Не будьте равнодушными

Священник Валерий Духанин

Аварийная остановка самолета Ту-154М на посадочной полосе селения Ижма 7 сентября 2010 года Аварийная остановка самолета Ту-154М на посадочной полосе селения Ижма 7 сентября 2010 года

Вот совершенно удивительный случай. 7 сентября 2010 года с самолетом Ту-154, летевшим из Якутии в Москву, случилась поломка: полностью отказала система электроснабжения, и самолет стал стремительно снижаться. Спасти людей представлялось возможным, лишь приземлившись в самое ближайшее время. Но как это сделать в местах, не приспособленных для посадки? Неожиданно перед летчиками появилась свободная, чистая полоса. Самолет удалось благополучно посадить. Летчиков потом много чествовали. Но мало кто знает, что этот вертолетный аэродром в селении Ижма, на посадочной полосе которого удалось приземлиться, давно закрыли, и лишь один человек, Сергей Сотников, двенадцать лет ходил и поддерживал полосу в чистоте и порядке. Ему говорили: «Ты что, безумец?» В других местах заброшенные аэродромы превращались в мусорки и заставлялись складами. А он, бывший начальник вертолетной площадки, ходил, поддерживал порядок, вырубал прораставший ивняк, не позволял захламлять территорию, и через двенадцать лет чистая полоса дождалась своего самолета. Вот так удалось спасти жизни многих людей благодаря тому, что один человек не проявил равнодушия.

В семье близких произошел иной случай. Сын отправился днем в гараж чинить автомобиль. Вечером почему-то задержался. Родители, заволновавшись, стали одеваться, чтобы пойти удостовериться, не случилась ли с ним неприятность. Дочь же стала их отговаривать: «Да ладно вам, он отправился к своей подруге. Чего вы ходить-то будете». Видно, сердце родителей чувствовало неладное, но они уступили совету. А утром, уже явно поняв беду, поспешили в гараж. Сын лежал недалеко от дверей. Когда он чинил автомобиль, то в какой-то момент включил мотор. Угарные газы отравили его. Причем он собирался уже уходить, надел шарф. Если бы родители пришли вечером, то спасли бы сына.

Не будем упоминать, как все раскаивались – бесплодно и безнадежно – после трагедии. Но давайте задумаемся, не случалось ли и нам беспечно отнестись к ближнему, отмахнуться от него, отказать, не помочь, положиться на авось: «Само обойдется».

В средствах массовой информации время от времени встречаются сведения о самоубийствах людей, о том, как человек доходил до такой степени отчаяния и разочарования в жизни, что порой не только убивал самого себя, но перед этим даже собственного маленького ребенка. Все эти люди считали, что выхода из сложившегося жизненного тупика уже нет, что вместо скорбного, отчаянного существования лучше всего прервать саму жизнь, как бы сбросить с себя этот лишний, ненужный и тягостный груз, а заодно освободить и своего ребенка от безрадостного, исполненного лишений существования. Причина жизненной катастрофы в том, что эти люди чувствовали себя полностью изолированными от общества, ощущали себя за чертой, и между ними и окружающим обществом в их собственных душах была воздвигнута непреодолимо прочная стена. И действительно, как можно жить среди людей, в человечности которых ты разубедился, разуверился?

Заповедь «Не убивай» запрещает убивать не только прямо, но и косвенно: не убивать чужой надежды, веры в добро

В этом есть вина каждого из нас, потому что все мы бываем жестки, холодны и черствы к окружающим. Когда мы слышим шестую заповедь «Не убивай», то важно понять, что Бог запрещает нам убивать не только прямо, но и косвенно, то есть не убивать чужой надежды, веры в добро, прекрасных порывов в душе человека – не убивать своим равнодушием, леностью, безразличием. Этот грех совершается, когда мы лишаем другого человека радости бытия, не хотим и в малом войти в его ситуацию.

Обычно мы оправдываем себя тем, что у нас самих множество проблем – как нам участвовать еще и в бедах другого человека? Если рассуждать с духовных позиций, то, уходя от проблем ближних, мы готовим себе новые неприятности. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Тот, кто боится ради любви Христовой пожертвовать своим телесным здоровьем и комфортом, не может найти духовного покоя ни в этой жизни, ни в будущей». Почему же равнодушный не обретет покоя души?

Равнодушие происходит из замыкания на себе и нежелания в чем-то потревожить себя. Такой человек словно спрятан в капсулу, из которой смотрит холодно и отстраненно. Его сердце пребывает в каком-то забвении, замерло и потому не рождает никаких живых чувств. Но в итоге и сам он испытывает пустоту и одиночество. Равнодушие к ближним непременно оборачивается самоизоляцией и внутренним опустошением. Равнодушный не может быть счастлив. Это лишение подлинной жизни, шаг к смерти души. И действительно, когда мы равнодушны к ближним, то уподобляемся мертвым, ведь на кладбище мертвые не замечают друг друга. Жизнь есть активность, она выражается в действии. И потому равнодушие можно преодолеть лишь активным деланием добра.

Пройти мимо страдающего ближнего и наспех прочитать молитву – явления одного порядка

Молитва равнодушного человека слаба, не доходит до Бога. Ведь такой человек весь повернут на себя, он не привык выходить навстречу кому-либо, в том числе и навстречу Богу. Поэтому молитвы равнодушных людей, как правило, очень формальные и сухие. Не чувствуя чьей-то боли, не включаясь душой в беды тех, кто находится рядом, равнодушный оказывается выключен из сострадания, сочувствия, сопереживания, то есть он лишен внутренних связей с кем-либо, утрачивает сердечную чуткость, что подрывает в целом его духовную жизнь и обездвиживает молитву. Поэтому вроде бы два разных, никак не связанных друг с другом действия: пройти мимо страдающего ближнего и наспех, без чувства прочитать молитву – на самом деле явления одного порядка. Холодность по отношению к ближнему влечет за собой и холодность по отношению к Богу. И наоборот – чуткость к ближним способствует более крепкой и живой молитве. Поэтому золотое правило таково: если хочешь, чтобы Бог слышал тебя в твоих бедах, старайся и ты слышать ближних в их бедах.

Из древнего Патерика мы узнаем, как братия спросили святого Антония: «Если кто скажет: я ничего не буду брать у братии, и сам ничего не буду им давать – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» Святой Антоний ответил: «Дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей». Но не только от сообщества добрых людей отчужден равнодушный, он отчужден от Христа, и, по большому счету, всё, что говорилось Господом об осуждении грешников на Страшном суде, связано так или иначе с их равнодушием к ближним: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 42–43, 45).

В Евангелии, в Нагорной беседе Господа, столь удивительной по своей глубине, основные нравственные истины христианства выражены самыми простыми словами. Там в частности сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Добрые дела христианина названы светом, который должен просвещать нашу мрачную жизнь. Но как же являть этот свет?

Знакомый психолог, Виктор, однажды увидел на улице крайне огорченного пожилого человека, который шел и почти ничего перед собой не замечал. Все, естественно, проходили мимо. Виктор подошел к нему. «Так, я вижу, что у вас какая-то скорбь. Рассказывайте прямо сейчас, что с вами случилось», – по-доброму, но решительно сказал он. Оказалось, что мошенники лишили пожилого человека собственности: доверившись, он сам подписал документ против себя. Но наш психолог оказался тоже непрост – он работает в весьма высоких структурах, при этом не потерял отзывчивого сердца, тут же созвонился со знакомым прокурором, обсудил ситуацию, договорился о встрече и оставил контакты. Потратив два часа на поддержку пострадавшего человека, дома Виктор выслушал упреки жены: «Где ты там ходишь!» Зато на душе у него самого было легко-легко.

Секрет счастья, оказывается, очень прост. Чтобы быть счастливым самому, нужно уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым ближнего может только тот, кто умеет отдавать часть себя – своего времени, внимания, заботы. Принимая участие в скорбях ближних, мы перестаем замечать свои собственные беды и горести, они как бы уже не существуют для нас. Делая свои неприятности вторичными, а на первое место поставляя любовь к ближним, мы действительно становимся на путь личного счастья.

Увидев незнакомого огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу?

Созидать добро можно и в малом, не прилагая, так сказать, никаких чрезвычайных усилий. Например, увидев незнакомого печального, огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу от сердца? Встретив человека, испытавшего скорбь, почему бы не поддержать его хотя бы добрым и теплым словом? Христианин призван не надевать на себя колпак, из-под которого враждебно смотреть на мир, а преображать мир добрым примером и активным проявлением любви.

Часто, вглядываясь в свое прошлое, люди начинают понимать, что можно было относиться к другим более человечно, не отстаивая свои принципы или безжалостно следуя всевозможным формальным законам и ограничениям – должностным, социальным, возрастным и т.д., а проявляя тепло, внимание и заботу. Уходят должности и полномочия, со временем обнаружится тщетность многих наших забот и исканий, а внутреннее содержание человека останется. Добро надо делать своевременно. И нужно спешить делать добро.

Пока есть наши ближние, пока есть люди с их нуждами и скорбями, у нас есть прекрасная возможность спасать свою душу – посредством милосердия, сострадания, добра и любви!

Священник Валерий Духанин

10 марта 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Подростки в автобусе как диагноз Подростки в автобусе как диагноз Денис Ахалашвили Подростки в автобусе как диагноз Подростки в автобусе как диагноз Денис Ахалашвили На остановке входит ветеран, оглядывает салон в поисках свободного места. Рядом сидит мальчик. Он холодно смотрит на старика и… равнодушно отворачивается. Храм, где не любят Храм, где не любят Игум. Нектарий (Морозов) Храм, где не любят Храм, где не любят Равнодушие… Мы так привыкли к нему в окружающем нас мире, что никак не можем отвыкнуть даже в той реальности, которая должна быть принципиально иной,— в Церкви. Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 1 Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 1 Архим. Алексий (Поликарпов) Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 1 Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 1 Интервью с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым) Даже такой известный духовник, как отец Кирилл (Павлов), на вопрос «Есть ли старцы?» шутливо отвечал: «Есть ли старцы… Не знаю! Старики есть»… Если человек видит, что получил от некоего иеромонаха добрый совет, то он его исполняет. А если считает, что для него это неприемлемо, значит, послушал, поблагодарил и пошел.
Комментарии
Елена13 марта 2016, 21:00
Все примеры из нашей жизни. Душа иногда просит о благородном поступке, о доброте или о помощи совершенно любому нуждающемуся , который оказался рядом. Я сама испытываю истинное наслаждение, если удается помочь , например, на почте заполнить пожилому человеку квитанцию или бабушку проводить с тяжелой сумкой. Я сама предлагаю помощь и радость наступает от того, что мое участие кому-то пригодилась. Слава Господу, что дал мне возможность подумать о ближнем!
Анна13 марта 2016, 14:00
Михаилу, "так мало осталось во мне милосердия и сострадания", . Точно, я уже усилием воли останавливаю в себе порывы помочь, после стольких предательств от тех кому помогала, практически от всех., но то были друзья- знакомые. Мимо несчастного или попавшего в белу или обиженного пройти трудно. А ведь как Господь вознаграждает за дела милосердия!!! Вот моя недавняя история. В конце сентября 2015 года мы уезжали на три месяца , брали с собой и животных. Ключ, от квартиры был у одного знакомого по собачьей площадке, знал он что уезжаем, а раньше он несколько раз нашу собаку выгуливал, второй ключ сделал. В день отъезда грузили машину у подъезда, а у соседнего подъезда я увидела плачущую пожилую легко одетую женщину . Хотя мы очень спешили, подошла к ней, ничего не поняла что случилось кроме того что нужны деньги. Спросила, какая сумма выручит- 1500 руб, дала, предложила вещи, но она отказалась и мы уехали до 27 декабря 2015 года. Когда вернулись, оказалось , что тот человек жил в нашей квартире с падшей женщиной, диван , торшеры, посуда- поломано, побито, ценные вещи украдены. Так вот!!! Единственный свидетель их проживания в нашей квартире--- была эта пожилая женщина, так как она все это время искала меня отблагодарить, оказалось очень её выручила, она по собаке узнавала в какой квартире мы живем, звонила в квартиру , они заспанные ей открывали, они все три месяца ходила , звонила им и ждала нашего возвращения.
Ксения13 марта 2016, 03:00
Наверное, как православные христиане, рассуждая о поступках других мы должны думать :"И волос с вашей головы не упадет без воли Отца Вашего Небесного." А осуждая свои действия: "Должны прийти соблазны, но горе тому человеку, через которого они приходят."
Наталия С.12 марта 2016, 01:00
Первый пример – отличный пример неравнодушия и не только неравнодушия. Второй же пример заставляет задуматься о многом, о роли в семье отца и матери, об отношениях между родителями и их взрослыми детьми и даже о том уровне технических знаний, который требуется того, что бы получить водительские права. А еще о милосердии к ближним. В этом примере каждый из родных скорее всего еще долго будет извлекать для себя урок. Но ни в коем случае нельзя перекладывать всю ответственность за происшедшее на одного человека. А к сожалению, так бывает нередко. Находят после похорон самого близкого, того, для кого утрата намного больнее, чем для остальных, и обрушиваются на него с пустыми и нелепыми обвинениями в случившемся. Поэтому комментарий священника Игоря Илюшина здесь более чем уместен.
Darina12 марта 2016, 00:00
Непонятно, почему неравнодушие связывают с перенесенным страданием. Неравнодушие убывает с возрастом, и "метод полного погружения" тут ни при чем. Кто такой равнодушный ребенок - это больной ребенок. Таких, к счастью, мало. Далее без количественной оценки. Кто такой равнодушный подросток - интересующийся не тем, чем нам хотелось бы. Равнодушный юноша - рано повзрослел. Ну, и наконец равнодушный взрослый - таких много! И еще: неравнодушие и благочестие - это не одно и то же.
ТАТИАНА1711 марта 2016, 22:00
ЛАРИСА ВОРОНИНА, в Штатах последнее десятилетие очень даже боятся тех,кто "в руках что-то держит". А "жировали" они не только в 90-е.Наверное,знаете кто "заработал" на войне 1939-1945г.г. Я бы не сказала,что у нас люди поголовно равнодушные,это очень чувствуется на Крайнем Севере,приходилось там бывать.Там равнодушные не приживаются.Может,поэтому Господь и спас этот рейс.
Михаил11 марта 2016, 16:00
Нужно страдать. Иначе ты не полюбишь и не поверишь в то, что человеку рядом с тобой тоже плохо и он хочет чтоб именно именно ты его любил и уважал. И нет иного лекарства и помощи, во всяком случае мне такие средства не известны. Либо воспитание, как говорится надо родиться "в благочестивой семье". И если тебя не любит мама, говорит что любит, а на сама деле вредит, если папа вас "бросил" скорее всего с маминой помощью, то где тебе взять, где ты научишься этому? Это невозможно. И будет человек тонуть буквально, в воде, и ты мимо пройдешь, и не подумаешь даже, что может прыгнуть и спасти. Потому что тебе никто так не делал, тебя никто не любил. Вот в чем дело. Сейчас у нас полстраны таких. А если сам пару раз чудом спасешься из воды, если самого поплющит жизнь, так может и появится у тебя сопереживание и сочувствие.
Олег11 марта 2016, 12:00
Лариса Воронина, в США на душу населения вдвое больше тяжких преступлений, чем у нас. Таких как убийства, разбой, изнасилования...
Лариса Воронина11 марта 2016, 10:00
Олег 10 марта 2016, 15:00 Попробуйте три дня ничего не есть. Или три дня ночевать на улице или на вокзале. Или три дня пролежать на кровати с берушами в ушах и с завязанными глазами и с прижатыми к туловищу руками.// Олег, во-первых то, что вы советуете уголовно наказуемо. // Но признавать, что за бугром, пусть даже на каким-то чудом сохранившиеся рефлексе, человек человеку брат, а у нас человек человеку бревно, недопустимо! // Во-вторых, в США лихие годы были очень давно. Там уже как-то подзабыли, что лежащий на земле человек может оказаться кем угодно и в руке держать что угодно. Например, в моём городе граждане ни при каких обстоятельствах не подвозят на личном авто незнакомых граждан… Пока Штаты жировали в 1990-е, грабя наше государство, у нас вырабатывались новые привычки. Им очень выгодно, чтоб в странах была территория беспредела, а у них сытый жирный лоснящийся Рим. «И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
Сергий. Кострома.11 марта 2016, 10:00
В других местах заброшенные аэродромы превращались в мусорки и заставлялись складами (c) *********************************************************************************************** Хоть один негодяй из тех, которые превратили государство в одну огромную торговую лавку как-то пострадал от нашего правосудия? Именно за то, что закрываются аэродромы, зарастают пашни, пустеют заводы? PS. Для справки - самое шикарное здание в нашем городе - областной суд. Недавно построен...
Иоанна11 марта 2016, 10:00
Это самый настоящий случай равнодушия, даже странно иное мнение. Если сестра заботилась о родителях, можно было пойти всем вместе, так не страшно. И, конечно, чужую боль скорее поймёт тот, кто сам страдал. Вспомнился рассказ одного человека из военных лет: немец, начальник концлагеря, смягчился к пленным, когда его собственный сын пропал без вести на фронте. Выбрал парнишку 20 лет, ровесника своего сына, стал лучше кормить его и тем самым спас ему жизнь.
Алексей11 марта 2016, 07:00
Написано с любовью!!! Спасибо!!!
Евгения11 марта 2016, 04:00
Спасибо за статью! Совсем не нужно делать что то героическое, вот, случай который я видела своими глазами: заходит в аптеку мужчина средних лет, и и спрашивает капли для глаз, что-бы не болели. Пытаюсь его расспросить, в чем дело- инфекция, слишком сухие глаза, переутомлнение? Мыкались-мыкались, говорю нет, надо к врачу, тут надо разобратся да в глаз посмотреть. а он настойчиво просит, пожалуйста, что нибудь чтобы облегчить глаза, чтобы полегчало...и вообще это не мне. А кому же? (Думаю, жене, матере, ребенку, он так настойчиво и трепетно все просил)- нет, говорит, моей пассажирке, я -таксист, везу пожилую женщину... Вот так, в любой ситуации можно помочь... Я помню как всех это тронуло, хотя это было лет 6 назад, помоги им Господи!
Павел10 марта 2016, 22:00
Прекрасный пример С.Сотникова! Внесу поправку: он не ХОДИЛ СПЕЦИАЛЬНО расчищать полосу,а просто ДОБРОСОВЕСТНО исполнял свои обязанности.В Ижме аэропорт совсем крохотный и действует как вертолетная площадка.Но это не умаляет заслуги Сотникова!Честно и добросовестно "пахать" у нас действительно скоро станет редкостью.А разве нет равнодушных врачей,учителей,чиновников,руководителей разных рангов?Или мы говорим только о помощи на улице?Положа руку на сердце(т.е. спросить свою совесть)-на работе мы всегда не равнодушны к своему делу?Многие себе помочь не могут,а уж другим тем паче.
Лариса10 марта 2016, 20:00
Олег, а у меня такое мнение, если бы "за бугром" люди часто валялись пьяные на улицах, то и там бы к этому привыкли. Просто уверена в этом. Но "за бугром" пьют по домам и там же "отдыхают" потом. А второй случай по-моему тоже не совсем к месту. Получается дочь такая бессердечная. Моя подруга рассказывала, как её дядя умер, замерз в снегу. Собака почувствовала, рвалась с цепи, а жена его не придала этому значения. Правда, этот человек часто пил, где-то "шатался", жена к этому уже привыкла, а родственники потом её винили за глаза.
