Будущее русского образования(+Видео)

Задача образовательного процесса - научить молодежь ясно мыслить

    

В рамках новой постоянной рубрики в программе "Наша страна" председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО Владимир Романович Легойда делится своей точкой зрения на задачи, стоящие перед российским образованием после назначения на пост главы профильного ведомства Ольги Васильевой.

    

В сентябре нельзя не говорить об образовании. Нет, я сейчас не о назначении нового министра - о более общих вещах.

"Предложение выражает законченную мысль", - так нас учили в школе. Современные школьники предложениями, увы, не говорят. В лучшем случае - незаконченными.

Другой афоризм, который я также запомнил со школьной скамьи: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает". В изложении мыслей, с которыми я сталкиваюсь у студентов младших курсов, о ясности говорить не приходится.

Еще одно "замечательное" следствие реформ - неумение аргументировать. Просишь на экзамене: "Обоснуйте". Ответ: "А это моя точка зрения!" Объясняешь, что фраза эта сама по себе аргументом не является, что нужны факты, доказательства, умение анализировать... В ответ - обида.

Невольно вспоминается "Мастер и Маргарита":

"- Дайте нарзану, - попросил Берлиоз.

- Нарзану нету, - ответила женщина в будочке и почему-то обиделась".

Впрочем, довольно критики. Еще одно правило, усвоенное мною со школьных времен: критикуя - предлагай. Предложения следующие:

Первое.Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. Нельзя жаловаться, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточного количества часов.

Второе.Вариативность в преподавании литературы должна соседствовать с обязательным списком произведений, который должен стать результатом широкого обсуждения и общественного консенсуса. Иначе все мы будем говорить на разных языках, хотя и будет казаться, что на одном.

Третье.ЕГЭ должен включать в себя не только тестовые задания, но и другие, связанные в первую очередь с умением внятно излагать чужие и свои мысли, аргументировать и анализировать разные точки зрения.

Четвертое.Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Поэтому профессия учителя должна стать уважаемой и престижной. Необходимо, чтобы учитель был обеспечен в материальном и защищен в социальном плане. Необходимо, чтобы школьная система оставляла простор для творчества, а не заставляла учителя заполнять кучу разных и ненужных форм отчетности. Важно снимать фильмы и делать программы про учителей. В общем - социальный заказ телевидению, кино и масс-медиа...

Пятое.Подготовка учителей. Необходимо пересмотреть и усовершенствовать программы в оставшихся педагогических вузах (их количество было относительно недавно сокращено примерно в пять раз). Значит, это уменьшенное количество должно с неизбежностью перейти в качество.

Задачи сложные. Но подъемные. Очень надеюсь, что свою лепту в их решение внесет и недавно воссозданное Общество русской словесности, которое весной этого года возглавил Патриарх Кирилл.

А новому министру я желаю всяческих успехов и умных помощников. Уверен, у нее все получится.

Владимир Легойда

Источник: Телеканал «Царьград»

18 сентября 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна19 сентября 2016, 05:01
я считаю, что чтобы учитель мог творить, индивидуально подходить к ученику и в результате сделать для него учебу интересом, а не обузой, надо изменить требования к ученикам, выпускникам, т.е. к результатам учительского труда. Что бы ни меняли в самом учебном процессе, каких бы решений ни принимали, результат работы учителя - сдача учениками экзаменов. Что для экзаменов нужно, тому учитель и учит. Покуда в-основном это натаскивание, потому что думать дети действительно не умеют и не хотят. И если от них этого резко потребовать, сменив формат экзаменов, они просто не справятся. Надо сильно менять форматы с начальной школы. К сожалению, реально нужное очень плохо поддается контролю: индивидуальный рост ребенка. Пока есть стандарты, основанные на чем-то другом, всегда будет много детей, которые до них не дотягивают, а выпускать таких детей тоже надо. В результате учитель и школа в целом как обычно будут вынуждены их "прикрывать" и заниматься показухой вместо развития таких детей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×