О смерти (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа восьмая

Чем христианское понимание смерти отличается от мирского? Сколько смертей носит в себе человек? Можно ли быть одновременно и мертвым, и живым? Когда смерть во благо? И неизбежна ли она?

Здравствуйте, дорогие о Господе братья и сестры!

Мы сегодня дерзаем поговорить об очень серьезной теме, которая касается каждого человека, – о смерти. Эта тема табуирована в современном обществе: при всей тотальности смерти, она отодвигается на задворки сознания – для того, чтобы не пугать современного человека и не мешать ему наслаждаться жизнью. Происходит нечто странное: в средствах массовой информации не стыдятся показывать расчлененные бандитами трупы, взорванные террористами города, окровавленные жертвы автотрагедий, что, собственно, и есть смерть. Но при этом говорить об этом в обществе не принято. Попробуй заговорить с кем-то о смерти! Тебя сочтут не совсем вменяемым человеком. И это несправедливо.

Смерть вошла в человека, когда сказал Господь: «Смертью умрете», – значит, это и совершилось. И смерть является благом для человека. Это трудно понять, но вот у святителя Амвросия Медиоланского есть даже книга об этом – «Смерть как благо».

Вообще смертей на самом деле много. Есть смерть духовная, которой тут же, после вкушения запретного плода, умерли Адам и Ева. Жили они еще долго: 930 лет Адам плакал о грехе своем – но умер он сразу по грехопадении. Эта смерть проявилась в том, что он испугался Бога, Которого раньше слышал ходящего в раю, чувствовал близость Его и разговаривал с Ним. И он понес на себе плоды грехопадения и изменился телесно и душевно. Душа Адама разлучилась с Господом, телесные его составы претерпели чувствительное изменение – стали подвержены тлению. Ему напомнил Господь: «Ты земля и в землю вернешься», – а этого не должно было быть.

Святитель Григорий Палама пишет, что смерть души – это разлучение души с Богом. Смерть тела – это разлучение тела с душой. Это рассечение человека на двоякое состояние: душа отдельно, тело отдельно – привычное нам понимание смерти. Душа живет без тела, тело без души не живет. Духовная смерть, повторюсь, – это разлучение ума, и души, и сердца с Богом. И в этом состоянии смерти пребывает огромное число людей. Нужна благодать Божия, нужны покаяние и вера, чтобы вернуть свои отношения с Творцом в должное русло и восстановить распадшееся. Слово «religare», от которого произошло слово «религия», как раз и означает восстановление – восстановление бывшей связи, порвавшейся по каким-то причинам.

Слова о том, что смерть бывает благом, можно подтвердить высказыванием апостола Павла, который говорил, что если Христос в вас, то тело мертво для греха, а дух жив для Господа (ср.: Рим. 8: 10). Тело, мертвое для греха, при духе, живом для Господа, – это свойство во Христе живого человека. То есть для того, чтобы во Христе ожить, нужно для греха умереть. Как видим, смерть и жизнь постоянно борются в человеке. Чтобы жить для Господа, нужно умирать для греха, а чтобы жить для греха, нужно умирать для Господа.

Н.Лосев, Притча о блудном сыне. 1882. Н.Лосев, Притча о блудном сыне. 1882.

Так что смерть – духовное явление, она не обязательно ассоциируется с трупом, которого отпевают и хоронят, она может быть спутницей нашей жизни. Мы читаем об этом в притче о блудном сыне, потому что, когда блудный сын вернулся – а это образ покаявшегося человека, – отец сказал о нем: «Сын мой сей мертв был и ожил, пропадал и нашелся». То есть физически блудный сын не умирал, он действительно пропадал и нашелся, но в духовном смысле он умер, а потом ожил. Умер грехом, а воскрес покаянием.

Смерть как благо – это смерть для греха; смерть как благо – это смерть со Христом

Смерть как благо – это смерть для греха; смерть как благо – это смерть со Христом. Но если вы умерли со Христом, то и воскресли с Ним. И пост, например, – это умирание со Христом, Пасха – это совоскресение с Ним. «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Чудесные поэтические слова Пасхального канона, сказанные преподобным Иоанном Дамаскиным!

