Чему не учат в школе и что с этим делать

 Фото: Hopkinsii. flickr.com Фото: Hopkinsii. flickr.com
    

«Предложение выражает законченную мысль». Так нас учили в школе. Если исходить из этого бесспорного определения, то многие современные школьники предложениями не говорят. А если и говорят, то в лучшем случае незаконченными.

И еще афоризм, который я также запомнил со школьной скамьи: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». В изложении мыслей, с которыми я сталкиваюсь у студентов младших курсов, то есть вчерашних школьников, о ясности говорить не приходится.

Я сейчас не о смене поколений, не о «былых прекрасных временах». Нет. Приведенные выше факты — результат преподавания русского языка и литературы в нашей школе за последние годы.

Еще одно «замечательное» следствие проводимых реформ — отсутствие аргументации или неумение аргументировать. И если еще не так давно преподаватели говорили, что плохая подготовка проявляется в том, что школьники часто путают вопросы «почему» и «для чего», сегодня это уже изыски.

Сейчас в ответ на вопрос «почему» вы услышите не ошибочное «для того чтобы» или «затем чтобы», как говорили раньше. Вам, скорее всего, просто ответят: «А это моя точка зрения».

За позицию сегодня принимается раскованность и уверенность в наличии «своей точки зрения».

Конечно, современные подростки намного более раскрепощены, чем, например, их советские ровесники 70-х — 80-х годов прошлого века. И это, наверное, само по себе неплохо. Но только в случае, если раскрепощенность поведения соседствует с раскрепощенностью ума, с умением ясно мыслить и излагать, а значит, и умением аргументировать. Частая, увы, ситуация на семинаре или экзамене: «несет» студент что-то волшебное, «от ветра головы своея». Спрашиваешь: аргументируйте, обоснуйте. Ответ: «Это моя точка зрения.» Пытаешься объяснить, что фраза эта сама по себе аргументом не является, что нужны факты, доказательства, умение анализировать и проч. В ответ чаще всего — обида. Невольно вспоминается «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова:

«— Дайте нарзану, — попросил Берлиоз.
— Нарзану нету, — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась».

Впрочем, довольно критики. Еще одно правило, усвоенное мною с тех самых школьных времен: критикуя — предлагай. Предложения следующие.

Первое. Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. Бессмысленно сетовать на то, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточное количество часов.

Второе. Вариативность в преподавании литературы (иными словами, право учителя решать, какие произведения и каких авторов дети будут проходить на уроках) должна соседствовать с обязательным списком произведений, «золотым списком» русской литературы, который должен стать результатом широкого обсуждения и общественного консенсуса. Но список такой должен быть, иначе все мы будем говорить на разных языках, хотя и будет казаться, что на одном.

Третье. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) должен включать в себя не только тестовые задания, но и другие, связанные в первую очередь с умением внятно излагать чужие и свои мысли, аргументировать, анализировать разные точки зрения и предлагать свою.

Четвертое. Как известно, войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Думаю, этот афоризм Бисмарка вполне применим и в мирное время (хотя, увы, оно сейчас совсем не такое мирное, как хотелось бы и еще недавно думалось). Профессия учителя должна стать уважаемой и престижной. Надо сделать все, чтобы выпускники школ стремились стать не только юристами, экономистами и прочими «манагерами». Но и учителями. Для этого крайне необходимо, чтобы учитель был обеспечен в материальном и защищен в социальном плане, чтобы школьная система оставляла простор для творчества, а не заставляла учителя заполнять кучу разных бумажных и электронных форм, необходимость которых отнюдь не очевидна для всех, кто хоть немного работал в школьной аудитории. Нужно снимать фильмы и делать программы про учителей. В общем, социальный заказ телевидению, кино и миру социальных сетей.

Пятое. Тесно связано с четвертым. Необходимо срочно заняться вопросом подготовки учителей. Пересмотреть и усовершенствовать программы в оставшихся педагогичес­ких вузах (их количество было относительно недавно сокращено примерно в пять раз). Значит, это уменьшенное количество должно с неизбежностью перейти в качество. Иначе…

Шестое (факультативное). Преподавать ли в школе зарубежную литературу? Ведь и на отечественную времени не хватает, зарубежную можно только после русской и проч. В качестве ответа приведу слова Зубра — выдающегося русского ученого-генетика Тимофеева-Ресовского, учившегося в начале прошлого века сначала в киевской, а потом в московской гимназиях: «У нас не было двух разных предметов: русской литературы и иностранной литературы. Иностранная литература давалась попутно с русской, так сказать, в контексте с русской и синхронно с русской». Конечно, можно дискутировать. Но задуматься стоит.

Задачи сложные. Но подъемные. Очень надеюсь, что свою лепту в их решение внесет и недавно воссозданное Общество русской словесности. ( Общество русской словесности было учреждено в марте 2016 года, его возглавил Патриарх Кирилл.)

Владимир Легойда

Источник: Фома.Ru

1 апреля 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария17 апреля 2016, 09:16
Печально,что современные дети не проявляют интереса ни к литературе,ни к математике!Большинство школьников занимают досуг компьютерными играми!Сейчас трудно найти подростка с книгой в руках,а всё потому,что они думают,что книга-это скучно,плоско.Но всё равно,когда прихожу в библиотеку с дочкой,вижу груды сданных книг,так что не всё так плохо!
р.Божий.Вадим10 апреля 2016, 04:48
Уважаемый автор.Как и Вы с глубокой озабоченностью последние 5 лет(дочь учится в 9 классе общеобразовательной школы) наблюдаю за теми проблемами,которые происходят с нашим образованием,в том числе и Родным я зыком и литературой.На мой взгляд,программный материал так перегружен всякой шелухой,которой либеральные "педагоги,чиновники" и просто враги нашей Родины, стараются как можно больше засорить Нашу литературу и Наш язык.У дочери всегда были и есть оценки "5" и "4" по этим предметам,но когда в минувшем году она получила в школе "Опус" по названием: "Типовые тестовые задания, Русский язык, ОГЭ, 50 вариантов заданий",созданного разработчиками ФИПИ,(Ю.Н.Гостевой,И.П.Васильевых,Г.Т.Егораевой),издательство "Экзамен",2015 год,у меня и жены появилось недоумение,а затем сжались кулаки на подобный идиотизм.Заставить детей разбирать слова и предложения на уровне студентов-лингвистов могут только враги русского языка и литературы,желающие погубить и Наш язык и Наших детей.Таких "педагогов",а заодно и чиновников,которые одобряют подобные требования к знанию русского языка и литературы,нужно немедленно изгонять от "кормушки-издательства" и никогда впредь не подпускать.А чиновников "минобраза",которые дают "Зеленый" свет подобным "Опусам",предавать суду.Прости за резкость. С уважением.
А 7 апреля 2016, 03:33
Любая система тестирования, в т.ч. ЕГЭ, прививает навык выбирать утвержденный кем-то ответ, не факт, что правильный. Это известный инструмент манипуляции: предложи два неверных варианта и один нужный тебе. "Правильность" выбора, который заведомо исключен, обеспечена. Именно этому обучает современная система образования, не предусматривающая опции "аргументируйте, обоснуйте": ставить галочки в запрограммированной кем-то клеточке и обольщаться "свободным" выбором. Если высшее образование заточено под болонскую систему, школа тоже сделает правильно запрограммированный выбор (хоть алмазные списки литературы утвердите) в пользу дальнейшей стандартизация умов. Как показывает практика, весьма успешной. И вроде правильные речи вокруг звучат, а в реальности все идет в диаметрально противоположную сторону. По-моему, пора запускать программу импортозамещения мозгов.
лариса коренева 6 апреля 2016, 10:45
Замечательно!!!Понятно всем что назрела необходимость что то менять в нашем образовании. Лично моё мнение по этому вопросу такое .Я за то что бы детей вообще учили отдельно друг от друга КЛАССЫ ДЛЯ ДЕВОЧЕК И КЛАССЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ.ТО ЧТО СЕЙЧАС ТВОРИТСЯ В ШКОЛЕ ЭТО ПРОСТО НЕ ПОДДАЁТСЯ ОСМЫСЛЕНИЮ РЕАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ НАУК И ЖИЗНИ.Дети не умеют говорить,не умеют общаться,не умеют правильно выразить свои мысли. Как можно понять душу ребёнка по ЕГЭ.??? Полный бред,так и хочется сказать А ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НАДО???Из своего жизненного опыта я знаю что 70% того что мы изучали в школе мне вообще в жизни не пригодилось.Зато я умею и люблю читать и писать .Умею анализировать прочитанное .И свою лучшую учительницу по русскому и литературе я помню до сих пор.Все наши литературные вечера и конкурсы стихов и сочинений ...это что то ...!!!!! Необходимо всё лучшее из дворянского и православного образования соединить с тем хорошим что было в семидесятые годы и найти правильное решение .А самое главное убрать из программ учебников тот бред авторов который есть сейчас ......
ludmila 4 апреля 2016, 19:40
Уважаемая Татьяна,должна Вас разочаровать.Учителя прекрасно знают о дрессировке (иначе не скажешь) к ЕГЭ. В первую очередь дети страдают от деформации программы. В итоге неполностью изучается учебный материал.Не хочется говорить о психологических проблемах,а они имеют место быть.
Татьяна Органова 4 апреля 2016, 16:54
К сожалению, уже не раз замечала, что критики ЕГЭ не имеют полного представления о том, что они критикуют.
Мария Калиш 4 апреля 2016, 15:50
По поводу ЕГЭ, я сама учительствовала 15 лет, преподавала историю. Знаю проблемы школы, действительно дети изменились в начале двухтычсячных было видно как проходила смена поколений. У детей изменился во многом механизм познания, это глобальная проблема. Но ЕГЭ её усугубил. Про желание ввести задания с аргументацией позиции говориться давно, но такие вещи очень субъективны в проверки, а следовательно противоречат идее ЕГЭ. Когда начинают составлять шаблоны для объективной проверки подобных заданий, как в обществознании, например, получается ещё хуже. Дети начинают запоминать шаблон, а не рассуждать сами, подбирать аргументы. В ход начинают идти различные образцы. Так что единственный выход на мой взгляд это возвращение устной формы экзамена, а субъективность оценок придётся смириться и решать проблему,да хоть видео фиксацией.
Darina 4 апреля 2016, 11:33
К пункту второму Предложений. Сейчас много говорится, что список обязательной литературы слишком обширен. Обширный линейный обязательный список одобрен РПЦ. Все мы знаем, что произведение надо читать как минимум дважды. И хотя у школьников мало времени даже на единственное прочтение, все равно обязательный список должен быть большим. Ничего страшного, если школьники прочтут некоторые произведения в кратком изложении. Конечно, краткое изложение - это не автореферат, это вообще произведение другого человека. Однако, если ребенка "зацепит", он потом вернется к этому произведению. Ну, а малые формы и стихи..., где язык особенно великолепен - это уж в оригинале!
ludmila 3 апреля 2016, 20:39
Уважаемый,Владимир Легойда,подписываюсь под каждым Вашим словом. Единственное,что хочется добавить,-это внедрить в высшее педагогическое образование "Православную педагогику" и "Православную культуру",чтобы учителя понимали,что перед ними живые незащищенные души,а не просто ученики.И за каждого человечка придется ответитить перед Богом. Низкий Вам поклон за статью.
Светлана 3 апреля 2016, 11:09
А что же твориться в сельской школе! Моя дочь учиться в той же школе, где училась я и старший сын.Наблюдается тенденция " выдавливания" умных, ответственных,трудолюбивых педагогов. Появились безграмотные пофигисты , которым еще и по миллиону заплатили за работу в сельской местности.На претензии родителей отвечают : " переводитесь в другую школу".А другой - то нет.
3 апреля 2016, 10:21
Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Владимир Легойда, говоря о неумении учеников излагать мысли связно и точно, пишет: "Приведенные выше факты — результат преподавания русского языка и литературы в нашей школе за последние годы". Хочется возразить. Я заканчивала советскую школу в конце 80-х, и могу сказать, что на развитие моей речи и умения связно излагать мысли влияли все школьные науки. Поскольку любой предмет, будь то физика, история, геометрия и т.д., учит аргументировать свой ответ, овладевать навыками анализа и синтеза. Кроме того, мы в школе всегда пересказывали параграф - научные сведения, изложенные автором учебника хорошим русским языком в научном стиле. Так было на всех уроках! И мы таким образом усваивали себе понятия, пути исследования того или иного явления, аргументацию - и развивали свою речь (!) Посмотрите на современную школу. Уже в начальных классах дети заняты тестами и видеорядом. В средних классах мои коллеги по истории, биологии, химии, физике НЕ требуют пересказ параграфа. Главное - понимать его содержание. А проверяется понимание тестами, где уже сформулированы готовые ответы, надо выбрать подходящий. Вы думаете, так будет развиваться речь? Или учителя русского языка и литературы одни спасут положение?..
Борис Пронин 3 апреля 2016, 01:29
Г-н Фурсенко озадачил школу след. образом: "Нам не нужен творец. Нам нужен потребитель" (по памяти). Г-н Ливанов - его верный последователь. Г-да либералы до сих пор озабочены вхождением в Европу, которой они хотели бы поставлять тупую рабочую силу.

Но здесь непобедимые конкуренты: арабы, турки и пр. Кроме того, национальные интересы России ныне требуют от школы воспитания именно творцов (потребители сами возникнут в качестве отходов воспитания). БЕЗ творцов Россия погибнет в противостоянии западному (написал бы "сатанизму", но воздержусь)... в противостоянии западному маммонизму. ЗАПАД давно служит маммоне и никогда не простит России нашего Православия. Но рассказывать об этом "ливановым-фурсенко" безсмысленно. Здесь просто-напросто нужны ДРУГИЕ люди. Только другие люди, радеющие о государственных интересах именно России, а не "глобальной маммонической цивилизации", могут спасти наше школьное и прочее образование.
Елена 2 апреля 2016, 20:54
Школа отражает проблемы, которые есть в обществе. Поэтому невозможно, на мой взгляд, изменить ситуацию с изучением русского языка и литературы, а также истории, математики, физики и др. школьных предметов, если не будут сменены ценностные смыслы в обществе. Если поверить в то, что только от учителя зависит изменение отношения к русскому языку и литературе, то и по этому поводу тоже выскажусь скептически. Учитель-словесник самый загруженный (учитываем даже количество обязательных экзаменов в 9 и 11 классах, сочинение по литературе, экзамены по литературе в 9 и 11 классах), но оценивается его работа наряду с учителями (не в обиду будет сказано) изо, физкультуры, которые несут меньшую ответственность. Учителя русского языка, как правило, ведут 1,5-2 ставки - эмоциональное выгорание обеспечено, проблемы со здоровьем тоже. Курсы повышения квалификации - формальность.Пресловутый ЕГЭ - сплошное натаскивание. Лично я знаю учителей русского языка - умных, ответственных, переживающих, талантливых, неравнодушных. Несомненно, есть и исключения, как и в других сферах. Но большинство педагогов все-таки переживает происходящее. А вот как лень учеников изжить, как изменить ценности, которые закладываются не только в школе, но и в семье, в обществе, на улице - вот это проблема. Поэтому в дискуссии о преподавании русского языка и литературы хочется сместить акценты.
Андрей 2 апреля 2016, 20:07
Надо обязать все профессиональные сообщества говорить только по русски, чтобы не вводились термины, которые уже есть в русском языке. Хорошо бы, чтобы лингвисты разрабатывали термины на основе русских корней. "Менеджер" - управляющий, сразу становится понятно, что современные менеджеры - это дьячки из приказов. Таких примеров вагон, например: дебет, кредит и т.п. Почему англосаксы не стесняются глупо звучащих слов, а мы "мокроступов" и "хорошилищ" стесняемся. Ведь иностранное слово-то "красивше".
Марина, учитель русского языка и литературы 2 апреля 2016, 19:57
К вопросу об оценке труда нашего учителя в обществе. Меня поражает такая ситуация: сейчас в нашей стране множество молодых, но уже заслуженных и народных артистов, а вот современных народных и заслуженных учителей я лично не знаю ни одного. В нашем огромном районе последний заслуженный учитель из трёх за всю историю получил звание ещё в 70-х, хотя хороших учителей за 30 лет моей работы в школе я видела немало. А то, что творится с нашей российской школой, меня приводит в уныние и отчаяние. Из моих коллег нашего замечательного педколлектива, наученных сердце отдавать детям, ВСЕ заканчивают жизнь трагически: одна ходит с палочкой и не может говорить после инсульта, другую скрючил в три погибели артрит,третья чуть с ума не сошла от огромной нагрузки и т.д. Выживают в тяжелейших условиях нынешней школы только (простите за грубость) пофигисты, которых к детям близко нельзя подпускать.
Лидия 2 апреля 2016, 19:47
"Единый государственный экзамен (ЕГЭ) должен включать в себя не только тестовые задания, но и другие, связанные в первую очередь с умением внятно излагать чужие и свои мысли, аргументировать, анализировать разные точки зрения и предлагать свою." В ЕГЭ кроме тестовой части и простейших упражнений вообще-то есть ещё и сочинение. И в нём как раз и требуется умение излагать и аргументировать. Просто надо понимать, что написать всегда легче, чем высказать.
Елена 2 апреля 2016, 18:07
Радует то, что на достаточно высоком уровне поднята тема учителя. Именно Учитель с большой буквы помогает стать ученику Человеком с большой буквы. Учитель - интеллектуал , постоянно развивающийся в своей отрасли, творчески подходящий к своему делу, может не только передать свои знания, но и вызвать у ученика желание познавать все больше, овладевать навыками и умениями. А если из образования такие люди повально уходят в частную практику или иностранную компанию (ибо их труд не ценится родителями, не вписывается уважение ученика к нему, труд не оплачивается должно государством), остаются те, кто не конкурентноспособен, часто посредственен. Отсюда и результат того, что мы получили. Говорю по опыту.
Иоанна 2 апреля 2016, 16:32
Зачем давить вот на это: "великих, но чужих. По духу."? Надо беспокоиться о том, чтобы и наши классики для современных детей не были "чужие по духу". Потому что нам остаётся довольствоваться Православием как каким-то размытым фоном, да, конечно, присутствующим в нашей литературе. А вот собственно Православие для нашей насквозь атеистической школы остаётся чем-то далёким и неизвестным, причём, дрейфующим в противоположном от нас направлении. Не такие уж они и чужие нам по духу - и Мольер, и Шекспир, и Данте, и даже Мопассан (прочтите-ка с детьми "В море" и увидите, что здесь есть тема для серьёзного разговора).
Мария 2 апреля 2016, 10:52
Перечисленные меры бесполезны, потому что люди не понимают необходимости быть грамотными. Вот если в обществе виртуозное владение русским языком будет считаться таким же престижным, как, например, спортивные достижения, а безграмотное письмо станет препятствием к занятию определённых должностей, проблема разрешится сама собой.
Вадим 2 апреля 2016, 06:42
Согласен с каждым словом.От себя,как педагога, хочу добавить - в педагогику должны идти люди достойные и способные заниматься этим очень важным, достойным и очень трудным делом.
Да поможет нам Бог.
Наталья 2 апреля 2016, 03:39
К пункту 4: Вы удивитесь, но в ЕГЭ по русскому языку таки есть задания, связанные с умением анализировать. И это, в первую очередь, сочинение-рассуждение, которое требует определённого построения и должно отразить понимание ребёнком проблем текста,умение их комментировать и понять позицию автора, далее ученик выражает своё мнение по проблеме с обязательным пояснением, почему он так считает, и приводит аргументы, один из которых взят из литературы, другой из жизни, вывод обязателен. И дети неплохо пишут такие сочинения, за исключением тех, кому "природой не дано",но мама и папа погнали их в 11 класс по каким-то своим соображениям. Тестовые задания сами по себе неплохие, все зависит от подхода к их выполнению. Можно учить методу исключи то, что известно, оставь то, в чем сомневаешься. А можно научить полному анализу явления с опорой на теорию, которую дети при подготовке к ЕГЭ наконец-то начинают постигать. Другое дело, что из практики совсем исчезли диктанты. На них нет времени, потому что на выходе дети будут иметь дело с тестами и именно им уделяется много внимания. Истинную грамотность покажет только диктант, а в ЕГЭ вам просто поставят 0 из 3 баллов независимо от того, 6 или 66 ошибок вы допустили в сочинении. Поэтому всех отличников я приглашаю на Тотальный диктант, чтобы сильно не обольщались, если они там получают хотя бы 3, то это уже показатель их грамотности.
Читательница (Подмосковье) 2 апреля 2016, 02:15
В советское время профессором Нартовым К.М поднимался вопрос о взаимосвязанном изучении иностранной и русской литератур в школе. Его докторская диссертация как раз на эту тему. Но, на мой взгляд – взгляд не учителя русского языка и литературы, все же не следует делать кашу «два в одном» из русской и иностранной литературы. Каждый классик мировой литературы достоин считаться таковым, но сравнивать Чехова с Мопассаном, или Достоевского с Драйзером, как предлагал автор этой концепции, – это все равно, что сравнивать дух и плоть. Если пытаться искать такие взаимосвязи, получится смешение понятий - «винегрет» – такой же, как делал упомянутый автором статьи цитолог Тимофеев-Ресовский, бросая в одну кастрюлю все имеющиеся продукты, в том числе, и вовсе не совместимые (вспомнился «Зубр» Д. Гранина). В нашей классической литературе (и в живописи – тоже) – есть то, что делает её уникальной: в ней «русский дух» и «Русью пахнет». Конечно, в свете последних событий актуально говорить о том, что у России и Запада одни и те же, христианские, ценности, что нужно идти по пути диалога и сближения культур, но все же у нас свои, православные, корни, свои традиции, свое мировосприятие. Чтобы воспитать патриотов, нужно говорить о нашей литературе как составной части русского мира и о русскости наших классиков, не умаляя вклада в мировую литературу Данте, Шекспира, Гете… - великих, но чужих. По духу.
АлександрГ. 2 апреля 2016, 00:08
Абсолютно разумно. Основное есть, остальное по ситуации. Сейчас главное, запустить эту инициативу в работу и обязательно предусмотреть механизм обратной связи, для постоянно мониторинга ситуации. С тем, чтобы по возможности, выявлять вновь возникающие проблемы и своевременно корректировать работу. Низкий поклон, Владимиру Легойде. И да храни вас, Бог!!!
ТАТИАНА17 1 апреля 2016, 22:13
И "Зубр" Даниила Гранина обязательно включить в программу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×