Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?

    

Псалтирь, пожалуй, одна из самых древних богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии. Она была написана на протяжении нескольких столетий святым пророком и царем Давидом, а также некоторыми другими людьми. Псалтирь являлась основой богослужения Ветхозаветной Церкви и занимает огромное и чрезвычайное место в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви. Ее значение, как для жизни Церкви в общем, так и индивидуальной жизни каждого христианина в частности, невозможно переоценить. Многие стихи псалмов и целые псалмы разобраны на прокимны перед чтением Священного Писания, входят в состав богослужебных песнопений и келейных молитв. Псалмы пронизывают богослужебную и молитвенную жизнь Церкви, как вода является основой всего живого на планете Земля.

Многие сонмы угодников Божиих, как ветхозаветных, так и новозаветных, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири. Вспомним египетских и палестинских монахов-подвижников, которые за день в своих пустынных кельях выпевали всю Псалтирь.

Святитель Василий Великий отмечал, что Псалтирь «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».

Т. е. мы видим, что Псалтирь в духовном отношении имеет, по словам вселенского великого учителя Церкви, две функции: научающую человека Божественному Откровению и помогающую осуществить заповеди Творца в повседневной земной жизни.

Святитель Амвросий Медиоланский говорил об этой книге очень возвышенно: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».

А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством. И это не просто эпитет. Это ее, если хотите, функция. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.

Маркелл-пресвитер скитский из Лавры Келий (Египет) писал: «Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет, и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».

Остановимся с Божьей помощью на вышеупомянутых цитатах. Анализируя их, мы увидим, что применение Псалтири в повседневной жизни христианина многофункционально и спасительно. Почему?

Псалтирь открывает нам тайны Священного Писания, содержащего Божественное Откровение.

Псалтирь помогает нам применять истины и Божественные глаголы Библии в жизни. Так сказать, жить по ним.

Псалтирь является для души своего рода спасительным лекарством, через которое она, врачуясь, приближается к Царствию Небесному.

Псалтирь – одно из главных оружий, которым мы отражаем невидимых врагов: диавола и бесов, боящихся псалмов как огня.

Потому, конечно же, очень важно в своей домашней келейной молитве по мере своих сил и с учетом занятости повседневными делами читать молитвенно Псалтирь.

Что такое неусыпаемая Псалтирь?

Это одна из форм церковной (келейной) исключительно монастырской молитвы, которая с Божьей помощью была выработана историческим опытом Церкви в конце IV – начале V в. по Рождестве Христовом. Осуществляется только в монастырях. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Оно обозначает круглосуточное чтение практически всеми монахами обители по очереди Псалтири.

Основания к этому, конечно, есть в Священном Предании, говорящем нам о том, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, т. е. в непрерывной молитве. Для земного человека, безусловно, это очень тяжело. Максимально приблизиться к небесному идеалу пытались египетские, палестинские, сирийские монахи-подвижники, выпевая за день всю Псалтирь.

Впервые же опыт неусыпаемой Псалтири был применен преподобным Александром в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат в конце IV – начале V в.

Вот как об этом повествуется в Житии преподобного Александра: «Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1:1–2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия. Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение. Если, говорил он, невозможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога. И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.

Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: "Начни желаемое тобою – оно приятно Мне". И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12:2).

После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина».

То есть мы видим, что Бог благословил это великое духовное начинание. Из-за круглосуточного чтения Псалтири монастырь стал называться обителью Неусыпающих. Вскоре преподобный Александр с Божьей помощью основал подобный монастырь и в столице Византийской империи – Константинополе. Несколько позже «неусыпающие» оставили свою духовную традицию в наследство великому Студийскому монастырю, откуда преподобный Феодосий Печерский в XI веке через своих посланников взял устав монашеского общежития. Таким образом, традиция неусыпаемой Псалтири появилась на Руси.

Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм (в переводе с греческого языка «сидеть» или «сидение»; во время чтения псалмов можно сидеть). Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы – за покойных православных христиан.

С практической стороны чтение неуспыпаемой Псалтири выглядит следующим образом. Игумен (настоятель) монастыря с Божьей помощью, исходя из числа братии, устанавливает очередность среди насельников чтения псалмов. Для каждого из них выделено определенное время суток, включая и ночь. Вывешиваются специальные графики, и каждый монах может увидеть, когда ему идти читать. Чтение происходит либо в храме, либо в специально отведенной для этого молитвенной келье, располагающейся, как правило, рядом с храмом. Вместе с Псалтирью там находятся специальные журналы, в одних помещены имена живых православных христиан, в других – почивших. Монах после каждой «Славы» раскрывает журналы и молится о всех людях, заказавших неусыпаемую Псалтирь. Обычно ее заказывают на следующие промежутки времени: сорок дней, полгода, год. Тот же порядок с чтением неусыпаемой Псалтири и в женских монастырях.

Подавать поминания на неусыпаемую Псалтирь можно только о крещенных в Православной Церкви людях. За упокой так же. Кроме того, нельзя за упокой подавать на Псалтирь о самоубийцах.

Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться о всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени. Конечно же, мирские люди, из которых состоит обычный приход в любом населенном пункте, не могут себе этого позволить (заботы о семье, о хлебе насущном и т. д.). Потому организовать в обычном приходе «неусыпающих» практически невозможно. Но в приходах есть очень хорошая практика «двадцаток». Когда из числа наиболее активных в молитвенном плане прихожан выделяют двадцать человек, задачей которых есть прочитывание в день по одной кафизме с обычным делением на «Славы» и поминания по ним. Таким образом, за день в населенном пункте также вычитывается вся Псалтирь, и эта святая молитва становится невидимым щитом, ограждающим жителей от всякого зла.

Я лично сталкивался с ситуацией, когда о человеке, довольно тяжело грешившем и находившимся из-за греха и недуга, вызванного им, на пороге смерти, заказали в монастыре неусыпаемую Псалтирь. В результате он с Божьей помощью исцелился от своего греха и болезни и сейчас ведет нормальную жизнь.

Ведь на неусыпаемой Псалтири непрестанно возносятся молитвы о православных христианах! И неужели Бог их не услышит? Конечно же, услышит и придет на помощь! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). И недаром в исихастских практиках Иисусовой молитвы большое внимание уделяют дыханию и биению сердца. Наш стук в двери Царства Небесного – это наша искренняя сердечная молитва друг о друге и о всем мире. Молясь и подавая записки в неусыпаемой Псалтири, мы призываем благодать Божию, исцеляющую наши души, отгоняющую лукавых духов и созидающую в нас мир и спокойствие.

И двери в Царствие Небесное открываются нашей искренней молитвой…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена 9 июня 2018, 12:24
Доброго здравия всем. Псалтирь по чину Петра Могилы о усопших читала. Оздравии есть ли какой- то чин чтения? Где его найти?Спасибо.
Людмила 5 февраля 2018, 19:51
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как можно заказать Неусыпаемую Псалтырь на год за упокой?
nadejda17 января 2018, 15:29
Здравствуйте, мой сын находится в трудном положениию Можно ли заказать на его имя неусыпаемую псалтирью я хочу ему помочь? спасибо
Ольга24 декабря 2017, 00:35
Почему на Афоне Неусыпаемую Псалтирь читают 3 месяца (а не 40 дней), полгода и год?
Наталья29 мая 2017, 02:21
День добрый! К вопросу о невозможности/сложности заказать чтение Псалтири в своем городе. На сегодня можно это сделать,выйдя на сайт того или иного монастыря.
Мой личный опыт- обращение в Дивеевский монастырь-http://www.4udel.nne.ru/
На сайте все подробно описано. Бог в помощь!
Александра Фролова28 мая 2017, 18:52
Здравствуйте! Может быть кто нибудь подскажет, где в Татарстане можно заказать Неусыпаемую Псалтирь? Буду очень признательна за ответ.
Ольга 9 мая 2017, 08:49
У нас в Барнауле ежегодно в мае проходит православная выставка, в которой участвуют многие храмы и монастыри России и зарубежья. Здесь можно приложиться к храмовым иконам и заказать неусыпаемую Псалтырь и любые молитвы в любом храме на любой период. Такая благодать!
Наталья 3 апреля 2017, 18:07
Можно ли заказать неусыпаемую моему мужу ушедшему 18.03.2017
Марина15 марта 2017, 03:49
Здравствуйте. Скажите пожалуйста могу ли я заказать Неусыпаемую Псалтырь за упакой мамы ? Умерла 23.11.16г.И где можно его заказать ?Спасибо .
Светлана 3 марта 2017, 05:10
Здравствуйте,
Меня зовут Светлана.
Мой дедушка ушёл 23го января. 3го марта - 40 дней. Я хочу заказать Неусыпаемую Псалтырь на 1 год. Его имя - Василий.
Благодарна вам за помощь.
Дмитрий 9 февраля 2017, 05:57
Неусыпаемую Псалтирь можно заказать на сайте Свято-Никольского мужского монастыря.
Свято-Никольский мужской монастырь Омская и Таврическая Епархия.
Владимир29 января 2017, 19:50
Спаси Господи.Как заказать поминание на Неусыпаемой Пслалтири на Афоне? Спаси Господи.
Мария Клюева10 января 2017, 00:32
Уважаемые знающие православные! Помогите разобраться. Есть потребность души читать Псалтирь о здравии. Но, молитва, которая положена к прочтению по первой и второй Славе мне, если можно вообще так выразиться, не совсем "подходит". Спаси Господи! Духовного отца Господь мне не даровал , смею надеяться, пока. Да и есть ещё пара "категорий людей" о здравии которых хочется просить Господа. Но, знаю чётко, что вносить изменения в текст молитвы недопустимо. Может есть вариант молитвы?
Григорий 5 ноября 2016, 07:59
Псалтирь прекрасна. И что я ещё сам по себе со временем заметил - это "живая", словно дышащая книга. И очень хорошо читать её на церковнославянском. Фактически именно Псалтирь открыла мне всю красоту и поэтичность этого языка. Читаешь, как мёд ешь...
И да, чтение кафизм - незримый щит от злобных духов.
Что до традиции неусыпной Псалтыри при храмах - есть такое. Но пока только на единичных приходах...
Спаси Господи!
Мария 3 ноября 2016, 22:51
Юлия, по опыту выяснила, что не в каждом монастыре принимаются записки на чтение неусыпаемой Псалтири. В Санкт-Петербурге неусыпаемая Псалтирь читается в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре, что на Карповке. Спаси Господи!
Юлия 2 ноября 2016, 22:53
Здравствуйте, можно ли к статье дополнить в каком монастыре можно заказать неусыпаемую Псалтирь?
И если нет возможности заказать в своем городе, тк нет монастыря в ближайшей округе, можно ли это сделать по емайлу?
Заранее благодарна за ответ!
Вера 1 ноября 2016, 13:43
Спасибо, Ирина!
Ника Ченкошева 1 ноября 2016, 08:30
Спаси,Господи! Господи,помилуй нас грешных и укрепи!
Ирина31 октября 2016, 20:20
Вера, если вам ответит кто-то более сведущий, это будет замечательно. Если вдруг не ответит, то могу поделиться своим опытом: молитву о здравии после первой и второй славы можно взять из молитвослова (окончание утренних молитв - молитва о живых: Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (имена), сро́дников (имена), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена) и всех правосла́вных христиа́н).
Вера29 октября 2016, 23:11
Напишите ,пожалуйста,слова молитвы о здравии после первой и второй Славы.О упокоении есть в Псалтири, о здравии ни разу не встречала.
р.б Марина29 октября 2016, 15:56
СПАСИ ГОСПОДИ о. АНДРЕЯ за разъяснения!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВО ВСЕМ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×