Слово Патриарха

Неделя 14-я по Пятидесятнице

  

Чтобы храм через красоту призывал человека к Богу

Москва является не только административным центром России, но и городом-символом нашей государственности, крупнейшим мировым центром Православия. Поэтому сегодня на нас возложена серьезная ответственность. Реставрируя древние памятники церковного зодчества, приумножая духовное наследие России, следует серьезное внимание уделить и современному храмостроительству. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый построенный нами храм был произведением искусства и через красоту внешнюю призывал человека к Богу и красоте души.

Из слова на VI заседании Попечительского совета
Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы
20 сентября 2016 года

    

Святая Гора аккумулировала богатства православного мира

Святая Гора аккумулировала духовные, интеллектуальные и культурные богатства всего православного мира. Главным богатством Афона всегда были монашеские традиции. Начиная с первых времен после Крещения Руси русские иноки обращались к Святой Горе как к сокровищнице благодати, черпая вдохновение в ее благодатной жизни и заимствуя лучшие черты монашеского жительства. Подвигами и трудами преподобного Антония Киево-Печерского, преподобного Паисия Величковского, преподобного Силуана Афонского и сонма других святых угодников святогорские традиции воплотились в богослужениях, молитвенном делании, общем строе внутренней жизни русских обителей.

Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя г. Москвы
21 сентября 2016 года,
в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

    

Афон – мощный центр православной цивилизации

В самом деле, Афон – это не только место уединенной молитвы и незримых миру подвигов, но и мощный центр православной цивилизации, православной культуры, православной духовности. И, может быть, особенно значим тот факт, что с самого начала своего существования Афон был многонациональной монашеской общиной. Мы уже можем точно сказать, что и 1000 лет назад русские были на Афоне, причем один из русских был игуменом монастыря и поставил свою подпись под важным юридическим документом, назвав себя игуменом и пресвитером монастыря россов.

Из слова на открытии историко-документальной выставки
«Русь и Афон. К 1000-летию присутствия
русских монахов на Святой Горе»,
Москва, 21 сентября 2016 года

Богослужение определяет ритм дня и ночи монаха

Богослужение определяет ритм дня и ночи монаха, и все остальные труды находятся в зависимости от богослужения, а не наоборот. Благодаря этому монах не утрачивает духовной ориентации и сохраняет видение подлинного смысла и цели своей жизни.

В храме время изменяет свое течение

Богослужение оказывает особое воздействие на человеческое сердце. В храме время изменяет свое течение, и мы созерцаем великие библейские образы, мы приобщаемся к духовной традиции двух тысячелетий. Думаю, невозможно быть каждый день в храме, питаться божественной службой и не гореть при этом духом, не желать служить Богу. Как в архитектуре монастыря храм находится в его центре, так и в повседневной жизни монаха служение Богу, полная отдача себя Господу занимает центральное место. И духовный подвиг монаха состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в богослужении суточного круга, а не оправдывать свое отсутствие другими делами, имеющими для инока второстепенное значение. Если инок эти второстепенные дела считает более важными, чем молитву, что-то неправильное происходит в его сознании и его сердце. Если каждодневные заботы ставятся над богослужением, если они становятся приоритетом в монашеской жизни, то, несомненно, в жизнь монаха, может быть, не очень заметно для него, войдет мирской дух, потому что служение суете будет вытеснять общение с Богом.

    

Цель аскезы – очистить сердце

Современный человек, который привык пользоваться телефоном, компьютером, переступает порог монастыря и приносит хорошо известные обеты. А потом оказывается, что обеты соблюдать он может, а вот устраниться от мира, не используя мобильный телефон, – никак. Зависимость от Интернета такая, что никаких сил не хватает от него отказаться. Так что древние отцы имели свои искушения и соблазны и преодолевали их, а у нас с вами свои искушения и соблазны. Не иметь в личном пользовании сотовый телефон, не блуждать по миру с помощью Интернета и тому подобное – это нелегкая аскеза для современного человека. Но ведь она проникнута не пессимизмом, а оптимизмом, она исполнена света и надежды, она совершается ради раскрытия и возрастания личности, а не ради ее подавления. Цель такой аскезы – очистить сердце, чтобы оно соделалось обителью Божией.

Вы сражаетесь на передовой линии духовного фронта

Нам нужно трудиться, молиться и дерзать. Помните, что вы сражаетесь на передовой линии духовного фронта, вы впереди всего воинства Христова и вы принимаете, может быть, самые тяжелые удары, но со всеми нами Божия Матерь, Игумения всех обителей. Каждый монастырь, пусть даже он находится за тысячу километров от Святой Горы, – это тоже удел Божией Матери. Пресвятая Богородица с равной материнской заботой следит за жизнью каждой святой обители. Просите Ее помощи в устроении монашеской жизни и помощи в вашем иноческом делании.

Из выступления на открытии
Собрания игуменов и игумений
Русской Православной Церкви,
Москва, 22 сентября 2016 года

Проповедь премудрости Божией

Церковь в своих проповедях научных знаний не проповедует. Она их не отрицает, она их приветствует, она поддерживает подвиг людей, изучающих мир и человека, но она не имеет никакого права от Бога эти знания проповедовать. Более того, когда и в прошлом было вот так – и это, к счастью, не в Православной Церкви, – когда церковь восхищала право не просто проповедовать научные знания, но включать научные знания в вероучение, то это кончалось катастрофой. Потому что в какой-то момент знания, которые христиане считали богооткровенными, совсем таковыми не являлись. И появлялись новые знания, опровергающие старые знания. И тогда носители нового знания вступали в конфликт, в том числе и с христианскими авторитетами Запада. Всем известна эта страшная история инквизиции на Западе. Она в том числе была связана именно с тем, что западные христиане восхитили право проповедовать то, что принадлежало мирскому знанию.

А мы проповедуем, по слову апостола, премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце века для славы нашей. О какой тайне идет речь, и как можно проповедовать тайну? Ведь тайна сокрыта. Как же можно проповедовать то, чего не знаешь? Тайна Божия была сокрыта, но через творение мира и человека эта тайна была открыта людям. И эту от века сокрытую тайну в недрах Божественной жизни узнали первые люди Адам и Ева. Они узнали, что главным в жизни мира, Вселенной, всего творения, в жизни человека является только одно – это общение с Творцом. Все остальное вторично. Любая высота человеческого знания – ничто перед этой открытой Богом тайной Своего замысла о мире и человеке. И когда эту величайшую истину и ценность первые люди не удержали и предали, и произошел переворот во всей человеческой истории. И Божественная тайна, от века сокрытая, стала закрываться и для сынов и дочерей человеческих.

Общение с Богом

Именно общение с Богом есть условие жизни личности, всего творения, всего космоса, всего того, что мы имеем, что видят глаза наши и что осязают руки наши. В основе всего – величайшая истина: бытие зависит от Бога. И если люди желают поддерживать бытие мира сего, свою собственную жизнь, жизнь всего рода человеческого, они должны во главу угла поставить свое общение с Богом.

Это дано святым людям

Назовите мне еще сейчас какого-нибудь выдающегося человека, поклониться останкам которого пришло бы в нашей стране за короткий период более 300 тысяч человек. Никому это не дано – ни великим политикам, ни великим ученым, ни культурным деятелям, ни писателям, ни поэтам. Это дано святым людям. И наша любовь к святым ведь не является просто эмоциональным переживанием – какое может быть эмоциональное переживание, когда прикладываешься к главе давно умершего человека! Это не эмоциональное переживание – это благодать Божия, проистекающая от святых останков, от мощей. Мы соприкасаемся через поклонение святым угодникам к той самой премудрости Божией, в тайне сокровенной, которую Бог явил в конце веков для славы нашей. И эта премудрость славой Божественной воссияла в жизни святых людей.

Из слова после Литургии
в Троицком соборе Данилова монастыря
г. Москвы, 24 сентября 2016 года,
в субботу пред Воздвижением,
день памяти преподобного Силуана Афонского

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Нам часто не хватает духовного зрения, чтобы видеть присутствие Божественной благодати, действие Святого Духа. А ведь присутствие Бога в человеческой истории и является самым существенным фактором, сохраняющим мир от самоуничтожения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Главное заблуждение современной цивилизации в том, что достоинство и права человека отрываются от его нравственной природы и нравственной ответственности. Предполагается, что каждый, обладая правами и достоинством, совсем не ответственен перед своей совестью.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Патриаршее служение, даже лишенное на десятилетия самого Патриарха, продолжало осуществлять великую миссию объединения нашего верующего народа и сохранения Церкви в тяжелейших исторических условиях.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Никаким средствами сегодня невозможно закрыть уста Церкви! Мы будем провозглашать Божию правду. Ведь если мы не достучимся до человеческих умов и сердец, то все может вновь кончиться катастрофой. А никаких смут, никаких революций, никаких конфликтов в России быть не должно.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда он опирается на нравственное чувство человека, когда требования права совпадают с голосом совести человека. Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, становится даже вреден для человеческого общества.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Сила слова – это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Крест, принятый сознанием и сердцем человека, делает его свободным и способным отвергать зло и устремляться к добру, даже если движение к добру связано с возложением на себя креста по образу и подобию креста Христова.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Христианское послание, обращаясь к человеческой душе, к разуму, к сердцу, требует перемены разума и сердца. Но очень многие неспособны принять это. Поэтому слово, обращенное с призывом к человеку изменить жизнь, возбуждает ненависть, агрессию.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×