Олег10 марта 2016, 19:00
Священник Игорь Илюшин, скажите яснее. Это что ж, Господь покарал, что ли, этого парня за гражданский "брак"? (Ну, если умер так безвременно, 100% было за что! Почему бы не гражданский "брак", правда?) Вы бы так утешали родных? А я думал, что священник в таких случаях должен плакать вместе с ними, и молиться о так трагически погибшем. Понимаю равнодушного человека, сам таким стал (надеюсь был) от таких прививок холода и жесткости, которым позавидовал бы главный герой фильма " Уолл Стрит".
священник Игорь Илюшин10 марта 2016, 16:00
Второй случай, мне кажется, приведен здесь не к месту... Дочь, которая отговорила родителей пойти искать сына, поздно вечером, как раз позаботилась о родителях, предположила, что брат пошел к подруге (как это уже наверное не раз делал), это сейчас принято у молодежи - жить в т.н. "гражданском" браке, и здесь произошел несчастный случай с ним, Господь его забрал себе. И священнику здесь не нужно поддерживать идею вины дочери в этом несчастном случае приплетая к этому проявление некоей нелюбви к ближнему, наоборот, она позаботилась о родителях, которые хотели пойти искать сына. Здесь священнику необходимо подсказать как родителям, так и дочке, что есть вещи в нашей жизни, которые от нас не зависят, а только от Бога, а не взращивать в них комплекс вины.
Олег10 марта 2016, 15:00
Лариса, но, ведь, бессердечно проходят же! И видео не нужно. И я сам проходил мимо. Наваждение какое-то! Думаешь: он, наверно, пьяный; он заразный, а у меня ребенок; без меня разберутся, вокруг миллион людей. Но признавать, что за бугром, пусть даже на каким-то чудом сохранившиеся рефлексе, человек человеку брат, а у нас человек человеку бревно, недопустимо! Зато, мы такие духовные, что между иконой праздника и амвоном низачто не пройдем. Статья об этом.
Hola10 марта 2016, 15:00
Неравнодушие... Доброе слово кому-то, помощь старикам, не нагрубить.... Отличная статья!
Олег10 марта 2016, 14:00
Равнодушный человек, нужен экзистенциальный опыт. Попробуйте три дня ничего не есть. Или три дня ночевать на улице или на вокзале. Или три дня пролежать на кровати с берушами в ушах и с завязанными глазами и с прижатыми к туловищу руками. Можно попробовать помогать ухаживать за пациентами в хосписе. Я не пробовал. Но должно помочь. Или попросите близких на три дня стать Вам чужими. Разговаривать с Вами надменно и сквозь зубы. Кричать и поучать Вас по каждому поводу. А потом, продержавшись три дня, представить, что многие так живут годами. Если это не поможет, то Бог может применить к вам метод полного погружения.
Михаил10 марта 2016, 14:00
Помилуй Господи. Совсем сердце окаменело и очерствело так мало осталось во мне милосердия и сострадания...
Татьяна10 марта 2016, 12:00
Все правильно написано, очень точно, обращено к каждому из нас (и ко мне, ко мне в чем-то..). Но, я вот все пытаюсь понять и не могу: чем руководствуются люди, когда убивают чужую надежду и прекрасные порывы души ближнего, насмехаясь, втаптывая в грязь чужую душу. Зачем они это делают, для чего? Ну я понимаю, если человек ничего не чувствует, все его пресытило, он не сострадает, не чувствует чужой боли. Но зачем добивать того, кому и так очень тяжело? Не дано мне это понять, не дано. Веру в добро такие люди у меня уничтожить не могут, но веру им самим (не в них, а им) подрывают значительно...Я пытаюсь верить "поверх опыта", но как же тяжело.
Лариса10 марта 2016, 12:00
Когда совсем не знаешь, что сказать или сделать, мне кажется, можно просто помолиться. И не осуждать сильно тех, кто как кажется, отреагировал равнодушно. Здесь и от воспитания в семье зависит. А ещё не смотреть тупое видео о том, как в России люди бессердечно проходят мимо лежащего на земле человека, а вот в США ну каждый подойдёт и спросит: "Чувак, что случилось?" )))
Ирина10 марта 2016, 12:00
Спасибо! Так своевременно! Равнодушный человек - я вас прекрасно понимаю, но могу сказать, что равнодушие лечится страданием, сразу начинаешь понимать тех, кто так же страдал. А чтобы не страдать - нужно преодолевать себя, сбрасывать оцепенение чувств, развивать наблюдательность, видеть чужую беду... В этом и заключается духовная работа, она тяжела, но зато свои добрые поступки будут греть сердце еще долго, а вот раскаяние от проявленного равнодушия - не поможет, увы... так и останется тяжестью на сердце, пока не пройдешь этот урок и не преодолеешь равнодушие.
Эльвира10 марта 2016, 11:00
Равнодушному человеку.Это ничего, что вы пока не чувствуете сердцем, но помогаете.Главное - стремиться не закостенеть сердцем окончательно.Вот тогда горе.А пока делайте с рассуждением.Рассуждая внутри себя(что, если со мной так буде и как другие отнесутся к моей беде?) начинаешь чувствовать боль ближнего.Но сам ничего без Бога не сделаешь.Просто просить при этом:"Господи, умягчи мое сердце".Просящему Господь дает.
Leif Fjeldberg10 марта 2016, 11:00
Helt fantastisk artikkel og foto av Tu-154 maskinen.
Лариса Воронина10 марта 2016, 10:00
Марич 10 марта 2016, 09:00 давайте задумаемся, как чувствовала себя жена, пока муж пропадал незнамо где./ Да бросьте… имея мобильный телефон? Я помню времена телефонов-автоматов на улице, а сейчас 15 минут не звонит – уже трагедия. // Спасибо автору за интересную статью. А пример с бывшим начальником вертолетной площадки - это просто повесть о настоящем человеке... Действительно бывает так, что люди друг другу рубят на корню все полезные начинания. В итоге, человек махает рукой и говорит: «Да делайте что хотите!». И с неприятным осадком бросает хорошее дело. Согласна с автором – нужно учиться быть самому неравнодушным, но при этом, как упомянутый С.Сотников, не замыкаться на равнодушии окружающих и продолжать дело, словно оно нужно лично тебе. Но хочу остановиться на другом. На лекциях по уголовному праву нам давали в рамках предмета понятие о самоубийстве, а также некоторое клиническое описание того, что происходит с телом при разных видах этого деяния. Как бы помягче объяснить... это ужасные физические и моральные страдания! И основной трагизм заключается в том, что сделать человек уже ничего не способен без посторонней помощи, даже если раскается в поступке. Как людей от этого уберечь?
Равнодушный человек10 марта 2016, 10:00
Да всё правильно и примеры наглядные, но КАК равнодушному человеку перестать быть равнодушным? И дела милосердия творит и помогает нуждающимся и молится за других, а только НЕТ у него ни любви ни сострадания и взять их ему неоткуда. Нет их и всё. Как слепой не станет художником или хромой - футболистом. Может я и не прав, простите.
Николай Старостин10 марта 2016, 10:00
Вдохновляет..Спаси Господь!)
Олег10 марта 2016, 10:00
Хук справа по современным фарисеям ключникам, которые и сами не входят, и другим мешают. Человек первый раз в храм зашел. А ему: - Ты что?! Совсем?! Между иконой праздника и амвоном проходить?! После Нагорной Проповеди, тронувшей сердце этого человека, у него вполне справедливо возникает вопрос: - Это точно последователи Того о Ком я прочитал?
Марич10 марта 2016, 09:00
Весьма поучительная история: давайте задумаемся, как чувствовала себя жена, пока муж пропадал незнамо где. И так, наверняка, постоянно. Поэтому давайте в первую очередь не забывать, что у нас есть близкие, которым мы нужны ничуть не меньше, чем другим людям. И помогая кому то, не обделять их - временем, сочувствием, вниманием, деньгами. Тем более что зачастую те, кому мы хотим помочь, не хотят ПОМОЩИ, а хотят чтоб все делалось вместо них, что по русски называется "сесть на шею "
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке