«Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО)

Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста

Для многих Великий пост – время, скажем откровенно, тяжелое и печальное. А статистика из года в год показывает грустный результат: только 3–5% из тех, кто считает себя православным, соблюдают пост, и то не всегда строгий. Почему же люди не видят радости поста? И в чем она, эта радость? Как все же тем, кто никогда не постился, дерзнуть на пост? Об этом мы беседуем с владыкой Марком (Арндтом), архиепископом Берлинским и Германским.

– Здравствуйте, дорогие читатели и зрители интернет-портала «Православие.Ru». Сегодня наш гость – владыка Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский. Владыка, наша передача будет выходить в дни Великого поста. И потому тема сегодняшней встречи – Великий пост.

Пост – это время, наполненное особым торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным, вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он воспринимался как время не печали, но радости?

– Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение. Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза, которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной, конечно же, но и духовной тоже – мы освобождаемся от груза наших грехов. Пост – это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни. А когда мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека освобождается для именно духовного делания.

К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые он сможет посетить, он, слыша слова богослужения, вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной степени.

Богослужения Великого поста так богословски насыщенны! Они помогают понять смысл поста

Святые отцы оставили нам огромное духовное богатство – эти прекрасные богослужения Великого поста. Они настолько насыщены богословским смыслом! Они подводят нас к смерти – к смерти крестной, которую пережил наш Спаситель ради нас, и к двум родам, можно так выразиться, смерти, которую переживаем мы.

Во-первых, мы имеем возможность очиститься от греховных наслоений нашей совести, чтобы в любой момент быть готовыми перейти в руки Божии, в иной мир. Но это и смерть, которую мы желаем нашим грехам, это отмирание человека от всего греховного и приобщение ко всему светлому, божественному, небесному. Если так воспринимать это время поста, то это время большой радости, радости, которую мы каждый день можем сознательно переживать. Переживать наступление нового дня – нового времени для покаяния, которое нам дается. Но также переживать и предвкушение всеобщего воскресения. Неслучайно всеобщее воскресение празднуется до Воскресения Христова. Хотя оно и обусловлено именно воскрешением Спасителя и тут есть причинная связь, но все же мы переживаем это за неделю до Воскресения Христова – это воскрешение Лазаря, которое нам напоминает о нашем всеобщем воскресении. Так что если мы будем правильно вникать в содержание постных богослужений и в смысл поста, тогда он будет для нас огромной радостью и освобождением.

– Владыка, опросы, которые проводятся и в России, и по всему миру, показывают, что постится не так уж и много людей. В России, как и в прежние годы, в нынешний Великий пост более-менее строго поститься будут около 3% россиян, считающих себя православными. Добродетель воздержания не пользуется особой популярностью. Почему так, владыка?

– Так происходит, прежде всего, от незнания поста. И непонимания – и его смысла, и его формы. Смысл действительно остается скрытым для тех людей, которые не посещают великопостных богослужений, не вникают в их суть, в их содержание. И тогда весь пост в лучшем случае превращается в какую-то форму гимнастики. Это что касается духовной стороны поста. А если говорить о телесной стороне, то люди не постятся, потому что не понимают, что в пост они освобождаются от своего телесного груза, от того, что им совершенно не нужно, и учатся господствовать над материей. Вспомним: при сотворении мира Бог поставил человека быть господином, то есть господствовать, властвовать, над своей природой. А мы видим, как многие и премногие люди в наше время становятся рабами материи – рабами, прежде всего, своих страстей. Это те, которые не могут будто бы освободиться от курения, от того, чтобы не есть много, и проч. и проч. Очень много таких моментов в нашей жизни, когда нам кажется, что мы вот это и вот это не осилим… Я по исповедям знаю, как многие борются с какой-то страстью, но им все кажется, что победить ее невозможно.

Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru

Мой духовный наставник в каждый пост ничего не вкушал ровно 40 дней – и жил до глубокой старости

На самом деле человек, когда он вникает в суть поста, когда он его практикует, становится настолько радостным, что уже не может без этого. Это предрассудки – считать, что люди не могут без такой еды, без сякой еды. Когда я был на Афоне, мой духовный руководитель каждый пост постился ровно 40 дней – и он жил до глубокой старости. Причем строго постился: не ел вообще. Только пил очень жиденький чай – и всё. И я знаю других людей, которые это тоже практикуют. Ну, может быть, не 40 дней, но достаточно долгое время.

Помню, как одна из прихожанок, которую я убедил поститься, в конце поста благодарила меня, говорила: «Я так рада, так довольна!» Так что человек, когда он понимает, что и зачем он делает, многое может.

Точно так же дело обстоит и с молитвой. Когда человек не молится или молится минут пять, он не может оценить силу молитвы, он не может оценить ту радость, которая вырастает из нее. И поэтому он так и будет телепаться, – быть может, всю свою жизнь, если у него не будет толчка, который приведет его к тому, чтобы хотя бы раз попробовать помолиться по-настоящему. Тут много таких аспектов, которые требуют, прежде всего, открытого сердца.

Расскажу такой случай, очень меня впечатливший. В нашем приходе было несколько греческих семей, которые ходили в нашу церковь только потому, что мы живем по православному календарю, а не по римско-католическому. Они ничего не понимали, кроме «Аллилуйя» и «Ис полла эти, деспота», но ходили, потому что знали, что у нас всё правильно. И вот в пятницу первой седмицы поста гречанка, трудившаяся, как я знал, на фабрике, на очень тяжелой физической работе, мне говорит (это не часть исповеди, просто была беседа): «Владыка, я в среду выпила воды». Я подумал, что чего-то не понял, – я греческим не так уж хорошо владею – и переспросил: «Что вы сказали?» Она повторяет: «Я в среду выпила воды». Я в недоумении спрашиваю: «Вы хотите сказать, что вы всю неделю не только не ели, но и не пили?» – «Ну, конечно!» Вот такой ответ: «Ну, конечно!» Женщина, которая трудится на тяжелой работе. Я тогда понял, что человек может очень многое, если он только хочет.

Мы лет 20 назад ввели Великим постом раз в неделю службу Преждеосвященных Даров, вечернюю, но наш Синод определил, что кто хочет причаститься, тот должен поститься с предыдущей полуночи до вечера. Я это объявил всем и ожидал, что никто не придет. Люди пришли! Люди, которые, как я знаю, работают в канцелярии какой-то, где все курят и прочее. Они воздерживаются весь день, вечером приходят на исповедь, причащаются. Это такая радость! И это только опыт может дать. Понимаете?! Конечно, тот, кто такое не переживал, этого и не поймет.

Нам надо решиться «прыгнуть через реку». Вот как святая Мария Египетская

Так что, я думаю, тут беда именно в том, что многие не готовы сделать шаг. Прыгнуть через реку. Вот как святая Мария Египетская прыгнула через Иордан и из блудницы стала святой – так и многим из нас надо делать.

– А есть какие-то, может быть, аскетические упражнения, которые позволят человеку потихоньку, но все же преодолевать в себе нерешительность и развивать готовность «прыгнуть через реку»?

– Прежде всего, это молитва. Когда человек прилежно относится к молитве, тогда он и в телесном посте будет готов на подвиг. Когда он увидит, насколько ум и дух действительно делаются свободными, он это будет ценить.

Вот я вспоминал тех несчастных, что не могут бросить курить. Я говорил им: «Попробуйте хотя бы в постные дни – в понедельник, среду и пятницу – воздерживаться от курения. Это начало». И многие так вот смогли преодолеть в себе эту страсть. С едой надо так же.

У нас в монастыре многие из монашествующих придерживаются такого правила: в постные дни они вообще никакой пищи не принимают, разве что вечером у них маленькая трапеза, а так – целый день ничего не вкушают. И это, конечно, способствует тому, что человек может оценить свои силы, увидеть, что возможно для него, что невозможно.

Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru

– Владыка, вы сказали, что тот, кто правильно постится, испытывает радость. Есть еще такие слова – в стихире, которая поется в великопостные дни: «Постимся постом приятным…» И мы друг другу это желаем во время поста. Пожалуйста, напомните нам всем, что означают эти слова: «Поститесь постом приятным».

– Я особенно не задумывался над этим, но, полагаю, прежде всего, это значит вот что: мы будем воздерживаться от того, чтобы есть своего ближнего. В одной из стихир перед началом поста даже говорится, что это самая трудная, может быть, добродетель, которой человек может достичь.

«Поститься постом приятным» значит и то, что мы в посте будем черпать духовную силу для духовного развития. Чтобы нам не стоять на месте, а чтобы каждый пост был бы ступенькой лестницы, ведущей ко Христу и к нашему со-воскресению.

– В молитве преподобного Ефрема Сирина такие слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему именно об избавлении от таких грехов говорится в молитве? Ведь мы знаем, что это далеко не весь перечень пороков…

– Я думаю, что все остальные грехи так или иначе связаны с теми, которые тут перечисляются. Ведь присмотревшись к каждой отдельной «статье», так сказать, упоминаемой в этой молитве, мы увидим, что она тянет за собой целый ряд других грехов. Праздность очень быстро ведет человека к отказу от борьбы с грехом, очень быстро приводит его к осуждению ближнего… – одно за другим. Это самые, может быть, центры всего, что нам надо иметь в виду, когда вступаем в борьбу со своими грехами.

– Владыка, в заключение нашей беседы я хотел бы попросить вас дать какие-нибудь советы нашим читателям и зрителям на эти великопостные дни.

– Прежде всего, желаю, чтобы все испытали пост для себя. Чтобы все христиане попробовали честно поститься. Есть, конечно, больные, которым дается облегчение поста – в той мере, в которой это оправданно и нужно, а не просто по фантазии или по собственному желанию. Это всегда надо обсуждать с духовником.

Без борьбы нет победы. А мы ведь хотим победы

Чтобы каждый из нас отказался от чего-то, что ему особенно дорого. Это не обязательно должна быть еда; для кого-то – телевизор, для кого-то – какие-то игры и т.д. Я бы пожелал, чтобы каждый христианин взялся честно за сознательную борьбу. Потому что без борьбы нет, как говорят многие из отцов, победы. А мы хотим победы – а ее дешевым образом не получить. Поэтому нам надо трудиться.

Желаю, чтобы все обогащались духовно. А те, кто работает и не может посещать богослужения, хотя бы усугубили свое молитвенное правило, духовное чтение и таким образом приобретали бы что-то для души. Чтобы душа вышла обогащенной из поста. И тогда этот пост будет действительно достижением для каждого.

– Владыка, благодарю вас за то, что вы были гостем нашей редакции.

– Слава Богу. Спасибо вам за ваши труды.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
Слова напутствия священников Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Владислава Цыпина, Андрея Хвыля-Олинтера и Артемия Владимирова на Святую Четыредесятницу.
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
Игум. Нектарий (Морозов)
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
О духовном смысле поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост — замечательный скальпель, с помощью которого мы можем постараться отделить от себя то, что с нами срослось, но не является нашим.
О посте О посте
Прот.Андрей Ткачев
О посте О посте
Протоиерей Андрей Ткачев
Люди бродят не только из стороны в сторону и не только мигрируют из страны в страну. Люди также бродят от учения к учению, ищут истину и стремятся к самореализации. Так вот нигде эти люди не встретят призывы к вседозволенности, если предметом поиска будет чистота ума и спокойствие души.
Комментарии
Наталья 10 апреля 2016, 18:15
Наталии от 1.04. 21.00 Наталия,и вы меня простите. Просто какой-то страшный вывод получался, а я верю в милосердие Боже. Так хочется, чтобы все спаслись. Есть очень много хороших людей, которые пост не соблюдают или пока не соблюдают. Ещё раз простите.
р.Б.Иулия 5 апреля 2016, 16:37
Если кто-то злится, то это не от того, что он/она постится. А потому, что глубоко в сердце своем думает о себе высоко - "Я пощусь! Не то, что некоторые..." Фарисейство другими словами. Так что не пост причина зла, а наша ГОРДОСТЬ, только мы ее не замечаем. Пост - наиполезнейшая вещь - помогает обнажить многие наши грехи. Они как змеи вылезают из-под сдвинутого камня на нашем сердце - шипят, кусают и пытаются снова спрятаться под камень. Враг наш очень боится поста! Всем помощи Божией!
Владимир Степанов 5 апреля 2016, 08:36
Нет, Ридер, полностью не могу. Соцсетями не пользуюсь, но смотрю почту, немного новости. Скажу, что количество пользуемого инета за 3-4 года снизил раза в 3
ридер 4 апреля 2016, 19:32
Владимир Степанов, а Вы можете отказаться во время поста от пользования инетом?
Владимир Степанов 4 апреля 2016, 13:08
To: Екатерина [Эгоизм и гордость не являются любовью] Разве?! Это как раз любовь, но направленная в отношении себя. Каждый из нас, вследствие поражения грехом, знает о силе любви к себе. Поэтому Бог даёт нам понятный пример силы любви, но при этом указывает вектор её приложения - не внутреннее "Я", а внешний мир, тот же вектор с которым и Он возлюбил мир. См. Ин: 3-16 "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного," То есть Бог отдал за мир Своего Сына по любви, что из этого готов сделать человек? **** Если смотреть на это иначе, как указано в Ваших рассуждениях, то выходит, что люди, как-правило, не имеют представления о том как себя любить. И проживая жизнь, натыкаясь на строчку из Евангелия вдруг осознают - "Боже, как я был слеп!!!! Оказывается я не научился любить себя, как Ты учишь! Я всю жизнь положил за людей, а про себя забыл!!! Господи прости меня, что я не правильно себя любил, не с полной отдачей!" Только в Евангелии (и в Ветхом Завете) нет учения о том, как научиться любить себя. *****То есть к Вам вопрос, где Библейское развитие истории о правильном возлюблении себя?
Yekaterina Kartasheva 3 апреля 2016, 20:43
Дорогой Владимир Степанов, я ведь не просто так написала "творть добро, любить себя и ближних.." Я ожидала, что зацепит фраза "любить себя". Более того, я специально так написала. Как вы правильно заметили в словах Спасителя "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всею душою и всею мыслею своею, сия есть первая и большая заповедь, вторая же подобна ей возлюби ближнего своего как самого себя". Господь не просто так сказал слова "как самого себя". Если бы эти слова не имели значения, Господь бы просто сказал "Возлюби Бога и ближнего своего", но Он добавляет КАК САМОГО СЕБЯ. А знаете почему Он так сказал? Потому что не полюбив себя, невозможно возлюбить ближнего своего. Отношение к ближнему - это зеркало, в котором отражается отношения человка к самому себе. Любовь противоположна греху. Господь призвает людей прекратить творить грехи и беззакония против Бога, себя и против ближних своих. Другими словами проявить любовь.**** Эгоизм и гордость не являются любовью и чтобы научиться любить других, нужно прежде научться любить самих себя. Если человк эгоист, то как он может проявить любовь к другим, любовь, которой он не знает? Чтобы любить ближних, просто необходимо научиться любить самих себя прежде всего.****[Как это Вы сказали - Бог спасает) Надо же)) Что же Он сатану никак не спасет?!) Потому и не может спасти] - этими словами вы погрешаете против одного из свойств Божьих - Его Всемогущества.
Кирилл 3 апреля 2016, 20:17
Добрый день! Уважаемые братья и сестры, хочется высказаться по поводу телесного поста никого не задевая и не выпендриваясь, только личное мнение 1. Половина священников у нас в храме - имеют так называемый "отёчный синдром" это когда в питании преобладают "быстрые углеводы" - мучное, крахмалистое. Тело набирает воду, "засахаривается",кровь похожа на сахарный сироп, избыточный вес, "углеводники" быстро могут добраться до диабета, а соскочить с углеводов не просто, возникает углеводная "ломка" 2. Цены на грибы ,орехи, "морских гадов" - как разрешенное белковое питание в пост, откровенно "зашкаливают" и большинству простых людей уже не доступно 3. Из доступного остается бобовые, но многие люди не могут их переваривать. Мне кажется , что православной церкви, нужно исходить из реалий современности и экономики и для мирян (монастыри тут конечно не в счет) официально разрешить молочные продукты , как источник белка и простую , доступную пищу. Ведь пост (как мне кажется) это еще и простота еды. Чтобы люди не сходили с ума выискиваю по магазинам, чем бы по-постится. А оставшиеся деньги можно и пожертвовать. Мир всем!
Ольга 3 апреля 2016, 18:14
Yekaterina Kartasheva, этот пример приведен для показа возможностей человека. Как только начинается пост, активно обсуждения начинаются как его облегчить, но не как его с пользой для души и тела исполнить... Нам наш батюшка на приходе сказал, что благословение должны взять все и на послабление, и на то что бы поститься строго по монастырскому уставу. от растительного масла не разрешил отказаться...
Владимир Степанов 3 апреля 2016, 12:49
Екатерина, вот тут у Вас ошибка, которая сплетается с рядом Ваших рассуждений: "нужно творить добро, любить себя и ближних своих". Господь так не говорил, а как раз Он говорил иначе, что и отражено в Писании - "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всею душою и всею мыслею своею, сия есть первая и большая заповедь, вторая же подобна ей возлюби ближнего своего как самого себя". Пока человек любит себя, как вы уверенно говорите о себе, он противен Богу. Да и добро в Вашем понимании человек делает из-за любви к себе, возвеличивая своё Я в собственных глазах. Сатана тем и стал, что всю любовь обернул к себе лично, тем и отпал от Бога, и превратился в того, кто ненавидит всё остальное, и Богв в том числе. Как это Вы сказали - Бог спасает) Надо же)) Что же Он сатану никак не спасет?!) Потому и не может спасти, что сатана себя любит, и измениться в этом падении сатана не может. Так и человека Он не будет спасать, пока человек любит себя. Именно любовь к "себе хорошему" не даёт нам сил к посту, оправдывает смягчение поста. А где любовь к себе, там и враг Божий и наш враг.
Llucia 3 апреля 2016, 12:04
Спаси Вас Бог, Владыка! Ваши слова укрепили во мне решимость более строго соблюдать пост. По поводу информационного поста: отказалась от новостей Вконтакте. Я в отпуске по уходу за ребенком и часто искала там "внешние" впечатления. А сейчас так хорошо без этого, читаю только Православие.ру. И молитвенное правило читаю каждый день, недлинное, но не пара слов, как раньше бывало... И как говорил кто-то из батюшек в интервью, на самом деле появилось время, и как бы ни проходил день, теперь он имеет смысл. А в предыдущие годы во время поста я несколько раз расставалась с привычками. До своего первого опыта поста я очень любила майонез, мазала на хлеб, ела с ним картошку, макароны, пельмени... А за время поста отвыкла. Теперь (не в пост) ем нечасто, к месту и в меру. В прошлом году, уже находясь в отпуске, каждую неделю полностью прочитывала один светский журнал. На время поста отказалась от этого, а когда пост закончился, взяла журнал, открыла... и закрыла. Стало неинтересно. Теперь подобные вещи открываю очень редко. Простите за многословие, зотелось поделиться... Слава Богу за все!
ридер 3 апреля 2016, 11:20
Частное мнение грешника: может, лучше пусть человек (некоторый, речь не о комментаторах) меньше постится, чем ходит постоянно злобный? Есть мудрость, гласящая, что иногда усердие превозмогает и рассудок.
Валерий Ивкин 2 апреля 2016, 21:27
Спасибо. Интересно не только то, что говорил, а кто.
Ольга 2 апреля 2016, 13:59
Владимиру Степанову: ну, если Вы «много и вкусно» едите в ресторанах, да еще и колбасу употребляете (на мой взгляд, она абсолютно всем противопоказана), конечно, для Вас пост в питании просто необходим – даже с физиологической точки зрения, не говоря уж о духовной. А если не есть колбасу вообще никогда и все время недоедать (по разным причинам), т.е. ощущать себя так, как в пост, и когда проблема похудения отсутствует, а есть резервы увеличения веса, то и пост в питании должен быть не такой, как у Вас. Нельзя всех «под одну гребенку». Я Вас прекрасно понимаю, какая для Вас радость сбросить ЛИШНИХ 7-8 кг, а кто-то (в данном случае я не о себе) при росте 1,70 м весит 45 кг. У меня тоже с весом недобор. Я считаю, что похудеть гораздо проще, чем поправиться – нужно меньше есть и больше двигаться. Иногда наблюдаю в транспорте, как чрезмерно полные люди едят чипсы или какую-то похожую гадость – упаковку на глазах съедают. А я их ни разу в жизни не пробовала и не хочу. Вы только в пост на жареной картошке, а кто-то и вне поста вынужден сидеть на одной картошке и огурцах – у кого пенсия 8-10 тыс. руб. и помощи нет ниоткуда. А ЖАРЕНАЯ картошка не всем показана. Кто-то на грибах может продержаться, а у кого-то от них, простите, рвота. И бобовые противопоказаны. Поэтому поучения «со своей колокольни», как поститься, неуместны – должен быть индивидуальный подход.
Yekaterina Kartasheva 2 апреля 2016, 13:52
<Как много в вашем мудровании гордости.> Дорогой Вадим, спасибо за обличение, помолитесь обо мне. <И поститься каждый должен сам,и духовник совсем не обязателен> Да, а что вас смущает? Постится каждый должен по своей мере и силам и единственный кто знает самого себя - это сам человек. Врачи зачастую не могут сказать что с человеком, что может определить священник, который знает человека частично. Духовник если есть - здорово, а если нет - не беда, это не значит, что человек в ад пойдет и не спасется. Где в Священном Писании написано, что духовник обязателен? Есть священники и человеку необходимо вопрошать их если что-то смущает, непонятно, сомнения. Есть исповедь,которая помогает человеку держаться правильного пути. Есть Св. Отцы, которых следует читать, Св. Писание, которая должна стать для верующего настольной книгой, нужно творить добро, любить себя и ближних своих, нужно исполнять заповеди Божии.Есть совет св.отцов:принимай все находящее в жизни со смирением,упованием на Бога и благодарением Его и спасешься. <и,вообще,каждый должен жить по своей воле и своему хотению.> Вы приписываетемне того, что я не говорила.
Yekaterina Kartasheva 2 апреля 2016, 10:26
Дорогой Владимир Степанов, я рада что у вас хватает сил держать строгий пост. Далеко не многие люди могут поститься так, как поститесь вы. [Церковь и батюшки никого не заставляют поститься]- они и не могут заставить. Если они начнут заставлять и властвовать, то Церковь и батюшки перестанут быть православными и превратяться в секту. Господь никого не принуждал и не принуждает, не может этого сделать Церковь и священники. [Если человек готов идти к Богу, не понуждая себя к посту, то вероятность обрести Бога крайне мала, и это тоже факт.] - не вводите в заблуждение людей и не пишите глупость. Уже только потому, что не человек обретает Бога, а Бог человека; не человек спасается, а Бог спасает и Бог пришел не праведников спасти, а грешников; " жертвоприношения Ты не благоволиши, жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смирено Бог не уничижит" <Дорога к Богу без соблюдения поста лежит через 9-ю заповедь блаженств (через мученичество), что не все могут встретить в своей жизни, а тем более выстоять в её исполнении.> это в какой часть Священного Писания написано? А мне помнится разбойник покаявшийся на кресте и попавший в рай тот час же, а мучился он за свои собственные злодеяния, как и разбойник по другую сторону Христа, но не покаявшийся. <Если человек считает себя безгрешным, то зачем поститься, может Бог уже определился в отношении таких людей.> Еще одна глупость. Господь начал свою проповедь со слов: "Покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное". А в примере с фарисеем, котрый постился, молился и давал дсятину, и мытарем, который ничего из этого не делал, да еще добавлял других беззаконий, но просил о прощении и милости, Бог сказал, что последний вышел из храма более оправданным, чем первый. К сожалению можно встретить среди православных много законников, но Господь в прообразе древа, не имевшего плод, чтобы подкрепиться Ему, проклял род сей.
Вадим 2 апреля 2016, 06:17
Екатерине Карташевой.Как много в вашем мудровании гордости.И поститься каждый должен сам,и духовник совсем не обязателен,и,вообще,каждый должен жить по своей воле и своему хотению. Этого и ждет от нас враг нашего спасения,который так "настраивает" нас,что от поста некоторые теряют и то,что имели до поста."Самодеятельность"неофитов часто приводит к потери и веры и здоровья,а иногда и ума.Необходимо обязательно иметь духовного руководителя,который не спасет Вас,но поможет поможет Вам стать на правильный путь и избежать многих падений из-за самолюбия и гордости.Храни Вас Бог от этого.
Игорь Подопригорин 2 апреля 2016, 01:18
Глубокий опыт.
Владимир Степанов 1 апреля 2016, 23:01
Ольге: Вы, конечно, можете свое сравнение подобрать. Лично для меня, радость от поста и Причастия выше любых земных удовольствий, при этом, эта радость прочно связана с излиянием твоей любви к Богу, к близким и к Его мiру. Это не бравада, кто окунался, тот подтвердит сосотояние внутренней легкости. Когда я только начинал поститься (3 года назад), то неимоверно злился на необходимость ограничивать себя. Я думал - разве нельзя в пост молочку оставить, или рыбу?! Что в них плохого?! Меня трясло, я обливался холодным пОтом, ночами снилась колбаса. При этом, я ещё любил много и вкусно поесть в ресторанах. Но постепенно, я от всего этого отказался. Что помогает - безпрерывное исполнение молитвенных правил, еженедельное Причастие в любой пост, и ежемесячное Причастие в иное время, постоянное исповедание и выискивание закостенелых грехов, которые к удивлению всегда вспоминаются. Ещё, молите Бога, чтоб давал силы поститься по правилам, моментально помогает, но нужно про правила не забывать. Ещё помогают поклоны (поясные, рукой до пола), которые нужно творить непрестанно - после каждой молитвы, славы, и ныне. За утр-вечерн. молитвы набегает 144 поклона. Под каноны ещё будет. Вот женщины, всегда хотят худеть - поверьте это очень нетрудно и полезно сделать с помощью поста. За 50 дней я 7-8 кг сбрасывал (я следил за весом, чтоб свое давление снизить, мне помогло). Если поститься по своему, а не по церковному разумению, то это жесткое проявлерие гордыни. Тогда и Бог не нужен. Отключайте эту мысль, и старайтесь постепенно втягиваться в пост. Я не понимал раньше мысли о радости и приятности поста - теперь в этом утверждении сомнения нет. Бог даёт мне силы жить на огурцах и хлебе, а в суботту на жаренной картошке - и сил у меня не меньше, чем в обычный безпостный день, а настроение лучше. Слава Богу за Церковь, с которой столько хорошего и нужного можно выучить!
Наталия 1 апреля 2016, 21:00
Наталье от 1 апреля в 10-00: я не "взяла", я просто вопрос задала. Возможно, не самый умный, но он возник. Простите, если что не так.
Владимир Степанов 1 апреля 2016, 19:42
To Yekaterina Kartasheva: Пример с водой говорит не о том куда Вы должны стремиться, а о том, на что человек способен. Церковь и батюшки никого не заставляют поститься, это нужно очень твёрдо понимать и знать. Церковь только призывает к посту, как к духовной, а не диетической практике. Если человек готов идти к Богу, то пост во многом помогает, это факт. Если человек готов идти к Богу, не понуждая себя к посту, то вероятность обрести Бога крайне мала, и это тоже факт. Дорога к Богу без соблюдения поста лежит через 9-ю заповедь блаженств (через мученичество), что не все могут встретить в своей жизни, а тем более выстоять в её исполнении. С другой стороны, в Церкви есть люди, которые видят пропорции реальной воцерквленности. В Писании Бог взывает к грешникам, Он просит их откликнуться. Если человек считает себя безгрешным, то зачем поститься, может Бог уже определился в отношении таких людей. Как кто-то из отцов Церкви (кажется о.Крестьянкин) сказал на замечание о том, что католики мало постятся - "правильно делают, что не постятся, пусть тут отдохнут, приготовятся к будущим трудностям"
Ольга 1 апреля 2016, 14:38
Владимирe Степанову: Уважаемый Владимир! Очень кстати Ваше сравнение - «это как с деньгами в отпуск на океан съездить, или на рыбалку в глушь, или в жаркую баню с прорубью». Оно говорит о том, что у каждого своя мера поста. Думаю, есть немало людей, которым от «жаркой бани с прорубью» будет, как минимум, дурно, а кто-то и вовсе с земной жизнью может распрощаться. Меня вот и за миллион ни на океан не заманить, ни на рыбалку, ни в баню, ни в прорубь.) Приятного Вам поста!
Галина 1 апреля 2016, 13:51
Спасибо,прослушала с интересом.Пост соблюдаю не всегда.В храм пришла уже в преклонном возрасте,впервые исповедалась и причастилась.Поверьте -для меня это оказалось очень не легко,но жизнь изменилась.Первый год мне показался просто страшным,когда я стала вникать ,оказалось,что вся моя прошлая жизнь- сплошной грех,что до этого мне казалось ,что я жила правильно и честно.Душа разрывалась от боли и слёзы нескончаемо лились и льются.Познаю всё больше о себе самой,каждый раз жалея,что не пришла раньше в Храм.Совершаю пост по-возможности здоровья,поняла,что главное -это моя душа и отказ от многого,без чего мне казалось жить было невозможно.Избавилась от хронической болезни,не принимая никаких лекарств,просто заметила,что нет её и всё.Это был мучительный и изнуряющий псориаз.Благодарю Господа за всё и каюсь,каюсь постоянно.Прошу прощения,но молитвы никак не могу выучить,стараюсь видимо плохо.Прости меня Боже.
Наталья 1 апреля 2016, 10:17
Наталье: с чего вы взяли, что те, кто не постятся попадут в ад? Я так не думаю, а то все было бы очень просто.
Светлана 1 апреля 2016, 09:49
Владыка удивительно несуетный и внутренне спокойный, так это передается, появляется внимание к каждому слову, очень полезная беседа, спаси Господи всех за труды! Продолжайте, обязательно, это все живая вода Православия!
Nana 1 апреля 2016, 09:33
Читаю и умиляюсь..Спаси Господи..Большое спасибо Вам за статью.
Андрей 1 апреля 2016, 08:16
Здравствуйте. Многая лета вам Владыко Марк.Храни вас Бог и укрепляй в трудах.Лично Вас не знаю но сердце наполняется Любовью.Слава Богу за всё!
Наталия 1 апреля 2016, 03:15
Спаси Господи за интервью. Поясняет сложные моменты и поддерживает в борьбе.
Yekaterina Kartasheva 1 апреля 2016, 02:46
Даже не стала дочитывать до конца, особенно после того примера, как женщина исповедалась в том, что воду пила в среду, прям не ела и не пила и работала на тяжелой работе. Ужос. Вы считаете, что это пример, к которому нужно стремиться??? ++++ У вас на портале был опрос недавно, только 20 процентов из православных читателей (из 4,5 тыс. опрошенных или около того) будет поститься строго. Можно конечно много говорить возвышенного, но люди, которые составляют Церковь Христову чувствуют, что-то не так со всем этим пощением, его усиленно навязывают, при чем создают такое впечатление, что те, кто посты не соблюдают, не спасутся. Телесный пост - средство духовного роста и применять его каждый должен в соответствии со своими силами и возможностями. Пост нужен, но каждый должен определить для себя что, в чем и как он сможет воздержаться и не обязательно иметь духовника, который эту планку установит. Неужели посторонний человек знает лучше самого человека что он может, а что нет. Церковь, священники, духовники - они лишь могут показать верный путь куда идти, чтобы не споткнуться, они должны иметь возможность дать ответ тем, кто вопрошает, правильный ответ. То, что хранится в Церкви - это совершенство, которое для человека составляет путь длинною в жизнь. +++++ Миряне - не монахи. Россия пережила сильнейшее гонение на веру Христову, на христиан, неужели до сих пор не сделали выводов, не боитесь повторений?
тамара31 марта 2016, 20:28
Божией Вам благодати и помощи,Владыко.Храни Вас,Господь.
Наталия31 марта 2016, 20:21
Если постятся 3 % людей от считающих себя православными - значит, более 90 % людей попадут в ад? Ужас.
Владимир Степанов31 марта 2016, 16:36
Пост действительно радостное дело. Особенно в сочетании с Литургией преждеосвященных даров. Множество поклонов, Псалмы, сдержанные молитвопения - полностью разгоняет окружающий бесовский полк. Вчера после Причастия такую уникальную тишину почувстволвал - вокруг ни одного врага. Душа второй день поёт! От всего сердца благодарю Боже Тебя за этот Дар! Кто не пробовал поститься, обязательно пробуйте в сочетании с молитвами и Причастиеи, никогда не пожалеете. Это как с деньгами в отпуск на океан съездить, или на рыбалку в глушь, или в жаркую баню с прорубью. Вообщем это настолько неповторимо и круто, что нужно обязательно это пройти в соответствии со всеми установленными Церковью правилами
Юлия31 марта 2016, 12:01
Постятся 3 % россиян. Я думаю - это сильно преуменьшенное количество. Т.к. если сегодня можно есть хлеб, овощи, фрукты, а я съела гречневую кашу с помидорами - т.е горячую пищу без масла. То это не совсем строгое соблюдение. Но мясо, рыбу, яйца, молочные продукты я не ела, т.е. пост соблюдала. Поэтому, возможно, так поставлен вопрос, что получен такой результат 3% не очень воодушевляющий. С другой стороны - да, наверно, надо работать над собой и соблюдать более точно.
Мария (Нидерланды)31 марта 2016, 10:20
Спаси Господи за полезное интервью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×