Лекция 30. Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий

Православные просветительские курсы

2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.

30-я лекция «Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Алексеем Львовичем Бегловым, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН. После лекции А.Л. Беглов ответила на вопросы собравшихся.

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • Обер-прокуроры Святейшего Синода.
  • Духовная школа и церковная наука на рубеже веков.
  • Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь на рубеже веков.
  • Статистика на 1917 год: численность населения, духовенства, церквей и епархий.

Лекция А.Л. Беглова
(продолжительность: 1:27:56)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 44:01)

Алексей Беглов

12 мая 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО) Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Архиеп. Верейский Амвросий
Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО) Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
Осуждение – разновидность гордости. Пагубность страсти осуждения. Осуждая других, невозможно заметить свои грехи. Осуждение и рассуждение. Осуждение греха и грешника.
Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО) Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Протоиерей Вадим Леонов
Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО) Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Различие гордости и тщеславия. Страсти, губящие в человеке всё доброе. Сложность борьбы с гордостью и тщеславием. Смирение как основная добродетель.
Встреча 4. Гнев и борьба с ним Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Протоиерей Андрей Овчинников
Встреча 4. Гнев и борьба с ним Встреча 4. Гнев и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Андрей Овчинников
Гнев дан человеку для борьбы с грехом, но после грехопадения направляется против ближних. Различные стадии гнева. Безгневие и кротость. Безгрешный гнев.
Встреча 3. Сребролюбие и борьба с ним Встреча 3. Сребролюбие и борьба с ним
Свящ. Андрей Рахновский
Встреча 3. Сребролюбие и борьба с ним Встреча 3. Сребролюбие и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Священник Андрей Рахновский
Самая неестественная страсть. Корень всех зол. Любовь к стяжанию как идолослужение. Добродетель, врачующая страсть – нестяжание. Как быть нестяжателем мирскому человеку?
Встреча 2. Чревоугодие и борьба с ним Встреча 2. Чревоугодие и борьба с ним
Протоиерей Андрей Овчинников
Встреча 2. Чревоугодие и борьба с ним Встреча 2. Чревоугодие и борьба с ним
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Андрей Овчинников
Естественная потребность человека в пище и ее превращение в греховную страсть. Чревоугодие и гортанобесие. Разновидности страсти. Пост и воздержание.
Встреча 1. Развитие страсти в человеке Встреча 1. Развитие страсти в человеке
Протоиерей Вадим Леонов
Встреча 1. Развитие страсти в человеке Встреча 1. Развитие страсти в человеке
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Преподобный Марк Подвижник, живший в IV веке, однажды сказал, что человек, не знающий, где находится засада врага – попадает в ловушку и погибает; человек, не знающий причины страстей – непременно падает.
Встреча 16. Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова) Встреча 16. Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова)
Епископ Дионисий (Порубай)
Встреча 16. Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова) Встреча 16. Опыт духовной жизни схиархимандрита Авеля (Македонова)
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Епископ Воскресенский Дионисий (Порубай)
Возрождение Иоанно-Богословского монастыря; советы по борьбе со страстями; духовническое служение...
Встреча 15. Опыт духовной жизни свт. Иоанна Шанхайского Встреча 15. Опыт духовной жизни свт. Иоанна Шанхайского
Протоиерей Андрей Ткачев
Встреча 15. Опыт духовной жизни свт. Иоанна Шанхайского Встреча 15. Опыт духовной жизни святителя Иоанна Шанхайского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Протоиерей Андрей Ткачев
Личный аскетический опыт, миссионерское служение, советы по борьбе со страстями...
Встреча 14. Опыт духовной жизни святителя Луки Крымского (ВИДЕО) Встреча 14. Опыт духовной жизни святителя Луки Крымского (ВИДЕО) Встреча 14. Опыт духовной жизни святителя Луки Крымского (ВИДЕО) Встреча 14. Опыт духовной жизни святителя Луки Крымского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Священник Алексей Забелин
Аскетический опыт; врачебное служение и молитвенный подвиг; наставления о духовной жизни; пастырское наследие святителя...
Комментарии
Ксения Стадник 1 ноября 2016, 12:11
Довольно интересная информативная лекция, но странно, что за рассматриваемый период ни слова не было сказано о царе Николае II... И даже вопрос никто не задал.
Konstantin Kremenetski22 мая 2016, 22:22
Алексею Львовичу желательно более тщательно подходить к выводам из статистических данных.
В межстрановом сравнении количества прихожан на священника видно, и справедливо отмечено, что статистические данные по России практически идентичны данным по протестантским странам. То, что прихожан на священника в России было меньше, чем в Германии можно объяснить простыми демографическими причинами. В то время Германия отличалась одним из самых высоких уровней естественного роста населения в Западной Европе. Сопоставление с Францией не совсем корректно. У католиков священники не имели семей, и вся система подготовки священников была построена по-другому. В то время Франция была более богатой страной, по сравнению с Россией. Дело не в политике государства по отношению к Церкви (которая и во Франции была разной в разные периоды), а в финансовых возможностях страны. Было бы корректней сравнивать данные по Франции с данными по Царству Польскому.
Рассуждения о сословной замкнутости тоже выглядят по-другому, если рассматривать их в общем контексте социального устройства страны. Определенная сословная замкнутость была характерна для всех сословий, и некорректно сравнивать ситуацию начала XIX века с ситуацией середины века двадцатого. К тому же в заявленный в лекции исторический период сословные барьеры становились ниже.
Я бы советовал аккуратнее бросаться такими терминами как "многоуровневая коррупция" и т.д. Не исключено, что направление свечного дохода на нужды просвещения было просто вынужденной мерой в условиях недостатка средств.
Не лишне помнить, что в контексте 1905-1907 гг рассуждения о необходимости реформы высшего церковного управления исходили в том числе от антигосударственных элементов и подпитывались/вдохновлялись публикациями в английской прессе.
Впрочем это все не в упрек. Тема затронута очень важная и никто не может быть в курсе всех деталей.
Tatjana15 мая 2016, 11:26
Сергию:В курсе "Православие"этой теме была посвящена лекция №26 прот.Владислава Цыпина. На "Православие.ру" ранее было много публикаций о патриархе Никоне, среди них,например, "Русская Церковь в период патриаршества Никона" В.И.Петрушко ч.1, часть 2.
Сергий14 мая 2016, 21:26
Здравствуйте. Скажите есть ли лекции о Патриархе Никоне?
Tatjana13 мая 2016, 12:41
Уважаемый Алексей Львович! Большое спасибо за очень интересную и чрезвычайно информативную лекцию. Очень интересно было для меня на примере своих прадедов, священников XIX-начала XX в.,находить примеры из их жизни, подтверждающие то, о чём Вы рассказывали в лекции. Из Вашей лекции я получила очень ценную для себя информацию. Ещё раз благодарю Вас. .
Надежда13 мая 2016, 12:00
Ольга,не расстраивайтесь, первые лекции - это Ветхий Завет. Он преподносится именно так, поскольку потерял свое значение и рассматривается, как история, предисловие к важнейшим событиям. Для православного значение имеет Евангелие - Новый завет.
кветкин андрей13 мая 2016, 09:45
Ольге: История такова,какова она есть. И ее главная ценность - в правдивости.А если ее отбеливать и ретушировать в угоду каких-либо идеалов,то это не история - а сказочка. Спасибо за интереснейшие лекции.
Валентина13 мая 2016, 09:18
Спасибо за приобретение знаний и осознания основных причин нравственного
кризиса православного народа России, возможности разорения церквей, озлобленных
действий людей против церковного сословия после революции 1917 года.
Комментарии Ольги справедливы. У меня, к сожалению, такие же мысли приходят
на ум.
Слава Богу, что вера крепка.
Ольга12 мая 2016, 16:40
Лекции конечно все очень интересные, но печально, что все они удаляют от Бога, а не приближают, построены на естественно-научных западных моделях анализа, составления выводов. Это не проповеди, понятно, что задача - осветить, как было, но все же, хотелось бы, чтобы было чисто на душе после них. Если эти лекции видит нецерковный человек, мне кажется, ему ужасно не захочется и на порог Церкви приходить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×