О священнике из Донецка, который строит храмы не для себя

Процесс возрождения духовности получил наибольшее развитие в Донбассе в последнее десятилетие ХХ и в первое - XXI в. В этот период стали активно строиться новые и реставрироваться старые храмы. Вновь были открыты православные монастыри. 25 лет назад в Донецкой области было около 70 приходов. Среди них только три имели типовые храмы, то есть построенные изначально как храмовые здания, остальные же располагались в приспособленных помещениях.

    

В настоящее время на территории Донецкой области находятся две епархии, которые имеют более 700 приходов, Лавру, 7 монастырей, построенные и вновь освященные храмы. Но все равно храмов не хватает. И образуются все новые и новые приходские общины с надеждой построить свой храм. Находятся и священники, которых Сам Бог благословляет на строительство храмов. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан в одном из интервью сказал: «Священник строит храм не для себя, а для людей. Он или умрет, или уйдет в другой приход, а храм останется». С одним из таких священников мы решили познакомить наших читателей. Наш собеседник – протоиерей Владимир Бородулин, занимающийся строительством и благоустройством уже третьего храма.

- Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том, когда Вы познали Господа и пришли в Церковь Христову.

- Родился я 6 апреля 1975 г. в г.Донецке в семье рабочих. Я был обычным парнем, занимался спортом - бодибилдингом. Этот вид спорта позволяет развивать все группы мышц, совершенствуя тело. Спорт занимал основное место в моей жизни. После окончания средней школы я даже год работал тренером по бодибилдингу. Затем я занялся предпринимательской деятельностью.

Мои первые шаги в Церковь начались после того, когда я, как человек, занимающийся спортом, начал задумываться над тем, что кроме физической силы нужна другая сила, еще неизвестная мне. Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, я начал читать книги по психологии, так называемую псевдодуховную литературу, но и, конечно же, православные книги. Читая книги, я узнал, что в православном христианстве множество святых. А святые – это плоды религиозного учения. Поэтому я выбрал православное вероисповедание.

    

В 1998 г. я начал ходить в Свято-Покровский храм п. Старомихайловки, который был недалеко от родительского дома. [st16-01] В этом храме я познакомился с отцом Георгием Гончаренко. Батюшка поразил меня твердостью и глубиной веры, горячей молитвой. Первое мое общение с ним было на исповеди, затем отец Георгий пригласил меня в гости к себе домой. В 2002 г. отца Георгия перевели в построенный Свято-Владимирский храм г.Донецка и я последовал за ним. Я приходил в храм, молился и даже не помышлял о том, что могу когда-то стать служителем Церкви. Мне нравились храм, богослужение, церковная жизнь. Но спустя какое-то время отец Георгий благословил меня на послушание пономаря. В то время я еще не был обвенчан со своей супругой. После Таинства Брака я вошел в алтарь и стал выполнять свое послушание. По мере моего духовного возрастания отец Георгий предложил мне оставить мою деятельность в миру и служить штатным пономарем. Затем в ходе наших духовных бесед батюшка подал мне мысль, что надо стать на стезю священства. За такое благословение я очень благодарен отцу Георгию, так как оно сыграло фундаментальную роль в моей дальнейшей жизни.

- А как Ваша семья приняла то, что Вы полностью посвятили себя служению Церкви Христовой?

- Вначале семья – мои родственники, которые не были церковными людьми, восприняли такой поворот в моей жизни эмоционально. У меня была только пробабушка верующим человеком, она пела на клиросе, но я ее даже не знал. Но потом через какое-то время в семью пришло понимание. Сейчас это им интересно, познавательно.

    

- Расскажите немного о Ваших детях.

- У меня трое детей – двое сыновей и дочь. Первый сын – Александр, ему 15 лет, второй – Георгий, ему 11 лет, третий ребенок – дочь София, ей 8 лет. Они учатся в общеобразовательной школе. Все дети верующие, ходят в храм на богослужения, причащаются. Старший сын мечтает стать поваром.

- Как складывался Ваш дальнейший путь в Церкви Христовой, когда Вы приняли диаконский и священнический сан?

- 18 июля 2006 г. в Свято-Георгиевском кафедральном соборе г.Макеевки совершилась моя диаконская хиротония. Меня направили на диаконское служение в Свято-Покровский храм п.Старомихайловка. 24 сентября этого же года меня рукоположили в священники в Свято-Николаевском архиерейском соборе г.Донецка. Сразу после хиротонии я был назначен настоятелем строящегося храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и одновременно клириком Свято-Владимирского храма. В этом же году по благословению владыки Илариона я поступил на заочное отделение Одесской Духовной Семинарии, которую закончил в 2010 г.

- Что Вы можете рассказать о строительстве храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи?

    

- В июне 2006 года была совершена закладка камня для строительства храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В начале 2007 года мы отслужили первую Литургию во временном храме площадью 6 на 8 м, расположенном рядом с местом строительства. Весной 2007 года началось возведение нового типового храма. Ктитором строительства храма был ныне покойный Семенов Виктор Владимирович, работавший генеральным директором ЧАО "Донецкий завод высоковольтных опор" и являвшийся председателем попечительского совета. Виктор Владимирович был глубоко верующим человеком, уделял большое внимание духовному возрождению жителей региона. При его содействии в Донецкой области было построено пять храмов, в том числе - храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

За 3,5 года был возведен храм с колокольней, увенчанный пятью куполами, обустроен церковный двор, в храме установлен иконостас. В начале 2009 года в храме были освящены кресты, купола и колокола. В 2010 г. мы провели первый престольный праздник в новом храме.

- Скажите несколько слов о том, как Вам служилось в этом храме. Мы знаем, что Вас уважала и любила приходская община, Ваше имя было записано на памятной фасадной табличке храма. Что запомнилось больше всего?

- Мы очень хорошо друг друга узнали, потому что начинались наши службы с вагончика 2 на 6 м. И когда мы собирались на первые молебны, то на них присутствовало по 3-5 человек. Близкое общение, хорошее взаимопонимание остались до конца моего пребывание в этом приходе. А приход увеличился еще при мне человек до двухсот.

- Куда Вас направил владыка Иларион после этого?

    

- Когда храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи находился в процессе росписи, меня перевели в храм в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Этот маленький деревянный храм был построен и освящен в 2008 г. по инициативе грузин, проживающих на территории Донбасса.

На донецкой земле проживает немало представителей этого древнего народа. Поэтому, когда активисты грузинской диаспоры обратились к духовенству с предложением о строительстве нового храма, эта идея нашла отклик и в Украинской, и в Грузинской Православных Церквах. В Донецкой епархии – это первый храм, который имеет особое миссионерское значение для православных христиан Грузии.

Хотелось бы отметить, что от общения с прихожанами, представителями грузинской диаспоры у меня остались самые добрые и теплые впечатления. У православных грузин ярко выражена любовь к Богу, к ближнему, твердость веры, доброта, простота, желание оказать любую помощь. Так, прихожане-грузины помогали мне в благоустройстве храма, церковного двора. Мне довелось участвовать также в возведении церковной ограды.

Для строительства нового типового каменного храма был разработан и утвержден проект и в мае 2014 г. должно было начаться его возведение. Но из-за военных действий строительство было приостановлено. Многие инициаторы строительства храма выехали из г.Донецка, финансирование было приостановлено и, соответственно, работы по возведению храма также.

    

- Отец Владимир, мы слышали, что по некоторым обстоятельствам Вы не могли служить целый год. Почему такое произошло?

- Когда началась война в нашем регионе, я взял своих детей и уехал в Россию, в г.Санкт-Петербург. Мы были в России около года, я не имел возможности служить в это время. Но я не раз молился на могиле святой блаженной Ксении Петербургской и просил ее о помощи. Так как я не собирался уезжать на постоянное место жительства в Россию, мы с семьей вернулись в г.Донецк. По возвращении я пошел в епархию на прием к правящему архиерею, но владыка Иларион благословил меня молиться.

В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской (может быть по моим молитвам к этой святой в г.Санкт-Петербурге) мне позвонил отец Георгий и сказал, что он участвовал в соборном богослужении во главе с митрополитом Иларионом и передал от владыки указание, чтобы я пришел к нему на прием. В епархии владыка дал мне указ, в котором говорилось, что с 9 февраля я назначен настоятелем строящегося храма в честь Рождества Богородицы, а пока в нем нет возможности совершать Литургии я должен служить в Свято-Владимирском храме.

- Сейчас Вы курируете строительство уже третьего храма – храма в честь Рождества Богородицы. Какие у Вас возникают трудности в этом процессе?

- Трудности в процессе строительства храма только одни – поиск денежных средств. У меня есть опыт строительства, опыт общения со строителями, но для того, чтобы наладить производственный процесс, необходимы немалые денежные средства.

    

История строительства этого храма такова. До войны меценатскую помощь в строительстве храма осуществляло руководство НПО «Механик». Был вырыт котлован, сделан фундамент, возведен и утеплен нижний (цокольный) этаж храма, где по проекту должен быть нижний храм. В ноябре 2013 года началось строительство основного этажа храма. Однако на этом в мае 2014 года работа была прервана в связи с военными действиями в Донецке. К сожалению, строительство этого храма не возобновилось и по сей день, т.к. прекратилось его финансирование. По состоянию на сегодняшний день выполнено всего лишь 15% запланированных работ по строительству всего храма.

Уже четвертый год прихожане молятся только в часовне. Приходская община сама осуществляет поиск средств. Так, приглашаются верующие для приобретения «именного кирпича». Человек, имя которого будет указано в документе и на кирпиче, будет поминаться в храме за Божественной Литургией.

