«Вертикаль власти в Церкви уходит в небеса»

Интервью митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия

Как епископат Русской Православной Церкви оценивает реформу церковного управления, что думают верующие Нижегородской епархии по поводу Всеправославного собора и встречи Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским, как принимаются решения на заседаниях Священного Синода, что может сделать епархиальный архиерей для развития приходской жизни, – на эти и другие вопросы отвечает митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов).

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)

– Православная общественность активно обсуждает реформу церковного управления, создание новых епархий и общецерковных учреждений. Высказываются разные, в том числе критические мнения о происходящих изменениях. Однако, как правило, это взгляд тех, кто сам в церковном управлении напрямую не участвует. А как оценивается реформа церковного управления изнутри, на уровне епископата Русской Православной Церкви?

– Да, действительно, темы управления в настоящее время у всех на слуху. И не только в Церкви. Это именно тот вопрос, который всегда имеет большой общественный резонанс. Что касается церковного управления и изменений, которые сейчас проходят, то в первую очередь, необходимо ясно понимать, что Святейший Патриарх Кирилл продолжает дело, начатое его предшественником Патриархом Алексием II по возрождению Русской Православной Церкви и преодолению последствий гонений на веру в ХХ веке. Все реформы, инициированные Патриархом и Синодом и поддержанные Архиерейскими соборами, осуществляются в русле этого созидательного процесса и направлены на достижение совершенно конкретной цели – просвещения людей светом Христовой веры и приобщения их к благодатной жизни в лоне Православной Церкви.

Что касается звучащих разных оценок перемен в церковном управлении, целесообразности создания новых епархий и церковных учреждений, то нужно очень четко понимать и учитывать одно чрезвычайно важное обстоятельство. А именно, что сами по себе изменения внешних сторон жизни Церкви не смогут обеспечить ее качественного и количественного роста. Реформа призвана лишь создать благоприятные условия для проповеди, духовного образования, миссионерской и социальной деятельности, укрепления епархиальной и приходской жизни. Как будут использованы эти новые возможности, зависит от конкретных людей – архиереев, пастырей, монахов, мирян. В годы гонений некоторым решительным и смелым иерархам и священникам вопреки всем препятствиям удавалось строить новые храмы или спасать от закрытия старые, подпольно печатать и распространять духовную литературу, проводить православные лектории для молодежи и многое другое. К сожалению, в нынешнее тучное время некоторые не хотят даже с места сдвинуться, чтобы использовать дарованные Богом благодатные возможности в миссионерском и духовно-просветительском служении.

Мне представляется очень важной сегодня деятельность синодальных учреждений, которая побуждает епархиальные структуры к активизации на местах. Этому способствует проведение регулярных окружных семинаров под эгидой синодальных отделов. К их работе привлекаются специалисты по работе с молодежью и наркозависимыми, по социальному и тюремному служению, катехизации, духовному образованию, миссионерской деятельности, взаимоотношению со светской властью и средствами массовой информации. Все это помогает осмыслить накопленный за эти годы опыт, содействовать его распространению и реализации в епархиях или митрополиях.

– Некоторые околоцерковные и светские публицисты используют термин «церковная вертикаль», имея в виду концентрацию власти на уровне высших органов церковного управления. Насколько применение этой терминологии, на ваш взгляд, уместно? Как тут избежать противопоставления с «соборностью», которая традиционно ассоциируется с устройством Православной Церкви?

– Сравнивать Церковь со светским государством, политической партией или коммерческой организацией, даже на уровне терминологии, когда становятся вполне применимы такие понятия, как «вертикаль власти» или «демократическое устройство», – значит, не понимать ее природы и не обладать живым чувством причастности к ее благодатной жизни. Иерархическое устройство Церкви, утвержденное Самим Христом, органично сочетается с соборными началами ее бытия. В Символе веры мы исповедуем свою веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Это значит, что мы имеем живую уверенность в том, что в ней действует благодать Святого Духа, к которой причастны ее члены. Значит, вертикаль власти в Церкви уходит в небеса. Господь управляет Своей Церковью непостижимым для нас образом. Епископы и священники – лишь орудия этого управления. Людям вне Церкви это совершенно непонятно, они меряют все земными мерками и другим пытаются навязать эту позицию.

– Вы участвовали и участвуете в работе Священного Синода, Архиерейского собора и других высших органов церковного управления. Расскажите, на каких принципах основывается принятие ими решений, что, как известно, происходит в закрытом режиме. Бывают ли несогласия между присутствующими и если да, то как они разрешаются?

– Большинство принимаемых в настоящее время решений на уровне Священного Синода и Архиерейского собора проходят предварительную тщательную и довольно длительную проработку. В комиссиях и на пленуме Межсоборного Присутствия готовятся и обсуждаются проекты документов по самым насущным проблемам жизни Церкви. Многие вопросы выносятся на общецерковную дискуссию. В епархиях на собраниях духовенства, мирян, монашествующих, преподавателей духовных школ проходят обсуждения предложенных для рассмотрения тем. В аппарат Межсоборного Присутствия направляются соответствующие отзывы. Во внимание принимаются мнения различных сторон, их анализируют, обобщают и вырабатывают проект решения для соборного принятия и утверждения высшей церковной властью. Мне самому доводилось возглавлять комиссии Межсоборного присутствия, входить в его президиум: это действительно соборный орган, где вырабатывается и учитывается мнение членов Церкви, которое потом оформляется в решениях Архиерейских соборов, Синода, распоряжениях Святейшего Патриарха.

Святейший Патриарх очень внимательно относится к суждениям иерархов, высказываемым ими на заседаниях Священного Синода или Архиерейского Собора. Все кандидаты в епископы, например, вызываются но очередное заседание Синода для собеседования с его членами и отрицательного мнения одного из иерархов может оказаться достаточным, чтобы хиротония была отменена. Несогласие епископов по вопросам, рассматриваемым соборно, может привести к тому, что предлагаемое решение будет отправлено на дальнейшую доработку или отложено на определенный срок. И мне странно слышать некоторые высказывания собратьев о том, что кому-то не дали сказать на Архиерейском соборе. Не говоря уже о выражении своего мнения на комиссии или сессии Межсоборного присутствия, а тем паче на Синоде. Мне такие случаи неизвестны, хотя я уже достаточно длительное время участвую именно в соборных органах управления Церковью и считаю, что они все принимают активное и неформальное участие в ее управлении.

– Задают ли верующие вашей епархии вопросы священнослужителям о прошедшей встрече Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским и о грядущем Всеправославном соборе? Какого рода эти вопросы и как вы и ваши сослужители на них отвечают?

– Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским была воспринята церковной общественностью несомненно как событие исторического значения и стала предметом обсуждений и дискуссий среди духовенства и мирян. Большая часть церковных людей с одобрением отнеслась к позиции священноначалия, которую Святейший Патриарх внятно и убедительно разъяснил в своем специальном интервью. Со вниманием были восприняты и публичные высказывания на эту тему авторитетных богословов, священников, официальных представителей Московской Патриархии. Тем не менее, в первую очередь, на некоторых интернет-ресурсах стали появляться критические материалы как о прошедшей встрече Патриарха с папой, так и о предстоящем Всеправославном Соборе. Замечательно, что наш народ неравнодушен к вопросам веры и ревнует о чистоте Православия. Однако, многие из тех, кто осуждает встречу Патриарха с папой и с подозрениям относится к будущему Всеправославному Собору, к сожалению, не самостоятельны в своих суждениях, плохо разбираются в догматических и канонических вопросах. В письмах мирян, поступающих в адрес епархиальных архиереев, копируются тексты, размещенные на сайтах радикально-консервативного направления. В этих текстах есть обвинения, много эмоций, но нет зачастую аргументов и богословского видения. Создается впечатление, что организована целая кампания для смущения умов простых верующих, дискредитации авторитета священноначалия Русской Церкви и поддержания раскольнических настроений. Ревность о вере, свойственная многим православным людям, используется для нагнетания обстановки и подрыва церковного единства. Епископат и духовенство Нижегородской митрополии стараются разъяснить всем испытывающим смущение, что никаких изменений православного вероучения и радикальных реформ церковной жизни не происходит и не планируется.

– Святейший Патриарх неоднократно говорил о необходимости укрепления общинной жизни на приходах. Что может сделать епархиальный архиерей, чтобы приходы были настоящими общинами с живыми связями между составляющими их верующими? Есть ли, на ваш взгляд, тут развитие?

– Возможности епархиального архиерея значительны, но не безграничны. Он в силах создать благоприятные условия для развития общинной приходской жизни, оказывать всемерную поддержку деятельным в этом отношении пастырям, поощрять инициативу активных мирян, призывать, наконец, к тому, чтобы прихожане храмов не были лишь пассивными посетителями богослужений, а пастыри – формальными требоисполнителями. Но успех в этом начинании во многом зависит не только от архиерея, но и от самих священников и мирян. Там, где есть горящий духом батюшка, естественным образом возникает и живая дружная община. В ней зарождается желание проявить свою веру делами во славу Божию. Паломнические поездки, волонтерские движения, центры православной семьи и помощи детям-инвалидам, воскресные школы, социальные и издательские проекты, строительство и восстановление храмов – все это объединяет людей в служении Богу через служение людям. Милостью Божий в нашей митрополии достаточно таких живых духом священников и добрых мирян, поэтому мне, как правящему архиерею, есть кого поддерживать. С благодарностью Богу отмечаю для себя, что живых и сплоченных приходских общин становится больше как в городах, так и в сельских районах. Епископу важно при посещении таких приходов не ограничиваться совершением богослужений, но находить время для неформального общения с прихожанами, проводить с ними духовные беседы, отвечать на волнующие их вопросы.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Андрей14 апреля 2016, 20:00
Условия для развития общинной приходской жизни в нашей Нижегородской епархии: только вокруг горящего духом батюшки возникает живая дружная община - его (батюшку) очень скоро перетасовывают куда подальше, на другой конец города. Люди в растерянности: или храм менять, или священника. Вот уже в третий раз в такую "раскоряку" попадаю :)
ТАТИАНА1714 апреля 2016, 14:00
Для Лоры. По поводу Ваших подружек Вам,конечно,виднее.Но МОРАЛЬ может проповедовать только человек,который имеет на это МОРАЛЬНОЕ ПРАВО.А грехи нам отпускает Господь Спаситель.Конечно,через священника. Простите меня.
Валерий14 апреля 2016, 12:00
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Такое же рассуждение можно применить и к дорогим машинам и вещам (часы, телефон и др.), понятно, что это не грех, и ничего плохого в этом нет, но если священнослужитель видит, что соблазняются о нем прихожане, то надо пересаживаться на менее респектабельную машину, носить более дешевы часы и т.д.
Лора14 апреля 2016, 12:00
Для Татианы. Да молиться всегда не легко и на службе стоять не всем под силу. Если конечно молиться, а не смотреть на каком авто приехал священник, и потом судачить об этом со своими подружками.....Вы не беретесь осуждать, но и сами не заметили как это сделали..... «Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов». (Серафим Вырицкий)
Константин14 апреля 2016, 11:00
Лара, если преподаватель ВУЗа на лекции начнет вместо предмета, рассказывать анекдоты, если в операционной у хирурга вы увидете грязные ржавые скальпели и прочее, если учитель перед каждым уроком будет требовать с вас деньги за этот урок, вы стремглав побежите в противоположную сторону. И забудете даже взглянуть на такую важную деталь характеристики специалиста, как его автомобиль. Цель священника, не только преподавать людям Причастие, но и своими действиями и видом являть миру истинность проповеди Спасателя.
Всеволод14 апреля 2016, 03:00
Помню, несколько лет назад какой-то епископ запретил клирикам в своей епархии ездить на иномарках, либеральная пресса презрительно описывала этот казус как "игры патриотов". На недображелателей не угодишь, "пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам".
Сергей13 апреля 2016, 23:00
Священник ( как и каждый христианин ) это живая проповедь Христа. Как ходит, как говорит, во что одет и... на чём ездит. На всё обращены взгляды окружающих. Всенародная любовь и почитание патриарха Павла сербского во многом связаны с наружной аскетикой, о которой ходят легенды. Трудно представить себе апостолов передвигающихся в колесницах с охраной и проповедующих Христа. Почему нельзя ввести церковную дисциплину на приобретение дорогих иномарок? Этом реально искушаются многие.
Сергей13 апреля 2016, 20:00
Всё просто, мы движемся семимильными шагами туда и так, как написано в Апока́липсисе, все события развиваются чётко по этому сценарию.
ТАТИАНА1713 апреля 2016, 20:00
Лара 13 апреля 2016 13:00. Заранее прошу прощения за реплику.А почему Вы такого плохого мнения о своих единоверцах? Откуда Вам знать, может N. ведет аскетический образ жизни?Например,для Вас молиться,ходить в храм,причащаться- "труд и нелегкий",а для меня - ВСЕГДА РАДОСТЬ.Ведь никто не спорит,что автомобиль это средство передвижения.Только средства эти РАЗНЫЕ бывают.Я не берусь кого-либо осуждать,но СКРОМНОСТЬ в православии совсем не лишнее моральное качество. И ГОСПОДЬ НАШ СПАСИТЕЛЬ К ЭТОМУ ПРИЗЫВАЛ!
Дмитрий Самойлов13 апреля 2016, 19:00
На последнем епархиальном собрании в Н. Новгороде и вопросы-то перестали священнослужители задавать, безполезно.
Анна Рябикова13 апреля 2016, 17:00
Вертикаль власти ДОЛЖНА уходить в Небеса. В идеале. А в реальной жизни всё иначе...
Лора13 апреля 2016, 13:00
Читательнице N... «Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос». «Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов». (Серафим Вырицкий)
Читатель M13 апреля 2016, 12:00
"к сожалению, не самостоятельны в своих суждениях, плохо разбираются в догматических и канонических вопросах. В письмах мирян, поступающих в адрес епархиальных архиереев, копируются тексты, размещенные на сайтах радикально-консервативного направления. В этих текстах есть обвинения, много эмоций, но нет зачастую аргументов и богословского видения." А вот Божественный Павел (видно слабый Богослов): чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшего вы благодатию Христовою, во ино благовествование, еже несть ино: точию нецыи суть смущающии вы, и хотящии превратити благовествование Христово. Но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 6). Тоже изрекли и семь вселенских Соборов, и целый лик Богоносных Отцев. Итак, все замышляющие новизну - ересь или раскол - добровольно облеклись, по словам псалмопевца в клятву, яко в ризу (Пс. 108, 18), хотя бы то были папы, или патриархи, или клирики, или миряне: пусть даже будет это Ангел с неба, и он анафема да будет, аще благовестит вам паче, еже приясте. (окружное послание 6 мая 1848г) Молчанием предается Бог
Лара13 апреля 2016, 11:00
Ну не так уж ваш атеист образован, коли атеистом остается....Задали бы ему вопрос, почему преподаватели ВУЗов, врачи, учителя тоже ездят на дорогих машинах? Да потому что машина давно не роскошь, а средство передвижения. А уж священнику необходима в первую очередь и желательно хорошая, надежная машина, потому, что нет у него времени на велосипеде ездить. Верующие, настоящие прихожане, а не захожане никогда такого глупого вопроса не зададут. Потому как наличие или отсутствие машины не имеет никакого отношения к служению священника. А это всего лишь жалкие отговорки и оправдание своей собственной лени и скудомыслия, не желания ходить в Храм, молиться, исповедоваться, причащаться. Это ведь труд и не легкий. Так что начните с себя, станьте аскеткой....
Читательница N.13 апреля 2016, 07:00
А еще то, что расстраивает, из Церковной среды уходит аскетика, меня спросил знакомый образованнейший атеист: "Почему священники ездят на дорогих машинах? Чем они лучше меня тогда?" - я не знала, что ответить, что-то промычала неубедительное. Я знаю одного очень скромно-живущего сознательно сельского батюшку, понятно, что такие есть и не мало, но большинство другое, а видно, что люди не хотят, чтобы батюшки были, как обычные люди, тянутся к высшему.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке