Сила Божия ко спасению

Слово на Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
    

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день мы совершаем память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник – не только воспоминание об историческом событии, имевшем место быть 1700 лет назад, но и утверждение веры, что Господь Иисус Христос не умер, но воскрес!

После распятия и погребения Господа, двух восстаний иудеев против римской власти император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на этом месте поставить храм Венере – римской богине «плотской любови». На святом месте стали совершаться языческие жертвоприношения.

В начале IV века император Константин увидел на небе Божие знамение – Крест с надписью: «Сим победиши». Содействием Божиим он в трех войнах одержал победу над соперниками за императорский престол. Желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин в 325 году направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену († 327).

По ее приказанию храм Венеры был разрушен, и в ходе раскопок была найдена пещера Гроба Господня. Неподалеку от нее – три креста и дощечка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Для того чтобы узнать, какой из крестов тот самый, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа.

Узнав об этом великом событии, к святому Кресту стали стекаться христиане со всего мира. Чтобы дать им возможность хотя бы увидеть великую святыню, епископ Макарий вместе с духовенством поднимал, по-славянски – «воздвигал», Крест над головами молящихся. И от этого поднятия ввысь и получил название сам праздник – Воздвижение Креста Господня.

Через десять лет на месте Голгофы и пещеры Гроба Господня была отстроена большая базилика с ротондой Воскресения Христова (ок. 335), а день ее освящения стал ежегодно праздноваться с большой торжественностью. Строительство нового храма в честь Воскресения Христова было знаком победы христианства над язычеством.

Для того чтобы укрепить в вере императора Константина, который не присутствовал в Иерусалиме при обнаружении Креста, царица Елена отправила ему часть Честного Древа. Так началась традиция отделения частиц от Честного Древа для укрепления в вере тех христиан, которые не могли приехать на поклонение в Иерусалим. Крест Господень служил для них видимым доказательством подлинности существования Иисуса Христа, подлинности Евангелия и всей истории спасения человечества. Уже к середине IV века, как свидетельствует святитель Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В некоторых древнейших храмах Северной Африки археологи наших дней обнаружили надписи середины IV века, в которых упоминаются имевшиеся там частицы Честного Креста. А святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст писали, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан[1].

«Крест освятил вселенную… он собрал народы… и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение»

По словам преподобного Ефрема Сирина, «Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение».

Понятие о кресте первоначально относилось исключительно к орудию смертной казни: римляне на крестах распинали преступников. Но со временем понятие Крест Господень стало вмещать много дополнительных значений.

Уже в Посланиях апостола Павла Крест является не только синонимом распятия и крестной смерти, но и символом победы Спасителя над диаволом, смертью и грехом. Христос вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест и посрамление, но затем – воссел одесную Престола Божия на высоте (см.: Евр. 12: 2). Мертвое по грехам человечество Христос оживил, пригвоздив рукописание наших грехов ко Кресту (см.: Кол. 2: 14). Посредством Креста Христос примирил человека с Богом (см.: Еф. 2: 16). Кровью Креста Его все творение, земное и небесное, примирилось с Богом (см.: Кол. 1: 20).

Поэтому проповедь о Кресте, по апостолу Павлу, – это не только свидетельство об историческом факте распятия, но и призыв твердо держаться исповедания христианской веры (см.: Гал. 5: 11), указание на то, что для нас, спасаемых, Крест – это сила Божия (см.: 1 Кор. 1: 18).

«Крест проповедуется – и воскресение даруется, и жизнь является, и Царство Небесное удостоверяется»

То, что прежде было символом осуждения, теперь стало знаком спасения. Христос просветил сидящих во тьме, освободил нас от заблуждения и сделал друзьями Богу. Теперь мы уже не блуждаем по пустыне, но имеем источник воды живой; мы не боимся хищных волков, потому что получили Доброго Пастыря; нас не страшат тираны, поскольку находимся около Царя Небесного. До Креста мы были чужды рая, а с явлением Креста даже благоразумный разбойник был удостоен рая. По словам, относящимся к традиции святителя Иоанна Златоуста, через проповедь о Кресте распространяется истина по всей вселенной, исповедуется вера в Бога, «Крест проповедуется – и мученики подвизаются и исповедничество за Христа утверждается; Крест проповедуется – и воскресение даруется, и жизнь является, и Царство Небесное удостоверяется»[2].

В одном из своих «Огласительных слов» святитель Кирилл Иерусалимский расширяет понятие о силе крестного знамения, указывая на то, что оно – не только способ внешнего утверждения веры, но и сила против диавола и его падших духов.

«Итак, не будем стыдиться исповедовать Распятого, – пишет святитель, – с дерзновением будем изображать рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; будем изображать Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем… Ибо это – благодать Божия; знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством Креста победил Он их, властно подвергнув их позору (Кол. 2: 15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона»[3].

Использование крестного знамения как отгоняющего всякую нечистую силу стало частью аскетической практики древних подвижников. Но это – не магическое действие, которое действует само по себе, и не только внешнее выражение православного благочестия. Крестное знамение – это, в первую очередь, видимое исповедание нашей веры в Спасителя Иисуса Христа, духом уст Которого уничтожается всякое беззаконие (см.: 2 Фес. 2: 8). Осеняя себя крестным знамением, мы, по словам Златоуста, должны задуматься над теми страданиями, что претерпел Спаситель: «Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение Креста, и тогда ты угасишь свой гнев и все остальные страсти»[4].

Не мы своей силой победили диавола, не мы своей силой победили смерть, не мы своей силой обрели рай, но «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 4–5). Благодатью мы спасены через веру, чтобы никто собою не хвалился.

Будем же со смирением взирать на Крест Господень. И, осознавая свои немощи и постоянные падения, – благодарить Сына Божия, даром открывшего нам Небеса. Будем же твердо держаться исповедания христианской веры, и тогда Господь Славы оградит нас на земле от всякой вражьей силы, а на небе уготовает нам небесный чертог в жилище ангелов, где царит непрестанная радость.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

Аминь.


[1] Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 160–171.

[2] http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_vozdvizhenie/.

[3] http://pravoslavie.by/page_book/krest-hristov.

[4] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 2. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской духовной академии, 1896. С. 916.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Петр Постников28 сентября 2016, 02:41
СПАСИБО !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×