«Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие»

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа».

    

— Ваше Высокопреосвященство! Русская Православная Церковь отказалась от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Является ли это признаком ухудшения ее отношений с Константинопольским Патриархатом?

— Ни в коей мере. Я пришел на должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата после возведения на Московский Патриарший престол прежнего председателя Отдела митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. С тех пор минуло семь лет, и в течение этого немалого срока я имел возможность лично непосредственно наблюдать, как в рабочем конструктивном ключе поступательно развивалось взаимодействие Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом.

Мне очень памятен первый визит Патриарха Кирилла в Константинополь, состоявшийся вскоре после его избрания на Московский Патриарший престол. Запомнились братское общение двух Предстоятелей и тот высокий уровень взаимного доверия, который удивительно быстро между ними установился. Делегацию Русской Православной Церкви принимали с неподдельной теплотой и любовью.

В такой же атмосфере прошел и ответный визит Святейшего Патриарха Варфоломея. Не помню, чтобы кого-то встречали в Русской Православной Церкви с таким же почетом, как Святейшего Патриарха Константинопольского, который посетил тогда Москву и Санкт-Петербург, а также побывал с паломничеством на Валааме, где до сих пор вспоминают этот исторический визит.

За прошедшие годы мне доводилось, конечно же, много раз и лично встречаться со Святейшим Патриархом Варфоломеем. Всякий раз я убеждался в том, что высокий личный авторитет Его Святейшества основывается на его богатых дарованиях и внутренней духовной силе. Всегда удивлялся свойственной ему архипастырской мудрости в сочетании с доступностью и открытостью. Надо признать, что во многом благодаря этим качествам Его Святейшества в процессе подготовки Всеправославного Собора между нашими Церквами всегда поддерживалось тесное конструктивное взаимодействие.

— Почему же тогда со стороны Московского Патриархата высказывались критические замечания по поводу процесса подготовки Всеправославного Собора?

— Активно участвуя в предсоборном процессе, Русская Православная Церковь неоднократно выступала с предложениями по совершенствованию механизма подготовки Собора. Так, например, Архиерейский Собор 2013 года высказался за широкое обсуждение готовящихся постановлений Собора с тем, чтобы максимально полно учитывать критические настроения духовенства и верующего народа в предсоборной подготовке. Он также призвал к предварительному согласованию всеми Поместными Православными Церквами принципов формирования Всеправославного Собора, протокола его богослужений и заседаний и проектов основных соборных документов.

Предложения по изменению методологии подготовки Собора высказывались в собеседованиях с Собратьями-Предстоятелями Святейшим Патриархом Кириллом. Обращалось внимание также на недостатки организации и проведения Всеправославных предсоборных совещаний и Межправославных подготовительных комиссий.

Предсоборные совещания были непростыми. Не всегда делегация Русской Православной Церкви могла добиться, чтобы ее голос был услышан, нередко предлагавшиеся нами поправки отклонялись. Мы, конечно, двигались вперед, но, наверное, не с той скоростью, с какой это было необходимо для успешной подготовки Собора. Тем не менее, несмотря на трудный процесс подготовки, до самого последнего момента мы находились с нашими братьями из Константинопольского Патриархата в тесном конструктивном взаимодействии в рамках подготовки Святого и Великого Собора.

— Позиция Русской Православной Церкви выглядит двойственной. С одной стороны, ею приняты все документы Собора, а с другой, она присоединяется к группе Церквей, отказывающихся от участия в нем. Как Вы могли бы прокомментировать занимаемую Вашей Церковью позицию?

— Русская Православная Церковь многое сделала для успеха проведения Собора — ее Архиерейский Собор в феврале 2016 года проголосовал за все проекты документов, в целом их одобрив, а Священный Синод принял решение о направлении делегации.

Тем не менее, нас все же беспокоили появившиеся на этапе подготовки тенденции к разделению семьи Поместных Православных Церквей, что могло неблагоприятно отразиться и на самом Соборе. Русская Православная Церковь всегда предупреждала об этой опасности и непрестанно подчеркивала, что все решения должны приниматься только на основе консенсуса. При этом Московский Патриархат всегда понимал консенсус как согласие всех без исключения общепризнанных Поместных Православных Церквей.

Решение о созыве Собора и Регламент Собора, подписанные на Синаксисе в Шамбези представителями Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, не подписала делегация Антиохийского Патриархата. Это стало первым тревожным сигналом. Мы понимали, что отсутствие подписи одной из Церквей под решениями делает их нелегитимными. Однако мы получали заверения, что Антиохийская Церковь все-таки их рано или поздно подпишет, что откроет дорогу к правомочному проведению Собора. Шли недели и месяцы, а ничего не происходило. Работа Всеправославного Секретариата носила сугубо технический характер, а вопросы, которая ставила Антиохийская Церковь, так и не были разрешены.

А затем, уже в последние недели, Поместные Православные Церкви одна за другой начали отказываться от участия в Соборе. Первой о своем отказе объявила Болгарская Церковь, затем к ней присоединилась Антиохийская и, наконец, Грузинская. Когда в Москве узнали о заявлении Болгарской Православной Церкви, для обсуждения сложившейся ситуации сразу же было созвано заседание Священного Синода, потому что проведение Собора впервые оказалось под реальной угрозой — ведь мы всегда придерживались той точки зрения, что отказ хотя бы одной Церкви от участия в Соборе означает отсутствие консенсуса.

В Регламенте Всеправославного Собора, принятого Предстоятелями Поместных Православных Церквей, ясно указано, что Собор созывает Вселенский Патриарх «с согласия Предстоятелей всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей». По логике Регламента, отсутствие согласия хотя бы одной из них составляет непреодолимое препятствие для проведения Всеправославного Собора. После того, как три Церкви отказались от участия в Соборе, а еще одна — Сербская — призвала его отложить, Русская Православная Церковь присоединилась к этому предложению, прозвучавшему также от трех отказавшихся от участия в Соборе Церквей. В создавшейся — не по нашей вине — ситуации иного выхода мы не видим.

— И все-таки возможно ли проведение Всеправославного Собора без участия в нем нескольких Поместных Православных Церквей?

— Если Собор будет проведен в таком формате, то его никак нельзя считать ни Всеправославным, ни Святым и Великим, а его решения — легитимными. С нашей точки зрения, в сложившейся ситуации единственным решением может быть перенос сроков проведения Святого и Великого Собора, а также интенсификация предсоборной подготовки в целях достижения консенсуса.

Мне даже трудно себе представить, что может произойти, если Собор все-таки будет созван несмотря на отсутствие на нем как минимум четырех Поместных Православных Церквей. Это будет означать грубое нарушение Регламента Собора, в котором сказано, что он созывается Вселенским Патриархом с согласия всех Церквей. Такой Собор неизбежно станет фактором разделения, потому что, какие бы решения он ни принял, они не смогут быть признаны теми Поместными Православными Церквами, которые в Соборе не участвовали.

Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие. Создавшаяся ситуация является проблемой не одного только Константинопольского Патриархата, но общей проблемой всего православного сообщества, и решать эту проблему должны сообща все Поместные Православные Церкви. Я очень надеюсь, что призыв четырех Церквей отложить Собор будет услышан и что будут проведены необходимые совещания, способные устранить возникшие проблемы.

Убежден, что Святой и Великий Собор Православной Церкви во благовремении состоится. Русская Православная Церковь сохраняет готовность к участию в его дальнейшей подготовке в тесном сотрудничестве со всеми Поместными Православными Церквами. В этот непростой для всех нас час уповаю на мудрость Вселенского Патриарха, на то, что он примет единственно правильное и разумное решение.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора
По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора.
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Единство на церковном языке не является абстрактной и безусловной категорией, оно неразрывно связано с верой. И когда кто-то отклоняется от веры, единство с ним не будет благом; напротив, тот, кто хранит богооткровенную истину, является и хранителем единства.
Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе
Священный Синод Элладской Церкви обращается ко всем верным чадам, чтобы проинформировать их о Святом и Великом Соборе Поместных Православных Церквей, который состоялась в июне 2016 года на острове Крит.
Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви
Иерарх Элладской Православной Церкви прокомментировал итоги Критского собора и рассказал о том каким видит будущее межправославного диалога.
В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора
В Греции не стихает полемика по поводу Китского собора и принятых на нем документов. Митрополит Солунский Анфим направил открытое послание известному греческому богослову, почетному профессору Салоникского университета им. Аристотеля протопресвитеру Феодору Зисису.
Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке
Владыка подчеркнул, что Церкви необходимы в первую очередь не дипломаты, а богословы, взгляды которых являются плодом их опыта духовной жизни.
Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным
Вслед за Болгарской Православной Церковью, священноначалие которой пришло к выводу что собор на Крите не был ни «Великим» ни «Вселенским», со схожими оценками выступил Священный Синод Грузинской Православной Церкви.
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Иеремия (Фундас)
Открытое письмо митрополита Гортинского и Мегалопольского Иеремии, разосланное иерархам Элладской Церкви и опубликованное в различных интернет-изданиях.
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Определение Священного Синода
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь никогда не утрачивала единения в вере и общения в Святом Духе и потому не может принять утверждения о «восстановлении единства» с «другими христианами», поскольку данное единство существует неизменно в Теле Христовом.
Комментарии
Игорь15 июня 2016, 13:23
Наитруднейший крест архиереев...
НН15 июня 2016, 11:39
.../— Позиция Русской Православной Церкви выглядит двойственной. С одной стороны, ею приняты все документы Собора, а с другой, она присоединяется к группе Церквей, отказывающихся от участия в нем/.... Согласна; ответ владыки Илариона не убедителен для меня. Слава Богу, что наше священноначалие проявило мудрость и прислушалось к голосу значительной части церковного народа! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!
Dick Ivy15 июня 2016, 00:56
Вот до какой катастрофы может довести русская детская доверчивость и наивность в столкновении с византийским коварством. С самого начала было понятно, что собор никому не нужен, кроме Варфоломея. Для него это шанс наконец-то получить хоть сомнительную, но власть, через признание его "прав" созывать соборы и ставить условия поместным церквам. Регламент подписан, птичка вылетела, теперь только остаётся ждать печальных последствий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×