Слово Патриарха

Неделя сыропустная

    

Опыт общения формирует внутренний мир человека

Личность оттачивается, прежде всего, в общении с другими людьми; через это общение мы получаем и радости, и скорби, и вдохновение, и разочарование. И если перечитаем заповеди Божии, то увидим, что и они связывают святость человека со способностью правильно выстраивать отношения с людьми. Именно через этот опыт общения с другими и формируется внутренний мир человека, так что люди становятся либо святыми, либо грешниками.

Из слова после Литургии
в Покровском монастыре г. Москвы
8 марта 2016 года, в праздник
обретения мощей блаженной Матроны Московской

    

Добродетельная жизнь как условие формирования личности

Традиционная русская школа – неотъемлемая часть российской цивилизации, основным формирующим началом которой исторически является духовно-нравственный критерий, духовно-нравственный базис. Как Предстоятель Церкви не могу не отметить, что наша цивилизация во многом выросла из христианского понимания сущности бытия, из православной веры, воспитывающей ту красоту народной души, которая запечатлена в русской литературе и искусстве. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу педагогики. Удивительно – добродетельная жизнь как непременное условие формирования личности! Согласие духовных принципов воспитания в семье и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения, и не было никакого противопоставления: чему учили в школе, тому учили и дома.

Отечественное образование предполагало развитие, как говорили в старину, «разума и способностей души» при помощи, с одной стороны, точных наук, особо выделяя математику, а с другой – русского языка, классической литературы, истории, древних и новых языков, Закона Божиего. Все это формировало здоровое национальное самосознание, высокий уровень нравственности и, как результат, верность своей Родине.

На литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия

В России на литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития личности. Наши предшественники понимали, что родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность. Ведь народ – это общность людей, но не только живущих, но и общность поколений настоящих и прошедших. Понятие «народ» объединяет людей как по горизонтали – ныне живущих, так и по исторической вертикали.

Серьезный подход к преподаванию русского языка и литературы

Современное общество привыкло говорить, что молодое поколение индивидуалистично, прагматично, плохо владеет словом, не любит читать. Мне приходится общаться с молодыми людьми, и я вижу, как разгораются их глаза, когда говоришь о примерах из прошлого, в том числе о литературных примерах, когда они вдруг узнают то, о чем, к сожалению, не узнали в школе. Живой интерес ко всему этому есть, а иначе и быть не может. Мы не должны исключать того, что генетическая наследственность переносит не только физические или умственные потенции, но и склонности и даже идеалы, сформированные предыдущими поколениями. Так что же нужно сделать, чтобы открыть эти потенции? Нужно помочь детям, и, думаю, очень важно, чтобы эта помощь началась со школы, в том числе с выработки серьезного подхода к преподаванию русского языка и литературы.

Из доклада на заседании
Патриаршего совета по культуре,
посвященном созданию
Общества русской словесности,
9 марта 2016 года

В нашей жизни есть и изгнание из рая, и возвращение в рай

Есть отличие нынешнего бытия от того, дохристианского. Силой благодати Божией мы способны освобождаться от власти греха, приносить покаяние, получать прощение, и вновь и вновь, до бесконечности, обретать дар Божественной благодати, которым только и спасаемся. И потому в нашей жизни есть и изгнание из рая – всякий раз, когда согрешаем, когда отворачиваемся от Бога, – и возвращение в рай, когда мы преодолеваем свой грех и благодатью Божией соединяемся с Творцом и Промыслителем мира. Это движение человеческой жизни, взлеты и падения есть драма нашего человеческого бытия. И в этой драме постоянно присутствует огромной силы духовное напряжение и возможность обретать Божий рай – и здесь, на земле, в наших сердцах, и в вечности.

Из проповеди после чина великого освящения храма
священномученика Ермогена в Крылатском г. Москвы
и Литургии 13 марта 2016 года,
в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье),
воспоминание Адамова изгнания

Смысл поста – в покаянии

Смысл поста заключается в перемене человеческого ума и сердца. Каждый из нас нуждается в такой перемене, потому что главным обстоятельством и главной причиной, которой обусловлены ухудшение нашего внутреннего состояния, появление духовных болезней, является грех. А перемена к лучшему внутреннего состояния человека означает освобождение от греха.

    

Именно поэтому святые отцы и указывают на то, что смысл поста – в покаянии. Когда мы раскаиваемся пред Богом чистосердечно, когда мы получаем прощение грехов в Таинстве исповеди и Святой Евхаристии, мы освобождаемся от своих грехов, и наступает подлинная перемена к лучшему. Но есть непременное условие действенности покаяния, и в сегодняшнем евангельском чтении, которое Церковь предлагала нам утром во время Божественной Литургии, содержатся удивительные по силе слова: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). Иначе говоря, непременным условием покаяния является прощение, которое мы испрашиваем у других людей.

Непременным условием покаяния является также наша способность простить другого человека. Каждый по опыту знает, что это непросто. Просто, когда нет реального конфликта, когда не задеты разум и чувства, когда не возбуждены отрицательные эмоции, – тогда это выглядит как обмен приветствиями или любезностями. Мы говорим друг другу: «Прости Христа ради!» И с легкостью отвечаем: «Бог простит!» Но совсем иное чувство охватывает нас, когда мы встречаемся с тем, кто реально нас обидел или кого мы обидели. Вот тогда и нужно совершить духовный подвиг, переступая через свою гордыню, через свое понимание правды, часто ложное, исполнить то, к чему нас сегодня призывает евангельскими словами Сам Господь.

Из слова на вечерне с чином прощения
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя
вечером 13 марта 2016 года,
в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если кто-то вторгается в нашу жизнь и делает нам зло, то что происходит, если мы отвечаем на зло злом? Мы теряем внутренний мир, недруг нас победил.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Главное в нашей жизни — это ее вертикальное измерение, это связь человека с Богом. Если эта связь сохраняется и крепнет, то человек попадает в орбиту Божиего воздействия и не может погибнуть только потому, что на улице холодно или еды не хватает. Мы знаем, как часто в самых тяжелых обстоятельствах даже люди, далекие от веры, сердцем чувствовали, что главное — обратиться к Богу.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь учит нас тому, как нужно жить, чтобы человек не превращался в животное, чтобы инстинкты не разрушали силу разума и нравственного чувства.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Бог через земную жизнь людей, через их работу, через их усилия, через их молитву, через их духовный подвиг, через сохранение добра в этом мире удерживает от пришествия зла.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Как важно, чтобы все мы понимали, что Бог царствует, что Он Творец мира, что Он хозяин всех материальных благ. И распоряжаться своими материальными средствами мы должны не как хозяева, но помня, что хозяин – Бог.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я По Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я По Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мир, раздираемый противоречиями и конфликтами, остро нуждается в примере согласия и умиротворения, обретаемого во Христе через отречение от себялюбия и потворства греху. Святогорская монашеская традиция являет собою этот пример.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Писатель призван напоминать людям о том, что от их собственного выбора – в сторону греха или борьбы с грехом – зависит, прибавится ли в мире добро и сократится зло или, напротив, зло расширит сферу своего влияния.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 5-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 5-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Нужно постоянно ставить перед собой высокие цели, а цель для всех нас – укрепление веры в нашем народе, от чего зависит судьба и народа, и Отечества нашего.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 4-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 4-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей.
Комментарии
наташа14 марта 2016, 20:00
Благослови Господи Патриарха Кирилла! Да будет благословенна вся церковь православная!
ТАТИАНА1714 марта 2016, 20:00
Приветствую создание Общества русской словесности.Патриарх правильно подчеркнул,что у молодежи загораются глаза от высокохудожественных литературных примеров.А начинать надо(просто необходимо )со школы,уделить и русскому языку и литературе больше внимания.Если Общество практически поможет школе в решении этих задач,то это будет только во благо России. Божьей помощи в начинании!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке