Куда приводят школьные реформы?

Почему ситуация с русским языком и литературой в школе наводит на мысль о национальной катастрофе? Как в век суперкомпьютеров мы теряем элементарные человеческие навыки? Что в этих ужасающих условиях может предпринять государство, а что — только родители нынешних школьников? Об этом говорим с кандидатом экономических наук, научным редактором журнала «Эксперт» Александром Приваловым. Он вошел в состав Общества русской словесности, которое было учреждено в марте этого года и которое возглавил Патриарх Кирилл.

    

Что происходит в школе?

— Александр Николаевич, Общество русской словесности было создано по решению президента страны. Почему на проблемы преподавания русского языка и литературы в школе пришлось обратить внимание высшему должностному лицу?

— Потому что ситуация с преподаванием русского языка и литературы в школе очень тревожная. За последние годы даже результаты ЕГЭ по русскому языку стали ужасающими. Настолько, что в 2014 году Министерство образования было вынуждено задним числом резко снизить планку допустимого результата. Если до экзамена объявлялось, что удовлетворительной оценкой будут считаться 36 баллов, то после экзамена решили считать удовлетворительными 24 балла. Если называть вещи своими именами — то узаконили двойку. Иначе очень большая часть выпускников того года просто не получила бы аттестат.

За последние годы число часов на русский язык и литературу многократно уменьшено: минимум в три раза, а в некоторых случаях — в шесть раз. Преподавание русской словесности в школе на очень низком уровне. И вроде бы все понимают, что русская словесность — это хребет нации. Как тогда получилось, что хребет нации загнан в подполье? Что литература стала даже не второстепенным, а пятистепенным предметом в школе?..

— Почему именно русский язык и литература — хребет нации? Почему не история, не физика?

— Потому что язык — это способ мышления. Мы же все без рефлексии, сразу понимаем, что Иван Сергеевич Тургенев в знаменитом стихотворении в прозе говорит правду — именно наш язык держит страну; он настолько богат и настолько великолепен, что дает нам ментальный инструмент для решения любых необходимых задач — для существования. А сколько-нибудь полно овладеть языком без русской литературы — дело едва ли возможное.

Сейчас люди перестали толком понимать прочитанное. Перестали ловить интонацию текста, видеть иронию, сарказм, оскорбление, если оно выражено не напрямую. Они водят глазами по строчкам, но не отслеживают логики текста. Многие не способны заметить даже откровенных логических провалов. В журнале «Эксперт» аудитория, я бы сказал, элитная — но даже здесь количество людей, которые способны правильно прочесть три абзаца подряд, уменьшается.

Этого быть не должно. Не может быть нации, не умеющей читать и говорить! Школа должна всему этому учить, чего она совершенно не делает. А ведь это нельзя наверстать когда-нибудь потом. Либо в школьном, именно школьном возрасте дети научаются читать, писать и говорить — а значит, и думать, и общаться, либо они остаются безнадёжными невеждами.

— Что делать со всеми этими проблемами, о которых Вы говорите?

— Я не готов — да, полагаю, и никто сейчас не готов — дать сколько-нибудь полную программу исцеления запущенной болезни. Споры между филологами и педагогами по многим весьма важным вопросам пока не утихают. Тем не менее есть вещи достаточно очевидные. Первое: совершенно очевидно, что нужно увеличить часы преподавания русской словесности. Того времени, которое сейчас осталось в школах на русский язык и литературу, недопустимо мало.

Второе: что бы ни решили эксперты Общества, понятно, что реализовывать эти решения должны будут простые учителя. А учительский корпус сегодня не в лучшем состоянии. Да, есть много хороших учителей, есть даже сколько-то великих учителей, но в среднем учитель довольно слаб. Существующая система как будто нарочно направлена на выдавливание сколько-нибудь самостоятельных творческих людей.
Я учительский сын и знаю, что учитель никогда не жил по-царски. У учителя всегда была масса обязанностей и масса начальства. Но такой затурканности, такого полного бесправия, как сейчас, не было никогда. Заслуженный учитель, выпустивший тысячи детей, может получить выговор от чиновников за то, что сказал не «рабочее поле», а «тетрадь», не «обучающийся», а «учащийся»; за то, что он, в августе составляя план уроков на весь учебный год, написал в апреле что-то такое, с чем сам потом не совпал. Это просто позор! Я печалюсь, что лучшие учителя уходят, но я их не виню. Человек, уважающий себя, не должен работать в таких условиях. Такие условия надо ломать — и, в общем-то, хорошо известно, что для этого надо делать. То, что этого упорно делать не желают, есть беспримерное безобразие.

Третье: если мы хотим иметь в школе что-то разумное, мы должны немедленно заняться педагогическим образованием, разгромленным в нашей стране за последние несколько лет. Две трети педагогических вузов закрыты, остальные переформатируются. От перевода педагогического образования на четыре года вместо пяти, в уныние приходят все серьёзные педагоги, с которыми мне приходилось общаться. Нельзя за четыре года дать человеку достаточно: а) фундаментальных зданий и б) ремесла. Потому что педагогика — это ремесло, это масса педагогических, методических навыков. Чтобы им научить, нужно время.

Катастрофическое падение уровня подготовки учителей-словесников гарантирует нам, что результаты обучения русскому языку и литературе, которые мы называем ужасными сейчас, через десять лет будут казаться нам раем, потому что дети будут тотально безграмотны. Не может учитель, который сам ничего не знает, чему-то научить других.

Что делать родителям школьников?

— Ситуация критическая, но понятно, что на серьезные сдвиги в системе образования нужно время. Тем не менее дети растут, ходят в школу с таким количеством часов и с таким уровнем преподавания, каковы они есть. Что бы Вы посоветовали родителям делать в этих условиях?

— Образование ваших детей, будем честны, — это только ваша ответственность. Это не школа делает что-то такое важное, чему вы можете посодействовать. Это вы воспитываете вашего ребенка, а школа чем сегодня может, тем и помогает. Я бы переставил акценты именно так.

В первую очередь нужно выбирать школу. Если это невозможно или если даже выбранная школа недостаточно хороша, надо искать товарищей по несчастью, объединяться, находить учителей, звать их в эту школу, либо организовывать групповые занятия. Обязательно нужно помогать друг другу и школе. Речь не о деньгах — во всяком случае, не только о них. Речь именно о человеческой помощи. Мы ведь постоянно друг на друга орем — от этого страшно устают и родители, и учителя! Последние уже на стенки кидаются, когда видят идущую в коридоре мамашу. Это неправильно. Разговаривайте, беседуйте, спрашивайте, чем помочь. Можете прочесть школьникам интересную лекцию — прочтите. Можете привести интересного человека, чтобы он что-то рассказал детям, — приводите.
Попытайтесь создать вокруг вашего ребенка благоприятный микроклимат. Желательно прямо в школе, а если невозможно, то со знакомыми родителями, друзьями вашего ребенка. Потому что учит не учебник. И порой даже не учитель. Учит атмосфера заведения.
И конечно, важнейшая часть этого микроклимата — лично вы. Средние родители, по моим наблюдениям, интересуются вопросами школы всего три года — с 9-го по 11-й: поступит их ребенок в вуз или не поступит. Остальное абсолютно безразлично. Такого, честно говоря, запоздалого интереса — мало.

Если для вас важно, только чтобы ваш сын хоть куда-то поступил, не попал в армию, а потом получил диплом, если вы не понимаете, зачем в действительности нужно образование — ничего не выйдет. Попытайтесь понять, чего вы хотите от ребенка. Но думаю, вы согласитесь, что читать, писать, понимать и говорить он должен уметь. Это база любого другого умения, навыка, способности, таланта. Неважно, какая профессия будет у вашего ребенка. Общаться устно и письменно, понимать интонации — без этого не может быть ни образованного, ни культурного человека.

— А что делать, если ребенок не любит и не хочет читать?

— Нет способа приучить ребенка к чтению, если ты не читаешь и не любишь читать сам. Другой возможности я не знаю.

— Как реализовать это в жизни? Читать что-то вместе с ребенком? Или читать что-то свое, чтобы ребенок тебя видел?

— Видите ли, я так давно не имел дела с маленькими детьми, что не хочу давать безграмотных советов. Разберитесь в этом вопросе сами, поспрашивайте у людей. Но каждый дом, каждая семья должна заниматься чтением и пониманием. Если для этого ваше дитя надо держать за ручку, держите. Если надо показывать ему, как вы сами читаете, — читайте. Конечно, если вы сами не любите читать, долго врать вам не удастся, но постарайтесь хоть что-то сделать. Главное, мы должны искренне думать, что чтение — очень высокая ценность. Это передается.

Кого и зачем читать?

— К каким образцам мы должны обращаться, чтобы научиться настоящей русской речи? К каким авторам, книгам?

— Прежде всего, я бы убрал слово «должны». Я говорю, что ребенок должен прочесть «Капитанскую дочку» — но это все же метафора. Конечно, никто никому ничего не должен — но все-таки очень желательно «Капитанскую дочку» прочесть.

Никакого образца, кроме проверенной временем классики, я посоветовать не могу. Хотите послушать настоящую русскую речь? Ставьте старые записи Малого и Художественного театра. Хотите почитать настоящую русскую речь? Читайте Пушкина и Лермонтова. Столь же желательно прочесть и какие-то базовые книги других великих литератур. Вся Европа в школьных программах читает Чехова и Достоевского — давайте и мы с вами будем читать Шекспира, Мольера и других замечательных зарубежных авторов.

— Кто учил читать Вас?

— Все было очень просто. Мои покойные батюшка и матушка работали по 14 часов в сутки, а я выказал абсолютную неспособность к посещению детского сада — заболевал на второй же день. Поэтому меня просто оставляли дома. А там, кроме книжных шкафов, ничего не было — и уже лет с четырех-пяти я читал все, что находил на книжных полках. Вот привычка к чтению как самому естественному занятию и осталась на всю жизнь.

— Какая книга в памяти?

— Например, двухтомное подарочное издание «Дон Кихота» — большущего формата, на роскошной бумаге. С чудными картинками и большими буквами. Мне было года четыре или пять, когда я его впервые прочел.

— Говорят, что по-настоящему любимые книги — это те, которые мы перечитываем. У Вас такие книги есть?

— Есть. С великим сожалением должен заметить, что перечитывать я люблю больше, чем читать, в чем многие серьезные люди усматривают леность: ведь чтение, помимо всего прочего, — еще и труд. Конечно, есть масса книг, которые я время от времени перечитываю. А как иначе — они же любимые.

— Можете их назвать?

— Нет, разумеется, — их же много. Человек, который говорит вам, что у него есть любимая книга, прочел не больше двух. У меня любимых книг довольно много, и они очень разные.

Справка «Фомы». Александр Привалов

Александр Привалов родился в 1950 году в Москве. Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета. Кандидат экономических наук. С 1993 года принимал участие в создании делового еженедельника «КоммерсантЪ». Один из основателей и научный редактор журнала «Эксперт». Занимал должность первого заместителя главного редактора газеты «Известия», был одним из ведущих программы «Однако» на Первом канале. Автор многочисленных книг, научных трудов и статей.

Фото Владимира Ештокина

Александр Привалов
Беседовали Алла Митрофанова, Алексей Пичугин, Николай Шешин
При подготовке интервью использовались материалы программы «Светлый вечер» на радио «Вера» (эфир 15.03.2016).
Текст подготовила Дарья Баринова

Источник: Фома.Ru

23 марта 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
ТАТИАНА17 4 апреля 2016, 13:00
Н.Н.,и Вам спасибо за беседу.Пусть Господь Бог помогает Вам на жизненном пути.Будем уповать на ЕГО МИЛОСТЬ к нашему многострадальному прекрасному Отечеству!
НН 4 апреля 2016, 11:00
ТАТИАНА17, спасибо за диалог, мы с Вами говорим об одном и том же, немного другими словами и примерами. Как и с АлександромГ, Иоанной и другими... Разница только в оценке и понимании того, ПОЧЕМУ действующая власть не меняет и/или не хочет менять ситуацию. Вот и всё. Простите меня за многословие... Так хочется донести свою мысль... Простите, и всех с Крестопоклонной седмицей.
Darina 4 апреля 2016, 11:00
Вот бы кто-нибудь аргументировал НЕОБХОДИМОСТЬ реформы в нашей школе! После падения "занавеса" наши учителя были приглашены в США, где знакомились с обычными школьниками. Наших учителей, в частности, удивил уровень естественнонаучной грамотности американских детей. Так 12-летние школьники не смогли объяснить, почему пар из кипящего чайника поднимается вверх.
ТАТИАНА17 3 апреля 2016, 11:00
Н.Н. 2 апреля2016 13:00.Я думаю,что такие девочки были в любые времена.Для чистоты эксперимента надо было поставить рядом родителей и попросить их ответить на те же вопросы.Я признаю,что реформы школы БЕЗОБРАЗНЫ.Но вот что интересно.Одно время я работала в маленьком городе,куда на открытие новой школы прибыл,будучи еще министром,Фурсенко.Торжественное перерезание ленточек,речи,музыка... "Праздничный" педсовет с привлечением родительского комитета.Надо сказать,что министр был очень доступен,со всеми здоровался за руку,гладил по голове первоклашек.Уже тогда было осознание ГУБИТЕЛЬНОСТИ реформ.И НИ ОДИН УЧИТЕЛЬ,НИ ОДИН РОДИТЕЛЬ не поставили НИ ОДНОГО ОСТРОГО ВОПРОСА.Все фотографировались с министром,говорили комплиментарные слова,мечтали о светлом и чистом бытии детей в прекрасной новой школе.ЗАНАВЕС.Все действующие лица КЛАНЯЮТСЯ. Простите меня.
НН 2 апреля 2016, 13:00
ТАТИАНА17 1 апреля 2016, 13:00 /Н.Н. 31 марта 2016,13:00.Вы порекомендовали ролик о Ельцин-центре комментаторам.Я его смотрела. Н.Н., скажите ,пожалуйста,Вы узнали из ролика что-то такое,что Вас ПОТРЯСЛО?.../ - Потрясло. Интервью с девочками. Я не знала, до какой степени дореформировали образование... И сам центр. Для кого и чего его отгрохали? Я должна поверить, что это сделано вопреки действующей власти, или она не понимает, во что выльется деятельность этого монстра? Меня потрясло непрекрытое лицемерие... (Конечно, это моя личная проблема, телевизора у нас нет с 1993г). Вы всё понимаете, а те три девочки, когда вырастут, будут понимать? Правильно - им это ни к чему... они предназначены для стрижки с них шерсти. Не более. И это ПОЛИТИКА действующей власти! Простите!
Аля Бабушкинская 1 апреля 2016, 20:00
Полностью согласна с Олей Карнаух.Образование -это только часть системы, которая рушится прямо на глазах. Нужна перезагрузка и обновление мирным путем. За это православные готовы день и ночь стоять на коленях пред Господом и просить руки помощи для нашей Великой России. Только через молитву всем миром можно выпросить у Господа помощи в решении таких глобальных проблем, иного пути не вижу.
ТАТИАНА17 1 апреля 2016, 13:00
Н.Н. 31 марта 2016,13:00.Вы порекомендовали ролик о Ельцин-центре комментаторам.Я его смотрела. Н.Н., скажите ,пожалуйста,Вы узнали из ролика что-то такое,что Вас ПОТРЯСЛО? Кто в сознательном возрасте жил при Горбачеве и Ельцине,тот понимал,к чему ведет приватизация,залоговые аукционы и т.д.И прекрасно помним, как ВЧЕРАШНИЕ КОММУНИСТЫ (в том числе и деятели искусства) плевали в свое прошлое,из которого выжали ВСЕ,что могли.Но перестройка открыла им НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ.Подпевая (в прямом и переносном смысле Ельцину),можно уже было не мечтать о вилле на Лазурном Берегу,а реально воплощать это в жизнь!И это только песчинка в "горбачевско-ельцинской пустыне".Что же в начале 90х не просвещали они народ? У Михалкова есть неплохие фильмы-этим он и войдет в историю России.А народ наш мудрее,чем может показаться творческой интеллигенции(которая как никогда далека от народа).Об этом я и написала.Для меня их "речевые изыски"-не авторитет.
НН31 марта 2016, 18:00
ТАТИАНА1730 марта 2016, 19:00 /Н.Н. 30марта 15:00 В 1991году известнейший режиссер раздирал на куски перед телекамерами(!) свой партбилет.Было так противно,что с тех пор на нравоучения ныне живущих "деятелей искусства" абсолютно не реагирую/... - "В огороде бузина, а в Киеве - дядька" - примерно такое же сравнение... Простите!
Иоанна31 марта 2016, 15:00
Да дети уже совсем другие! Из-за перегруженности информацией у них нет той концентрации внимания, что имели мы с вами. Нет и навыка умственного труда, да много чего нет. Невозможно требовать от сегодняшнего старшеклассника художественный анализ, усвоил бы хоть содержание! Поэтому, если мы вместе с учителями сможем научить наших детей ХОТЬ ЧЕМУ-НИБУДЬ, донести до них ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ, уже можем сказать: слава Богу! Мои старшие ещё "проскочили", захватили книжку и много читают, а для младшего уже книжка - что-то необязательное, а главное - "видеоряд", сколько бы дома не ориентировали в правильном направлении. Всё, что не дают дома, он получит в школе, причём, не только на перемене, но и на уроке. Так что от нас, родителей, требуется смирение и понимание: сравнивать наших детей с нами самими в их возрасте - нельзя. И с каждым годом всё хуже и хуже.
31 марта 2016, 15:00
Ответ Darine. Здравствуйте, меня зовут Ирина Анатольевна. По поводу репетиторов отвечать приходится, по-видимому, мне)) Репетиторы бывают разные. Я учу детей русскому языку. Три года назад выпускала 11 класс - ученики без помощи репетиторов (по русскому языку) поступили в хорошие вузы Москвы. Программа хорошая, учебники хорошие, дети трудолюбивые. Это, простите, одно из важных качеств ученика - трудолюбие. Умение трудиться с усердием, на совесть. Разумеется, трудолюбие на выходе даёт результат, если у ребёнка есть и способности (т.е. если ребёнок в слове "ещё" делает четыре ошибки, результата не будет... а если одну - то вполне может быть:). Прошло три года. 11 класс. Одна из выпускниц занимается с репетитором. Почему? Потому что не нужно было девочке идти в 11 класс, надо после 9 класса получать профессию. И в поминаемом ныне Советском Союзе таких детей тоже было немало: они шли в ПТУ и на производство. Некоторые дети занимаются с репетитором, потому что в подростковом возрасте родители ребёнка упустили: перестал учиться, забросил секцию или кружок. И не на месяц, а на год-два-три-четыре. А потом к 11 классу "дорос", интерес появился, планы на будущее, но - надо восполнять пропущенное. Как вы представляете себе такую работу на уроках? У всех разные пробелы... и проблемы. Поэтому ваше утверждение, что отстающие - это те, с кем не хотят заниматься в школе, в корне неверно. Кстати, мои коллеги занимаются с учениками дополнительно и после уроков, и на переменах, и к олимпиадам готовят. Бесплатно. Что касается того, что учителя не возмущаются своим положением (учить некогда!), то учителя вообще редко возмущаются. На митинги не ходят. Жалобы в министерство не строчат. На форумах, как сказала ниже коллега, не пишут. Они работают. Много.
Darina31 марта 2016, 15:00
От души желаю Вам успехов, уважаемая Елена Шаронова! Простите!
Елена Шаронова31 марта 2016, 15:00
Спасибо всем за теплые и (верю) искренние пожелания удачи в работе. Хочу написать последний коммент, поскольку завтра начнутся занятия, и времени не будет заниматься чем-то еще кроме школьных дел. 1. Бессмысленно сравнивать то, что было в советской школе и сейчас. И даже не из-за разных подходов к образованию, а из-за разных сопутствующих факторов. Например, физическое и психическое здоровье детей (влияние экологии, родовые травмы и пр.), окружающая среда (СМИ, сети, политическая составляющая), которая вырабатывает клиповое мышление, кратковременную память и пр., уровень загруженности педагогов. Ошибка в том, что вы ищете решение, сравнивая прошлое и настоящее, а надо просто проанализировать то, что мы имеем, с позиции сообразности и менять. Постепенно. Без бесконечных «инноваций». Прислушиваясь к мнению практиков. 2. В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» бургомистр говорит, что он каждый день встает и идет на работу – и это хоть маленький, но подвиг. На этот подвиг способны не только (и даже не столько) романтики, но и просто добросовестно выполняющие свою работу люди. Которым некогда выходить на митинги протеста или как там еще можно выразить свое мнение? Кстати, оно постоянно выражается, его только не слушают или делают вид, что не слышат. Мы просто приходим и учим, каждый в силу и в меру своих возможностей и способностей (как и в любой профессии). Терпеливо. Ежедневно. Ошибаясь и исправляя ошибки (или хотя бы стараясь делать это). И мы хотим того же, что и вы: понимания. Спасибо тем, кто откликнулся. Удачи всем и храни вас Господь.
Darina31 марта 2016, 10:00
Но при любой политике государства в больницах не переведутся милосердные, а в школах романтики. А если традиция не прекращается, всегда есть надежда на перемены к лучшему. От души желаю вам успехов, уважаемая Елена Шувалова.
Darina30 марта 2016, 22:00
Елене Шароновой. По поводу совести отвечать, по-видимому, надо мне. Я имела в виду совесть школы вообще (что делается, зачем и как). Да, в 70х-80х были репетиторы. Но они занимались 3-4 месяца с отличниками с целью упорядочивания их школьных знаний. А теперь что происходит? Почитайте и-нет: "Занимаюсь с отстающими". Т.е. с теми, с кем не хотят заниматься в школе. Учитель потратил уйму времени - сформировал электронный журнал. Теперь родители оперативно проинформированы, и кто захочет, найдет ребенку учителя для доп. занятий. А раньше с отстающими занималась школа, и бесплатно. Конечно, сейчас учителям некогда. Масса времени идет на отчетность в ущерб собственно учительству. Но как-то не на слуху, чтобы учителя возмущались тем, что у них все меньше и меньше времени для работы именно в полученной профессии. Их нагружают, а они молча переходят на ненормированный рабочий день. Но школа - это, во-первых, место, где учат детей. И только во-вторых - это место работы учителей. Вот вам и совесть. И еще нельзя не сказать об электронном журнале. 1) Ребенок - умница. Все хорошо. Точка. 2) Учителю похоже неплохо. Он проинформировал, а часов для доп. занятий у него нет. Точка. 3) Для имущих родителей было бы удобней платить в этой же школе. Точка. 4) Для неимущих все плохо. Точка.
ТАТИАНА1730 марта 2016, 19:00
Н.Н. 30марта 15:00 В 1991году известнейший режиссер раздирал на куски перед телекамерами(!) свой партбилет.Было так противно,что с тех пор на нравоучения ныне живущих "деятелей искусства" абсолютно не реагирую.Родословную свою знаю,Бога люблю. Под солнцем нет ничего нового: предатель- каждый ДВЕНАДЦАТЫЙ. Простите меня.
ТАТИАНА1730 марта 2016, 18:00
Елена Шаронова,прошу у Вас прощения,что задеты Ваши профессиональные чувства.Простите,Христа ради, и не держите на меня зла.Профессия Ваша нелегка,пусть Господь Вам помогает.Здоровья и терпения Вам.
НН30 марта 2016, 15:00
Дорогие участники, правильно: время всё раставит и уже расставляет по своим местам. Увы, не в нашу пользу. Профессионалы работали и работают сначала на развал СССР, а теперь - на развал России. Образование - таран в данном направлении... Самое страшное, многие этого не понимают, а некоторые - и не хотят понимать... Мозги промыты капитально... ИвАнов, не помнящих и не хотящих помнить родства, наплодили с лихвой, во всех сферах обитания. Очень печально! Рекомендую всем посмотреть вот этот ролик на Ютубе: /Никита Михалков: есть ли выход из исторического лабиринта Ельцин Центра/. Всем успехов и помощи Божией. Простите!
Елена Шаронова30 марта 2016, 12:00
Здравствуйте все участники обсуждения. Прочла разные мнения разных людей. Умствования много, общих отступлений, да и откровенного, простите, не знания ситуации в школе. Думаю, мало кто в полном объеме представляет работу в современной школе. Если бы представляли, то не отказывали бы школьному персоналу в терпении и совести(!). Горько читать такое, работая по 10-12 часов в день, и заметьте, не по своему желанию. Да, я та самая полунеграмотная училка, которая вся в проверке тетрадок, заполнении бумажных и электронных журналов, написании планов, отчетов, проведении собраний и прочих. Завидую вам: у вас еще есть время что-то обсуждать. Пока не поменяется отношение общества к учителю, пока его не перестанут грузить все новыми и новыми обязанностями и претензиями, пока не перестанут при детях обсуждать его действия (а частенько это делается сочно, с матерком), то что бы вы не меняли в системе образования, ничего работать не будет. Стыдно, господа. И простите меня.
Darina30 марта 2016, 00:00
Школьные реформы приводят (привели уже) к тому, что учитель имеет право корректировать программу обучения по своему усмотрению! Корректировка не возбраняется и тем, кто по молодости лет еще находится в процессе становления, и потому еще сам нуждается в окормлении. К тому же сегодняшние выпускники педагогических университетов сами поступали в ВУЗы по результатам ЕГЭ, и некоторые из них не были отчислены в процессе учебы только потому, что учились на платной основе. И вот они-то будут говорить нашим детям, «что такое хорошо и что такое плохо», и подкреплять наглядными примерами из классической и апокрифической литературы.
ТАТИАНА1729 марта 2016, 19:00
Н.Н.29марта 2016 00:00.Наверное,что-то было не так с "советским цементом",если так быстро развалилось здание огромной страны(может,построили на песке?).Сравнивать Советский Союз с современной Россией можно НЕСКОНЧАЕМО,только зачем? Президент правильно сказал : кто не жалеет о Сов.Союзе- у того нет сердца; а кто думает о его возрождении-у того нет ума. Школьная реформа ,как и многое другое,проведена была бездарно и бессердечно.Пусть об этом думают профессионалы. И пусть хотя бы что-то ДЕЛАЮТ! ВСЕ слова-слова-слова... Простите меня.
Иоанна29 марта 2016, 14:00
Татиана, жизнь всё расставляет на свои места. Сколько было этих советских "писателей" - и не сосчитаешь! Миллионные тиражи, ленинские и сталинские премии, квартиры в писательских домах, дачи, машины... Уже сейчас почти все забыты, а прошло-то всего 25 лет. Единственный след, по которому о них будут вспоминать потомки, - это их подписи в письмах, проклинающих Пастернака и Солженицына. Слава Богу, мы сейчас никак не должны преподносить детям "Как закалялась сталь". А для себя можем рассматривать эту вещь как документальное свидетельство времени великой мясорубки. Страшное было время. Уж лучше никакой идеологии, чем та, здесь я с вами полностью согласна.
НН29 марта 2016, 00:00
ТАТИАНА17 .../ Сейчас,слава Богу,каждый может сам выбрать ориентир,без идеологических навязываний.А для православного эталон-Иисус Христос.Все остальное-для общего развития.Простите,Христа ради./ - Да всё нормально, имеете право на своё мнение! На мой взгляд, не бывает государства без идеологии. Если нет нормальной (социализм для всех, напр.) - то обязательно есть суррогат, её заменяющий, например: потребление, права человека, фашизм и др. Иисус Христос - эталон для 3-5% верующих людей, а для светских - кто или что? Должно быть ЧТО-ТО, цементирующее общество. Нам, верующим, просто: Возлюбим друг друга за единомыслием и исповемы... А им к чему стремиться, на что ориентироваться? Не надо повторять ошибок советского образования: Лескова выкинуть, Пастернака - туда же, Россия - тюрьма народов - и много чего ещё, не перечесть. Павка Корчагин - герой того времени, великой эпохи, не надо его низвергать, а лучше наряду с сильными чертами характера показать ошибки и заблуждения. Это на мой взгляд. Мы "доигрались" до того, что молодые люди (сужу по своим) всерьёз заинтересовались революцией, гражданской войной, НЭПом, коллективизацией, репрессиями, политэкономией и вообще СССР, что неплохо; но нам, старшему поколению, приходится выслушивать справедливые упрёки, что мы "профукали" такую державу, не сумели защитить завоевания своих отцов и дедов. Старший говорит: плохо вы не жили, горя не видели, вот с жиру и бесились. И возразить нЕчего. Простите!
ТАТИАНА1728 марта 2016, 21:00
P.S. Кстати,Ленин призывал не всю молодежь,а именно комсомольцев не просто учиться(3раза),а учиться (те же 3р.) КОММУНИЗМУ.
ТАТИАНА1728 марта 2016, 20:00
Н.Н.28марта 2016 14:00.Слова Николая Островского не могут быть ориентиром для современников (даже атеистов).Это слова ФАНАТА РЕВОЛЮЦИИ,а любой фанатизм- уродливое явление.Редкий атеист сейчас под ними подпишется,а о верующих и говорить нечего. Не представляю,как сейчас можно преподнести детям "Как закалялась сталь".У Павки Корчагина "подленькое и мелочное прошлое" было у его классовых врагов,в число которых входило и духовенство. Сейчас,слава Богу,каждый может сам выбрать ориентир,без идеологических навязываний.А для православного эталон-Иисус Христос.Все остальное-для общего развития.Простите,Христа ради.
НН28 марта 2016, 14:00
Иоанна28 марта 2016, 08:00 /Ну что плакать о советской школе? Советская школа рухнула вместе с тоталитарным государством. Репетиторы, конечно, были - для тех, кто хотел поступать в хороший вуз. Но то, чему учили репетиторы, ложилось на прочный фундамент, который давала школа. И, если выбросить дедушку Ленина и Павку Корчагина, почему бы не оставить то, что было, хотя бы в основных чертах?/ - Согласна: Снявши голову - по волосам не плачут. А чем Вам Павка Корчагин-то не угодил?. Я, например, из всего романа, запомннила вот это: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее". Для 90% безбожников - чем не ориентир в жизни? Для верующих и всех "Надо спешить делать добро"; для верующих "Возлюби ближнего своего как самого себя", а для всех - помогай всем, как своим ближним... и т.д. А Ленин призхывал молодёжь "Учиться, учиться и учиться". Зачем это выкидывать? Да, по поводу платных услуг согласна с Вами - результаты - нулевые. У предоставляющих услуги знаний нет, совести - кот наплакал, амбиций - через край... Простите!
Иоанна28 марта 2016, 08:00
/ВЕЗДЕ за КАЧЕСТВО надо платить.// Павел, это мы уже давно поняли. Но получается так, что платить-то платишь, а результат - ноль-нуль. Помучились, повозили пару лет, а потом всё бросили и перевели в ближайшую школу. По крайней мере, дети не такие измотанные, плюс остаётся время и силы на спорт, музыку, да иногда надо ребёнку и просто погулять.
Иоанна28 марта 2016, 08:00
Ну что плакать о советской школе? Советская школа рухнула вместе с тоталитарным государством. Репетиторы, конечно, были - для тех, кто хотел поступать в хороший вуз. Но то, чему учили репетиторы, ложилось на прочный фундамент, который давала школа. И, если выбросить дедушку Ленина и Павку Корчагина, почему бы не оставить то, что было, хотя бы в основных чертах? Наталия 25 марта 2016, 14:00: Нет, Наталья, я больше уже не готова отстаивать своё мнение. Я подробно изложу его дома своему ребёнку, рассматривая всё вместе с ним в свете Евангелия. Я настраиваю на честное изложение своей позиции, если его спросят. Но каждый раз сражаться с учителями (а у меня трое школьников) я не в состоянии. Верующий ребёнок в нашей школе - белая ворона. Так же, как и верующий взрослый в нашем на 90% безбожном обществе.
Darina27 марта 2016, 23:00
Мы в СССР начинали образование в школе рядом с домом. Потом нормально работали, учились дальше и защищали диссертации. Для старта нам хватало только школьных уроков. У учителей и в мыслях не было давать дополнительные уроки за деньги. Во-первых, все жили вровень, зарплата у учителя и бухгалтера была примерно одинакова, а во-вторых, и это главное, в школах совесть имела постоянную прописку вплоть до развала СССР, а потом по инерции еще с десяток лет. Сейчас единственный институт, который может сказать слово "совесть" и не вызвать смеха до колик, - это, конечно, Церковь. Потому, наверное, Президент Путин и попросил Патриарха Кирилла возглавить Общество русской словесности. Однако, похоже, что у нас опять "железная дорога". Положение в школе выправится, да вот жаль, что учиться "в эту пору прекрасную уж не придется - ни мне, ни тебе". Оно бы и нечего, если бы не дети. Терпеть-то мы умеем, да образование-то детям нужно сейчас. Вот и получается, что совет А.Привалова о дополнительных занятиях, к сожалению, актуален. Но следуя этому совету, мы будем поддерживать частный сектор образовательных услуг, а за государственную зарплату в школе будут работать честно только романтики.
Аля Бабушкинская27 марта 2016, 20:00
Все очень просто! Правительство все эти годы было занято курсом валют и подсчетом прибыли от продажи нефти. До развития образования, как и до других сфер жизненно важных, "руки не доходили". Получено то, что многие годы рушили, причем порой осознанно, ориентируясь на западные технологии. Сейчас ,если не предпринимать достаточно активных мер по восстановлению ситуации, мы можем потерять еще не одно поколение. Храни Господь Россию!
НН27 марта 2016, 13:00
АлександрГ.26 марта 2016, 19:00 /НН26 марта 2016, 15:00. В. В. Жириновский не первый, кто озвучил подобную мысль. Он еще и не то может сказать. Нужно просто понимать, к какому периоду его жизни относится это высказывание/... Про Жириновского согласна до запятой, а далее - не важно (сказал он это в 2015г); Эта мысль верна везде и на все времена, за исключением СССР. Совсем немного знаю о престижных закрытых английских учебных заведениях, где "куют кадры" для управления миром, - там система совсем другая и либерализации не подвержена. Согласна, что понимание происходит, правда, некоторые понимали это сразу, но их не слушали... Понимать - мало, надо ЭКСТРЕННО ПРОЯВЛЯТЬ политическую волю! Тогда и руки БЫСТРО дойдут. Простите!
Евгений27 марта 2016, 07:00
Павел, но ведь ЕГЭ и был предназначен для "выравнивания" выпускников школ для неимущих с выпускниками школ для "имущих". Ничего хорошего это не дало - как бы не трубили об обратном с официальных трибун и экранов. Даже в хорошей частной школе и гимназии, где дают "приличные знания и воспитание", перед учеником, ближе к выпуску все равно "маячит" ЕГЭ. Без "натаскивания" тесты ЕГЭ на приличный балл не написать, а без приличного балла по ЕГЭ дальнейшая дорога такого "прилично воспитанного и образованого" выпускника сразу "сворачивает вбок". А натаскивание на сдачу тестов по предмету не имеет ничего общего с изучением самого предмета. Как результат - дети лихо ставят буквы-цифры в тестах, но могут совершенно не знать предмета в целом. Это называется ПОКАЗУХА. Я бы не радовался и не гордился заимствованием такой системы оценки знаний от современного "глобального мира". А с Божьей помощью присмотрелся бы к дореволюционной системе Российского образования. Вот в чем полностью согласен с Вами - так это с мыслью о родительском воспитании. Воспитание - всегда из семьи. А вот образование полноценное без школы вряд ли возможно.
Павел27 марта 2016, 02:00
Болонскую систему образования ввели не для того,чтобы так вот ,одним махом ,ее "стереть".ДАЖЕ если от нее откажутся, в "опять реформах" вырастет еще одно поколение (с нашей-то поворотливостью). А вообще интервью о литературе и языке.Прав Привалов : родители не читают - дети будут такие же. Лень-матушка развалилась на просторах нашего Отечества.В советское время слово учителя было авторитетом для ученика и родителей.А сейчас ? Дети дерзки в школе,потому что для родителей они- идолы.Родители требуют от учителей , а сами добросовестно выполняют свои функции ? Вот так одно за другое цепляется. ИОАННЕ:я не имел в виду пансионы на Западе.ВЕЗДЕ за КАЧЕСТВО надо платить. А мы теперь платим за свободу от советского тоталитаризма.Сами выбрали и все приняли.
Иоанна27 марта 2016, 01:00
Согласна с Евгением и не согласна с Павлом. Западный вариант хорошего образования - пансион, когда ребёнок живёт в закрытой школе и видится с родителями лишь на каникулах. Не подходит это нам, ну никак не подходит! Хорошая школа в городе - такая же редкость, как и у нас в России. И дело даже не в деньгах. Возить час в одну сторону - не выход. РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ХОДИТЬ В ШКОЛУ РЯДОМ С ДОМОМ. Поэтому надо думать о том, как привести в порядок обычную российскую школу.
АлександрГ.26 марта 2016, 19:00
НН26 марта 2016, 15:00. В. В. Жириновский не первый, кто озвучил подобную мысль. Он еще и не то может сказать. Нужно просто понимать, к какому периоду его жизни относится это высказывание. Но на деле, без хорошего, качественного образования проблему индустриализации страны не решить. Не решив эту проблему, мы не сможем сохранить свой суверенитет. Не сохранив свой суверенитет, мы не сможем сохранить ни свою Веру, ни свою культуру, что в итоге приведет к пресечению существования русского народа в качестве субьекта истории. Что в этой ситуации произойдет с элитой, объяснять излишне. Став не нужной, она также канет в лету. Начальные процессы того, что может произойти с нами, можно увидеть у наших "небратьев". Два года, но их "достижения" практически в любых областях просто "впечатляют". На мой взгляд, понимание всего этого уже происходит. Но при этом, мы должны понимать, что в определенной степени так называемй образовательный ценз, для определенного слоя всегда служил некоей гарантией сохранения своего социального статуса. И вот именно эту "борьбу желания с реальностью" мы сейчас и наблюдаем. Просто в данный момент времени, этот вопрос стал неким индикатором, ибо сторонники дальнейшего реформирования образования по факту являются противниками индустриализации, чтобы они при этом не говорили. При этом, если мы внимательно взглянем в свою историю, то нечто подобное уже происходило. Так, в конце 19-го, начале 20-го века русская интеллигенция "бросилась" просвещать темный народ. "Просветили". "Просвещенный" народ их выгнал из страны. Первые большевики, хорошо помня о судьбе "просветителей", долго спорили по этому вопросу. Известен спор Луначарского с Крупской. Надежда Константиновна отстаивала точку зрения, что излишнее образование вредно, так по ее мнению девочкам достаточно было вообще четырехклассное образование. Луначарский же напротив считал, что без классического университетского образования и воспитания собственных специалистов, молодой советской стране в капиталистическом окружении не выжить, ибо индустриализация страны будет не реализуема по определению. Победила точка зрения Луначарского. Итог известен, индустриализация страны в 30-е годы была реализована. Так, что этот вопрос отнюдь не новый.
Павел26 марта 2016, 19:00
Евгений,скорее всего,ничего не получится.Мы стали частью глобального мира.Во всем мире есть школьное образование,медицина,еда,жилье,отдых и т.д. для неимущих. В России есть частные гимназии и школы ,где и воспитание и знания даются приличные.Конечно,за плату.Надо воспитание детей брать родителям в свои руки.С Божьей помощью все получится!
НН26 марта 2016, 15:00
АлександрГ, спасибо за ответ. Это всё понятно. Но вот Вы пишите: /Тот факт, что в руководстве страны, до сих пор "до этого не дошли руки" крайне печален. Можно сказать так, что задача поставленная двадцать лет назад должна быть снята с повестки дня и переформулирована заново/. - А вот с этим я категорически не согласна! Не ни "руки не доходят" - а и доходить не должны, так как это государственная политика. И президента она устраивает (оч. хочется написать - устраивала...). Как "в запале" однажды сказал В.В. Жириновский - умный народ ни правительству, ни олигархам не нужен... Бессмертный вопрос: кому выгодно? Кто и что правит миром? - Власть и деньги, деньги и власть. Простите!
Евгений26 марта 2016, 09:00
