«Христос призывает все народы в Его стадо без агрессии»

О том, почему униаты не любят православных

Иеромонах Константин (Симон)

Во время встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским, разговоры о которой до сих пор не утихают, хоть и прошло уже больше двух недель, была затронута тема униатства на Украине. Мы решили расспросить об этом поподробнее у профессора иеромонаха Константина (Симона), состоявшего ранее в ордене иезуитов.

Иеромонах Константин (Симон) Иеромонах Константин (Симон)
    

– Отец Константин, расскажите, в двух словах, что происходит на Украине в сфере религии, какова роль униатов.

– На Украине у униатов сейчас очень агрессивный настрой по отношению к православным.

История такой агрессии началась не с перестройки, как некоторые считают. Униатская враждебность началась еще среди украинских эмигрантов, в украинских диаспорах, когда Советский Союз при Хрущеве освободил кардинала Иосифа (Слипова), которого пересылали по северным лагерям. Мне кажется, что советское правительство хорошо знало в тот момент, что сделало. Когда он оказался на Западе, он разделил униатскую Церковь на две оппозиционные группы: на тех, кто был за него и его идеи, кто выступал за национальный Патриархат, и на тех, кто было против этого. Я имею в виду епископов, хотя среди мирян тоже были сторонники таких идей. Я сам видел, как в эмиграции в 70-х годах, например, в Англии был епископ, который не поддержал Слипова, он хотел быть верным Ватикану, потому что Ватикан не соглашался давать униатам Патриархат. Так вот униаты, которые были за Слипова, беспощадно избили того владыку, когда тот появился на освящении какого-то храма. Такая у униатов была агрессия.

Кардинал Иосиф Слипый Кардинал Иосиф Слипый
Потом случилась ситуация с Украиной. Мне в 80-х годах немец-иезуит говорил, что опасается, что Советский Союз нескоро освободит униатскую Церковь, потому что правительство предвидит возможность той ситуации, которая там случилась сейчас. Униаты жили в подполье, у них были свои священники, которые были очень хорошо образованы в делах веры. Их священники учили и учат, что если униат примет православие, то отлучается от Католической Церкви, тогда после смерти он сразу попадет в ад, потому что отречение от Папы означает вечное проклятие. Униаты были хорошо образованы, были прекрасными катехизаторами, хорошо знали Закон Божий – лучше, чем православные на Западной Украине в то время. Потому тот немецкий священник и опасался кризиса, ведь у униатов агрессия сочеталась с национализмом, причем в экстремальной форме. И когда их освободят, они направят свою агрессию против православных. Он был прав.

Папа Иоанн Павел II Папа Иоанн Павел II
А Ватикан, как я сказал, не хотел давать униатам своего Патриархата. Это было во время Папы Павла VI, который хотел наладить хорошие отношения с Православными Церквями. После него при Иоанне Павле II все изменилось. Помню, еще при Павле VI, когда униатская Церковь на Украине была запрещена, но существовала в эмиграции в Англии, в Германии и других европейских странах, почти все верующие покинули епископа, потому что он не поддерживал Слипова. Тогда стали приезжать особенно в Англию священники, которые жили в Риме и у них не было разрешения находиться в других странах. Они служили и поминали Патриарха, хотя его не было. Они потоптались на церковном праве. И служили они не в храмах, а в специальных клубах для униатов. Они были отлучены от Церкви Павлом VI. Но при Иоанне Павле II, а он был антирусский и антиправославный, будто бы все забылось. Сегодня они занимают самые высокие посты в униатской Церкви, в том числе и на Украине, и в эмиграции. Это очень странно, если они были отлучены от Церкви в свое время. В 80-е кардинал Слипов рукоположил несколько епископов без разрешения Ватикана. Архиепископ Марсель Лефевр сделал то же самое и был отлучен от Церкви, а Слипова не отлучили. Среди епископов, которых он рукоположил, был известный кардинал Гузар, позже возглавивший униатскую Церковь на Украине. Он около десяти лет был запрещен в служении, а при Иоанне Павле II он уже мог открыто действовать. Непонятная ситуация.

Так почему униаты агрессивные? Потому что их Церковь построена не только на Законе Божием или на принадлежности к Католической Церкви, а потому что деятельность этой Церкви построена на национализме.

Исторически униатская Церковь до начала ХХ века не поддерживала украинский национализм. И православные украинцы смотрели на униатскую Церковь как на польскую марионетку, потому что те обычно поддерживали польскую политику. Некоторые были русофилами, которые поддерживали русскую политику, но не украинскую.

