Как гром среди ясного неба

Жан-Франсуа Милле. Смерть и дровосек Жан-Франсуа Милле. Смерть и дровосек

Странно функционирует наша жизнь без Христа – Устроителя нашей жизни. Он устраивает нашу жизнь. Когда у богача из евангельской притчи имелось всякое добро, он говорил себе: «Отдыхай. О, сколько у меня денег в банке! На эти деньги будут жить еще и мои внуки! У нас всё нормально. У нас никаких проблем», – и вдруг – бац! – неожиданно, как гром среди ясного неба, разражается беда. Внезапно начинается страшное землетрясение, которое разрушает всё, и тогда Бог говорит ему:

– Безумец, в эту ночь твою душу востребуют у тебя (см.: Лк. 12: 20).

Ее востребуют у тебя – тебя никто ни о чем не спросит, не будет умолять: ее у тебя востребуют. Твоя душа отходит – всё, конец, это не подлежит обсуждению, безо всяких там «ну давайте разберемся, давайте обсудим это!» Пришел конец, резко, там, где ты его не ждал. Ты несешься со скоростью 250 км/ч, и вдруг перед тобой встает отвесная стена, скала, обрывает твой путь. И не просто обрывает, но ты уже сам не знаешь, где находишься, и говоришь:

– Но подожди, у меня же столько планов на будущее. На следующий год я собирался поехать на отдых, планировал купить кое-что, хочу построить дом и поменять машину. У меня же такие планы!

А Бог приходит и говорит тебе:

– У тебя есть планы, но ты их планируешь без Меня. И как Я не спрашивал тебя и дал тебе жизнь, потому что Я хотел этого, а не ты, поскольку тебя вообще не существовало и никто тебя не спрашивал, так и сейчас ты не совсем свободен делать то, что хочешь.

Не ты определяешь жизнь и смерть. И это доказывает, что не ты – господин жизни

Так наступает другой момент, и у тебя появляется возможность понять, что ты не абсолютно свободен делать, что хочешь, не абсолютно свободен умереть, когда хочешь. Ты умрешь, когда Бог захочет, если Бог захочет, и так, как Бог позволит тебе умереть. По меньшей мере в том, что касается внешних обстоятельств, потому что душу свою ты формируешь сам, но не ты определяешь жизнь и смерть. И это доказывает, что не ты – господин жизни.

Господь приходит и говорит ему:

– Сегодня ты отправишься восвояси.

Это как с детьми, когда у них бывает 10-минутная контрольная, а преподаватель внезапно говорит:

– Дети, всё, что написали, то написали!

– Но у меня же еще кое-что есть в уме, я еще знаю что-то.

– Что написали!

За 10 минут. Это неожиданно. Как гром среди ясного неба.

Я слышал одно двустишие, в котором говорится: «Построил два дома и получил один инфаркт». Построил два дома, но внезапно получил инфаркт, и этот инфаркт перечеркнул два дома, и всё в его семье рухнуло. Всё кончилось. Мы планируем многое, представляем себе многое, и важно, что, как мы говорим, воображение виновато во всем. Ты много всего воображаешь себе, однако не вкладываешь Бога в эти планы, представления и мечты. Ты скажи: «Боже мой, чего хочешь Ты? Боже мой, сделай меня чувствительным, чтобы я видел всё так, как хочешь Ты. Боже мой, изведи меня из моего “я”, чтобы я возлюбил Тебя, брата своего и свое благо. Научи меня любить, принимать послания жизни. Есть ли у меня деньги? Чтобы я подумал тогда и о детях – моих и незнакомых мне, о будущем, ожидающем некоторых бедных на этой земле, тех, у кого нужда, кто влачит существование в трудностях. Чтобы я думал о Тебе, благодарил Тебя, а не одному себе угождал».

Этот эгоизм обнаружился внезапно, и открылось, каким жалким и пагубным был этот план без Бога.

Когда мы учились в университете, один мой приятель, который не очень верил в Бога, сказал мне нечто. Не знаю, как сложилась его жизнь потом. Он сказал мне:

– Ты церковный, ты на полном серьезе воспринял это. А я хочу испить чашу греха до дна! Потому что чаша греха сладка.

И я ему сказал в ответ нечто, слышанное мной от одного святогорца:

– А почему ты так уверен, что выпьешь ее всю? Почему ты так уверен, что дойдешь до дна? Сколько людей перестали пить эту чашу греха, о которой ты говоришь, будто она сладка, потому что пришла смерть и резко остановила их. Разве ты договаривался о том, когда умрешь? Ты знаешь, когда умрешь? Знаешь, когда наступит конец твоей жизни? А что будет тогда?

И говорить после этого: «Пойдем, выпьем ее в этой жизни» – это по сути означает, что ты веришь, что существует другая жизнь, и говоришь: «Давай будем кушать тут, потому что если попадем в другой мир и поймем, что произошло, а сами будем не евши и не пивши, то будем жалеть тогда, что не поели и не попили тут».

Но если ты веришь, что существует другая жизнь, зачем же ты тогда ешь и пьешь тут? Какой смысл в том, что ты говоришь: «Будем есть и пить и заниматься тут тем, чем мы занимаемся!» А почему? После этого что, разве не едят, не пьют? Следовательно, там имеет место нечто иное, что вызывает у тебя тревогу, и ты хочешь этого избежать, погружаясь в реалии этой жизни.

Но не в этом состоит решение. Не в том, чтобы мы ели и пили, ибо завтра умрем, а чтобы прославляли Бога, а затем уже ели. Чтобы были другими, а затем уже делали и всё остальное, но чтобы имели правильную связь с Богом. А когда наступит пора и Бог будет забирать нас из мира сего, чтобы это не произошло внезапно, а чтобы мы устремились к Нему и сказали:

– Господи, я не удивлен – я ждал Тебя!

Да, скажи это и ты, молодая мать, и ты, молодой отец, чтобы, даже если сейчас Бог призовет тебя, ты сказал в себе:

– Господи, я предан своим детям, хлопочу по дому, делаю множество дел. Ты поставил меня на этой земле, я не отвергаю жизни, я говорю да и принимаю Твои дары, однако не абсолютизирую их. Я не забываю Тебя, не прилепляюсь к ним, не погрязаю в них. Я смотрю за своими детьми, но душой я рядом с Тобой, ради Тебя я люблю своих детей – и всем этим я хочу приблизиться к Тебе.

Поэтому, даже если придет смерть – сейчас или через много лет, – она не вызовет у нас ужас, не потрясет и не шокирует. Страшно смотреть на человека, когда он внезапно узнаёт, что умирает. Если вы видели это, то это потрясает. Чтобы твоя жизнь шла благополучно и вдруг врачи сказали тебе:

– Приди к нам повторно, с тобой что-то происходит, тебе надо пройти лечение, твое здоровье начинает ухудшаться.

Ты шокирован, ибо говоришь:

– Но у меня же на уме другие вещи, я хочу совсем другого в этой жизни: хочу жить, хочу чего-то еще. Я хочу того, что мне нравится, я не хочу отправляться куда-то в невесть какое место. Мне нравится эта земля.

А Бог тебе говорит:

– Но эта земля, дитя Мое, – не твое предназначение. Пойми это. Я ведь не потребовал от тебя, чтобы ты оставил свою жену, которую любишь, а чтобы ты любил жену, которую Я дал тебе, и за ее спиной видел Меня. И если она красива, чтобы ты понял, что Я, даровавший ее тебе, намного красивее, Я намного сильнее переполнить тебя счастьем и радостью, Я намного блаженнее. И если это творение, которое Я дал тебе, делает тебя счастливым, то насколько же большее счастье ты обретешь, когда найдешь Меня, Бога, своего Творца!

Когда любишь Христа, ты умеешь и жить, умеешь и умирать. Вернее, ты умеешь только жить

Ты не должен говорить: «Да ну, если это так, то зачем тогда человеку жениться? Зачем мне заниматься всем этим? Брошу тогда всё!» Нет! Никакого разочарования, ни тоски, ни уныния. Нет. Будем смотреть на всё, как оно есть, по правде, будем смотреть и на жизнь, и на смерть во Христе. Когда любишь Христа, ты умеешь и жить, умеешь и умирать. Вернее, ты умеешь только жить. Потому что если любишь Его, ты уже не умираешь. Ты понимаешь, что это и есть истинная жизнь – единение с Ним.

Это то, о чем говорит святой Иоанн Златоуст: касаться этой земли лишь краешком ноги. То есть ходить по этой земле как танцоры, как балерины, едва касающиеся земли. А всё остальное тело – в воздухе. Заниматься делами этой земли, но чтобы всё остальное в тебе – твой ум, сердце, помыслы, желания, порывы, чтобы они были в Боге.

Как пророк Даниил был мужем желаний (Дан. 9: 23). У него были священные желания, он хотел хорошего, святого, жил не только жизнью сей. Так чтобы и мы не изумились, а сказали:

– Господи, я ждал Тебя, где Ты был? Приди. А ты, смерть, не приходи!

Нет, смерти мы не скажем «приди», потому что это приводит нас в ужас. А скажем: «Приди, Господи!» Так заканчивается и Священное Писание: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20) Да, приди, Господи Иисусе! Приди, Христе мой!

Христа я ожидаю, а не жду конца, я не в отчаянии, я сильно хочу жизни, потому я и в Церкви. Я не люблю смерть, не люблю мрак, не люблю одиночества, а люблю Христа. Поэтому я знаю и как радоваться тому, что Христос дает мне в этой жизни, и как правильно ждать Его в другой жизни. Церковь так смотрит на вещи, так нам говорит Бог.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Дмитрий 22 апреля 2016, 12:26
Эта статья именно то, что долго я искал и не мог найти. Спасибо.
Анна19 апреля 2016, 23:10
Спасибо Богу за о.Андрея!Спаси вас Бог, о.Андрей!
Евгения19 апреля 2016, 16:44
Алексей, благодарю Вас за ответ! Житие преп. Сисоя Великого впечатляет, спасибо, что напомнили про него. Надеюсь с Божьей помощью разобраться в этом непростом вопросе. Спаси Вас Господь!
Lyudmila Toll19 апреля 2016, 03:10
Господи я молюсь о моих детях и прошу Всемилостивейший Боже мой вразуми моих сыновей с их женами и младенцами приведи их в Церковь ТВОЮ Святую
Алексей18 апреля 2016, 22:31
Евгения, прочитайте, пожалуйста, житие св. прп. Сисоя Великого. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4163.htm Как он размышлял о своей готовности перейти в вечность на пороге смерти! А по поводу страха в нашей жизни очень, очень ясно сказал батюшка архимандрит Иоанн Крестьянкин в одном из своих последних писем (лето 2005 года): "Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании". http://www.ioann.org/ Мне кажется, Вам удастся найти в этом ключи к ответам на Ваши вопросы. Спаси Вас Бог!
Иван18 апреля 2016, 22:06
Статьи о.Андрея - всегда как глоток свежего воздуха. Слава Богу!
марина18 апреля 2016, 20:55
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Милостивый Господь, даёт нам окаянным такие дары и встречи, как нами почитаемый о.Андрей! Пастырь добрый, храни Вас , Господь на многая и благая лета! Желаю всем нам принести достойный плод покаяния к Светлому Христову Воскресению! С Богом!
Евгения18 апреля 2016, 16:50
Как же это воодушевляет! Не бояться смерти, но - с радостью принимать мысль о предстоящей встрече с Богом. Одно только мне не совсем понятно, помогите разобраться, пожалуйста, если кто это понимает. Не удается совместить это в своем уме с той мыслью, что мы должны жить, осознавая себя последними грешниками. Буквально сегодня в статье на понедельник 6-ой седмицы поста приводились слова преподобного Силуана Афонского: "Но не думай, что ты увидишь Бога, а смиряй себя и помышляй, что по смерти будешь ввержен в темницу и там будешь томиться и скучать по Господе". Нет ли здесь противоречия? Если противоречие это лишь кажущееся на первый взгляд, то как его разрешить? Если раньше, будучи атеисткой, я боялась смерти как абсолютного небытия, то теперь боюсь ее, потому что боюсь не попасть в рай, т.е. быть навечно отлученной от Бога (а как бывшая атеистка я понимаю весь ужас жизни без Бога, это страшно, особенно когда уже есть с чем сравнивать). Тогда как же не бояться?
Тамара18 апреля 2016, 15:16
Как же это хорошо сказано - ждать не смерть, а ждать встречи с Господом! Спаси и сохрани вас Господь, отец Андрей!
Ксения18 апреля 2016, 13:28
Большое спасибо за статью. Я просто поражена в самое сердце. Все слова словно вода живая на мою душу. Сразу опять все встало на свои места. Храни Вас Бог, отец Андрей!
Людмила М.18 апреля 2016, 10:29
Какая мудрость духовная! ...касаться этой земли лишь краешком ноги. То есть ходить по этой земле как танцоры, как балерины, едва касающиеся земли. А всё остальное тело – в воздухе. Заниматься делами этой земли, но чтобы всё остальное в тебе – твой ум, сердце, помыслы, желания, порывы, чтобы они были в Боге.
vadiv18 апреля 2016, 09:28
Господи,милостивый и милосердный,я не научился иметь память смерти,страху твоему,достойной любви к тебе,Господи,к ближним и врагам моим.Я много не знаю и много не умею,много еще не понимаю,но если Ты,Господи,видишь мою душу достойную Тебя,то я с радостью предам ее Тебе.Слава Тебе,Господи!!!
раиса18 апреля 2016, 09:11
Дорогой о.Андрей, читаю Ваши статьи сквозь слезы. Ни разу, ни в одной статье не возникло желание в чем-то не согласиться с Вами. Все просто,предельно ясно и понятно, что еще недостаточно люблю Господа, так как приход смерти еще страшит, потому что все-таки ждешь конца, а не встречи с Богом.
Алексей KZN18 апреля 2016, 08:42
Здорово! Только одно слово приходит на ум - Аминь.
Andrey18 апреля 2016, 08:33
Спасибо огромное за такую статью. Лично уже убедился в правильности этих слов: "– У тебя есть планы, но ты их планируешь без Меня."
Марина Куфина18 апреля 2016, 06:12
Как я люблю статьи отца Андрея! Все! Они вселяют надежду, напоминая о том КАКОЙ у нас Бог... Спаси Бог дорогого отца Андрея, и уважаемую редакцию Православие.ру!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×