Владыка Иларион дал такое благословение: выгнать стены храма, перекрыть их кровлей, куполами и начать богослужения в цокольном этаже. Для этого нужно самое простое – кирпич, цемент, утеплитель и др. К сожалению, к храму не подведены пока коммуникации: нет канализации, теплосети. Но можно провести газовое отопление от ближайших домов. Я подъезжал к месту возведення храма со строителями. Мы смотрели проект, прикинули, что необходимо для того, чтобы продолжить строительство.

- Как Вы считаете, какие пути нужно искать для строительства храма?

- Все пути, которые будут появляться, мы будем пробовать. Будем обращаться ко всем людям, которые будут готовы помочь строительству храма.

    

- Позвольте, отец Владимир, задать несколько вопросов Вам, как священнику. Что значит – познать Господа и жить с Господом?

- Познать Господа – это не обязанность, а потребность каждого живущого на земле человека. Господь дал нам возможность познавать Себя через Его Церковь, Таинства церковные. Мы начинаем нашу жизнь с Таинства Крещения, затем продолжаем в Таинстве Покаяния в силу нашего грехопадения. Перед участием в этом Таинстве нужно хорошо поразмыслить: «а что же я плохое сделал в своей жизни, что плохое есть во мне», и через Таинство Причастия соединится с Богом.

То есть, познание Господа начинается с познания себя. Когда ты видишь, что ты есть сам, и сам с этим не справляешься, ты обращаешься в Церковь. Человека, который живет за церковной оградой можно назвать блудным сыном, потому что он не живет в общении с Богом – своим Отцом Небесным, не живет полноценной жизнью, которой живут церковные люди. [st16-06] Какое-то общение, конечно, у него есть, и он совершает какие-то плохие или хорошие поступки, но полноту общения с Богом можно познать только через Церковь. А люди, которые заявляют, что они веруют в душе, только оправдывают свою леность в деле своего совершенствования.

Но блудным сыном можно назвать и каждого из нас. Мы своими некоторыми мыслями, словами, поступками часто отпадаем от Бога. Но Господь протягивает нам Свои руки, и через Таинство Пакаяния и Таинство Причастия мы можем возвратиться к Своему Отцу и быть в богообщении с Ним.

- Что бы Вы посоветовали людям, которые делают первые шаги в храме (освящают воду, куличи, ставят свечи)?

- Каждый человек хочет стать счастливым. Но только все выбирают для достижения этого состояния разные средства. А что такое «счастье человеческое»? С церковной точки зрения, это чувство благодати Божией, ощущение мира, радости духовной, легкости в душе. И это все возможно получить только в Церкви. Если человек хочет стать счастливым, то может обрести это счастье в ограде церковной. А что нужно делать для этого, можно узнать, общаясь в приходской общине с опытными церковными людьми, общаясь со священником.

- Отец Владимир, какое значение имеет пост в жизни христианина и, что ему нужно делать, чтобы с большой пользой для души провести это время?

- Пост является для нас средством, помогающим обуздать наши страсти и умертвить грехи. Пост – это телесное воздержание и молитва. В результате пощения мы приходим в такое состояние, когда мы уже меньше подвержены своим эмоциям, похотям, а подвержены духовным подвигам. Пост дает возможность войти нам в своего внутреннего человека, увидеть себя и свои грехи, покаяться в грехах, причаститься Святых Христовых Таин. Но это - средства. А целью поста является обретение любви к Богу и любви к ближнему. Когда в наше сердце поселится любовь к ближнему, то это значит, что мы любим Господа. А, если с ближними у нас нет понимания, общения, от ближних мы дистанцируемся, то значит и любви к Богу мы не имеем. Это значит, что нужно еще работать над собой, исправляться.

- А, что Вы хотите пожелать прихожанам Свято-Владимирского храма и приходской общине в честь Рождества Богородицы?

- Прихожанам Свято-Владимирского храма я хочу пожелать, чтобы все оставались в духовном разуме, оставались в духовном общении со своим настоятелем отцом Георгием. Настоятель этого храма является олицетворением примера настоящего священника-пастыря, священника-наставника. Людям необходимо лишь только быть в этой общине, молиться, участвовать в жизни Церкви. А все те цели, которые ставит перед собой христианин, они могут достигнуть, равняясь на своего духовного наставника, который есть в их храме.

Общине в честь Рождества Богородицы я хочу пожелать крепкой веры и горячей молитвы, потому что тот человек, который имеет крепкую веру и горячую молитву, обретет все, что захочет. Строительство храма – это богоугодное дело и, если среди нашей общины найдется хотя бы один человек с крепкой верой и горячей молитвой, то все у нас получится, все у нас будет хорошо. А, если вся община будет такой, то мы построим храм очень быстро и замечательно.

- Отец Владимир, мы благодарим Вас за беседу.

Беседовала Анна Толмачева

Источник: Сайт Владимирского храма Донецкой епархии

12 марта 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
25 мая 2018, 18:14
Добрый день!

Уточните, пожалуйста, каким образом можно пожертвовать денежные средства на строительство Храма в честь Рождества Богородицы в Донецке?

Спасибо.

С уважением,

Елена
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×