Малоизвестный факт: когда в начале XIX века униатский священник читал проповедь на так называемой «русской мове», это вызвало огромный скандал среди тогдашней интеллигенции в Галиции. До этого униатские священники проповедовали на польском. Сегодня униатский митрополит Андрей (Шептицкий) является национальным героем в униатских кругах. Мало кто вспоминает, что Шептицкий родился римо-католиком и что он поляк, хотя со стороны отца у него были русские предки, а со стороны матери он был чистый поляк, родственник известного польского писателя-комедиографа Фредро. Для него польский язык был родным, и он даже достаточно слабо говорил по-украински с сильным польским акцентом, как это слышно из редких записей его проповедей и слов.

Униатский-галицкий обряд Униатский-галицкий обряд
    

Только после упадка Австро-Венгерской империи, когда униатская Церковь находилась в буржуазной Польше, тогда они стали сочетать национализм и религию. Экстремальный национализм в такой форме не приветствуется в Католической Церкви, Католическая Церковь хочет быть вселенской. В этом униаты плохие католики.

– Религиоведы и журналисты говорят, что встреча Патриарха и Папы долго откладывалась из-за проблемы униатства. Что это значит? Позиция нашей Церкви к униатам на Украине понятна, получается, что Католическая Церковь не знала, как реагировать на униатов?

– Конечно, Католическая Церковь не знала, как реагировать на униатов. Я сам заметил, что в одно время было сближение католиков с православными. Тогда униаты стали вставлять палки в колеса православным. Когда было такое сближение с католической стороны, униаты перевели резиденцию их так называемого патриарха в Киев, где вообще нет униатского населения. Как будто они специально для Ватикана это сделали. Так было несколько раз, всегда с их стороны было контрдействие, так что Ватикан не знает иногда, как на это реагировать. Это не только Папа решает, а курия. Есть в Ватикане сторонники униатов, есть сторонники православных.

До этого униатские митрополиты, хоть и претендовали на титул Киевский, никогда не жили в Киеве, который всегда был оплотом православия благодаря казакам. Униатские митрополиты жили или в Новогрудке в современной Беларуси, или в Вильнюсе, где население было в основном католическое.

– В политическом конфликте на Украине Украинская Православная Церковь старается не вставать ни на чью позицию, а призывает обе стороны к примирению. Униаты же, напротив, поддерживают одну из сторон. После того, как Католическая Церковь осудила их действия, что-то изменится в их позиции в политическом плане?

– Неудивительно, что униатская Церковь поддерживает одну сторону, потому что их Церковь основана на противороссийской идее, эта Церковь действует в соответствии с русофобскими и православофобскими мотивами.

Но не только, чтобы оправдать свое существование, униатская Церковь должна подчеркивать разделение среди славянских народов: мол, украинцы не имеют ничего общего с русскими. Русские – это какие-то азиаты, которые оккупировали Украину и до сих оккупируют Крым и Восточную Украину, это их идеология.

Украина все же православная страна, она не будет никогда католической.

Униаты с большим удовольствием смотрят на то, что Православная Церковь на Украине сейчас переживает кризис, потому что униаты считают, что у них в Церкви, наоборот, всеобщее единение. Когда они смотрят на православие, они подчеркивают, что на Украине три Церкви, но это не верно, она одна – это Украинская Православная Церковь, остальные раскольники, однако униаты этого не признают. И не только говорят про три ветви православия, они даже служат вместе со священниками автокефальной церкви, это для меня изумительный факт.

Когда Филарет Денисенко, так называемый патриарх Киевский, был под советской властью, он больше всех преследовал украинский национализм и униатство Западной Украины. Сейчас все забылось, простилось, они охотно сослужат, и не только молебны, но и Литургию. Это оправдывается национализмом. Он, Денисенко, сейчас даже говорит только на украинском языке, а в советское время говорил на русском и слабо знал украинский. Теперь о прошлом забыли.

Святослав Шевчук и Филарет Денисенко Святослав Шевчук и Филарет Денисенко
    

– А может ли что-то произойти, что сподвигнет униатов более мягко относится к Православной Церкви?

– Даже не знаю. Проблема-то не с вообще православием, а именно с русским православием. Здесь больше национальный фактор, чем церковный.

