Слава от Бога и слава от человеков

Как научиться видеть себя таким, каков ты есть? Не бояться своей неприглядности, своей худости, своего недостоинства, не приписывать себе того доброго, чего в действительности не имеешь, не играть, не притворяться перед людьми и не зависеть от их мнений и оценок? Об этом рассуждает в беседе с прихожанами настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

«А что люди скажут?»

Всем нам знакомы, наверное, слова Христа Спасителя о том, что люди зачастую ищут славы друг от друга, а той славы, которая от Единого Бога, не взыскуют (ср. Ин. 5, 44). Люди хотят хорошо выглядеть в глазах других людей, хотят, чтобы те о них хорошо думали, ищут от них доброго свидетельства, но при этом очень мало беспокоятся о том, как оценивает Господь то, что они делают, что наполняет их сердце. Постоянно звучит вопрос: «А что люди скажут?». Помните, как у Грибоедова Фамусов переживал о том, что будет говорить княгиня Марья Алексеевна? А сегодня ко всему этому надо еще прибавить беспокойство о том, что будут говорить средства массовой информации, наши «зарубежные партнеры» или кто-то еще. Какой-то внешний суд постоянно оказывается очень важным как для государства, так и для отдельного человека, для отдельной семьи. И, казалось бы, это то, от чего должен быть совершенно свободен христианин. Но реальность показывает, что это далеко не так: очень часто, практически постоянно приходится сталкиваться с тем, что и верующий человек очень боится – показаться смешным, показаться недостойным, показаться, в конце концов, плохим христианином – и очень переживает о том, что люди увидят что-то, что в нем не так, или же волнуется, что кому-то хотя бы покажется, что в нем что-то не так.

Никто не знает, насколько мы плохи на самом деле

Мы сознаём, что у нас есть отдельные недостатки, но при этом считаем, что в целом мы очень хорошие, очень приличные люди, с отдельными лишь недостатками

В чем заключается суть этой проблемы, этой беды? В том, что мы думаем о себе гораздо лучше, чем есть на самом деле. Как это примирить с тем, что в то же самое время мы страшимся, что кто-то узнает какие-то отрицательные стороны нашей личности? На самом деле это противоречие мнимое. Да, мы сознаём, что у нас есть отдельные недостатки, в какие-то конкретные моменты своей жизни мы видим их особенно ярко, особенно полно и боимся, что кто-то тоже их увидит так же ярко и полно, но при этом считаем, что в целом мы очень хорошие, очень приличные люди, с отдельными лишь недостатками. И эти недостатки, с нашей точки зрения, никоим образом нас не характеризуют, по крайней мере не являются исчерпывающей нашей характеристикой. И нам очень досадно, что кто-то увидит тот или иной наш недостаток и на этом основании будет думать о нас не то чтобы плохо, не то чтобы будет считать нас за негодных людей… Нет, мы боимся другого: что кто-то будет думать о нас хуже, чем мы думаем о себе сами. Вот эта самая главная проблема. Вот именно этого мы боимся. Нам хочется, чтобы другие люди думали о нас так же, как думаем о себе мы.

Никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и увидеть, что там

Но надо сразу себе сказать и с этим смириться: никогда этого не будет. Никогда другие люди не будут думать о нас так, как думаем мы о себе сами, потому что они другие, нежели мы, и иначе нас оценивают. Они могут оценивать нас хуже, чем мы оцениваем себя, они могут нас оценивать лучше – они в любом случае будут оценивать нас по-своему. Но самое главное – другое: это то, что никогда никто из окружающих нас людей, даже самые близкие – ни родители, ни дети, ни муж, ни жена, ни самые близкие друзья – никогда не узнают нас такими, какими себя можем узнать только лишь мы сами, потому что никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и увидеть, что там. А там, в человеческом сердце, находится столько всего худого, что на самом деле нужно понять, что каждый из нас бесконечно плох, никуда не годен, недостоин именоваться христианином, и на этом надо в каком-то смысле внутренне успокоиться. Не перестать что-либо делать, пытаться в себе что-либо изменить – нет, просто понять, что не страшно, даже если о нас кто-то подумал плохо из-за того или иного нашего поступка или из-за тех или иных обстоятельств, которые сложились, помимо нашей воли, не очень удачно. Даже если о нас кто-то подумал плохо, он в любом случае не знает, насколько мы действительно плохи, он всего лишь увидел какой-то наш недостаток. А мы на самом деле гораздо хуже.

Только выбросить остается…

Только лишь ощущение того, что всё в нас не так, побуждает нас действительно в себе что-то исправлять

Знаете, надо представить себя вещью, которая уже предназначена для того, чтобы ее выбросить на помойку, потому что она ни на что не годится. И сразу такое спокойствие от этой мысли появляется, потому что, хочешь не хочешь, всё равно тебе одна дорога – туда. И единственное, что тебя спасает от того, чтобы тебя выбросили на помойку, – это не какие-то твои отдельные достоинства, это не какие-то отдельные твои добрые качества, а только лишь милость Божия. И больше ровным счетом ничего. На самом деле кому-то может показаться, что я сейчас подрываю самые основы веры в самого себя, самые основы утешения, которым мы порой утешаемся, но я делаю это совершенно сознательно, потому что никакой веры в самого себя и никакого утешения от самого себя у христианина быть ни в коем случае не должно. Подобное утешение носит ложный характер, и именно оно мешает человеку двигаться дальше. Когда мы сами начинаем себя оправдывать, когда мы говорим: «да, я плохой в чем-то, но на самом деле я хороший, Господи, вот Ты видишь, во мне и это есть хорошее, и это…», то таким образом мы перекрываем для себя возможность действительно стать лучше, потому что только лишь ощущение того, что всё в нас не так, побуждает нас действительно в себе что-то исправлять. А иначе происходит какой-то торг, как я уже сказал, с Богом: «Да, Господи, вот здесь я согрешил, но вот здесь-то я хороший поступок совершил!». Значит, можно оставить за собой право поступать так же, как я поступал прежде. Звучит чудно, звучит примитивно, но на самом деле логика наша очень часто оказывается такой – чудной и примитивной. От этого обязательно нужно стараться уходить.

Восхождение через нисхождение

Как только начинаешь оправдываться, путь к оправданию от Бога оказывается тотчас же закрытым

Если мы вспомним пример человека, о котором Господь говорит как о том, кто сподобился оправдания, сподобился милости Божией – я имею в виду пример мытаря, – то увидим, что этот человек никаких добрых качеств за собой не замечал, по крайней мере мы не слышим, чтобы он о них говорил. Вот фарисей, стоя впереди него, говорит о тех добрых качествах и о тех добрых поступках, которые у него, с его точки зрения, есть. Мытарь – это глубочайшая бездна самоосуждения, самоукорения, самоуничижения. И при этом мы слышим, что он вышел из храма более оправданным, нежели фарисей. Стоит человеку обвинить себя, и Бог его оправдает, и стоит человеку оправдать себя, как Бог перестает его оправдывать. Такая удивительная вещь: для того чтобы быть оправданным, надо себя обвинять! Как только начинаешь оправдываться, путь к оправданию от Бога оказывается тотчас же закрытым.

Нередко в различных книгах мы находим такое выражение, как «стремление к христианскому совершенству». С одной стороны, вроде бы понятно, что имеется в виду, с другой, это выражение очень многих сбивает с толку. Нам кажется, что наш путь христианской жизни должен быть восхождением от силы в силу, от совершенства к совершенству. В каком-то смысле это действительно должно быть так, но мы не всегда понимаем правильно, каким образом это восхождение на самом деле совершается. Восхождение всегда будет совершаться только лишь через нисхождение: только лишь тогда, когда человек начинает спускаться вниз, то есть в бездну того самого самоукорения, которое мы видим у мытаря, самоуничижения, самообвинения, – тогда и начинается его подлинное восхождение, потому что к высоте человека ведет смирение.

Человек может считать, что что-то в его жизни не так, человек может не любить себя за какие-то свои слабости, но в целом нет человека, который думал бы о себе однозначно плохо. И это тотчас же проявляется при наших столкновениях с другими людьми, потому что из того, как мы предпочитаем свой собственный интерес, собственную выгоду, самих себя, становится понятно, что мы себя ценим куда больше, нежели других людей. И даже в самых скромных, самых кротких людях это, к сожалению, проявляется – самомнение, самолюбие, ощущение себя чем-то, и чем-то немаловажным. И лишь когда человек понимает, что он не имеет никакой цены сам по себе, что в нем нет ничего доброго в самом по себе, тогда Господь может из него начать творить что-то великое.

Мнение не допускает быть мнимому

Мнение чаще всего мешает быть мнимому, как говорит один из святых отцов. Когда мы видим в себе что-то доброе, то мы никогда этого доброго на деле не приобретем, потому что видим мы, как правило, то, чего нет, но это видение нас успокаивает и не дает никакого мотива, никакого импульса для того, чтобы мы труд приобретения этой добродетели действительно подъяли.

Человек, думающий о себе смиренно и уничиженно, не унывает: его утешает Сам Господь

Кажется, что это очень трудно – увидеть, что в тебе ничего нет доброго, что в тебе всё плохо. Кажется, это должно погрузить тебя в безмерную печаль. Но это не так. Все люди, которые считают себя чем-то немаловажным, постоянно унывают, печалятся, скорбят, ибо видят, что окружающие не готовы признать за ними те достоинства и добродетели, которые они сами в себе усматривают. Когда же человек о себе думает плохо, думает смиренно, то его совершенно не смущает чье-то мнение. Более того, он с удивлением начинает видеть, что люди относятся к нему даже лучше, чем он относится к себе. И это становится для него утешением, это его поддерживает, не давая притом пищи тщеславию. Кроме того, есть еще и духовное объяснение, почему человек, думающий о себе смиренно и уничиженно, не унывает: его утешает Сам Господь. Господь ведь не напрасно говорит о том, что сердце сокрушенно и смиренно Он не уничижит (ср.: Пс. 50, 17), а вот сердце несокрушенное и не смиренное уничижается постоянно.

Самое большое утешение

Поэтому очень хочу всех вас и самого себя попросить: не будем бояться оказаться ни смешными, ни какими-то неуклюжими в нашей христианской жизни, не будем бояться обнаружения своих недостатков, не будем стесняться, когда всё это происходит помимо нашей воли. Нас окружают точно такие же люди, как мы сами. И если человек видит свою немощь, знает свое несовершенство, он не будет осуждать и другого человека за его немощь и несовершенство. Отбросим же это лишнее смятение, суету и ту энергию, которую тратим на то, чтобы казаться лучше, чтобы не дать никому увидеть того, что есть в нас худого и недостойного, обратим на то, чтобы действительно стать лучше. Ну, и при этом не будем ждать никакого внешнего суда, никакой внешней оценки, а просто будем совершенно бескорыстно трудиться – ради Бога и ради своей собственной души.

Вчера один человек сказал мне в беседе, что он перечитывает в очередной раз Евангелие и, дойдя до рассказа о бесплодной смоковнице, помышляет: «Наверное, речь обо мне идет, вдруг и меня Господь точно так же посечет, потому что никакого плода в своей жизни я не вижу». Это ощущение себя бесплодной смоковницей и это понимание того, что никакого плода должного я Богу не приношу, и есть один из первых плодов нашей христианской жизни. Преподобный Петр Дамаскин говорит о том, что начало здравия души – видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Не видение своих добродетелей бесчисленных, а именно видение своих грехов! И без этого ни о каком восхождении к добродетели помышлять даже не стоит: состояние мытаря, образ мыслей его – вот фундамент христианской жизни. И хочу вас заверить, что когда человек переболеет вначале этим видением себя таким, какой он есть, когда поплачет довольно об этом, погорюет, то затем в его сердце постепенно начнет входить радость – радость, присущая ребенку, который живет, не думая о том, кто и как его оценит, кто какую ему оценку поставит, а просто радуется той жизни, которая его окружает. Как дети радуются любви своих родителей, так же точно и человек, не пытающийся показаться хорошим, радуется любви Божией и понимает в какой-то момент, что Господь любит его не за какие-то его добрые качества, которых на самом деле нет, а любит просто, и значит, всегда будет любить. Это и есть огромное утешение, самое большое, какое только может быть.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Любить — желать блага другому Любить — желать блага другому
Архим. Андрей (Конанос)
Любить — желать блага другому Что такое любовь
Часть 1. Любить — желать блага другому
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, всегда ли нас любит Господь, стоит ли тратить силы на ненависть, о честном игумене и юноше, который ради любви отказался от любви.
На кого мы оглядываемся? На кого мы оглядываемся?
Сергей Худиев
На кого мы оглядываемся? На кого мы оглядываемся?
Сергей Худиев
Христианин нередко оказывается в ситуации определенной напряженности между Церковью и чем-то еще. Кто для меня важнее? Кому я хочу понравиться?
Что скажут люди?! Что скажут люди?!
Анастасия Бондарук
Что скажут люди?! Что скажут люди?!
Анастасия Бондарук
В период агрессивных нападений на Церковь каждый из нас, так или иначе, бывает вовлечен в необходимость сформулировать или даже защитить свою личную религиозную позицию, а иногда и позицию Церкви. Вроде бы все понятно и очевидно, кто есть кто в попытках пилить кресты и танцевать на алтарях. Однако иногда нас что-то останавливает и не дает возможности занять активную позицию, прямо выразить свое мнение. Мы задумываемся: «А не привлечем ли мы излишнее внимание к тем, кто ищет внимания?». Проходит время и оказывается, что ажиотаж уже давно создан, и нужные личности пропиарены.
Комментарии
Майя Талбакова 4 сентября 2016, 19:26
Спаси Господи,о. Нектарий за статью! Как всегда все описано точно,как будто Вы *заглянули* в душу...Пишите,помогайте нам разбираться в себе в правильном направлении. СПАСИ ХРИСТОС!!
недостойный упоминания.29 июля 2016, 22:54
Братья и сёстры смеяться чаще над собой нужно и не потеху , а про между прочим ,искренне ...замечательный фундамент для уничижения и смирения ,ибо смирение - с миром принимать то , что тобой не управляемо
Владимир Горбачёв24 июля 2016, 19:21
Доброе не может вершиться с худыми помыслами, в то время как благими намерениями иногда можно и навредить. Господь даровал человеку главное - свободу выбора
Юлия Митина22 июля 2016, 18:01
Как, интересно, это сделать без лицемерия? Как считать себя плохим, не потому что так надо думать христианину, а на самом деле?
Анна Козлова21 июля 2016, 14:29
Неужели это и впрямь полезно? Самоуничижение? Я так себе и места не нахожу - и себя ненавижу, и других не люблю.
Лариса20 июля 2016, 12:26
В точку!!!
гость19 июля 2016, 22:49
Когда в тебе все плохо' печаль и расстройство, наверное, проявляется от гордыни.
Елена Рыбакова-Дубовик19 июля 2016, 22:41
И "работать на публику" не надо, чтобы заслужить Любовь. Только над собой, нам все уже дано. Важно понимание того, что спасение - не цель, а путь к цели.
тамара19 июля 2016, 16:23
Господи,помоги видеть свои грехи и исправлять их. Храни,всех Господи.О.Нектарий,благодарю Вас за наше вразумление.
КАТТО19 июля 2016, 15:52
недавно была на этом сайте статья про женщин, которые приходят в больницы к больным брошенным детям и сидят с ними, ухаживают за ними - не могла читать без слез - тогда впервые задумалась, что вот думаю о себе - какая я хорошая- и то делаю, и тут помогаю, а прочитав статью поняла, что то, что я делаю - это такая мелочь! есть люди, которые душу свою отдают за других и мне до них как до луны! думаю, почаще надо людям задумываться над этим - тогда и не будет этого самомнения непомерного и гордыни. ведь когда предстанем перед Богом - как страшно будет осознать, что жизнь потрачена на заработать - купить - поесть - отдохнуть и т.д. а можно было за свои года столько всего сделать! стольким помочь! а всю жизнь только и было что удовлетворение своей гордыни.. как же стыдно будет стоять перед Ним тогда.. статья еще раз напомнила об этом.
Сергей19 июля 2016, 13:00
Прекрасная статья! Мнения святых отцов, действительно нуждаются в некоторой адаптации. В привязке к понятийному миру современного человека. Отец Нектарий делает это мастерски, творчески перерабатывая на основе своего пастырского опыта. У меня есть только одно замечание - вопрос. Прп. Силуан Афонский и отец Софроний познакомились именно на этой теме. Отец Софроний советовал какому то монаху:" Держи ум твой во аде и не отчаивайся" ( естественно не дословно так). А отец Силуан сказал ему:" Это не его мера - он этого не выдержит". С этого момента началось их тесное общение, т.к. отец Софроний понял, что он сказал это не из отвлечённого богословского суждения, а исходя из личного опыта. Многие ли сейчас понесут призыв отца Нектария? Огромная благодарность за смелость и высоко поднятую планку, отец Нектарий!
Людмила Прищепова19 июля 2016, 11:55
что произойдет на планете,если все верующие в одно и тоже время попросят прощения у Бога и попросят милости Божией на МИР и Любовь без войны
Сергей19 июля 2016, 11:46
Спасибо о.Нектарий. Затронута тема суровой правды смысла христианской жизни. Инстинкт самосохранения, стремление к благополучной жизни, забота о семье, постоянно понуждает бороться за лучшую долю и лучшее место в жизни. Как не крути, а в основном довлеет надежда на самого себя, не посеешь - не пожнешь, не заработаешь не покушаешь. Где грань, где золотая середина? Далеко не у всех людей в жизни все гладко и заканчивается глубоким удовлетворением и смирением. Тяжело ощущать себя неудачником и ничего не стоящей серой личностью, все возмущается в уме и душе, почему это со мною, в чем моя вина, ведь я стараюсь быть хорошим, почему Бог не помогает мне? Единственно отрезвляет мысль, а что я могу изменить в этом мире - своим слабыми ручонками и ножками, ничего! Я лишь маленький винтик в огромном механизме мирового процесса, происходящего помимо моеего желания. Смирись и сделай сегодня то, что можешь сделать для существования себя самого и своей семьи. Хорошо делай свою работу не порть настроение окружающим тебя людям, чаще улыбайся. Надо сдерживать себя и стараться быть жизнерадостным. Не говори никому злых и плохих слов, никого не оскорбляй и не подавай виду что тебе плохо. На самом деле не все так уж и плохо, сравни свою долю с долей инвалидов,нищих, своего современника Жени Родионова. Возьми на вооружение мысль: Наши отцы и деды не такое видели, но ничего, даже под Сталинградом и Ленинградом выжили и победили. Смыл жизни не в том, что бы управлять, хорошо есть и мягко спать. У меня есть бесценная ДУША, которая дороже всего золота, бриллиантов, дворцов, яхт и денег существующих в мире. Если на одну чашу положить все богатство существующее в мире, а на другую мою ДУШУ, то моя ДУША дороже и она не менее ценна чем души других людей: царей и президентов, гениев и миллиардеров. И об участи этой МОЕЙ ДУШИ, как главной составляющей смысла моего рождения и существования заботится ее Создатель. Ее надо лечить и совершенствовать и нет иного метода, как только тот, что указал мне мой вождь, герой всех времен и народов, мужественнейший, умнейший, величайший и славнейший Иисус Христос, наш БОГ и Спаситель. Берегите себя, не размениваетесь на мелочи, не увлекайтесь ложными ценностями материального мира - наша Великая и Важнейшая цель получить паспорт гражданина Вечного государства, где правит Господь, Матерь Божия и Святые. Там мы получим все сполна и с избытком. Надо немного потерпеть.
Наталья Сидорова19 июля 2016, 10:41
Мне понравилось это мудрое выражение: "Даже если о нас кто-то подумал плохо, он в любом случае не знает, насколько мы действительно плохи, он всего лишь увидел какой-то наш недостаток. А мы на самом деле гораздо хуже". Задумалась.
Ольга Яблокова19 июля 2016, 09:04
Огромное спасибо за эту статью, за ее ценные для меня мысли!
Артём Абрамов19 июля 2016, 08:07
Революционно(в хорошем смысле)! Сам очень от этого страдал и не понимал в чем дело, теперь все ясно. Спаси Господи отец Нектарий!
Марина Куфина19 июля 2016, 05:57
Да-да! Именно так, на своем личном опыте подтверждаю) Спаси Господь!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×