Митрополит Николай Месогейский: «Если собор не Святой – не будет он и Великим»

На днях Высокопреосвященнейший митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай обратился к духовенству и благочестивому народу своей митрополии с окружным посланием «О созыве Святого и Великого Собора на Крите». Вот его текст:

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Дорогие отцы и братья,
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Конечно, вы знаете, что на Крите в воскресный день Пятидесятницы начнется и будет продолжаться около десяти дней так называемый «Святой и Великий Собор».

Собор этот будет Всеправославным: иными словами, в нем примут участие делегации всех Православных автокефальных Церквей, представленные архиереями во главе с Патриархами и архиепископами. Некоторые придают этому собранию характер Вселенского Собора, хотя по каким-то причинам сами же и избегают так его называть.

Этот Собор является, возможно, единственным собором такого масштаба во втором тысячелетии и вообще единственным после отделения Рима от единства остальных Церквей, т.е. от тела Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, как сказано в Символе веры.

Поэтому всем понятна серьезность надежд и ожиданий, возлагаемых на это собрание. И я считаю величайшей своей пастырской обязанностью обратиться к вам, чтобы рассказать о его достоинствах и значимости, потому что народ в нашей церковной традиции не просто наблюдает за происходящим, но участвует молитвой, словом или здоровой реакцией на жизнь Церкви.

Подобный Собор созывается во имя Триединого Бога нашего. Цель его – прежде всего, духовная, направленная на объединение верующих, их поддержку, указание пути истинного, исцеление от заблуждений и одновременно свидетельство современному миру в рамках своей миссии, т.е. открывающее единую Божью истину «всем народам» по велению Господа (Мф. 28:29).

Собор должен сделать это, опираясь на правильно истолкованное Святое Евангелие, на Священное Предание предыдущих Соборов, на учение Святых Отцов и, естественно, применительно к проблемам современной эпохи.

Вследствие этого, как должно быть всем ясно, посыл и формулировки такого Собора должны быть четкими, сильными, пророческими и боговдохновенными. Мы ожидаем, что услышим глас Божий впервые за тысячу лет соборного молчания, особенно в наше «строптивое и развращенное» время (Втор. 32:5), полное заблуждений, компромиссов, тупиков, обманов, ересей, отрицания, атеистической злобы, изменения вечных нравственных принципов, многостороннего вмешательства в человеческую природу, в эпоху мировой нестабильности, технологического всемогущества, цифровой самоизоляции, скоординированного оскорбления Бога, массового разрушения древних культур, насильственного переселения народов с мест их исторического проживания, [в эпоху] апокалиптического гонения на христиан.

Голос Церкви должен быть гласом «над водами многими» (Пс. 28:3), «голосом водопадов» (Пс. 41:9), он должен волновать мир и воскрешать умирающие жизни.

Если мы не готовы к чему-то подобному, то лучше подождать, лучше – пусть даже в последний момент – перенести Собор на другое время. Просто сфотографировать на Крите четыреста епископов с дежурными улыбками после «переливания из пустого в порожнее», после подписания текстов без крупицы истины и без капли живой воды, без меча духовного слова, с для чего-то специально вводимыми непонятными богословскими формулировками, с намерением замаскировать истину и благоустройство действительности — все это не только уничижит суть Собора, но в подходящий момент раз и навсегда нанесет непоправимый урон православному свидетельству.

Собор должен быть проведен, если он в состоянии сказать и показать что-то настолько важное, что воскресит надежды всех нас, что осветит нашу темноту, что уничтожит подозрения в том, что под прикрытием церковных интересов мы отстаиваем политические или эгоистические интересы нашей эпохи.

Вся вселенная жаждет истины, надежды, света, силы, жизни, подлинности. Всего этого так не хватает в наши дни. Мы переполнены ложью, соглашательством, посредственностью, подозрительностью, мертвыми религиями, вялой верой, религиозными излишествами без содержания, мелкой и глупой показушностью, лицемерными объятиями.

Мы сыты секуляризмом, синкретизмом, неоднозначностью, двуязычием, богословием ради пресловутого пиара, отхождением Церкви от таинства познания истинного Бога и явления Его воли и превращения ее в религиозное «изделие» со светской направленностью.

Мы надеемся и молимся, чтобы Собор не только дал пример единения, что, конечно же, само по себе немало, но также стал в определенной степени пророческим. Действительно, тот факт, что встретятся все Православные Церкви и заявят о том, что, несмотря на разнообразие языков и культур, несмотря на недостатки и человеческие пороки, несмотря на недопонимания и противоречия между нами, несмотря на возможные разногласия и конфликты, мы разделяем общую веру в Триединого Бога и Господа Богочеловека Иисуса Христа, веру в таинства Церкви и человека, и эту общую веру мы провозглашаем и признаем великой и святой, что делает Собор Великим и Святым.

Но и слово его должно быть боговдохновенным. Он должен, как и предыдущие Соборы, проанализировать историю и дать оценку нашему времени, отличающемуся от других эпох, стать незабвенной печатью в жизни Церкви. Стать гласом Божьим сегодня! Иначе не стоит и проводить его. Нам достаточно Его молчания.

Мы не хотим слышать человеческое слово нынешних епископов, не хотим знать, что думают самые умные и образованные из них.

Мы хотим услышать голос Господа из уст наших епископов и более того – страждем вопля нашего Собора. Если мы, нынешние христиане, не получим утешения и поддержки, не будем освящены, если грядущие эпохи не будут обращаться к этому Собору как к источнику истины, то в чем тогда смысл его собирать? Слово, сказанное Церковью, не может быть ни тривиальным, ни половинчатым, ни малым по своей сути.

А ведь Собор должен сказать очень многое.

Целое тысячелетие, вдохновленное богословской мудростью таких святых, как Григорий Палама, опытом постоянной и непрерывной молитвы (даже подвергнутым анализу таких богословов и святых, как Николай Кавасила и Симеон Солунский), жизнью, полной исповеди и крови мучеников, [тысячелетие], пропитанное потом великих аскетов, таких как преподобный Серафим Саровский и современный святой старец Паисий, [тысячелетие], отмеченное вплоть до наших дней знаками и чудесами таких святых, как святитель Нектарий и святой архиепископ Крымский Лука, святых Русской, Элладской, Балканских Церквей и всего мира в целом; [целое тысячелетие] это был путь по морю благодати Божией в церковном единстве — и всё это, конечно, не может быть не сформулировано в «новом слове», которое скажет Великий Собор через свое послание. Сегодня, когда человек превратился в биологический механизм или социальную единицу или выродился в эфемерное существо и устройство управляемого мышления, как может православное свидетельство об общей с Богом жизни, выраженное и опытно переживаемое в наших храмах и монастырях, в таинствах и нашей жизни, не отозваться оглушительным всеправославным воплем нашего времени?

Невозможно представить себе, что в эпоху коварного и безжалостного преследования Церкви, беспрецедентного духовного удушья, заблуждений и «уныния народов и недоумения» (Лк. 21:25), в эпоху напряженного ожидания конца, об этом Великом и единственном Соборе православных будут сделаны пресс-релизы, сообщения и фотографии – и при этом всё это будет лишено смысла, будет сухим по своему содержанию.

Этот Собор – единственный после схизмы. Откол Запада от тела Церкви не мог не привести к заблуждению, двойственному учению и еретическим верованиям, вину за которые, как это зачастую представляется, возможно, и не стоит возлагать на нынешних западных христиан.

Однако обязанность Собора — защитить нас от любой подобной опасности, при этом не жестко и неумолимо обличая тех, кто унаследовал заблуждения, а направляя их с болью, любовью и богословской точностью. И значимость этой обязанности огромна.

Как неизмерима и ответственность призвать – в первую очередь – всех православных к покаянию, дабы мы, имевшие великую милость Бога, неизменно жили в Его истине и передавали ее повсюду на нашем пути.

Чтобы вернулись другие, сначала должны покаяться мы сами. Если мы не живем этим, то страдает исповедуемое нами Православие. И если нам об этом не скажет Собор, то он может быть Великим, но не станет Православным.

Так является ли экуменизм ересью? Смог бы он при определенных условиях стать благословенной инициативой? И является ли антиэкуменизм всегда благочестивым исповеданием?

Разве Церковь может быть Единой, но при этом не Соборной и не Святой? То есть можем ли мы сделать акцент на Православном исповедании веры, а не на соответствующем апостольском свидетельстве? Разве может она быть Соборной и при этом не быть Единой? То есть в своем стремлении объединить христиан может ли она пожертвовать своей уникальностью, иначе говоря – своим осознанием того, что Она – Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь?

Мы ждем, что Собор убедительно скажет нам об уникальности, святости, соборности и апостольском достоинстве Церкви языком истинного учения, покаяния и деятельной святости по отношению к православным, уважения и любви по отношению к иноверным, а не с высокомерным триумфализмом или сладкими речами пустых мирских компромиссов.

Мы нуждаемся в понимании того, что есть «святоотеческое благочестие», за которое тысячекратно готовы были умереть наши предки в Константинополе: «Никогда не оставим тебя, любезное Православие, и не отступим от тебя, Священное Предание, в тебе рождены, в тебе живем и в тебе упокоимся, а если наступит момент – и тысячи раз умрем за тебя» (Иосиф Вриенний).

Если наша вселенскость чужда миссии и пророчества, она не может быть ни православной, ни церковной.

Дорогие братья мои, призываю вас к смиренной бдительности, горячему молению, напряженному труду и покаянию, дабы Господь даровал этому Собору власть выразить Его глас, дабы слово Собора было по-настоящему боговдохновенным, и таким образом воскресил Он в наших сердцах уверенность в том, что «жив Господь» и сегодня.

Все мы, весь мир нуждается в этом! Только так Собор станет Святым в строгом, а не переносном смысле.

Если Собор не Святой, не будет он и Великим, а если он не Великий, то открытым остается вопрос о его созыве.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В Греции прошла конференция, посвященная проблемам Всеправославного собора В Греции прошла конференция, посвященная проблемам Всеправославного собора В Греции прошла конференция, посвященная проблемам Всеправославного собора В Греции прошла конференция, посвященная проблемам Всеправославного собора
В греческом городе Пиреи 23 марта 2016 г. прошла научно-богословская конференция, организаторами которой выступили четыре митрополии Элладской Православной Церкви
Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви
Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата.
«Без Русской Церкви на Соборе ни одно решение принято быть не может» «Без Русской Церкви на Соборе ни одно решение принято быть не может»
Митр. Волоколамский Иларион
«Без Русской Церкви на Соборе ни одно решение принято быть не может» «Без Русской Церкви на Соборе ни одно решение принято быть не может»
Митрополит Волоколамский Иларион о подготовке Всеправославного Собора
Как продвигается подготовка к Всеправославному Собору, почему предсоборный процесс носит закрытый характер, ожидать ли православным от Собора реформирования церковных правил и объединения с католиками...
Комментарии
Георгий 5 июня 2016, 15:00
Владыка призывает к молитве,и это правильно,так как мы сами своими силами ни на что не способны,что бы ни взялись делать -один грех получается. Вот и обсуждения на данную тему врезаются ,всегда,на осуждения,превозношения и самомнение. Сам я имею неоригинальное мнение- ни к чему это мероприятие,собор имею ввиду. Но,как мне познать-прав ли я? И если прав,то как реализовать свою правоту? Прошения в патриархию пачками приходят-а толку. Кричать через мировую паутину? пишу но сомневаюсь что будет толк. Выходить на открытый бой ,силовыми методами пробивать свою позицию-это совсем не христианский метод. А вот истинное покаяние и молитва доступны всем,и нет более действенной силы чем эта,молитесь,православные. Простите меня грешного.
К26 мая 2016, 07:00
Интересно. Митрополит Илларион говорил в том духе, что "соберёмся и подтвердим, что ничего менять не будем, все традиции- правильные". Автор статьи толком не уверен, что есть тема собрать Собор..... А зачем Собор, если не будет ничего важного? Что-то будет, вероятно. Кто в силах собрать Собор? Есть вещи которые человеку не под силу. Ни деньги, ни связи тут не помогут. И все ООН бессильно. Собор такой может собрать только Господь. Значит есть нужда Ему! А значит что-то будет и очень-очень важное... Тем более, по Приданию этот Собор- последний в Истории. Подождём.
Матушка 25 мая 2016, 21:00
Спаси Господи, все что не делает Бог,делает к лучшему. Хорошо бы чтобы вспомнили.что Православная вера-вера обетования Новая земля новое Небо и что Бог основал церковь и поставил перед ней задачу -подготовить общество способное жить под водительством Божими в земле обетованной.научить людей пользоваться дарами Божими.познать силы своей души и научиться управлять ими
olga25 мая 2016, 13:00
Христос Воскресе! Не нужно псевдо - смирением, закрывать всем рты. Но с терпением и любовью растолковывать всем и каждому о событиях, которые грядут быть. То, что народ не равнодушен, проявляет обеспокоенность и возможно излишнее волнение - не беда. Перемелется, мука будет. Когда это было, чтобы православный митрополит задавался публично важнейшими вопросами и так мягко на них отвечал? "Так является ли экуменизм ересью? Смог бы он при определённых условиях стать благословенной инициативой? И является ли антиэкуменизм всегда благословенным исповеданием?" И совсем уж риторический вопрос - будет ли Собор Великим? Был бы он угоден Богу, а Великим он будет или совсем наоборот, как говорится - поживём увидим. Зачем собираются, вообще, соборы? Во утверждение, во Истине, веры православной. Дай Бог, чтобы, те которые призваны стоять на рубежах и зорким дозором пробуждать в себе и в народе Божием Святость исповедания, не только остались верными, но стяжали себе венцы богатырей Святого Духа. На наших глазах совершается эпохальное событие. И Я ТВЁРДО СМОГУ ПОВТОРИТЬ И ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧУ ЛЕТ, ЧТО СРЕДИ МНОГИХ И МНОГИХ ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ СОБЕРУТСЯ ТАМ, ЕСТЬ И ЛЮДИ СВЯТЫЕ. Стало быть нужно молиться в помощь, этим Святым людям. Дабы и нам не оказаться пустопорожними свидетелями, но быть верными чадами нашей СВЯТОЙ МАТЕРИ ЦЕРКВИ. А не злобствующими заседателями синедриона, в клубе бородатых "друзей". ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Андрей23 мая 2016, 23:00
Воистину Воскресе Христос! Да комментарии да ещё не сказанные в живую так и тянут в грех- осуди другого, скажи я лучше знаю Владыки.Он ничего не понимает а вот я Я ЯЯЯЯ. Стоп. Гордыня она самая.И нет Мира.Хотите собраться Слава Богу и надо молится пусть будет воля Божия.Ангела Хранителя всем вам люди.
Алексей23 мая 2016, 21:00
Вслед за Ларисой Ворониной могу спросить: "Что вообще происходит? Два тяжелых «ЕСЛИ» и всего за несколько дней до начала встречи на Крите. Пугающая неопределенность архиерея подавляет своей двоякостью. Митрополит говорит за всех архиереев: «Если наша вселенскость чужда миссии и пророчества, она не может быть ни православной, ни церковной». Откуда такая неуверенность в том, в чем должна быть полная уверенность? И второе зыбкое «ЕСЛИ»: Если Собор не Святой, не будет он и Великим, а если он не Великий, то открытым остается вопрос о его созыве». Вам бы определиться, Владыко. Святой он для Вас или не святой? Мирянам то, что, на кофейной гуще надо начать гадать, если Митрополит не может определиться между да и нет? И какое имеет значение величие действа, если нет Святости? Так Святой он будет или нет? Может прежде Поместные Соборы в Поместных Церквях следовало бы провести с привлечением клира и мирян, а затем собираться на Крите?
Наталья23 мая 2016, 17:00
Марине: для вас все решено, но не все такие мудрые, как вы, для которой все решения Собора уже известны. Имейте какую то сдержанность или вы окультурены кем то и сеете смуту заранее по чьей то меиодичке. Вразуми вас Господь. А Владыке Николаю огромное спасибо.
Виктор Флах23 мая 2016, 15:00
Слава Богу за митр.Николая!
Димитрий, Белая Русь23 мая 2016, 11:00
АМИНЬ!Спаси Господи, просвети и укрепи предстоятелей нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви право правити слово Твоея Истины!Русь святая, храни веру Провославную, в ней же тебе утверждение есть!
Наталия23 мая 2016, 10:00
Почитала комментарии по поводу наболевшей темы Критского собора, и не только на этом уважаемом сайте. Понятно, народ волнуется и переживает. И появилась мысль: вот эти все сборы на собор и обнажили нарыв - экуменизм. Народ Божий будет теперь знать, как это страшно: ересь в Церкви. Вот упала Римо-католическая Церковь в ересь, и до сих пор не выбралась, и выберется ли, Бог ведает. Ересь, возможно, была не так страшна во времена Святителей, а сейчас - это смерть. Нет ни святителей, ни народа стойкого и понимающего. Нет и тех монахов, которые придут и обличат, как это было в начальные времена нашей Православной Церкви. Но есть Бог- вот только на Него надежда. Не попустит. Он уже предупредил нашего Святейшего лопнувшим стеклом....
Лариса Воронина23 мая 2016, 09:00
По правде говоря, чем дальше, тем меньше я понимаю что вообще происходит? Церковь становится тем, чем она была до революции - управленческой структурой?
23 мая 2016, 09:00
Господа зачем вы свою глупость изливаете на весь свет Кто из вас имеет подобающее образование изливая подобную глупость Если попустит Бог тому и быть или в назидание или как пример работы над ошибками Нам остаётся только молится и надеяться на Бога что все что не делается на пользу всем Нам
МаринА22 мая 2016, 22:00
Каждый по течению своей личной жизни знает, что всё, АБСОЛЮТНО ВСЁ претерпевает изменения. Либо происходит развитие, либо деградация. На месте ничего не стоит. На месте - это тоже деградация. Возможность данного собора - это уже деградация "на лицо". Почему? Потому что развития в Православии тоже не происходит. Не уход от традиции, а развитие внутри традиции. Что будет являться свидетельством того, что развитие происходит? Очевидно, "голос Господа из уст наших епископов". Почему этого НЕ происходит? Вопрос даже не к самим епископам. С ними всё понятно - они "рулят" себе потихоньку и без "голоса Господа". Это очень глубинный вопрос. Почему Сергий Радонежский отказался от епископства и кафедры, пойдя наперекор воли священноначалия? Потому что СВЯТОЙ, очевидно, понимал невозможность совместить Голос Божий в душе и функционёрское церковное делание. Почему в наши дни нет таких примеров? Ну, значит - нет. Преподобный Сергий - он ведь тоже один такой в истории. А нынешние патриархи и епископы, если уж решили собраться и что-то там "эдакое" принять, даже и не сомневайтесь - непременно соберутся и примут. У них - деньги в власть. А голос Божий - ну, не может же такого быть, чтобы голоса Божьего в наши дни вообще нигде и ни у кого в сердце не было. Обязательно ЕСТЬ! Давайте будем внимательны!
Геннадий22 мая 2016, 21:00
Воистину Воскрес, Христос истенный Бог наш! Земной поклон Вам Владыко, за живое слово. Господь посреди нас, и есть, и будет. Аминь.
Сергей Григорьев22 мая 2016, 20:00
Я крайне удивлён этой статьёй. Такой солидный архиерей, и не понимает очевидной вещи - для чего собирать всеправославный собор, если никаких решений на нём принимать не планируется. Конечно только для того, чтобы продемонстрировать миру наличие и духовное единство мирового Православия. Не отдельных поместных православных церквей, а именно Вселенской Православной церкви. У католиков видимым символом единой римо-католической церкви является папа римский, а в Православии, во всяком случае, после падения Российской империи - собор. И будет очень утешительно для православных христиан увидеть, как соберутся епископы всех поместных православных церквей и совместно отслужат литургию и причастятся из одной чаши. Ну, и для проформы сделают какие-нибудь ни к чему не обязывающие заявления. А если даже такой собор не удастся собрать, значит, и нет никакого мирового канонического православия, а есть отдельные поместные православные церкви. Я очень жду этот собор и надеюсь увидеть зримое единение у престола семьи православных церквей. Кстати, круг причастившихся из одной чаши продемонстрирует, кто входит в эту семью, а чьих епископов там не будет останутся "за бортом" православия. И может это кого-то отрезвит, с Божией помощью.
Василий22 мая 2016, 20:00
ля-ля-ля, ни о чем. Так и не понятно для чего собираются ? Причины ? А причин то нет. Следственно дело нечистое.
Елена22 мая 2016, 19:00
Господи, помоги! Истинно слово Владыки Николая - если Собор не Святой, то он и не Великий! Пусть он лучше не состоится, если не станет Святым!
Ольга22 мая 2016, 16:00
Мы, человечество, подошли к некоторому рубежу христианской истории, и события (или отсутствие таковых) предстоящего Всеправославного Собора будут лишь свидетельством и диагнозом состояния христианства наших дней. Какие бы шаги мы все сейчас не предпринимали (для покаяния нам было дано достаточно времени), изменить уже ничего нельзя. Время собирать камни. С уважением, Ольга
Ольга22 мая 2016, 15:00
Благодарю Владыку за слово живое и руководителей сайта за публикацию ( теперь такие редки
sveta22 мая 2016, 12:00
Правильно сказал владыка.Собор нужен, если он возвестит Истину.Пусть Собор утвердит во всех церквах единый юлианский календарь, пусть скажет, что пост нужен и в наше время, пусть выйдут все православные церкви из "всемирного совета церквей",а ересь назовут ересью.А иначе зачем и собираться? Какая великая ответственность!Да поможет Бог.
Ирина22 мая 2016, 04:00
"Мы хотим услышать голос Господа из уст наших епископов и более того – страждем вопля нашего Собора." Какое Великое и Грозное предупреждение от пустого многоглаголания. Весь Православный Люд жаждет услышать голос Господа от наших архипастырей. Владыка, спасибо за такое живое, искренне горение в Вере Православной. Душа плачет. Храни Вас Господь.
Elena22 мая 2016, 00:00
Великолепный слог и громкий крик души. Но фраза о экуменизме - является ли он ересью, лично для меня перечеркнула все. Если такой человек в своем возвании не может выразить истину, то становится страшно. Лично для меня - православие или смерть. Без красивого витиеватого,многословног слога. А для Вас, Владыко?
тамара21 мая 2016, 17:00
Владыко,всё сказанное Вами до каждой буквы верно и правильно. Христос Воскресе! Господи,помоги нам всем быть верными Твоей Истине.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке