Не ваше дело

    

Выйти на улицу с «ирокезом», или в драных джинсах, или с булавкой в ноздре, или…, или… совсем недавно было невозможно. Большинство людей заел бы стыд. И общество чувствовало себя вправе фыркать и шикать, плеваться и морщиться на чудаков, нагло пренебрегающих усредненным стандартам. Эти времена ушли. Их уходу вначале радовались, как легкому бризу свободы. Теперь радости меньше, поскольку бриз свободы бывает часто предвестником бури своеволия. Я так хочу! Мне так нравится! Не ваше дело! Реплики эти звучат часто и всюду. Я хочу их оспорить. Не уничтожить их хочу, но указать им на место. И прежде всего место это найти.

Согласимся, есть некая музыка в словах «не ваше дело» и «я так хочу». Пусть не музыка, но какой-то аккорд. Здесь есть подлинная свобода или некая часть её (абсолютной свободы не дано человеку). Нельзя ведь видеть идеал в сплошной муштре и однообразии. Потому я и не против этой музыки, но я против, когда ее включают на полную громкость после 23:00. Моей и твоей свободе нужны ограничители. Ты хочешь курить? На здоровье, как бы смешно это не звучало. Но куря, ты не должен закапывать бычки в пляжный песок, и стрелять ими из окна машины. Курить в закрытом помещении рядом с некурящими ты тоже не должен. Чуть продолжишь этот ряд ограничений, и получишь узду на морду красивого коня под именем «Свобода». Так должно поступать всюду.

Иногда мне вообще кажется, что нет таких частных дел, которые бы не имели общественного резонанса. Вот я, к примеру, толстый. Диетологи ругаются, друзья смеются, сам я собой не доволен, но на людях держу марку. Я всем говорю, что, мол, какое вам дело? И что «мне так комфортно», и «за собой смотрите», и прочее. Действительно, телесная полнота есть моя и только моя проблема. Ну, разве что еще проблема моей жены и моего портного. Ведь, правда? Да, правда. Но только до тех пор, пока мы не поехали с вами в одной маршрутке. Как только мы с вами стали соседями по автобусу или троллейбусу, моя полнота стала не только моим капризом, но и вашей проблемой. Попробуйте поспорить. Мне случилось лететь не так давно в самолете по соседству с дамой, которой и трех сидений было бы мало, не то, что одного. А летели мы с ней в Хабаровск, через восемь или больше часовых поясов. Серьезное испытание на любовь к ближнему. Ничего против этой дамы не имел и не имею. Но думаю, что если бы она в ответ на упрек в полноте сказала «какое ваше дело?», лично мне было бы что сказать.

Или еще пример. У человека плохой почерк. Ну, кому какое дело? Он же не каллиграф и не герцог, ставящий исторические подписи на гербовых бумагах. Да, не герцог. Но вот он пишет записку в храме с просьбой помолиться о живых и усопших. Он-то пишет, но я ни слова не разберу. Совершенно не понятно кого поминать. Любой священник вам расскажет, как часто приходится работать дешифровщиком над именами, записанными с той же тщательностью, с которой курица «пишет» лапой по песку. Разве это личное дело? Ведь сродники молитвы лишиться могут. И разве твоя (моя) неаккуратность не выходит за рамки личного на уровень общего раз за разом, день за днем и год за годом?

Непотушенные костры, загаженные после пикников поляны, громкая музыка за полночь, бытовая грязь и хамство всюду прикрыты жлобской фразой «я так хочу» или «какое ваше дело?». Демократические свободы в их худшем виде. Найдутся ведь и концептуальные мыслители-адвокаты, рассуждающие о кошмаре совка и радостях либеральной свободы. Но нам всем есть дело, едете вы в трамвае с портфелем бумаг или с ведром краски. И мы вправе не наслаждаться вашим видом, если он выходит далеко за скобки здравого смысла. А не замечать вас мы, простите, не можем. Куда нам глаза деть от голых тел на летних улицах, от галерей наколок и пирсингов и прочей адской эстетики?

Ничего конкретного в условиях зашкаленной свободы я не предлагаю. Только одно – подумать. Мысль не безделица. Мысль миры переворачивает. Предлагаю подумать о том, где стоит проложить границу нашему своеволию. Где мое «я хочу» должно полинять на фоне общего «нельзя», «некрасиво», «стыдно». Жизнь бывает часто скотской и несносной именно оттого, что не всякий из нас бывает озабочен вопросом удушения своего мелкого своеволия ради ближнего, находящегося рядом. Оно само не появится. Это нужно воспитывать, учить. Мы ставим дорожные знаки, предупреждающие об опасной кривизне дороги, о возможном скольжении, о ремонтных работах. Это не кажется нам странным. Более того, это признается естественным и необходимым. Но такие же необходимые вещи прописаны в Законе Господнем. Прописаны принципы заботы о ближнем. Заповедано, заметив на дороге яму, прикрыть ее камнем или чем иным, чтобы скот ближнего или сам ближний не повредили себе, попав в яму. Заповедано, собирая урожай, не возвращаться вспять. Ягоды винограда или колосья на ниве, не собранные хозяином, должны остаться для нищих. Пусть бедняк питается тем, что ускользнуло от хозяйского серпа. Таких заповедей много и главное в них – идея заботы о ближнем. Думай о других, а не только о себе. Ты не один на земле живешь. Вот красная нить подобных заповедей.

Отчасти мы соскользнули с одной темы на другую. Но обе эти темы фокусируются в кратком слове: ты не один на земле живешь. Думай о других. Посолив свой ум этой солью, можно дожить до интересных и неожиданных плодов. А мысль не безделица. Мысль мирами движет.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

25 июля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Иоанна_ 1 декабря 2016, 11:57
Евгения 7 сентября 2016, 10:00 Не буду спорить с иеромонахом, Евгения, но выскажу своё мнение. ВСЕ МЫ являемся жертвой обстоятельств. Мы уже рождаемся в определённых обстоятельствах, которые сами не выбираем. На протяжении всей своей жизни мы сталкиваемся с обстоятельствами, на которые не можем повлиять, так что неизбежно становимся их жертвой. Но есть область, где нашу свободу никто и ничто не может ограничить: это постоянно совершаемый нами выбор между добром и злом. И именно в этой области и лежит та ЖЕРТВА, которой ждёт от нас Господь.
Евгения 7 сентября 2016, 10:41
Дискуссия уже закончилась. Но ввиду популярности проповедей о.Андрея наверняка кто-нибудь прочтет публикацию позже и, возможно, заинтересуется комментариями. Поэтому хочу представить еще одно мнение о «вынужденно терпящих» (Златоуст). Цитирую: «ТОЛЬКО ТОТ И МОЖЕТ ПРИНЕСТИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ, КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕРТВОЙОБСТОЯТЕЛЬСТВ.» (Иеромонах Симеон (Мазаев) Источник: Сайт Донского монастыря. 6 сентября 2016 г. ttp://www.pravoslavie.ru/96798.html)
Иоанна_15 августа 2016, 19:50
Евгения, знаете, что такое "обстоятельства непреодолимой силы"? Или вы по-советски считаете, что всё в наших руках? И наша судьба в наших руках, и наше счастье? Да вот с годами понимаешь, что далеко не всё в наших руках. От всей души желаю вам никогда не оказаться в ранее описанной ситуации.
Иоанна_15 августа 2016, 13:03
Дорогая Ольга, ОБЯЗАТЕЛЬНО надо идти в храм и озвучить свою трудную ситуацию. Не для того, чтобы вас пожалели, а для того, чтобы мудрый батюшка посоветовал, как вам самой избежать греха в этой ситуации. Не просто всё терпеть, но терпеть ПРАВИЛЬНО, чтобы терпение это было во спасение. Ищите пусть не духовника, но священника, к которому почувствуете расположение. Придите на всенощную или в будний день и подойдите лучше не к 25-летнему иеромонаху, а к священнику постарше. Может быть, не сразу, не в первый раз вы расскажете ему всё, а со временем, но искать такого священника, КОТОРЫЙ ВАМ ПОМОЖЕТ, надо! Самой вариться в своих мыслях и психологически невыносимо, и духовно неправильно. Да поможет вам Господь!
Евгения15 августа 2016, 01:48
Иоанна, смешно, конечно говорить: вот, кабы я бы… Но все-таки подмывает. Мужика нормального, не бабника, но не устоявшего перед арсеналом, дОлжно пожалеть, войдя в его положение. Всё понимаю, не корю, но я тебе больше не жена. И потрясающий литературный пример имеется: «Василий и Василиса» В.Г.Распутина. Там, правда, более актуальная для деревни тема – бил мужик жену. Кстати, где-то читала: немецкие студенты (вроде, немецкие), изучающие русскую литературу, спорили с русским преподавателем, что так не может быть. Если любят друг друга – пусть помирятся, а если не любят – пусть разойдутся.
Ольга14 августа 2016, 21:19
Спасибо Вам, дорогие сестры Иоанна и Евгения, за ваше неравнодушие. Когда женщине и ее мужу сильно за 50, стыдно озвучивать проблему блуда в семье кому бы то ни было. На исповеди ведь не станешь об этом рассказывать батюшке, потому что нужно свои грехи исповедовать, которым нет никакого оправдания. Иоанна, Ваши слова мне очень близки, я тоже к такому выходу каждый раз подхожу - нужно терпеть до конца, тем более, что ситуация усугубляется бытовыми условиями - тем, что уйти-то нельзя: у мужа хронический алкоголизм с периодическими запоями и соответствущим поведением, можно лишиться имущества. Но бывают иногда периоды почти отчаяния, когда приходит мысль о том, что если молча терпишь,то потворствуешь совершению греха, и муж думает, что ты ничего не замечаешь в его поведении, и будет падать все ниже и ниже, и ты с ним впадаешь в грехи осуждения, гнева и пр, пр.
Иоанна_11 августа 2016, 17:52
Не все. Но если будут терпеть БЕЗ РОПОТА, будут спасаться. И эти мучения (не физические, но всё же мучения) им зачтутся. Преп.Павел ушёл не в уютную комнату, но он МОГ УЙТИ. А если нет возможности уйти совсем, потому что есть другие люди, которых нельзя бросить? Интервью с о.Владимиром я помню, оно мне очень понравилось. Но это два РАЗНЫХ вопроса: выходить-не выходить замуж и за кого именно, и совсем другой - как быть, если УЖЕ В СЕМЬЕ имеет место быть предательство. Поверьте: очень хорошие мужики, совсем не бабники по натуре, прожив в браке долгое время, могут удариться в блуд. (Да и с жёнами такое бывает.) Особенно если у мужчины есть деньги, он становится объектом самой настоящей охоты с применением мощного арсенала. Надо понимать, что заранее, до свадьбы, нельзя просчитать и предусмотреть ВСЁ; нас ждёт в браке масса открытий и в отношении нас самих, и в отношении наших избранников, и увы, не все из них приятные.
Евгения10 августа 2016, 22:51
Иоанне. Таким образом, все вынужденно терпящие (рабы, например) – святые мученики? Нет. Объяснение, почему нет, точно знаю, что читала у свт. Иоанна Златоуста, но не могу дать точную ссылку, а поиск займет много времени. // По теме могу посоветовать интервью с о.Владимиром Агриковым ( http://www.pravoslavie.ru/80419.html ). Там есть о непривлекательной девочке небольшого росточка, очень хотевшей выйти замуж. А духовник ее отговаривал, и называл причину: муж не будет ее ценить. ВЕДЬ ОНА И САМА СЕБЯ НЕ ЦЕНИТ. Замуж она все-таки вышла, но все сложилось, как предвидел батюшка. // А Павел Препростый ушел не в уютную комнату, а в пустыню. Правда, без детей.
Иоанна_10 августа 2016, 14:34
Лучше всего именно так и поступить, Евгения. Если жена молодая, самостоятельная, или если мама с папой живут в соседнем районе и у них есть лишняя комната. А если идти некуда? Если есть дети, и они маленькие? Если жена давно оставила работу и сидит дома? Преп. Павел Препростый, вернувшись с поля, застал у себя дома свою жену с другим. Тогда он, не говоря ни слова, развернулся и ушёл в Египетскую пустыню. Навсегда. Но мы не всегда можем последовать его примеру, даже если и очень хотелось бы. Вот на этот случай слова преп.Паисия указывают спасительное направление.
Евгения 9 августа 2016, 23:14
Иоанна, не думаю, что народный опыт гласит только о романах. Лично я говорила о семье. Или муж и жена - не мужчина и женщина? Если жена знает о наличии у мужа любовниц(ы), и она объявляет ему о разводе с ним, она на деле показывает, что она не позволяет такого безобразия. Или яко подобает, или никак. И кем же теперь будет в "семье" она, и кем он?
Иоанна_ 9 августа 2016, 01:15
Евгения, отец Иоанн в данном письме говорит о ситуации выбора, но когда брак уже имеет место быть, приходится рассуждать и действовать по-другому. /Народный опыт говорит, что мужчина ведет себя с женщиной так, как она ему это позволяет.// Эта сентенция годится для самоутверждающихся. На долгий отрезок времени не работает. Её можно взять на вооружение, если вы хотите закрутить трудный роман, но для семейной жизни - не подходит. В семье всё равно каждый будет тем, кто он есть на самом деле.
Евгения 7 августа 2016, 19:01
Уважаемая Иоанна, я в целом с Вами согласна. И велик авторитет Преподобного Паисия, которого Вы цитируете. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) по схожему вопросу говорит несколько иначе: иногда женщины взваливают на себя кресты самодельные. Кресты эти не ко спасению, а как бы даже и к разрушению этих женщин. (http://www.pravoslavie.ru/1531.html – см. там письмо к мужчине, начинающееся на «Дорогой В.!»). Народный опыт говорит, что мужчина ведет себя с женщиной так, как она ему это позволяет. А мне кажется, что пока у нее есть влечение к нему (Быт.3:16), она найдет массу оправданий его господству в самых разнообразных проявлениях. Очевидно, что я грубей всех.
Ирина Панова 6 августа 2016, 12:55
Как в всегда о. Андрей сказал коротко, ясно и понятно. Самая большая милость-делиться знаниями-у другого прибавилось и с тебя не убудет. Поэтому я такие статьи, видеолекции отправляю родным и друзьям. Может кто-то новый человек откроет дверь в православие.
5 августа 2016, 20:13
Жила несколько лет в Германии. Немцы отличаются высокой бытовой культурой, но их дети и подростки такие же, как наши. Так вот, я никогда не слышала, чтобы кто-то во всеуслышание делал им замечания, тем более в грубой форме чужим детям. Если есть необходимость, скажут тихонько, вежливо. И дети, вырастая, становятся вежливыми и воспитанными, как все кругом. Какая среда, такие и люди. Это путь очень долгий. Мы же, православные, можем молиться, чтобы Господь всех нас вразумил, делать это постоянно, везде.
Наталья31 июля 2016, 13:06
А вы обращали внимание на плюющихся людей везде и всюду? Ты проходишь мимо , а тебе под ноги смачный плевок от индивидума , которого ты знать не знаешь и ничего плохого ему не делала. Заплеваные тротуары , заплеваные дороги....
Владимир Каргополов30 июля 2016, 20:08
Всё правильно. Так себя ведут культурные люди, не создают окружающим проблем. Их подсчитали - 2.5% на страну. Не культурные ничего не читают и живут припеваючи. Наплевать на всех. Как им удобно, так и поступают. И курят, и мусор бросают(все берега загадили, как стали машины доступны. Без машин они лежали на диванах.), и матерятся всюду. У них и родители такие же. Таких же они рожают. Это быдло не истребить. Пробовал стучать по морде, жалуются в полицию. Что делать? К о м у н я к и уничтожили нацию. За это их должны были судить.
Иоанна_30 июля 2016, 01:10
Ольга, свободы блудить муж не имеет, эту свободу у него отбирает заповедь "не прелюбодействуй". Является ли тяжким грехом просмотреть смски - мне так не кажется, но в любом случае делу этим не поможешь, просто муж станет более осторожным. Нужно серьёзно думать, всё ли вы согласны терпеть, если нет, то до какой степени. Лучше всего иметь духовника и решать такие вопросы с ним с учётом всех обстоятельств. То же самое могу посоветовать и Екатерине. Если нет такой возможности, можно задать вопрос по интернету иеромонаху Макарию (Маркишу). Не надо забывать и о таком важном средстве в решении всех наших проблем, как молитва. Из наставлений преп.Паисия Святогорца: "Есть случаи, когда жена имеет право оставить мужа; но если претерпит всё - получит венец как мученица." Да поможет вам Господь, дорогие сёстры!
Нина Игнатовская29 июля 2016, 13:59
Спаси Господи! Очень верная статья! Если каждый (хоть чуть-чуть) задумается о ближнем и сделает хотя бы шаг к соблюдению заповеди "возлюби ближнего своего, как себя самого" - мир изменится!
29 июля 2016, 10:33
Думай о других. Посолив свой ум этой солью, можно дожить до интересных и неожиданных плодов.Да и Аминь.
Екатерина28 июля 2016, 21:34
Доброго времени суток!Подскажите,пожалуйста,как поступить в данной ситуации,дело в том,что периодически в телефоне мужа я натыкаюсь на фото-видео из порносайтов,ругаюсь,плачу,он обещает не смотреть,но все повторяется вновь.Он мне после этого становиться противен,мне тяжело из-за этого.И мне и мужу30 лет
Ольга27 июля 2016, 21:34
Отец Андрей - очень мудрый батюшка. Может быть, кому-то кажется тон его проповеди грубоватым, резким, а мне - как бальзам на душу. Таким как я только так и внушаются евангельские истины. Спаси его Господи! У меня вопрос на тему ограничения свободы человека. Вот, к примеру, муж блудит по-черному, но никогда не признается в этом. Имеет ли он право на эту свободу? Имеет ли право жена прочитать иногда смс в его телефоне? С единственной целью - создать ему трудности в этом беззаконном деянии и прекратить очередное безобразие хотя бы на некоторое время.Батюшка сказал однажды на исповеди - что для жены это страшный грех.
Ольга Казакова27 июля 2016, 18:07
Радуюсь за приход в котором служит батюшка Андрей Ткачев ! И Слава Богу, что я тоже на этой страничке могу читать и слушать его.
Ольга Савина27 июля 2016, 14:51
Не понравилось про полную женщину , у человека может быть обмен веществ нарушен, что ж теперь всех инвалидов гонять, ибо портят общую картину. Про бытовое хамство это другой разговор, нам бы у европейцев поучиться повседневной культуре, например не гадить в подъездах, не бросать бычки. А подростковому возрасту свойственен эпатаж, надо как то потерпеть другого человека, даже если вам не нравится его внешний вид.
Лидия27 июля 2016, 14:47
Как всегда своими работами о.Андрей вскрывает гнойники нашей многогрешной жизни. Спасибо большое ему за это. Очень бы хотелось увидеть батюшку на телеканале "СПАС".
Ste Ru27 июля 2016, 14:14
...как всегда чётко,справедливо,доходчиво,полезно,наконец...да только многим не верующим начхать на Закон Господень...хотя и среди нас,сведущих,подобных "свободных" хватает...
Иоанна_26 июля 2016, 17:05
Аля, целомудрие - понятие не медицинское (только), но и духовное (в большей степени). Привлекать внимание к себе через оголённые фрагменты своего тела в самых неожиданных местах - куда как высокодуховно, не правда ли? Можно подумать, что это только плохой вкус или глупость, но - не так всё просто. Дырки на джинсах, наколки, голый живот - это ступеньки, по которым бесы прокладывают тропинку к легкомысленной душе. Дальше - больше...
Серафима Коган26 июля 2016, 09:07
Главное самой услышать.
Алексей26 июля 2016, 08:32
Как то отче вопрос поставил, а ответ я не получил. Вести то как себя с хамом. Ну молюсь, ну замечания делаю, ну стараюсь не мусорить и хамить, ну дрался пару тройку раз со жлобами, хамов из своего окружения всегда вызываю на дуель (правда). Так ведь не приходит не кто? Или мстят ну очень изощеренно.
Илья26 июля 2016, 06:46
Можно было бы сказать проще: все, зависящее от человека, что воспринимают другие люди - так или иначе есть акт его общения с ними. Не только высказывания, но и внешний вид, и поступки, и пр. Поэтому абсурдно говорить, что кого-то не касается то, что ты сам же ему сообщаешь.
аля26 июля 2016, 05:46
Многое верно в статье, но далеко не всё. Сейчас модно драные джинсы. И то, что их носят девочки-подростки - девственницы не говорит о том, что они плохие. В душу надо смотреть, а не на одежду!!! А и то, что тетеньки в юбках в пол и в платочках и каждый день в храме не говорит, о том, что они хорошие. И что из 5 абортов им удастся так просто отмолить.
Георгий Мирный25 июля 2016, 22:02
Как всегда - мудро! Но, как верно замечено, тем кому в первую очередь это стоит услышать - здесь не бывают, а даже если и услышат... то придут скорее к "своим" умозаключениям.
Надежда25 июля 2016, 21:18
"Ты не один на земле живешь. Думай о других." - актуальный месседж наглому эгоизму.
Баханова Наталья Викторовна25 июля 2016, 20:04
мудро!
Юлия25 июля 2016, 19:47
Статья как всегда не в бровь,а в глаз. Но тот, кому действительно надо бы её прочитать - увы, на такие сайты не заходит...
Кирилл Чуреев25 июля 2016, 18:55
Вложил бы Господь в умы наши истину его
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×