Кому принадлежит святой князь Владимир?

Фото: Константина Завражина/«Российская газета» Фото: Константина Завражина/«Российская газета»
    

4 ноября 2016 г. в Москве открыли памятник св. равноапостольному князю Владимиру. На открытии присутствовал Президент Российской Федерации и первые лица государства. Памятник торжественно освятил Святейший Патриарх Кирилл. Памятник, созданный известным скульптором Салаватом Щербаковым, возвышающийся над Боровицкой площадью, стал подлинным украшением столицы.

Находятся люди, чья единственная радость состоит в протесте и опровержении

Казалось, надо бы радоваться такому событию. Однако находятся люди, чья единственная радость состоит в протесте и опровержении. Вот и сейчас, помимо прежних протестунов, воевавших против установки памятника, появились новые — на сей раз из Киева. В медийном пространстве стали слышны голоса, что-де москали украли святого князя Владимира, что-де специально скопировали киевский памятник; некоторые производители конфет даже заявляют, что это-де демонстрация попытки гибридного присвоения истории.

И в связи с этим ставится вопрос: кому принадлежит святой князь Владимир, и имеет ли право Российская Федерация поставить ему памятник в своей столице? Можем ли мы претендовать на наследие святого князя? Рассмотрим этот вопрос без гнева и пристрастия.

Фото: Татьяна Белякова/ ТАСС Фото: Татьяна Белякова/ ТАСС
    

Да, с одной стороны, святой равноапостольный князь Владимир правил в Киеве, в нем скончался и был погребен в Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году. Однако разве вся территория современной Российской Федерации находилась вне пределов державы Владимира? Разве в нее не входили Новгород и Псков, Суздаль и Ростов, Муром и Старая Ладога? И более того: до того как Владимир стал князем Киевским в 980, он княжил в Новгороде. Новгородцы сами попросили его у его отца, князя Святослава.

Киевская Русь и созидалась между двумя полюсами — Новгородом и Киевом, на пути «из варяг в греки». Когда Киевский князь терпел поражение и вынужден был бежать, его базой становился Новгород. Попытка сделать св. Владимира князем исключительно города Киева, этаким «киевским гетманом» выглядит антиисторичной и карикатурной.

Если бы не Московская Русь, литературного наследства Киевской Руси мы бы просто не знали

Рассмотрим вопрос с другой стороны — посмертная слава святого князя Владимира и его прославление в лике святых. Да, «Слово о Законе и Благодати», прославляющее его, написано митрополитом Иларионом Киевским в 1049-1050, но дошло-то до нас оно в рукописях Московского княжества XV-XVI в. Вообще, если бы не Московская Русь, литературного наследства Киевской Руси мы бы просто не знали. Что касается архитектуры и живописи Киевской эпохи, то, опять-таки, большая часть памятников сохранилась на территории современной Российской Федерации.

А теперь переходим к вопросу о канонизации св. князя Владимира. Признавая, что в текстах служб ему есть некоторые (правда, спорные) следы его раннего почитания в Киеве XI века, следует со всей серьезностью заявить, что вплоть до конца XIV в. ни в одной из древнерусских июльских миней (а сохранилось их с десяток, если не более) мы не находим службы святому равноапостольному Владимиру. Более того, ни в одном богослужебном уставе Киевской эпохи мы не находим даже указаний на службы ему. Кроме того, все известные князья с именем Владимир до конца XIII в. имели вторые крестильные имена, греческие по своему происхождению, например волынский князь Иоанн-Владимир Василькович (+1292 г.).

    

Первым известным списком первой редакции службы святому равноапостольному князю Владимиру является рукопись конца XIV в. Софийская 382, происходящая из библиотеки Софийского собора в Новгороде. Это весьма значимо: такой видный историк, как Е.Е. Голубинский, начало почитания св. Владимира относит к 1240 г. и связывает с Новгородом и Невской битвой, происшедшей 15 июля, в день его кончины. Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку для церковного прославления просветителя Руси — строительство церкви св. князя Владимира в Новгороде в 1311 г. Так или иначе, но место его канонизации и в том и в другом случае — Новгород, соответственно, Российская Федерация имеет все исторические права на созидание ему памятника в своей столице, коль скоро он был впервые прославлен как святой именно на ее территории.

Именно к образу святого князя Владимира и к памяти о его наследии прибегали великие московские князья и цари — святой благоверный князь Димитрий Донской, великий князь Иоанн III, цари   Иоанн IV, Алексей Михайлович, Петр Великий, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Отметим, что существующий памятник cвятому князю в Киеве — наследие имперского Петербургского периода: он был поставлен при Николае I в 1853 г., создали его петербургские скульпторы — Василий Демут-Малиновский, Петр Клодт и петербургский архитектор Александр Тон, отливалась статуя в Петербурге, ее детали — в Калуге. В этом контексте исторического единства Великой и Малой Руси (современной Украины) разговоры о гибридном присвоении истории просто смешны.

И, наконец, святой равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Разве русские люди, пусть даже живущие в Сибири или на Дальнем Востоке, не имеют права выразить сыновний долг благодарности своему духовному отцу, некогда даровавшему их предкам бесценный дар Святого Крещения?

Вырывать князя Владимира из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично

В телевизионной полемике с украинской стороны звучал достаточно невежественный аргумент: что-де имя Владимир (точнее Володимер) — чисто украинско-русское имя. В порядке всеобуча напоминаем: Владимир — имя общеславянское. Достаточно вспомнить Расу-Владимира, сына крестителя Болгарии св. князя Бориса, или святого Иоанна-Владимира, князя Зетского. Стоит вспомнить и следующие факты: «Слово о Законе и Благодати» уже в XIII в. использовалось сербскими книжниками для прославления святого Стефана Немани. Почитание святого князя Владимира с течением времени стало значимым и для Болгарии, и для Сербии. Поэтому вырывать его из общерусского и общеславянского контекста — бессмысленно и антиисторично.

Некогда святой князь Ярослав Мудрый создал три Софийских собора — в Киеве, в Новгороде, в Полоцке, — начертив невидимый треугольник, заложив сакральную географию Святой Руси и духовные основы для бытия Малой, Великой и Белой Руси. Старец Лаврентий Черниговский некогда ясно сказал: «Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь». Поэтому вопрос: кому «принадлежит» святой князь Владимир и кто имеет право ставить ему памятники — безнравственен и не имеет смысла.

Диакон Владимир Василик

10 ноября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Л. 19. Обращение к христианству вел. кн. Владимира (ВИДЕО) Л. 19. Обращение к христианству вел. кн. Владимира (ВИДЕО)
Павел Кузенков
Л. 19. Обращение к христианству вел. кн. Владимира (ВИДЕО) Лекция 19. Обращение к христианству великого князя Владимира
Православные просветительские курсы
Павел Кузенков
Древняя языческая мифология славян; крещение св. кн. Владимира и жителей Киева; распространение веры в XI-XII веках. Лекция и ответы на вопросы.
Креститель-князь в Москве Креститель-князь в Москве
Прот. Андрей Ткачев
Креститель-князь в Москве Креститель-князь в Москве
Протоиерей Андрей Ткачев
Владимиру Великому непременно подобает иметь памятник в Москве. Спорить можно о месте его расположения, но не о том, нужен ли он. Объясню почему.
О чуде русской истории и наследии св. равноап. кн. Владимира О чуде русской истории и наследии св. равноап. кн. Владимира
Диак. Владимир Василик
О чуде русской истории и наследии св. равноап. кн. Владимира О чуде русской истории и наследии святого равноапостольного князя Владимира
Диакон Владимир Василик
Откуда у вчерашнего язычника «ум Христов» и столь глубокое понимание Христовой веры? Разве это не чудо?
Комментарии
игорь 8 декабря 2016, 14:23
Лариса,памятники за границей устанавливают не американцы,греки и другие-их устанавливают Русские Люди оказавшиеся в эмиграции по разным причинам! Но они себя чувствуют именно Русскими Людьми! А мы еще пока что-то делим,готовы из-за различия во мнениях сцепиться друг в друга-вот чуть повыше пример тому! В Сибири тоже живут Русские Люди и называют себя сибиряками,и смеются иногда над нами мАсквачами и что?! На вопрос-как,когда и что так называлось-могут ответить только образованные люди,давайте прислушиваться к их мнению и советам! Во времена лжи особенно, правдивыми являются только Слова Матери-Церкви! Проверенно временем!
Овчинников Сергей16 ноября 2016, 20:31
Павел Руський, Вы вопрос читали? Я не спрашивал про слова "Белоруссия" или "Белая Русь". Я интересовался именно про "Беларусь". До 1991-ого года по-белорусски страна называлась "Беларусiя". До 1991-ого года слова "Беларусь" вообще не было ни в русском языке, ни в белорусском, ни в китайском, ни в каком бы то ни было ещё. Или я не прав? Так каким же образом старец мог придумать это слово за сорок лет до того, как оно впервые увидело свет?
Павел Руський14 ноября 2016, 16:18
Овчинников Сергей13 ноября 2016, 17:00 Наименование Беларусь использовалось уже до революции 17-го года. Происходит оно от территорий называемых Белая Русь. "По отношению к части современной территории Белоруссии, а именно к Полотчине, название «Белая Русь» стало изредка употребляться лишь с конца XVI века. С 1620-х годов термин закрепился за восточными (подвинско-поднепровскими) землями Великого княжества Литовского. Для обозначения жителей Белой Руси в этот период употреблялся термин «белорусцы», хотя одновременно с ним продолжали использоваться названия «литовцы» («литвины») и «русские» («русины»). В XIX веке, когда белорусские земли входили в состав Российской империи, с развитием русскоязычной системы образования среди местного населения распространился этноним «белоруссы». С 1890-х годов название «Белоруссия» (в белорусском языке — «Беларусь») стало общепринятым для обозначения всех территорий компактного проживания белорусского этноса".
Виктория13 ноября 2016, 23:02
Владимиру 11 ноября 2016, 22:00 Уважаемый Владимир! Эта статья отвечает не "украинцам, или всему миру", а самозванцам, которые сели в Киеве.
Овчинников Сергей13 ноября 2016, 17:43
Можно вопрос? Где именно старец Лаврентий Черниговский сказал: «Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь»? Он ко Господу отошёл за сорок лет до возникновения самого слова «Беларусь».
Соня13 ноября 2016, 01:25
В самом центре Москвы есть старинный, даже древний, памятник князю Владимиру - храм св. князя Владимира в Старых Садах. Его построение в самом начале 16 века связывают с именем архитектора Алевиза Нового, строителя некоторых кремлёвских соборов. Летописи же говорят о том, что князь-Владимирский храм, первоначально деревянный, находился на этом месте с 14 века.
Александр13 ноября 2016, 01:10
Большая ошибка говорить, что Украина имеет какое-либо отношение к Руси князя Владимира. Это просто смешно для любого более менее знающего историю. Грамотнее говорить, что Украина имеет отношение к Руси князя Владимира только в той мере, в какой является частью России и русского мира.
12 ноября 2016, 18:38
Место для памятника Крестителю Владимиру однозначно на землях Христианской Веры! И нет ничего удивительного когда памятник одному достойному человеку стоит в нескольких городах, странах! В недалеком прошлом вопрос о памятниках одному и тому же человеку в разных местах не дискутировался вообще. Однако в данном случае меня смущают головной убор и меч в руках Князя Владимира!?
Женя Шлыков12 ноября 2016, 00:39
Почитайте об Аскольде и Дире они 1 принести христианство, а не Владимир. Крещение Руси было гораздо раньше на самом деле.ПЕРВОЕ (АСКОЛЬДОВО) КРЕЩЕНИЕ РУСИ Первая христианизация Руси во времена Аскольда и патриарха Фотия оказалась завуалированной, отодвинутой на задний план исторического процесс спрашивается зачем?
Владимир11 ноября 2016, 22:04
Читаю как автора, так и комментарии, и грустно становится!.. Откуда у людей столько сарказма, иронии и желания кому-то ( а именно украинцам, или всему миру) что-то доказать? Ну построили мы памятник и что? Вы не задумывались почему в царской России ещё в 1853 году открыли памятник равноапостольному князю Владимиру не в Москве а именно в Киеве ? Почему на его гербе - тризуб? Памятник Владимиру и в Лондоне также есть! Зачем ссорить народы? Зачем спорить? У нас всех одна Родина - на Небесах! И разве не нам дана одна из важнейших заповедей - "Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой!"
Владимир11 ноября 2016, 19:35
Давид пророчествует, быша отец Твоих, сыновей Твои, поставиши князи по всей земли. И здесь Давид говорит о Божьем Духе. И если Святой Дух проницает и глубины Божии, тогда Дух Божий на всём мире. А правослааие для Божьих людей по всему миру. Если сатана разделяться не устоит его царство, так царский Дух кто разделит, или одни Павловы, другие Пётра. Не един ли Дух и ни едины ли дела Божии для Божьих дел.А кто разделяет не плотский ли?
Andrey11 ноября 2016, 13:02
И все таки немного не соглашусь. Простите, если не прав, но, безусловно, слова о том, что: "москали украли святого князя Владимира, что-де специально скопировали киевский памятник; некоторые производители конфет даже заявляют, что это-де демонстрация попытки гибридного присвоения истории." есть глупость. И да, в историческом и духовном плане, Россия, Украина, Беларусь — то есть Святая Русь. И я полностью согласен, что: "вопрос: кому «принадлежит» святой князь Владимир и кто имеет право ставить ему памятники — безнравственен и не имеет смысла." но, при этом, что сказал президент РФ в сентябре 2016 г. об Украине? А он сказал: "Мы хотим, чтобы Украина развивалась в качестве независимого, самостоятельного государства, сильного экономически и во всех других отношениях. Мы хотим, чтобы у нас был надежный и стабильный партнер. Это полностью соответствует нашим национальным государственным интересам". Немного как то трудно совместить "духовное единство" и одновременно политическую независимость. И тем более, вот это слово "партнеры". На мой взгляд оно точно "духовному единению" не способствует. Больше напоминает слово из бизнес-сленга. Т.е. чуть ли не "Прости брат, но ничего личного. Это бизнес. Сам понимаешь..."
Екатерина11 ноября 2016, 09:03
Памятник князю Владимиру давно надо было поставить!Как бы кто не хотел нас разьединить мы уже на генетическом уровне славяне братья,даже пусть и не стараются!!! Могучий дуб вырос а корень один,этот корень наши предки! Так не будем славяне унывать, мы всегда будем вместе!
Антоний11 ноября 2016, 07:55
Доброе утро, братья и сестры! Искреннее благодарю редакцию и отца диакона Владимира за краткую и содержательную статью!
Евгений10 ноября 2016, 13:46
Князь Владимир ещё плюс ко всему и рождён был в Пскове. Рюриковичи - российская царская династия, последний Рюрикович правил в Москве, а первый, основатель, Рюрик - в Новгороде. В Новгород Рюрика княжить пригласили(причём перечисляются даже конкретные племена, которые пригласили его на княжение и среди них, к прримеру, нет ни полян, ни древлян), а Киев позже был завоёван. Русь начиналась с севера - с Новгорода, Изборска, Старой Ладоги. И лишь позже политический центр Руси сместился с северного Новгорода в южный Киев, благодаря более выгодному расположению последнего.
Лариса10 ноября 2016, 12:52
То ли смеяться, то ли плакать над киевскими претензиями... В Белграде открыли памятник императору Николаю (http://www.pravmir.ru/v-belgrade-otkryili-pamyatnik-nikolayu-ii/), памятник прп. Сергию Радонежскому установлен в Нью-Джерси (http://www.pravoslavie.ru/english/74277.htm) и т.д. Сербы, американцы, греки и другие народы, которые устанавливают в своих странах памятники нашим святым и просто выдающимся людям, что-то присвоили из русской истории? Ну цирк просто...
Жора10 ноября 2016, 11:51
Да нечего нам делить, по моему. Князь Владимир был общим правителем единого народа. Господи! Дай нам всем сил, ума и терпения!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×