Апостол любви собирает сердца

Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова дважды в году – 21 мая и 9 октября (по новому стилю), в день его преставления. Весеннее празднование было установлено в честь удивительного события, произошедшего в Эфесе (в нынешней Турции) в начале II века. Когда настало время отшествия апостола, он удалился за пределы города с семью своими учениками. Помолившись в уединенном месте, апостол сказал ученикам: «Копайте могилу в форме креста, в длину моего роста». Затем попросил засыпать его землей. Ученики не решились ослушаться учителя и исполнили его повеление. Узнав об этом, христиане Эфеса пришли вместе с другими учениками апостола к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Зато каждый год 21 мая из этой могилы выступал тонкий слой праха (или «манны»). Верующие его собирали и врачевались им от различных недугов. Накануне престольного праздника Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии мы встретились и побеседовали с игуменом Исаакием (Ивановым), стоящим во главе обители.

    

Многим дорога обитель и ее небесный покровитель

– Батюшка, как проходят в монастыре на Рязанской земле праздничные торжества, посвященные памяти возлюбленного ученика Спасителя? Есть ли какие-то особенности?

– Люди к нам приезжают отовсюду – очень широкая география. Хотя назвать это отличительной чертой вряд ли возможно, потому что, полагаю, подобная картина наблюдается и в других русских обителях, когда там отмечается престольный праздник. Среди многочисленных паломников, приезжающих к нам накануне или в день праздника, есть постоянные, которые стараются бывать на монастырских торжествах из года в год. А есть те, кто приезжает на праздник впервые, побывав в монастыре один-два раза, пожив в нем какое-то время. Большинство постоянных паломников – это духовные чада первого наместника возрождающейся обители приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова), который с 1970 по 1978 гг. жил на Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре и с 1975 г. был его игуменом. Здесь же на долю батюшки выпал самый трудный этап возрождения разоренной обители – ее стен и истинного духа монашеской жизни. Некоторые наши гости так или иначе участвовали в восстановлении монастыря, и он стал для них родным. Сыграл он большую роль в духовном становлении и тех мирян, которые благодаря монастырю, его братии почувствовали вкус христианской жизни, стали серьезно воцерковляться. Приезжает немало клириков Рязанской митрополии, так как долгое время отец Авель нес послушание духовника Рязанской епархии, и пожилые священнослужители его хорошо знали, лично с ним общались, исповедовались ему. А еще к радости нашей монашеской семьи стараются приезжать на престольный праздник обители, как и в день памяти дорогого батюшки, бывшие насельники Иоанно-Богословского монастыря, теперь призванные к архиерейскому служению. Это племянник отца Авеля митрополит Иосиф (Македонов), нынче возглавляющий Иваново-Вознесенскую епархию. Это епископы – Касимовский и Сасовский Дионисий (Порубай), Уваровский и Кирсановский Игнатий (Румянцев). Позволю себе привести одно сравнение. Согласно церковному преданию, перед Успением Пресвятой Богородицы апостолы чудом, милостью Божией собрались в Иерусалиме, возле Ее одра, хотя еще недавно находились в разных уголках земли, где проповедовали веру христианскую. Увидев друг друга, они удивлялись и радовались, что в такой час могут быть вместе. Вот и апостол Иоанн Богослов чудесным образом собирает тех птенцов на день своей памяти, которые выпорхнули из родного гнезда, каким явилась наша обитель для многих священнослужителей, подвизающихся теперь в разных епархиях. Встречаясь во время праздника, они тоже удивляются и радуются...

    

Сам праздник начинается с вечера, с торжественного Всенощного бдения, довольно-таки продолжительного, после чего бывает трапеза, как перерыв. После трапезы – исповедь (паломников, постоянных прихожан, братии монастыря), монашеское правило, включающее и каноны, и вечерние молитвы. Всенощное бдение обычно возглавляет архиерей, а Божественная литургия в день праздника чаще всего совершается несколькими архиереями. Многолюдным бывает крестный ход к святому источнику, где служится водосвятный молебен. К слову сказать, и в наши дни здесь произошло немало случаев исцеления от недугов. Еще мне вспоминается 2014 год – год 25-летия возрождения обители, когда митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин (сейчас он возглавляет Оренбургскую кафедру, а в 1989-90 гг. подвизался в нашем монастыре, неся послушание эконома-строителя) благословил нас 21 мая служить Литургию во всех семи монастырских храмах. Семь Литургий в один день в ограде монастыря – подобного в многовековой истории обители еще не было! Такие праздничные дни можно назвать объединительным моментом многих людей. Соборная молитва и теплое дружеское общение помогают человеку, почувствовавшему, как я уже говорил, вкус христианской жизни, устремиться к новым духовным высотам и подвигам. А то, что монастырь для него становится центром притяжения, его душа рвется сюда, человек получает здесь утешение, нас радует.

    

– Что касается гостей, тут все ясно: торжественная служба архиерейским чином, праздничная трапеза с натуральными продуктами из вашего монастырского хозяйства, замечательная возможность пообщаться с людьми, близкими тебе по духу, и прогулки по живописным местам на правом берегу Оки, где находится монастырь. Конечно, это дарит радость, придает силы. А Вы, батюшка, что обычно испытываете – чувство радости (ведь такой праздник!), или организационные моменты ее приглушают, голова занята проблемами?

– Когда приезжают именитые гости, появляется обостренное чувство ответственности. Возникает внутренняя тревога: все ли пройдет благополучно? Понятно, что без проблем не обходится. Да и ошибки порой случаются. Однако по опыту прошлых лет знаю: святой Иоанн Богослов все покроет своей любовью. Он как наш духовный водитель, наш авва, все устроит. Поэтому духовная радость «перевешивает» всякие треволнения. Вместе с братией я ощущаю, что это великий праздник, который мы с трепетом ждали, всей душой любим и хотим его встретить достойно.

– Бывают ли сложности с размещением гостей, приезжающих накануне праздника?

– Сейчас практически нет. Не так давно у нас появилась новая двухэтажная гостиница монастырского Паломнического центра – с уютными номерами, начиная от одноместных и заканчивая 12-местным. Рассчитана она на 91 человека. Поскольку монастырь восстанавливается, на это нужны средства (как нужны они на оплату работы дежурных администраторов, горничных), то размещение в этой гостинице осуществляется за определенные пожертвования. Есть и бесплатная гостиница, предназначенная для трудников, где постоянно в течение года проживает порядка 40 человек. В ней имеются две большие комнаты для размещения паломников. Одну комнату занимают женщины, вторую – мужчины. Так что гостям, съезжающимся на престольный праздник обители или на день памяти старца, архимандрита Авеля, не грозит остаться без крыши над головой, но тем не менее мы просим всех предупреждать о своем приезде заблаговременно.

В монашеской жизни не может быть шаблонов

    

– Мы с Вами поговорили о праздниках, собирающих множество людей. Теперь давайте перейдем к будням монастырской жизни и, в частности, к послушаниям. По какому принципу Вы их даете братии: учитываете способности и желания каждого или такой возможности нет?

– В монашеской жизни, как и в любой другой, не может быть шаблонов. Смотрим с благочинным, кто сколько тягот может понести. Ведь то, что применимо к одному человеку, бывает совершенно неприменимо к другому. Кого-то, например, можно переставлять с послушания на послушание – у него хватит духовных сил и смирения, чтобы их выполнять. (Как наставлял монашествующих святитель Феофан Затворник: «Будьте подобны шару, который без треска катится, куда его ни толкнут. Все сие удобно совершит всякая из вас, коль скоро решительно отречется от своей воли». И свое течение жизни подвижник сравнивал с движением шара, катающегося туда и сюда в зависимости от получаемых им толчков). Есть у нас такие монахи, что «подобны шару», – в любой момент их можно направить куда угодно. Образно говоря, это наш «монастырский спецназ». Разумеется, без нужды никого не дергаем: лишь когда возникает острая необходимость, перебрасываем кого-то из братии на выполнение неотложных нужд монастыря. Но есть монахи, послушники, коих трудно повернуть, расшевелить. Некоторым – особенно пожилым, привыкшим к размеренному образу жизни, – требуется время, чтобы настроиться на выполнение нового послушания. Иначе в душе возникнет ропот или, того хуже, уныние. На первый взгляд, подобная медлительность является недостатком, но лично мне в ней видится свой плюс. Такие люди неповоротливы и на греховные поступки. Все эти особенности мы стараемся учитывать и, исходя из них, назначать послушания.

Монастырское хозяйство очень большое – обрабатывается около 1000 гектаров земли, на ферме – более 200 голов скота, на пасеке – до 70 пчелиных семей. В советское время монастырские храмы и строения занимал колхоз, храня в них сельхозтехнику, а в колокольне – горюче-смазочные материалы. С угасанием советского строя колхозы стали вымирать, многие колхозники, оставшиеся без работы, начали спиваться. Монастырь приобрел колхозную землю, стал ее развивать, пригласив бывших колхозников трудиться на ней. Кто-то из них воцерковился, кто-то на пути к воцерковлению. Так или иначе, но благодаря монастырю эти люди теперь при деле. Если брать в целом коллектив обители, это 20 человек братии, около 40 трудников и несколько десятков наемных работников из ближайшего села Пощупово, окрестных сел, городов Рыбное и Рязань. Трудники и наемные работники плотно занимаются хозяйственной деятельностью, несут другие светские послушания, а монашествующие большей частью несут послушания духовные. На территории обители семь действующих храмов: два больших – Успенский и Иоанно-Богословский соборы – и пять маленьких, домовых, в которых часто совершается ранняя Литургия. Для этого нужны певцы, чтецы, пономари, братия в священном сане. Монахи-священнослужители много времени уделяют исповеди прихожан, паломников. Вся братия много времени посвящает молитвенному деланию. Однако мало кто может непрестанно пребывать в молитве, необходимо еще и чтение, и физический труд. Кого-то мы немножко привлекаем к физическому труду, к решению тех или иных хозяйственных задач, кому-то по послушанию приходится более тесно общаться с миром. Скажу по поводу такого общения. Вроде бы возникает противоречие: монах по своему существу должен быть одиноким, замкнутым, молитвенным, а наша жизнь как священнослужителей требует быть открытым миру, устремляться людям на помощь. Что выбрать? Что должно быть главнее? Как говорил в свое время митрополит Симон (Новиков), более трех десятилетий занимавший Рязанскую кафедру и, кстати, благословивший отца Авеля возрождать святую обитель: «Лучше я согрешу любовью, чем я согрешу жестокостью». Следуя словам приснопамятного архипастыря, братия в праздничные и выходные дни тепло, с открытой душой встречает паломников и проводит для них экскурсии по монастырю (очень распространенное послушание для иноков и послушников!). Под патронажем монастыря находится храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в исправительной колонии № 6 в селе Стенькино Рязанской области и хоспис в селе Пощупово, расположившийся в помещении бывшей монастырской богадельни. Посещаем и филиал железнодорожного техникума. В частности, иеромонах Мелхиседек (Скрипкин) ходит туда с духовными беседами.

    

– Батюшка, с отцом Мелхиседеком я уже познакомилась, как с заведующим монастырской канцелярией, куда приходит много корреспонденции. Значительна часть – письма с просьбами о духовной помощи. Познакомилась с ним как с заведующим монастырской библиотекой, где, по отзывам помогавших ему составлять каталог студентов-практикантов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собрано большое духовное богатство. Причем оно востребовано братией, которая любит читать жития святых, духовную литературу. Также я слушала вдохновенную проповедь отца Мелхиседека на Литургии. То есть он и есть один из представителей того «монастырского спецназа», у которого всегда много послушаний?

– Да, отец Мелхиседек – весьма многосторонняя личность, немало послушаний он тянет. Но есть монашествующие, у которых одно только послушание, требующее полной отдачи сил. К числу самых сложных можно отнести послушание коменданта труднической гостиницы, распределяющего послушания трудникам. У нас были разные этапы в обители. Одно время это послушание нес мирянин, однако не все у него получалось. Теперь комендантом является инок Афанасий (Синявский). Трудники – народ особый. Есть среди них искренние богомольцы, приехавшие сюда с серьезными намерениями. Кто-то со временем даже становится послушником, затем иноком. У других же цель – духовно подкрепиться и жить дальше в миру. Нередко встречаются и те, кто хочет побороться с измучившими их страстями – винопития, наркомании и другими напастями. Мы берем практически всех, кроме инвалидов, потому что определенное число инвалидов у нас уже имеется и больше мы взять не можем.

– А чем занимаются трудники-инвалиды?

– Например, одноногий инвалид чистит картошку в паломнической трапезной. Другой человек, инвалид III группы, несет послушание смотрителя на святом источнике и сильно переживает, если туда приезжают не богомольцы, а пьяные люди. Он им старается объяснить недопустимость нахождения в таком виде на святом месте. Быть в монастыре – это их личный выбор. Кстати, даже освободившихся из мест лишения свободы берем, если они проходят своего рода тестирование по определенным параметрам, разработанное в монастыре. Я упоминал о тюремном служении. Добавлю, что два наших священнослужителя регулярно ездят в колонию № 6, служат Литургии, проводят катехизаторские беседы, и те заключенные, которые исправно ходят на богослужения, исповедуются, причащаются, как правило, получают условно-досрочное освобождение от наказания. Некоторые из них пришли в нашу обитель. И, слава Богу, кто-то стал ее насельником, пополнив число братии. Так что есть добрые плоды работы священников монастыря с заключенными. Конечно, людей со сложным характером среди трудников хватает, поэтому коменданту приходится нелегко. Но отец Афанасий, бывший военный в чине майора, хорошо справляется, потому что совмещает любовь и строгость. Еще, по его признанию, здорово в этом деле помогает армейская выучка: методика определения главного звена, дисциплина и терпение (потому что в армии без терпения было бы трудно служить, говорит он, и в монастыре без этого никак). Радостно слышать от инока, уже в немолодом возрасте избравшего монашеский путь, что Божественную помощь, помощь Небесного покровителя святой обители Иоанна Богослова и своего Небесного покровителя, святителя Афанасия Великого, он чувствует постоянно.

Потерянное время? Нет, все пригодилось!

– Отец Исаакий, позвольте задать такой вопрос: коменданту труднической гостиницы иноку Афанасию его профессия в миру, как выяснилось, помогает на монашеской стезе. А Вам, закончившему Рязанскую радиотехническую академию, полученные в ней знания что-то дают в деле управления обителью?

– По своей светской специальности я инженер-электронщик. Не скрою, что в начале монашеского пути в голову приходили совсем нерадостные мысли: сколько же времени я потерял, учась в светском вузе! Однако с годами понял, что это мощный инструмент для той хозяйственной деятельности, которую мне как игумену обители приходится осуществлять. В большом хозяйстве нужно уметь планировать, что-то рассчитывать и просчитывать. Кроме того, вспомним, какое тысячелетие на дворе! Нынешний век насыщен разными технологиями, и монастырь старается закупать не что-то допотопное, а новейшую технику для обработки полей. Только необходимо четко разбираться в ее характеристиках, дабы не ошибиться в выборе. Как и в выборе оборудования для нашего молочного цеха. Правда, некоторое оборудование мы сами конструируем, поскольку приобрести готовое бывает, что называется, не по карману. Теперь я с радостью вижу, насколько востребованными оказались мои инженерные знания в монастыре. Хотя каким бы плотным кольцом не окружали меня заботы и хлопоты, скажем, внешней деятельности, но на первом плане стоит богослужебная жизнь – совершение служб, исповедь братии, проповедь. Я часто произношу проповеди, потому что это замечательная возможность обратиться к братии с теми словами, которые я хотел бы им сказать по разным поводам.

– Когда Вы узнали об Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупово?

– В школьные годы. От Рязани, где я жил, до обители 40 километров, и мы, школьники, сюда приезжали. Других монастырей я в то время не знал, только этот. С 1996 года начал возрождаться в Рязани Николо-Ямской храм, чуть позже ставший подворьем монастыря. Я там читал на клиросе, еще чем-то помогал в церкви. Спустя время познакомился с монахами обители и с отцом Авелем, приезжавшим на подворье служить. Студентом стал посещать монастырь в качестве паломника и, если можно так выразиться, дозревал. Дозрел, будучи аспирантом радиотехнической академии. Решил учиться по духовной линии. Тогда в Рязани духовной семинарии не было, только духовное училище, но произошла неувязка с подачей документов и мне сказали: «Может, в следующем году будете поступать?» Я поехал в паломничество – попал в Печоры, и неожиданно мое паломничество затянулось на несколько лет. На Псковщине поступил в духовное училище. Во время учебы иподиаконствовал у правящего тогда архиепископа, теперь митрополита Псковского и Порховского Евсевия. На Псковской земле был рукоположен во иеродиаконы, какое-то время служил там, затем вернулся в родные места. Здесь служил в Николо-Ямском храме, но в дорогой сердцу Иоанно-Богословский монастырь не получалось вернуться в качестве насельника. В монастыре неохотно принимали пострижеников других обителей, и, возможно, это стало одной из основных причин... Довелось мне послужить клириком в Казанском женском монастыре Рязани, затем возглавить женское духовное училище (был исполняющим обязанности ректора). А в конце 2012 года, когда исполняющего обязанности игумена монастыря игумена Игнатия (Румянцева) избрали быть епископом, правящий архиерей митрополит Рязанский Павел (ныне Патриарший экзарх всея Беларуси) вызвал меня и сказал, что мне нужно проходить служение в Иоанно-Богословском монастыре. Отправил сюда в качестве помощника игумена. Потом я был избран игуменом обители.

– Как проходило избрание?

– Владыка как правящий архиерей мог ограничиться назначением, однако он старался выслушать мнение братии. Поэтому его рекомендацию рассматривал духовный собор монастыря. Мне неизвестны подробности обсуждения моей кандидатуры, я на нем не присутствовал, но, думается, важно, что старшая братия знала меня и как светского человека, приезжавшего сюда не раз, и как монаха, служившего в Рязани. Для меня тоже насельники монастыря были далеко не чужими людьми: многих из них я помнил по службам в Николо-Ямском храме. Конечно, большим риском можно назвать то, что владыка Павел призвал сюда служить, возглавить обитель монаха «со стороны». (Я даже про себя подумал: «Какая утопия!»). Однако случилось чудо Божие: братия меня приняла. В течение года я исполнял обязанности игумена – это была проверка, а в конце 2013 года был назначен на должность и возведен в сан игумена. Запомнились слова теплого поздравления, которые сказал мне от лица всей братии духовник обители игумен Сергий (Гайдук). Он обратил внимание на то неслучайное обстоятельство, что мое возведение в сан игумена произошло в день памяти святых Праотец – день Ангела покойного старца обители, архимандрита Авеля (Македонова). «Это знаменует, – сказал отец Сергий, – что батюшка, ушедший от нас, но духом пребывающий с нами, благословляет своего преемника, благоволит к нему и молится за него».

– Отче, к яркой личности старца-святогорца отца Авеля, которого называют человеком-эпохой, светочем веры и чье имя вписано в новейшую историю Русской Православной Церкви, а также к собранным его тщаниями святыням в монастыре мы с Вами вернемся в другом материале. Сейчас же хочу спросить: иеродиаконом Вы в эту обитель по возвращению с Псковской земли не попали, но спустя время оказались здесь уже в другом сане, имея большие полномочия и обязанности. Что при этом испытали?

– Жизнь каждого монастыря сильна своими традициями. С первых дней я почувствовал, как крепнет во мне желание поддерживать их – укоренившиеся за время возрождения обители добрые традиции и многое делать в их русле. Братия, увидев, что никаких рывков не происходит, никакие новшества не насаждаются, все течет своим чередом, приняла меня. Сегодня я самый молодой среди насельников обители в сане священника, и к советам старшей братии, членов духовного собора монастыря отношусь с благодарностью.

    

– А паломничество на Афон часто вспоминаете?

– Его забыть невозможно. Для меня Афон – это нечто сокровенное и уединенное, как одна большая монашеская келья. Это земной удел Божией Матери, который Она отделила от остального мира. С одной стороны, мне понравилось там находиться, молиться. Нельзя было не почувствовать, что для монаха это вожделенное место. «Молитвенницей Вселенной» назвал Святую Гору преподобный Максим Грек в своем письме к святителю Макарию, митрополиту Московскому. Но если посмотреть с другой стороны... Ведь и отца Авеля, избранного игуменом русского Пантелеимонова монастыря, Промысл Божий не оставил там навсегда. Возженную духовную лампаду, лампаду веры и афонских традиций батюшка должен был перенести на русскую землю. На Афоне подвизаться хорошо, но молитва должна устремляться в небо и со Святой Горы Афон, и со Святой Руси. Так что Афон для меня – это картина правильного устроения монашеской жизни, взглянув на которую, ты словно бы видишь перед собой маяк, указывающий, куда надо путь держать. Не могу также не сказать, что у нашего монастыря есть благотворитель, который каждый год спонсирует паломничество кого-то из его насельников на Афон. Братия, потрудившаяся на благо обители, получает такой бесценный подарок!

    

* * *

После беседы с отцом Исаакием вспомнилось, как милостью Божией несколько лет назад в день весеннего празднования памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы попали на греческий остров Патмос, который называют островом Откровения и младшим братом Святой Горы Афон. На тот самый остров, где ссыльный Иоанн Богослов написал пророческую книгу Нового Завета – Апокалипсис. В мужском монастыре святого Иоанна Богослова, находящимся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, этот праздник отмечают 8 мая (по старому стилю). Запомнилось, как на площади перед величественным древним монастырем правящий архиерей, по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной вечерей, омывал ноги двенадцати священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божьему. Запомнился многолюдный крестный ход: монахи вместе со священниками из приходских храмов несли чудотворные иконы, цельбоносные мощи великих угодников Божиих к источнику, погружали ковчежцы с мощами в воду, и вода освящалась. А по пути следования крестного хода к нему присоединялся народ. Кто-то нес икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого), которого в Греции очень почитают, строят храмы в честь русского святого. И такое ликование было разлито в воздухе! Ликование, духовное торжество, по рассказам братии монастыря в рязанском селе Пощупово, в дни памяти святого Иоанна Богослова охватывает и их древнюю обитель, берущую начало в XII веке, а недавно отметившую 27-ю годовщину с начала ее возрождения. Апостол любви собирает любящие сердца и всех привечает.

Игумен Исаакий (Иванов)
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ
Также представлены снимки из архива монастыря

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

22 мая 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара29 декабря 2016, 22:22
Батюшка Исаакий,Божией помощи Вам и Вашей братии.Храни Вас всех,Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×