О священнике из Донецка, который строит храмы не для себя

Процесс возрождения духовности получил наибольшее развитие в Донбассе в последнее десятилетие ХХ и в первое - XXI в. В этот период стали активно строиться новые и реставрироваться старые храмы. Вновь были открыты православные монастыри. 25 лет назад в Донецкой области было около 70 приходов. Среди них только три имели типовые храмы, то есть построенные изначально как храмовые здания, остальные же располагались в приспособленных помещениях.

    

В настоящее время на территории Донецкой области находятся две епархии, которые имеют более 700 приходов, Лавру, 7 монастырей, построенные и вновь освященные храмы. Но все равно храмов не хватает. И образуются все новые и новые приходские общины с надеждой построить свой храм. Находятся и священники, которых Сам Бог благословляет на строительство храмов. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан в одном из интервью сказал: «Священник строит храм не для себя, а для людей. Он или умрет, или уйдет в другой приход, а храм останется». С одним из таких священников мы решили познакомить наших читателей. Наш собеседник – протоиерей Владимир Бородулин, занимающийся строительством и благоустройством уже третьего храма.

- Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том, когда Вы познали Господа и пришли в Церковь Христову.

- Родился я 6 апреля 1975 г. в г.Донецке в семье рабочих. Я был обычным парнем, занимался спортом - бодибилдингом. Этот вид спорта позволяет развивать все группы мышц, совершенствуя тело. Спорт занимал основное место в моей жизни. После окончания средней школы я даже год работал тренером по бодибилдингу. Затем я занялся предпринимательской деятельностью.

Мои первые шаги в Церковь начались после того, когда я, как человек, занимающийся спортом, начал задумываться над тем, что кроме физической силы нужна другая сила, еще неизвестная мне. Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, я начал читать книги по психологии, так называемую псевдодуховную литературу, но и, конечно же, православные книги. Читая книги, я узнал, что в православном христианстве множество святых. А святые – это плоды религиозного учения. Поэтому я выбрал православное вероисповедание.

    

В 1998 г. я начал ходить в Свято-Покровский храм п. Старомихайловки, который был недалеко от родительского дома. [st16-01] В этом храме я познакомился с отцом Георгием Гончаренко. Батюшка поразил меня твердостью и глубиной веры, горячей молитвой. Первое мое общение с ним было на исповеди, затем отец Георгий пригласил меня в гости к себе домой. В 2002 г. отца Георгия перевели в построенный Свято-Владимирский храм г.Донецка и я последовал за ним. Я приходил в храм, молился и даже не помышлял о том, что могу когда-то стать служителем Церкви. Мне нравились храм, богослужение, церковная жизнь. Но спустя какое-то время отец Георгий благословил меня на послушание пономаря. В то время я еще не был обвенчан со своей супругой. После Таинства Брака я вошел в алтарь и стал выполнять свое послушание. По мере моего духовного возрастания отец Георгий предложил мне оставить мою деятельность в миру и служить штатным пономарем. Затем в ходе наших духовных бесед батюшка подал мне мысль, что надо стать на стезю священства. За такое благословение я очень благодарен отцу Георгию, так как оно сыграло фундаментальную роль в моей дальнейшей жизни.

- А как Ваша семья приняла то, что Вы полностью посвятили себя служению Церкви Христовой?

- Вначале семья – мои родственники, которые не были церковными людьми, восприняли такой поворот в моей жизни эмоционально. У меня была только пробабушка верующим человеком, она пела на клиросе, но я ее даже не знал. Но потом через какое-то время в семью пришло понимание. Сейчас это им интересно, познавательно.

    

- Расскажите немного о Ваших детях.

- У меня трое детей – двое сыновей и дочь. Первый сын – Александр, ему 15 лет, второй – Георгий, ему 11 лет, третий ребенок – дочь София, ей 8 лет. Они учатся в общеобразовательной школе. Все дети верующие, ходят в храм на богослужения, причащаются. Старший сын мечтает стать поваром.

- Как складывался Ваш дальнейший путь в Церкви Христовой, когда Вы приняли диаконский и священнический сан?

- 18 июля 2006 г. в Свято-Георгиевском кафедральном соборе г.Макеевки совершилась моя диаконская хиротония. Меня направили на диаконское служение в Свято-Покровский храм п.Старомихайловка. 24 сентября этого же года меня рукоположили в священники в Свято-Николаевском архиерейском соборе г.Донецка. Сразу после хиротонии я был назначен настоятелем строящегося храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и одновременно клириком Свято-Владимирского храма. В этом же году по благословению владыки Илариона я поступил на заочное отделение Одесской Духовной Семинарии, которую закончил в 2010 г.

- Что Вы можете рассказать о строительстве храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи?

    

- В июне 2006 года была совершена закладка камня для строительства храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В начале 2007 года мы отслужили первую Литургию во временном храме площадью 6 на 8 м, расположенном рядом с местом строительства. Весной 2007 года началось возведение нового типового храма. Ктитором строительства храма был ныне покойный Семенов Виктор Владимирович, работавший генеральным директором ЧАО "Донецкий завод высоковольтных опор" и являвшийся председателем попечительского совета. Виктор Владимирович был глубоко верующим человеком, уделял большое внимание духовному возрождению жителей региона. При его содействии в Донецкой области было построено пять храмов, в том числе - храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

За 3,5 года был возведен храм с колокольней, увенчанный пятью куполами, обустроен церковный двор, в храме установлен иконостас. В начале 2009 года в храме были освящены кресты, купола и колокола. В 2010 г. мы провели первый престольный праздник в новом храме.

- Скажите несколько слов о том, как Вам служилось в этом храме. Мы знаем, что Вас уважала и любила приходская община, Ваше имя было записано на памятной фасадной табличке храма. Что запомнилось больше всего?

- Мы очень хорошо друг друга узнали, потому что начинались наши службы с вагончика 2 на 6 м. И когда мы собирались на первые молебны, то на них присутствовало по 3-5 человек. Близкое общение, хорошее взаимопонимание остались до конца моего пребывание в этом приходе. А приход увеличился еще при мне человек до двухсот.

- Куда Вас направил владыка Иларион после этого?

    

- Когда храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи находился в процессе росписи, меня перевели в храм в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Этот маленький деревянный храм был построен и освящен в 2008 г. по инициативе грузин, проживающих на территории Донбасса.

На донецкой земле проживает немало представителей этого древнего народа. Поэтому, когда активисты грузинской диаспоры обратились к духовенству с предложением о строительстве нового храма, эта идея нашла отклик и в Украинской, и в Грузинской Православных Церквах. В Донецкой епархии – это первый храм, который имеет особое миссионерское значение для православных христиан Грузии.

Хотелось бы отметить, что от общения с прихожанами, представителями грузинской диаспоры у меня остались самые добрые и теплые впечатления. У православных грузин ярко выражена любовь к Богу, к ближнему, твердость веры, доброта, простота, желание оказать любую помощь. Так, прихожане-грузины помогали мне в благоустройстве храма, церковного двора. Мне довелось участвовать также в возведении церковной ограды.

Для строительства нового типового каменного храма был разработан и утвержден проект и в мае 2014 г. должно было начаться его возведение. Но из-за военных действий строительство было приостановлено. Многие инициаторы строительства храма выехали из г.Донецка, финансирование было приостановлено и, соответственно, работы по возведению храма также.

    

- Отец Владимир, мы слышали, что по некоторым обстоятельствам Вы не могли служить целый год. Почему такое произошло?

- Когда началась война в нашем регионе, я взял своих детей и уехал в Россию, в г.Санкт-Петербург. Мы были в России около года, я не имел возможности служить в это время. Но я не раз молился на могиле святой блаженной Ксении Петербургской и просил ее о помощи. Так как я не собирался уезжать на постоянное место жительства в Россию, мы с семьей вернулись в г.Донецк. По возвращении я пошел в епархию на прием к правящему архиерею, но владыка Иларион благословил меня молиться.

В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской (может быть по моим молитвам к этой святой в г.Санкт-Петербурге) мне позвонил отец Георгий и сказал, что он участвовал в соборном богослужении во главе с митрополитом Иларионом и передал от владыки указание, чтобы я пришел к нему на прием. В епархии владыка дал мне указ, в котором говорилось, что с 9 февраля я назначен настоятелем строящегося храма в честь Рождества Богородицы, а пока в нем нет возможности совершать Литургии я должен служить в Свято-Владимирском храме.

- Сейчас Вы курируете строительство уже третьего храма – храма в честь Рождества Богородицы. Какие у Вас возникают трудности в этом процессе?

- Трудности в процессе строительства храма только одни – поиск денежных средств. У меня есть опыт строительства, опыт общения со строителями, но для того, чтобы наладить производственный процесс, необходимы немалые денежные средства.

    

История строительства этого храма такова. До войны меценатскую помощь в строительстве храма осуществляло руководство НПО «Механик». Был вырыт котлован, сделан фундамент, возведен и утеплен нижний (цокольный) этаж храма, где по проекту должен быть нижний храм. В ноябре 2013 года началось строительство основного этажа храма. Однако на этом в мае 2014 года работа была прервана в связи с военными действиями в Донецке. К сожалению, строительство этого храма не возобновилось и по сей день, т.к. прекратилось его финансирование. По состоянию на сегодняшний день выполнено всего лишь 15% запланированных работ по строительству всего храма.

Уже четвертый год прихожане молятся только в часовне. Приходская община сама осуществляет поиск средств. Так, приглашаются верующие для приобретения «именного кирпича». Человек, имя которого будет указано в документе и на кирпиче, будет поминаться в храме за Божественной Литургией.

Владыка Иларион дал такое благословение: выгнать стены храма, перекрыть их кровлей, куполами и начать богослужения в цокольном этаже. Для этого нужно самое простое – кирпич, цемент, утеплитель и др. К сожалению, к храму не подведены пока коммуникации: нет канализации, теплосети. Но можно провести газовое отопление от ближайших домов. Я подъезжал к месту возведення храма со строителями. Мы смотрели проект, прикинули, что необходимо для того, чтобы продолжить строительство.

- Как Вы считаете, какие пути нужно искать для строительства храма?

- Все пути, которые будут появляться, мы будем пробовать. Будем обращаться ко всем людям, которые будут готовы помочь строительству храма.

    

- Позвольте, отец Владимир, задать несколько вопросов Вам, как священнику. Что значит – познать Господа и жить с Господом?

- Познать Господа – это не обязанность, а потребность каждого живущого на земле человека. Господь дал нам возможность познавать Себя через Его Церковь, Таинства церковные. Мы начинаем нашу жизнь с Таинства Крещения, затем продолжаем в Таинстве Покаяния в силу нашего грехопадения. Перед участием в этом Таинстве нужно хорошо поразмыслить: «а что же я плохое сделал в своей жизни, что плохое есть во мне», и через Таинство Причастия соединится с Богом.

То есть, познание Господа начинается с познания себя. Когда ты видишь, что ты есть сам, и сам с этим не справляешься, ты обращаешься в Церковь. Человека, который живет за церковной оградой можно назвать блудным сыном, потому что он не живет в общении с Богом – своим Отцом Небесным, не живет полноценной жизнью, которой живут церковные люди. [st16-06] Какое-то общение, конечно, у него есть, и он совершает какие-то плохие или хорошие поступки, но полноту общения с Богом можно познать только через Церковь. А люди, которые заявляют, что они веруют в душе, только оправдывают свою леность в деле своего совершенствования.

Но блудным сыном можно назвать и каждого из нас. Мы своими некоторыми мыслями, словами, поступками часто отпадаем от Бога. Но Господь протягивает нам Свои руки, и через Таинство Пакаяния и Таинство Причастия мы можем возвратиться к Своему Отцу и быть в богообщении с Ним.

- Что бы Вы посоветовали людям, которые делают первые шаги в храме (освящают воду, куличи, ставят свечи)?

- Каждый человек хочет стать счастливым. Но только все выбирают для достижения этого состояния разные средства. А что такое «счастье человеческое»? С церковной точки зрения, это чувство благодати Божией, ощущение мира, радости духовной, легкости в душе. И это все возможно получить только в Церкви. Если человек хочет стать счастливым, то может обрести это счастье в ограде церковной. А что нужно делать для этого, можно узнать, общаясь в приходской общине с опытными церковными людьми, общаясь со священником.

- Отец Владимир, какое значение имеет пост в жизни христианина и, что ему нужно делать, чтобы с большой пользой для души провести это время?

- Пост является для нас средством, помогающим обуздать наши страсти и умертвить грехи. Пост – это телесное воздержание и молитва. В результате пощения мы приходим в такое состояние, когда мы уже меньше подвержены своим эмоциям, похотям, а подвержены духовным подвигам. Пост дает возможность войти нам в своего внутреннего человека, увидеть себя и свои грехи, покаяться в грехах, причаститься Святых Христовых Таин. Но это - средства. А целью поста является обретение любви к Богу и любви к ближнему. Когда в наше сердце поселится любовь к ближнему, то это значит, что мы любим Господа. А, если с ближними у нас нет понимания, общения, от ближних мы дистанцируемся, то значит и любви к Богу мы не имеем. Это значит, что нужно еще работать над собой, исправляться.

- А, что Вы хотите пожелать прихожанам Свято-Владимирского храма и приходской общине в честь Рождества Богородицы?

- Прихожанам Свято-Владимирского храма я хочу пожелать, чтобы все оставались в духовном разуме, оставались в духовном общении со своим настоятелем отцом Георгием. Настоятель этого храма является олицетворением примера настоящего священника-пастыря, священника-наставника. Людям необходимо лишь только быть в этой общине, молиться, участвовать в жизни Церкви. А все те цели, которые ставит перед собой христианин, они могут достигнуть, равняясь на своего духовного наставника, который есть в их храме.

Общине в честь Рождества Богородицы я хочу пожелать крепкой веры и горячей молитвы, потому что тот человек, который имеет крепкую веру и горячую молитву, обретет все, что захочет. Строительство храма – это богоугодное дело и, если среди нашей общины найдется хотя бы один человек с крепкой верой и горячей молитвой, то все у нас получится, все у нас будет хорошо. А, если вся община будет такой, то мы построим храм очень быстро и замечательно.

- Отец Владимир, мы благодарим Вас за беседу.

Беседовала Анна Толмачева

Сайт Владимирского храма Донецкой епархии

12 марта 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке