Сила Афона

«Я почувствовал силу Афона», – говорит архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, недавно вернувшийся из паломничества на Святую Гору, которое он совершал вместе с 15 священниками своей епархии.

«Сила – в этом слове словно бы есть негативный смысл, но сила Афона – это Любовь, она не принуждает, а вдохновляет, заполняет воздухом легкие».

    

– Сколько раз вы бывали на Святой горе? Ведь это была не первая Ваша поездка?

– Не первая. Я стараюсь бывать на Афоне два раза в год, обычно постом. С некоторых пор появилась эта жажда – поехать на Афон во время поста. Жажда и необходимость.

Скажу совершенно откровенно и искренне: было время, когда я внутренне если не сопротивлялся, то, во всяком случае, не понимал этого стремления к Афону. «Надо ехать на Афон! А вы были на Афоне?». Если ты говоришь – нет, то слышишь: «Как же так! Вы не были на Афоне?!» Все это не рождало желания туда поехать. Даже наоборот.

Я совершенно спокойно относился к тому, что не был там. Но вдруг один мой друг, светский человек, обратился ко мне: «Владыка, я вместе с моими друзьями хотел бы побывать на Святой горе Афон. Может быть, мы бы поехали вместе? Если вы поедете, нам будет спокойно с Вами». И, смешно сказать, я первый раз поехал на Афон как гарант спокойствия своих друзей.

    

И у меня случилась встреча – очень глубокая, личная – с местом, которое жители-афониты называют «садом Божией Матери». Закончилась она тем, что когда время нашей поездки вышло, я сказал своим друзьям: «Ну, дорогу домой вы осилите и без меня, а я еще побуду здесь». И остался еще на несколько дней.

И вот с тех пор для меня поехать на Афон – это как, знаете, побыть собой. Не «отключиться», не «переключиться» – нет. А оказаться в среде, в которой ты становишься как рыба в воде, в естественной для тебя среде.

– Эта поездка была все-таки не совсем обычная.

– Да, это было связано с тем, что в этот раз я поехал со своими священниками.

    

Афон – это место, которым хочется делиться. Это не личное открытие, это не какое-то даже личное переживание. Это та самая радость, которой хочется делиться, потому что когда ты ей делишься, она в тебе становится глубже, она как бы в тебя самого больше проникает.

И поэтому я в этом году – был хороший повод, 1000-летие русского присутствия на Святой горе – обратился к Святейшему Патриарху и попросил благословения поехать со своим духовенством.

Эта мысль родилась, можно так сказать, спонтанно: на епархиальном совете, было расширенное заседание, мы обсуждали жизнь нашей епархии, говорили о разных проектах, и о праздновании 1000-летия русского присутствия на Афоне. И я с радостью сказал: «Давайте все вместе и поедем». Ведь чтобы праздновать афонское торжество, нужно побывать там хотя бы один раз. Оказалось, что из присутствующих священников только двое бывали на Афоне. И мы большой группой, 17 человек, поехали на Святую гору. Конечно, были и сложности, с этим связанные: трудно, когда большая группа, решать организационные моменты, но не это главное. Главное, что именно ради этой группы я и попросил наших друзей на Святой Горе дать нам возможность посетить как можно больше обителей.

Так и получилось – за неделю мы посетили множество монастырей и келий, смогли пообщаться с настоятелями монастырей, принять участие в богослужении. Каждый день все причащались, и все смогли послужить литургию, что, конечно, было самым большим, наверное, чудом и подарком для моих священников.

Лично меня очень глубоко вдохновляет, когда я общаюсь с афонской братией, то, что они дарят надежду. Увидеть человека, который живет духовной жизнью, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, находится в подвиге, хотя и сам этого не замечает…

    

Сравнивая свою собственную жизнь с жизнью насельника келии или монастыря, даже с жизнью настоятеля, и видя, как люди молятся, трудятся, как относятся друг к другу, – то есть, понимая, что это для них самая что ни на есть повседневная жизнь – испытываешь некое удивление. Потому что в той жизни, в которой нахожусь сейчас я, такое не всегда можно встретить. Я говорю сейчас не о ком-то другом – я с сожалением говорю о себе самом. За рутиной бесконечных дел порой на периферии оказывается то, что всегда остается в центре на Афоне.

Там центр – Христос. И всё делается ради Него, во имя Его, для Него. Понятно, что и там бывают сложности в человеческих отношениях, но всё равно центром является Христос. Центром является богослужение.

При ударе колокола или била все приходят на богослужение – это призыв для всех и для каждого. Это как на корабле. И ты действительно чувствуешь Афон кораблем спасения: вся команда в сборе, и никто не остается вне общего дела, а общее дело объединяет. И вот это очень вдохновляет.

– У нас в Москве есть свой кусочек Афона – подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, где раз в неделю совершается настоящее всенощное бдение – служба начинается в 22.30, а заканчивается около семи утра.

Хочу спросить Вас: а что Вы можете взять с Афона с собой и привезти своей пастве?

– А мы уже привезли. Монастырь, в котором я живу, называется Второафонским, потому что был основан братией со Святой горы.

– Простите, перебью Вас, а Вы живете в монастыре?

– Да, в Свято-Успенском Второафонском Бештаугорском монастыре. И после того, как начал ближе знакомиться и с афонской, на духовном совете я предложил братии обсудить возможность возвращения к традициям богослужения, связанных с афонским уставом. Слава Богу, мы смогли вернуться к этим традициям, и оказалось, что на всё хватает времени. Просто оно должно быть правильно распределено.

На Афоне всё построено вокруг единства во Христе, и самое наивысшее проявление этого единства – совместная молитва

Скажу по-другому. На Афоне всё построено вокруг единства во Христе, и самое наивысшее проявление этого единства – конечно, совместная молитва. Молитва – это не тягостное послушание, не безысходная часть традиции («ну, надо, значит, надо»). Молитва – это то, ради чего туда и приходят люди, ради чего собираются. А всё остальное становится уже второстепенным. Второстепенными становятся административные дела, какие-то бесконечные наши хлопоты и прочее. Самое главное послушание – это послушание в молитве.

Настоятель монастыря Ксенофонт, отец Алексий, недавно гостил у нас на Кавказе, был в нашем монастыре, общался братией и с сестрами женской обители нашей епархии. Он рассказывал, как у них устроена жизнь. Все очень просто. В сутках есть 24 часа: 6 часов – для отдыха, 6 часов – для работы, 6 часов – для общей молитвы и 6 часов – для умной молитвы и твоего собственного образования. Это время, когда ты должен помолиться в своей келье, почитать хорошую книгу, заняться богомыслием. И если следовать этому распорядку, то на всё будет хватать времени. И так – изо дня в день.

Вот это и есть цельность. И надо сказать, что за недельное пребывание на Афоне входишь в этот ритм – естественный ритм такого разделения на сон, на работу, на молитву, на богомыслие. И всё становится на свои места, и всё успеваешь.

– Владыка, а что в эту поездку произвело на вас самое сильное впечатление?

– Интерес. Очень глубокий интерес афонитов, насельников Святой горы Афон, который они проявляют к другим людям. И это проявляется в том, что они сразу начинают говорить о Христе. Там не задают вопросов: «Как ваши дела?» или «Как вы себя чувствуете?», или «Как вы доехали?», «Что новенького?» Там нет каких-то «обязательных» или правильнее сказать, пустых разговоров. Там сразу начинают говорить о духовном, о Боге.

А ведь это действительно самое важное, о чем ты должен постоянно свидетельствовать, будучи священником. Вот я лечу в самолете, я в подряснике, и понятно, о чем сразу заговорю с человеком – о Боге, о вере, и никого это не удивит. Все скажут: в общем, так, наверное, и должно быть – он служит Богу, и о чем ему еще говорить? Но к большому стыду я нахожу, что не всегда так получается. Особенно, если это знакомые какие-то люди, то не всегда слово о Боге, о Христе становится центральной частью разговора.

У насельников Святой Горы не так. Они всегда говорят об одном и том же: о Нем. Сразу. «Здравствуйте, очень рады вас видеть. Как вы расположены к молитве? У нас богослужение тогда-то, сейчас можете чаю попить, а потом пойдем на богослужение», – и, конечно, это больше всего впечатляет.

– Одна из моих любимых книжек – «Отцы-святогорцы» преподобного Паисия Афонского, где он описывает тех подвижников, с которыми встречался лично или слышал от тех, кто близко их знал. А там сейчас на Афоне есть подобные им люди?

– Да. И, слава Богу, с ними встречаешься. Вот я уже вспоминал отца Алексия: больше 40 лет он подвизается на Афоне, настоятель монастыря. Да, он может рассказать о том, что там было сделано для обители, но самая настоящая радость появляется у него в глазах, когда начинаешь задавать вопросы, связанные с духовной жизнью: о том, как часто причащаются насельники монастыря, как часто приступают к таинству Исповеди. И когда ты спрашиваешь о таких вещах, то видишь, что батюшки просто загораются глазами и начинают с большим внутренним воодушевлением говорить о том, что им самим очень дорого.

    

Я спрашивал об участии в Евхаристии людей, не состоящих в церковном браке, – у нас на Кавказе это распространено: муж, к примеру, православный, а жена нет, и наоборот. Как участвовать этому человеку в таинстве Евхаристии, если брак у него не венчанный и не может быть венчанным, потому что жена в другой религиозной традиции?

А на Афоне, кстати сказать, это один из первых вопросов, которые задают паломникам – вы венчаны со своей женой? Если нет, то не допускают до Святого Причащения. И некоторых это сначала ставит в затруднительное положение, а потом становится побуждением по возвращении домой задуматься о своем браке – среди моих знакомых есть люди, которые пришли к венчанию именно после посещения Святой горы Афон. Отвечая на такие вопросы, отец Алексий начинает говорить с таким открытым сердцем, с такой жаждой сказать о том, что самым главным в жизни является единство во Христе, в стоянии перед Богом, в правде, чистоте собственной жизни…

    

Он очень много и интересно рассказывает, приводит большое количество примеров из жизни знакомых ему святогорцев, из собственной жизни, из житий святых, и ты понимаешь, что человек этим живет. Можно сказать, самый настоящий живой старец.

Многие ищут старцев, чтобы им открыли тайну будущего. По мне, самое главное чудо – открыть тебе тайну твоего настоящего

Кто-то думает, что старчество заключается в том, что кто-то тебе приоткроет тайну твоего будущего. По мне, самое главное чудо – открыть тебе тайну твоего настоящего, которое ты так пытаешься не замечать. Настоящее часто остается прикровенным. Мы нередко совершенно небрежно относимся к жизни, всё думая о каком-то будущем, а вот, собственно говоря, небрежность в сегодняшнем дне и есть самая страшная тайна любого беззакония.

Вместе с моим духовенством я встречался с настоятелями других монастырей, со старцами – герондами, как их называют, – и все говорили не о том, что ждет Россию, Русскую Церковь и человечество, а о том, что происходит с тобой сейчас: как ты молишься, как ты служишь.

Один батюшка спрашивал: «А как вы готовитесь к литургии? Что значит для вас – подготовиться к литургии? Как часто вы служите? Как собираете общину?» – такие вопросы были совершенно неожиданными, но очень нужными. Потому что именно сейчас происходит то, что называется делом твоего собственного спасения, – сейчас, а не где-то в будущем.

– И они сами так расспрашивают и действительно глубоко интересуются?

– Да. Им не бывает все равно. Один геронда спросил меня: «Почему ты в этот раз приехал?» Я ответил: «Я привез сюда моих батюшек», – и он заулыбался, обнял меня. У меня даже слезы навернулись на глаза.

Когда человек открывается, геронда сразу начинает задавать встречные вопросы, уточнять. Батюшка говорит ему: «Я готовлюсь к службе так-то и так-то и столько-то раз служу». А геронда сразу же спрашивает: «А сколько у тебя детей? А сколько ты проводишь времени дома?» Очень многим моим священникам он дал такой совет: побольше и почаще бывайте дома со своей матушкой, с детишками. Священник прежде всего должен заботиться о своей собственной – домашней – церкви. Близкие являются вашей силой, вашим вдохновением и вашим благословением Божиим. И поэтому составляйте свой день, чтобы достаточно времени оставалось и для родной семьи. Это были полезные советы.

    

– Какое впечатление эта поездка произвела на ваше духовенство?

– Может быть, самое нужное. Когда мы ехали туда, они переговаривались между собой, что-то обсуждали, спрашивали – «а что у тебя на приходе». А обратно едем, смотрю – перебирают четки, молчат, молятся.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Светописанный образ Божией Матери Светописанный образ Божией Матери Светописанный образ Божией Матери Светописанный образ Божией Матери
Афонские истории
Владимир Крупин
О Светописанном образе Божией Матери, явленном в XX веке и очень почитаемого афонитами, и о русском Пантелеимоновом монастыре, воссозданном стараниями приснопоминаемого старца Иеремии (Алехина), рассказывает писатель Владимир Николаевич Крупин. В этом году ему исполнилось 75 лет! Сердечно поздравляем Владимира Николаевича Крупина с юбилеем, Божией помощи в праведных трудах, многая и благая лета!
Каруля – вид на незримое Каруля – вид на незримое
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Каруля – вид на незримое Каруля – вид на незримое
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Мы достигли критической точки. Угол наклона земли у нас под ногами – около 75–80 градусов. Здесь, взгромоздившись на скалы и почти паря в воздухе, примостилась продолговатая келейка небесного человека – отца Гавриила.
Первый подход. Рассказ Первый подход. Рассказ
Игорь Пшеничников
Первый подход. Рассказ Первый подход
Рассказ
Игорь Пшеничников
Поездка на Афон заронила в душу бухгалтера Филина странные мысли. Монастырская атмосфера скорее испугала его, но ощущение, что он упустил нечто важное, не давало покоя…
Греческая Пасха: из Уранаполиса на Афон Греческая Пасха: из Уранаполиса на Афон
ФОТОРЕПОРТАЖ
Греческая Пасха: из Уранаполиса на Афон Греческая Пасха: из Уранаполиса на Афон
ФОТОРЕПОРТАЖ
Владимир Орлов
Фотографу удалось запечатлеть две традиции празднования греческой Пасхи:и приходскую и монашескую.
Афон: Знаменитая 21-часовая служба совершилась на престольный праздник в Дохиаре Афон: Знаменитая 21-часовая служба совершилась на престольный праздник в Дохиаре
«Мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем».
На Афоне почтили память русского старца Тихона (Голенкова) На Афоне почтили память русского старца Тихона (Голенкова) На Афоне почтили память русского старца Тихона (Голенкова) На Афоне почтили память русского старца Тихона (Голенкова)
23 сентября 2015 года на Святой Горе Афон в келии Честного и Животворящего Креста Господня, что принадлежит Ставроникитскому монастырю, почтили память афонского подвижника и наставника святого Паисия Святогорца, русского старца иеросхимонаха Тихона (Голенкова).
Вышел фильм о болгарском подвижнике схимонахе Антонии Зографском Вышел фильм о болгарском подвижнике схимонахе Антонии Зографском
В Youtubе распространяется любительский фильм, повествующий о современном болгарском подвижнике Святой Горы Афон, схимонахе Антонии Зографском, скончавшемся в 2000 г. на Афоне совсем молодым
Настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне награжден орденом Александра Невского Настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне награжден орденом Александра Невского
99-летний игумен русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне схиархимандрит Иеремия награжден орденом Александра Невского, соответствующий указ президента РФ Владимира Путина опубликован на официальном портале правовой информации
На Афоне отпраздновали память иконы Божией Матери «Достойно есть» На Афоне отпраздновали память иконы Божией Матери «Достойно есть»
Праздничное богослужение длилось, по афонской традиции, около 12 часов.
Комментарии
Валентина Жарнакова21 ноября 2016, 11:14
А меня вдохновило разделение суток на шестичасовые промежутки времени для самого важного в нашей жизни: молитвы, богомыслия,труда и отдыха.Вот оказывается как правильно; а мы в миру (многие из нас) до того осуетились, что мечемся изо всех сил, "работу работаем", копеечку добываем (и всё равно бедные), а потом "рухнули" вечером и включили ТВ, и не до семьи нам несчастным, и не до молитвы. Срочно нужно пересмотреть свою жизнь!(Я о себе сейчас и никого не хотела обидеть.)
сергей15 ноября 2016, 11:15
Замечательный пример другим владыкам! Вывозите приходских батюшек на Афон! Тем более совместное паломничество приносит огромную пользу и объединяет, сдруживает батюшек! Мудро поступил Владыко и не эгоистично. А духовные плоды прихожане епархии увидят скоро. Евгении: вопросы о причащении решаются только с духовником и не с кем более!
Максим13 ноября 2016, 23:10
Евгения, Обратите внимание, что на Афон пускают только мужчин. Т.е. запрет причастия для невенчанных афониты адресуют не женщинам, а мужчинам, которые состоят в браке, но не венчаются. Именно их и пытаются сподвигнуть к венчанию. С них и спрос больше как с главы (православной) семьи. Возможно, к женщинам, живущим с неверующими супругами, подход у монахов иной.
12 ноября 2016, 14:17
Спасибо за удивительно интересный рассказ! Есть одна просьба: когда оформляете материал в виде статьи у каждой фотографии указывайте, пожалуйста, автора и, если можно, еще и название (кто это, где это). Это является хорошим тоном. Спаси вас Бог!
Вадим12 ноября 2016, 13:53
Евгения! Если вы заметили, то не причащают на Афоне - монашеская республика. Доступ на Афон только мужчинам, женщинам нет. Мужчина глава семьи, и он отвечает за духовную жизнь жены!!! И на страшном суде даст ответ. Поэтому не допускают до причастия МУЖЧИН
людмила11 ноября 2016, 23:32
Низкий поклон Владыке Феофилакту за Ваш рассказ, за Ваши впечатления, наблюдения, за ту радость, которую Вы получили на Афоне и теперь поделились с нами. Это еще один солнечный лучик со Святой Горы, особенно для нас, женщин. Очень больная тема - не венчаный брак, особенно, когда глава семьи не верующий. Вот такие статьи и помогают не унывать, усиливать свои молитвы, поддерживать огонек своей неугасимой лампадки. Благодарю Вас, Анастасия, за это интервью.
Евгения11 ноября 2016, 21:31
а.с.: спасибо, Вы правы. И действительно, у нас же причащают - и хорошо. Что-то я близко к сердцу приняла то, что на Афоне по-другому. Простите.)
Дмитрий11 ноября 2016, 14:38
Хотел пошутить про "силу iPhon`а". Но прочитал строки из статьи: " Кто-то думает, что старчество заключается в том, что кто-то тебе приоткроет тайну твоего будущего. По мне, самое главное чудо – открыть тебе тайну твоего настоящего, которое ты так пытаешься не замечать. Настоящее часто остается прикровенным. Мы нередко совершенно небрежно относимся к жизни, всё думая о каком-то будущем, а вот, собственно говоря, небрежность в сегодняшнем дне и есть самая страшная тайна любого беззакония. " И мой ум наполнился спокойствием. Потом что понимаю - что надо делать (и в духовном и в мирском направлениях). Спасибо Вам за эту Статью и ваши Подвиги с Благодарностью ко Иисусу Христу и ко всем Силам Божиим. Будем покланяться и служить - только Богу. Будем Ловить Благодать Бога с Благодарностью к Богу. Идти к Истине Его, с благодарностью принимая руку и советы тех кто впереди (предварительно испытав их), и подавая руку тем кто захочет из тех кто позади, подбариваясь их тумаками которые отвешивают нам когда мы задерживаемся. Иисус Христос сказал что Бог есть Истина и Жизнь. А ещё сказал что Я есть Путь Итина и Жизнь. Я это понимаю так что он Показал нам Путь к Истине. И если мы идём по этому Пути к Истине в соответствии с двумя Главными Заповедями, то это и есть Жизнь и качество этой жизни в Пути увеличивается, а затем и количество.
а.с.11 ноября 2016, 12:22
О запрете на Афоне причащать семейного человека, не венчанного со своей половиной. Обязательно должно быть в мире такое место, где делают по Уставу. А мы найдем и другое место, где нас будут и в этом случае причащать. Найдем. Но на Афоне пусть делают именно так. Вот по закону церкви - 15 лет без причастия сделавшей аборт женщине. Но ведь мы причащаемся... Православие многоообразно и свободно.
Екатерина11 ноября 2016, 09:25
Великий Афон,молитвенники, старцы,геронда, молите Бога О России ,о народе русском. Молите Пресвятую Богородицу Нашу защитницу,доровать России мир и защиту!
Евгения11 ноября 2016, 07:40
Как-то смутил запрет на Причастие, если брак не венчаный. И что делать, если вторая половина этого не хочет? Первый вариант: в крайнем случае, согласится "для галочки". Разве так можно? Мне это как-то непонятно. Это же Таинство. Например, нельзя же привести взрослого человека и крестить его "для галочки", если он не против, но при этом ему это вовсе и не нужно. Или можно? Второй вариант: откажется. И что дальше? Перестать причащаться? Разводиться? Не станет ли в семье больше конфликтов, если один из супругов постоянно будет думать о том, как же выйти из этой ситуации, как довести второго супруга до венчания? Думаю, поэтому у нас и разрешают жить в невенчанном браке, раз уж так сложилось, иначе будет только хуже: венчания "для галочки", разводы, семейные ссоры. Если я что-то неправильно понимаю, поправьте меня, пожалуйста.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×