчаяния.

Конечно, тут есть опасность уклониться в дерзость и даже наглость, под влиянием которых человек еще до совершения греха думает: «Господь милостив, согрешу, а потом покаюсь». О таких людях преподобный Исаак Сирин говорит, что они лукаво ходят перед Богом, и на них смерть нападает зачастую неожиданно. Об этом тоже не стоит забывать.

Но если мы исстрадались в борьбе с грехом, если мы его не хотим, если мы его ненавидим, не желаем мириться со своей слабостью и просим помощи Господа неотступно, если в нашем сердце проходит разделительная черта между нами и собственно грехом и живем мы так, чтобы с грехом не сращиваться, – всегда есть надежда на спасение.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

25 февраля 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Митр. Архангельский Даниил о молитве Иисусовой (+ВИДЕО) Митр. Архангельский Даниил о молитве Иисусовой (+ВИДЕО) Митр. Архангельский Даниил о молитве Иисусовой (+ВИДЕО) «Может ли мирянин творить молитву Иисусову? И может, и должен!» (+ВИДЕО)
Беседа с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом
Всегда ли, произнося слова молитв, мы действительно молимся? Что делать, если кажется, будто «Господь тебя не слышит»? В чем действенность молитвы по соглашению? И можно ли мирянам творить Иисусову молитву?
Недовольство недовольством Недовольство недовольством
Марина Бирюкова
Недовольство недовольством Недовольство недовольством
Марина Бирюкова
Недовольна собой. Совсем, совсем недовольна. Чувство подавляющее, унижающее. Но вот вопрос: а должен ли православный христианин быть собою довольным?
Один из несекретных секретов Один из несекретных секретов
Игум. Нектарий (Морозов)
Один из несекретных секретов Один из несекретных секретов
Игумен Нектарий (Морозов)
У многих святых отцов находим указание на то, как полезно и даже необходимо укорять себя. Непопулярный для нашего времени совет.
Комментарии
Олег Чичкин13 мая 2016, 13:00
Здравствуйте,о.Нектарий! Хотел спросить правда что в монастыре Дохиар на Святой Горе Афон написана икона Божией Матери "Скоропослушница", которую планируют привезти в Петербург после Пасхи и нужны пожертвования на это дело?
C/C 1 марта 2016, 09:00
Я тоже считаю наставления отца Нектария очень полезными и не вижу ни каких противоречий с предыдущими статьями. Как тут уже подметили, трудно без духовника, мало у кого в современном мире таковой есть и приходится искать ответы на свои вопросы на православных интернет-ресурсах. Слава Богу, что находишь. Благодарна отцу Нектарию и всем работникам сайта.
Наталия29 февраля 2016, 22:00
Не хотела писать коммент, но понравилось возражение Иоанны - читательнице. Вот есть же счастливые верующие, которые не знают страшной муки вины за свои грехи, что наделали в жизни, и ужасные, которые и не расхлебать. Отошли плотяные грехи, пришли духовные проблемы - неразрешимые. Как в молитве Симеона Метафраста (4): "тьмоисчисленные страсти не оскудеша от мене". Всем рекомендую её найти и прочитать про себя. Вот так и варишься в собственном яде самоуничижения. Ничего не сделать с самим собой. Спаси Господь отца Нектария, которого очень уважаю за грамотное пастырское отношение к внутреннему миру мирян. Кто этот мир знает? Пастыри с амвона скажут обличительную проповедь и убежали, а ты остаёшься со своей мукой, от которой и заболеть можно, и погибнуть. Отец Нектарий дал очень точный совет. Нет, к сожалению, духовной "мирянской практики", есть монашеская, на которую мы и ровняемся, а это не всегда полезно.... Спаси Господь всех нас немощных, и прости!
Sofija29 февраля 2016, 20:00
Batjushka Nektarij,BLAGODARJU! ..Ja davno vocerkovilasj..i iz-za svoej chuvstviteljnosti ochenj zabolela,da tak chto ne mogu zhitj prezhnej zhiznju..hoditj takzhe chasto v cerkovj kak prezhde i t.p. ja pochuvstvovala chto mne nado derzhatj svoi chuvstva v rukah. A segodnja v etoj statje ja uslyshala podtverzhdenie moim mysljam i otvety na moi voprosy, spasibo!
Иоанна29 февраля 2016, 08:00
Читательница, что вы можете знать о духовной жизни других людей? Неужели больше, чем игумен Нектарий, который годами принимает исповедь? Человек может бороться со страшным искушением, буквально пребывать в вавилонской пещи, но посторонние об этом и не догадаются. Скажите только: МНЕ это незнакомо. И не дерзайте самоуверенно рассуждать о том, о чём вы не имеете понятия. Статья очень нужная. Возможно, кому-то она принесёт утешение и подскажет выход из тупика.
Наталия 28 февраля 2016, 21:00
Отец Нектарий, низкий поклон за статью! Некоторым комментаторам, наверное, показалось обидным сравнение с дубовым поленом, которое привел старец Паисий. Другую причину для возмущения найти здесь трудно. А что возмущаться? Наоборот, радоваться надо за то, что Господь даровал сильную и прочную нервную систему (всем холерикам, сангвиникам и флегматикам). А то, что говорят, будто впечатлительных и чувствительных людей (меланхоликов) не встречали – это не удивительно, ведь подобное тянется к подобному. Поэтому, хоть даже и встречаем, но не замечаем, потому что не хотим, не понимаем и осуждаем. А вот отец Нектарий замечает, заботится и помогает. Спаси Вас Бог!
Читательница (Подмосковье)27 февраля 2016, 23:00
Статья написана для мирян - которым, ох, как трудно «держать ум свой во аде», которым, увы, не до самоедства, приводящего к отчаянию. Думаю, что случаи «чрезмерного сокрушения» - в наше время явление довольно редкое. Если есть сейчас миряне, «исстрадавшиеся в борьбе со своим грехом» , - я бы их при жизни причислила к лику святых. Как правило, грехи, с которыми идут на исповедь, одни и те же, уже ставшие «родными», привычными - нашей сущностью (знаю по себе, своим знакомым, от исповедующих священников). Поэтому призывы не отчаиваться несколько наивны и не к месту. Это только монахам, да и то лишь живущим вдали от мира - где-нибудь в скитах, которые могут позволить себе тишину ума, уровень духовного развития позволяет испытывать искреннее, внутреннее, чувство самоуничижения от осознания своей греховности. Но таковые уже давно миновали ступень неофитства с его гордыней, одним из проявлений которой является уныние - но не искреннее самоуничижение, о котором говорится в статье.
Иоанна27 февраля 2016, 20:00
"Чувствительные люди должны быть очень осторожны в самоукорении, потому что лукавый пытается превратить чувствительность в отчаяние (через сверхчувствительность). Самоукорение должно всегда сопровождаться УПОВАНИЕМ НА БОГА." (Преп. Паисий Святогорец, Письма, 2008, стр. 149.)
27 февраля 2016, 14:00
Путеводитель не всем, приходящим к послушанию должен говорить: путь сей узок и тесен (Матф. 7, 14); и не каждому: иго сие благо и бремя легко (Матф. 11, 29); но должно рассматривать и избирать приличные врачевства. Отягченным лютыми грехами и склонным к отчаянию прилично второе врачевство; а склонным к высокоумию и самомнению первое средство преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово к пастырю. Гл. 7, п. 3).
Павел З.27 февраля 2016, 11:00
Безымянному комментатору от 26.02.21:00. Я понимаю прекрасно, что Вы духовно опытный человек, но вот в моем храме есть люди, и тоже духовно опытные, но которые именно в этой заниженной самооценке, в этом самоедстве меня и обличиили, и со временем пришлось с ними согласиться. Без этого, возможно, года два назад я воспринял бы эту статью в штыки.
26 февраля 2016, 21:00
Сейчас стало модным говорить и писать о недостаточной самооценке. Это прямо противоречит православному святоотеческому опыту. Никакого "самоедства" я за многие десятилетия ни разу не встречал. Унывать и отчаиваться не надо, Но полезно "душу заключить свою во аде", как пишут святые отцы. Поэтому эта публикация мне не кажется духовно-полезной.
Павел З.26 февраля 2016, 13:00
Спаси Господи, батюшка, Вы на моей памяти всегда хорошие статьи писали. Трудно что-то добавить, хотя, не скрою, хотелось бы.
Елена26 февраля 2016, 11:00
Спаси Господи!!! Как вовремя! Многое из того, от чего не хотелось раньше жить, стало простым и понятным. А тем более, что впереди Великий Пост... Помоги нам, Господи!
ТаняСем26 февраля 2016, 10:00
Да как бы хотелось ,чтоб был и у меня духовник,но.. приходится учиться на уроках из патериков и наставлений батюшек в таких проповедях на Православных сайтах!А вот эти строки игумена Нектария прям в самое сердце мне легли и мою духовную сущность объяснили,ведь я сама бросаюсь во все тяжкие и каюсь,и унываю,а потом наоборот,прям качели какие-то у меня,грешной!!!! Низкий поклон сайту за духовное просвещение!!!Помоги,Господи и помилуй Своим Милосердием!!!
Ася26 февраля 2016, 10:00
А как же Ваша статья http://www.pravoslavie.ru/72192.html ? Вот подходит к священнику такой "сверхчувствительный" склонный к самоуничижению человек, а тот ему начинает добро причинять.И человеку потом хуже становится от такой помощи.Я никого не обвиняю, мне просто интересно может такое быть или нет.И нет ли в Ваших словах противоречия.
Максим26 февраля 2016, 00:00
Спасибо большое! Слава Богу! Это именно те ответы на вопросы, которые я искал много лет!!!
Oksana25 февраля 2016, 20:00
Batyushka, spasi i soxrani Vas Gospod'! Nizhkiy poklon!!! Kak ya davno iskala otvet na jetot vopros. Slava Bogu, spodobilas'!!!
Наталия С.25 февраля 2016, 18:00
Спаси Вас Бог, отец Нектарий! Очень полезная статья! Получила ответ на многие вопросы.
Зинаида25 февраля 2016, 17:00
Спасибо сердечное, отец Нектарий!Очень важны для меня Ваши наставления, потому что живу в стране чужой, и , бывает,не к кому обратиться за помощью в тяжелую минуту, " а печаль и уныние подступают к сердцу." Меня очень поддерживают молитвенно в родной стране, и самые тяжёлые моменты уже пережила молитвами дорогих моих батюшек, их наставлениями .Ваши труды принимаю как помощь и наставления Господа милосердного . И верю , что не оставит меня Господь, не возьмёт меня неготовую. Господи, благослови! Матерь Божия , заступись!
Наталия25 февраля 2016, 14:00
Ужас, как все сложно. Надо быть психотерапевтом самому себе. Постоянно в напряжении.
Ирина25 февраля 2016, 13:00
Спаси Господи, отец Нектарий. Ваши наставления помогают разобраться в себе. Храни Вас Бог.
Мария25 февраля 2016, 12:00
Спаси Господи! Очень своевременно и полезно!
Лариса Воронина25 февраля 2016, 09:00
Батюшке виднее, конечно, он много с людьми общается. По своему скудному опыту могу сказать, что может и отчаяние лежит в основе, но я больше видела другое. И этим своим "я гадкая", "я грешница" люди привлекали внимание к себе. Знаю, многие их жалеют, а я этот порог переступить не могу. Меня со школы такое драматическое лицемерие раздражает. Может это тоже неверно, а я не замечаю?
Михаил25 февраля 2016, 09:00
Очень хорошие статьи у Игумена Нектария. Кратко и точно. Все ясно, спаси господи.
Lyudmila Toll25 февраля 2016, 09:00
Отче Нектарие низкий поклон. вот я как раз такая как в последнем абзаце вами сказано еще больше надо стараться бороться с собой Господи прости помилуй и спаси -- это весь смысл моей жизни
ТАМАРА25 февраля 2016, 04:00
Батюшка Нектарий,спаси Вас ,Господи,за научение. Кратко,ясно и понятно.Божией Вам помощи во всём.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке