Путь к единомыслию

Рассуждают пастыри

В День народного единства, отмечаемого в России 4 ноября, православным христианам будет не лишним задуматься над тем, что же такое подлинное единомыслие между нами. Достаточно ли мы помним об этом понятии и состоянии, неразрывно связанном с нашей церковной жизнью? В чем же состоят подлинные критерии единомыслия, и каким образом единомыслие между христианами может быть достигнуто?

Подлинное единство возможно только в Боге

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт:

– У единомыслия есть имя собственное – это Христос. Во Христе и есть суть нашего единства. Точка соприкосновения – это Бог. И если мы ищем какие-то другие поводы для нашей схожести, для нашего единомыслия, то скорее мы заблудимся, чем найдем его.

Во Христе мы можем простить, во Христе мы можем любить, во Христе можем дружить и можем надеяться. Во Христе мы можем быть благодарными. Во Христе мы можем остановить ненависть и злобу. Всё – во Христе.

А если этого нет, то включается наше человеческое, и оно уже настолько изобретательное, настолько сложное, что приводит не к единству, а к единственно правильному мнению, что прав только я, а другие неправы. И конец – всякому единству.

Объединение на время не приводит к единству. Вы плыли на лодке, попали в шторм и должны объединиться с теми, кто оказался в этой ситуации вместе с вами, – чтобы вычерпывать воду или дружно грести к берегу. И когда вы ступите на землю, вы будете, Бог даст, спасены, но навряд ли останетесь вместе с теми людьми, с которыми были в этой лодке. Вы были едины с ними, но это было не единомыслие, а взаимопомощь.

Подлинное единство возможно только в Боге. Во всем другом мы можем быть рядом, но станем не едины, потому что единство подразумевает цельность. Целостность.

У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: стоит только, говорит он, поставить Христа на главное место, как всё в твоей жизни встанет на свои места. Вот это, наверное, и есть рецепт единомыслия и единства.

Если в центре твоей жизни стоит Христос, всё становится организованным, единым, целостным.

Господь указал нам путь обретения единства – самоотверженной, жертвенной любви

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим:

– Разобщенность – русская национальная черта, граничащая с пороком. Вспомним междоусобную вражду удельных князей Киевской Руси. Первые потомки равноапостольного великого князя Владимира одни стали жертвой, другие – палачами этой борьбы. Но уже в это время, на заре становления российской государственности, Господь указал нам путь обретения единства, которым прошел Сам, – самоотверженной, жертвенной любви.

Первые русские святые – благоверные князья-страстотерпцы братья Борис и Глеб – являют нам подвиг жертвенной любви ради многих. Если у Христа эта Жертва была абсолютной и всеобъемлющей, то у Его последователей – христоподражательной и локальной, искупающей не всё человечество, а свой народ или – еще уже – свой род, свою семью. С такой оговоркой мы можем называть святых мучеников, страстотерпцев и исповедников искупителями, не погрешая против догматического учения Церкви о едином Искупителе всего человечества Иисусе Христе, Сыне Божием. В этом смысле и подвиг последнего российского царя-страстотерпца Николая и всей царской семьи, новомучеников и исповедников Церкви Русской является искупительной, христоподражательной жертвой за грехи русского народа перед Богом.

В новейшее время появились спекуляции на эту тему так называемых «царебожников», которые усваивают царю-страстотерпцу Николаю заслуги Богочеловека Христа – Спасителя и Искупителя всего человечества. Как известно, диавол искушает человека крайностями. Поэтому и благие намерения, идеи, мысли и дела, доведенные до крайности, ведут в ад. Самый свежий и болезненный пример такой крайности – разыгравшаяся на Украине трагедия. Наши братья захотели всему миру доказать и показать свою независимость от России и любовь к независимой Украине, и патриотическое чувство, болезненно обостренное вирусом национализма, привело к фашизму. В результате православные христиане в слепой вражде снова убивают братьев по вере, по крови, но уже не по духу, ибо нарушили завет святого апостола Павла «хранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 3). И уже пали тысячи невинных жертв, чья кровь вопиет об отмщении палачам преступного режима и о милости к заблудшим, ради которых она и пролилась. Идеально, когда единство сохраняется в союзе мира, согласия и любви, горько – когда восстанавливается ценой кровавых жертв.

Единомыслию препятствуют наши страсти

Священник Валерий Духанин:

– Обычно люди вспоминают про единство во время бедствий и общественных потрясений, когда само собой понятно, что в одиночку не справиться. А если всё спокойно, то нам почему-то кажется, что ближние не так уж нужны.

Когда-то философ Шопенгауэр сравнил людей с замерзающими дикобразами: в поисках тепла они теснятся друг к другу, но уколы от иголок заставляют их разбегаться в стороны. Затем, чувствуя холод, они вновь ищут тепла своих ближних и так мечутся между двумя невзгодами – холодом окружающей среды и взаимными уколами, – пока не найдут подходящего для них расстояния.

Вот так получается и у нас. Мы не можем без ближних, без взаимного тепла и единства, но в личном общении раним друг друга и разбегаемся в стороны. Поэтому если заглянуть в самую суть, то мы увидим, что подлинному единомыслию препятствуют наши страсти. Не разница взглядов, не какие-то личные особенности, а греховные страсти разделяют людей. Это случилось с первыми людьми, когда они, утратив единение с Богом, тут же потеряли и взаимное единение, начали ссориться, перелагая вину один на другого. Это случилось со строителями Вавилонской башни: греховный гордый замысел привел их к тому, что они перестали понимать друг друга. Собственно, все разномыслия возникают от кривизны нашего сердца. Сердце, изъеденное страстями, всегда видит в другом что-то неправое и порицает его; такое сердце продвигает только «свое», игнорируя всех и вся.

И подлинное единомыслие – это не когда все копируют одни и те же мысли, словно вложенную в компьютер программу. Подлинное единомыслие бывает тогда, когда, имея пусть и разные взгляды, мы всё равно ценим друг друга и всё равно идем ко Христу. Вот как среди двенадцати апостолов были такие разные и непохожие друг на друга ученики, как горячий темпераментом Петр и с глубоким внутренним отношением Иоанн или как Матфей Мытарь, собиравший подати для римлян, и Симон Зилот, выступавший за решительное восстание против римлян, но они оставили всё и последовали за Христом, так и в Церкви мы учимся преодолевать свою разность в едином следовании за Спасителем.

Единомыслие христиан возможно лишь через стяжание благодати Духа Святаго. К святым тянулись потому, что они стяжали благодать, рядом со святыми людьми было хорошо, потому что Божия благодать всех привлекает и объединяет. И если нас сторонятся наши ближние, если мы живем в постоянном разномыслии, то это значит, что Божия благодать не задерживается в нас надолго.

На каждой Литургии диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», после чего все вместе поют Символ веры. У нас один Спаситель Христос, мы причащаемся от одной Чаши и призваны к единому вечному Божию Царству. Разве ради этого не стоит перешагнуть через какие-то свои обиды, через, как нам кажется, непонимание, через «свою правду»? Люди становятся близкими, когда мы сами смотрим на них не как на врагов, а как на родных и близких. Даже если кто-то неправ, если он поступил с тобой несправедливо или жестоко, то это ведь его недуг, болезнь, он сам от этого мучается и потому заслуживает сострадания. Путь к единомыслию начинается с преображения своего собственного сердца.

Основанием христианского единомыслия служит Литургическая жизнь

Священник Димитрий Шишкин:

– Подлинным основанием христианского единомыслия служит Литургическая жизнь. Поэтому снова и снова приходится повторять: если человек крещен в Православии и считает себя верующим, но не старается жить церковной жизнью, не присутствует на Божественной Литургии, не очищает себя покаянием, не питается Телом и Кровью Христовыми, то он, несомненно, сам себя отчуждает от подлинного единства, какие бы умные и пространные речи он ни говорил о народном единстве, высшем благе и национальной общности.

Говорят иногда: «Но ведь народ наш состоит не из одних только православных!» Да, несомненно, но очевидно также и то, что именно православные христиане составляют средостение русской жизни. И если мы, православные, позаботимся о сохранении нашего подлинного единства во Христе, то, несомненно, в лучшую сторону начнет меняться и жизнь всего Отечества в целом. А подлинное единство во Христе возможно только во взаимной любви, покрывающей множество частных несогласий, противоречий и разницы мнений по самым разным вопросам общественно-политической жизни. И воздержание в пище, условно говоря, принесет нам пользу, только если мы будем безудержны в милосердии. Вот об этом нам всем, православным, надо бы помнить.

Чем ближе люди к Богу, тем ближе они и друг к другу

Священник Димитрий Фетисов:

«Чем ближе люди к Богу, тем ближе они и друг к другу» – указывает преподобный авва Дорофей главный и универсальный путь к единомыслию между людьми разного звания и возраста.

На мой взгляд, достичь единомыслия сейчас можно только восстанавливая настоящую общинную жизнь в семье и на приходе.

В семье главных критериев подлинного единомыслия три: совместная молитва (хождение в храм по праздникам, дома – хотя бы сокращённое правило), совместная трапеза (как минимум ужин, совмещённый с непринуждённой и благочестивой беседой) и отсутствие телевизора.

В приходской жизни, помимо участия в таинствах одним из главных критериев единомыслия будет возможность участия для прихожан во вне богослужебной деятельности общины, при которой они смогут поближе узнать друг друга и, в идеале, подружиться семьями.

Если мы сумеем хоть немного соответствовать этим простым критериям, тогда для нас будет возможно достичь единомыслия в главном: искреннем стремлении спастись и уберечься от греха.

4 ноября 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности
Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходит граница миссии, какие формы допустимы и какие таят в себе опасность? Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника?
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Сложный вопрос
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Священник Димитрий Шишкин, Священник Димитрий Березин, Священник Максим Крижевский
Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам.
Увидеть Покров Увидеть Покров
Слово пастырей
Увидеть Покров Увидеть Покров
О том, почему сегодня многие христиане не видят, как Господь и Матерь Божия пекутся о нашем спасении, и что лишает нас духовного зрения, а что может помочь нам прозреть, рассуждают пастыри.
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
В чем причина того, что мы становимся всё безразличней к ближним, к чужому горю и радости? И что мы можем сделать для того, чтобы в повседневной жизни преодолеть эту сердечную холодность?
Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2
Советы пастырей
Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2
Разъясняют пастыри
Священник Валерий Духанин, Священник Димитрий Шишкин, Священник Святослав Шевченко, Игумен Лука (Степанов),Священник Игорь Сильченков, Священник Павел Коньков
Преподобный Григорий Синаит предупреждает: «Увидишь свет или огонь вне себя… или образ какой, Христа, например, или ангела… не принимай это, чтобы не потерпеть вреда. И уму своему не попускай строить в себе такие образы – это ведет к прелести».
Критерии ложной и правильной молитвы Критерии ложной и правильной молитвы
Советы пастырей
Критерии ложной и правильной молитвы Критерии ложной и правильной молитвы
Разъясняют пастыри Русской Церкви
Никита Попов
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: кто не молится как грешник, молитва того не угодна Богу, даже если он мертвых воскрешал. Необходимо всегда молиться, опуская глаза. Молиться не как праведник: вот, мол, я такой хороший и т.д., а молиться именно как согрешивший человек.
Как преодолеть рассеянность на молитве? Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Как преодолеть рассеянность на молитве? Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Что делать, если, вычитывая правило, отвлекаешься посторонними мыслями? Как сохранить сосредоточенность на словах молитвы, избежать механического их повторения?
Нужен ли нам День отца? Нужен ли нам День отца?
Пастыри о роли отца в семье и воспитании детей
Нужен ли нам День отца? Нужен ли нам День отца?
Пастыри о роли отца в семье и воспитании детей
Важен ли престиж отцовства? Какова роль отца в семье? Как отцу строить духовное воспитание детей?
Путь к идеалам Святой Руси Путь к идеалам Святой Руси
Образ правителя
Путь к идеалам Святой Руси Путь к идеалам Святой Руси
Вспоминая святого князя
15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России и на Украине установлено празднование Дня крещения Руси. Накануне этого праздника сайт «Православие.ру» обратился к пастырям с просьбой ответить на вопросы: в чем и как сегодня люди, облеченные властью, могут подражать святому князю, чтобы приблизить свой народ к идеалам Святой Руси? а все мы чем и как можем по-настоящему почтить память святого князя в своей жизни, своих поступках и делах?
Комментарии
Наталия Сытник18 января 2017, 13:00
Спаси Господи. Подскажите пожалуйста где можно почитать о том, что можно делать, а чего нельзя перед праздниками. Моя свекровь постоянно даёт наставления, что нельзя убирать, стирать( например, перед праздником Крещения). Я хотела бы почитать все правила как правильно готовить дом к праздникам
20 ноября 2016, 00:00
МОНЕ ДРАФТМАН: Вы знаете, Моня, я тоже молюсь об этом же (живу в России). Плохо ли, хорошо ли, но -- молюсь. Не надо отступать от молитвы, от веры в то, что Господь услышит нас, молитесь, и я молиться буду. Да поможет нам Господь. НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Виктор19 ноября 2016, 14:00
Любой путь начинается с первого шага... Он, собственно, и задает направление движения... Правильное ... Или противоположное... Ну, единичный вектор... Отсюда вывод - дорога к единомыслию должна начинаться с единства всех христиан в /пусть простейшей, пусть внехрамовой, но реальной, совместной.../ молитве... Иначе либо не будет единомыслия христиан в Боге и меж слбой, либо будет единство в осознанном /не осознавемом/ грехе... Но организация такой молитвы..?
Марина 6 ноября 2016, 11:00
"Разобщенность – русская национальная черта" . Эти слова Владыки Питирима истинны и очень печальны. Русские в большинстве равнодушные, при этом добрые! Прожила в Казахстане от рождения 47 лет и знаю, как помогают друг другу казахи, особенно родственники. Русские люди настолько тактичны, что даже не пытаются в некоторых ситуациях, проявить настойчивость.
Елена Степанова 4 ноября 2016, 23:00
ОЧЕНЬ понравился ответ Священника Валерия Духанина!...Этот "эффект мерзнующих дикобразов"! Ведь он применим как в семье так и на уровне мировых держав...Очень глубоко! СПАСИБО!
Ольга 4 ноября 2016, 21:00
Мария: «митинг в честь "единства" (кого с кем до конца не ясно)». Прискорбно читать, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве есть люди, которые этого не понимают, - надеюсь, что по молодости лет. Ведь такое непонимание в больших масштабах весьма чревато. Сегодня на открытии памятника святому равноапостольному князю Владимиру присутствовали представители всех традиционных религий России – это одно из свидетельств единства нашего народа. Никто не отрицает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» (ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации»); нельзя не согласиться и с тем, что «подлинное единство возможно только в Боге», но нужно понимать, что в России живет не только «гордый внук славян», и что её историю, в том числе и Великую Победу 1945 года, вершили представители разных национальностей – со своими многовековыми традициями, культурой, вероисповеданием, - но при этом образующих единое целое – русский (советский, российский) народ.
моня драфтман 4 ноября 2016, 19:00
История праздника связана с победой народного ополчения над поляками в 1612 году, когда под предводительством Минина и Пожарского был взят Китай-город и освобожден Кремль. я живу на Украине и каждый раз молюсь чтобы воссоеденилась Россия Белоруссия и Украина.наверное плохо молюсь!
Мария 4 ноября 2016, 18:00
А у нас на работе в добровольно-принудительном порядке пригласили всех сотрудников придти на митинг в честь "единства" (кого с кем до конца не ясно). А то, что сегодня большой церковный праздник и что только в Церкви возможно подлинное единство - это никого не волновало(((
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700