Амбиции Константинопольского патриарха не соответствуют его реальному положению

Алексей Светозарский

Источник: Интерфакс-религия

Верховная Рада приняла в четверг обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с призывом издать томос относительно автокефалии Украинской Православной Церкви. Авторы документа призывают Патриарха Варфоломея признать недействительным акт 1686 года, согласно которому якобы "в нарушение канонов" Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату.

    

О том, есть ли перспективы у этой инициативы и как воспринимать форум на Крите, от участия в котором отказались четыре поместные Православные Церкви (Русская, Грузинская, Болгарская и Антиохийская), в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский.   

- Алексей Константинович, прокомментируйте, пожалуйста, инициативу депутатов Верховной Рады.

- Я так понимаю, в обращении Рады речь идет о том, чтобы Украинская Православная Церковь, которая находится в единении с Русской Православной Церкви, в евхаристическом общении, но не административном, имеющая самые широкие полномочия, самую широкую самостоятельность, получила автокефалию от Патриарха Варфоломея. С точки зрения учения о Церкви, каноники, на которой зиждутся отношения между Церквями и отношения внутри каждой отдельно взятой Церкви, это полный нонсенс, абсурд.

Константинопольская патриархия не имеет никакого права на раздаривание, предоставление автокефалий, если только не идет речи о части самой Константинопольской Церкви, которая самоопределилась на основании канонических правил и ходатайствует о том, чтобы ей предоставили статус автокефальной, то есть полностью самоуправляющейся Церкви.

Какое отношение имеет Константинополь к этому, совершенно непонятно. И совершенно непонятно, почему депутаты Рады, о конфессиональной принадлежности которых или о том, являются ли они вообще верующими людьми, мы не знаем, решают вопросы церковного устройства. Тем более что Рада - государственный орган, а на Украине постоянно провозглашается, что существует полная свобода вероисповедания, и государство в дела Церкви не вмешивается.

Налицо явное политическое вмешательство и политический проект, который обернется крахом, хотя, возможно, найдутся люди, которые этой идеей увлекутся. Но мы будем надеяться, что Константинопольская патриархия разумно к этому подойдет, несмотря на острую ситуацию со Всеправославным Собором, что ей хватит достаточно здравого смысла, христианской терпимости и стояния на базе канонических правил, чтобы не допустить того, что может обернуться катастрофой для многих православных на Украине.

Однозначно можно сказать, что этот проект полностью, конечно, политический и заставляет вспомнить о разного рода подобных процессах не только в СССР, но и в Европе в двадцатые-тридцатые годы, когда различные госструктуры, государства активно пытались форматировать выгодные им Церкви. Конечно, он не может быть осуществлен, потому что на Украине найдется немало стойких православных, которые, конечно, останутся в рамках канонической Церкви и сплотятся вокруг своего предстоятеля - Блаженнейшего митрополита Онуфрия, который давно называл подобного рода попытки чисто политическим проектом, не имеющим отношения к церковной жизни.

- Очевидно, что эта депутатская инициатива озвучена в связи с форумом на Крите. Допустимо ли называть его Всеправославным Собором?

- Всеправославный Собор не получился. Получилась конференция епископов, пусть и носящих самый высокий сан. Но мы знаем, что предстоятели в православной традиции - первые среди равных.

Ну и, конечно, все это наталкивается на идею Константинополя, которая родилась достаточно поздно, в XIX веке, о том, что Вселенский (Константинопольский - "ИФ") патриарх в силу своей кафедры, своего титула имеет некое право на определенную часть православного мира.

У нас здесь разное понимание, и это одна из причин, почему это совещание не могло состояться. Мы видим бытие Православной Церкви как братское единение отдельных поместных Православных Церквей, которые проблемные вопросы должны решать вместе, а отнюдь не под диктовку какого-то "восточного папы", тем более папы очень маленького, несколько карикатурного, окромя его сана и высокого достоинства. Амбиции не соответствуют реальному положению.

    

- Будут ли принятые на критском форуме документы обязательны для исполнения не присутствующими на нем?

- У нас был такой интересный опыт, когда в 1948 году состоялось совещание глав и представителей Православных Церквей в Москве. Оно задумывалось Сталиным как не только Всеправославный Собор, но и включающий дохалкидонские Церкви. В реальности из этого ничего не получилось. Были приняты довольно важные документы, но, поскольку греческие Церкви фактически бойкотировали совещание, они не считали и не считают для себя эти постановления обязательными. То же самое будет и здесь.

Мне кажется, вообще с самого начала не нужно было называть критский форум Собором. Сама заявленная повестка дня ничтожна, потому что действительно актуальных проблем, накопившихся в православном мире, она просто не включает: какие-то общие слова и, видимо, в перспективе - желание распространить некие амбиции, воспользовавшись общей политической ситуацией в мире.

- Многие в связи с дискуссией вокруг критского форума указывают на влияние западных элит на Константинопольского патриарха, его тягу к Западу. Как к этому аспекту относиться?

- Можно сказать о явной ориентированности Константинопольского патриархата на англосаксов, на явное, необъяснимое для православного человека притяжение к Риму. Любой может набрать в интернет-поисковике "патриарх Варфоломей" - он просто из рясы выскакивает, хочет послужить с Папой Римским. До последнего момента они читают вместе Евангелие, Символ веры, только что разве не причащаются с папой. Это совершенно необъяснимый момент. Константинопольский патриарх - первый человек, от которого новый Папа принял поздравление на площади Святого Петра во время интронизации. Не думаю, что это следует сильно раздувать, но и не учитывать этого тоже нельзя.

Алексей Светозарский,
профессор МДА

Источник: Интерфакс-религия

17 июня 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора Оценивая итоги Святого и Великого Собора
По просьбе насельников афонской обители Григориат Agionoros.ru публикует перевод заявления монастыря по итогам Критского собора.
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)
В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии В вопросах веры недопустимо следовать только дипломатии
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Единство на церковном языке не является абстрактной и безусловной категорией, оно неразрывно связано с верой. И когда кто-то отклоняется от веры, единство с ним не будет благом; напротив, тот, кто хранит богооткровенную истину, является и хранителем единства.
Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе Элладская Православная Церковь опубликовала послание к народу о Критском соборе
Священный Синод Элладской Церкви обращается ко всем верным чадам, чтобы проинформировать их о Святом и Великом Соборе Поместных Православных Церквей, который состоялась в июне 2016 года на острове Крит.
Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви Митрополит Николай о Критском соборе: Попытка договориться с инославными нанесла серьезные раны Церкви
Иерарх Элладской Православной Церкви прокомментировал итоги Критского собора и рассказал о том каким видит будущее межправославного диалога.
В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора В Греции не стихает полемика относительно документов Критского собора
В Греции не стихает полемика по поводу Китского собора и принятых на нем документов. Митрополит Солунский Анфим направил открытое послание известному греческому богослову, почетному профессору Салоникского университета им. Аристотеля протопресвитеру Феодору Зисису.
Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке Митрополит Навпактский Иерофей: Тексты Критского собора нуждаются в богословской доработке
Владыка подчеркнул, что Церкви необходимы в первую очередь не дипломаты, а богословы, взгляды которых являются плодом их опыта духовной жизни.
Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным Грузинская Православная Церквь не считает собор на Крите всеправославным
Вслед за Болгарской Православной Церковью, священноначалие которой пришло к выводу что собор на Крите не был ни «Великим» ни «Вселенским», со схожими оценками выступил Священный Синод Грузинской Православной Церкви.
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия
О Критском соборе О Критском соборе
Митрополит Иеремия (Фундас)
Открытое письмо митрополита Гортинского и Мегалопольского Иеремии, разосланное иерархам Элладской Церкви и опубликованное в различных интернет-изданиях.
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Определение Священного Синода
Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите Болгарская Православная Церковь о Соборе на Крите
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь никогда не утрачивала единения в вере и общения в Святом Духе и потому не может принять утверждения о «восстановлении единства» с «другими христианами», поскольку данное единство существует неизменно в Теле Христовом.
Комментарии
Михаил21 июня 2016, 14:04
Хотелось мира-единения, а то приходиться со всем миром или ругаться, или хитрить, но единение, всё-таки, по духу, а иначе с "нечистивыми как сидеть за одним столом", не получиться душевно-духовных разговоров.
Иоанна_20 июня 2016, 17:44
А я благодарна профессору Светозарскому за то, что после этой статьи хоть что-то стало понятно. Потому что все громоздкие тексты и интервью наших первоиерархов настолько дипломатически уклончиво составлены, что понять их, кроме самих авторов, уже никто не может. Это та ситуация, когда, по словам схииеромонаха Михаила, стакан вина разбавили ведром воды. Приходится смотреть, что говорят грузины или болгары, что бы понять хоть что-нибудь. И, по-моему, поскольку профессор не является официальным представителем Церкви, он может позволить себе какие-то речевые обороты, пусть дипломатически не столь гладкие и круглые (а этого нам и так хватает с избытком), но зато проясняющие истинную суть происходящего.
Эля Шахбазова20 июня 2016, 15:24
Спасибо вашему сайту, за то, что пишете и размещайте то, о чем другие, совсем молчат. И честно выкладываете все комментарии. СпасиБо.
Владислав20 июня 2016, 10:10
И да, люблю Светозарского, но замечание Петра (первый комментарий) поддерживаю
Владислав20 июня 2016, 10:09
Дмитрий. Во-первых Антиохийская не проголосовала, уже не все. Во-вторых обязательность Соборов зависит от их истинности. Были соборы и против Иоанна Златоуста, в которых учавствовали даже предстоятели Церквей, но они не влияют ни на что
Димитрий20 июня 2016, 07:59
Да-с, вот так и происходят расколы... На официальном сайте Собора официально разъясняется: "Все церкви так же проголосовали за обязательный характер Собора. Поэтому решения Святого и Великого Собора авторитетны для всех церквей, в том числе для тех, которые изменили свое мнение о посещении. Решения являются обязательными и авторитетными потому что они исходят от Святого и Великого Собора утверждённым и созванным всеправославным консенсусом"("All Churches also voted on the binding nature of the Council. Therefore, the decisions of the Holy and Great Council are valid and authoritative for all Churches – including those that change their minds about attending. The decisions are binding and authoritative because they emerge from a Holy and Great Council approved and convened by pan-Orthodox consensus.") https://www.orthodoxcouncil.org/-/many-questions-simple-answers-on-process-and-governance-of-the-holy-and-great-council О каком необязательном для не присутствующих церквей принятии решений Собора говорит Алексей Светозарский? Хотя, с другой стороны, если на Соборе собрались не все церкви, то как его можно считать общеправославным? Какой-то когнетивный диссонанс, чесна слово...
Эля Шахбазова20 июня 2016, 06:45
Скорее всего мой комментарий размещен не будет, но я все-таки напишу. Почему таких статей нигде не было, до того момента, пока РПЦ не приняла решения в этом не участвовать? В чем здесь дело? Ведь все это было известно до того, как наша Церковь приняла решение участвовать в этом собрании. Неужели прежде не было известно о настроениях Константинопольского Патриархата и Патриарха Варфоломея? Зачем наша Церковь собиралась участвовать во всем этом? Ведь предсоборные документы, которые на этом " соборе" собирались принимать, у нас были подписаны еще в феврале, а на возражения, отдельных пастырей, никто внимания не обратил. И если опираться на статью Вашего же сайта о Болгарском Митрополите Гаврииле, подписаны все эти документы нашими 400 архипастырями? Складывается впечатление, что милостию Божией, личные амбиции нашего Патриарха и Патриарха Варфоломея не совпали, и благодаря этому мы отказались от этого "собора". Читать всё это страшно.
Роман20 июня 2016, 01:12
Никакой Собор не может заранее говорить об обязательности исполнения своих решений кем бы то ни было. Соборность и определяется догматическим самосознанием верующих. К тому же как мог быть всеправославный не вселенским???
евгений19 июня 2016, 16:16
Надежда,как я понимаю "ИФ"-это агенство Интерфакс-Религия-интервьюер в данной статье. К сути статьи это отношения не имеет.Храни вас Господь+++
Сергей19 июня 2016, 14:27
Как бы этот "Вселенский форум" смотрелся, если бы состоялся? Во всём мире раздрай и "сепаратизм", а у нас ЕДИНОСОГЛАСИЕ. Современные люди не читают длинных статей, не исследуют суть. Они должны были съесть конфетку:"Православные собрались и обо всём договорились! У них всё тип - топ". Следовательно... приходите к нам (в нашу веру). А не вышло! Потому что Духа Христова в готовящемся "съезде" не было. Ну на столько не было, что "чьи то" длинные уши явно просматривались и лукавая улыбка... К сожалению, даже сейчас, суть обсуждаемых на "Критском форуме"вопросов, освещается крайне скудно. Не потому ли, что за часть этих вопросов просто стыдно?
Надежда19 июня 2016, 13:46
Объясните, пожалуйста, сокращение ИФ.
Петр19 июня 2016, 00:37
Здраствуйте! При всем уважении, хотелось бы выразить несогласие что на православном сайте допустимо использовать эпитет "карикатурный" по отношению к православному иерарху.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×