О силе воли (+ВИДЕО)

Часто можно услышать от людей, которые никак не могут переступить порог храма или побороть какую-то пагубную привычку, что у них не хватает силы воли. А что такое сила воли с духовной точки зрения? Можно ли ее воспитать и как? Рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Если не ты, то кто?

Всё, что касается жизни духовной, имеет определенные аналоги в сфере физической, даже бытовой. Бывает, что нет у человека сил, чтобы прочитать домашнее молитвенное правило или пойти на богослужение. Что с этим делать? А что делать, если нет сил нести из магазина сумки с продуктами? Бросить эти сумки? Найти кого-то, кто их отнесет домой за вас? Просто отказаться от покупок? Ясно, что выход один – все-таки донести их и в ближайшее время начать заниматься физкультурой, чтобы укрепить мышцы и не испытывать впредь подобных проблем. Приведенный мною образ – самый простой, но тем он очевиднее.

Дело в том, что каждая из присущих человеку сил – будь то сила его рук, ног или же сила воли – может определенным образом укрепляться, а может, наоборот, сводиться к какому-то ничтожному минимуму. Но если с руками и ногами всё понятно, то с силой воли – намного сложнее. И одновременно проще, так как никаких спортивных снарядов для ее укрепления не требуется.

Мы укрепляем силу воли тогда, когда себя к чему-либо понуждаем. Даже для человека с расслабленной волей все равно есть вещи посильные – в частности, элементарная самодисциплина. Например, есть три раза в день, пусть даже с двумя чаепитиями между приемами пищи, но не десять раз в любой момент, когда захотелось полакомиться. Вставать сразу после того, как прозвонит будильник, а не лежать в постели «еще пять минут», все равно не засыпая и теряя время. Это ничтожные усилия, но они выводят волю из состояния паралича. Когда человек начинает себя понуждать на подобного рода простые и необходимые действия, его воля получает некую базу для того, чтобы укрепляться и служить уже более серьезным задачам.

Ну а дальше нужен поступательный труд: я понудил себя сначала на что-то совсем простое, потом – на что-то чуть более серьезное. И этот труд приводит к весьма ощутимым результатам. Не говоря уже о том, что если человек это делает не только ради удобства жизни или достижения каких-то земных целей, но и для того, чтобы таким образом иметь силы хранить верность Богу и угождать Ему, то, безусловно, в этом и Господь будет помогать. И в ответ на человеческое малое усилие Его помощь будет неизмеримо большей.

Сила воли – это и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации

То есть сила воли – это помимо всего прочего и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что человек, который в каких-то глобальных ситуациях проявляет себя решительно, в таких мелочах, как вставание без промедления по будильнику или воздержание от лишних приемов пищи, неожиданно оказывается безвольным. Мы постоянно забываем о том, что в значительной степени зависим от собственных навыков. Нам все время кажется, что мы будем всегда такими, как есть. Но на самом деле человек постоянно движется между «плюсом» и «минусом». Опять-таки, если обратиться к физической плоскости нашего бытия, можно вспомнить массу примеров, когда люди рождаются крепкими, сильными, но умудряются совершенно разрушить свое здоровье и эту крепость нездоровым образом жизни, а слабенькие и хиленькие от рождения, занимаясь спортом, спустя какое-то время превращаются просто в богатырей. То же самое в духовном плане. Когда у человека появляется навык к самопреодолению – не насилию над собой, а поступательному труду шаг за шагом – это для него становится, как ни странно, естественным. Хотя раньше могло казаться совершенно невыносимым, немыслимым.

О пользе малых шагов

Мы говорим о том, что сила воли может воспитываться. Возникает закономерный вопрос: «Какие же нужны упражнения для этого?» В этом смысле для нас все очень удобно устроено: не нужно что-то специально искать или изобретать, потому что упражнения предлагает сама жизнь. Суть не в них, а в определенном настрое. То есть я должен понять: для того чтобы состояться как христианину и просто как человеку, необходимо себя преодолевать. Надо себя убедить в том, что это не страшно, это не так уж и трудно, куда-то вдаль пока не заглядывать, а начать с самых простых вещей. С того, например, что когда я где-то оставляю ту или иную вещь и она образует начало будущего беспорядка, я не позволяю себе лечь на диван или сесть за компьютер, пока не положу эту вещь на ее место – просто потому, что таков мой настрой на самопреодоление. Я не буду ждать, пока из мусорного ведра начнет все вываливаться или на грязном полу можно будет огород разводить, а своевременно выброшу мусор и сделаю влажную уборку. Вот из таких крупиц всё и складывается.

Я как-то очень хорошо запомнил один пример из жизни некоего афонского старца. Он жил в общежительном афонском монастыре, где была не особо аскетическая жизнь, а наоборот, было всего в достатке. Такие периоды духовного упадка случались в истории Афона. И вот у этого старца зародилась мысль о том, что хорошо было бы от этой сытой вольготной жизни уйти и посвятить оставшееся время, собственно говоря, тем подвигам, ради которых он когда-то монашество принимал. Но он понял, что привычка к сытой жизни погонит его обратно в монастырь, и тогда он среди всего этого тепла и довольства стал потихоньку приучать себя к жизни более аскетичной. Он начал меньше и реже есть, избегать тепла и уюта и постепенно пришел в то состояние, при котором для него переход к жизни подвижнической стал безболезненным.

Душа нуждается в привыкании к некоему изменению – резких перемен она может не выдержать

Святитель Феофан Затворник удалялся в затвор тоже не одним каким-то рывком, а постепенно приучал себя к ограничению своего передвижения в пространстве, понимая, что его душа, как и душа любого человека, равно как и тело, нуждается в привыкании к некоему изменению в своей жизни. Иначе она не выдержит.

Вот ради чего все это нужно – ради того, чтобы иметь свободу. Свободу в какие-то моменты, когда от нас требуется от чего-то отказаться и чего-то лишиться, пойти на эти испытания и не бояться их. Для этого у нас должны быть силы и необходимые навыки.

Когда сам – не сможешь

Когда мы говорим о силе воли, всегда возникает тема зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой. Порой человек приходит в храм, и ему удается преодолеть эту зависимость, но это бывает лишь в том случае, если он сам воспринимает ее как зло и беду, хочет от нее избавиться и ищет при этом помощи Божией. Придя в храм, человек обретает не только эту помощь, но еще и то самое главное, отсутствие чего ему мешало победить свою зависимость, – обретает смысл.

Но зачастую бывает так, что человек и не ищет смысла, и не хочет избавиться от зависимости, и тогда ему помочь не получается. И здесь дело не столько в отсутствии силы воли, сколько в общей направленности жизни человека. Притом опять-таки человек, который привык к жизни дисциплинированной и ответственной, редко соскальзывает в сторону зависимостей и легче их преодолевает.

К сожалению, бывает и так, что человек, найдя в Церкви необходимую поддержку и, прежде всего, благодатную помощь, выкарабкивается из бездны зависимости, а потом решает, что Церковь ему больше не нужна, что он уже и так достаточно крепок духом, чтобы не вернуться к своим пагубным привычкам, и из Церкви уходит. А после этого мало-помалу опять скатывается в ту же трясину, из которой выкарабкался. Но так бывает не только с алкоголиками, наркоманами и людьми, пораженными страстью к игре, – так бывает вообще со всеми людьми, которые, придя в Церковь, обрели некую свободу от своих прежних грехов и страстей, а потом ушли из Церкви и опять впали во все прежние тяжкие, из которых они до того с трудом выбирались. Здесь мне всегда вспоминается апостол Петр, который сначала по слову Христа Спасителя пошел по воде, а потом вдруг убоялся и начал утопать. Почему? Мне близко объяснение, что апостол в какой-то момент привык к тому, что идет по воде, и ему показалось, что он идет сам, и тогда ему стало страшно. Когда человеку кажется, что он сам избавился от каких-то греховных зависимостей, он перестает искать помощи Божией и неминуемо соскальзывает обратно.

Все начинается с детства

Ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно быть ответственным

Может ли способствовать укреплению силы воли в человеке ее воспитание с детства? На мой взгляд, не просто может, а в первую очередь и способствует. Даже трудно сказать, что играет большую роль – черты натуры, которые человеку присущи от рождения, или же воспитание. Воспитание даже может преобладать. И огромную услугу своим детям оказывают те родители, которые с детства приучают ребенка к тому, что есть такие понятия, как ответственность, долг, что есть вещи, которые необходимо делать, даже когда не хочется. Правда, ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно делать то-то или то-то, почему нужно быть ответственным, что такое долг и на чем базируется это понятие. Если ребенка заставлять просто делать что-то, смысла чего он не понимает, то, безусловно, как только у него появится возможность этого не делать, он это делать прекратит. Когда же ребенок привыкает и делать, и понимать цель и смысл дела, когда ему ясно представляется связь между этим деланием и его результатом, тогда вырастает человек сильный, ответственный, волевой, который будет и полноценным членом Церкви и христианской общины, и хорошим работником, мужем, отцом, другом – словом, полноценным человеком.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

24 марта 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО) «Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО)
Архим. Мелхиседек (Артюхин)
«Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО) «Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО)
Беседа о подвиге с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
Никита Филатов
Так что такое подвиг с христианской точки зрения? Когда обычная жизнь становится подвижничеством? Как совместить духовную жизнь и житейские заботы?
Самоисправление и тренировка воли Самоисправление и тренировка воли
Митрополит Давид (Качахидзе)
Сожаление вызывает то, что хотя многие усердно читают Священное Писание, тщательно изучают его и часто молятся, но все же не могут приблизиться к Богу, так как они без должного внимания оставляют главное – закалку и тренировку воли, самоисправление, из-за чего нет необходимой взаимосвязи между их благими намерениями и реальными действиями.
Воспитание воли Воспитание воли
Свящ. Павел Гумеров
Воспитание воли Воспитание воли
Священник Павел Гумеров
В молодежной среде (да и не только) популярен лозунг: не верь, не бойся, не проси. Молодежи кажется, что этим выражается их независимость, сила. На самом деле этот принцип сеет разделение.
Комментарии
Светлана11 ноября 2016, 23:00
Да, для меня статья тоже очень своевременная и полезная. Только все-таки скажу свое личное. Очень много поражений в жизни. И когда говорится о том, что многое зависит от человека, невольно внутри всё опускается и становится грустно - не вижу в себе никаких сил. Вообще. Давно живу только тем, что надеюсь на Божию милость. Тогда как-то и трудности переносятся благодушнее, когда знаешь, что Господь знает о моих немощах и поможет. Я не говорю о том, чтобы лежать на печи или в луже и только взывать к Богу. Просто, возможно, я уже не верю, что у меня что-то получится, хотя и делаю попытки.
Роман12 августа 2016, 12:00
Господь создал человека свободным,а мы,люди,сами делаем себя рабами вещей и привычек.И что бы нам выбраться из этого плена нам нужно бороться,бороться с самим собой!И это борьба не из легких путей!Наш мозг нас же и обманывает в этой борьбе и без помощи Божией не справится! Надо детей с детства учить тому,что кто чем побежден,тот тому и раб!И учить детей любить Бога,соблюдать Его заповеди из любви,а не из страха попасть на сковороду,тогда у них в жизни будет все хорошо! Всем мира,добра,здоровья,любви и милости Божьей!!! Помолитесь о мне,грешном рабе Божьем,Романе
ТАТИАНА1725 марта 2016, 13:00
Мне кажется,что воспитание силы воли человека необходимо для того,чтобы познать Волю Божию.Сила воли это,прежде всего,самодисциплина.Игумен Нектарий очень доходчиво,на бытовых примерах,обьясняет нам это. Думаю,что и примеры наших Святых Отцов - проявление колоссальной силы воли. "НАДО ПРОСИТЬ,МОЛИТЬ ГОСПОДА,ЧТОБЫ УКРЕПИЛ ВОЛЮ ПРОТИВИТЬСЯ СТРАСТНЫМ ПОМЫСЛАМ,ОБРАТИЛ БЫ ВСЕ СИЛЫ,ВСЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ХОТЕНИЯ ДУШИ К ВЫСШИМ ЦЕЛЯМ,СВЯТЫМ,ВЫСОКИМ,БЛАГОРОДНЫМ".(Игумения Арсения). Разве может наша душа облагородиться,если мы будем сидеть на табуретке "сложа руки" и не ПОНУЖДАТЬ себя ни к чему! Благодарю Вас,о.Нектарий. Спаси,Гоподи!
Людмила25 марта 2016, 12:00
Господи, дай сил и здоровья отцу Нектарию!
Ольга25 марта 2016, 01:00
Как всегда у отца Нектария всё глубоко и смиренно, спасибо!
Виктория24 марта 2016, 22:00
Большое спасибо отцу Нектарию и ведущей! Очень познавательная, полезная беседа!
Марина Анатольевна24 марта 2016, 21:00
Без Бога ни до порога или по другому "Без меня не можете творить ничесоже" - а сила воли здесь не причем...
Елена24 марта 2016, 20:00
Как своевременно для меня появилась на сайте статья - дивны дела Твои, Господи! Ирине Мешалкиной:- гордость воли - это если человек полагается только на свою силу воли и гордится этим, а не полагается на силу Господа. Сразу оговорюсь, что делюсь своим личным пониманием определения "гордость воли", так как точного объяснения в святоотеческой литературе я не нашла(в интервью со старцем Клеопой о гордости ума и гордости воли он, действительно, объясняет, почему гордость ума хуже и страшнее гордости воли и объясняет подробно, что такое гордость ума, но не объясняет, что такое гордость воли).
Екатерина24 марта 2016, 17:00
Храни Господь о. Нектария! Как же разумно и мудро! И опять много нового открываешь для себя.
Алексей24 марта 2016, 15:00
!!!
ТАМАРА24 марта 2016, 14:00
О. Нектарий,как всегда точно,кратко и доступно.Спаси ,Господи.
Эдуард24 марта 2016, 13:00
Спасибо Батюшка. Соскочил. Буду вылазить.
Ирина Мешалкина24 марта 2016, 13:00
Спасибо за наставление, очень нужное для всех унывающих и измотанных,постоянно изменяющимися обстоятельствами жизни современников. Ты Сам нам помоги, Господи! Как известно, ко всякому добру может прилепляться противоположное ему зло. Один румынский старец говорил, что есть гордость ума и гордость воли. Что такое гордость воли? Нигде не могла найти объяснения.
Татьяна24 марта 2016, 11:00
Конечно, мы понимаем, что любая зависимость - это духовный недуг, часто переросший даже в физическую болезнь (алкоголизм, например). Увы, часто наша жизнь, это иллюстрация известного афоризма: " Свобода ограничивается тем, что человек может выбрать себе господина". Конечно, и самодисциплина, и сила воли, и воспитание - все это очень важно. Но вопрос, как мне думается, глубже. Душевная боль, психическое перенапряжение, повышенная тревожность, травмированность выступают хорошей основой для формирования зависимостей. А бесы, как известно, бьют всегда по слабым местам. "Такова хитрость лукавых бесов, - они постоянно заняты нами; как сторожа, подмечают наши наклонности и пожелания...Какую страсть замечают в нас, такие и расставляют нам сети...Бесы ищут в нас повода, потому что чрез свою наклонность и пожелание мы скорее запутаемся" (преп.Паисий Величковский). Наша воля нужна нам для того, чтобы прийти в храм, к единственному Лекарю, которому по силу надеть намордник на демонов и освободить нас от демонских пут, исцелив нас. Ведь исцеление приходит исключительно Божьей благодатью, а не собственными усилиями. Но для этого нужно личное покаяние, решимость, вера, участие в таинствах. И поддержка со стороны близких, конечно. Это настоящая война, а на войне как на войне..Помоги нам всем, Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке