Похороны об стенку горохом: не будь пнём!

Александр Ильинский

Источник: “Протоинфо”

    

Каждое отпевание я вижу одну и ту же картину. В храме или морге, где совершается последнее прощание с усопшим, гроб заваливают гвоздиками и розами, и скорбящие родственники тесно встают вокруг. Женщины в чёрных платочках промачивают салфетками глаза. Мужчины моложе тридцати с выражением зубной боли на лице переминаются с ноги на ногу.

На лицах стариков часто можно прочесть почти торжество: «Это не я, не я здесь в гробу!». Лица старух непроницаемы, словно вырезанные из дерева маски. А в центре всего – восковой лик покойника. Ни звука. Лишь редкое покашливание. Никто не молится. Никто не крестится. Все стоят, как пни.

И ничего их не пробивает. Ни проникновенное и тихое пение хора, ни бессмертные стихи преподобного Иоанна Дамаскина. Ни строки апостольского или евангельского чтения, которые в некоторых храмах специально для родственников читают по-русски. Ни молитвы священника. Всё – как об стенку горохом.

Люди просто отбывают тягостную повинность. Вдвойне тягостную, потому что – они ничего не понимают, словно находятся на лекции по тригонометрии. Ведь большинство в храме, если были – то так, походя: свечку поставить. А впереди ещё кладбище или долгая дорога домой. Вот и скучают люди, машинально думая о своём: я туда поеду, я то куплю, я то сделаю…

На поминках, как полагается по советскому обычаю, выпивают по первой, вздыхают и говорят: «Отмучался (отмучалась). Наверное, там, у Бога – ему (или ей) – покойнику или покойнице — теперь хорошо. Царствие Небесное!». А как может быть «хорошо»?! Какое Царствие Небесное?! Если человек всю свою жизнь, словно губка впитывал злобу, алчность, похоть и зависть? Если он лба не перекрестил в жизни?

Что он Богу-то принесёт? Шурупы с завода? Или пачку макарон? Богу это не нужно! Ведь Бог – Абсолютная Правда, Абсолютная Чистота, Абсолютное Добро. Как будет душе, пропитанной злом, столкнуться с Этой Чистотой и Правдой лоб в лоб? Да ведь всё наносное, лживое и лукавое перед Лицом Божиим мгновенно должно вспыхнуть жарким пламенем! И гореть, гореть вечно…

Ты говоришь, что будешь жить долго и счастливо? Состаришься, выйдешь на пенсию и вот тогда-то пойдёшь в церковь? Пойди на кладбище, посмотри на фотографии на могильных крестах и плитах. Сколько молодых лиц. Сколько детей. Горькая правда состоит в том, что большинство жителей России до старости не доживают. Тебе и в голову не приходит, что пролетит месяц, год или два – и ты будешь лежать здесь же. Можно только гадать, что с каждым из нас будет завтра.

Бывает, придёт человек с работы, станет ему плохо, сядет на диван, и – нет его, душа отлетела. Или выпьет на празднике, а потом его инсульт хватит. И впадёт человек в детство, или вообще сознания лишится. Какая тогда церковь, какое покаяние? Никому из нас неведомо от чего и когда он умрёт: съест ли его рак, разорвёт сердце инфаркт или машина задавит. Одно известно точно: никого из людей ворот смерти не минует. Ни ты, ни я. Кто-то раньше в них войдёт, кто-то позже. Но войдут все.

Сейчас каждому из нас дано время. Надо подчеркнуть – ещё дано время: день, месяц, год или несколько лет. Но часы тикают, тикают безостановочно, приближая самый важный день в жизни любого человека. Смерть – итог всей жизни, её экзамен. Как студенты готовятся к экзаменам? Да они ночи не спят! А мы — ты и я — как готовимся к самому важному Экзамену? Как ты готовишься к смерти?

Увы, люди пытаются выкинуть её из головы, пытаются оставить неприятные мысли о смерти на «потом». Мы крутимся по жизни, словно белки в колесе. Едим для того, что бы работать, и работаем, что бы есть. А когда смерть приходит, всё это оказывается неважно. А важно то, что у тебя внутри.

А ведь всем дан воскресный день, что бы остановиться от этого бесконечного бега и взглянуть на Небо. К каждому приходит Господь. Он стал Человеком для того, что бы ты, именно ты, вошёл в Его семью через таинство Крещения, отринул зло через Покаяние и пропитался Его Плотью и Кровью в Таинстве Причащения. Зачем? Затем, чтобы пропитываясь Им, мы пропитались и Его Воскресением. Чтобы каждый – воскрес, как Он. Чтобы стать, если хочешь, родственником Бога по благодати. Чтобы ты рос в Нём, а Он — в тебе. Чтобы путём христианской жизни, пропитавшись евангельской радостью, безболезненно войти в Радость Бога Отца, которая станет не огнём поедающим, а Светом и Ликованием.

Господь не требует от тебя ничего сверхъестественного. Он просто стоит рядом. Буквально в двух трёх шагах от двери твоей души. Просто позволь Ему войти в эту дверь, а затем – в каждый уголок твоей жизни. Приходи в храм! Исповедуйся и Причащайся, неси любовь, милосердие и добро окружающим.

И только тогда, прохождение через врата смерти станет для тебя не опытом ада, где «плач и скрежет зубов», а Раем, в котором Бог отрёт всякую слезу с твоих очей. Не будь пнём! Будь христианином! Используй своё время!

Александр Ильинский

Источник: “Протоинфо”

20 июля 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана Анатольевна 7 ноября 2016, 15:11
Спаси Бог священника, написавшего эту заметку. Мне как то пришлось хоронить одну бабушку, маму моей коллеги по работе. Начальница просто поставила перед фактом, что мол я верующая, попросили забрать с цветочного магазина поминальный букет "с лентой от коллег" и обязала непременно быть на похоронах от коллектива, добавив, что это мой рабочий день и после похорон я могу не возвращаться на работу. Толком не зная ни коллегу, ни тем более приставившуюся её маму, я согласилась, но сделала все же попытку и предложила поучавствовать в этой нерадостой церемонии, и других коллег. Все отнекивались, все вели себя так, как будто живут жизнью вечной. В Германии вы не увидите ни крышки гроба у подъезда или дома, вы не увидите траурную процессию с музыкой и гробом, все это совершается на кладбище. Там проходит прощание родных с покойным в специальной комнате, по желанию может играть траурная музыка Шопена, Бетховена. Там же может сказать последнее слово католический священник или сделать отпевание наш православный батюшка. Ничто в "продвинутой Европе" не напоминает людям о смерти, ничто не заставляет задуматься человека, что и он смертен. На мое удивление, отпевал рабу Божию Марию наш приходской священник, у которого я окормлялась уже больше десяти лет. Я немного выдохнула, увидев знакомое лицо. Дальше происходило один в один, как описывает отец Александр. Наш настоятель и я какое-то время молились без участия родных, они скучали сидя на стульях, невольно ожидая конца завещания бабушки (обязательно отпеть). Потом на основной части отпевания отец Алексий попросил всех встать и принять участие в молитве, которая так необходима сейчас новоприставленной. Все неохотно встали и отпевание пошло дальше. Святые отцы всегда нас наставляют, что молитва за ближних делает нас роднее и, если мы не оставляем этого делания, то в нашем помяннике нет уже разницы где мама и папа, где сестра и брат, где сосед с лестничной площадки, коллега по работе или вот такая незнакомая бабушка, по воле Божией оказавшаяся в списке поминаемых людей. Ведь очередная смерть кого-то из ближних это напоминание НАМ ВСЕМ, ещё ЖИВУЩИМ, что и мы должны готовится для вечной жизни и дать ответ за за все, что мы упспели натворить на земле. Наша земная жизнь это только подготовка к жизни вечной.


Виктор Полевой29 октября 2016, 02:20
Хорошая и всегда насущная тема, Саш, но что-то в ней, как писал наш общий знакомый А. М. - не так..
Что-то упадническое тут есть - чтo-то декадентское.
Как говорил Воланд,- да, человек смертен, но фокус в том, что порой он в н е з а п н о смертен... Почти никогда не пропускаю отпеваний. Именно по описанной причине. Вроде чужой человек, но хотя бы один понимающий что происходит и сочувствующий не на телесном только уровне. Глядишь - и покойнику приятней. А возвращаясь к дающему да воздастся - кто нибудь потом и на моём отпевании не будет стоять пнями, а на меня глядеть чисто как на бревно. Задерживающее ход их размеренной, степенной жизни. А такой ли долгой? А когда смотрят с презрением на стариков или когда ищут повода поскорей сбежать от их общения(а они ведь, как знаете, бывают весьма приставучи и, что характерно именно к молодым) думаю, ну как же они не понимают, и как им объяснить, что это маска одетая временем, под которой как был так и остался всё тот же юный человек. И сам он это хорошо знает, ведь Бог создал человека идейно и художественно законченым творением и любые в нём изменения лишь внешни, да и то противоестественны Его замыслу. Человек это знает, а окружающие не видят. Видят маску и верят ей. Тогда человек видя нашу тупость начинает ради нас эту маску подправлять. Да и ради своего внутреннего диссонанса - полного несоответствия внутреннего, знания и генетической памяти о том каким тебя задумал Бог, какой ты на самом деле, и - внешнего, того что нам показывает зеркало, всё более и более чужого и постороннего человека, всё дальше уходящего от эталона. Вот и тянутся подсознательно к молодёжи, словно сами становясь моложе. А главное включаясь в какое-то общество, люди как бы являются его частью, и так - сами чувствуют себя такими-же, вернувшимися к эталону. Но снаружи это редко кто понимает и мы всё больше и больше начинаем получаться инородным телом, и всё более одиноким в этом мире. Хорошо знаю это даже по себе, в своё время я был лишён общения сверстников, а теперь уже и не вписываюсь, но навёрстывая упущенное тянусь, чем дальше, тем больше, хотя и относительно молод. Но как объяснить это всем тем, кто зевает в обществе других возрастных групп, что они навязчивы и занудливы вовсе не природно и на деле вовсе не таковы, просто по д р у г о м у не получается привлечь внимание. Кроме как "взять в плен". По этому я всегда предельно терпелив в общении со стариками и не бегаю от них, хотя порой встречаются и реально тяжёлые экземпляры. Когда занудность помножена на сварливость, да ещё и бесконечную многословность - это тяжёлый случай и иногда хочется в этот момент стать раскольниковым. Но как объяснить, что это ждёт каждого. И гораздо быстрей, чем ему думается и хотелось бы. Что он так же будет изнывать под натянутой на него временем маской, зная и чувствуя себя настоящим, но окружающие уже не увидят и не поверят этому. Будут "выкать", церемонно кланяться, а тебе так будет хотется чтоб кто-то назвал сокращённым именем, которого ты давно уже не слышал и успел по нему соскучиться, или понебратски похлопал по плечу, а тебя уже не спрашивая твоего мнения поставили в роль аксакала. А потом так же будут смотреть, как на бревно, которое наконец перестало мешаться и докучать, но пока ещё задерживает, необходимостью отпеть и зарыть, от вожделенного праздничного стола. Я не оговорился - именно праздничного, ибо поминки у нас чаще напоминают увеселительные мероприятия с поводом выпить и закусить, чем скорбные собрания сочувствующих молельцев. И само зарытое "бревно", за этим столом уже мало кого интересует, нередко. Странно как люди не понимают и не задумывается, что это участь каждого, и их в том числе и не умеют разглядеть сквозь эти маски настоящего - того юношу, ту девушку... Я вижу. Может чувствуя это и старики, как я заметил за последние лет 10 - тянутся ко мне так же, как я к молодёжи. И помня принцип о дающем, стараюсь получать от их общения удовольствие, а не скучать под искусственно натянутой улыбкой, дабы так же непритворно нескучно было и со мною тинейджерам. Надеюсь получается. В чате, где я пробыл 3г многие были уверены, что мне лет 18... Что лишний раз говорит что человек при желании может быть любым, а маски времени это лишь маски, и когда их не видишь очно, то они не давят на восприятие и не затуманивают его стереотипами. Как говорил Фредди Меркьюри, - Тайм вэйтс фо ноубоди...
1 октября 2016, 00:00
Ооооо да!Я сама работаю в Храме и часто приходится присутствовать на отпевании.И каждый раз думаешь:"Ну повернитесь же вы лицом к Алтарю,ну молитесь же за покойного.Ему это так надо сейчас!Ну хватит смотреть на него,он УМЕР,его больше нет.....А вот вечная Душа его очень нуждается в вашей помощи-молитве". Есть у меня одно наблюдение:чем более верующая семья,тем более спокойно проходит отпевание,а неверующие истерят,сознание теряют....Думаю состояние близких отображает(хоть и отчасти) состояние души за гробом. Господи прости и нас,грешных...надо всеми силами спасаться! (Р/Б Надежда)
Ирина Коваленко 5 августа 2016, 18:54
Спаси Господи
Денис23 июля 2016, 22:20
Многие так боятся смерти,что торопятся жить.
александр китов22 июля 2016, 22:34
Правильно священник подметил и вопиёт: КРУГОМ показуха! . Нет понимания что ОН-то ! нас притворщиков насквозь зрит. А мы фальшивые всё думаем что и ЕГО проведём !.
Miss Neznakomka22 июля 2016, 01:04
А зачем тогда отпевать такого покойника, который и в храм при жизни не ходил???
Михаил21 июля 2016, 18:27
Тезке- Ну так смиритесь, подойдите после службы, выполните все его условия, победите бесов. Они вам и навевают гордыню. Царство небесное силой берется, не отступайте. Храни вас Бог, простите.
21 июля 2016, 15:02
Не слишком часто доводится соучаствовать в отпевании, однако случается. Но почему-то вижу иное. Горе утраты на лицах близких и друзей, совладать с которым скоро не получится. В то же время проблески блаженной радости и надежды от проникающих в душу негромких речений пастыря. И крестимся, порой забывая об иной конфессиональной принадлежности собственных предков, и молимся, пусть не в голос, про себя, об упокоении новопреставленного и спасении собственной души. Что же до понимания тонкостей происходящего, то иной раз его замещают светлые чувства, вовлечённость в свершающееся таинство, что уже немало для невоцерковлённого большинства соотечественников. Странно читать, отче, и о «советской» традиции поминать усопшего чаркой и вздохами (верно, до 1917-го года иначе было?) и о кромешных злобе, алчности, похоти и зависти, царящих в нашей жизни, будто нет в ней места светлому, доброму, праведному.
Михаил21 июля 2016, 14:25
О.Александр,да Вы правы и задуматься надо и свои поступки и желания соразмерить.У меня опыт не очень хороший.На 50 ом году жизни вот тоже решил придти в храм с целью покаяния и причастия.Готовился в меру возможности и занятости.Попостился, с собой как мог поговорил, по приходу в храм отстоял службу,очередь к батюшке и уже приготовился душеньку раскрывать,как батюшка меня развернул со словами,мол ты не готов.А почему и что делать как то не объяснил. И пропало у меня желание на такие обряды.Но в храм хоть изредка,но захожу,свечку за ушедших родных и друзей в мир иной поставить,да и просто постоять.Потребность почему то есть такая.А коммерческие отпевания при моргах меня тоже не вдохновляют,как то там всё не по настоящему и батюшки какими то ряжеными кажутся,может и не прав я,но впечатление такое.А в храм везти новопреставленного ещё дороже выходит.Мир наш как не молись,а материален.Ну как то вообщем так.Храни Вас Бог.
Галина21 июля 2016, 13:30
на мой взгляд, эта статья и ее посыл будет понятен только людям уже глубоко воцерковленным. конечно есть в ней правда. но не прихоти ведь только ради люди вот так себя могут вести и не знать азов поведения в храме. а отклик душевный может быть, если понимаешь, что происходит. а как невоцерковленный хоть малость может это понимать????? дело не в истуканстве только, а и в отсутствии правильного понимания (в т.ч. в данном конкретном примере, что происходит именно ТАИНСТВО, а не какой-то "бюрократический" обряд)
Надежда21 июля 2016, 12:46
Спасибо! Очень правильно все сказано! Все мы гости на этой земле! Что мы сложим на этой земле, то и сложится на небесах!Поэтому мы должны понимать,что Иисус Христос за нас положил свою жизнь,что своей кровью смыл с нас все наши грехи! Поэтому покаяться во всех своих грехах, и не грешить более, а жить в ЛЮБВИ!Радоваться каждому дню , потому что мы не знаем ,когда нам предназначено уйти на небеса , или в гиену огненную!Это зависит ( куда мы попадем после смерти) только от НАС!Давайте будем любить БОГА, людей и все, что создал господь!!! Любить, радоваться, смеяться, славить бога и все тогда изменится в нашей жизни, и не забывать читать библию каждый день , хотя бы одну главу!
нина журавлева21 июля 2016, 12:01
Спасибо, отец Александр, за напоминание нам грешным о том, что в нашей жизни должно быть первостепенным. Быт и суета мирская, зачастую, подменяет духовность, и мы чаще заботимся о том, что у нас будет на обед, нежели о том, как страдает наша душа, и что её ждет. После посещения храма Божьего у меня всегда наступает умиротворение, тем не менее хожу туда не часто, а жаль. Задумалась о Ваших словах, о душе своей грешной, постараюсь внести в свою жизнь соответствующие коррективы. А Вы,батюшка, будьте здоровы и хранимы Богом.
Александр Рябов21 июля 2016, 10:52
Много лет назад я прочитал удивительную мысль Льва Толстого о том, что день прожит впустую, если человек ни разу не подумал о смерти...долго размышлял о словах великого пророка и понял, что речь идёт о будущей встрече с Богом, о том, с чем мы придём к нему на разговор, да и примет ли он нас...
Елена21 июля 2016, 09:48
Всё так. Прости, Господи, но ведь и отпевание можно использовать для поучения "пней", и, даст Бог, кто-то из них даст ростки.
Людмила Прищепова21 июля 2016, 08:47
спасибо за ваше праведное служение Богу
Ольга Колоницкая21 июля 2016, 08:39
Спаси Вас Бог. Действительно, откладывать некуда. И жаль тех, кто откладывает.
Павел Истомин21 июля 2016, 08:24
Замечательная статья - краткая, емкая, в какой то степени обличающая, заставляющая задуматься.
Не в осуждение скажу, но, действительно, бывая на подобных обрядах, всегда задумываешься, а зачем здесь большинство присутствующих.
Больно поражает то, считают, что на отпевании, например, обязательно надо быть, так положено, а то что люди скажут, а перекреститься гордыня не позволяет, не говорю уж о молитве.
А как проходят так называемые поминки! Хорошо, если бабушка воцерковленная будет, может, попытается помолиться. Просто какая то дикость и необразованность. Причем у многих это принципиальная позиция - а зачем это надо.
Грустно.
Дмитрий21 июля 2016, 07:12
Живая статья !! Спасибо О. Александр
сергей комаров21 июля 2016, 06:49
Здраво сказано,надеюсь проимет многих.
Наталия Билибина21 июля 2016, 06:08
Спасибо.
Ольга Ситникова21 июля 2016, 05:51
Спасибо, встряхнули душу, задумалась !
Сергей21 июля 2016, 04:40
Спаси Господи души наши грешные!
Аля Бабушкинская21 июля 2016, 00:36
Легко сказать, батюшка! "Приходи в Храм, исповедуйся и причистись!" Ведь сколько трудов должен человек , простой смертный, сделать для того , чтобы войти в Храм и "принять причастие"! Для простого человека , порой невыносимо посторониться ненадлежащих блюд, прочитать все молитвы ко святому причастию и т.д. Не говоря уже о творении добра в быту и обыденной жизни. На помощь в разрешении этих трудностей у нас есть батюшки в Храмах, которые должны более тестно общаться с народом, своим примером показывать покояние , и как говорит Артемий Владимиров:"Попить чайку после службы с прихожанами." Ведь народ все время спешит:семья, работа, дети, долги и т.д. Так, дайте же людям помощь в виде внимания, общения, вместо сухой проповеди, лишь бы закончить службу и уединиться во свояси! Народ всегда ждет той же любви и участия, о которой Вы говорите, он откликнется и потом, после службы будет рассказыыать своим близким и знакомым, как понравилось общение и внимание от батюшки! Может отсюда, и сердце любого прихожанина растает, со слезами на глазах он поймет , что Господь ждет покояния каждого, даже в малом, по-началу!!! Прошу великодушно простить меня за мое мнение, но я так же как и все православные стараюсь , очень, но не получается быть ближе и ближе к Богу, так помогите же, Вы , наши любимые и любящие в наших Святых Храмах, каждый на своем месте!!! Храни всех Господь и простите великодушно меня, грушную.
Натела20 июля 2016, 23:47
Спасибо за статьи благодаря которым, сердце даёт о себе знать.
Ирина Гурьянова20 июля 2016, 23:43
Очень хорошо написано,доходчиво!
Людмила20 июля 2016, 22:56
Вы правы, ужасно живу , редко хожу в Храм. Прости меня , Боже, по великой Твоей милости
Михаил20 июля 2016, 22:50
Все верно и как это знакомо, еще раз убеждаешься, что ВЕРА - ДАР БОЖИЙ и объяснить людям плотским такме вещи просто невозможно...к сожалению, если Господб их САМ не призовет...
тамара20 июля 2016, 22:16
Батюшка Александр,благодарим за вразумление наше и отрезвление нас неразумных.Спаси всех,Господи.
Елена Карева (Услугина)20 июля 2016, 22:15
Спасибо за наставление
Марина20 июля 2016, 20:38
Спасибо, о. Александр за статью. К сожалению, чтобы это все понять и изменить свою жизнь, нужно обрести веру. А ее как раз и нет. И отпевание усопшего в храме - это всего лишь традиция. Сужу по своим родным и близким. Когда-то спросила, зачем же креститься, если не веруешь? Мне так и сказали - традиция.
Михаил20 июля 2016, 20:30
Спасибо!.Отрезвляет и заставляет задуматься. Господу ведь ненужны от нас свечки, ему нужны дела, ему угодные. А усопшему не надо винно-водочного помина, его душа ждет от нас заупокойной молитвы и добрых дел. Будем помнить "Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит.
Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя..."
Татиана20 июля 2016, 19:28
Все верно!..Да хранит Вас Господь, отец Александр!
Галина20 июля 2016, 18:15
Спасибо!
Прости нас Господи за грехи наши и малодушие.
наталья20 июля 2016, 18:00
спасибо батюшка
Владимир20 июля 2016, 17:58
Спаси Бог, отец Александр! Такие слова отрезвляют. Но нельзя ли побольше узнать о православных обрядах в отношении усопших и комментарий - почему именно так. Вроде бы и книги есть, но как-то сложно ими руководствоваться. Среди окружающих господствуют иные обычаи. Наверное, прежде всего языческая тризна и суеверия. А хотелось бы достойно относиться к православным умершим.
Ольга20 июля 2016, 17:34
Уважаемый священник, отец Александр, написал абсолютную правду, о чем умалчивалось многие годы. Тема отпевания и похорон редко обсуждается в прессе. А жаль.Я бы еще добавила к статье тему поминок. Родственники, уже на кладбище, начинают пить водку и обливать водкой могилу, таким образом "поминая новопреставленного родственника". Откуда такая дикость? Откуда такое язычество с сознании, казалось бы, православных христиан? Никогда на Руси водкой и вином не поминали, могилу не оскверняли.. Эпопея со спиртным имеет продолжение уже дома, за поминальным столом. И никому из близких и в голову не приходит, что "водка и вино не нужно усопшему", а нужна исключительно молитва "О упокоении новопреставленного".
Татьяна Пчелинцева20 июля 2016, 16:55
И это - правда! Спасибо.
Фото-Свет20 июля 2016, 16:01
Огромное спасибо за статью!Все именно так и есть. Каждый день приближает к смерти. К самому главному экзамену жизни. А мы живем как будто этого не будет с нами. Пропуская ВОСКРЕСЕНИЕ. Идя мимо храма думая - это не для меня, это не мое, это когда нибудь позже. Полное расслабление которое рождает безуие! Даже смерть не страшит. В раю тесно не будет....
александр20 июля 2016, 15:18
Спасибо
Ira20 июля 2016, 13:11
Спаси Господи ,вас отец Александр и нас грешных.
Сергей20 июля 2016, 13:00
Зацепило. Задумался. Спасибо.
20 июля 2016, 12:56
Спасибо батюшка.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×