Итак, смерть как благо – это смерть для греха. Смерть как ужас – это смерть для Бога. Смерть как конечный факт – это работа похоронных бюро; служение священников, отпевающих покойников; работа тех, кто обмывает и обряжает тело, накрывает погребальные столы. А смерть как постоянный факт нашей жизни, спутник наш – это то, о чем говорит Господь Бог про грешника: «Сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». А в другом месте в Евангелии Христос говорит такие слова – в ответ на просьбу Своего ученика разрешить ему похоронить отца: «Остави мертвых погребсти своя мертвецы» (Мф. 8: 22). Значит, есть несколько видов смерти, раз одни мертвые погребают других мертвых. Это может означать, что мертвые духом хоронят мертвых телом, а ты иди и возвещай Евангелие, то есть оживи сам духом, будь жив и делай прочих живыми.

Костница. Святая гора Афон Костница. Святая гора Афон

Опознать в себе мертвеца надо каждому человеку

Опознать в себе мертвеца надо каждому человеку. В особенности человеку, который знает, как зовут Того, Кто пришел избавить нас от вечной смерти. Тот, кто знает Иисуса Христа, верующий, должен опознать в себе человека, нуждающегося в Искупителе, человека, который носит в себе смерть – носит смерть души и, конечно, носит смерть тела. Смерть души проявляется через грехи; смерть тела проявляется через наши болезни, которые, как вестники дальние, высылаются Богом к нашей плоти многострастной, сигнализируя ей о том, что она из земли взята и должна разойтись на составляющие, на элементы, на молекулы, на атомы и в землицу лечь, чтобы, там очистившись, впоследствии совоскреситься, совоссоздаться в день славного и страшного пришествия Господа Иисуса Христа.

Многогранная тема смерти заставляет нас искать спасителя от нее и искать ответа на вопрос: почему хорош наш Господь Иисус Христос? А почему Он является таким единственным, как мы говорим: «единый Человеколюбец»? – Да потому что Он победил главного врага. Смерть – главный враг человечества. Наука борется с голодом, социальные движения борются, например, с рабством или с безмерным унижением одним человеком другого человека, борются с расовой, гендерной или иной какой-то несправедливостью. Наука дает нам крылья самолетов – для того чтобы мы пересекали огромное расстояние за маленькое время. Наука дает нам другие какие-то вещи, позволяющие нам говорить друг с другом на расстоянии, видеть друг друга на расстоянии. Одного только не может наука – сразиться со смертью и победить ее. Попытки есть, но попытки абсолютно бесполезные, потому что смерть смеется над силой сильного, над умом умного, над знатностью знатного, над богатством богатого. Только над Христом смерть не смеется. Вот Он – Крепчайший на смерть. Так мы и говорим: «Крепчайший на смерть был еси, Христе: темже ту связав, нас избавил еси». Вот Он – Единый Человеколюбец. Он не ученый, Он не правитель, Он не полководец в современном понимании этого слова, то есть тот, который командует войсками, Он не миллионер – но Он сильнее смерти, Единственный, приносящий миру настоящее благо, избавляющий нас от смертного страха.

Имея веру в Иисуса, Который сильнее, чем смерть, мы учимся умирать, не боясь

Как только мы понимаем, что мы смертны, но при этом не уверуем в Господа, жизнь наша тут же теряет вкус и смысл. И мы рискуем обезуметь от страха и перестать действовать активно в этом мире. Как только мы познали, что мы смертны, но при этом имеем веру в Сладчайшего Иисуса, Который сильнее, чем смерть, – мы получаем прямую дорогу в вечность и учимся умирать, не боясь. Есть такое благо в человеческом роде, Христом подаренное: умирать, не боясь. Страшно грешнику впасть в руки Бога Живого. Страшно и нам будет стоять перед судом Всесвятейшего Слова. Однако Христос, Который Сам перед смертью за наши грехи страшился и ужасался, беря их на себя, дает праведникам такую власть – умирать с радостью. «Иду, Господи, иду! “Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей” (Пс. 107: 1)». «Прими с миром дух Мой!» – говорил на кресте Жизнедавец. Так говорят и умирающие праведники: «Прими с миром дух мой».

Итак, дорогие христиане, смерть живет в нас. Не вокруг нас только, но и в нас тоже – это нужно знать. Сильнее смерти – Христос, Его нужно знать, за Него держаться. «Хватайся за вечную жизнь», – писал Павел Тимофею. И вы хватайтесь за ризы Того, Кто Единственный в мире сильнее смерти. И знайте, что смертей бывает много: есть духовное умирание, есть фактическое разлучение души от тела, есть смерть даже и как благо, когда плоть мертва для греха, а дух жив для Господа. Вот сколько важного, даже если поверхностно касаешься этой тайны. «Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти?»

И, пожалуй, источники для глубокого церковного понимания этой великой тайны смерти и воскресения – чин Погребения православного мирянина, который стоит почитать каждому из нас, а батюшки его хорошо знают, многие и наизусть, и чин Пасхальной службы. В чине Погребения преподобный Иоанн Дамаскин, как никто другой, выразил трепетную тайну неизбежности умирания и ужасности ухода за гроб человека из этой жизни и слез прощальных над его бездыханным телом. А в пасхальных песнопениях тот же Иоанн Дамаскин с величайшей радостью и проникновенностью описал нам то, что «пожерта бысть смерть победою. Где ти смерте, жало; где ти аде, победа?..» «Воскресе Христос, и жизнь жительствует, и мертвый ни един во гробе». Все это наша жизнь, наши слезы и наша радость. Думайте об этом, и да вразумит вас Господь думать глубже, думать сильнее и думать правильно. С Богом!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Ропот Ропот
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Ропот Ропот
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 22-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать: «Почему это они, а не я?!»
Иерархия Иерархия
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Иерархия Иерархия
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 21-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, можно ли быть штабс-капитаном, если нет Бога, почему так важно знать свое место и когда можно это место покинуть, об уроке евангельского сотника и как не дать диавольской иерархии возобладать в нашей жизни.
Заповеди Божии (+ВИДЕО) Заповеди Божии (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Заповеди Божии (+ВИДЕО) Заповеди Божии (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 20-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Знаем ли мы, что заповедал нам Христос? Как правильно понимать ветхозаветное десятисловие? И зачем человеку Божии заповеди?
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 19-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Терпение – это не только физическая выносливость. Это умная концентрация, а современный мир разбивает наше сознание на много частей, и потому мы становимся жадными до впечатлений, много желающими, ничего не достигающими – нетерпеливыми.
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 18-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Жизнь человеческая – это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние – и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину.
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 17-я
Вера у человека есть одновременно с неверием, и от человека зависит вступить в борьбу и изгнать из себя то, что мешает спасению, и оставить то, что помогает.
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 16-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Как соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания?
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 15-я
Вот вам по крайней мере три священные профессии: пастухи, садовники, плотники. А остальные что же? Любой труд свят. Человек не может не трудиться.
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 14-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, почему храмов не было в раю и почему так важны нам храмы сейчас, о храмах рукотворных и нерукотворенных и о том, как связана цель жизни человеческой с сутью храма.
Комментарии
Михаил18 апреля 2016, 15:41
"Тебя сочтут не совсем вменяемым человеком. И это несправедливо." - пока не понятно. "Как только мы понимаем, что мы смертны, но при этом не уверуем в Господа, жизнь наша тут же теряет вкус и смысл. И мы рискуем обезуметь от страха и перестать действовать активно в этом мире." - в том-то и закавыка, что не одолевает Страх человеческую душу, когда она не верит в Господа, можно сказать, она ни в кого не верует, даже в себя, и для смысл жизни - просто жить здоровым и прожить дольше "среднего прожиточного уровня" и даже есть цель - прожить дольше других.
olga 6 апреля 2016, 00:22
Для всех далёкое "когда-нибудь". Так призрачно и так неотвратимо. И где-то рядом, каждую минуту Сегодня, завтра, будет как вчера. И мысленно отмахиваясь тщетно, Пытаемся забыть о ней напрасно, Она повсюду ходит безгранично, Ей нравится когда её не ждут. Объятия с годами не слабеют. Не притупляется булатной стали хватка. Она неисчислимо многолика. Законом неизменна её суть. Но и она, покорна Воле Божией Её боятся все и презирают. Ей дела нет, до множества сентенций В ней нет причин, но все её клянут. Была побеждена Христом Воскресшим. И странствует грозой, для всех живущих. Жизнь разделила мрачною долиной И грустно величают её - смерть. Помни о смерти, во век не согрешишь.(Святые Отцы)А раз мы грешим, то стало быть не помним...Имеем наглость надеется, что проскочим. Какая глупость! Вообще, это кем надо быть? Помнить о смерти и при этом, грешить. Спасибо за наставление.
Галина Руссоg 5 апреля 2016, 16:52
Хорошо
Ольга 4 апреля 2016, 18:12
Отец Андрей, спаси Вас Господь. Статья бодрящая. Добавить или комментировать, мне грешной, нечего. С уважением и благодарностью.
Галина Игловская 3 апреля 2016, 10:10
Путь к вечности открыт, и на пороге смерти Пройди свою Голгофу, распни себя крестом, – Ты станешь храмом Духа, приблизишься к бессмертью И Божьей благодатью воскреснешь со Христом.
Наталья 3 апреля 2016, 03:28
Благодарю Вас, о.Андрей за беседу о смерти. Смерть - величайшее благо для православного христианина, так как она и только она ведет тебя к встрече с Тем, Кто есть Абсолютная Любовь, с Тем, Кто бесконечно и безмерно любит тебя - так, как никто и никогда не любил и не может любить в нашей земной жизни. Мы пришли в этот мир по воле Божией (есть замечательный благодарственный Акафист - Слава Богу за все, написанный митрополитом Трифоном (Туркестановым)- чтобы умереть и воскреснуть с Христом. Есть замечательная картина, написанная в 1500-1504 годах Иеронимом Босх - Вознесение блаженных (Ascent of the Blessed). Удивительно, до какой степени подобные детали описывают и некоторые наши современники во всем мире - те, кто умер, но смог (по воле Господа)вернуться назад, в земную жизнь... Как жить, чтобы не бояться встречи с Господом - это воистину вопрос жизни и смерти. Спаси Бог! С пожеланием Божией помощи во всех Ваших делах и планах во славу Божию, с уважением и поклоном, р.Б. Наталья
2 апреля 2016, 17:14
Господи помилуй нас грешных
тамара 1 апреля 2016, 23:49
Помни о смерти и не умрёшь вовеки.Батюшка Андрей,благодарим,как всегда чётко и ясно.
ТАТИАНА17 1 апреля 2016, 21:18
"Общее для всех извещение:"Будьте готовы на всякий час".Даже за один день нельзя ручаться,что проживем до конца его.Специальные же извещения даются только БОЛЬШИМ праведникам(иногда большим злодеям). Игумен Никон (Воробьев).
Татьяна Авдеева 1 апреля 2016, 15:28
Спасибо! Очень нужно!
Ирина 1 апреля 2016, 12:07
Когда-то, будучи еще новоначальной, я искренне недоумевала, читая Евангелие: как это Петр, верный ученик Господа, мог отречься от Него? Апостол, мужчина, сильный - и отрекся. "Я бы не отреклась", - думала я высокомерно. И господь показал мне кое-что. То есть он попустил мне такие испытания, что казалось бы, все зло восстало против меня. Мне представлялось, что это превышает мои силы, и физические, и душевные. Хотя Господь никогда не дает нам испытаний выше наших возможностей. Но в тот момент мне хотелось умереть или вообще как-нибудь исчезнуть, чтобы только избавиться от этой невыносимой душевной боли. Конечно, это не могло продолжаться долго, и через какое-то время все прошло. Но Господь вразумил меня: не превозносись, бывают такие испытания, что нам не под силу. Когда почувствуешь свою немощь без Господа, только тогда невольно смиряешься.
Сергий 1 апреля 2016, 09:02
Спасибо за такую позитивную статью, отец Андрей.
Людмила 1 апреля 2016, 08:09
Спаси вас Господь,отец Андрей!!! Сколько же интересного и полезного я получаю для своей души, слушая ваши проповеди!!! Дай вам Бог здоровья на многая лета!!!!
Виктория 1 апреля 2016, 07:19
Спаси Вас Господи, отец Андрей!
Алексей 1 апреля 2016, 06:16
Почему то мало говорится о самом Господе, о его воле и любви к нам. Он и смерть посылает в самое нужное для нас время. Мне всегда приходит на память то что произошло с апостолом Петром... Петр один из любимых учеников, Он всегда с Господом, кто усомнится в искренности и правдивости его слов: "Если кто и предаст Тебя но только не я..". И каков результат.. Это страшно подумать, но такова воля Господня и для Петра.Видать это было нужно. Ничего в жизни не происходит случайно, все посылает Господь и смотрит за нашей реакцией.Для чего я это написал? Мне просто обидно стало что Господа в сознании нашем мало. А помним его слова:" Без меня вы ничего не можете творити..."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×