Вечно зеленые

Разговор об инфантильности

Сегодня многие проблемы современного общества психологи, социологи, педагоги и прочие умные специалисты объясняют нарастающим в обществе инфантилизмом. Считается, что страдают им в основном молодые люди, но не старшее поколение. Неужели нас ждет страшное будущее в инфантильном обществе? Что же это такое – инфантилизм, и в каких ситуациях о нем можно говорить? Попробуем разобраться в этом вместе с психологом, кандидатом психологических наук Еленой Николаевной Корневой.

Инфантилизм и… инфантилизм

Начиная разговор об инфантилизме, следует сказать, что существует как минимум два разных его понятия. Одно – это научное понятие, имеющее свое определение, свое содержание, исследуемое учеными, не только психологами, но и педагогами, социологами и другими специалистами. Второе – это понятие, которое мы используем в житейских разговорах, так называемое житейское понятие.

Наши житейские разговоры об инфантилизме всегда очень конкретны – они касаются конкретного молодого человека, конкретного мужа/жены и т.д. Они всегда приурочены к конкретным ситуациям: муж мало получает и не может найти хорошо оплачиваемую работу, невестка не может справиться с детьми и нанимает няню, работники вместо трудов праведных заняты пасьянсом «Косынка» и т.д.

Инфантилизм в житейских разговорах – способ объяснить, не ища объяснения

Инфантилизм в житейских разговорах – хороший способ объяснить, не ища объяснения. Зачем утруждать себя попыткой понять другого, да еще и поддержать его, гораздо проще повесить «ярлычок» инфантилизма, и все вопросы решены. При этом каждый использующий слово «инфантилизм» вкладывает в него свое содержание. Велика вероятность, что профессиональные психологи, рассматривая те же самые ситуации с «инфантильными» героями, могут и не найти в них настоящего инфантилизма. В житейских разговорах инфантилизм – это расплывчатое и многозначное понятие, оно носит интуитивный характер, а его понимание приходит к каждому в практической жизни, в результате опыта.

Как психологи определяют понятие «инфантилизм»? Впервые с помощью этого термина ученые описали поведение человека в 1864 году, когда французский врач Э.Ш. Ласег (Ernest-Charles Lasègue) назвал инфантилизмом особую остановку развития личности на более ранней, ювенильной ступени. Проявлялось это нарушение в неустойчивости настроения, в особенностях эмоциональной сферы, в незрелости суждений и т.д.

С тех пор исследования инфантилизма шагнули далеко вперед, и само понятие «инфантилизм» приобрело много контекстов и значений. Самое общее из них – это задержка в развитии организма, которая проявляется в сочетании физического и психического недоразвития. Могут задерживаться рост ребенка, сохраняться детские пропорции тела или отдельных его частей (например половых органов), вторичные половые признаки могут быть недостаточно выражены или отсутствовать вообще. И все это может сопровождаться недостаточным психическим развитием. Подобное понимание инфантилизма чаще всего можно встретить в психиатрической литературе.

Только к концу ХХ века инфантилизм начали трактовать как отставание социального взросления молодых людей в сравнении с их биологическим взрослением, как задержку нравственного и социального развития и т.п.

Инфантилизм или вечная молодость

Быть инфантильным и чувствовать себя молодым – это совсем разные ситуации

Быть инфантильным и чувствовать себя молодым, не ощущать своего реального возраста – это совсем разные ситуации. Исследования показали, что более 50% людей ощущают себя моложе, чем они есть в реальности. Все дело в несовпадении разных значений возраста: хронологического, биологического, социального и психологического.

Как же отличить свое чувство молодости от реального инфантилизма? Критерием отличия может выступать понятие зрелости. Инфантильного человека часто описывают как незрелого в разных аспектах.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявится в «детских» эмоциях, которые, с одной стороны, могут быть очень привлекательными – такой человек будет ярким, привлекающим к себе внимание, как порхающая бабочка, экзальтированным. Незрелость мотивационной сферы проявится в отсутствии иерархии мотивов, целей, в низкой учебной или трудовой мотивации и т.д.

Если обобщать, то можно говорить в целом о незрелости личности. Что означают эти слова? Описывая развитие личности, отечественные психологи говорят о том, что личностью не рождаются, личностью становятся. А.Н. Леонтьев говорил о двух рождениях личности: первом, которое происходит примерно в возрасте от 3 лет и продолжается до школы, и втором – примерно в подростковом возрасте. «Примерно» – так как нет четких границ этих процессов, они могут отличаться у разных детей. В результате первого рождения личности мотивы ребенка выстраиваются в определенную систему, где одни являются более важными и значимыми, а другие – менее.

В результате первого рождения личности для ребенка все более значимым становится выполнение социальных норм, которые озвучивают для него родители и значимые взрослые. К подростковому возрасту у ребенка сильно расширяется круг общения, и иерархия мотивов все чаще начинает приводить к противоречивым ситуациям: «Я должен слушаться взрослых и рассказывать им обо всем, но если я расскажу, как мой друг пробовал курить, я окажусь предателем» или «Родители говорят, что надо хорошо учиться, но в классе мальчики надо мной смеются из-за этого» и т.п. Ребенок оказывается перед необходимостью пересмотра этой иерархии. И в этом как раз и заключается второе рождение личности, критерием которого будет первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок.

Однако другой психолог – В.В. Петухов – говорит о том, что в результате второго рождения появляется еще не личность, а всего-навсего социальный субъект, то есть человек, способный принимать самостоятельные и ответственные решения в соответствии с принятыми в обществе нормами. Можно ли назвать личностью фашиста, который встает перед выбором и разрешает его (вполне самостоятельно и ответственно) в соответствии с нормами своего социума, при этом, например, отправляя в лагерь смерти дом сирот Януша Корчака?

Личностью можно назвать только человека, который принимает решения в соответствии с общечеловеческими нормами

Можно ли назвать личностью бывшего протоиерея Ломакина, о котором пишет святитель Лука и который не только отрекся от Бога, но и возглавил антирелигиозную пропаганду в Средней Азии? Ведь это был вполне самостоятельный и ответственный поступок в соответствии с нормами того общества… Ответ, думаю, очевиден: нет. Значит, человек, принимающий решение в соответствии с нормами общества, еще не личность, поскольку ценности и нормы общества могут сильно отличаться, зависят и от времени, и от культуры, и много еще от чего. Настоящей личностью можно назвать только такого человека, который принимает самостоятельные и ответственные решения, но только в соответствии с общечеловеческими нормами. Именно такую личность можно назвать зрелой.

Всегда ли существовал инфантилизм?

Сразу же возникает вопрос: так что же, инфантилизм – это болезнь ХХ и последующих веков? А до ХХ века не было инфантильных личностей? Тут же услужливый Интернет выдаст нам множество ответов на этот вопрос, большинство из которых подтвердят такое предположение, а кто-то пойдет дальше и свяжет инфантилизм с особенностями политической системы государства. Например, можно встретить такое суждение, что авторитарные государства являются чуть ли не рассадниками инфантильных субъектов. Так ли это?

Постараемся найти самостоятельный ответ на этот вопрос, без подсказок всезнающей сети. Вспомним примеры. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66). А почему отошли? Вот и ответ: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6: 60). Или богатый юноша: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19: 22). Или пять дев, не взявшие с собой запасное масло. Или раб, зарывший талант. А умерщвление Иоанна Крестителя царем Иродом, не сумевшим сделать выбор между нарушением пьяной клятвы и убийством Пророка? Не похожи ли все эти примеры на ту самую незрелость, на тот самый инфантилизм?

Можно заглянуть и не так далеко. В начале ХХ века К. Юнг описывал свое время как «безмерно разросшийся и раздувшийся детский сад».

Возможно, кому-то эти примеры и покажутся неубедительными, но все же против подобных аргументов трудно спорить – сами примеры говорят о том, что даже во времена Иисуса было достаточно инфантильных людей, одно всеобщее дружное «распни» чего стоит…

Кто инфантильнее: мужчины или женщины?

Кто же инфантильнее? Как заманчиво быстро найти ответ на этот вопрос, а главное, как это легко – ведь так много примеров… «Лежит на диване и ничего не делает, семью не обеспечивает, карьеру не строит, все надо делать самой…» Знакомые слова? А продолжение – «…я сама кручусь, я и дома, и на работе все должна успевать, и коня на скаку, и в горящую избу…» И как-то сам появляется ответ – кто же инфантильнее… Но если вдуматься с учетом уже сказанного, таким ли очевидным становится ответ?

С одной стороны, действительно, инфантилизм проявляется в нежелании взрослеть, в безволии, в перекладывании ответственности, в бытовой неприспособленности, в мечтаниях вместо реальных действий. И тогда наша активность, наши кручения «и на работе, и дома», наше стремление взять на себя побольше, и не только свое (ну чего уж там, наденем оранжевые жилеты и пойдем на железную дорогу – больше ведь некому), как-то оправданны – кто ж, если не я…

С другой стороны, не является ли это обратной стороной все той же инфантильности как социальной незрелости – непонимание своей роли, своих действий, неумение нести свою долю ответственности и, как следствие, нарушение чужих границ – ведь тогда есть оправдание, почему не выполнено свое? И самое главное, что все это происходит неосознанно: в нашем представлении мы – герои, спасающие свою семью/свою организацию/(в пределе) свою страну «за себя и за того парня».

В научных исследованиях нет данных, кого же все-таки больше – инфантильных мужчин или инфантильных женщин – и кто все-таки более инфантилен – мужчины или женщины. Интересно то, что инфантилизм женщин в обществе не вызывает такой резкой реакции, как инфантилизм мужчин. Женщине готовы простить многое: и ее эгоцентризм – ну, она же женщина! – и ее безволие: девочки могут позволить себе быть слабыми, и ее нежелание брать на себя ответственность – ну, она же девочка… Сами стереотипы женского образа предполагают слабость и поиск чужой поддержки. К инфантильным женщинам могут относиться иронично, подшучивать над ними, но не будут обвинять в этом страшном грехе, в результате создается впечатление, что женщины и не инфантильны вовсе.

Стереотип же образа мужчины совсем иной, и несоответствие этому стереотипу жестоко карается самими женщинами как минимум навешиванием ярлыка «он инфантильный».

Как избавиться от инфантилизма

Первым шагом к избавлению от инфантилизма должно стать его осознание

А можно ли вообще от него избавиться? По всей видимости, можно. И психологи говорят, что первым шагом к избавлению от инфантилизма должно стать его осознание. Осознание самим человеком, что его неудачи не случайны, что его поведение не вполне соответствует поведению зрелого человека. Но! Это должно быть собственное решение, собственный «инсайт», как говорят психологи, собственное озарение – никакие наши призывы извне не заставят его «осознать», просто потому, что таковы законы психологии.

И здесь лучше нам самим задуматься, а насколько наше собственное поведение не инфантильно, или, может быть, все-таки в нем есть (хотя бы изредка) хотя бы доля незрелости. Может быть, мы (хотя бы иногда) стремимся сделать то, что хочется нам, несмотря на интересы других. Или мы жалуемся на других, не пытаясь найти свою долю вины в происходящем. Или мы не допускаем, что можем сделать что-то не совсем идеально, можем иметь недостатки и трудный характер и т.д.

Начать надо с себя. Насколько мое поведение (не)инфантильно? Готов(а) ли я создать семью, или вокруг меня нет достойных претендентов и лучше оставаться одному, пока не найдется абсолютно подходящий(ая) для меня? Или достойные есть, но надо же и карьеру построить – а как без этого? Готов(а) ли я родить детей, или надо подождать, пока защитится диссертация/наберется достаточное количество денег/достигнутся все необходимые должности/появится квартира и т.п.? Готов(а) ли я принять отпуск в Крыму/на даче/в городе, или совершенно необходимо поехать в дальние страны, несмотря на какие-то препятствия к этому? А дальше еще сложнее – готова ли я подчиниться и надеть юбку/платок в храме, а не возмущаться ретроградством Церкви? И так далее. Давайте начнем с себя!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Мы ответственны за все? Мы ответственны за все?
Митр. Нектарий (Антонопулос)
Мы ответственны за все? Мы ответственны за все?
Митрополит Нектарий (Антонопулос)
Мы хоть задумывались когда-нибудь, сколько событий в истории человечества начались из ничего, из незначительных мелочей?
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Архим. Андрей (Конанос)
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Может ли духовник разрешить все твои проблемы? Нужно ли бояться ошибок? Что делать, если ты колеблешься?
Инфантилизм: жизнь как магазин игрушек Инфантилизм: жизнь как магазин игрушек
Инна Карпова
Они существовали всегда — взрослые, не желающие взрослеть. Но именно сейчас пришло их время — время, когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой или в разъездах по миру за футбольной командой. В Америке таких называют «кидалты» — «взрослые дети», любящие игры, не желающие обзаводиться семьей, одетые, как подростки. В Италии — бомбоччиони, до седых волос живущие с родителями, которые стирают им одежду и заправляют постели. Но инфантильность — не заграничная болезнь. Многие из нас ходят с ее симптомами.
Комментарии
Руслан21 сентября 2016, 08:19
А вообще-то мне кажется, инфантилизм - несколько надуманное понятие. Даже у автора есть некоторые противоречия. С одной стороны, в начале статьи говорится о том, что это можно использовать как "ярлык", а с другой, когда доходит до конкретных примеров - если ты не в стаде "гуманистических общечеловеческих ценностей", то тебя смело можно назвать инфантильным. Такое вот впечатление создается. Есть конечно, клинические случаи, а в остальном - этот термин очень хорошая почва для самоутверждения за счет других и подчинения их своей воле. Вроде такого "я тебя не понимаю, ты не делаешь так как все, как принято в обществе и так как я хочу - значит ты инфантильный, ну совсем как ребенок". Это обидный ярлык который зачастую используется для манипуляций над другими людьми, и деления людей на сорта - этот вот зрелый, а этот даже и не личность. А христианин, как мне кажется, должен любить всех, и помогать всем, чем может, а не оценивать зрелость или незрелость других людей. Надо в первую очередь отвечать за себя и так поступать с людьми, как хотели, чтобы они поступали с вами. Чрезмерное оценивание других людей - это прямой путь к осуждению, тщеславию, и гордости. А термин модным стал только сейчас. Раньше люди были проще и добрее, а изучение психологических особенностей развития личности было уделом ученых.
Анна21 сентября 2016, 00:08
Дорогая Елена, Господь все управит. Все будет хорошо, а иначе зачем быть!
Юлия20 сентября 2016, 04:25
ЕЛЕНЕ:Вам пишет семейный врач,мама 4-х сыновей.К своему старшему сыну у меня были такие же чувства при сходной ситуации:мне все обязанности были в тягость. Тоже винила роды ( применялось обезболивание). Через 4 года родился второй сын ( роды были естественные и для меня очень тяжелые)и я стала настоящей мамой,причем появились сильные чувства к обоим детям и ответственность за свою и их жизнь. Сейчас я взрослее и часто встречаюсь со следующими причинами послеродовой депрессии:1. Молодой возраст мамы.2 Отсутствие предыдущего опыта воспитания и ухода за братьями и сестрами,племянниками и т.д.3. Бытовая неустроенность или новая нагрузка с домашними делами у мамы ( то есть если раньше домашние обязанности выполнял кто-то другой) 4. Резкая смена ритма жизни ( отказ от поездок, учебы, любимой работы, хобби) и сужение круга общения.5. Беспокойный, нездоровый или постоянно плачущий ребенок.6. Постоянное вмешательство в воспитание и уход за ребенком бабушек и др.родни, а также критика с их стороны 7. Недостаточное пребывание мамы с ребенком на свежем воздухе.8. Вредное привычки и нездоровый образ жизни супругов.9.Неустойчивое материальное положение и тревожность ( если родители не полагаются на волю Божию)10.Ребенок не оправдал надежд родителей по полу, внешности,схожести с папой или мамой и т.д.11. Пребывание мамы почти постоянно один на один с ребенком до 1-1.5 лет.Из этих наблюдений следуют рекомендации(без претензии на научность и доказанность - только личный опыт и наблюдения):1.Посмотрите на ребенка как на чудо Божие и Его дар,почитайте в эмбриологии, как он под действием необъяснимой силы Божьей благодати развивался и рос.2.Присмотритесь к ребенку,найдите в нем положительные качества( какой он упорный,любознательный или,наоборот, задумчивый, тихий,и т.д), кем он может стать,когда вырастет ( исследователем или поэтом)3. Поймите, что родив его,вы начали историю нового рода и только вы в ответе за то,каким вырастет этот человечек 4. Постарайтесь подарить ему свои внимание и заботу в меру возможностей ( можно купать ребенка не 1, а 2 раза в день,дать ему возможность подольше поплескаться,лишний раз спеть песенку,которую он любит,дать поиграть в новую вещь - ключи, пенал,сумочку ). Чем больше у ребенка будет положительных эмоций-тем светлее и радостнее у Вас на душе.5. Запретила себе лениться и унывать, старайтесь делать всё вовремя, соблюдайте режим дня.6.Взбодрите себя физической нагрузкой -зарядкой, бегом или прополкой грядки -это поднимет настроение.7. Чаще бывайте на воздухе.8.Маме иногда полезно просто вырваться из дома без ребенка-в магазин, в гости и т.д.9.Водите ребенка на причастие, приходите с ним на литургию ( даже самые маленькие дети быстро привыкают и часто всю службу ведут себя спокойно или спят),выполняйте молитвенное правило,пусть даже короткое.9. Совет папам- радуйте супруг,ваша задача -сделать их счастливей. 10. Уясните,что ухаживать,растить ребенка - самое главное занятие для Вас, а не "выкинутое время на декрет и т.д" Учеба,работа,поездки от Вас никуда не денутся,а ребенок вырастет,не почувствовав мамину любовь и внимание.11.Найдите занятия с ребенком,которые доставляли бы радость вам обоим:можно шуршать листьями,играть в песочнице,мерить лужи,кидать в них камни,нюхать цветы,рисовать пальцами в гуаши - когда Вы себе еще это позволите? Будьте немножко ребенком,немножко его другом, а не надзирателей,который постоянно говорит,что "это нельзя". 12. Чаще слушайте спокойную,у миротворенную музыку, молитвы,Псалтирь. И последнее-с первым ребенком обычно сложнее всего,но потом он обязательно будет и любимым, и помощником,и отрадой. Мне с одним было намного сложнее, чем сейчас с четырьмя. А сколько будет детей в семье- пусть решает Господь Бог.
Елизавета19 сентября 2016, 21:24
Елена, то, что с Вами происходит (не сразу испытать любовь к ребенку)- абсолютно нормальное явление, хотя и не так часто встречается. Сама прошла через это,в первый год жизни ребенка с ужасом осознавала, что совершенно не чувствую любви, более того, не видела проявления эмоциональной потребности во мне у ребенка. Считала себя чудовищем,думала, таким как я нельзя рожать детей. Потом уже прочитала множество исследований по психологии, обьясняющих это явление. Только через год начало появляться ощущение, что это мой ребенок. Сейчас уже очень-очень сильно его люблю и страшно вспоминать свои прежние чувства и слова. На самом деле беда в том, что молодые мамы окружены потоками умильных слащавых рассказов о сразу возникшей и взаимной "любви" к малышу (особенно карамельны посты в соцсетях) и зачастую оказываются подавлены этим стереотипом. И очень мало где можно встретить адекватное и трезвое описание становления настоящей, не сюсюкающей любви к ребенку. Не спорю, у многих мам она возникает еще до родов, но увы, есть и такие, у которых это чувство формируется постепенно и крепнет со временем. И это тоже разновидность нормы!
Николай Старостин19 сентября 2016, 19:46
Актуальная и хорошая в целом статья, а Антону спасибо за конструктивную критику) Храни Господь!
Фотиния-Елене19 сентября 2016, 18:49
Елена, очень вас понимаю, но все наладится. Я была в такой ситуации. Осложнения после родов, постоянная боль, полное отсутствие сил, пропало взаимопонимание с мужем, нехватка молока для ребёнка. И самое ужасное, что малышка родилась с редкой патологией ( 1 на 10000 детей). И это при полном отсутствии вредных привычек у меня и мужа. Я ОЧЕНЬ переживала и страдала, что не смогла нормально родить здорового ребёнка, что даже не могу его выкормить. И также, как и Вы,вспоминала как хорошо нам с мужем было до рождения дочери... Но однажды Господь смилостивился и избавил меня от уныния... И сейчас ( а прошло уже 7 месяцев) я рада, что у меня именно этот ребёнок. Слава Богу! Божьей помощи Вам! Для Господа все возможно, и в одну минуту у Вас появится такая любовь к ребёнку, что вы не сможете и минуты без него прожить. С Богом!
Петр В.19 сентября 2016, 18:11
Автор тут ссылается на К.Юнга так,походя,мимоходом,как на признанного авторитета, что недопустимо для человека православного. Есть и другие замечания по статье
Екатерина19 сентября 2016, 17:13
Статья хорошая, взвешенная, заставляет задуматься. Но и с комментарием Антона нельзя не согласиться. Спасибо за повод поразмышлять.
р.Б.Алла19 сентября 2016, 16:44
ЕЛЕНЕ У моей невестки по показаниям рождение первого ребенка также было через кесарево сечение,а второго (побоялись,что разойдутся швы на самой матке)тоже "кесарили".Но это не повлияло на безграничную любовь к малышам.Так что,о "выбросе гормонов"речь даже не шла и не идет.Любовь она или есть или ее нет.Как можно не любить это маленькое беззащитное существо?Это же маленький АНГЕЛ.Помоги вам Господи обрести это неповторимое и ни с чем несравнимое чувство любви к своему малышу!
Анна 19 сентября 2016, 15:59
Антон, очень с Вами согласна. И у меня вопрос к специалистам по христианской антропологии. Согласно ей, с какого момента человек считается личностью? Насколько я знаю, с момента зарождения жизни, зачатия. Я ошибаюсь? Понятия "природа" - "индивидуальность" - "личность", - вот в этой связке об этом говорится.
Людмила - Елене19 сентября 2016, 15:47
Елена, любовь это дар Божий! Ваша нелюбовь к ребёнку может быть испытанием вашей веры. Ребёнка нужно любить! Усердно молитесь Богородице о даровании любви к ребёнку, и Богородица в долгу не останется! Вы ещё узнаете чудо материнской любви, и поймёте истинный смысл материнства. И тогда возрастёт ваша вера. В сущности это и будет настоящим христианством. Непостижимы пути Господни, ведущие нас ко спасению!
Лана19 сентября 2016, 15:46
Елена,это у Вас послеродовая депрессия,это пройдёт.У меня тоже так было,тоже было кесарево,прошло и все будет хорошо и малыша своего вы очень любите иначе не переживали бы так из-за своих чувств.А малыши они так быстро растут,наслаждайтесь каждым днём
Антон19 сентября 2016, 14:08
Читаю: "Настоящей личностью можно назвать только такого человека, который принимает самостоятельные и ответственные решения, но только в соответствии с общечеловеческими нормами". А что такое общечеловеческие нормы? И есть ли они вообще? Ведь многое из того, что считается нормальным и даже добродетельным в одной цивилизации, может считаться абсолютно неприемлемым в другой. Например, самоубийство во многих языческих цивилизациях в определённых случаях считается праведным поступком (харакири у японцев, самосожжение вдовы у индусов и т.п.). А для христиан - это самый тяжкий грех. Или людоедство, которое у очень многих народов было (а кое-где и остаётся) неотъемлемой частью культурных и религиозных традиций. Судя по тому, что дальше пишет автор, общечеловеческими ценностями она считает ценности христианские. Так так и надо писать. Между христианскими ценностями, христианской моралью и ценностями других мировоззрений существует немалое различие. Даже современное гуманистическое мировоззрение, которое выросло на христианской почве, но отреклось от Христа, по целому ряду вопросов придерживается позиций, несовместимых с христианской верой. Поэтому и само понимание инфантилизма, которое вытекает из статьи, довольно спорно. По сути, автор предлагает считать инфантильным любой человеческий грех. Но это как-то странно. Я сильно сомневаюсь, что старцы синедриона, обрекшие Христа на смерть, были инфантильными людьми. Мне думается, это были как раз люди зрелые и искушённые в мирских делах, ответственные, серьёзные и умевшие прсчитывать свои шаги на много ходов вперёд - но не просвещённые Христовой верой. Так же как и многие другие гонители христианства. Я ни в коем случае не сторонник инфантилизма, ставшего бедствием нашего времени, но мне кажется, что нельзя ставить знак равенства между зрелостью и христианской праведностью, равно как и между инфантилизмом и греховным устроением души. При всей расплывчатости слова "инфантилизм" настолько широко его понимать нельзя.
М. С.19 сентября 2016, 13:34
С удивлением читаю о том, что женщине, оказывается, дозволяется быть инфантильной. По-моему, у нас на женщину и так много всего возложено. Конечно. попадаются и инфантильные профурсетки, но к ним и отношение несерьёзное.
Елена19 сентября 2016, 13:12
Может быть инфантилизм - это про меня... Я родила ребенка и не люблю его. Я столько читала о сильных материнских чувствах, а у меня они не проснулись. Забота о ребенке в тягость. Причем рожден он в законном браке от любимого мужа, беременность была желанной. А чувств нет. Возможно это из-за того, что рожден он через Кесарево (были медицинские показания), говорят что в таком случае не происходит колоссальный выброс гормона любви, и не включается материнский инстинкт. Но факт остается фактом. Мне не хочется с ним нянчиться, я его не люблю. И мысли часто закрадываются, зачем я вообще родила, мы так хорошо с мужем вдвоем жили. Второго точно рожать не буду.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×