Отравленная радость,
или Почему настоящее искусство трагично

Распятие Христово. Икона XIV в., монастырь св. Екатерины, Синай Распятие Христово. Икона XIV в., монастырь св. Екатерины, Синай

Когда я говорю, что подлинно только трагическое искусство, а искусство «оптимистическое», восхваляющее мiр и его красоту, – неподлинно и ущербно, то иногда слышу в ответ некий – возможно, мой собственный – голос: «Значит, тебе мерзок мiр! Не воспринимая искусство, любующееся красотой мiра – красотой рассветного полета птицы, набухающей почки, зреющих полей и чистых озер, красотой человека, наконец, – ты презираешь мiр, сотворенный Богом, и хулишь Творца! Неужели ты не способен даже детками любоваться, их радости радоваться?! Настоящий христианин видит мiр в Боге, свет Бога в мiре, ему чужда истерика разлада, распада, прикрывающаяся якобы высоким именем трагизма! Трагедия – от безверия!»

Что ответить?..

От себя и от имени тех, кто научил меня трагическому христианству, могу сказать вот что. Нам понятна радость наслаждения прекрасным творением Творца, но радость наша отравлена знанием о смерти. Наше сердце разрывается от этой трагедии конечности, мимолетности прекрасного. Радуясь прилету птиц весною, мы ощущаем тоску, зная об их отлете. И умиляясь беззаботному смеху и лепету ребенка, мы открытыми от сострадания и страха глазами видим стоящую неподалеку от него смерть.

Как только мы замрем в сладком трепете счастья и забудем о его мимолетности, мы замкнемся в мiре, не нуждающемся в Боге христиан, в нашем Спасителе. Потому что прекрасное и наслаждение им если и не абсолютно самодостаточны, то и в спасении не нуждаются. И дело не в уродстве – дело в смерти. Человек, помнящий о смерти, не может без остатка отдаться наслаждению прекрасным. Или вы думаете, что он просто слеп или зол на весь мiр, или глаза его так устроены, что искажают красоту, а произведения его потому клевещут на красоту и ее Творца? Как бы это было просто… Но это неправда. Наш скорбный взгляд тоже видит красоту мiра, наше сердце также умиляется смеху младенца. Но в нашем сердце зияет не исцелимая человеками рана – память о грядущей смерти. Мы знаем: смех ребенка оборвется. И наша радость отравлена этим знанием.

Временами мы можем беззаботно смеяться как дети, но всякий раз мы спохватываемся, и смех наш застревает в горле.

Да, христианин не может не видеть прекрасного в творении Божием, не может не воскликнуть: «Слава Богу, сице устроившему!» Но он не христианин, если не плачет о том, чем поражено, чревато все прекрасное в мiре: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть».

Сегодня в храмах наших вынос Плащаницы. Сегодня мы вспоминаем смерть Бога. И именно здесь оправдание трагического взгляда на мiр. Если бы достаточно было просто восхищаться Творцом, если бы можно было мысль о Боге выразить словами: «Браво, Господи! Божественно! Bravissimo!», то смерть Бога была бы странной, неуместной шуткой, кокетством хозяйки, притворно жалующейся на «что-то-неудачные-на-этот-раз-пирожки-получились». Но смерть Бога не такова. Эта смерть Бога указует нам на трагедию, разлад мiра. И кто мы такие, чтобы полагать, будто трагическое не должно быть ощущаемо или что оно преодолимо радостью мiра, если Сам Бог умер для этого преодоления?

Нельзя исцелиться от смерти в этом мiре. Мы все умрем. Можно только заболтать трагедию восторгами перед творением и творческой мощью Творца. Но преодолеть трагедию, просиять лицом сквозь слезы можно, только чувствуя рану и сознавая ее неисцелимость. Только вполне ощутив себя в бездне, абсолютно беспомощным, можно из бездны воззвать. Воскресение – единственная подлинная радость, которую ничто не может отравить, единственный способ преодоления трагедии. Мы должны видеть свет надежды, даруемый смертью и воскресением Бога. Не сладкий покой и наслаждение мiром и друг другом мы можем противопоставить смерти, а надежду на воскресение. Эта надежда не отменяет трагедию. Если нет трагедии, то и надеяться на ее преодоление невозможно.

В этом уникальность искусства иконы, где изображение глубочайшей трагедии Креста разрешается, преодолевается в явлении высочайшей радости Воскресения.

И последнее: если Христос не воскрес, то «тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15: 14).

И если мы не видим трагического, то нам просто нет дела до Его воскресения.

Киприан Шахбазян

29 апреля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Шесть историй о таинстве смерти Шесть историй о таинстве смерти
Нина Павлова
Шесть историй о таинстве смерти «Трижды бывает дивен человек»
Шесть историй о таинстве смерти
Нина Павлова
Умерла Степанида в 106 лет – во сне с улыбкой на устах. Я рассказала батюшке о ее блаженной кончине, а он велел записывать истории о смерти разных людей. Вот и записываю.
«Желание имею разрешитися» «Желание имею разрешитися»
Митр. Николай Месогейский
«Желание имею разрешитися» «Желание имею разрешитися»
Об успении неизвестного миру святого
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Эти благодатные изменения состояний были редчайшим опытом в нашей духовной жизни. Он уже живет в вечности и только лишь временами прикасается к реальности. Но владеет языками двух миров безупречно. В последние моменты своей жизни.
На что нам лира? На что нам лира?
Свящ. Димитрий Шишкин
На что нам лира? На что нам лира?
Священник Димитрий Шишкин
То, что лишённый духовных и нравственных скреп человек склонен считать проявлением свободного творчества, на деле зачастую служит лишь ретрансляцией тех губительных процессов, которые происходят в его душе.
Комментарии
иеромонах Авель 5 мая 2016, 17:37
в природе тоже непорядок. Рим. 8:22: Вемы бо, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне... ( http://bible.optina.ru/new:rim:08:22 )
Ирина Молокова 2 мая 2016, 20:46
Позволю себе еще один небольшой коментарий Мне много лет Думаю ощущене трагизма и разлада в этом мире знакомо всем
Но разлад этот только в мире людей В природе нет разлада как и нет смерти Да цветы отцветают и опадают листья и жухнет трава
и улетают птицы Но вновь наступит весна и все вновь оживет по воле Бога
А горечь примшивается от сознания того что мне может быть не суждено увидеть новую весну
Но слава Богу - нам дарована возможность вечной жизни
Плачу лишь над своим несовершенством и грешной душой
И уповаю на милость Всевышнего
Простите за категоричность
Храни Вас Бог
иеромонах Авель 1 мая 2016, 12:36
Предложенные мною чтения из Апостола и свт. Игнатия должны были всего лишь удержать комментаторов от оценки статьи автора из своего "правильного" состояния. Возможно, вдохновить на то, чтобы исправить свою точку зрения в соответствии с опытом святых и, возможно, принести здесь извинения за такие свои оценки. Никто ни чем превозноситься не собирался. Просто, если кому действительно интересно почему автор так видит мiр, то стоит почитать свт. Игнатия.
Татьяна30 апреля 2016, 19:33
Очень жаль, что выглядит так, будто совершенные говорят о несовершенных. Этого не было и в помине. Я лично радуюсь тому (и далеко не всегда получается в полной мере, но хоть чуть), что эта тварная доброта мира МОЖЕТ обрести совершенство. С приходом в мир Христа мы обрели бессмертие, оно ВОЗМОЖНО для каждого из нас. Определить, кто обретет Вечность, мы не можем. Я смотрю и на накаченный торс молодого человека, и на дряхлого хрипящего старика и не знаю, не могу знать их участи в вечности. Да что там, буквально вчера читала здесь же статью, где автор говорил о том, что немного священников спасется. Потому что кому много дано, с того много и спросится. Но разве не может радовать тот факт, что видя опустившегося бомжа, распутную размалеванную девицу или, наоборот, смиренного монаха с глазами долу мы не можем сказать, кто из них обретет рай и бессмертие. Из возможность быть спасенными остается у них до последнего вздоха. Чудо и тайна преображающей силы Христа именно в том, что Его рай открыт для всех и, прежде всего, для грешников: тех самых воров, убийц, насильников и проституток. Они в Нем нуждаются как никто другой, Он открыт им всегда и у каждого из них есть шанс обрести жизнь вечную, лишь только они этого захотят и обратятся к Богу всем своим сердцем. Разве это не чудо, разве это не повод для радости? Да, этот мир тленен. Но есть мир иной и он во много крат прекраснее того, что мы видим сейчас. Как было сказано, что человек даже представить себе не может, насколько прекрасно Царствие Небесное. Все человеческое и греховное несет отпечаток смерти - это верно, но именно ради нас, таких грешных и блудных, Христос принял поругание и смерть, взял все грехи мира на себя. Поэтому трагизм слишком мал, слишком ничтожен по сравнению с той великой Жертвой Любви, которую принес за нас Бог. И если сегодня или вчера я имела возможность соединиться со Христом, речь идет не о совершенстве, нет. Именно о соединении и сопричастности Богу лишь на какое-то время. А потом можно быть изверженной вон. Насильно и помимо воли Бог никого не спасает. Но мы можем любить, верить, просить, уповать, иными словами отдать свое сердце Богу, и надеяться на Его милость, что не оставит нас и спасет. Не по заслугам (их нет), а по милости к нам и близким нам людям. А сама смерть страшна для нас тем, что это именно тот рубеж, после которого свою участь изменить невозможно.
Сергей30 апреля 2016, 14:22
"Ня хочут" многие православные барышни разделять трагизм бытия. А ведь этим путём Господь вёл( вернее выводил ) известного подвижника благочестия 20 века схиарх. Софрония Сахарова. Память смертная это величайший дар Божий! Она меняет человека. За ней "охотятся", её вымаливают, используют специальные аскетические приёмы к её стяжанию. Я не являюсь носителем этого благодатного дара, но... Зайдите в хоспис, посмотрите на хрипящих стариков и старух. Многие из них уже никогда не обретут сознания. А ведь это те же самые длинноногие красавицы, на которых останавливается взгляд. Это загорелые с красивыми торсами физкультурники, только... спустя несколько десятков лет. А ещё раньше... Счастливые крестины ( или регистрация в советское время ), радость в доме, накрытый стол с шампанским. Я, как и автор, в некоторой степени заражён этой дуальностью бытия. Видение красоты текущего момента, без осознания его во временной полноте - это плоская фотография. Кому что нравится...
иеромонах Авель30 апреля 2016, 14:20
Тогда без самооправдания и ради совершенства поучимся у свт. Игнатия (Брянчанинова): ( http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-prelesti/ )
Иван 198130 апреля 2016, 13:22
Дорогой отец Авель!
Вы решили вот так грубо и безапелляционно поучать чуть ли не всех, высказавшихся в обсуждении? Поводимому Ваше совершенство для Вас самого совершенно бесспорно. Не грубите людям, батюшка. Не надо.
иеромонах Авель30 апреля 2016, 12:03
Смотрю, что тут уже всё почти только совершенные христиане комментарии оставляют... Только совершенство их отчего-то сомнительно: разве они уже забыли труд и горечь покаяния, осознание суеты тварного мiра и пустоты его?... Забыли , что дар радования о Христе -- это дар, а не заслуга?... А если не забыли, то отчего не понимают душу христианина несовершенного, который видит тварную добрОту мiра, но сожалеет о том, что она тленна и ещё не взошла в Вечность Бога?... Что тут не понятного?... Или уже присвоили себе дар Христов?.. по ап.Павлу: "что хвалишься как не получивший?" ( http://bible.optina.ru/new:1kor:04:07 )
Татиана30 апреля 2016, 08:44
Противоречиво состояние автора. Сначала все об отравленной радости, потом, что ничто этой радости не может отравить. "...только ЗАБОЛТАТЬ ТРАГЕДИЮ восторгами перед творением и творческой мощью Творца." И тут же: "Воскресение – единственная подлинная радость, которую НИЧТО НЕ МОЖЕТ отравить". Так отразилась в душе автора Страстная седмица. Вспоминается Борис Пастернак:
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтирь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
Феодор30 апреля 2016, 05:55
Мне кажется многие комментаторы не уловили, что автор не может забвенно радоваться мирской радостью, а не радостью о Боге.
Татьяна30 апреля 2016, 01:14
Вспоминается притча о двух монахах. Один ходил в белом подряснике, пел благодарственные песни, жил в светлой солнечной келье с пением птиц, всегда радовался. Другой жил на северной стороне, проводил время в покаянном плаче и ночных бдениях на коленях, в вечной аскезе. И тот, и другой были угодны Богу. Мы, действительно, очень разные. Тот, кто видит и чувствует трагизм жизни, на мой взгляд (возможно я ошибаюсь), как-то чутче, тоньше душой. Обычно такие люди этот трагизм ощутили, прежде всего, на себе. Это такой путь. Но важно то, что скоро, очень скоро, меньше чем через сутки мы скажем: смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? смерти нет, потому что Христос победил смерть! Конечно, все что окружает нас вокруг, но не соприкасается с Богом, является тлением, а значит смертно. Но все, чего касается Бог, остается в Вечности. Поэтому мы так стремимся к Нему, ведь только Ему под силу сделать то, что не во власти человеческой. И еще, вспоминаются слова митр. Антония: когда мы говорим человеку "я тебя люблю", это значит "ты никогда не умрешь". Именно потому что источник любви - Бог, а мы, соединяясь с Ним, можем делать бессмертными других людей. Пусть только как соработники, но все же. Божественной силой.
Глеб29 апреля 2016, 23:19
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18)
"Отравленная радость" - это не благородный трагизм, а состояние очень больной души.
ВЕКШИНА Людмила29 апреля 2016, 20:55
Благодарю за мудрое и простое объяснение, почему кому-то нравятся частушки и весёлые песни, а кому-то грустные народные песнопения; кто-то любит "современное искусство", а кто-то ищет залы, где представлена классика, не требующая разъяснений, что да как...
Наверное, важен и характер человека, но ведь и он не с проста, видно, а по мере части Божией в душе каждого из рожденных на земле проявляется...
Благодарю за интересную и полезную статью.
Все материала сайты сделаны профессионалами и талантливо. Большое спасибо авторам и создателям сайта.
Татиана29 апреля 2016, 10:46
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
(1Пет.4:13)

11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами.
(2Кор.13:11)

16 Всегда радуйтесь.
(1Фесс.5:16)

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
(Фил.4:4)

21 Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. (Фил.1:21) 23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; (Фил.1:23) 27 Только живите достойно благовествования Христова, (Фил.1:27)
Egor Molov29 апреля 2016, 10:40
Спаси Бог! Хорошие,отрезвляющие слова.
t.29 апреля 2016, 10:06
Спасибо!
Лариса Воронина29 апреля 2016, 09:27
Я ничего не поняла. Чересчур креативно и не соответствует Великому пятку.
Ульяна29 апреля 2016, 09:22
Спасибо Вам большое за статью! Я давно задумывалась о том, почему не могу просто наслаждаться красотой мира: цветов, животных, детей и не думать о том, что всё это умрёт. Мысль о смерти превращает наблюдение за прекрасным в боль. Я долго списывала это на свойственный мне пессимизм, а оказалось, это многие чувствуют!
Спасибо за то, что так просто, доступно и интересно выразили мысль о связи прекрасного и трагедии мира!
Katya Abramovich29 апреля 2016, 08:55
Вот я чувствую то же самое..и все не могла выразить это словами.спасибо вам за эти строки..
раиса29 апреля 2016, 07:10
Абсолютно согласна. Для православного христианина нет большей радости получить воскресение и быть вечно со Христом в Царствии Небесном. И этой надежды у нас никто отнять не сможет.
Ирина Молокова29 апреля 2016, 06:36
не противоречит ли такой трагичный взгляд на этот мир завету Господа- будьте как дети
Дети живут в безусловной радости и доверии
И смерть - разве не означет встречу с Богом
А где доверие к Божественной мудрости при устройстве этого мира
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×