Лихоимство

В последнее время по стране одна за другой проходят волны арестов, и даже уже суды состоялись по некоторым делам и в заключении находятся люди, наделенные в недавнем прошлом столь высокими чинами и званиями, что и представить себе нельзя было, чтобы они оказались в таком положении. Но вот оказались. И причина их пребывания в местах не столь отдаленных одна – пресловутая коррупция, или взяточничество, или, говоря церковным языком, лихоимство, когда человек стремится к приобретению материальных благ ненасытно и с жадностью, увлекаясь настолько, что нарушение законов Божественных и гражданских входит у него в порочную привычку.

    

Что же это за явление такое – лихоимство?

Здесь надо сразу оговориться, что понятие это более широкое, чем, например, коррупция, и предполагает всякое неправедное, хищное приобретение, всякую невоздержанность в стяжательстве земных благ и удовольствий. И вот эта невоздержанность и жадность к стяжательству, как любая страсть, разрастаясь в человеке, со временем совершенно овладевает им и влечет его к погибели, хотя бы сам человек этого уже не осознавал и не чувствовал. Страсть доводит человека до своего рода помешательства, безумия, когда человек живет, мыслит и действует в состоянии одержимости, да и смотрит на мир глазами страсти, так что жизнь предстает перед ним в искаженном и больном, горячечном виде.

В чем же «безумие» этой страсти? Да в том, что человеку совсем не много ведь надо для доброй и радостной жизни. Чтобы был у него дом, любящая жена, дети, любимая работа, а главное – «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6), как говорит апостол Павел о главном в христианской жизни. А хищничество и воровство и наглость, жадность и многие другие духовные язвы, сопутствующие страсти любостяжания, постепенно, но неуклонно разрушают жизнь человека, какой бы представительной и успешной она ни казалась. Потому что, по слову Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). То есть подлинное качество жизни, ее полнота, чистота и достоинство приобретаются дорогой ценой, но это не цена любостяжания, а цена жертвенной любви. И вот именно вера, действующая любовью, призвана помочь человеку в противостоянии губительным страстям. Даже если начатки тех или иных страстей присутствуют в человеке (а они присутствуют обязательно), то человек, живущий верою и любовью, сдерживает в себе сознательно действие этих страстей, борется с ними и всемерно стремится к их совершенному искоренению. В этом во многом и состоит труд и борьба христианской жизни.

    

И если человек в силу своего социального положения, воспитания, характера и способностей относится, условно говоря, к роду князей человеческих, то есть способен к управлению, руководству, имеет административные и хозяйственные способности, он, скорее всего, достигнет определенного преуспеяния и станет, как у нас говорят, состоятельным. И в этом еще нет греха, потому что все люди разные и у каждого свой крест и свои способности и обязанности перед Богом и людьми. Так вот обязанности людей высокопоставленных, сильных мира сего состоят в том, чтобы по совести служить Богу и людям и заботиться прежде всего об этом, а не о бесконечном умножении личного имущества. Как и псалмопевец Давид говорил об этом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). То есть если в силу своего положения и рода деятельности к человеку действительно «течет богатство», то он должен знать свою меру необходимого, а остальное разумно и рачительно употреблять на радость людям и на пользу Отечеству. А это возможно только при правильном настроении сердца, когда человек понимает, что «богатство текущее» принадлежит не ему, а Богу, Который только вверяет его этому человеку как распорядителю. А каким он окажется распорядителем – мудрым или глупым, – зависит от того, насколько ему присуща добрая вера, действующая любовью. Потому что как может позволить себе человек утопать в роскоши, когда вокруг него столько нищеты и горя?! Как человек может позволить себе воровать, обманывать и требовать мзды, если он в совести своей «ходит пред Богом»?! Как человек может брать взятки, если он знает, что настоящая и чистейшая радость приобретается только тогда, когда мы делимся с ближними, отдаем ради Христа не только то, что «сверх нашего», но если надо, то и свое кровное.

Можно даже сказать, что главная причина всех тех несчастий и бед, в которые впали знатные люди, о которых мы говорим, – это отсутствие опытного знания того, что есть настоящее благо, а что есть его подмена. Ибо всякий грех и всякая страсть есть подмена подлинной радости и действительного смысла. Впрочем, и верующие падают, и добродетельные согрешают, что еще и еще раз заставляет нас говорить о необходимости бодрствовать и молиться, то есть быть предельно внимательными к побудительным мотивам своей внутренней жизни, сверять их строго с евангельской правдой, противостоять своим злым устремлениям и умолять Бога об утверждении в истинном благе.

Ну, сановных мужей оставим в покое, помолимся за них, чтобы Господь привел их к познанию истины и открыл им путь к той действительной радости и благу, которые не отнимутся уже у человека и заменить которые ничем не возможно. Но вспомним и о себе. А именно вот о чем хочется сказать. Как грустно видеть, когда и в печати, и в иных средствах массовых коммуникаций по поводу всех названных «обличений» и «разоблачений» и наказаний вместо горького сострадания и самоукорения поднимается волна какого-то постыдного и злорадного улюлюкания. Дорогие, а разве сами мы чисты перед Богом? Разве в нас не действуют те же самые, но, может быть, менее заметные другим и в силу нашего положения менее ярко проявляющие себя страсти? Да и не только лихоимства и стяжательства, но и множества иных страстей, не менее губительных и преступных с точки зрения закона Божиего? И пьянство, и блуд, и озлобленность, и та же хищность и жадность, и лукавство, и обман, и корысть, и безверие… Разве этого всего нет у нас, как говорят, «простых обывателей»? Да сколько угодно и на каждом шагу! Но мы с каким-то странным упоением и даже восторгом, оставив «своих мертвецов», то есть перестав оплакивать свои грехи, пороки и страсти, пускаемся в шельмование и осмеяние людей, падших, в отличие от нас, в публичном, так сказать, пространстве, потому что страсть овладела ими и довела до явного краха. Но послушайте, разве сегодня-завтра и с каждым из нас, пусть даже в меру нашего маленького положения, не может случиться то же самое? Да не только может, но и случится обязательно, потому что всякий мнящий себя судией, не видящий и не оплакивающий своих грехов, да еще и насмехающийся над падшими непременно и сам должен будет претерпеть и позор, и унижение, и стыд, по слову Господа: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14: 11). Так что оставим это опасное и душевредное занятие – перемывание чужих костей, тем более что мы еще мало что знаем и понимаем в действительных обстоятельствах тех или иных дел, а только следуем за голосом падких на сенсации средств массовой информации.

    

Здесь уместно вспомнить о «железном правиле» святых отцов: осуди грех, а человека пожалей. Несомненно, борьба с коррупцией на государственном уровне должна продолжаться. Но важно, чтобы эту действительно необходимую и важную борьбу мы осознали не как сведение счетов с «зажравшимися хапугами», а как нашу общую беду духовного и нравственного оскудения. Потому что чиновников этих к нам не забросили извне тайно, как отряд диверсантов, а они выросли в нашем Отечестве, уязвленном и ураненном прежним безбожием и нынешней вседозволенностью, ложным пониманием свободы и блага. И исправляться нам нужно всем вместе, в общем осознании своей вины и личного вклада в созидание или разрушение доброй жизни.

Чтобы выросло поколение добрых правителей, нужно с самого детства учить людей жизни по заповедям Божиим

Но вот еще о чем хочется сказать. Помолившись о вразумлении и исправлении падших, поплакав и о своих грехах, вспомним о том, что в наших силах позаботиться и о предупреждении в будущем таких падений и катастроф. А именно: наш долг проповедовать, благовествовать и учить детей и юношество, в том числе и тех, кто завтра придет к власти и будет так или иначе распоряжаться несметными богатствами страны и народа. Учить их тому, что нет иной высшей радости в жизни, чем «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17), что и называется у нас Царствием Небесным. Под праведностью мы здесь разумеем жизнь, согласную с Богом, под миром – особое состояние души, проистекающее из этой жизни, а под радостью – ясное осознание причастности Духу Святому, рождающееся в покаянии и терпеливом созидании добра. И этот принцип, утверждаемый с детства в душе как камень краеугольный, позволит нам со временем и во власти увидеть людей достойных, ответственных, милосердных и сострадательных. Тех, которых можно назвать князьями разумными и боголюбивыми. И если мы хотим, чтобы пришло со временем поколение таких добрых правителей и распорядителей, то мы должны уже сейчас сами стараться жить по совести, борясь со своими страстями и в меру сил исполняя заповеди Божии, и учить этому наших детей. Говорить им об элементарных, но необходимых правилах духовной безопасности. О разрушительной и губительной силе страстей, о необходимости сознательной борьбы с ними, о высшем призвании человека, об утверждении и возрастании в добродетели. Вот и основание нашего общего будущего, а любое другое основание зыбко, как песок, и чревато многими падениями и катастрофами, потому что правда человеческая суетна и переменчива, а правда Божия пребывает вовек.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Надежда Рябова28 января 2017, 18:37
Живём в мире лживом, ненавистном к человеку, к самой жизни... Потеряны общечеловеческие ценности, размыты понятия добра и зла, забыли о совести, отвращают от ОСОЗНАНИЯ и ВЕРЫ, что человек сотворён по образу и подобию, потому и нет ответственности перед собой, людьми, Господом за свои деяния, помыслы...
29 ноября 2016, 19:16
Сергий28 ноября 2016, 14:00 /"...Но постепенно начинаю понимать как им тяжело живется...."/ Да с чего Вы это взяли? Они - на своем месте, потому что они - такие; и им так легче. Вы - на своем месте, потому что Вы - такой; и Вам легче так. А вот что будет потом.... - это уже другой вопрос...
Сергий28 ноября 2016, 14:56
Иногда завидую тем, кто богаче меня. Тем, кто имеет большие дома, шикарные автомобили. Тем, кто, как говорится, "умеет жить", направляя все силы, все свое умение, связи, служебное положение для обогащения и используя любую возможность чтобы урвать что-нибудь для себя. Но постепенно начинаю понимать как им тяжело живется. И как я должен быть благодарен Господу за то, что Он дает мне земные блага, достаточные для безбедной жизни. И ничего более. Спасибо отец Дмитрий за статью.
Василий28 ноября 2016, 07:26
Может стоит начать создавать крепкие приходы чтобы уйти от крещения венчания без оглашений только за деньги?
Светлана Анатольевна28 ноября 2016, 02:16
Замечательная статья, спаси Бог отца Дмитрия. Как говорится "все в замазке". Спаси Бог и Александра за его комментарий.
Марина23 ноября 2016, 23:11
Отец Димитрий, большое спасибо за размышления, полностью с Вами согласна. Увидеть в другом грех и недостойное поведение почему-то некоторым даже приятно. Странно, что все так кидаются на скандальные новости и "перемывают кости", хотя сами ни капельки не лучше. По ту сторону телеэкрана людям известно всегда больше, чем непосредственным участникам "эфира". Такой вот парадокс.
Федор23 ноября 2016, 20:38
К чему все эти "высокие" слова, если есть простое слово - вор?
Анна23 ноября 2016, 17:44
Отец Димитрий! Весьма познавательная статья. Стыдно признаться, я думала, что лихоимство это то же самое что и расточительство, чем я, прости Господи, грешу. И после разъяснения у меня появились сомнения. Я зарегистрирована на сайте Пикоди, вот адрес: https://www.picodi.com/ru/ Там у меня есть кабинет, куда постоянно летят эти жуткие купоны, если я ими воспользуюсь, то могу купить дешевле, но ведь это получается я обманываю торговцев и отчасти обогащаюсь за их счёт? И с моей покупки десятина для государства и для церкви будет меньше, чем если бы я не пользовалась этими скидками? Прости Господи!
Валерий Ивкин23 ноября 2016, 13:57
Обратимся к истории Русской Православной Церкви. Весьма поучительной в этом вопросе. «Уже в XVI в., после распада Орды, когда Московский государь упрекал Крымского хана в постоянных набегах, тот отвечал, что не может запретить своим людям грабить русских, так как иначе татарам нечем будет жить. То есть грабеж постепенно стал способом существования, особенностью национального менталитета. Естественно, что такой народ не только не мог развиваться, но даже удерживаться на прежнем уровне. На Руси же, наоборот, все время нарастает процесс укрепления внутренних сил на основе православной духовности, который заканчивается свержением ига после знаменитого «Стояния на Угре» в 1480 г.» Отрывок из книги: Владислав И. Петрушко. «Курс лекций по истории Русской Церкви.» стр. 262-263 Воровство и грабеж, а не мягкий термин лихоимство - вот, что разрушает современную Россию и не позволяет создаться Святой Руси.
Николай Старостин23 ноября 2016, 10:11
Спасибо, отец Дмитрий! Говорят, что народ заслуживает ту власть, которую имеет. По опросам лишь 2% православных в РФ - настоящие (изучают Евангелие, молятся, причащаются) - это 2,5млн.человек из 150... Критическая масса нашего общества не живет духовными ценностями. Капитализм (причем дикий),безумное социальное расслоение, общемировые стандарты и "культура" потребления поддерживаются властью и сми. Имеем, что имеем...По логике вещей, благочестивые правители нам не полагаются..) Но Господь милостив! Делай, что должен и будь, что будет. Простите меня.
Валерий Ивкин23 ноября 2016, 09:20
Спасибо Александру Г. За очень вразумительный комментарий. От себя замечу, что в статье ни разу не упамянулось слово "воровство". Я думаю, что это характерно для нашего времени - не называть вещи своими именами и смягчать грех. Для священника это понятно: для того, чтобы не осудить грехоносителя. А для представителя власти, чтобы избежать справедливого народного гнева. Оппозиция часто, думаю по недомыслию, ведется на эти неточные термины и делает свой протест размытым. С другой стороны, очень сильная ее актуализация на грехоносителе, чем на грехе выявляет то, что она далековато от христианского понимания этого грязного и разлагающего страну, общество и каждого человека явления. Какой вывод? Программа минимум: устранить этот грех, а если он продолжается длительное время, то эту страсть в себе. Программа максимум? Об этом боюсь даже заикаться...
Юлия22 ноября 2016, 14:21
Спаси Господи, отец Дмитрий! Мудрая, взвешенная статья. Какие мы сами, какими растут наши дети - вот о чем мы должны заботиться прежде всего, живя по заповедям Божиим и уповая на Его милосердие.
тамара22 ноября 2016, 13:41
Благодарим ,батюшка Димитрий,за вразумление...всё верно,у нас самих, у многих (рыльце в пушку)...осознаем свои грехи,а чужих ,за их грехи,пожалеем.Спаси и сохрани всех ,Господи.
АлександрГ. 22 ноября 2016, 13:08
Отец Дмитрий, в русском языке существует два слова, обозначающее описанное Вами явление. Мздоимство и лихоимство. Под лихоимством всегда понималось получение материальных благ (ценностей) за совершение незаконных (законных) действий в пользу дающего. А вот под мздоимством понималось получение таких же благ, просто за занятие той или иной должности. В основе и того и другого явления лежит человеческий грех, именуемый алчностью. Так, что в этом Вы абсолютно правы. Но вот касательно масштаба разрушений, возникающих вследствие этого греха мне бы хотелось сказать особо. Масштаб действительно огоромен. Этот масштаб таков, что он в состоянии "сносить" с карты целые государства, в состоянии менять форму управления в обществах, в состоянии отвращать людей от Бога. Потому, что грех этот воздействует разрушительно не только на берущего, но и на смотрящего. Ибо, он развращает людей, подрывая их веру в справедливость. Нам достаточно просто вспомнить, "Книгу 1-ю Царств": "Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно" (кн. 1-я Царств 8.3) Это о сыновьях Самуила. А что произошло дальше? А дальше, недовольный и развращенный народ потребовал от Самуила поставить Царя над народом Израиля, чтобы было все, как у соседних народов. И вот дальше произошли весьма примечательные события. Бог через Самуила, перечислил народу Израиля права царя и обязанности народа. И народ согласился с этим. А почему люди согласились с этим? Библия умалчивает об этом, но думаю, что часть народа была недовольна и жаждала справедливости, но были и люди желавшие в этой мутной воде улучшить свое положение в обществе. По сути, говоря марксистким языком далее произошло зарождение классов, ибо народ согласился с социальным и имущественным разделением и неравенством. Ну, а говоря современным языком произошла приватизация собственности народа Израиля. Это о "лучших виноградниках" и не только. И история дальше пошла уже совсем по другому пути. Марксисты описывают ее, как борьбу классов. Современная историческая наука в России ее не описывает никак. Ибо, от старого до конца не отказались, а нового ничего так и не придумали, отринув с ходу Библейский подход к изучению истории. Ибо, на деле вся человеческая история, это история греха и Святости. ……… Это все, так сказать события давно минувших дней. А в недавнем прошлом, касающимся нас, СССР прекратил свое существование именно потому, что в правящей элите и народе был активизирован грех алчности и гордыни. Некоторым "товарищам" захотелось стать собственниками. И СССР не рухнул бы, если бы так усиленно не гнобил бы Церковь. Ибо, только Церковь знает, как бороться с человеческим грехом. ……… И еще. В Ветхом Завете очень часто говорится о отклонении пути народа и поклонении чужим богам: Ваалу и т.д. А что это такое? А ведь это по сути, говоря современным языком принятие народом Израиля иной, чужой системы ценностей. А вот это то, что мы видим у себя и своих соседей здесь и сейчас. И в Ветхом Завете очень хорошо описаны последствия этого. Нам нужно только это очень внимательно читать, ибо это происходит и с нами. …… Так, что коррупция это отнюдь не частное дело чиновника и взирающих на него людей.
Надежда22 ноября 2016, 12:35
Благодарю за подробное разьяснения греха лихоимства.Замечательная статья.С праздником.Пресвятая Богородица помоги нам!
Марина22 ноября 2016, 10:42
Истинная правда, отец Димитрий! Спасибо за статью. Спаси Господи!
Екатерина22 ноября 2016, 10:34
Интересная статья отца Дмитрия! И вот что я думаю по поводу всех этих взяток. Слава Богу я медсестра,какие там взятки... Но думаю окажись на другом месте,там где дают взятки,наверно не отказалась бы. Человек слаб,перед деньгами,ему все надо больше и больше. Да и больная его душа,не будем осуждать,и ситуации не знаем.Отцу Дмитрию многие и благая лета наш Крымский батюшка!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×