Хорошее интервью. Мы начинаем расхлебывать последствия копирования в 90е годы западных образовательных стандартов. Сейчас повсюду приходит к управлению "поколение ЕГЭ". Как правило, некомпетентное ни в чем. Отсюда и безалаберные формулировки законов и безумная заформализованность школьной (да и любой другой) работы, за которой легче всего спрятаться от ответственности при максимальной видимой имитации деятельности. Нужно отменять в стране ЕГЭ и разворачивать школу от к натаскивания для сдачи ЕГЭ/ГИА к нормальной работе с детьми. Пожелание редактору сайта (или корректору): исправьте в тексте статьи "фундаментальные здания" на "фундаментальные знания". Спасибо.
АлександрГ. 25 марта 2016, 21:00
НН25 марта 2016, 18:00. Начну с ответа на второй вопрос о Минобре. В свое время, великий русский поэт А.С. Пушкин озвучил очень точную мысль: "в России правительство очень часто делало больше, чем понимало". Нынешнее правительство, видимо не исключение. Современное состояние, в котором оказалось наше образование, есть следствие долговременного курса на присоединение к так называемой Болонской системе, подразумевающей, ничто иное как подготовку Российской системой образования специалистов для работы за рубежом. Иными словами, мы должны были готовить спецов для Запада. Из этого и проистек такой модный и потрясающе бесстыдный по своему цинизму тренд на воспитание "компетенций" и "перекодировке" сознания подрастающего поколения. Естественно, что таким "спецам" вовсе не нужно было знать Российскую историю, литературу, да и русский язык становился вовсе необязательным. Все это являлось небольшой составной частью процесса глобализации, направленного на полное "размывание" суверенитета любых национальных государств, с управлением ими из единого центра управления. Но насколько, я понимаю внешнеполитические действия нашего руководства, страной взят курс на отстаивание и сохранение суверенитета России. Но если так, то актуальность прежнего курса, ориентированного на присоединение к Болонской системе, нивелировалась. Стране нужны специалисты здесь, а не "там на Западе", ибо поднимать и обустраивать нужно собственную страну, а это означает, что любой специалист должен быть патриотом своей страны. И вот здесь мы должны понимать две вещи: во-первых патриотизм воспитывается на уроках истории, русского языка и литературы, а вовсе не на уроках математики и физики; во-вторых это как мы понимаем это диаметрально противоположное направление в развитии российской системы образования. Тот факт, что в руководстве страны, до сих пор "до этого не дошли руки" крайне печален. Можно сказать так, что задача поставленная двадцать лет назад должна быть снята с повестки дня и переформулирована заново. И вот исходя из этого, вытекают ответы на первый и третий вопросы. Другой вопрос, что Церковь и различного рода общественные организаци патриотической направленности должны помогать руководству страны в этой работе и акцентировать внимание на наиболее злободневные проблемы нашей действительности.
НН25 марта 2016, 18:00
АлександрГ.../ Понимая, при этом, что под такую задачу придется формировать команду, наделять ее полномочиями и десантировать ее в Минобр. Кроме того, следует ясно понимать, что работать придется на всех "этажах", начиная от минобра и заканчивая рядовыми исполнителями на местах, включая при этом и саму систему подготовки будущих педагогов/. - Александр, я всегда с интересом читаю Ваши комменты и очень со многими соглашаюсь. В данном случае есть вопросы: 1.Кто ДОЛЖЕН формировать НОВУЮ команду? 2.Монобр разве действует по собственной инициативе сейчас? Разве они не придерживаются одобренной руководством страны политики ориентации НАШЕГО образования на Болонскую систему? 3.Рядовой исполнитель - он и есть рядовой, ИСПОЛНЯЕТ то, что ему предписали на "высших этажах", а те - что им приказали на самом высоком уровне. Нет? Это касается и подготовки педагогов - кто требуется, того и готовят, а те, в свою очередь, выпускают из школ таких граждан, какие выгодны существующей системе... Простите!
ludmila25 марта 2016, 16:00
ОЛЕНЬКА,простите меня.Я плохо вижу.С компьютером только начинаю понемногу дружить,поэтому не сумела исправить свои ошибки и ввела Вас в грех.А сказать хотелось многое.
наталия25 марта 2016, 14:00
Моя подруга запретила сыну читать "мастер и маргарита" и,конечно,вошла в конфликт с учителем. Но она аргументировано отстояла право верующей семьи.Учитель пыталась отыграться на мальчике,но ничего у нее не получилось.Мальчик теперь студент хорошего ВУЗа.Просто моя подружка по начитанности намного выше "зашоренной" учительницы.А готовы ли вы отстаивать СВОЕ МНЕНИЕ?
ТаняСем25 марта 2016, 11:00
Очень согласна с комментарием Оли Карнаух 23 марта 17:00,функция государства вообще непонятна в последнее время,я ни коим образом не говорю о том,что родители должны устраниться и полностью отдать своих детей учителям,но..мне лично страшно вести дочь через 2 года в школу,т.к я одна и не могу полноценно ее подготовить,т.к советское образование уже "отстой"считается,а смотришь на того же министра образования и возникает вопрос-а сам-то он верит в эти реформы?и какая успеваемость была у него самого?Грустно от того ,что все вопросы во всех сферах жизни граждане должны и обязаны сами решать,а если не решают,то карательные меры тут как тут...Это чистый сюжет из сказки-когда барин жирует,а крестьянин поясок затягивает...Вопрос в том,что уже открыто говорится о нац.катастрофе,а министры хранят молчание,как всегда пытаясь отсидеться,прости,Боже,нас всех,грешных и вразуми!!!
Ольга25 марта 2016, 10:00
Уважаемые комментаторы, представляющиеся учителями русского языка и литературы! Прежде чем отправить комментарий, проверьте в нем орфографию, пунктуацию, стилистику. Зачем позорить высокое звание учителя великого русского языка?! Стоит ли удивляться, почему так неграмотны выпускники школ?! Долго молчала, читая комментарии «учителей» к разным публикациям, но чаша моего терпения переполнилась. Простите.
Егор Кандыба25 марта 2016, 04:00
У меня тот же вопрос.Чиновники принимают чудовищные законы, которые разрушают семью, образование,здравоохранение.На народные деньги живут не бедно. И народ же сам должен расхлебывать последствия.Точно как в сказке :"А главное что? А главное то,что мы здесь ни причем."
Екатерина24 марта 2016, 19:00
Почему никто не отметит, что учителям приходится работать с тем, что приходит к ним из СЕМЕЙ!!! Пока родители не поставят КНИГУ выше айфона, ничего с места не сдвинется, хоть по 10 часов русского в неделю ставь. Заберите у младенцев планшеты, сделайте дома культ книги - как и было в детстве у А. Привалова. Если бы он проводил эти часы перед телеком, мы бы не читали это интервью.
ludmila24 марта 2016, 17:00
И снова не могу молчать.Учитель русского языка и литературы с большим стажем.Сужасом наблюдаю как безудержно появляются новые концепции в образовании.Ив них "увы" ученик просто "испаряется",а появляется "продукт"(по словам Глебовой).Чудовищно! И это о детях!Акак же с воспитанием? Продукты не воспитываются.Ведь именно воспитание-антрибут существования общества.Образование без воспитания не формирует человека,а разнуздывает его.Это мы уже наблюдаем повсеместно.Основная задача воспитания в том,чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта,постиг любовь к ближним,к Отечеству,честность,милосердие.Именно русская литература способна это пробудить ,конечно,с грамотным педагогом.Асейчас это тоже проблема.Педагоги-жертвы ЕГЭ.Возникает традиционный вопрос:"Что делать?"С данным руководством-никто не знает.Что касается программы по литературе.Не устаю повторять-нужна интеграция с православной культурой,чтобы у детей появился смысл жизни.Почему бы не расширить программу по духовной литературе?Общество намеревается усовершенствовать стиль жизни,но,вероятно,полохо понимает,что стиль жизни совершенствуется через стиль речи.Чтобы почувствовать наш стиль достаточно послушать,как говорят в современном радиоэфире,отданном на откуп массовому вкусу.А учебник русского языка и другие-набор предложений без всякой мысли.Ксожалению,моральные нормы для нашего руководства нигде не прописаны,не имеют документального оформления.Каждый раз,говоря о понятиях,вводимых очередной реформой,нас пытаются свести на какой-то нетрадиционный уровень.А в законе "Об образовании"написано,что система образования является системой сохранения нашей традиционной культуры.Сохранять ее значит знать,изучать,передавать.Мы и по-совести и по Конституции обязаны этим заниматься.Вероятно,только тогда мы научимся различать,где истина,а где изображение;где культура,а где антикультура;где лик,а где личина;где образование(образ),а где проходящая информированность.А еще о свободе выбора ОГЭ и ЕГЭ для учащихся и их родителей.Почему нельзя в 9 классе освободить от сдачи ОГЭ учащихся,которые не идут в 10 класс? Почему в 11 классе нельзя освободить тех,кто не идет в высшее учебное заведение?Эти ребята могли бы сдавать и на базе своей школы.Простите меня,заканчиваю.Низкий поклон всем кто болеет за наших детей, и дай нам Бог,чтобы в России возродилась наша система образования и появились талантливые руководители с истинными духовными ценностями.
Ирина24 марта 2016, 16:00
Наталия, язык - это средство передачи культурного, исторического и (в том числе) религиозного опыта. Конечно, можно не возделывать поля, ибо "Господь нас питает", не строить дома, ибо "Господь укрывает" и не совершать многие другие вещи, ибо есть Господь, Который сказал: "Яко без Мене не можете творити ничесоже" (Иоан. 15:5). Но это уже не упование на Бога, а леность, безволие и неразумие (если не безумие).
Наталия Стоян24 марта 2016, 00:00
"Иван Сергеевич Тургенев в знаменитом стихотворении в прозе говорит правду — именно наш язык держит страну". Надо же, как интересно! А мы верим в Бога Отца Вседержителя. Это Он все держит, а не язык.
Татьяна Органова23 марта 2016, 23:00
Работаю в школе 40 лет, поэтому знаю ее изнутри давно. С моей точки зрения, большой удар по образованию был нанесен в советские времена, когда было введено обязательное среднее образование. В старшие классы пришли дети, у которых не было стремления учиться. Поскольку всю ответственность за их успеваемость возложили на учителей, произошла девальвация оценок - двойка стала тройкой, тройка четверкой и т.д. Грамотность была не лучше, просто учителя проверяли экзаменационные сочинения двумя ручками - синей и красной, подгоняя работу под нужную оценку. В прошлом году ЕГЭ по русскому впервые прошло без утечек и показало реальные знания учащихся
ТАТИАНА1723 марта 2016, 23:00
Я очень уважаю Александра Привалова и в его интервью почти со всем согласна. Но эта уже "наглухо" вбитая в наши головы фраза "никто никому ничего не должен " каждый раз меня "царапает".Но это не просто слова - они претворяются в жизнь.Может,именно так думают и чиновники из Минобразования,которые загнали школу в тупик?Ведь этими словами можно оправдать многие "язвы" нашего бытия:полное безразличие к старикам-родителям,оставление детей в роддоме,бездумную и легкую измену мужу или жене и т.д. и т.д.А если бы ТАК думали наши дедушки и бабушки ,то не прошли бы они половину Европы и не расписались бы на Рейхстаге в 1945!На мой взгляд, эта фраза - порождение гордыни. Именно "ДОЛЖЕН" может привести Общество русской словесности к положительному результату. Иначе появится еще одна бюрократическая структура. Простите.
АлександрГ.23 марта 2016, 20:00
Выход всегда находится там, где вход. С точки зрения планирования, пока мы находимся в стадии осознания проблемы, за которой должна последовать стадия формулирования задач и способов их реализации. В случае, если мы хотим выправить (а не просто "разговоры говорить") ситуацию, в достаточно короткий пяти-десятилетний период, действовать придется достаточно твердо и быстро, отдавая себе отчет в том, что результаты этой работы проявятся только через пятнадцать-двадцать лет. Понимая, при этом, что под такую задачу придется формировать команду, наделять ее полномочиями и десантировать ее в Минобр. Кроме того, следует ясно понимать, что работать придется на всех "этажах", начиная от минобра и заканчивая рядовыми исполнителями на местах, включая при этом и саму систему подготовки будущих педагогов.
протоиерей Георгий23 марта 2016, 19:00
А Васька слушает да ест. Это про мин.обр.. В Пензенской области срочным порядком велено ввести второй иностранный язык в пятых классах. Отгадайте за счет какого предмета? Верно! За счет русского языка конечно.
Татьяна23 марта 2016, 18:00
Русский язык в плачевном состоянии... Татарстан. Русская семья, русский ребёнок , 3 класс - русский язык и русская литература - 5 часов в неделю. Татарский язык и тат.литература - 6 часов... Куда это годится? Зачем нам это ? Высокие посты в правительстве Татарстана всё равно занимают только татары , русских даже со знанием татарского всё равно не возьмут. А за 9 лет вдалбливания ненужного языка - и результата - ноль. Кому надо , на курсах за пару месяцев больше знаний выносят , чем за весь период обучения в школе. Зачем вдалбливать русским детям татарский язык? Лучше бы 8 часов русского языка, а татарский - по желанию. Простите, крик души... А ещё китайский собираются ввести... ну где там русский-то знать с такой кашей в голове? Всё делают, чтоб люди свой родной язык забыли...
Оля Карнаух23 марта 2016, 17:00
трудно не согласиться, все вопросы крайне наболевшие. Одно грустно, высказанная мысль, что образование наших детей - это забота и ответственность в основном родителей. Примерно тоже говорят сейчас о медицине, общий смысл - спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Не снимая ответственности с родителей, т.е. с нас самих, хотелось бы все-таки поинтересоваться: неужели государству полностью безразличен уровень образованности своих граждан? Равно как и их здоровье и безопасность? в чем тогда вообще функция государства? Всегда считалось, что именно лечить, учить и защищать, что же изменилось? Наши сограждане уже давно несут на себе груз, который все увеличивают: платят за медпомощь, если хотят качественного лечения, платят репетиторам, если хотят, что бы их дети хорошо учились, много чего еще мы должны делать сами, и это не плохо. вопрос только - а зачем мы тогда платим налоги и содержим весь этот госаппарат?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке