О невежестве (+ВИДЕО)

О том, почему именно сегодня невежество – грех, о примерах горячей тяги к знаниям и пагубности пренебрежения к ним, что о мудрости говорит Библия, какая судьба ждет народ, равнодушный к учению, – рассуждает протоиерей Андрей Ткачев.

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами попробуем взвалить на себя непростую ношу, а именно: разговор о невежестве. Когда мы говорим о грехах, нам ясно, чтогрехи. Воровство – грех, сквернословие – грех, нарушение поста – грех, блудных много грехов… Посмотрел, послушал, рассказал, раскрыл чужую тайну и т.д. – тоже грех. Перечень грехов довольно большой. Попутно скажу: есть книжечки с перечислением грехов, и я таких книжек очень боюсь и никому не советую их читать, потому что они доходят в «определении грехов» до странностей – смешных странностей: «делала химическую завивку», например…

Грех многообразен, его полным полно кругом, и каталогизировать его невозможно, поэтому святые отцы для того, чтобы дать нам четкое понимание, как жить и как не жить, называли главные страсти, которые исчисляются у некоторых семью, у некоторых восемью. Гордость, уныние, блуд, объедение и т.д., а уже из этих страстных корневищ вырастает очень много разных побегов, и нет смысла всё это считать. В современном мире никакой доктор не скажет вам, сколько есть болезней, потому что болезней насчитали, понавыдумывали и описали и подвергли научной классификации уже сотни, тысячи, десятки тысяч. «Медицинская энциклопедия» – это страшная книга: ее откроешь и думаешь: «Боже, неужели это всё есть у человека? Люди всем этим болеют?» Примерно то же происходит с грехами.

Кстати, Библия очень скупо говорит о болезни. Какие болезни вы знаете из Библии? – Сломанный зуб, ослепший глаз, от старости ослабевшие руки или ноги, совершенно мистическая болезнь проказа, которая воспринималась как явное, прямое наказание Божие, и нужно было у священника пройти освидетельствование, что ты от нее исцелился, если исцелился. Еще какие-то болезни… Других нет. А раз нет, значит, этого и не было. Люди как-то жили, доживали до старости, слабели естественным образом от старости, но они не были раздираемы на части болезнями печени, почек, легких, гортани, трахеи, глаз, кровеносных сосудов… – всего этого просто не было. Человек был действительно физически здоровее.

И о грехах Библия точно так же скупо говорит. Она однозначно называет грехами те вещи, которые сегодня мы за грехи можем даже не считать. Она говорит, например, о том, что познание Бога – это корень жизни, что Бога надо всю жизнь познавать, Богу нужно служить, Богу нужно молиться, и если ты этого не делаешь, ты неизбежно будешь грешен – потому что неизбежно будешь грешить.

Невежа – это человек, который ничего не хочет знать, потому что убежден: он всё знает. Сегодня это непростительный грех

Сегодня мы будем говорить об одном из современных грехов. Странно, что он у нас есть. Это – невежество. Слово это от «ведать», то есть «знать», но с приставкой «не» – получается: нежелание знать. Это отсутствие вкуса к приобретению знаний. Человек не хочет знать. Он не хочет знать: отечественную историю, историю своего рода, своего города, своей малой родины, поселка, села, историю своей Церкви. Он не хочет знать свою литературу, иностранную литературу. Он не хочет знать обычаи, повадки, привычки, характерные для чужих народов, потому что у всех же можно чему-то научиться. У всех можно учиться: у китайцев, индусов, тунгусов, американцев, немцев, бразильцев… – у всех можно чему-то научиться – а ему не надо, он и так всё знает. Ему кажется, что он всё знает. То есть невежа – это человек, который ничего не хочет знать, потому что убежден, что он всё знает. Сегодня это непростительный грех.

Почему именно сегодня? Потому что мы живем в информационную эпоху. А в информационную эпоху облегчен доступ к информации. И сегодня не искать знания – это просто смерти подобно. Были люди, которые всю жизнь хотели учиться, но они были вынуждены зарабатывать на хлеб работой кучера или вскапывая чужие огороды. Святитель Тихон Задонский восемь лет учился в семинарии, а тогда семинарии были как крестьянские хаты и семинаристы в лаптях ходили. А ели, кроме Рождественских и Пасхальных дней, только картошку и капусту. Никакого мяса, никаких разносолов – ничего. Для того чтобы заработать себе лишнюю копейку, он ходил огороды копать. Покупал себе сальную свечку и книжку и по ночам читал, потому что был жаден к знаниям. Мы знаем много таких примеров, когда люди, действительно, под одеялом с фонариком читают: в истории можно прочитать об этом очень много. Это недавняя, причем, история.

Кадр из киножурнала «Хочу всё знать!» Кадр из киножурнала «Хочу всё знать!»

Жадность к знаниям, «мне интересно это знать»… Даже в благословенное время нашего детства, например моего, был такой киножурнал – «Хочу всё знать!» Он начинался словами: «Орешек знанья тверд, но всё же / Мы не привыкли отступать! / Нам расколоть его поможет / Киножурнал “Хочу всё знать!”».

Хочу всё знать! Всё знать, конечно, невозможно, здесь мы смирим свою гордыню, но интересоваться этим миром надо. Не интересоваться им просто преступно.

Здесь я бы хотел сказать еще следующее: мы вынуждены похвалить некоторые народы и цивилизации, которые в своем культурном коде имеют заложенный прочно и давно – то есть так просто это не вынешь, как кирпичик из стены, – компонент стремления к знанию и желания узнать больше и глубже – погрузиться в ту или иную науку или искусство. Например, китайцы. Люди, знакомые с китайской культурой, рассказывают: если человек умеет что-то и этому может научить кого-то, то это человек, перед которым снимает шапку любой, даже если он старше по возрасту. Любой! Например, ты умеешь играть на флейте. И мало того, что ты умеешь сам играть, так что тебя могут пригласить в дом, чтобы ты повеселил людей на свадьбе, но ты можешь кого-то еще научить этой игре – ты будешь уважаемый человек. Или ты можешь копать колодцы, класть печи – ты нужный в хозяйстве человек, ты можешь делать и научить кого-то этому – перед тобой будет каждый шапку ломать. Не потому, что ему печка нужна сегодня или завтра, а потому, что он тебя уважает за то, что ты являешься носителем полезных знаний и можешь кого-то этому научить.

У наших богатых есть манийка – засылать своих деток в Англию или еще куда-нибудь. Я не знаю, что они там делают, и честно говоря, у меня есть большие сомнения по части того, учатся ли они. Да, собственно, до меня доходит информация из разных источников, что учится там очень небольшой процент людей – остальные прожигают папины-мамины деньги и набираются грехов, валяя дурака. Вот приезжает папа к своей дочери в элитный колледж и интересуется: «Что ты сейчас собираешься делать?» Она: «Да пойдем с девчонками на дискотеку». – «А в аудитории, в библиотеке кто сейчас?» – «А там пара китаянок сидит». – «Они, что, уродливые, одноглазые, беззубые? Они не хотят на дискотеку пойти?» – «Да они “ботаники”, неинтересные». Папа отправляется в библиотеку – действительно, в читальном зале сидят одни китайцы и корейцы, девочки, мальчики… А все европейцы нюхают гадость, колются, дергаются по ночам в клубах, прожигают свою бестолковую жизнь, чтобы умереть пораньше. А эти нормальные ребята «закипают» над книгой.

Помню, когда я жил в другом городе – давно это было, – я ходил на лекции и беседы к студентам-филологам на отделение русской филологии. И среди студентов была китаянка, всегда нас слушала. Спрашиваю: «Она знает русский?» Мне говорят: «Нет, она ничего не понимает. Ни одного слова еще не знает. Только приехала». Она ходила на все лекции, ничего не понимая. Но она приобрела книжку «Русский язык для 1-го класса», переписала ее – сделала транслитерацию по-китайски, чуть ли не выучила ее наизусть; через месяц пришла в библиотеку за книжкой для 2-го класса, еще через месяц – за книжкой для 3-го класса. Где-то через полгода она штудировала «Русский язык для 6-го класса» и читала Тургенева и Бунина. И продолжала ходить на все лекции, уже всё понимая. Полгода! Феноменальная работоспособность, огромная энергия, огромное желание знать! И тут же – куча бестолочей, которые за деньги поступают, за деньги учатся, получают липовые дипломы, потому что этот диплом не подтвержден никакими знаниями, и работать по своей специальности не будут.

Вдумайтесь: 90% нашей молодежи не работают по той профессии, по которой получили дипломы!

Вдумайтесь: 90% нашей молодежи не работают по той профессии, по которой получили дипломы! Учились на бухгалтера – с лотка продают женские колготки. Учились на менеджера или юриста – ездят по Москве, ставят кондиционеры. Зачем вы учились, в таком случае? К чему вы потратили пять лет жизни, протерли несколько пар штанов и прожгли родительские деньги? И из всех воспоминаний про свою студенческую молодость у них остается только, как они пьянствовали в общежитии, на футбол бегали и на парах спали – вот и всё, что от студенчества остается. Зачем это всё? Это же жизнь впустую!

Вместо этого – «у нас есть Ломоносов!» Вцепились в Ломоносова: пешком пришел из Холмогор в Москву, потом пошел в Германию, потом вернулся из Германии… Но, подождите, таких ломоносовых у нас должно быть тысяч 20 и еще маленькая тележка! У нас же огромный и талантливый народ. Огромный народ, у которого руки работящие – кулибиных полным полно везде. Люди смышленые, с цепким умом… Почему это умирает? Я не понимаю.

Вот у персов, у иранцев поговорка: за знаниями иди пешком в Китай. Для них Китай – это типа Камчатки, самое далекое место в мире. Если ты хочешь знаний, ты должен быть готов хоть пешком, босиком идти в Китай, потому что знания – это самое драгоценное.

Понимаете, что такое невежество? Это любовь к смерти. Это любовь к тому, что сгниет

«Любите меня», – говорит Премудрость. Почитайте Книгу Премудрости, главы 5–8. Премудрость взывает на площадях: «Безумцы, обратитесь ко мне! Берите даром мой хлеб и пейте мою воду – пожалуйста! Кто не любит меня, тот любит смерть». Кстати, эту речь о Премудрости Она Сама и говорит – а ведь это Господь Иисус Христос до воплощения, Он – Премудрость Божия. Он говорит, что «еще прежде первых пылинок Вселенной Я была перед лицом Творца и веселилась, и проводила черту по небосводу, и создавала бездны, источники вод… Все ищущие Меня найдут благодать, а не ищущие Меня любят смерть». Понимаете, что такое невежество? Это любовь к смерти. Это любовь к тому, что сгниет. Это страстная привязанность ко всему тому, что в принципе смердит. Есть такое удовольствие для специалистов: есть сыры, которые смрадно пахнут и жутко выглядят, их едят в темноте с заткнутым носом. Люди навыдумывали много всего в этой жизни. И воняет и отвратительно выглядит очень многое из того, за чем люди гоняются с утра до вечера. А Премудрость стоит рядом и говорит: «Доколе ты, безумец, будешь ненавидеть знание? Доколе ты не обратишься ко Мне?»

Недавно мне попалась на глаза в одной из западных газет карикатура. Существует длительный конфликт между жителями Аравийского полуострова и Ирана, то есть между саудитами и иранцами. Это пример из геополитики, но нам всё важно, потому что христиане должны всё знать. И вот на карикатуре они стоят в надменной позе друг перед другом, смотрят ненавидящим взглядом, и перс стоит на куче книжек, на которых написано: «История», «Астрономия», «Поэзия», «Философия», «Религия», что-то еще, а у араба – пачка долларов, и больше ничего. И статья как раз говорит о том, что те народы и нации, за спиной, в бэкграунде которых существует огромная накопленная генетическая память о мудрости и личное стремление к мудрости, всегда разобьют в пух и прах любых богатых людей. Сколько бы денег ни дай.

Альманах для детей и подростков «Хочу все знать» выходил с 1957 по 1990 год и пользовался огромной популярностью Альманах для детей и подростков «Хочу все знать» выходил с 1957 по 1990 год и пользовался огромной популярностью

Современный человек считает, что миром правит секс и деньги. Это абсолютная неправда: миром правит Бог. И Бог дает знания. И тот, кто верит в деньги, будет в пух разбит тем, кто любит знания, – вот правда жизни. А тот, кто не любит знания, будет побежден тем, кто любит знания, и огромные территории не спасут человека: ядерное оружие – это великое дело, но это еще не всё.

Нам нужно поднять из грязи бедного учителя, которого никто теперь не уважает

Нам нужно любить знания, нам нужно поднять из грязи этого бедного учителя, которого никто теперь не уважает. Которому, как мы видим в сводках, может хамить совершенно бессовестно и беззастенчиво не то что десятиклассник, у которого уже усы растут, а какой-нибудь первоклассник. И учитель беззащитен перед ним – современная школьная жизнь забрала у учителя все формы воздействия на ученика: ты уроки свои читай, а у него прав больше, чем у тебя.

И нам нужно читать, и думать, и говорить, и формировать другую политику на федеральных каналах, иную политику культурную. Необходимо, чтобы человек сам был заинтересован в этом. Не думайте, что всё наверху делается, – всё делается внизу силами энтузиастов, влюбленных, неравнодушных людей. Если этого не будет – будет наказание Божие. Потому что быть русским человеком и не прочесть ни разу в жизни Пушкина, Достоевского, Гоголя – это смертный грех, это не прощается. За одно это человека нужно законопатить в преисподнюю: ты носишь язык в устах и сердце, на котором написаны самые лучшие книги мира, и ты их ни разу не открыл. Ну что это такое?! Как это так?!

Ни Церкви не будет, ни патриотизма, ни храбрости на войне, ни трудового усилия в обычной жизни, когда нужно хлеб сеять и нефть добывать, по небу летать и на воду спускаться, – всего этого не будет, если не будет желания знать.

Подумайте вот еще о чем: насколько современная цивилизация делает нас сильнее, настолько она делает нас и слабее. Ведь атомная электростанция – это свет и тепло в обычном доме, с одной стороны, а с другой стороны, это источник постоянной угрозы для жителей целого континента. Самолеты, которые нас возят по всему миру за считанные часы, – это источник великого комфорта, это гордость человеческая: мы полетели, как птицы, – но это и источник постоянной опасности, потому что летящий в воздухе временно находится ни между живыми, ни между мертвыми, он где-то завис. А там сейчас, сию секунду, по небу летают миллионы людей. Тысячи самолетов и миллионы людей. И так всё остальное… Машины, без которых уже не можем обойтись, сбивают людей больше, чем в локальных конфликтах убивают во время войны.

Нас убьет наша же цивилизация, которую мы построили, – убьет из-за нашего невежества и нежелания ничего знать

Цивилизация делает людей сильнее, и она же делает их слабее. Пользоваться цивилизацией можно при двух условиях: при условии смирения и при условии желания знать. На атомной электростанции с тремя классами образования работать нельзя: нужно знать базовый курс физики и математики и нужно получить специальное образование. Если это всё начнет ломаться в неумелых руках, руках бестолкового поколения, которое не привыкло работать – девчонки хотят по подиуму ходить, мальчишки хотят с папочкой под мышкой «дела решать»… Стоп! – а кто будет всё остальное делать? Кто будет строить, кто будет поддерживать эксплуатацию и жизнеобеспечение плотин, электростанций: тепловых, ядерных, гидро и т.д. – это же все ума требует. Ума и рук. Если это всё забросить, оно нас сожрет через несколько лет. Ну, может быть, не через несколько лет, потому что ресурс выживаемости покрепче, но десятилетия необратимо пройдут – всё: нас убьет наша же цивилизация, которую мы построили, – убьет из-за нашего невежества и нежелания ничего знать.

Закончу тем, о чем я уже говорил: не желает ничего знать, ни книжек хороших читать, мудрых людей не ищет, не спрашивает ни о чем ни у кого только тот, кто уверен в том, что он уже всё знает. Невежа – это глупец, который уверен в своем всезнайстве. Все остальные люди читают, думают, ищут тех, кто мудрее их, с радостью их находят, если находят еще, потому что бывает, что оскудевает мудростью человечество. Всю жизнь ищешь какого-то наставника, но не можешь его найти. Но ведь самые дорогие люди – энтузиасты, согласитесь. Со школы каких преподавателей помните? Как звали преподавателя химии, я уже, предположим, забыл, а вот этого помню и не забуду никогда, он вложил в меня душу, это был учитель от Бога. У каждого из нас есть один такой – всего было учителей, допустим, 20, а запомнили одного. Так же и в институте: всего было прочитано дисциплин множество, а запомнишь того одного, который был яркий, неравнодушный, интересный, и он тебе что-то в душу вложил – не в голову даже, а в душу саму, в самую глубину.

Любовь к знаниям делает жизнь интересной. Невежество – это добровольное проклятие. И надо исцеляться. Будем исцеляться! Будем, будем. С Богом!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Невежество и безразличие Невежество и безразличие
Прот. Андрей Ткачев
Невежество и безразличие Невежество и безразличие
Протоиерей Андрей Ткачев
Умеющий читать христианин должен изучать Писание. В противном случае нам угрожает враг пострашнее внешнего агрессора – невежество. Невежество тем более страшное, что к нему можно будет добавить слово «добровольное».
Беседа с ректором института «Со-действие» П. Кондратьевым Беседа с ректором института «Со-действие» П. Кондратьевым Беседа с ректором института «Со-действие» П. Кондратьевым «И те, кому за 30, хотят учиться, чтобы созидать для Церкви»
Беседа с Петром Кондратьевым, ректором института «Со-действие»
Елена Натыкина
Золотное шитье, превентивная медицина, новый курс «Школа начинающего политика» и многие другие направления преподавания развивает институт дополнительного образования и повышения квалификации «Со-действие».
Молиться и учиться Молиться и учиться
Протоиерей Андрей Ткачев
Нам не пристало спокойное благодушие, отдающее неверием. Но нам не пристала и нервная активность, способная пугать, сбивать с толку, ссорить людей между собой. Жар сердца стоит уравновешивать холодностью ума. К.С. Льюис говорил о «проветривании ума воздухом иных эпох», то есть о чтении и погружении в проблематику времен минувших. Одним словом, мало молиться, нужно еще и учиться. По мере сил, по чуть-чуть, но обязательно.
Комментарии
Максим Краснянский 7 мая 2016, 21:21
АлександрГ. 20 апреля 2016, 13:00 Максим Краснянский20 апреля 2016, 12:00. "Маленькое замечание. ................ Разве мог святитель Тихон, будучи семинаристом, есть картошку? В то время она ещё не культивировалась в России." ....……… Вы очень удивитесь, но еще как мог. Ибо картошку в Россию "привез" Петр 1-й, представившийся Богу, когда будущему святителю Тихону было не более трех лет. "В черноземе, а также в почвах средней закисленности новая культура хорошо прижилась. Однако простые люди все еще с опаской посматривали на этот чудо-овощ, так как из-за незнания правильных способов его приготовления имели место многочисленные случаи отравления. Как же сделать так, чтобы распространение картофеля поставить на широкую ногу? Петр I был умным человеком и придумал, что можно для этого сделать. На нескольких полях были посажены клубни, а рядом поставлена охрана, которая несла службу днем, но уходила с полей ночью. Это вызвало огромное любопытство у простых крестьян, и они стали ночью, пока никто не видит, подворовывать новый овощ и сажать у себя на полях. Однако повсеместного распространения в то время "земляное яблоко" все равно не получило. Было немало тех, кто "умудрился" травиться его ягодами. Поэтому "чертово яблоко" в основном простой люд отказывался выращивать. На целых 50-60 лет чудо-овощ был забыт в России. Это согласуется и с иными источниками. Так что никак не мог употреблять будущий святитель Тихон, несмотря на Петра I, картошку как повседневную, дешёвую пищу.
С.С. 25 апреля 2016, 06:20
И еще согласна с комментариями Ларисы Ворониной и Галины.И.
С.С. 25 апреля 2016, 06:06
Согласна с комментариями Сергея и Арины.
olga25 апреля 2016, 00:40
Человеком неразвитым легче управлять. Он и удобно прогнозируемый, и вполне предсказуемый. Он практически подготовлен, для осуществления всевозможных манипуляций над ним. Всё, что ему вдуют в уши, он примет. Свою выгоду видит и ищет только в плоскости материальной. Вот здесь-то и беда. Литература не панацея. Какой-бы распрекрасной она бы не была. Она, прекрасная литература, всего лишь низшие ступени,возможного развития Человека. По которым удобно, особенно в детстве, начинать карабкаться на верх не за иллюзорно-сытым, летаргическим сном земного "счастья", а за спасением души, о котором очень и очень многие наши с Вами современники имеют престранное представление, больше походящее на набор разноцветных стёклышек "сокровищ" туземцев. Собственно об этом и ведёт ,на мой взгляд, речь многоуважаемый о. Андрей. Ни отдельное развитие интеллекта, ни экзальтация чувственной природы, ни переплавка воли, не даст сколько-нибудь действенного результата. Всё примет уродливые формы. И всё, обречено на суету.Совокупность перечисленных факторов - только в непосредственном водительстве БОГА. Титанический труд нескольких поколений, который суммируясь по МИЛОСТИ БОЖИЕЙ, дадут благословенный плод - отдать своё сердце БОГУ. Чистое и светлое. Радостное и непрестанно ЕГО зовущее. ЕГО - НЕПОСТИЖИМЫЙ и ПРЕБЛАГОСЛОВЕННЫЙ СМЫСЛ БЫТИЯ. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Владимир24 апреля 2016, 15:04
Прочитав статью, мне стало страшно. Чему могу научить других? Закончил престижный ВУЗ, работаю в престижном месте на престижной и ответственной должности. Получаю высокую зарплату. Но ощущение, что ничего не умею. Как же все-таки важно постоянно черпать знания и совершенствоваться в разных направлениях. Спасибо, отец Андрей. Всех с праздником!
Екатерина23 апреля 2016, 20:30
Спаси вас Господи, батюшка!!! В очередной раз отхлестали нас сонных, ленивых, мудрствующих оцеживателей комаров, любителей поискать блох в пастырском слове, редко дающих десятину и с мяты! Ждем следующего ушата ледяной воды на наши лоснящиеся щеки! Чтобы не спали!
Ирина22 апреля 2016, 14:46
Святые отцы, проникшие в тайны мироздания и богопознания, поучали: "Знание надмевает, а любовь назидает". У Господа все гармонично. Если человек углубится в накапливание каких-то знаний, не растворенных верою в Бога, он неизбежно впадет в высокоумие и прелесть. Если человек будет веровать, но не будет накапливать знаний о Том, в Кого верует, он превратится в восторженного мечтателя. Про таких святитель Игнатий Брянчанинов, в частности, писал:"Свят, но неискусен". Каждый, наверное, задумывался над вопросом: "А что я буду делать в вечности?". Ответ - у святых отцов: накапливать знания. Знания о Боге. А это - процесс бесконечный. Потому что полностью познать Бога человеку невозможно. Здесь, возможно, некоторые встрепенутся: как это - невозможно? Нет ничего невозможного! Но надо смириться. Полностью познать Бога человеку невозможно.
Андрей22 апреля 2016, 12:02
Приятно читать полезные и нужные статьи от. Андрея. Храни Вас Господь батюшка.
Арина21 апреля 2016, 14:31
Если читать того же Пушкина, Достоевского, Гоголя, то станет очевидным, что с уважением к учителю тогда было туго, социальное положение незавидно, поэтому в учителя шли по остаточному принципу . Ностальгия по высокому званию и положению учителя есть столь ругаемое советское наследие. Если бы ученикам ставили оценки не за сумму сведений, которыми он может отчитаться в системе координат "Пушкин-бином Ньютона", а за знания, то возможно троечников не было. Если бы как в древнем Китае человек чувствовал уважение за умение копать колодцы, варить вкусный фасолевый суп, вышивать крестиком (сколько пикселей в уме держали!), крутить гайки, собирая атомные турбины и космические ракеты по чьим-то чертежам, а не за должность, то возможно родители перестали пихать своих чад всеми правдами и неправдами в институты с перспективой занять место в операционной, кабине самолета, кабинете управленца. Социальная лестница не дрожала бы от тяжелой поступи невеж, работающих локтями, потому что их, бедолаг, только этому и обучили.
Сергей21 апреля 2016, 12:48
Прежде чем воевать с невежеством нужно понять в чём вежество заключается. По здравом размышлении, понимаешь, что кроме Священного Писания и знания своего ремесла человеку знать ничего не надобно, всё остальное от лукавого. Знание Священного Писания можно понимать и расширенно, как всю многовековую культуру, сформировавшуюся вокруг него.
М.21 апреля 2016, 11:58
Читательница усердная,21 апреля 2016, 07:00:" при этом, как говорят, дети священников там никто не учатся, они их стараются пристроить в профильные лицеи - языковые или математические". У нас в городе есть православная гимназия,дети священников там учатся. но туда стараются брать не тех учителей, кто давно воцерковлен, помогал в храме,гимназии, трудился добровольно, а светских, вышедших на пенсию,имеющих громкий авторитет (зачастую просто создаваемый усилиями администрации их школы). Или же молодых и симпатичных. При этом вера в Бога, знание Писания и Предания тут абсолютно никакой роли не играет, был бы престиж в светском обществе и отчет по категориям и премиям хороший. И на все 100%- идут они в гимназию с удовольствием за тихие, спокойные места,т.к. детей в классах мало, бумаг нет, а зарплата такая же,как в школах, платит управление.
АлександрГ. 21 апреля 2016, 11:14
иулиания20 апреля 2016, 22:00 "Простите, но проказа - это не мистическая болезнь. Это реальная болезнь. Другое название - лепра." .......................... Слово, "мистическая", не является синонимом слова "мифическая". Последнее, чаще всего употребляется по отношению к событиям и явлениям не имеющим ничего общего с реальностью. Иными словами, не существующими, либо существующими исключительно в головах отдельных людей. Слово "мистическое" употребляется по отношению к событиям, явлениям реального мира, причина которых человеку не понятна. Именно в этом смысле, отцом Андреем было использовано это слово по отношению к такой болезни, как проказа. К слову сказать, до начала 90-х годов прошлого столетия, причина заболевания проказой, учеными так и не была установлена. Учитывая, это вполне обьяснимо почему на протяжении почти двух тысяч лет, к проказе относились, как к Божьему наказанию.
Читательница усердная21 апреля 2016, 07:55
Как современная молодежь-медики будут оперировать по 6 часов? Они вообще не могут долго концентрировать внимание, им бы либо курить, либо в планшет. Этим вопросом задаются старые преподаватели в медицинских вузах. Спасибо, что подняли этот вопрос, ситуация критическая с отношением к учителям в том числе, моя мама учитель, многое порасказывала, и это все идет с Запада, знаю, что в Швеции учитель ни на что не имеет права. Однако, Церковь тут тоже должна идти на встречу науке и образованию: у нас в Сарове первую школу отдали под православную гимназию, при этом, как говорят, дети священников там никто не учатся, они их стараются пристроить в профильные лицеи - языковые или математические. Церковь должна принимать участие в развитии науки, если государство так слепо, почему бы не создать православный Фонд поддержки науки и спонсировать из него открытие технических лабораторий в областных городах. Польза будет колоссальнейшая для всех.
иулиания20 апреля 2016, 22:58
Простите, но проказа - это не мистическая болезнь. Это реальная болезнь. Другое название - лепра.
р.Б.Ольга20 апреля 2016, 21:55
Спасибо, о.Андрей за статью. Вспомнился чудесный фильм "Старая старая сказка". Там, где Олег Даль и Марина Неелова. Даль играет солдатика, которому добрый волшебник предлагает помочь поступить в университет, от чего главный герой отказывается, так как принцессу любит и желает сразу жениться и богатым стать. А дальше... ему приходится нелегко. Мудрый фильм. Очень там текст здорово написан, к сожалению, не помню уже, кто сценарист и режиссер. Хороший фильм.
Владимир20 апреля 2016, 21:54
Спаси Господи, отец Андрей! Вы все правильно говорите о невежестве. В нашей области сейчас происходит сдача в аренду под вредное производство огромные площади земель для китайских заводов. Это видится нашим "менеджерам" куда проще, чем построить и создать что-то самим, какой-либо конкурентоспособный товар. Очень огорчает такое положение дел. Видно, что и Вы по-настоящему переживаете. Помоги Господи всем нам.
ТАТИАНА1720 апреля 2016, 19:55
Просто невежество - полбеды,а вот ВОИНСТВУЮЩЕЕ НЕВЕЖЕСТВО это даже не беда,просто катастрофа!
Надежда20 апреля 2016, 18:58
Посыл для темы беседы понятен. Но, для решения любых проблем необходимо желание. Правильно пишет Мария (20 апреля 2016, 11:00)" Желание думать, анализировать, читать, изучать появляется тогда, кода человек понимает, что жизнь - это Тайна, а в окружающем мире разбросаны подсказки (книги, научные открытия, различные события, закономерности, природные явления...), позволяющие её приоткрыть". Знания нужны тому, кому нужна свобода, но не всем она нужна.
Галина И.20 апреля 2016, 16:38
раисе, 20 апреля 2016, 11:00. По поводу вашего осуждения прихожанки, рискнувшей, на свою голову, спросить у вас название молебна. "...не понимать смысла Богослужений, думая, что спасается только самим фактом посещения церкви... Это невежество действительно преступно". Это невежество не преступно, смысл Богослужения понимают все, могут не понять его порядок, названия отдельных частей. Для этого в храмах действуют воскресные школы для взрослых, ведется катехизаторская разъяснительная работа. Преступно хуление Духа Святого. Фактом посещения церкви не спасается никто, так же, как не спасаются знанием Богослужебных молитв. Спасение- в вере,в послушании Богу, исполнении Его заповедей (в т.ч. и Евхаристии) при условии нахождении в церковной ограде. Слава Богу, что вы так хорошо знаете смысл и порядок Богослужений. Но от того, что вы назвали ей чин Торжества Православия, к Богу вы не приблизились и совершенней не стали.Только, простите, поневоле возомнили о себе и осудили человека. А у кого ей спрашивать, с кем разговаривать? Может быть, в этом храме и нет катехизаторских курсов, а к священнику лишний раз не подойдешь: тоже неизвестно, как что он воспримет и что потом получишь."Знание надмевает, а любовь назидает" (1Кор. 8,1).
Лариса Воронина20 апреля 2016, 16:19
В раньшее время действовало эдакое «сито»: а) доучился до 8-го класса – либо идёшь в Профтех училище, либо кончаешь 10-тилетку; б) кончил Профтех училище, получил рабочую профессию, пошел на завод; в) кончил 10-тилетку пошел работать, либо кто потолковее получил высшее образование и опять-таки пошел работать по распределению на инженерную должность; г) пожелал двигать науку, продолжил учебу... С 1990-х наша страна с головой окунулась в т.н. Второй модерн (напомню – Первый модерн являлся индустриальным, Второй – сокращение индустрии и переход к сфере услуг). Наступила эпоха «менеджеров в офисах» с обязательным в/о. Кто не устроился по законам рынка вылетает. Ну и какие альтернативы? Темы образовательного уровня выпускников я даже касаться не хочу – это ходячая катастрофа, которая будет нас лечить, производить продукцию, делать ремонты, обслуживать ракеты, писать исторические труды… спасайся, кто может, в общем… Как переломить эту политику разложения нашего государства изнутри? Вопрос повисает.
Лариса Воронина20 апреля 2016, 16:14
Татьяна20 апреля 2016, 11:00 //В хрестоматии роман "Война и мир" занимает, наверное, две страницы... Надо обязательно в школьную программу "Закон Божий"// Не читают "Войну и мир", не будут читать и "Закон Божий". Да и не в количестве дело, а в качестве и применении. Можно быть спецом в погрузочной технике высшей категории и допуска, или инженером и проектировать и создавать эффективно работающее оборудование, но прочесть при этом две книги за всю жизнь (да и те - фантастические). А можно быть чиновником очень высокого уровня, прекрасно разбираться в литературе, цитировать большие тексты на память, но отравлять при этом жизнь массе людей. Примеры не выдуманные.
елена20 апреля 2016, 16:01
Слава Богу за всё! Просто хочу добавить,неважно сколько болезней перечислил о.Андрей,основная мысль понятна,да я согласна с тем, что с Пушкиным перебор,но это тоже можно понять.Ведь действительно сейчас культ невежества,зачем если богатыми и крутыми становятся именно двоешники и троешники в школе,вот главный повод не знать и не хотеть знать,Дети не хотят учиться, не хотят ходить в школу,это же до чего мы дошли? Тупо сидят уткнувшись в телевизор или компьютер,книжку не заставишь прочитать.И тут я согласна с о.Андреем, не знающий Пушкина,Достоевского ну разве может быть патриотом своей Родины и вообще это НЕВЕЖЕСТВО!
Владимир20 апреля 2016, 15:53
Спасибо Вам отец Андрей,, за потрясающую статью. Под писываюсь двумя руками !! Решил тут же отправить содержание статьи внукам, вспомнил своих учителей физика - Якова Ивановича, словесницу Клавдию Борисовну, химика Александра Борисовича... В основном всех помним мы, одноклассники послевоенного выпуска 1953 г., держим постоянную связь живые, поминаем ушедших и погибших. Справедливо, первую свою книгу мы держали с волнением, библиотеку благотворили. Много хочется сказать, рвется наружу, но еще больше сказано в статье. Еще раз спасибо Храни Вас Господь !
Елена20 апреля 2016, 14:51
"Любовь к знаниям делает жизнь интересной"-в точности этих слов мы убеждаемся всякий раз, читая замечательные статьи о.Андрея. Любая статья батюшки демонстрирует его большую любовь к постижению новых знаний не только в богословской тематике. Спасибо, что Вы даете и нам узнавать новое, иногда, казалось бы, в известном и простом. Да, жаль, что немалая часть нашей обучающейся молодежи (и не обязательно дети богатых, а обычные - рядом с нами в любом городе)не стремятся к получению знаний, но так было и в наше время, в 1970-е. Разница в том, что раньше требовали знания и в школе, и в вузе (и никто не ссылался на нехватку заработка). А ныне в школе рассуждают: Ваши знания - это проблемы ваших родителей. А в вузах отговорка: Школа выпускает неучей, как их учить? Уже в школе все настолько привыкли, что можно обойтись заимствованным с Инета, что в вузе студенты не понимают, как это писать самостоятельно.Слава Богу,в вузах начинают устанавливать антиплагиат, в школе возвращаются к сочинению. Я библиотекарь и радуюсь тому, что, пусть немногие студенты, но читают не детективы и фэнтэзи, а классическую литературу. Ориентируются по рейтингам в сети, но книги запрашивают хорошие, со смыслом. Не хочется недостатки нашей жизни обобщать в глобальную катастрофу, будем уповать на Божью помощь и то, что человек наш поймет не только пользу, но и радость знания.
Елена20 апреля 2016, 14:23
Несправедливо написано. Пол и деньги не правят миром, а мотивируют на действия, а какой ещё альтернативный мотив может быть? Только жажда богопознания. Так что у святителя Тихона Задонского мотив был один, а у трудолюбивых китайцев мотив совершенно другой, ставить их в один ряд - путать Божий дар с яишницей. А несправедливо потому, что это наше несчастье, что не получается учиться и работать по специальности, часть общей беды утраты православной веры большинством русских людей, отчего нет твёрдой основы для доверия между учителем и учеником, начальником и подчинённым.
АлександрГ. 20 апреля 2016, 13:25
Максим Краснянский20 апреля 2016, 12:00. "Маленькое замечание. ................ Разве мог святитель Тихон, будучи семинаристом, есть картошку? В то время она ещё не культивировалась в России." ....……… Вы очень удивитесь, но еще как мог. Ибо картошку в Россию "привез" Петр 1-й, представившийся Богу, когда будущему святителю Тихону было не более трех лет.
Максим Краснянский20 апреля 2016, 12:16
Маленькое замечание. "Святитель Тихон Задонский восемь лет учился в семинарии, а тогда семинарии были как крестьянские хаты и семинаристы в лаптях ходили. А ели, кроме Рождественских и Пасхальных дней, только картошку и капусту." Разве мог святитель Тихон, будучи семинаристом, есть картошку? В то время она ещё не культивировалась в России.
Павел20 апреля 2016, 12:15
Автор : "Нам нужно любить знания, нам нужно поднять из грязи этого бедного учителя, которого никто теперь не уважает..." Разделяю с автором боль за уничтожение в нашей стране нормального образования. Но возможно ли по-другому в стране с сырьевой (не сказать хуже) экономикой? Где спрос на знания? Нет передовой индустрии - нет и спроса на научные исследования, на разработку новых технологий, а соответственно, - и на хорошее образование. Я сам по специальности учитель физики, и мне больно, что из школьной программы убрали, например, астрономию. Но в нынешних реалиях это вполне оправдано - зачем загружать голову ученикам тем, что не пригодится в жизни?
Natalia Street20 апреля 2016, 11:59
I enjoyed as usual fr.Andrew's talk. I remember my school summer holiday list of books to read. It was a must. My first meeting with the Bible was in Pushkin, Dostoevski, Lermontov books. Look forward to a new meeting. Natalia
Татьяна20 апреля 2016, 11:54
Хочу добавить, что появился мультфильм "Смешарики" с познавательным уклоном. Есть просто обыкновенный мультик "Смешарики", а есть со своеобразными уроками физики, химии и др.
Татьяна20 апреля 2016, 11:51
Хочу ответить Всеволоду. Вот уж у кого комментарий странный, так это у Вас. Интересно, а кто Вас благословил критиковать статью священника? А осуждение других - это ..... Может Вы закончили духовную семинарию, а может и духовную академию? И все равно.... такая критика прихожан просто недопустима. Я умолкаю, т.к. сама уже начала осуждать.
Татьяна20 апреля 2016, 11:40
Я всегда об этом думала.... вот, например, где я работала, то молодежь, приходя на работу из университета, почти ничего не знала, - ни по своей специальности, ни по общеобразовательным вопросам. Разговаривала я как-то с одной молодой женщиной, она была далеко не глупа, но когда сказала мне, что читала русскую классику, которую проходили в школе, только по хрестоматии, т.е. в кратком содержании, то я была просто "убита". В хрестоматии роман "Война и мир" занимает, наверное, две страницы. А ведь у нее высшее образование! Недаром мне отец всегда говорил, что высшее образование образованности не дает. Не вся, молодежь, конечно, такая, но очень и очень многие представители этой социально-возрастной группы хотят мало работать, но много получать, а из-за этого в зрелом возрасте и получают свое, т.е. депрессию, агрессивность, а в старости мизерную пенсию и начинают жаловать на жизнь, на правительство и даже запахиваются на Большее (я уж озвучивать не буду). А кто в этом виноват? Но что самое страшное - это отсутствие желания молиться, посещать храм Божий. Вот это уж действительно смерть духовная, что особенно страшно!Надо обязательно в школьную программу "Закон Божий", т.к. здесь тоже сплошная неграмотность, даже среди среднего и пожилого возраста..... суеверия, гадания, гороскопы - это современная жизнь наших людей! Страшно просто!
Мария20 апреля 2016, 11:22
Желание думать, анализировать, читать, изучать появляется тогда, кода человек понимает, что жизнь - это Тайна, а в окружающем мире разбросаны подсказки (книги, научные открытия, различные события, закономерности, природные явления...), позволяющие её приоткрыть. Прежде чем обвинять людей в невежестве, желательно спросить себя, удалось ли тебе самому хоть немного проникнуть в эту Тайну бытия, и достаточно ли в тебе любви, такта, терпения, убеждённости, чтобы увлечь за собой других людей. Это очень непростое дело. Современник Пушкина поэт и философ Дмитрий Веневитинов, умерший в возрасте всего 21 года, в одной из своих статей говорил так: «…легче действовать на ум, когда он пристрастился к заблуждению, нежели когда он равнодушен к Истине». Бог в помощь автору статьи и всем, кто подвизается на поприще просвещения.
Иван20 апреля 2016, 11:18
Спасибо вам, очень важны просвещение и жажда познания.
раиса20 апреля 2016, 11:12
Благодарю за статью. Вы, о.Андрей, полностью ,прямо слово в слово, выразили мое отношение к современной молодежи и не только.Это светские люди могут себе позволить жить как им хочется, просто прожигать впустую свою жизнь, а когда это происходит с православными церковными людьми, которые многие годы регулярно посещают церковные службы, приступают к таинствам(исповедуются, соборуются,причащаются) и ничего толком в этом не понимают и не хотят понимать, вот это уже страшно. Я как-то не особенно об этом задумывалась,считая, что посещающие Литургию, хорошо понимают смысл Богослужения, но недавний случай в храме заставил меня изменить свое мнение. После Литургии одна прихожанка, регулярно посещающая службы, спросила у меня:"... что это за молебен?" Я с удивлением ответила, что это чин Торжества Православия. По ее реакции было видно, что она не поняла, что это такое. Многие годы ходить в храм и не иметь желания узнавать больше о Боге, о церкви, не понимать смысла Богослужений, думая, что спасается только самим фактом посещения церкви и этого для нее достаточно. Это невежество действительно преступно.
N20 апреля 2016, 10:46
Отец Андрей, спасибо за статью. Все правильно. Однако есть еще такое понятие, как "горе от ума", и оно, это горе от ума, действует и доныне очень сильно.Испытала на себе в полной мере (это мне так говорили и говорят другие, не я сама считаю себя умной). Горе от любознательности,от интереса к познанию Истины бывает в храме тоже.Да еще как! Сколько мне пришлось претерпеть от этого оскорблений и обид, один Бог знает.Не дай Бог что сказать- спросить священника, тут же оплеуха с милой улыбкой или без нее. И виновата только ты, такая- сякая. Надо просто смиренно, по- рабски молчать, склонив голову, и ничем не интересоваться, а уж сказать про что-то сомнительное -упаси Господь.Начальник всегда прав, и это неписаный догмат. А любознательность и, как следствие, знания только вредят и приводят к расстройству души.
Светлана20 апреля 2016, 10:36
В самую точку! Во всем!
Татьяна-Васильевна Борачук20 апреля 2016, 09:59
Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой, В своей душе находит их родник. (И. Гёте "Фауст") Все так, уважаемый батюшка, но еще очень важно, чем наполнено современное информационное поле... Иначе даже при наличии сильной жажды знаний человек может перестать быть человеком. Доктор Менгеле ведь был высокообразованным человеком((( Сейчас, как никогда ранее, информация может полностью переформатировать сознание, и тогда черное легко называется белым. Примеров такого воздействия - масса. Невооруженным глазом уже видно - ранее просто немысливое превращается в "норму". Информационный "всемирный потоп"... и, чтобы не утонуть, надо уже сейчас строить "ковчег". Из "одноразовых образования и культуры" надежный ковчег не построить. И без нравственного стержня у людей, ответственных за образование и культуру, тоже не построить. Поймем это сейчас - выплывем. Отец Андрей, спаси Вас Господи! Говорите, проповедуйте, Вы очень нужны! Сил Вам в Вашем служении!
Наталья20 апреля 2016, 08:18
Батюшка, спасибо Вам большое за поддержку! Огромная проблема для преподавателя - отсутствие хоть какого-то права воздействия на ученика, ещё бóльшая проблема - "умные" взрослые, которые объясняют детям, что учитель "не имеет права". В результате у учителя усталость появляется от бесполезной борьбы с ветряными мельницами, и большой соблазн "не обращать внимания", как советует администрация. У нас, знаете, всё чаще умирают многие неравнодушные педагоги в 50-55 лет. Пока держимся из последних сил, на знаниях и опыте, но с каждым годом всё труднее. Преподаватель Ершова Н.Н.
Всеволод20 апреля 2016, 06:58
Худшая статья о. Андрея из всех, что я видел. С главной мыслью нельзя не согласиться, но литературные приёмы, к которым автор прибегает, никуда не годятся. С каких это пор Пушкин, Достоевский и Гоголь необходимы для спасения? А по поводу болезней в Библии, как же больная горячкой Петрова тёща, отец островоначальника Публия? Ап. Павел пишет про отступников Именея и Филита: "слово их, как рак, будет распространяться"; стало быть, надо дополнить список болезней. Не может быть, чтобы эрудированный священник забыл про такие моменты; стало быть, искажение происходит сознательно; а это, кажется мне, очень скверно.
vadiv20 апреля 2016, 06:49
Троечники и невежды заполнили общеобразовательные школы. Большинству,родителей-невежд, наплевать на образовательный и культурный уровень,своих отпрысков.Они заняты добычей "бабла",и больше их ни чего не интересует.Соответственно - такое растет и подрастающее поколение,а за ним следующее...,следующее ....Деградация населения России идет полным ходом. Причем, помощь "минобраза" - самая активная!!!Еще одна-две реформы и можно ставить точку на всем образовании. Если Господь не смилуются на нашим народом,то через десятилетие,а может и меньше,Россия пройдет "точку не возврата",и тогда произойдет то,на что очень рассчитывают и надеются наши западные "партнеры".Нужно молиться,молиться и молиться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×