«Подводные камни» молитвенного правила

В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).

    

Сопротивляясь хаосу

Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.

Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком­-то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.

Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.

Нет регулярности — нет основы

Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.

Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.

Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.

«Выигрывая время», проигрываем всё

Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те пять или пятнадцать минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной. Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.

Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.

К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.

Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.

И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.

Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.

Чуть меньше, чем можем

Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.

Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.

Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.

Можно ли молиться нерассеянно?

К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.

    

Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.

Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.

Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.

Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.

Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Андрей Кусей21 сентября 2017, 10:53
Здравствуйте! Можно спросить? Можно ли специально учить молитвы (утренние, вечерние), как стихи, или это, как сказано в статье: "превратится в абсурд" если перечитывать их по десять раз?
Наталия12 марта 2017, 21:40
о. Нектарий, Ваши наставления необходимо периодически перечитывать, дабы сверяться с правильным курсом!Это похоже также на настройку по камертону. В этот раз прочтения вновь открыла для себя что то новое. Спаси Господи и вразуми!
Наталья20 октября 2016, 00:22
У меня тоже утреннее правило занимает 40 минут, да ещё хочется помолиться за мужа, за деток, за некоторых родных, о которых душа болит; обратиться к святым за помощью (хотя бы тропари им прочитать) - тем, которые почему-то тронули сердце моё в определённые моменты жизни (та же матушка блаженная Ксения Петербургская, или святитель Спиридон, или святитель Лука Войно-Ясенецкий, или Сорок мучеников Севастийских); вот и набегает уже час - час с небольшим. Ну и вечернее как минимум на час плюс дополнительные молитвы, которых душа просит... На каком-то православном сайте я нашла ссылку на "Настольную книгу священнослужителя" том 4 стр. 736; там якобы сказано (сама не проверяла, к источнику не обращалась), что существует 3 основных молитвенных правила: 1) полное, которое напечатано в "Православном молитвослове" - рассчитано на МОНАХОВ и ДУХОВНО ОПЫТНЫХ МИРЯН; 2) краткое, рассчитанное на ВСЕХ верующих; УТРОМ: "Царю небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Богородице Дево", "От сна восстав", "Помилуй мя, Боже", "Верую", "Боже, очисти", "К тебе, Владыко", "Святый Ангеле", "Пресвятая Владычице", призывание святых, молитва за живых и усопших; ВЕЧЕРОМ: "Царю небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Помилуй нас, Господи", "Боже вечный", "Благаго Царя", "Ангеле Христов", от "Взбранной Воеводе" до "Достойно есть"; 3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского - для КРАЙНЕ УТОМЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Второй вариант, как видно, действительно намного короче и занимает гораздо меньше времени. Но моя беда в том, что к тому моменту, когда я о нём узнала, я уже привыкла к полному молитвенному правилу, к этим "нездешним словам" (по Павловой Нине Александровне, Царство ей Небесное), которыми "чем чаще молишься, тем слаще от них". Ключевые слова - ЧЕМ ЧАЩЕ МОЛИШЬСЯ. Нельзя, как и пишет о.Нектарий, прерываться ни за что. Бог нам всем в помощь, ну, и молитва "О даровании молитвы" ))
Наталья14 октября 2016, 23:52
Спасибо за вразумления о.Нектарий! Появилась ясность в самой сути молитвенных правил. Душа то знала, а ум прыгал и метался. Прости нас Господи!
Ольга14 октября 2016, 17:15
Спасибо, батюшка, за полезную информацию! Очень важная! Будем стараться!
Алексей13 октября 2016, 14:27
Все время удивляюсь словам, что у кого-то правило занимает 20 минут. На форумах тоже о таком читал неоднократно. Но как это возможно? У меня меньше 40 минут не получается. Может есть правильные и неправильные молитвословы, где объем правила различается? У меня есть несколько и там оно везде большое. Но это же не значит, что его надо тараторить, чтобы уложиться в 20 минут? Я и не верю, что другие тараторят. Но почему тогда такая разница по времени? Даже завидую, потому что мне нелегко вставать на молитву, зная, что она будет долгой, 40 минут очень тяготят, а вечернее ведь еще больше. Помоги нам, Господи!
Фотиния11 октября 2016, 19:26
Григорию! Спаси Вас Господи за совет. Стараюсь молиться сама. Храни Вас Господь.
Наталья Нетребенко11 октября 2016, 16:51
Серафим Саровский говорил что каждый день нужно читать Богородица Дево радуйся 150 раз и через каждый десяток Отче наш и Милосердия двери отверзи . обязательно.а в правилах это не предусмотрено и в статье тоже нет.Может быть это обязательно только в монастыре? А за статью спасибо-наставила.
Григорий11 октября 2016, 16:44
Фотинии. Простите ради Бога за совет. Читайте домашние молитвы как Вам удобнее. Лучше конечно, по-моему, если Вы это сами делаете в благоговении, стоя и перед иконами. Например, мы же не будем читать рассказ или повесть через прослушивание её в записи. Лучше ведь самому книгу прочитать, если умеем читать. То же самое и молитвы касается, она прежде всего дана нам в помощь, каждое слово в ней дано Духом Святым. Причём она будет понятна, если мы сердцем, не разумом лишь, а именно сердцем, приобщимся к молитве.
Татьяна11 октября 2016, 10:58
Слава Тебе, Боже, что послал мне возможность увидеть эту статью! Как просто и понятно объясняются вечные вопросы и сомнения православного человека! У меня как раз произошёл длительный сбой в выполнении молитвенного правила, и я не находила ответов, как его восстановить и в какой форме. Теперь появилось понимание, как это сделать. Осталось приложить усилие. Слёзы наворачиваются, и есть ощущение, что я не оставлена и могу с помощью Божией снова вернуться в православную семью и встать на путь исправления духовного. Тогда и жизненные обстоятельства изменятся, и покой в душе появится. Помоги, Господи, мне и всем мятущимся на пути спасения! А кто может, помолитесь обо мне, рабе божьей Татьяне!
Екатерина11 октября 2016, 09:27
Не всем дано дар молиться как бабушка, иногда прочитанное или услышанное слово пробуждает сердце.
Ксения (продолжение11 октября 2016, 08:42
Марина Анатольевна, статья пропитана идеей дисциплины, что ооочень нужно для современных верующих горожан. По сравнению с нашими бабушками - да, стыд-позор. Но о.Нектарий, понимаю проблему, не стал нас отчитывать, а постарался помочь, за что ему благодарность!)) Что же касается языка молитвослова, не согласна, что это "сухие казенные молитвы". "Многомилостиве и Всемилостиве Боже... многия ради любве сшел и воплотился еси..." что же тут сухого? И разве сможет сердце придумать что-то еще возвышеннее? Сухой молитву делает расположение нашего ума и сердца, а не тот факт, что она помещена в молитвослов.
Ксения11 октября 2016, 08:33
Огромное спасибо за статью! Вы собрали все самое важное о молитвенном правиле и четко изложили, что особенно полезно для новоначальных! Марина Анатольевна, Царствие Небесное вашей бабушке! Но, мне кажется, нам современным уже до того благочестия очень-очень далеко
Николай11 октября 2016, 08:32
Спаси Вас Господь.Очень понятное вразумление,буду правильно исполнять молитвенное правило.Храни Вас Господь.
Фотиния11 октября 2016, 05:15
Спаси Господи, батюшка игумен, за наставление! А можно ли слушать через интернет вечерние молитвы, записанные в Оптиной пустыни? Много есть разных ссылок... Соблазн? Простите за такой вопрос.
Владислав11 октября 2016, 00:17
Очень полезно!
Лидия11 октября 2016, 00:08
Спаси Господи ! Очень помогла ваша статья понять что такое молитвенное правило , как его исполнять. Особенно понравилось что не надо перечитывать заново место где рассеялся мыслями :) а то действительно очень тяжело так делать .
Ирина10 октября 2016, 19:15
Спаси Вас Господь! Вы даже не представляете, насколько мне было важно все Вами сказанное!!! Очень много вопросов было в душе, теперь я все поняла! Читала много лет правила в транспорте на работу, очень сомневалась права ли, теперь на пенсии, и прости Господи, то лежа, то сидя читаю. Очень я недостойная Батюшка!!! Но после Ваших слов, буду укрепляться. Низкий Вам поклон!
Людмила10 октября 2016, 17:46
Как всегда, предельно понятным и простым языком о волнующих насущных проблемах! Спаси Господи, батюшка!
Марина Анатольевна10 октября 2016, 15:49
А по какому правилу молилась моя бабушка, которая не умела читать, но молилась регулярно утром и вечером? Она воистину общалась с Господом, но не через записные молитвы, а через детскую простоту истиной веры. Царствие ей небесное. Нужно не умом понимать те святые тексты молитв, которые составили каждый именно сам для себя тот или иной святой муж, а внутреннею, сокровенною глубиною сердца своего, а если сердце молчит на слова той или иной молитвы, какая Богу от этого радость? - это получается казенный "чиновничий язык", мол "так положено и все тут". Во истину прав Амвросий Оптинский: "лучше коротенько, да горяченько".
ТаняСем10 октября 2016, 15:36
Боже,будь милостив ко мне,грешной!Прочитала вразумления о.Нектария и поняла,что до сего момента я и не молилась вовсе....Хотя думала,что чтение Акафистов-хотябы заменят утренне и вечернее правило и как же я ошибалась,прости меня,Боже!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×