Человек в раю (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа четвертая

Что такое рай? И каким был человек в раю? Есть ли в нашей теперешней жизни состояния, которые могли бы дать нам представление о рае?

Дорогие друзья, вы наверняка знаете, что человек сотворенный имел для жительства некое сладкое место. Место, где все было красиво, все было цветуще. Женщины, обратите внимание, например, на рисунок на своих скатертях: там, скорее всего, цветочки. На рисунок на занавесках: там, скорее всего, тоже цветочки или листочки. И на рисунок на своих одежках – платьях, халатах: там, скорее всего, цветочки, горошки и всякие листочки. Обратите внимание вообще на всякий антураж наш и на все, чем украшается жизнь человеческая: мы везде рисуем цветочки и листочки. Это напоминание о том, что мы изначально должны были жить в саду. Я думаю, что даже эвенки, чукчи, камчадалы, которые проводят по девять месяцев в году среди снегов и только редко-редко замечают, как травка пробивается из земли, и они рисуют, конечно, и оленей на своих шубах и кожах, но наверняка рисуют тоже и цветочки, и листочки. Потому что человеку естественно жить среди цветочков и листочков – он был в раю создан и для рая создан.

“Адам был в раю, и в Адаме был рай”. Потому что нельзя жить в раю внешне, имея в себе самом ад

Человек жил в раю. Я не помню, чьи это такие удивительно красивые слова: «Адам был в раю, и в Адаме был рай». То есть нельзя жить в раю внешне, находясь внутри себя в аду – в зависти, в ненависти какой-то. Невозможно усидеть в раю снаружи, находясь в аду внутри: нужно, чтобы внутри был рай и снаружи был рай. Это очень важная вещь. Адам был в раю.

Есть несколько состояний, которые дают нам возможность познать остаточно, ощутить послевкусие тогдашнего пребывания наших праотцев – праотца и праматери – в раю. Это – детство: царство невинности, царство безнаказанности и царство безответственности. С тебя ничего не спрашивают, тебя кормят, на руках носят, целуют, по головке гладят, одевают, и ты абсолютно ни на что не влияешь и ничего не боишься. Была бы только мама. Когда ее нет, ты: «Мама, мама!» – паника начинается тогда, когда нет рядом тех, кто любит тебя. А так, в принципе, ты: «Хочу это, хочу то» – и тебе дадут все, что ты просишь. Все, что тебе нужно, тебе дадут: оденут, искупают, спать уложат, поцелуют, разбудят, поведут, накормят еще раз, удовольствие тебе доставят… Детство в нормальной семье – это некая копия невинности, такой безответственности, потому что еще ты ни за что не отвечаешь… хотя уже начинаешь грешить, но это уже по падении мы знаем. Детский опыт греха – это уже опыт выхода из рая. А пребывание в раю, защищенность, обласканность и комфорт такой жизни – это некий опыт, действительно, маленького рая в нормальной семье. Горе и печаль, когда человек лишен этого рая, когда он живет в детском доме среди грубых воспитателей, когда старшие товарищи издеваются над ним, когда сырые простыни и холодная манная каша, – это, конечно, уже кошмар. Но там, где есть нормальное детство, там есть некий опыт рая.

Плюс Адам и Ева были венчаны Богом в раю. Ева еще не имела имени, она просто была жена: «иша». «Иш» – муж, «иша» – жена. Но у мужа было имя, Богом данное, потом уже муж назвал свою жену «Хава» – «жизнь», – когда она родила первого ребенка. Значит, когда венчаются люди, тогда они как бы входят в кожу Адама и Евы. Они, стоящие на браке муж и жена, молодой и молодая, жених и невеста, по сути находятся в раю и получают благословение на супружескую жизнь точно так же и теми же словами, которыми благословил Господь Бог первого человека и его жену на овладение землею и размножение и дальнейшую жизнь в царском достоинстве на земле.

Итак, два состояния напоминают нам о рае – по меньшей мере, два: это опыт счастливого детства – защищенного, сытого, без бомб, без войны, без насилия – и опыт любви под венцами в храме при венчании.

Адам в раю. Византийская фреска Адам в раю. Византийская фреска

Пожалуй, о рае говорит нам творчество, потому что Адам был, без сомнения, гениален. Он был музыкально гениален лучше Моцарта, и архитектурно гениален лучше Растрелли, и математически гениален лучше любого математика, и, если бы дали ему в руки шахматы, он был бы лучше Ласкера и Алехина. Он был гениален, у него был чистый ум, он знал Бога, он слышал голос Его. И всякое богообщение, всякое творчество, всякое познание окружающего мира и радость об окружающем мире при познании его – это тоже некое возвращение в рай. Поэтому наука – такое благое любопытство, – молитва и богопознание – это возвращение человека в рай.

До грехопадения, конечно, потому что если мы возвращаемся в рай после грехопадения, то мы должны будем плакать. Адам проплакал много столетий, понимая, что он натворил и что вообще нужно будет теперь нести его потомкам из-за него и его жены. Поэтому Силуан Афонский говорит, что адамов плач – это естественное состояние человека, который понял, что творит грех, какой кошмар рождается из-за греха. Но то невинное состояние райское может в человеке возродиться при нахождении там, где как можно меньше видно следов рук человеческих.

Руки человеческие всегда отпечатлевают греховную деятельность. Интересно, что храмы Божии строились из необтесанных камней, то есть резец не должен был обтесывать камни, делать гладкую поверхность, а нужно было сохранить некую естественную горбатость камней для того, чтобы человеческая рука не наносила свой верхний лоск на Божие творение. Это очень важно, потому что Бог ощущается там, где нет человеческих трудов. В горах Бога чувствуешь лучше, чем в городе. Или, например, на берегу реки или моря Бога чувствуешь лучше, чем, извиняюсь, в театре или в магазине. И в лесу – неважно, зеленеющем по весне или осыпавшемся по осени, в листьях своих или заснеженном. Чувствуешь Бога в храме лучше, нежели ты чувствуешь Его, скажем, выходя из метро или входя в него. Там, где нет человеческих рук, там, где нет человеческой суеты, а есть Божие – там тоже есть возможность ощутить руку Создателя и, по сути, вернуться в рай хотя бы на немножко, хотя бы на минуту – на полминуты.

Детство, супружество, природа, творчество, молитва – силовые точки, в которых человек может ощутить, что же было в раю

Итак: детство, супружество, природа, творчество и молитва – это некие такие силовые точки, в которых человек может ощутить, а что же было в раю, а что же было подарено, что так быстро потеряли. Ведь человек был в раю не долго, он очень быстро потерял его – он не успел еще реализоваться, развиться. Он, например, получил благословение на брак в раю, но реализовал его уже за пределами рая. Согрешили – вышли из рая и уже там родили детей. А ведь благословение на рождение детей получили в раю, и всё было бы по-другому, если бы успели расплодиться в раю, размножиться, родить и воспитать и дальше жить. Но не получилось – получилось обмануться, ошибиться и потом уже за пределами рая реализовывать Божие благословения. Поэтому мы можем понять отчасти – конечно, только отчасти – какие-то сладкие моменты райского бытия.

Повторю: детство, брак, молитва, творчество, наслаждение природой. Не знаю, что еще можно добавить, наверняка что-то можно еще, но уж тут включайте свои собственные творческие силы, фантазию и воображение. Но нам можно – можно! – ощутить, что жизнь могла бы быть иначе построена и все могло бы быть по-другому. Все могло бы быть по-другому, и счастье было так возможно на самом деле. Знаете, это как когда разбивается сосуд: «Ах!» «А счастье было так возможно!» – как говорит Онегин в конце известного произведения, когда любовь ушла из его рук. Вот, действительно, ускользнула из рук человечества совершенно иная реальность, и только по послевкусию, по кусочкам можно воссоздать некое чувство того, что же мы имели и что мы потеряли.

Потеряли полное блаженство, потеряли возможность вечного творчества, потеряли возможность вечной радости и труда без греха. Прошу вас подумать об этом с той точки зрения, чтобы мы поняли вообще, кто мы, зачем мы, что нас ждет и что мы утратили. Это очень важно для того, чтобы смириться и взыскать Господа.

Протоиерей Андрей Ткачев

2 марта 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Каин и Авель (+ВИДЕО) Каин и Авель (+ВИДЕО) Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым Каин и Авель (+ВИДЕО) Каин и Авель (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа седьмая К чему ведет попытка «исправить несправедливый миропорядок»? Почему же Господь не принял жертву Каина? Что Каиново есть в нас самих? Добро и зло (+ВИДЕО) Добро и зло (+ВИДЕО) Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым Добро и зло (+ВИДЕО) Добро и зло (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа шестая Протоиерей Андрей Ткачев Что такое собственно зло? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? И можно ли, делая добро, убить? И может ли добро быть жестким и даже жестоким? Грехопадение (+ВИДЕО) Грехопадение (+ВИДЕО) Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым Грехопадение (+ВИДЕО) Грехопадение (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа пятая Протоиерей Андрей Ткачев Как грех изменил отношения человека с Богом, с природой, с другими людьми, с самим собой? Есть ли в нашей жизни состояния, подобные тому, что пережили Адам и Ева, согрешив? Почему Христа именуют Новым Адамом? О творении (+ВИДЕО) О творении (+ВИДЕО) Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым О творении (+ВИДЕО) О творении (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа третья Протоиерей Андрей Ткачев У мира есть Творец, Господь имя ему. Эта простейшая мысль нуждается сегодня в глубоком внедрении в сознание современного человека. А человек противится этой мысли. Человек – явление со знаком вопроса (+ВИДЕО) Человек – явление со знаком вопроса (+ВИДЕО) Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым Человек – явление со знаком вопроса (+ВИДЕО) Человек – явление со знаком вопроса (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа вторая Можно ли дать однозначное определение, кто такой человек? В чем его сила и в чем его слабость? Для чего он сотворен Богом? И какова его роль в мире? Бог – это реальность (+ВИДЕО) Бог – это реальность (+ВИДЕО) Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым Бог – это реальность (+ВИДЕО) Бог – это реальность (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа первая Почему Бог – реальность, и почему мы не видим, что Бог – реальность? Зачем человеку задаваться вопросами о Боге? Как отвечает на эти вопросы Церковь?
Комментарии
Галина Ц. 2 марта 2016, 22:00
Сегодня после снегопада пошла в лес и попала в... сказку. А может, это действительно был "кусочек" рая. Оглянулась, а позади только мои следы и склонённые от снега деревья. Поблагодарила Бога за такую красоту.
Владимир 2 марта 2016, 19:00
Емко ,образно,ярко! Помогает многое переосмыслить. Храни Господь о.Андрея! Ждем новых публикаций.
Алексей KZN 2 марта 2016, 16:00
Спаси и помилуй, Господи, младенца Александра!
Андрей 2 марта 2016, 15:00
Спаси Господи, о. Андрей!
Андрей 2 марта 2016, 15:00
Для Татьяны Соболь 2 марта 2016, 06:00 Господи, исцели младенца Александра не так, как мы молим Тебя, но так, как Ты хочешь. Да будет воля Твоя!
р.Б.Варфоломей 2 марта 2016, 15:00
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ! ПОЖАЛУЙСТА, СЕГОДНЯ В 21:00 ДАВАЙТЕ СОБОРНО ПОМОЛИМСЯ ЗА ЗДРАВИЕ МЛАДЕНЦА АЛЕКСАНДРА! ИСКРЕННО...
2 марта 2016, 14:00
Нам не возможно плакать за раем так, как плакал Адам. Лишь он один знал полноту того , что потерял . Мы знаем лишь от маленькой части и то приблизительно -ели, ели и наш плач не соизмерим с его плачем , а об утрате не имеем и понятия . Мы "уживаемся " " обустраиваемся " в этом современном мире , как действительно туристы - расчищаем место , строим -ставим "хижину"-палатку , место для огня , смотрим ,охраняем , чтобы никто не посягнул на "наше" место и т.д. и все эти заботы , вроде бы нужные и правильные не дают "вспомнить" , а как могло бы быть по другому? потому , что это было бы лишь мечтаниями, для живущих в этом мире . И бросить все заботы , чтобы "заняться" возможностью с усилием войти в Царство Божье уже сейчас ,в земной жизни, становится проблемой . И почему так - не ответим . Мы не верующие - верующие
Марина 2 марта 2016, 14:00
Татьяна Соболь,храни Вас Бог!
Лия 2 марта 2016, 12:00
Спасибо, столько нового для себя узнала!
Semen Borisov 2 марта 2016, 11:00
Любой турист-походник в глубине души верует в Бога. Он имеет препятствие, чтобы пойти в храм, но он наслаждается Богом сданным миром и этим движется по пути к Богу. Согласен с тем, что написано.
Татьяна Соболь 2 марта 2016, 06:00
у меня заболел правнук он сейчас в больнице ему 1 год .братья и сестры прошу ваших молит о младенце александре спаси Господи.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке