А можно посмотреть?

В церковной лавке В церковной лавке

Панихида Троицкой субботы окончилась. Разобрали прихожанки с прихожанами свои поминальные кануны, поклонились уже закрытым царским вратам и торопливо разошлись к грядущему празднику готовиться. Троица хоть и непонятна для многих, но торжество великое, испокон веков день знаковый и радостный.

Валентина, устало вздыхая, сидела на своем видавшем виды стульчике в церковной лавке. Да и как не устать? С раннего утра записки поминальные, свечи разнокалиберные и из года в год повторяющийся вопрос о разнице между поминанием на проскомидии и на самой Литургии. Свои-то, постоянные, знают премудрости эти, а вот те, которые не часто хождением в церковь себя утруждают, смотрят недоуменно и математику приходскую с трудом понимают.

Отдыхает глава лавки приходской на скамеечке и планы планирует: «Сейчас передохну маленько, и пойдем с детишками батюшкиными веток наломаем да травы пахучей накосим. Храм к празднику украсим. До всенощной еще и домой сбегать смогу, по хозяйству управиться…»

Распланировала все Валентина, куда какую ветку зеленую в храме пристроить, как снопик травяной связать, на который священник книгу с молитвами Троицкими положит, когда, стоя на коленках, читать их будет. Все ясно, понятно, известно и радостно. Да и как не радоваться? Только на Троицу так храм украшают. Аромат от чабреца, мяты, травы всяческой, когда с ладаном кадильным перемешается, удивительный и неповторимый. В прошлом году мальчонка местный у бабушки своей спрашивал:

– Ба, а в раю тоже так пахнет?

Пора уже идти. Пересиливая усталость, поднялась Валентина, но тут дверь церковная приоткрылась, и изначально в ней материализовалась женская голова с обильно накрашенными губами.

– Вы работаете?

– Да, – ответила Валентина, – работаем.

– Вот хорошо, а то я к вам никак не дойду: все некогда.

Голова преобразовалась в дородную женскую фигуру – издали лет средних, но когда подошла поближе, средние года трансформировались в предпенсионные.

– Скажите, а у вас крестики серебряные есть?

– Есть.

– А можно посмотреть?

Валентина вынула из-под стекла обтянутую бархатной тканью прямоугольную фанерку, которая лет десять использовалась в алтаре в качестве подставки для просфор, а теперь стала держателем драгоценностей. На черной мохнатой плоскости в три ряда располагались нательные крестики различных видов и размеров.

Женщина, которую Валентина тут же нарекла «дамочкой», внимательно осмотрела каждое изделие, даже пальцами все потрогала. Затем последовал стандартный вопрос, с серебром связанный:

– А они не темнеют?

– Нет, не темнеют, – ответствовала Валентина.

Дамочка скептически усмехнулась и продолжила:

– Да знаю я, что они на тех темнеют, у кого грехов много.

Глупости это, – возразила Валентина.

– Как это глупости? Вы же в церкви работаете и элементарных вещей не знаете! Что крестики на тех темнеют, у кого грехов много…

– Как это глупости? – резко встрепенулась дамочка. – Вы же в церкви работаете и таких элементарных вещей не знаете!

Валентина решила не возражать, тем более что процесс осмотра и выбора крестика затягивался, а трава с ветками оставались в поле и лесопосадке.

Крестик был выбран. Глава церковной лавки облегченно вздохнула.

Рано обрадовалась. Последовало неожиданное:

– А цепочки серебряные у вас есть?

– Есть, – выдохнула Валентина.

– А можно посмотреть?

Валентина со вздохом достала иную «плоскость» в бархатном облачении, на которой покоилось полтора десятка разнокалиберных цепочек. Последовал неторопливый выбор, причем дамочка решила почти каждую примерить и недовольно отвергла весь ассортимент, потому что те, которые ей нравились, на могучей шее превращались в драгоценный удавливающий обруч, а длинные прятались в расщелине пышной груди.

Без комментариев не обошлось.

– Мне надо, чтобы крестик все видели, – рассуждала дамочка, – а здесь или маленькие, или длинные. А укоротить нельзя?

– Нельзя, – кротко ответила Валентина.

– Безобразие, – констатировала дамочка, отодвигая от себя набор цепочек.

У входа в храм уже почти полчаса ожидали тетю Валю двое батюшкиных ребятишек. Они собрались помогать украшать к Троице храм и теперь раз за разом с призывными взглядами заходили в церковь.

В кои веки Валентина была не рада потенциальному покупателю и даже возликовала в душе, когда дама, рассчитавшись за крестик, начала укладывать его в сумку.

– Я скоро выйду, – крикнула Валентина ребятишкам и тут же осеклась.

Дамочка обратила свой взгляд на полки церковной лавки, где расположились многочисленные разноликие иконы. После неторопливого осмотра последовал вопрос:

– Скажите, а у вас икона Девы Марии есть?

– Есть… – обреченно ответила Валентина.

– А можно посмотреть?

– Так смотрите! – сдерживая раздражение, промолвила Валентина. – Вот «Казанская», вот «Донская», вот «Всех скорбящих Радость», вот «Смоленская»…

– Это все Дева Мария? – скептически спросила привередливая покупательница.

– Да, эти все и другие на этой полке стоящие – образы Божией Матери.

– Милочка, я ведь у вас прошу икону Девы Марии, а вы мне Мать Бога предлагаете, – возмутилась дама. – Если нету, так и скажите, что нету.

Здесь Валентина не выдержала и минут пять втолковывала пришедшей, что Дева Мария и Богородица есть одно и то же.

Дама внимательно слушала и даже руками всплескивала, а по окончании катехизаторского спича Валентины выдала сакральный и удивленный возглас:

– Да не может быть! А можно посмотреть? – и дама указала на весь Богородичный ряд.

Валентина уже ничего не сказала, она с невесть откуда взявшимся тоскливым безразличием снимала с полки иконы Божией Матери.

Выбор был длительный, с рассматриванием, расспросами, репликами и комментариями.

Помощники Валентины куда-то убежали, часы церковные неумолимо доказывали, что времени на визит домой у работника церковной лавки уже не осталось, а храм терпеливо ожидал Троицких зеленых украшений.

Покупательница, перебрав более дюжины икон, остановила свой выбор на образе «Умиление».

– Вот. Эту возьму, – указала дама на икону «Умиление». – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере

– Вот. Эту возьму, – протянула она икону Валентине и добавила: – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере.

Валентина молча отсчитала сдачу, проводила дамочку горестным взглядом и, как и три часа назад, устало присела на старенькую приходскую скамеечку.

Слов не было. Мыслей и времени тоже.

Во время этой православной нирваны церковная дверь вновь приоткрылась и в храм заглянул отец настоятель. Не только заглянул, но еще и спросил:

– А можно посмотреть, как вы храм украсили?..

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки» «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
Игум. Нектарий (Морозов)
«Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки» «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
Игумен Нектарий (Морозов)
Бежит от труда и ответственности человек и ищет: как бы так всё устроить, чтобы всё «само» пришло – и святость, и спасение, и избавление от всего неприятного и досаждающего.
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Свящ. Александр Дьяченко
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Приходские хроники
Священник Александр Дьяченко
Вот так у Господа всегда бывает: сделал ты вроде бы разовое доброе дело, а получается, что долго потом еще с него «купоны состригаешь».
Свечи на вынос Свечи на вынос
Валерий Мельников
Свечи на вынос Свечи на вынос
Рассказ
Валерий Мельников
В церковной лавке толпились люди. Брали в основном свечи. Молодая женщина попросила десять штук восковых. – Простите, вы ставить будете или с собой хотите взять? – спросила работница лавки. – С собой. – А можно узнать, для чего? – Да вот дочка болеет, бабушка лечить будет. Воск отливать.
Комментарии
Наталья26 декабря 2018, 18:07
Что хотели сказать этим рассказом?
Я работаю в лавке одного из центральных храмов города. Людей очень много приходит. Да, печалит, что только купить и заказать, а разбираться глубже неинтересно. Но стараешься максимально донести и поделиться, тем, что знаешь. И про Деву Марию интересуются. Объясняешь, даже, если не очень хотят слушать. Большинство прислушивается. А те, кто нет, то надеешься, что позже поймут.
Ольга20 декабря 2018, 23:12
Интересная статья, но не совсем правильная. Не стоит никого осуждать, кто в Божий храм пришёл. Сегодня женщина не понимает каких-то простых вещей, завтра поймёт и ещё на шаг приблизится к Богу. Не судите, да не судимы будете.
наташа10 декабря 2018, 19:42
Господь привёл своё чадо, а не дамочку. И взрастит её духовно, и воспитает её, и будет ещё не хуже других.
Ольга24 августа 2016, 16:26
Спасибо, Галине Руссо! Информацию сохраню, размножу и раздам всем знакомым.
паломники12 июля 2016, 15:11
Лавка церковная всегда нужна, когда приходишь в храм, то надо свечки , записочки подать, святыни- иконочки приобрести, крестики.Пусть свечница будет рада приходящим, она отвечает не от себя, а от имени храма Божьего. Пусть свечница отвечает не бестолково, а имеет заранее ответ на вопросы и желание помогать пришедшим. Тут Валентина в рассказе явно не на своем месте, помоги ей Бог!
Светлана11 июля 2016, 22:39
Ларисе: в том-то и дело, что не все храмы явственно указывают часы работы. И не всегда люди обращают внимание на объявления, развешенные по храму. "Свои" знают, когда храм открыт. Валентина видела, что пришёл человек, далёкий от веры. Это стало очевидно с первых комментариев. И почему-то продолжала обслуживать. Поэтому винить покупательницу в отсутствии деликатности в данном конкретном случае не представляется обоснованным. То, что я наблюдаю в Ваших комментариях - это изначально предвзятое отношение к посетителю церковной лавки (напомню, что женщина всё же купила 2 вещи).
Taisia10 июля 2016, 01:31
Сердечно благодарю за очень милый рассказ. Прочитала с интересом и от души похотала когда "дамочка" просила икону Девы Марии, а ей предлажили образы Божией Матери. Как не странно, но я не заметила в рассказе никакой иронии, а просто напросто житейскую ситуацию. Ведь в конце концов мы все смертные и грешные...Рассказ один а сколько разных коментарий и кам мы все по-разному воспронимаем одну и ту же ситуацию.
С уважением, Таисия.
Лариса 9 июля 2016, 13:20
Для P.S.

От гордости и происходит, причем по обе стороны прилавка.
Екатерина 9 июля 2016, 10:09
К Комментарию P.S.:"Почему такое происходит?"... Наверное, в церковной лавке сталкиваются все с неизвестностью.как на приеме у врача.Каждый человек должен получить в ответ доброжелательность, по заповеди Господа. Помню,в Александро-Невской лавре я растерялась в Соборе, там было несколько церковных лавок, много народу.Я подошла к одной из них, заглянула в окошечко, начала говорить о своей проблеме про записочки, не знаю, даже у меня от непонимания какая-то злость накопилась,а в ответ услышала от работницы церковной лавки голос, полный участия и доброты, и даже меня назвали вроде голубушки или зайчика, и так быстро все эта женщина в почти пенсионном возрасте мне помогла, подсказала и сделала как надо, что я потом , когда пошла к иконе, то стояла уже не злая и издерганная, а в душе стало спокойно,и легче,и захотелось молиться о всех-всех.
P.S. 8 июля 2016, 21:32
Ларисе: да, вы правы, рассказ совсем не об этом. Но в обсуждениях столько обиды на работников церковных лавок. "Лишний раз не подойти", разное отношение к прихожанам с разными материальными потребности. И дело не только в личной гордыне. Вот и возникает вопрос - почему такое происходит ?
ника 8 июля 2016, 20:30
Думается, что работа в церковной лавке довольно сложная для молчаливых женщин. Ведь отвечать надо людям приветливо не раз и не два, а сто раз на дню.Для этого требуется характер. Кроме того,встреча незнакомых людей всегда утомительна для женщин-флегматиков. Лучше всего привлекать к такой работе женщин проворных: сангвиников и холериков. Пример: здесь - Валентина флегматик, ей лучше бы подошла работа уборщицы храма или воспитателя малышей в Воскресной школе, а не работа продавщицы в церковной лавке.А то, что женщина выбирала долго цепочку и не знала ничего о Матери Божией - это показатель характера пришедшей женщины- сангвиника-меланхолика, очевидно, так как чувство уверенности и неуверенности в ней переплелись. Заранее читать о Матери Божией ей не пришлось, к сожалению.Она знала только о Деве Марии, и не знала, что Она и есть Божия Матерь. Вообще, рассказ хороший по слогу, но герои вели себя отвратительно, на мой взгляд.Нет даже капельки любви.
Лариса 8 июля 2016, 17:40
О социальном расслоении в статье речь вообще не идет. Не пойму, где вы это увидели. Опять же, люди вспоминают как с ними не хорошо обошлись когда-то. И со мной так было не раз. Но ведь в рассказе совсем наоборот, совсем другой случай. Валентина со смирением обслужила женщину. Я бы сказала, себе в ущерб, ведь храм не успевала украсить.
Юлия И. 8 июля 2016, 09:04
Интересные комментарии, видимо, все сталкиваются с подобными случаями. На моем опыте было. Я сама хожу в маленький храм (в Москве), там все свечи, книги, иконки за пожертвования. нет никого в лавке. А в больших храмах очень строго. Недавно вполне молодая дама-служитель лавки с улыбкой и трепетом обслуживала женщину, которая на 1500р накупила товаров, а когда я подала простые записки, то грубо велела мне подать заказные. На что я вежливо попросила ее принять так, как есть. Сдачу она мне швырнула, даже не глядя, и уже обратилась к следующему покупателю. Мне без разницы ее чувства. Но ведь есть же люди, которые приходят в храм первый раз, и такое отношение их может отпугнуть. С какими чувствами такой человек потом вернется домой? спокойно ли он будет молиться Господу в храме. Да, и наша гордыня уязвляется. но мы ж не без слабостей.
Я согласна с комментарием про девушек в церковной лавке. Тоже заметила, что они очень приветливые ко всем. даже если не купишь ничего, все рассказывают (простыми словами). Таким образом человек расслабляется, раскрывается и уже сам потом стремится больше узнать о храме, Господе и т.п.
Конечно, не везде одинаково. На мой взгляд, все зависит от настоятеля храма, как он вышколит своих сотрудников.
P.S. 8 июля 2016, 08:10
Ларисе и другим работникам церковных лавок: скажите пожалуйста, а вы одинаково общаетесь и работаете в храме с бедными и богатыми прихожанами? На кого сбрасываете свое раздражение и усталость? Тема затронута очень серьезная в обсуждениях. Социальное расслоение по материальному статусу в садиках, в школе, в больницах и в др. организациях уже никого не удивляет. А вот в церкви не хочется к этому привыкать.
Лариса 7 июля 2016, 19:06
Светлане и не только.
Да, возможно у этой женщины на самом деле такая манера общения - показать свою важность. Большинство , я думаю, спросили бы: вы уже закрываетесь? Раз никого уже нет, понятно, что "конец смены". Деликатным людям, по-моему понятно. ) А Валентина вела себя более, чем достойно. Еще раз повторюсь, за мысли давайте уж не будем осуждать. Если при чтении рассказа возникают воспоминания о том, как нас в храме обругали когда-то, то это уже в нас дело.
Мы как-то тоже разливали святую воду на Крещение. Русским языком на храме написано : ДО 20-00. Приходит женщина в 20-20, мы уже полы протерли, убрались. Воды ей налили, она спрашивает: "Устали, наверное, за целый день?" Отвечаем: "Мы менялись через четыре часа". Ее ответ:"А-а-а, ну тогда ничего страшного." Ушла, мы посмеялись. Поверьте, себя не жалко, но, уж согласитесь - это отношение к людям такое: мне должны, что в магазине, что в храме.)
7 июля 2016, 17:18
Если Господь послал зачем-то эту женщину к продавцу церковной лавки, то наверное он это сделал не просто так. Из рассказа видно, что Валентина так и не поняла для чего ей лично это было нужно.
Светлана 7 июля 2016, 14:12
Ларисе: то, что женщина якобы специально задерживала Валентину на основе рассказа доказать нельзя. Возможно, это её привычная манера выбирать вещи. Откуда Вы знаете её мотивацию? Она, кстати, всё же купила крестик и икону. Значит, действительно что-то для себя искала.
Если слово "дамочка", по Вашему мнению, не унижает достоинство человека, хотели бы Вы, чтобы Вас так за глаза называли люди? Я - нет.
В отношении внешности - полнота покупательницы постоянно подчёркивается. Присутствует достаточно эпитетов вроде "дородная женская фигура", "могучая шея", "пышная грудь", которые призваны сформировать у читателя определённое отношение. Можно было бы сказать просто: вошла очередная покупательница. Но сказано по-другому: "материализовалась женская голова с обильно накрашенными губами". Так что не всё так просто в этой ситуации.
Елена 7 июля 2016, 10:02
Рассказ очень мил, и в чем-то поучителен. Но уже с середины не могла отделаться от мысли: все было бы иначе, если б работница церковной лавки сразу четко и ясно сказала: "Через 15 минут - закрываемся".
Лариса 7 июля 2016, 08:17
Я не увидела в рассказе осуждения внешности женщины. У самой приходит в голову слово "дамочка" )). А что такого? Оскорбительное слово что ли? Женщина явно специально задерживала работницу храма, что бы показать, что покупатель всегда прав. А работница за свечным ящиком вела себя очень корректно, мало ли какие мысли у нее при этом возникали, "обслуживать клиента" она продолжала без явного раздражения. Мне тоже разные работники в храме попадались, но та, что описана в рассказе - молодец.
Светлана 6 июля 2016, 19:28
В любом случае, называние покупательницы "дамочкой" - это уже навешивание ярлыка. Читая, я невольно ощущала осуждение в её адрес: работницу храма однозначно раздражали и её накрашенные губы, и лишний вес, и манеры. То, что она не такая, как образцовые прихожане. Ну нет у человека знаний о вере - что в этом такого? Почти 100 лет прошло, как Россия стала светским государством. Та женщина выросла в то время, когда, вероятно, в обычной советской школе слыхом не слыхали про религиоведение: в лучшем случае, у неё за плечами курс по научному атеизму. Да и сейчас изучение основ православной веры - дело добровольное.
катто 6 июля 2016, 17:39
Ну, не знаю.. двоякое отношение к рассказу.. если честно, часто просто удивляет отношение работников церковной лавки - на мой взгляд - если человек идет туда работать, должен представлять что его там ждет. и куча "глупых" вопросов и отношение к лавке как к обычному магазину - почему это удивляет?? чаще всего это бывает у людей "в возрасте", которые жили в безбожное время и у молодежи, которую, соответсенно, некому было научить.. Разве не должна радость появляться от того, что человек хотя бы просто зашел в храм?? ведь если эта женщина зашла в храм - это Бог ее позвал! и есть вероятность, что на пятый, десятый - не важно какой по счету свой приход в храм она остановится, задумается и начнет узнавать что к чему - мне кажется, что одна такая душа, вставшая на путь спасения важнее даже красивого украшения храма! я тоже когда только начала ходить в храм - всегда боялась работников церковных лавок - меня и за ногти накрашенные ругали, и за брюки, но при этом во время службы сами между собой обсуждали во весь голос какие-то сплетни - это мой реальный опыт. и я была очень приятно удивлена, когда, придя в новый храм, недавно построенный, увидела, что там за свечным ящиком работают молодые девушки, которые без тени раздражения все по 100 раз объясняют, выдают детям кисточки, которыми они толпой чистят подсвечники и там совершенно другая атмосфера! и люди не боятся задавать "глупые" вопросы, потому что никто не вздыхает, не смотрит на них с тоской, а спокойно и терпеливо разъясняют им что к чему, включая суеверия. где-то прочитала, что если женщина в брюках идет мимо храма, ей в голову могут прийти 2 мысли: "а не зайти ли мне в храм?", а потом вторая, типа благочестивая "но я же в брюках, так нельзя, да и осудят, косо посмотрят.." и был вопрос - какая же из этих мыслей от Бога, а какая - наоборот. вот, прочитав это, я стараюсь не смотеть с осуждением на "не так одетых", не те вопросы задающих и т. д., потому что это не мой дом, а Бога и все там - Его гости, какое я право имею осуждать Его гостей, когда сама являюсь только гостьей, а не хозяйкой?? надо быть очень осторожным с такими "захожанами".
Яна 6 июля 2016, 15:49
Какое бурное обсуждение этой статьи идет.
Очень грустно, что "дамочка" очень далека от веры в Бога, от поиска Истины и чего бы то ни было.
Она просто пришла купить набор атрибутиков покрасивее, это натуральное идолопоклонство.
Анна 6 июля 2016, 13:07
Мне не редко приходилось встречать противоположное у нас в храмах. Долго и внимательно обслуживают богатых и ухоженых "дам", которым нужен самый сильный "оберег" в виде иконы, желательно на магните, чтобы на холодильник повесить, или еще что-то в этом роде, обязательно дорогое. Работники лавки суетятся, подбирают "товар". Потом подходишь со своей запиской, кидают сдачу, даже не поднимая глаз. Наверное рассказ написан про очень добрую работницу из маленького храма, а в больших городах отношения как в магазине - за хорошие деньги и обслужат хорошо. Омск.
Денис Бондаренко 6 июля 2016, 07:56
Я в таких случаях стараюсь быть спокойным и кротким, любить и понимать. А если трудно это дается , говорю: " Прости и х Господи, ибо не ведают, что творят !"
Мир Всем.
olga 6 июля 2016, 02:54
Спасибо за рассказ. Приподнял настроение. Весело и жизнеутверждающе. Для " кипящих возмущённым разумом" - когда приходишь в Церковь Христову, свой "танк" нужно оставлять у ворот. Спешиваться нужно. То есть смирятся, чтобы толк был. Бабусь видела разных, но НЕ ВИДЕЛА НИ ОДНОЙ БАБУСИ С БОГОСЛОВСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. Кто знает, может ещё увижу. И с какого перепугу, комментаторы, вы на них напустились? Что, эти труженицы за Христа ради, должны смиряться, туда им и дорога, а вы нет? Вы ничего не перепутали? Ну и конечно, потряс своей феноменальной простотой, искромётный совет о целесообразности заготовки сена! Теперь по "взрослому". На мой взгляд, это проблема соприкосновения миров под час никак не желающих соприкасаться. Мир непридуманный и подвизающейся, и мир феерический, фантазийный. Что общего между ними - ничего. Ибо для мира подвизающегося, весь мечтательны флёр - враг. Как и для носителей всевозможных затей, чёткие границы и рамки - катастрофа. И вопрос здесь не в образовании и не в знании, а в элементарном воспитании, терпении и в жертвенном служении, в любви Христовой. Любовь которая пребывает у Бога и у тех кому Он дарует, и не вдруг, а как правило является результатом подвига всей жизни во Христе. И что теперь, "запретить в служении" всех бабусь. Дескать, не оправдали они нашего доверия! Мы думали они святые, зачем они только там стоят, а они оказались вшивыми. Ату, их! А нет, чтобы пожалеть, посочувствовать, помилосердствовать. У каждой из этих бабусь таких "дамочек" под сотню в день, а если "очень повезёт", то и больше. Вот и поупражняйтесь в терпении. Попытайтесь подражать святым, на деле. Проявите лучшие качества вашей души и увидите, как просияет вам в ответ, Образ Божий в очах скромной труженицы. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
5 июля 2016, 23:15
Терпения надо бы набраться, работая в церкви . А то как же привлечь прихожан к церковной жизни ? Я бы посоветовала приходить почаще той женщине , ведь кто-то же посоветовал ей прийти в церковь и купить икону и крестик.Она послушалась.
Валентина Киев 5 июля 2016, 19:32
Также как и моя тезка Валентина дежурю в храме. Что я увидела в рассказе, исходя из своего опыта. "Глава лавки приходской" (из слов рассказа) Валентина явно перегружена. Это чтобы в Троицкую субботу дежурить и утром, и в течении дня, и на всенощной, еще храм нужно украсить к празднику. Одной очень трудно. А где община храма? Или община храма только складывается? Нужно привлекать прихожан. А не создавать свой закрытый церковный мирок.(Из комментария Юлии)...Конечно, для этого нужно общаться с прихожанами, обращаться с просьбами: " А могли бы вы помочь ну, например, украсить храм к Троице" и т.п. У нас храм маленький при районной поликлинике. Нас в храме четверо дежурных, дежурим по полдня по очереди в обычные дни. Когда служба в храме все четверо на службе, но дежурных ответственных двое. Наша казначей отличный организатор. Все всегда заранее. Еще несколько недель до Троицы, а уже знаем, кто привезет зелень для храма, кто украшает храм, кто гладит облачения для храма, кто какие блюда готовит на трапезу. Батюшку подобными проблемами не нагружаем. Он у нас один, ему и так забот достаточно...Понимаю, что я в своем коментарии уклонилась несколько в другую тему, но повторяю дежурная явно переутомлена.

Роман 5 июля 2016, 18:42
О. Александр, на мой взгляд, постарался обрисовать ситуацию максимально безпристрастно и так как есть на самом деле - это наши души, православные, которые проходят и закаляются вот в таких ежедневных испытаниях, когда мы перед выбором как поступить - по своей немощи или по заповеди Божией о любви. И мысли эти есть, и воздыхания, и то самое тяжелое, выстраданное, через не могу и усталость - смирение - "так надо, так угодно Богу, помоги и укрепи, Господи!", и, склонив выю, несем иго Христово дальше. Это как малое доброделанье - вот такое малое терпение и смирение. В наше время, по словам нам современных святых и людей святой жизни, другое уже недоступно. Хочется пожелать всем нам живой, искренней и настоящей, практической (а не теоретической) веры :)
Алина 5 июля 2016, 16:28
Правильно. Здесь показано, что лучше чем храм украшать веточками, украсить душу смирением, терпением и любовью. Вот это испытание на веру!
Катя 5 июля 2016, 15:53
Спасибо за рассказ! А,наверное, можно собрать целый сборник подобных историй и его чтение будет увлекательным и назидательным для всех. Мне понравились и комментарии! Вот мой рассказ, например: "Однажды я ходила медленно по городскому старому храму днем, подходила к иконам, поставила свечку на подсвечник. Неподалеку от меня в левой стороне храма стояло возвышение с плащаницей Господа. Там же рядом стоял крест и находился канун со свечами. В тишине храма я услышала разговор. Какая-то женщина спрашивала работницу церкви. Я не прислушивалась, но услышала, потому что они вместе подошли ближе к плащанице. Женщина спрашивала, это ли гроб Господень? Работница церкви оказалась совсем юной девчонкой, она звонко ответила:"Да". Тогда женщина-прихожанка поинтересовалась с благоговением:" Господь в гробу здесь лежит?" А услышали мы от девочки простой ответ с такой доброй, звонкой и прямодушной силой юной сказанный , что запомнилось на всю жизнь: "Так ведь Господь воскрес! Гроб теперь пустой!".
Евгений 5 июля 2016, 15:50
Алина, а в чем же здесь ирония? На мой взгляд, автор посетовал, что люди, редко посещающие храм, приходят туда неподготовленными. Сейчас море доступной православной литературы, есть православные книги и материалы в интернете. Краткое изложение вероучения можно прочитать в катехизисе для мирян. Дело не в богословском образовании (хотя оно может быть полезно не только для духовенства, но и для мирян), а в том, что человек, решающийся пойти в храм, ленится посмотреть то, что ему может быть не понятным.
Кроме того, как видно и из этого очерка тоже, суеверия распространяются быстрее чем проповедь о вере.
Ирина 5 июля 2016, 15:19
А чего вздыхать-то? Работа такая - показывать и разъяснять
Лариса 5 июля 2016, 12:19
Да, рассказ реалистичный и по-моему без осуждения. Но только что-то подобное напишешь в комментах, как сразу: не судите, да не судимы будете, да бревно в собственном глазу... Как это назвать? По-моему корпоративная (православная) солидарность.(((
Екатерина 5 июля 2016, 12:15
Рассказ из жизни... "Покупатель всегда прав" - люди с таким принципом приходят и в церковную лавочку, и вообще в храм. А может, не надо с этим соглашаться? Интересно, как бы развивались события, если бы Валентина прекратила обслуживание: "Простите, сейчас мне надо заняться украшением храма..." Дамочка, может, рассердилась бы, а может и нет... И что бы в этом случае сказал настоятель - похвалил бы Валентину или поругал за такое? ;-)
Юлия 5 июля 2016, 12:03
Мне рассказ понравился тем, что он правдивый, и ситуации, описанные тут встречаются часто. Мы все почти родились и росли в советское время, когда не было православного образования, мало храмов было. Не привыкли к постоянным службам, не знаем кучи церковных премудростей. А тетушки церковные настолько ревностно берегут свой мирок, что зачастую недоброжелательно относятся к прихожанам, особенно к новеньким, особенно в праздники (сказывается усталость). И боишься даже подойти спросить что-то лишний раз. Чем виновата женщина, которая пришла в открытый храм и лавку купить крестик и икону? Невежеством церковным? Но может быть она по-своему милосердная, добра, справедлива. Может быть для нее сегодняшняя покупка иконы - важнее, чем скосить немного травы для украшения храма. Для Господа, может, важнее позвать душу этой "дамочки", чем увидеть искусственную красоту храма. Я думаю, что этот рассказ в том числе и об этом. Спасибо
НаташаЕ 5 июля 2016, 11:12
Спаси Бог за рассказ, о. Александр!
Это обычная жизненная ситуация, которая случается в церковной лавке. Никто в рассказе никого не осуждает. Одна другую терпеливо выслушала и объяснила.
Повествование легкое, особенное и с юмором. Надеюсь, храм успели украсить к сроку))
кветкин андрей 5 июля 2016, 11:03
Ольга,скажите пожалуйста,а вы всегда вежливая и смиренная, всегда остаетесь на работе сверхурочно и не ропщите на это,особенно когда вас ждут люди для других запланированных дел?..Екатерина! Беда наша в том,что для многих из нас храм - разновидность комбината бытовых услуг,где действует закон о защите прав потребителей... Мы и в церкви хотим быть потребителями!!! Мы в своем уме?
Батюшка,проблему серьезную вы описали. Где грань между смирением и человекоугодничеством?
5 июля 2016, 10:36
Простите за резкость, но мне кажется, что этот рассказ – попытка оправдания нашего фарисейства.

Мне кажется, мы забыли, зачем Христос воплотился и принял крестную смерть, зачем создал на земле Свою Церковь – «нас ради человек, и нашего ради спасения». Сам Он – Безгрешный и Праведный – безмерно страдал от нашего повреждения. Лишь иногда из Его сердца вырывались вздохи: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»(Мф.17, 17). Однако Он никого не проклял, никого не осудил, никого не прогнал от Себя. «Приходящего ко Мне не изгоню вон»(Ин. 6, 37).

Приходили ночью, как Никодим – Он просыпался и беседовал столько, сколько было нужно. Встречался во время полуденного зноя у колодца – и беседовал с самарянкой вместо обеда. Когда Пресвятая Богородица и братья Его хотели видеться с Ним, он отвечал, что «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»(Мф.12, 50).

Когда же Господь вознесся, Он оставил на земле Церковь Свою, которая стала Его Телом, Его Руками, Его Устами и Языком. Нам он оставил свое повеление: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»(Мф. 28, 16). Мы же вместо того, чтобы идти к людям и нести им Благую Весть, «окопались» в храмах и приходах, и отвечаем Христу: «Господи, если Тебе нужно кого-то спасти, Сам приведи их к нам».

И вот Господь творит настоящее чудо – приводит в Храм женщину, ради которой Он воплотился, страдал на кресте, принял поругания и смерть. Она еще не укрепилась в вере, но ведь и Христос говорил, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Мы же, вместо того, чтобы принять эту женщину с распростертыми объятьями и обрадоваться тому, что сестра наша была мертва и ожила, пропадала и нашлась, отвечаем Христу: «Господи, какую-то неправильную женщину ты послал нам! Она катехизис наизусть не выучила, Казанскую икону от Владимирской отличить не может, и свойств серебряных крестиков не знает. Да и вообще, мы тут заняты – к Твоему, между прочим, празднику готовимся. Нам нужно сена накосить, и березки для Тебя срубить. Так что забери эту рабу Свою обратно, и пока она не достигнет нашего уровня благочестия, в храм ее не приводи».

Неужели мы забыли слова Господа: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» ? (Мф. 9, 13)
Нина 5 июля 2016, 09:31
Спасибо отцу Александру за реалистичный рассказ.
В церковной лавке послушание очень нелегкое. Могу добавить из рассказов наших тружениц в церковной лавке.
На Крещение Господне посетители возмущенно заявляли - "Вы тут сидите и даже не знаете, что крещенская вода сильнее богоявленской" (батюшка каждый год разъясняет, что вода 18 и 19 января освящается одним чином и одинаковая).
На Троицу строго спрашивали, когда вязать веники.
Некоторые заявляли, что храм должен быть открыт круглосуточно. (Хочется им предложить потрудиться ночью во славу Божию в лавке).
Масса претензий из-за того, что нельзя назвать точное время причастия. Обед на 15-20 минут вызывает шквал возмущения.Попадались записки "О здравии Иисуса Христа и Богородицы".
Нетрезвые или психически нездоровые посетители церковной лавки - отдельная история.
Наши бабушки очень стараются со всеми разговаривать вежливо и приветливо.
Если не всегда это получается, то все мы живые люди со своими грехами и слабостями.
Юлия В. 5 июля 2016, 09:05
"...о разнице между поминанием на проскомидии и на самой Литургии..." - а в чём разница? Хотелось бы узнать версию написавшего сей рассказ." - мне тоже хочется, если можно. Потому что "Чуть ниже, Галина Руссо, очень подробно отвечает на Ваш вопрос. Повторяться нет смысла." - извините, не увидела, в чем разница, в листовке Галины только о поминовении на проскомидии.

Очень жаль ту женщину, зашедшую. Она ли виновата, что у служащей храма нет на нее сил и времени? Может, честнее было бы закрыть лавку на время, чем так терпеть и раздражаться? И откуда ей, возможно, второй раз в жизни зашедшей в храм, знать особенности поведения там? Она вела себя, как привыкла в любом магазине, да; но и это (лавка) в ее глазах магазинчик. А уж "глупых" вопросов не задавать человеку новому - ну, разве только помалкивать вообще...
Я сама, много лет будучи прихожанкой, лишний раз в лавку не зайду - боюсь отвлекать, боюсь неприветливости работающих там.
Елена 5 июля 2016, 06:50
Спаси Бог, батюшка, за рассказ!Очень понравился!Хочу сказать большое человеческое спасибо Галине Руссо за то, что она отправила очень понятную и доступную для понимания "листовочку". Сам,вроде, всё это знаешь,но порой не можешь подобрать слов, чтоб объяснить спрашивающему. Да и сам, если честно, не всё знаешь :) Спаси Бог всех!
Александр Авдюгин 5 июля 2016, 06:39
Благодарю за добрые отзывы.
Рассказ этот вполне реален и документален. Я только художественно его обработал и немного динамики добавил...

Для Маргариты, запись от 4 июля 2016, 19:00.
Чуть ниже, Галина Руссо, очень подробно отвечает на Ваш вопрос. Повторяться нет смысла.
Елена Л. 4 июля 2016, 22:14
Ситуация, похоже, списана с натуры. И тот, и другой персонаж не представляют, что личные границы нарушать нельзя. Не вижу ничего плохого в том, если бы работница на первый же вопрос ответила что-нибудь вроде: "Да, открыто, но через пять (десять) минут закрываемся". Что в этом такого? Кого она испугалась? Да, знаю, сейчас мне скажут, что "дамочка" начала бы возмущаться, что ее оттолкнули бы от Церкви, что она, может, в сто раз сделала добра больше, чем работница храма. Возможно. Но это здесь совершенно ни при чем.
"Дамочка" явно хотела таким образом пообщаться. Работница, стараясь быть человеколюбивой, ни словом не сказала, что лавка закрывается. Если твердо и с любовью это сообщить человеку и показать табличку с часами работы, человек поймет. Должен понять. На поезд "дамочки" обычно не опаздывают, приходят первыми. И здесь бы в следующий раз пришла бы обязательно.
тамара 4 июля 2016, 22:03
Батюшка Александр,благодарим за такой чудесный рассказ. как говориться,и смешно ,и грешно.Храни всех ,Господи.
Татиана 4 июля 2016, 21:24
А мне рассказ понравился. Улыбнул. Я не увидела в нем никаких оценок " хороший- плохой". Спасибо, Александр!
Маргарита 4 июля 2016, 19:48
"...о разнице между поминанием на проскомидии и на самой Литургии..." - а в чём разница?
Хотелось бы узнать версию написавшего сей рассказ.
Если учесть что проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы
Максим Тюльпаков 4 июля 2016, 16:55
Сам видел достаточно необычную ситуацию в Оптиной пустыни. Я стоял в очереди, что бы подать записку, очередь достаточно большая была, но за прилавком был "дедушка", а не "бабушка". Когда дамочка немного замешкалась в сумочке, "дедушка" вскрикнул на неё, мол давай быстрее..., расфуфырилась (точно не могу вспомнить слова, но вот это очень подходит :) ), он вроде и строго крикнул, и "дамочка" испугалась, но в глазах - доброта и ехидство. Видимо мужской подход. Но изумило то, что дамочка замешкалась и начала торопливо искать кошелек, и отдала около 15 000 р за свои записки. (2013 г был, если не ошибаюсь)
Ekaterina 4 июля 2016, 16:00
Действительно, человек пришел в Храм, неважно по какой причине, а тут за свечным ящиком и раздражение, и вздохи, и насмешки
Мне не понравился рассказ, хотя я сама знаю, как тяжело часто бывает в храме, и искушений море
Просто в рассказе явно проходит мысль: "дамочка - плохая, работница - хорошая", и ни слова о том, что с тех, кому больше дано, больше будет спрашиваться
Ольга 4 июля 2016, 15:06
Интересно, что автор хотел сказать этой литературной зарисовкой? Что есть люди, которые не знают кто такая Богородица? Что "раздражение" и "тоскливое безразличие" со стороны работника церковной лавки совершенно оправданные чувства в данной ситуации? Вот уже и комментарии выше — «"Таковых дамочек" очень много». Не соблазн ли этот рассказ для людей лишний раз кого-то осудить?
Галина Руссо 4 июля 2016, 14:44
Ситуация знакомая.
Помощи Божией всем, труждающимся в храмах!

Мы у себя вместо того, чтобы отвечать много раз на вопросы о записках, выдаем каждому вопрошающему вот такой листочек:

В нашем храме принимаются такие записки о здравии и об упокоении:
Поминовение на проскомидии. Это поминовение происходит в первой части Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, священник в алтаре из особых просфор вынимает частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов. В записках на проскомидию лучше указывать имена людей воцерковленных, то есть приступающих (или приступавших при жизни) к Таинству Причастия.

Поминовение во время ектении (на Литургии, после чтения Евангелия). Диакон с амвона и священники в алтаре произносят имена тех, кто указан в записке, и призывают на них благословение Божие. Ектения не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться за близкого вам человека. Поэтому принять участие в молитве желательно и вам лично.
На проскомидии и на ектении поминают как живых, так и усопших.

Молебен (о здравии)- это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен. По вторникам и четвергам у нас служатся так называемые водосвятные молебны тем святым, иконы которых с частицами мощей есть в храме (см. расписание богослужений)

Панихида (об упокоении)– это отдельная служба, включающая в себя молитвы о прощении грехов усопшего и об упокоении его в Царстве Божием. Панихиду необходимо заказать на третий, девятый, сороковой дни после кончины. Особенно важно подать записки на панихиду в дни Родительских суббот, а также в дни смерти, рождения и именин усопшего.

Сорокоуст – поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии происходит изъятие частиц из просфоры. Сорокоусты традиционно заказываются сразу после смерти православного, а в дальнейшем - за 40 дней до даты его смерти. Можно заказать сорокоуст и о здравии. Особо значимо такое поминовение для тяжелобольных и для людей, находящихся в скорбных обстоятельствах.
Также в нашем храме можно подать записку о поминовении живых или усопших в течение полугода или года.
Никакие церковные поминовения по самоубийцам, а также по тем, кто не крещен в православной вере, не совершаются.
Имена в записках должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Если вы собираетесь указать имена архиереев и иереев, то делайте это в начале записки.
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Иоанна, а не Ивана) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).
В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, с 7 до 15 лет – как отрок.
О женщине, ожидающей ребенка, в записках пишут – «непраздная». Пока родившийся малыш еще не крещен, поминают маму, добавляя после ее имени: «со чадом».
В записках «об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленным». В день смерти, дни рождения и именин мы называем его «приснопоминаемым».
Мы обычно молимся о наших родных и близких. Но не надо забывать слова Христа: «…молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44). Поминайте почаще вашего недоброжелателя, и, очень возможно, вскоре он превратится из врага в друга.
кветкин андрей 4 июля 2016, 13:42
Дай нам Бог терпения,кротости и смирения,чтоб достойно проходить такие искушения..
Алина 4 июля 2016, 12:46
"Свои-то, постоянные, знают премудрости эти, а вот те, которые не часто хождением в церковь себя утруждают, смотрят недоуменно..." Зачем так иронично? А если человек первый раз пришел? Для этого в некоторых храмах есть информация на стендах - можно почитать, что и как, чтобы не отвлекать людей. Что ж поделать, если не все сразу рождаются с богословским образованием? А сколько таких "дамочек" вообще до храма за всю жизнь так и не доходят?! Может быть, это наш шанс поупражняться в самом главном - терпении и любви. Она, возможно, милосерднее нас раз в тысячу, а мы, проявив, капельку человеколюбия, поможем делу спасения ее души...
Олег 4 июля 2016, 11:56
прости нас Господи за наше невежество!
Ольга Бубнова 4 июля 2016, 09:52
Ничего не скажешь. Терпения и помощи Божьей всем , кто работает в храме за свечным ящиком. "Таковых дамочек" очень много. А Валентине низкий поклон за выдержку и смирение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×