Бескровное мученичество,
или Зачем мы постимся

Зачем мы постимся? Этот вопрос нам, христианам, многократно задает мир. И многократно мы задаем его сами себе. Зачем мы постимся, если мы не меняемся? Входим в пост и выходим из него одни и те же? Зачем нам поститься, если наша жизнь не натягивается, как тетива, чтобы стрелой изрыгнуть из себя молитву Богу?

История говорит нам, что в древней Церкви не было такого количества постов. Некоторые ухватываются за этот тезис, как за спасательный круг, и проповедуют глобальное послабление поста, его пластичность и приспособляемость к разным эпохам. Дескать, раньше носили платье, а теперь – джинсы. Но и то, и другое – одежда.

Что ж, это сущая правда, что в древней Церкви не было такого количества постов… В ней, кроме этого, не знали интернета, скайпа, телевидения, рекламы. Грехи и пороки были те же, что и сейчас, только не принято было их демонстрировать с каждой кровли и относиться к ним как к норме жизни.

Современный школьник 6–7-го класса знает грехов больше, чем взрослый человек I века. Праведный Филарет Милостивый не позволял своим внучкам гулять на улице, чтобы сохранить их в целомудрии, а мы «улицу» привели к себе в дом. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что юноши и девушки сейчас подобны полю пшеницы, по которому прошло стадо свиней: сплошь все вытоптано, только отдельные колоски торчат в разных местах. Так и целомудрие сохранено в молодых людях: хорошо, если хоть отдельные пары входят в брак в телесной чистоте.

Подумать только: еще 50 лет назад все было иначе! Одна бабушка на моем приходе рассказывает, что уже была молодой девушкой, а все еще не знала подробностей интимной жизни. Как-то сосед в шутку поцеловал ее, и она пришла домой в слезах и объявила маме, что у нее будет ребенок, так как сосед чмокнул ее в щеку.

Сейчас все по-другому. Конечно, можно сказать, что мы пытаемся оградить своих детей от всеобщего растления. Ну да, пытаемся. Но насколько это вообще возможно сделать, отдавая ребенка в обычную школу? И насколько мы сами избежали этого растления, воспитываясь в атеистических семьях в безбожное время? В протухшей колбасе, возможно, есть и нормальные куски, но выкидывают ее всю целиком.

Преподобная Мария Египетская, поселившись в пустыни, 17 лет страдала от развратных образов и чувств, которые запечатлелись в ее душе во время блудной жизни. И только великими пустынными скорбями она смогла выжечь их из себя. Да, мы не были на таком дне, как она, но ведь мы и не прошли через пустыню.

Возьмите чистый лист и нарисуйте на нем что-нибудь карандашом. А потом сотрите ластиком. Ну что, стал он таким, каким был? Не совсем. Да, на нем ничего нет. Но нельзя сказать, что он первозданно белый. Так и наша окаянная душа. Иное дело – не грешить, не растлевать свою душу, и иное – согрешить и покаяться. Да, грех прощен. Но опыт грехопадения останется с нами навсегда. Отцы говорят, что это не так плохо: этот опыт может предохранить нас от новых падений. Но этот же опыт может и мешать, поэтому отцы запрещают во время покаянного подвига в подробностях останавливаться памятью на прошедших согрешениях. Не знаю, как вы, но я бы предпочел некоторых опытов не знать вовсе. Остаться чистым листом, хотя бы в чем-то.

Увеличение количества постных дней в наше развратное время – закономерность

Поэтому я думаю, что увеличение количества постных дней – закономерность. Чем больше изобилует всеобщий разврат, тем больше Церковь старается предохранить нас от него, наложив на нас некоторую узду.

Но все это лирика.

Суть поста – добровольные страдания. Как-то мы сейчас об этом особо не говорим, где-то акцентируем внимание на телесном воздержании, где-то – на духовном, но суть именно в мучении. В мученичестве, если угодно. Мы добровольно, ради Христа, отдаем себя на казнь. Это вовсе не западное самобичевание с душком тайной гордыни и эмоционального нагнетания в себе «страстей» Христовых. Тут другое. Тут грехи жгут, и нет возможности терпеть. Совесть снедает меня, и, давая ей свободу, я себя утесняю.

Грехи жгут… Как редко это состояние касается человека, давно воцерковившегося! Где ты, блаженное неофитство, когда со слезами падал перед каждой иконой? К сожалению, у нас вырабатывается привычка – к благодати, к храму, к молитве. И эта привычка выстраивается в стену холодности, пробить которую все тяжелее с каждым годом. Только отдельные слова проникают сквозь нее.

Великий пост – время, когда актуализируется каждое слово молитвы, и самое бесчувственное сердце способно растаять как воск, нужно лишь уметь подобрать к нему соответствующий ключ.

Пост – это мучение. Если не верите – откройте Постную триодь. «Поприще добродетелей отверзеся, хотящии страдальчествовати – внидите, препоясавшеся добрым поста подвигом» (Стихира на Хвалитех утрени Прощеного воскресенья), – поет Церковь накануне поста. «Подвиг добродетелей открылся, желающие пострадать – войдите».

Если суть поста – мученичество, то вопрос о видах пищи и пития решается просто: надо алкать и жаждать

А если суть поста – мученичество, то вопрос о видах пищи и пития в пост решается просто и однозначно. Мучение – это не просто одно есть, а другое не есть, а вообще – алкать и жаждать. Ну, а поскольку мы не в состоянии так проводить все семь недель поста, то устав и узаконивает в отдельные дни полное воздержание от пищи, в другие дни воздержание до определенного часа, в иные дни разрешает послабление.

Каждый отягощен своим грехом. Совесть каждого сама должна решить, какое злострадание нужно понести ради очищения своей души. Это не заместительная жертва и не выкуп, это онтологическое исправление вектора душевных наклонностей. Если я страдаю от блудных помыслов и желаю в пост ради этого воздерживаться от пищи до вечера по определенным дням, или поклоны класть, или еще чем себя отягощать, то это не для легализации духовной скверны во мне, а ради избавления от оной.

Не хочу грешить! И не могу не грешить. Хочу исполниться благодати – и не могу найти в себе сил на ее стяжание. Что же делать мне, окаянному?! Чтобы разорвать это противостояние между телом и духом, хочется разорвать и само тело, разрезать его на тысячу кусочков и так прекратить войну.

Но не это Богу угодно. Ему нужны бескровные мученики. Взираю на апостола Павла и ободряюсь: две тысячи лет назад он описал мои муки: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 22–24).

Проблема в принципе решаема, только вот мучиться мы не хотим. Мы хотим во всем легкости. Алкать и жаждать – это не для нас. Голодное томление, когда каждый толчок сердца ощущаешь в голове, когда кровь, тягучая и тяжелая, с трудом перемещается по сосудам и нет сил на самые простые действия, – все это отвращает нас. Нет у нас возможности. Мы – люди семейные, у нас работа, дети – дескать, пусть монахи постятся. Как же мы будем без сил на работу ходить? А еще болезни, весенний авитаминоз, напичканная химией еда, нервные потрясения – и без того мучений хватает. Да и вообще телесное воздержание – это примитивное, грубое понимание поста. Высокое, духовное, можно сказать, интеллигентное понимание – другое.

К сожалению, глядя на святых, иного понимания поста мы не встречаем, кроме как битвы за свободу. Грех тиранит нас и делает рабами похотей. Обрести свободу от его владычества – вот единственное назначение постного подвига. Нет ни одного святого – ни монаха, ни мирянина, – который бы постился в полсилы.

Мы называем пост и весной, ибо вызываем к жизни те силы, которые в нас спали; мы называем его и обновлением, потому что ослепшую в грехах волю очищаем от плена страстей и даем ей узреть путь новой жизни по заповедям. Но суть поста от этого не меняется. Оторвать от сердца все развлечения: телевизор, интернет, праздные разговоры – это тоже мучение. Удерживать свой ум постоянно вдали от мирской суеты; вращаясь в мире, в то же самое время в нем не находиться, а обращаться мыслью горе – вот действительно великопостный подвиг, подъять который для нас сродни исповедничеству.

Все милые слабости, которые мы позволяем нашему сердцу и уму, о которых мы знаем, что они не несут в себе большого греха, все они, как репей, прилипают к нам. Каждое из этих увлечений оттягивает на себя сердечное усилие, так что к концу дня мы приходим обворованные, без желания и энергии принести Господу дар чистой внимательной молитвы. Это бывает от того, что современная жизнь отнимает у человека чрезмерно много эмоциональных сил. Что было в древности? Работал крестьянин в поле, где-то пошутил с кем-то, где переговорил, но в основном – занимался спокойным созерцанием, к чему располагал сам труд. Сегодняшняя жизнь требует от человека постоянно взвинченных нервов. Нас все время принуждают то смеяться, то плакать. Такой ритм вычеркивает из жизни даже попытку созерцания, а без сосредоточенности внимания вовне его невозможно сконцентрировать и внутри.

Весь день нас растягивают в разные стороны и рвут на куски, и после этой сумасшедшей гонки мы становимся перед иконами и с разбегу пытаемся начать молиться, как дрова рубить. Не диво, что наша сердечная холодность остается стеной между душой и Богом.

Удивительно, но этот эмоциональный допинг, которым нас накачивают каждый день, вместо того чтобы умягчать наше сердце, наоборот, делает его толстокожим. Нас все более трудно становится пронять с каждым днем. Любое слово касается только поверхности сердца, как граблями, и через час новые события делают ровной взбудораженную гладь. Но чтобы какое-то благодатное семя проникло в сердечную глубину, осталось там и взошло, слово, обращенное к нам, должно быть необыкновенной остроты, только тогда почва может поддаться. Только где нам взять такое слово? Какой Исаия разбудит нас?

Пост для нас должен быть педалью тормоза. Мы вступили в пост – и отрубили все чуждые эмоции, которыми мир пытается нас кормить. Пусть с нами останутся только наши семейные переживания, а мир обойдется и без нас в течение полутора месяцев, как и мы без него. Но, может быть, уже и этого недостаточно.

Нам нужно заново учиться созерцанию – самому простому: от созерцания природы рождается молитва

Нам, детям XXI века, нужно заново учиться созерцанию. Нет, не в высоком духовном смысле, а в простом, совершенно приземленном. Выйти на лужайку, посидеть на скамейке полчаса, посмотреть на деревья в тишине. Послушать, как ветер играет верхушками сосен и раскачивает их в разные стороны. Точно так и нас ветер житейских обстоятельств раскачивает и гнет, куда ему угодно, и в его силах вырвать нас с корнем, если Господь не сохранит нас.

Так от примитивного созерцания человек возвышается к молитве. И от такого углубления в себя рождается внимательная и глубокая молитва. Именно от такого созерцания природы, возвышающей нас над миром, родились удивительные библейские молитвенные аллегории. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41: 2). От созерцания страницы «Одноклассников» или «Фейсбука» такая молитва не родится и во веки веков.

Отрежь от сердца все искусственные наросты лишних увлечений и дай ему живую воду самоуглубления – и это тоже окажется мучением, особенно с непривычки. И это тоже постный подвиг.

Все угодное Богу и ведущее к заповедям связано так или иначе со страданием ветхого человека в нас. Это страдание не онтологического характера, оно не присуще нам по бытию, будто приближение к Богу является для нас мучением. Нет, это страдание наркомана, у которого зло вошло в привычку и оставление злого навыка порождает ломку. Если страдания наркомана, пытающегося исцелиться, можно назвать мучением, то и наши великопостные подвиги так же можно называть. Ведь мы – типичные наркоманы, сидящие на игле развлечений и плотоугодия.

Поэтому, братья, цель у нас одна: найти в себе этого наркомана и перекрыть источник его зависимости. О, какая тогда ломка начнется! Собственно тогда и наступит реальный, а не календарный Великий пост. Итак, если перед Пасхой окажется, что хотя бы несколько дней мы провели в таком борении, – что ж, значит, пост прошел не зря.

Священник Сергий Бегиян

11 апреля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) Архиеп. Марк Берлинский о радости поста (+ВИДЕО) «Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО)
Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста
О том, почему так важны великопостные богослужения, как связаны пост и радость воскресения, о благочестивой гречанке, печалившейся о том, что «выпила воды в среду», и «прыжке через реку».
«Правы католики, что посты отменили!» «Правы католики, что посты отменили!»
Из жизни архим. Иоанна (Крестьянкина)
«Правы католики, что посты отменили!» «Правы католики, что посты отменили!»
Случай из жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Алипий (Светличный)
Помню, как я когда-то ныл отцу Иоанну о трудностях поста и приводил в пример католиков: вот, мол, они посты отменили...
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митр. Лимассольский Афанасий
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митрополит Лимассольский Афанасий
Человек, когда постится, становится смелым, а смелость является очень важной добродетелью в духовной борьбе. Если у тебя нет смелости, ты не можешь спастись.
Комментарии
Ксения15 апреля 2016, 16:49
Автор статьи, говоря о распущенности современной молодежи, восклицает: "подумать только, еще 50 лет назад всё было иначе" и рассказывает о бабушке, которая, будучи взрослой девушкой, полагала, что дети родятся от поцелуя в щечку. Вот так рождаются мифы. Эта бабушка-девушка, должно быть, в скиту жила(впрочем, женских монастырей на территории РСФСР тогда, кажется, не было) или где нибудь в глухой тайге вместе с Лыковыми. Я принадлежу к старшему поколению, школу окончила в 1970-е годы. Здесь не тот сайт, чтобы уместно было описывать некоторые стороны жизни многих моих одноклассниц, но читать про такую идиллическую эпоху мне было просто смешно, уж извините. При этом школа наша была самая обычная, и одноклассницы были обычные для того времени девушки, потом кончили училища или вузы, вышли замуж, родили детей. Да, сейчас описание порока стало доступнее через интернет, СМИ и т.д. Но это уже - пространство человеческой свободы, свободы выбора. Православные сайты доступны нам тоже благодаря интернету. И не стоит думать, что, когда не было интернета, не было и порока.
Иоанна_13 апреля 2016, 18:36
С удовольствием просвещу вас, Екатерина: вкушение растительного масла для мирян не является нарушением поста. Голодных обмороков быть не должно, ни в коем случае. Головные боли - вещь, мне знакомая с детства, но во время поста никогда не бывает таких сильных болей, как обычно, это я заметила. Вот чего совершенно нельзя делать, так это на пустой желудок ехать по пробкам - это гарантированная тошнота и головная боль. А насчёт жёсткого поста - это уже вещь индивидуальная, но в общем и целом здоровому человеку по силам, если только не начинать его резко: постепенно сбавлять скорость и делать плавный разворот. Да поможет вам Господь!
Yekaterina Kartasheva13 апреля 2016, 16:32
Дорогая Иоанна, с чего вы взяли, что я не хочу поститься? Я ЗА пост, но я за благоразумие и против неадекватности. Я уже много лет в Церкви, но не один священник толком не только не помог, но и не рассказал о пути к тому, как приучить себя к посту. Все твердят одно и тоже: послабление больным, пожилым, путешествующим, служащим, детям. А здоровому значит как положено по МОНАСТЫРСКОМУ УСТАВУ. И вот после обмороков и сильнейшей мигрени я начала задавать вопросы: если я не могу, то почему я должна поститься по МОНАСТЫРСКОМУ УСТАВУ, который ко мне никакого отношения не имеет просто потому, что я - мирской человек. Почему воздержание от скоромного - свято, а супружеский пост - эт по обоюдному согласию (всем понятно чье согласие здесь требуется, мужчины в таком посте себя мученниками считают, не меньше), почему когда Господь прямо сказал, что разводиться без вины прелюбодеяния - это грех и жениться на разведенной - это грех, Церковь, в целях ИКОНОМИИ, позволяет второй и третий брак? Когда Господь прямо сказал, что это ГРЕХ! А вот про пищу Он сказал, что не то, что входит, оскверняет человека, а что из человека выходит оскверняет его. Теперь обясните мне, почему в одном случае икономия допускается, а в другом нет?? Почему Церковь допускает икономию в том, что Богом строго запрещено, а то, на что Господь не обращает внимания, у нас возводят в ранг греха?? Кто-нибудь просветите меня, темную.
Иоанна13 апреля 2016, 13:21
Екатерина, не хотите поститься - дело ваше, добровольное. Но это ваше собственное самочиние. Зачем же вы упорно ищете себе какое-то оправдание? Ведь вам никто не указ, в том числе и Устав, и Святые Отцы! А игумен Никон (Воробьёв) сам не вкушал ничего до 15 часов, если вы читали его письма.
Надежда13 апреля 2016, 10:57
Спасибо большое за эту статью! Она нужна и во время поста, и в любое другое время! Под каждой буквой и строкой могу оставить сердечную благодарность! Спаси Вас Господи! А нам, грешным -дай сил в борьбе со своими грехами!
читатель12 апреля 2016, 17:19
Ну какое мученичество? отказать себе 40 дней в котлетах и вине? это не идет ни в какое сравнение с мучениками первых веков христианства, и даже с теми, кто во время еретических нестроений просто был отправлен в ссылку.
Yekaterina Kartasheva12 апреля 2016, 16:35
《Мягко говоря, точка зрения отца Сергия по поводу подвигов, обязательных по его мнению для нас с вами, прямо противоположна той, которой придерживался игумен Никон.》У нас, русских, есть склонность к самоистязанию, которая переходит разумные границы. Почему-то нам кажется, что если мы хорошенько пострадаем, помучаемся, то нам простятся наши грехи и беззакония. Из этого получается кто на что горазд - и ломки, и первую седмицу поста не есть и не пить воды. Но ведь смысл не в этом. Бог есть любовь. Не самоуничтожения и не самоистязания ждет Господь, а нашего к Нему обращения и возрастания от силы в силу, чтобы быть ближе к Нему.
Надежда12 апреля 2016, 10:50
Спасибо!!!!! За такую проповедь. Прочитала и на душе стало тепло и чисто.
Сергей12 апреля 2016, 07:39
Спасибо за статью, батюшка.
Очень хорошо и правильно написано.
Только как совместить это с мирской жизнью?
Михаил11 апреля 2016, 23:35
Поразительная по глубине, силе и простоте статья. Каждый абзац - в точку, по крайней мере для меня. Прочитал взахлёб, статья произвела глубочайшее впечатление. Спасибо отцу Сергию за помощь в том, чтобы с воодушевлением проходить пост, за напоминание и поддержку!
Татьяна11 апреля 2016, 22:35
Я пищевой наркоман - это точно сказано. Помоги и укрепи, Господи, хотя бы окончить пост как положено. Прошу Ваших молитв, братия и сестры...
С.С. 11 апреля 2016, 19:16
Спасибо... Вдохновили...
Михаил Котов11 апреля 2016, 18:56
Есть такая книга - игумена Никона (Воробьёва) "Нам оставлено покаяние".
Мягко говоря, точка зрения отца Сергия по поводу подвигов,
обязательных по его мнению для нас с вами,
прямо противоположна той, которой придерживался
игумен Никон.
Честно говоря рассказы про беспорочность старших поколений
ничего кроме улыбки не вызывают.
Юлия11 апреля 2016, 16:42
Не было интернета и телевидения , но существовали Содом и Гоморра -парадокс. Да и потоп был не во времена ,когда космические корабли .....и т. д. Мое личное мнение:посты в таком количестве и нужны,чтобы люди пришли в себя и не повторилась история старозаветного человека.А телевидение и интернет можно эксплуатировать по -разному.
Сергей11 апреля 2016, 15:21
Острота и чёткость позиции и мысли, без ущерба для глубины. Отсутствие констатации саморазумеющихся фактов. Вот за это люблю отца Сергия! А главное - это наличие ответа на "вечный русский вопрос": "Как жить и что делать?" Ответ не теоретический, а максимально практический. Одно не понятно. Почему эта статья ждала своего времени до середины поста?
Антоний11 апреля 2016, 15:11
Добрый день, братья и сестры! Большое спасибо за статью! Храни Вас Бог, о. Сергий! Продолжим же поститься постом приятным!
аграфена11 апреля 2016, 14:31
Да, тоже читаю призывы к постам и удивляюсь, что призывают людей сытых, безскорбных.
Где оне такие???
Мы живем в Москве. Не можем найти работу. Муж уже второй год как-даже грузчиком не берут. я - первый.
радуемся постному супу, рыбой нас угощают.
и никакое созерцание, а просто благодарение Богу за то, что дает хоть такую еду вызывает в душе благодарения , за каждую маленькую радость. За то, что ребенок пока не вырос из одежды, так как новую покупать не на что. За надежду и веру в будущее, за то, что все эти скорби не вечны а с нами БОг!
Leo Ornstein11 апреля 2016, 13:27
Да так и есть. От еды отказаться - просто, даже помолиться сверх обычного тоже. А сойти с праздного времяпровождения в интернете и соц сетях - это труд.
Михаил.11 апреля 2016, 08:30
Истинно так!
11 апреля 2016, 07:56
Возлюбленные во Христе братия и сестры, дочитав статью, отключаемся от интернета, закрываем любимый сайт pravoslavie.ru до Светлого Воскресения Христова и "Собственно тогда и наступит реальный, а не календарный Великий пост. Итак, если перед Пасхой окажется, что хотя бы несколько дней мы провели в таком борении, – что ж, значит, пост прошел не зря."
Александра11 апреля 2016, 06:25
А как же быть со скорбями мирских людей?
тамара11 апреля 2016, 02:09
Батюшка Сергий,спаси Господи Вас.Как приятно снова прочитать Вашу статью.Вы служите в Белоруссии,я оттуда родом.Многая и благая Вам лета. Божией помощи во всём.Колесо жизни крутится вперёд. И всё ближе Вечность.И где мы окажемся???? Господи,спаси и помилуй.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×