Новые научные методы доказывают подлинность Евангелия

Экспертный совет открытого конкурса "Просвещение через книгу" в 2016 году в номинации "лучшая духовно-просветительская книга" присудил первое место митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву) за первый том серии книг "Иисус Христос. Жизнь и учение", выпущенный издательством Сретенского монастыря. После вручения награды в Храме Христа Спасителя во вторник митрополит дал краткое интервью РИА Новости, в котором рассказал о новых научных методах, подтверждающих подлинность священных текстов, о важности поддержки духовной литературы, а также о причинах прекращения диалога с либеральными протестантами на Западе. Беседовал Виктор Хруль.

© РИА Новости/Сергей Пятаков © РИА Новости/Сергей Пятаков
    

— Ваше Высокопреосвященство, как складывалась работа над книгой?

— Я очень долго шел к этой книге, много раз подступался к этой теме и всякий раз говорил себе, что еще рано. Когда я начинал лет десять или даже пятнадцать назад писать книгу "Православие", она должна была открываться разделом об Иисусе Христе, но когда я к нему приступил, то понял, что нужно идти дальше и рассказать об истории Церкви.

Если вы выйдете на улицу, начнете останавливать людей и спрашивать, что такое Церковь, зачем она нужна, вам дадут разные ответы. Кто-то скажет, Церковь это обряды, она нужна для того, чтобы крестить, венчать, отпевать. Другой скажет, Церковь нужна, чтобы учить людей делать добро, она помогает людям становиться лучше. Это так. Но если бы меня спросили, о чем Церковь, что в ней самое главное, я бы ответил очень коротко: "Церковь — она о Христе". Самое главное и самое лучшее, что есть в Церкви — это Христос. И в какой-то момент я почувствовал, что мне нужно взяться за эту книгу.

Я поставил перед собой очень простую задачу: пройти по тексту Евангелия и, вчитываясь в каждый стих, в каждое слово, заново, прежде всего для себя, пережить евангельскую историю. Было в истории человечества это удивительное событие — когда сам Бог захотел стать человеком, когда Он явился на землю, прожил свою короткую жизнь среди людей, умер за людей и потом воскрес.

— Каков общий замысле вашего многотомного исследования?

— О Христе написаны четыре Евангелия. Я начинаю с вопроса: почему их четыре — не больше и не меньше? Почему Церковь не захотела из четырех повествований сделать одно, чтобы устранить те противоречия, которые там, как кажется, имеются? Затем я последовательно стал изучать евангельскую историю. Первоначально мне захотелось написать одну книгу об Иисусе Христе, но материала оказалось столько, что в одну книгу все не вместилось, их получилось шесть.

Та, что сегодня здесь представлена, повествует о начале Евангелия. В ней 800 страниц, но мне удалось на них представить только начальные главы четырех Евангелий. Поэтому у этой книги будет продолжение. В ноябре должна выйти вторая книга, она будет посвящена Нагорной проповеди Иисуса Христа, затем третья и четвертая книги — о чудесах Господа и Его притчах, пятая — Евангелию от Иоанна и шестая — самая главная — посвящена страданиям, смерти и воскресению Спасителя. И только в шестой книге будут ответы на некоторые вопросы, поставленные в первой. Поэтому я надеюсь, что те, кто прочел первую книгу, осилят и все шесть. Для удобства читателей и ради снисхождения я решил публиковать не все книги сразу, а выпускать их по очереди — так, чтобы у аудитории было время прочитать одну до тех пор, как выйдет другая.

— Какое место в вашем исследовании занимает западная христологическая традиция? Какими иностранными источниками вы пользовались?

— Я очень много пользовался современной научной литературой, и это в основном западная литература преимущественно на английском языке, который у меня в наиболее рабочем состоянии. Для каждого из шести томов "Иисуса Христа" мне пришлось прочитать и проработать около 200 книг. Среди этих книг есть, конечно, и какие-то древние комментарии, толкования святых отцов, но преимущественно это современная научная литература.

Хотя к тем выводам, которые делают современные ученые, мне очень часто приходится подходить критически, потому что по мере прочтения их работ у меня сложилось свое видение. Мне показалось, что в современной западной науке, помимо многих интересных открытий и содержательных работ, есть также и много лишнего, того, с чем можно и даже нужно поспорить.

— Как повлияет нынешнее свертывание богословского диалога Русской Православной Церкви с протестантами, в том числе и в области христологии?

— Я думаю, что богословский диалог в любом случае должен продолжаться, и хотел бы отметить одну, на мой взгляд, очень положительную тенденцию в современной западной библеистике. Лет двести назад библеистика в германских университетах начиналась с того, что либеральные немецкие ученые отвергли все, что только можно — воскресение Спасителя, Его чудеса. Они объявили неподлинными большинство посланий апостола Павла и так далее. То есть все начиналось с самого радикального отхода от церковной традиции.

И библейская новозаветная наука ХХ века в значительной степени еще питалась этими отравленными соками либерального протестантского немецкого подхода к священным текстам. Но постепенно, к концу XX века, эти позиции стали пересматриваться, и сегодня, с появлением в том числе и новых методов литературоведческого анализа, появляются ученые, которые говорят: а ведь, в сущности, Церковь-то была права…

Вот доказывали, например, что семь посланий апостола Павла — подлинные, а семь — подложные. Это обосновывали какими-то подсчетами встречающихся или отсутствующих терминов. Сейчас появились новые способы подсчета, новые подходы к тексту, более совершенные, основанные иногда на чисто математическом компьютерном анализе. И вот неожиданно при применении к священным текстам новых методов выясняется, что они все подлинные. И этот разворот в современной новозаветной науке меня очень радует. Я думаю, что рано или поздно после двухсот с лишним лет блужданий по беспутьям новозаветная наука придет к тому, о чем всегда говорила Церковь.

— Патриарх сказал недавно жесткие слова в связи с невозможностью диалога с протестантами. Как это скажется на деятельности возглавляемого вами Отдела внешних церковных связей?

— То, что сказал Патриарх, в полной мере отражает позицию нашего отдела, который выполняет служебные функции: мы работаем по заданию священноначалия.

К сожалению, в диалоге с современным западным либеральным протестантизмом мы сталкиваемся с такими проблемами, которые иногда делают этот диалог не просто затруднительным, а даже невозможным.

В каких-то случаях мы его прекращаем — например, в случае с Церковью Швеции. Вот только что папа Франциск летал в Швецию, встречался там с женщиной-архиепископом. А мы — после того, как в Церкви Швеции произошел целый ряд событий, с которыми мы согласиться категорически не можем, которые мы считаем отходом от традиционной христианской экклезиологии, то есть учения о Церкви, и особенно в связи с событиями, которые мы считаем пересмотром нравственного учения — просто прекращаем диалог. Поэтому с Церковью Швеции мы не поддерживаем контактов. Но с какими-то другими протестантскими общинами, тем более с протестантскими общинами в нашей стране, которые в целом стоят на консервативных позициях, защищают евангельскую нравственность, мы, конечно, ведем диалог.

— А повлияет ли как-то визит Папы римского в Швецию и общение с женщиной-архиепископом на православно-католические отношения?

— Думаю, что нет. Это внутреннее дело католической церкви — с кем общаться, а с кем не общаться.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Беседовал Виктор Хруль

Источник: РИА Новости

4 ноября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
игорь 8 декабря 2016, 22:58
Господа Кальвинисты совсем уже запутались в своих догмах,теперь у них НЕО-кальвинизм! Старое стараютсяи не вспоминать-господин Кальвин такое им бы не простил,вместо Сервета на костер пошли бы современные учителя! За что Господь их так наказывает интересно знать?! Мы еще удивляемся западной зоологической ненависти к Православной России!
Татьяна Ефимова10 ноября 2016, 07:30
К большому сожалению интервью действительно очень краткое и не открывает сути содержания аннонсируемой книги. Возможно, автор интервью не слишком хорошо продумал вопросы... Но уверена, что из-под пера митрополита Иллариона должна выйти только интересная и познавательная книга.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×