Неизменная благодать и изменчивость человеческая

Воскресным вечером позвонил по какому-то делу прихожанке нашего храма, немолодой уже женщине. Застал ее… в рыданиях. Что случилось? Оказалось, она сегодня причастилась, но вскоре после службы разругалась с сестрой. Благодать таинства отошла, и душа женщины отреагировала на эту потерю потоком неутешных слез. Разговаривать о деле было невозможно — в трубке слышались всхлипы и вздохи, чередующиеся с приступами рыданий. Я посочувствовал, сказал какие-то слова, попрощался и положил трубку. На сердце было тяжело. Подумалось: когда же я в последний раз плакал о потере благодати?

Кто-то из современных священников заметил, что довольно много сказано и написано о подготовке к Причастию, но о том, как сохранить в себе благодать, полученную в таинстве, мы знаем гораздо меньше. А разве это не более важно? Причащаясь, мы надеемся, что Христос не только войдёт в нас, но и «обитель в нас сотворит» (ср.: Ин. 14: 23). Увы, чаще получается по-другому. Выходит так, как у моей знакомой: Христос пришел – и ушел, не найдя, где приклонить голову (Лк. 9: 58). В лучшем случае нашим уделом остаются слезы, в худшем — следует привыкание и хроническое состояние «окамененного нечувствия».

***

Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении

Причастие само по себе неизменно. Оно не иссякает в своем действии точно так же, как неистощим в Своей спасительной благодати Христос. Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении. Мария Египетская причастилась всего два раза в жизни — в начале своего подвига и перед самой смертью. Для нее этого оказалось достаточно. Ее жизнь между первым и вторым Причастием была наполнена отчаянной борьбой за свое спасение. Преподобная сохранила дар Божий и открыла сердце к еще большей благодати. А что же мы? Мы тоже просим Христа в молитве перед Причастием: «Освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори», то есть «сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне» (молитва вторая, святителя Иоанна Златоуста). Но всякий раз благодать отходит от нас, встретив сердечное лукавство, нечистоту ума, порабощенность страстям, отсутствие подлинного покаяния. Сила таинства остается неизменной — но мы оказываемся изменчивыми и слабыми.

Благодать отходит от нас, встретив сердечное лукавство, нечистоту ума, отсутствие подлинного покаяния

Для того чтобы сохранить благодать, прежде необходимо понять и почувствовать, как она действует. У святителя Феофана Затворника есть замечательное рассуждение о действии Христовых Таин. «Господь свет есть. Свет приносит Он с Собою и в душу, принявшую Его»[1]. Что для нас означает приобщение этому свету? «Это — свет ведения и разумения всего Домостроительства нашего спасения». В нас входит свет богопознания, о котором поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Допустим, до Причастия мы знали что-то о Боге, пусть даже и правильно знали, — но знание было внешним, рассудочным. По принятии же таинства такое знание должно «сраствориться с существом духа нашего», то есть стать внутренним, сердечным ведением. Непрерывное стояние ума в истинах устроения нашего спасения и сердечное переживание их — это и есть хранение благодати Евхаристии. О том, как это достигается, подробно говорит святоотеческая наука о спасении — аскетика. Святитель здесь просто указывает путь.

Господь есть «сила оживляющая», — пишет далее святой. Человек, неосужденно принявший эту силу, почувствует великую ревность о спасении души. У причастника «возродится сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно доброе», причем даже «с некоторой неудержимостью», — говорит Затворник. Чувствуешь в себе ревность к добродетели? Значит, ты хранишь благодать Причастия.

Мир душевный — показатель пребывания в нас благодати Евхаристии

А еще Господь есть мир. В душе причастника должна воцариться глубокая тишина, «стройность и мерность всех действий нашего духа». Мир душевный — показатель пребывания в нас благодати Евхаристии.

А еще Господь есть «огонь поядающий». Значит, при выходе из храма мы должны ощущать некоторое горение духа, духовную теплоту. Может быть, о хранении этого внутреннего огня и пишет апостол Павел: Духа не угашайте (1 Фес. 5: 19).

Каждая мысль святителя Феофана сопровождается риторическим вопросом: «Так ли это у нас, братие»? Очевидно, вопрос святого уместен и сегодня и останется актуальным во все времена.

***

Мы принимаем и теряем благодать таинства, теряем и вновь принимаем. Закономерен вопрос: стоит ли причащаться чаще, или же необходимо умерить дерзновение и, подражая апостолу Петру, сказать: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5: 8)? Обратим внимание на две практические грани этой темы.

    

С одной стороны, сама духовная жизнь человека подсказывает ему, насколько часто следует причащаться. Если христианин всерьез берется менять себя в Церкви, если внимательно работает над собой, то он обязательно почувствует, когда его силы истощены и когда ему необходимо прибегнуть к спасительному действию таинства. Может быть, раз в неделю; может быть, два раза в месяц — неважно. Сама жизнь определит потребность полноценного участия в Литургии. Полноценного потому, что Причастие — это смысл богослужения, его высшая точка. Господь являет Себя в Святых Тайнах, чтобы войти в нас и навести у нас внутри порядок. Для этого и служится Литургия — церковное богослужение, на котором верные причащаются Тела и Крови Христовых.

Мы не имеем такой веры и решимости, чтоб причаститься один раз и успешно бороться со страстями всю жизнь

С другой стороны, частота принятия Даров влияет на интенсивность духовной жизни. Если у нас нет такой ревности, как у Марии Египетской, если мы слабы и теплохладны, то без частого приобщения никакой духовной жизни у нас не будет вообще. Мы, к сожалению, не имеем такой веры и такой внутренней решимости, чтоб причаститься один раз и успешно бороться со страстями всю жизнь. Причастившись в воскресенье, чувствуешь духовное опустошение уже в среду-четверг, а то и раньше. Что делать? Идти в воскресный день к Богу, получить силы и оружие для продолжения борьбы. Ибо оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь (2 Кор. 10: 4). Слабенький писк нашей «келейной» молитвы никогда не даст такой силы и такого оружия, как церковная молитва и Причастие.

Литургическая жизнь в сочетании с напряженной внутренней работой над собой рождает новое качество жизни духовной. Таинство на то и таинство, что оно меняет нас изнутри — невидимо, таинственно меняет. Если есть любовь к Литургии и покаянно-радостное участие в службе, все остальное выстроится. При наличии главного будет и производное. Причем каждый здесь придет к своей мере и своему распорядку.

***

Близится очередной воскресный день. Церковь Христова вновь соберется вокруг Чаши. Если будем живы и Бог благословит, то и мы причастимся света, силы оживляющей, мира душевного, огня поядающего. Будем просить у Господа: «Освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори». И Он сделает все, чтоб остаться в нашем сердце, — а мы постараемся удержать Его смирением, страхом Божиим, благодарностью и вниманием к внутреннему человеку. Но — конечный итог будет зависеть от неизменности нашей любви ко Христу.

Сергей Комаров

21 октября 2016 г.

[1] Здесь и далее: Феофан Затворник, святитель. Двери покаяния. М., 2007. С. 188–194.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Призывай Господа Иисуса часто!» «Призывай Господа Иисуса часто!»
Прп. Григорий Синаит
«Призывай Господа Иисуса часто!» «Призывай Господа Иисуса часто!»
Преподобный Григорий Синаит о духовной жизни
Преподобный Григорий Синаит
«Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетелей, как любовь Божия».
О Евхаристическом гимне III века О Евхаристическом гимне III века О Евхаристическом гимне III века «Приобщи нас»
О Евхаристическом гимне III века
Диакон Владимир Василик
«Тело Твое Святое, / ради нас распятое, / мы вкусили. / Кровь Твою драгоценную, / за нас излиянную, / мы испили».
Тайна благочестия Тайна благочестия
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Тайна благочестия Тайна благочестия
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
В сентябре 2013 года был опубликован проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный Межсоборным присутствием. Он вызвал оживленную и даже весьма резкую дискуссию в православных СМИ и блогосфере. Прежде всего обсуждается вопрос: должна ли исповедь быть частью этой подготовки, то есть обязательно предшествовать Причащению? Однако в этом обсуждении выявился и еще целый ряд вопросов, связанных преимущественно и непосредственно с исповедью. Нужно ли мирянам каяться в помыслах? Лучше исповедоваться регулярно или ждать особого покаянного чувства? Как часто должен исповедоваться священник?
Комментарии
Вячеслав Камальдинов 8 ноября 2016, 21:17
Прийти к Самому Дорогому и ни чего не есть? Лучше есть и чувствовать своё недостоинство, чем не есть вовсе. Иначе, как узнаешь к чему стремится? Причастие всегда действенно, но благодать мы гоним от себя сами.
Марина25 октября 2016, 14:10
Помолитесь обо мне, православные, чтобы появилось во мне рвение духовное святые литургии не пропускать((
Елена25 октября 2016, 11:42
ПРИЧАСТИЕ- это СЧАСТЬЕ.
Андрей24 октября 2016, 08:43
Автор пишет: "Что делать? Идти в воскресный день..." Но Литургию служат каждый день. Зачем терпеть до воскресенья? Причастие - душевное лекарство, и принимать его чаще - только на пользу. И чем больше православный человек считает себя грешным, тем чаще ему и следует идти ко Причастию (главное, не больше одного раза за день!). Не слышал, чтобы Святые Дары хоть кому-нибудь из православных когда-либо принесли вред. Вред человеку могут принести лишь неумные проповеди-страшилки о "слишком частом" Причастии, о "недостаточной подготовке" к таинству. Великая радость - вот первое, что обычно приходит после Причастия. Но, конечно, если перед Чашей вдруг вспомнить какие-то свои обиды, и не простить обидчика, то, наверное... Не знаю, не пробовал. И размышлять, вслед за автором заметки "как сохранить в себе благодать, полученную в таинстве" я бы тоже не стал. Больно уж на гордыню смахивают попытки управлять "сохранением в себе" чуда Причастия.
виктория23 октября 2016, 23:56
А у меня каждый раз после причастия какие-нибудь недомогания. Сегодня после обеда желудок так скрутило, что только к вечеру отпустило. Я и к батюшке с этим недоумением подходила. Он посоветовал не переживать. Вот я думаю, может все эти состояния: раздражение, недомогание, неприятности, как писали выше, и проч., может это месть злых сил, что не удалось им нас от причастия отвадить? Пытаются нам внушить, что причащаться себе же хуже выйдет? Желаю всем крепкой веры и упования на милость Божию!
Евгения22 октября 2016, 22:00
Я тоже так плакала. Это больно даже физически. Чувство, что сам вонзил себе нож в сердце, а достать может только Господь на таинстве покаяния. Спаси нас Господи и помоги сохранить связь с тобой вечную и неизменную. Чтобы исполнились слова Евангелия - всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Особенно помоги молиться за обитающих и обличающих. Ибо они наши сопровождающие в Царствие Твоё Господи.
Андрей22 октября 2016, 18:43
Главное поминить, что литургия это собрание верных и не "я получаю", "мое причастие", а именно совместная трапеза, как это было впервые у Апостолов.
Татьяна Долженко22 октября 2016, 13:41
После исповеди или причастия становится только хуже.Происходят неожиданные неприятные события как-то "вдруг". Подло и из-за угла. Неоднократно испытано, больше не желаю!! Кто это или что устраивает?
Елена21 октября 2016, 22:40
"Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении". Звучит логично и... страшно. Для Марии Египетской, может, и хорошо, ведь она жила в пустыне, где ее никто не причащал. А когда я прихожу в храм, участвую в Литургии, - не могу не причащаться. Впрочем, мне пока и по принципу, изложенному в статье, необходимо частое причащение. В понедельник, максимум во вторник душевный мир уже нарушается, лезут греховные помыслы, бухчу и ропщу на все подряд. Сравниваю себя с младенцем, который пососал мамину грудь, поагукал радостно... и опять орет как резаный, потому что голодный.
ЛЮДМИЛА21 октября 2016, 16:51
Однажды причастившись, я сразу после службы шла домой и мне навстречу шли молодые люди, которые нецензурно выражались. Благодать ушла. Кто виноват?
Татьяна21 октября 2016, 11:39
Здравствуйте! Я редко хожу в церковь. Молюсь дома. Каждый день перед сном и утром читаю " Отче наш ". Так вот, после вечерней молитвы, в которой я каюсь в грехах и вспоминаю жертву Иисуса ради нашего спасения, я чувствую радость и легкость и спокойствие. Это разве не благодать? Дома я могу сконцентрироваться на молитве и поплакать как мне хочется...
Юлия21 октября 2016, 11:11
После последнего причастия 21.09. у меня было состояние такой радости, что я не могла ни молится, ни сосредоточится на чем - то. Хотелось прыгать от радости, танцевать и взлететь, все вокруг было прекрасным. Но это совсем не так, как говорит Феофан Затворник: воцарится «стройность и мерность всех действий нашего духа». Потом прошло, отпустило. Я много думала об этом состоянии, но так и не поняла его свойства. Может это произошло из-за того, что я не знала смогу ли в этот день причаститься хотя и готовилась, и вот все сложилось так, что на службу в этот день я попала. Может из-за этого?
ТаняСем21 октября 2016, 10:16
Боже!!!!Как это мне знакомо(я про рыдающую прихожанку вначале статьи),ведь я также Причастилась,но,видно,в осуждение,ведь меня раздражало все и вся в этот день и даже доченьке моей 5-ти летней досталось,прости меня,Господи,грешную и не оставляй меня по Милости Твоей ни в день Причастия ни после!!!!!
Нина21 октября 2016, 10:00
+ Церковь учит сохранять благодать Причастия словами: "После Причащения да хранит себя каждый в чистоте, воздержании и немногословии." Церковь считает, что этого благословения достаточно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×