Я очень хорошо знал одного униатского епископа в Риме, он не был экстремальным, был вполне нормальным, даже участвовал в экуменических встречах с православными, в том числе с русскими. В конце жизни он сказал: «Вот, я боролся всю жизнь против православия, а сейчас под моим носом в Риме русские строят храм». Он имел в виду храм святой Екатерины. Так глубоко это чувство антиправославия и антирусскости у них внедрено. И он не был из националистов, он даже не поддерживал идеи униатского Патриархата, но у него было такое чувство.

– Глава униатов на Украине, чтобы оправдать Папу, сказал, что предстоятель Католической Церкви просто не очень сведущ в политике, и этим воспользовался Патриарх, поэтому и появился пункт об осуждении униатства. Вы считаете, униатскую паству может это успокоить и убедить?

Глава униатской церкви Святослав Шевчук Глава униатской церкви Святослав Шевчук
– Очень странно, что он так выразился. Их глава Шевчук раньше был епископом в Аргентине. Он говорил, что у него были близкие отношения с папой. В это время он не поставил его в известность насчет этих политических дел, когда они были вместе? Ситуация так изменилась? Я не думаю.

Из других источников я делаю вывод, что у них отношения были не из лучших. Когда сегодняшний папа был кардиналом в Аргентине, он хотел, чтобы греко-католики, то есть униаты, были под его юрисдикцией, а Шевчук был резко против такого. Так что, мне кажется, уже в Аргентине у них были не очень хорошие отношения. Удивительно, что Шевчук не стал кардиналом, даже Гузар стал, притом почти сразу, невзирая на его очень неясное прошлое.

Папа очень хорошо знает эту политику. Папа хотел бы уладить отношения с православными. Это и было целью недавней встречи. Папа не обязан был оправдывать украинскую политику в отношении Крыма и Восточной Украины, на что Шевчук рассчитывал. Папа хотел быть объективным.

Он хотел бы улучшить отношения с православными, но надо быть здесь очень осторожными, потому что во время этой встречи, я убежден, не было ни одного слова про какое-то объединение или унию между православными и католиками.

Они говорили о проблемах, которые очень важны в сегодняшнем мире: о положении православных христиан и католиков, особенно в мусульманских странах, где они сейчас под гнетом, страшно страдают, о секуляризации на Западе.

Есть в Париже униатский епископ, который недавно сказал, что странно, почему Русская Церковь так себя ведет, как будто возглавляет православие, когда меньше двух процентов русских посещают по воскресеньям храм. Да ведь во Франции меньше двух процентов. Католики обязаны под страхом смертного греха участвовать в Литургии каждое воскресенье, если не болеет, а у православных не так.
Я не знаю, соответствует ли цифра в два процента действительности. Здесь я вижу, что по воскресеньям храмы полны. Я два года живу в России. Если русские и не посещают регулярно храм по воскресным дням, то они все же относятся лучше к религии и к священникам, духовенству, чем те же французы, которые антиклерикальны.

    

В Англии, Германии, Бельгии, где я учился, так же. В Германии я изучал филологию, в католическом Мюнхене на факультете мне было неловко сказать, что я католический священник, потому что надо мной издевались бы. Там постоянно издевались над верующими во время лекций. А во время лекции по церковнославянскому языку никто даже не знал, что такое Пресуществление, когда под видом хлеба и вина появляется Тело и Кровь Господня. И это интеллигенция. Католическая среда. Вот секуляризация.

Я не знаю, почему униатский епископ обвиняет Русскую Церковь в сотрудничестве с государством и говорит, что Патриарх будто бы дискредитирован. Это неправда. А вот на Украине униатская Церковь сотрудничает с режимом. Даже было несколько униатских священников, которые во время правления Януковича публично подстрекали народ убить его. А сегодня Шевчук и его епископы стоят горой за антироссийский режим именно потому, что он антироссийский…

– После выступления Папы униаты не могут резко настроиться против католиков?

– Три года тому назад я дал интервью в Санкт-Петербурге в православной академии. Я сказал, что считаю, что католики не должны заниматься прозелитизмом в России и что униатство как феномен дискредитирован. Я говорил, что так и учит Католическая Церковь сегодня и Папа Римский, потому что я процитировал так называемую Баламандскую декларацию, где это и было ясно заявлено. После этого я получил письма из Конгрегации доктрины веры в Риме. Там меня очень ругали за мои слова, утверждали, что Баламандская декларация не официальная, что Католическая Церковь имеет право обращать православных в России, если они так хотят, что никто не говорит против прозелитизма в Католической Церкви и что я не имею права говорить голосом Папы Римского в этом вопросе.

Я очень удивился такой реакции. Письмо я получил через генерала Ордена иезуитов, когда был сам иезуитом. Должен был написать объяснительную и попросить прощения, будто бы я был не прав, когда процитировал ту декларацию.

И вот недавно Папа сам ее процитировал и говорил то же, что я сказал в своем интервью. Я приятно удивлен. У меня были из-за этой декларации некоторые сложности, проблемы, а теперь я оправдан. Я ведь написал тогда объяснительную записку. Когда написал, то еще раз получил письмо из этих инстанций, в котором говорили, что рады, что этот священник, профессор покаялся, но он должен лучше понимать позицию Католической Церкви и он должен понимать, что Баламандская декларация не официальная и что нельзя говорить, что Православная и Католическая Церкви – сестры. Они никогда не оправдывают человека, но оправдывают всегда себя.

    

Мне кажется, тот кардинал, который подписал письмо, вообще ничего об этом не знает, потому что был американцем. Но кто-то из Конгрегации знал. Письмо было составлено на основании донесения со стороны русских католиков восточного обряда, которые очень чувствительны к вопросу прозелитизма, потому что они почти все бывшие православные.

Я написал книгу про Руссикум – русский колледж в Риме. В 30-е годы, еще до войны, в основном там учились бывшие православные, которые захотели принять священство. К сожаленью, около 90 процентов этих священников оказались мошенниками или были глубоко разочарованы, много выпивали. Они не могли без помощи католических инстанций совершать миссию Католической Церкви. Их миссия – обращать православных в католиков в Западной Европе. Кстати, но некоторые даже вернулись обратно в православие. А дело в том, что католичество по духу, по характеру не русская религия.

Сейчас униаты говорят, что нужно окатоличить всю Украину, чтобы совсем отделить ее от России. Особенно часто говорили про это во времена Гузара.

    

– Но если униаты так рьяно выступают за католицизм, почему не могут просто перейти в Католическую Церковь?

– Еще после освобождение Слипова униаты хотели свой Патриархат, который сохранил бы их независимость. Они хотели стать Поместной Церковью, то есть называть себя католиками, но не зависеть от католических структур. Они везде говорили про свои права: хотели женатое священство, чего католики не разрешают; хотели свою форму правления; хотели выбирать епископов без разрешения высших католических инстанций.

Когда они боролись за Патриархат, они были против Папы. Непонятно, как Слипов говорил, что много лет страдал за Папу и католичество. Когда он освободился, он боролся против Папы.

– Действительно ли униаты оказывают большое влияние на политику в Украине, как иногда говорят?

– Кажется, это преувеличение. Не знаю, какой сейчас процент униатов есть в стране, но он небольшой. Украина православная страна.

Но если взять униатов вместе с раскольническими Киевским Патриархатом и автокефальной Церковью, то тогда да, получается уже большое число.

Но с другой стороны униаты не очень хотели бы попасть под Польшу, у них о Польше не очень хорошие воспоминания. У них тогда были большие конфликты опять же на почве национализма.

    

– Спасибо, отец Константин. Теперь нам видится ясная картина того, что происходит сегодня на Украине в религиозной жизни.

Церковь, которая построена не на словах Иисуса Христа, но на крови, на разделении народов, и на распространении ненависти не может претендовать на Истину. Униатская церковь – больная Церковь. Надеюсь, что все, кто прочитает это, помолятся за внутренее излечение этой части Католической Церкви, чтобы она созрела и поняла, что Христос призывает все народы в Его стадо без агрессии и без исключения.

Иеромонах Константин (Симон)

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь

12 марта 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Анна14 апреля 2016, 23:00
Униатская церковь - это чисто политическая организация, никакой веры там нет. Женщины в храмах в смачных макияжах, в декольтированных платьях,в брюках, без платков. Такое впечатление, что пришли не в храм а на вечеринку. Особенно на западной Украине, своего рода сходка, чтобы оценить наряды и показать себя.И молитвы мало кто знает.
Ромка Завхоз12 марта 2016, 18:00
Не тот ли это о.Константин обращённый из католиков? На ютубе есть это видео. Я даже слёзы пустил - благодать. Отцу Константину многая лета!
Людмила Аверкиева12 марта 2016, 15:00
самая истинная вера = это православная.Она рядом с Иисусом Христом. А остальные где то на задворках, они сами по себе
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке