Лекция 30. Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий

Православные просветительские курсы

2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.

30-я лекция «Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Алексеем Львовичем Бегловым, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН. После лекции А.Л. Беглов ответила на вопросы собравшихся.

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • Обер-прокуроры Святейшего Синода.
  • Духовная школа и церковная наука на рубеже веков.
  • Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь на рубеже веков.
  • Статистика на 1917 год: численность населения, духовенства, церквей и епархий.

Лекция А.Л. Беглова
(продолжительность: 1:27:56)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 44:01)

Алексей Беглов

12 мая 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Брак в зрелом возрасте. Повторный брак Брак в зрелом возрасте. Повторный брак
Ирина Рахимова
Брак в зрелом возрасте. Повторный брак Беседа 11. Брак в зрелом возрасте. Повторный брак
Ирина Рахимова
Почему люди вступают в брак в зрелом возрасте; важность желания создать семью; трудности повторного брака; отношения с первым супругом/супругой при повторном браке; работа над собой как основа любого брака
Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение
Прот. Андрей Овчинников
Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение Беседа 10. Проблемы семейной жизни и их решение
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Овчинников
Проблемы и «псевдопроблемы»; молодая семья – вызов окружающему миру; супружеская верность; влияние родителей на жизнь молодой семьи; воцерковление семьи.
Что разрушает семью и как этому противостоять? Что разрушает семью и как этому противостоять?
Свящ. Максим Первозванский
Что разрушает семью и как этому противостоять? Беседа 9. Что разрушает семью и как этому противостоять?
Православные просветительские курсы
Священник Максим Первозванский
Возможность развода как фактор, разрушающий семью; разрушение семьи через попытки исправления другого; проблема «собственнического отношения»; необходимость совершенствования для укрепления семьи.
Беседа 8. Как вырастить счастливого ребенка Беседа 8. Как вырастить счастливого ребенка
Протоиерей Федор Бородин
Беседа 8. Как вырастить счастливого ребенка Беседа 8. Как вырастить счастливого ребенка
Православные просветительские курсы
Протоиерей Федор Бородин
«Для воспитания счастливого ребенка нужен счастливый брак родителей», — считает протоиерей Федор Бородин, отец 8 детей.
Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи
Епископ Пантелеимон (Шатов)
Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи
Православные просветительские курсы
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
Общая духовная жизнь семьи, муж как священник малой церкви, супруга как помощница мужа, молитвенная жизнь семьи дома и в храме, духовное воспитание детей, роль духовника в жизни семьи, духовный рост семейного человека.
Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог»
Прот. Игорь Фомин
Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» Беседа 6. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13)
Православные просветительские курсы
Протоиерей Игорь Фомин
Рождение ребенка – новый этап семейной жизни; родительский пример как главный фактор воспитания; роль бабушек, дедушек и крестных; беседы с ребенком на духовные темы; почему подростки уходят из Церкви.
Беседа 5. Семья как один из путей познания мира Беседа 5. Семья как один из путей познания мира
Прот. Андрей Овчинников
Беседа 5. Семья как один из путей познания мира Беседа 5. Семья как один из путей познания мира
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Овчинников
Семья – полнота бытия; любовь и служение как способ познания Бога, себя и людей; радости и испытания семейной жизни как школа терпения, благодарности и духовного роста...
Беседа 4. Творческий труд по созиданию христианской семьи Беседа 4. Творческий труд по созиданию христианской семьи
Прот. Александр Никольский
Беседа 4. Творческий труд по созиданию христианской семьи Беседа 4. Творческий труд по созиданию христианской семьи
Православные просветительские курсы
Протоиерей Александр Никольский
Почему вместе спасаться легче, чем поодиночке; семейная жизнь как преодоление эгоизма и работа над собой; отцовство и материнство с церковной точки зрения; семья как дерево, которое надо совместно выращивать.
Беседа 3. Выбор спутника жизни Беседа 3. Выбор спутника жизни
Священник Максим Первозванский
Беседа 3. Выбор спутника жизни Беседа 3. Выбор спутника жизни
Православные просветительские курсы
Священник Максим Первозванский
Как выбирать; на что обращать внимание; сколько встречаться; какова роль родителей и духовника в выборе; добрачный период и его ошибки.
Комментарии
Ксения Стадник 1 ноября 2016, 12:11
Довольно интересная информативная лекция, но странно, что за рассматриваемый период ни слова не было сказано о царе Николае II... И даже вопрос никто не задал.
Konstantin Kremenetski22 мая 2016, 22:22
Алексею Львовичу желательно более тщательно подходить к выводам из статистических данных. В межстрановом сравнении количества прихожан на священника видно, и справедливо отмечено, что статистические данные по России практически идентичны данным по протестантским странам. То, что прихожан на священника в России было меньше, чем в Германии можно объяснить простыми демографическими причинами. В то время Германия отличалась одним из самых высоких уровней естественного роста населения в Западной Европе. Сопоставление с Францией не совсем корректно. У католиков священники не имели семей, и вся система подготовки священников была построена по-другому. В то время Франция была более богатой страной, по сравнению с Россией. Дело не в политике государства по отношению к Церкви (которая и во Франции была разной в разные периоды), а в финансовых возможностях страны. Было бы корректней сравнивать данные по Франции с данными по Царству Польскому. Рассуждения о сословной замкнутости тоже выглядят по-другому, если рассматривать их в общем контексте социального устройства страны. Определенная сословная замкнутость была характерна для всех сословий, и некорректно сравнивать ситуацию начала XIX века с ситуацией середины века двадцатого. К тому же в заявленный в лекции исторический период сословные барьеры становились ниже. Я бы советовал аккуратнее бросаться такими терминами как "многоуровневая коррупция" и т.д. Не исключено, что направление свечного дохода на нужды просвещения было просто вынужденной мерой в условиях недостатка средств. Не лишне помнить, что в контексте 1905-1907 гг рассуждения о необходимости реформы высшего церковного управления исходили в том числе от антигосударственных элементов и подпитывались/вдохновлялись публикациями в английской прессе. Впрочем это все не в упрек. Тема затронута очень важная и никто не может быть в курсе всех деталей.
Tatjana15 мая 2016, 11:26
Сергию:В курсе "Православие"этой теме была посвящена лекция №26 прот.Владислава Цыпина. На "Православие.ру" ранее было много публикаций о патриархе Никоне, среди них,например, "Русская Церковь в период патриаршества Никона" В.И.Петрушко ч.1, часть 2.
Сергий14 мая 2016, 21:26
Здравствуйте. Скажите есть ли лекции о Патриархе Никоне?
Tatjana13 мая 2016, 12:41
Уважаемый Алексей Львович! Большое спасибо за очень интересную и чрезвычайно информативную лекцию. Очень интересно было для меня на примере своих прадедов, священников XIX-начала XX в.,находить примеры из их жизни, подтверждающие то, о чём Вы рассказывали в лекции. Из Вашей лекции я получила очень ценную для себя информацию. Ещё раз благодарю Вас. .
Надежда13 мая 2016, 12:00
Ольга,не расстраивайтесь, первые лекции - это Ветхий Завет. Он преподносится именно так, поскольку потерял свое значение и рассматривается, как история, предисловие к важнейшим событиям. Для православного значение имеет Евангелие - Новый завет.
кветкин андрей13 мая 2016, 09:45
Ольге: История такова,какова она есть. И ее главная ценность - в правдивости.А если ее отбеливать и ретушировать в угоду каких-либо идеалов,то это не история - а сказочка. Спасибо за интереснейшие лекции.
Валентина13 мая 2016, 09:18
Спасибо за приобретение знаний и осознания основных причин нравственного кризиса православного народа России, возможности разорения церквей, озлобленных действий людей против церковного сословия после революции 1917 года. Комментарии Ольги справедливы. У меня, к сожалению, такие же мысли приходят на ум. Слава Богу, что вера крепка.
Ольга12 мая 2016, 16:40
Лекции конечно все очень интересные, но печально, что все они удаляют от Бога, а не приближают, построены на естественно-научных западных моделях анализа, составления выводов. Это не проповеди, понятно, что задача - осветить, как было, но все же, хотелось бы, чтобы было чисто на душе после них. Если эти лекции видит нецерковный человек, мне кажется, ему ужасно не захочется и на порог Церкви приходить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×