Сила книги

Статья 1

Портал «Православие.ру» представляет цикл статей протоиерея Андрея Ткачева «Сила книги», посвященный цивилизационной роли книги, ее влиянию на судьбы людей, литературе как «локомотиве жизни».

Мальчик, читающий книгу в разбомбленном лондонском книжном магазине. Фото:waralbum.ru Мальчик, читающий книгу в разбомбленном лондонском книжном магазине. Фото:waralbum.ru
    

Следом за героем

Один мне знакомый человек в пору нежной и восприимчивой юности прочел трилогию Т. Драйзера. Ту самую, где есть «финансисты», «титаны» и «стоики». Внимательно прочел. Умилился размаху, позавидовал глубине страстей и способам их удовлетворения. Сложностям устрашился, но и смелости преодоления сложностей позавидовал. Возжелал, конечно, последовать примеру идеально выведенного на страницы неидеального персонажа – и стал со временем бизнесменом. Книга, так сказать, воплотилась в читателе. Он – не подумайте – не только Драйзера читал. Он многое читал и ограниченным в познаниях не был. Но драйзерова трилогия – бац! – и сделала с его сердцем то, что сделал сыр с Лисой у И. Крылова.

Вдруг сырный дух Лису остановил.
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.

Пленилось сердце. Остановилось прежнее течение жизни. И однажды плененное «сырным духом» сердце будет, пожалуй, всю жизнь искать воплощения своих грез поры первой любви. И найдет что-то, и разочаруется в чем-то, и утешится чем-то (не без того). Но это будет движение поезда вслед за локомотивом, паровозиком даже, где роль поезда сыграет жизнь, а роль паровозика – в юности прочитанная с любовью большая книга.

Другой известный мне человек прочел Ф. Достоевского. Раньше, чем Драйзера. (Тут ведь важно, что раньше прочтешь.) И не всего Достоевского он прочел, а только «Братьев Карамазовых». Да и не все его там увлекло. Но мушкетерский точечный укол в сердце произвела глава о русском иноке в первой части романа. И то, что нужно пострадать; и то, что нужно всю тварь благословить, к любви через покаяние прийти; и то, что из тишины и безвестности придут всенародные помощники, как и раньше приходили… В общем и целом, эта глава заставила его плакать, бегать по друзьям с открытым фолиантом, убеждать, ссориться и спорить. Из друзей одни вступали в спор, другие смеялись, третьи попросту не открывали двери. Но да пусть их, друзей. Дело не в них, а в том, что одна глава из одного романа привела (непредсказуемо, как говорят – «совершенно случайно») мирского молодого человека со временем в монастырь. Потому что если есть такое явление, как «русский инок», и если в нем могут быть разрешены все вопросы русской и мировой истории, то нужно быть не до конца честным человеком, чтобы плакать над романом, а жизнь не менять. Честный человек, если уж что, то обязан жениться. И если уж заплакал над строчками, через око в душу заползшими и там разлившими свет, то надо делать что-то. Даже этим самым «русским иноком» становиться надо. А как иначе?

Своя мера

Франс Халс. Читающий мальчик Франс Халс. Читающий мальчик
Иначе никак. И так или иначе человека делают книги. Или их отсутствие. Человек лепится буквами и страницами, как лепится глина руками гончара. Вернее, не буквами и страницами, а смыслами, которые в них живут и через них дышат. Есть и другие пути. Есть Авраам, говоривший с Богом и не читавший книг, потому что ему не была подарена письменность. Есть Антоний Великий, спросивший философов: «Что раньше – книги или ум?» «Ум, – отвечали философы. – Ведь из ума – книги». «Следовательно, – сказал Антоний, – очистившему ум не нужны пергаменты». Философы умолкли, умолкнем на время и мы.

Человека делают книги. Или их отсутствие. Человек лепится буквами и страницами, вернее –смыслами, которые в них живут

Помолчав, продолжим. Антоний был прав. Дело только в мере человеческой. Один – глубокий колодец, каков Антоний. О нем будут писать книги, и он станет причиной появления обширной литературы. Но много ли таких, как Антоний? Опять помолчим. Таковых единицы в истории, не только в эпохе. Нельзя норму великих вменять в обязанность малым. Малые под нормой великих согнутся и переломятся, отчаются и взбунтуются. Не только святости не достигнут, но и элементарной человечности рискнут лишиться. Малым нужна книга. Хорошая. Правильная. И не одна. Пусть Авраам книг не читал. Зато Моисей при дворе фараона уже читал, и ни одна из них не была божественного происхождения. А потом и писал, и диктовал, и заповедовал не отпускать Книгу Закона от очей во все дни. Потому что у всех разная мера. И если вы соберетесь в театр (только проверенный, ибо там всякое бывает), а вам с упреком скажут, что святой Серафим или Сергий в театр не ходили, то будьте спокойны. Отвечайте, что вы со святыми себя не меряете; что отцы в пустынях ели твердую пищу, а мы в городах едва молочную перевариваем. Говорите, что мы еще не в гору идем, а едва на ногах стоять учимся. Нам разжиженная эстетикой нравственная пища куда полезнее неподъемной подчас аскетики. На время, конечно. Не навсегда. Такова же и литература.

Проект «Робинзон»

Она – литература – целые страны рождает. Вот что такое, к примеру, США как не воплощение «Робинзона Крузо»? Человек, далекий от святости и одержимый жаждой заработка, попадает на безлюдный остров. Мучится, плачет, потом смиряется. Осознает все произошедшее как действие Промысла. Начинает обживаться. На помощь ему – целый сундук инструментов из старой жизни. Там и топор, и винтовка, и сухой порох, и даже зерна для посадки. Цивилизация Робинзона, как капля семени, высадилась на острове в лице его одного. И он пошел засеки рубить, землю копать, семена сеять, одежду шить, дичь стрелять… Библию читать. До этого он набожен не был, а на острове по неизбежности стал. У протестантов монашества нет, так Робинзон стал невольным анахоретом. А там и проповедником. В христианской истории именно монахи и были самыми успешными проповедниками и «культуртрегерами». Таков по необходимости и протестант Робинзон. Он сам кается, молится и читает Писание, а потом и находит местную паству в лице Пятницы.

Литература целые страны рождает. Вот что такое, к примеру, США как не воплощение «Робинзона Крузо»?

Вроде бы невинная фантазия. Однако как велика сила идеи! Белые колонисты, пересекшие Атлантику на корабле «Мейфлауер», разве не везли с собой в новую землю всю свою цивилизацию? Везли. Эта цивилизация была материализована и в Библии, и в орудиях труда, и в представлениях о жизни, которые вместе с людьми (в их головах и сундуках) пересекали Атлантику. А разве беглецы и переселенцы не чувствовали себя новыми людьми на новой земле, как некий новый коллективный Адам или новый Израиль? Чувствовали. Они и обнуляли историю, сознательно делали все, чтобы начать ее заново. А местные индейцы разве не были в их глазах дикарями на манер Пятницы или филистимлян, которых нужно либо привести к христианской вере, либо уничтожить? Были. Именно по такому мысленному стандарту и развивалась колонизация Новой Англии. И это вовсе не значит, что книгу Дефо колонисты считали за бизнес-план. Это значит, что литература предугадывает шаги всемирной истории, пробивает в умных чащах мысленный путь прежде того, как по этому пути пойдут ноги странников или поплывут корабли искателей приключений и (или) религиозной свободы.

Протоиерей Андрей Ткачев

7 сентября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом
Анна Сапрыкина
Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Можно ли вообще «привить» детям любовь к чтению? Достаточно ли того, чтобы сами родители читали? Равноценно ли прочитанное и услышанное? Опытом жизни с книгой в своей семье делится многодетная мама.
Творчество русских писателей как служение Творчество русских писателей как служение
Митрополит Климент
Творчество русских писателей как служение Митрополит Климент: «Настоящие русские писатели воспринимали своё творчество как служение»
Все десять веков своего существования, несмотря на меняющиеся литературные течения и эпохи, русская литература питалась духовными соками Православия.
Читайте хорошие книги Читайте хорошие книги
Прот. Андрей Ткачев
Читайте хорошие книги Читайте хорошие книги
Протоиерей Андрей Ткачев
Оцените мысль: «Нехватка придает достоинство вещам. Будь земля на каждом шагу усеяна жемчугом – его начнут топтать, как гальку. Покрой бальзамовое дерево все горные склоны – бальзам станет плебейской жидкостью. У всех вещей с увеличением числа и массы настолько же падает цена. И наоборот, от нехватки самые низменные вещи бывали драгоценными: так среди жаждущих песков Ливии чуточка влаги в руках римского полководца вызывала всеобщую зависть»
ВРЛ ВРЛ
Прот. Андрей Ткачев
ВРЛ ВРЛ
Протоиерей Андрей Ткачев
Великая литература в России это незаконнорожденный плод молчащего духовенства. Если бы не появилась литература (та самая – Великая Русская), то очевидно пришлось бы камням завопить. Или – народу умереть от немоты и неестественности. Третьего не вижу. То, что уже сказано, тянет на предисловие к диссертации.
Комментарии
Елена17 сентября 2016, 07:59
Храни Господь отца Андрея! Статьи и книги батюшки,как для ума, так и для сердца. Рекомендую всем из последних изданий о.Андрея:"Вхождение в церковь"-издательский дом "Никея", "Ступени к небу. Как научиться любить людей"- "Эксмо", "Великий пост" - издательство "Николин день". Просто и образно несёт батюшка до нас слово Божие. Какого сравнение нас, бегущих после из церкви по своим делам, с кухонными тараканами, разбегающимися от включенного света. Большое спасибо!
Дмитрий14 сентября 2016, 11:33
Замечательная статья, у о.Андрея талант говорить о книгах. Учитывая то, как мало о них сегодня говорят, и как популярны настроения типа "раз есть в доме Библия, на Достоевского и смотреть грешно", дорогой батюшка нам жизненно необходим. Спасибо.
Elena10 сентября 2016, 13:02
Спасибо, отец Андрей! Вы своими статьями радуете вдохновляете и очень помогаете!Очень люблю Алешку Карамазова. Спектакль "Мальчики" по девяти главам романа «Братья Карамазовы» в студии театрального искусства рекомендую всем любителям Достоевского.
Алексей 8 сентября 2016, 08:02
Здравствуйте, отец Андрей. Спасибо за статью. Интересная тема. Книги. Они как правда мирская, которая не духовная и может быть и спасением, и орудием да и просто инструментом. Влияют на людей разные книги и по-разному. Сильнейший инструмент нынешней жизни. Но ведь и могут отягощать, могут и увести от истины, от любви, от добра. Каков автор, такова книга. Может ли недобрый человек, всю жизнь проживший неправедно, во лжи создать книгу, которая научит добру или заставит задуматься над своей жизнью и изменить её к лучшему. Сначала придётся изменить себя, пропустить сквозь себя многое, лишь после этого создать что-то хорошее для людей. Да, сила книги велика, потому и нужно с детства слушать правильные сказки, в отрочестве читать добрых детских писателей, в эмоциональной неокрепшее юности искать и искать добро и любовь, подвиг и романтику, жертвенность и смирение. А в зрелости не ошибаться с выбором книги, не тратить время на пустое и обязательно перечитать то, что оставило след в юности. Не помешает. Да и взгляд отточится, будет осознанным. Важность того, что вперёд прочтёшь - не подвергается сомнению. Но если есть способность отбирать действительно хорошее и отбрасывать чуждое человеку по природе, тогда в прелесть не впадем.
Ну, а тот, кто стал коммерсантом на Драйзере, может не заметил главного: бизнес в этой трилогии лишь фон текущей жизни. А вот был ли счастлив главный герой и что принёс он окружавшим его людям - это, на мой взгляд, важнее. Стало быть, хорошо бы ещё и это понимать, что важнее в книге, зачем это написано. Мало прочесть "Братья Карамазовы". Вот что из этого вынесешь, поймёшь ли автора. Библия ведь тоже книга. И читает её масса людей. А ведь и понимают её неодинаково. И трактуют её, и исследуют, и опять комментируют. Непростая вещь потому как. Весьма непростая. Думать и думать. И поможет нам Господь в этом размышлении, дабы достичь хоть каплю разумения.
С уважением и поклоном,
Алексей.
Александр 7 сентября 2016, 21:30
Настоящая литература это действительно великая сила. Да, разве только литература, а поэзия или классическая музыка?! Беда в том, что основная масса современных молодых людей вообще этим не интересуется и "герой нашего времени" не Алеша Карамазов...
natalja 7 сентября 2016, 20:24
Очень хорошо вы пишете! Читаю и радуюсь, что есть такие образованные/ да еще с добрым юмором/священники. Дай вам Бог здоровья, и радуйте своими статьями.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×