Молитвенная жизнь православного христианина

В новой книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.

Цель жизни православного христианина – соединение с Богом. Слово «религия» так и переводится с латинского языка – восстановление связи. Отсюда и слово «лига» (в музыкальной грамоте – дуга, соединяющая ноты).

Христианская религия также называется православной верой. Слова «вера», «доверие», «уверенность» однокоренные. Мы верим в Бога и доверяем Ему, у нас есть уверенность, что Господь всегда рядом, всегда близко и никогда не оставит своих чад, обращающихся к Нему. Именно уверенность, а не самоуверенность, то есть надежда только на свои собственные немощные силы. Христианин знает, что в его жизни действует Промысл Божий, который ведет его, порой даже через сложные испытания, ко спасению. И поэтому православный человек не одинок в этом мире. Даже если друзья и близкие отвернутся от него, Бог никогда его не оставит. Этим он отличается от людей неверующих или маловерных. Их жизнь сопровождает постоянный стресс, напряжение, страх: как выжить в этом жестоком мире? что будет завтра? и т. д. У православного человека не должно быть страха перед настоящим и будущим: совершенная любовь к Богу, вера в Него изгоняет страх (ср.: 1 Ин. 4, 18). Но вера – это не просто признание того, что существует некий космический Разум, Абсолют; это живая связь с Живым Богом.

Без веры невозможно действие ни одного таинства или даже обряда. Благодать Божия, исцеляющая и укрепляющая нас, подается только по нашей личной вере. Священнодействие – это не магический ритуал: что-то там за нас сделали, и теперь у нас все будет хорошо. Нет, нужно открыть свое сердце Богу, лично обратиться к Нему. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

К сожалению, очень многие современные люди, считающие себя православными, приступают к таинствам и другим священнодействиям Церкви без разумения, веры и личного обращения к Богу. На всякий случай крестят детей, из моды или уважения к традициям венчаются и ходят в храм на Пасху.

Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Господь совершает чудеса, исцеления только по вере обращающихся к Нему или по вере тех людей, которые просят за болящих. Например, однажды Христос учил народ в некоем доме и к этому дому принесли расслабленного, парализованного человека. Не имея возможности из-за многолюдства войти в дом, принесшие разобрали кровлю и спустили постель с болящим через крышу. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои. И исцелил его (см.: Мк. 2, 1–12). То есть чудо совершилось по вере друзей расслабленного, которые очень хотели его исцеления.

А вот пример личного обращения. Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потратившая все имение свое на врачей, имела крепкую веру в то, что, только прикоснувшись к одежде Спасителя, она получит исцеление. И ее вера не была посрамлена. Прикоснувшись к ризе Христа, она получила исцеление. Сам Господь похвалил ее веру, сказав: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (см.: Мф. 9, 20–22). И таких примеров в Священном Писании можно найти немало.

Самый главный вопрос: как стяжать веру и как укрепить ее в своем сердце? Вера приобретается через обращение к Богу, через молитву. Молясь, человек начинает чувствовать присутствие Божие в своей жизни, и ему уже не нужны другие доказательства бытия Божия, он знает, что, обращаясь с молитвой ко Господу, он получает по своей молитве. Второе, чем укрепляется вера, – это благодарность Богу. Необходимо замечать в своей жизни благодеяния и дары Божии, изливаемые на нас.

Притом благодарить Господа нужно не только за приятные моменты жизни, но и за посылаемые испытания. «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога, и худое прекратится. Слава Богу за все!» – говорит святитель Иоанн Златоуст[1].

Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина – это способ соединения с Богом, беседа, общение с Ним. Обращение ко Господу в молитве – потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином. Каждый православный христианин должен молиться утром и перед сном – читать утренние и вечерние молитвы, изложенные в православном молитвослове. Также молиться перед едой (читать молитву Господню «Отче наш» или «Очи всех на Тя, Господи, уповают…») и после еды (читать благодарственную молитву). Эти молитвословия также содержатся в православном молитвослове. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы, других дел) и после его окончания. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный» или специальные молитвы на начало всякого дела из молитвослова. После окончания дела читается молитва Богородице «Достойно есть». Еще можно прочесть особые благодарственные молитвы, которые также содержатся в молитвослове; их читают, благодаря Бога за Его благодеяния.

В молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя опускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин – воин Христов, в Крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой и строится по особому распорядку и уставу. В службе недопустимы самочиние и лень. И православный человек также несет свою службу. Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви.

Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что на исповеди приходится слышать и такое: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Такая молитва Богу не нужна. Чтобы исполнение правила не превратилось в пустую «вычитку» (прочли правило для галочки, и можно спокойно идти заниматься делами), нужно читать его не торопясь, лучше вслух, вполголоса или шепотом, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно, ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Перед молитвой нужно постоять некоторое время перед иконами, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения и только тогда начинать молитву. Если во время чтения молитв рассеивается внимание, приходят посторонние помыслы и мы отвлекаемся от читаемого, рекомендуется остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда, с благословения духовного отца или приходского священника, он может выбрать из молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв, например, три или четыре, и молиться пока по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из молитвослова. Как бы восходя от силы в силу (ср.: Пс. 83, 6–8).

Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнять несокращенное правило. Он еще многого не понимает, незнакомый церковнославянский текст пока еще сложен для его восприятия. Чтобы осознать смысл читаемых текстов, следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне к этому стремится и не стоит на месте в молитвенной жизни. Здесь можно привести такое сравнение. Каждый, кто начинает заниматься спортом, начинает с небольших нагрузок. Например, бегает на короткие расстояния, занимается с облегченными гантелями, но потом постепенно, все больше и больше, увеличивает нагрузку и в итоге достигает хороших результатов.

Христиане обязательно читают молитвы утром, прося у Бога благословения на день грядущий и благодаря Его за ночь прошедшую, они молятся Ему каждый вечер, выполняя правило, которое готовит ко сну и является исповеданием грехов минувшего дня, то есть имеет покаянный характер. Но и весь день православного человека также должен быть одухотворен памятью о Боге. Эта память очень хорошо укрепляется молитвой. Без Меня не можете делать ничего, – говорит Господь (Ин. 15, 5). И всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о призывании помощи Божией на наши труды.

Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени читать ежедневное правило. От этого страдает духовная жизнь: человек начинает редко вспоминать о Боге. Действительно, когда ребенок доставляет много хлопот, к нему нужно постоянно вставать днем и ночью, кормить его и ухаживать за ним, – исполнять полное молитвенное правило бывает очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно призывать имя Божие в течение дня. Например, если мать готовит пищу, – молиться о том, чтобы обед получился вкусным; перед кормлением ребенка грудью читать «Отче наш»; после – благодарственную молитву. Если предстоит особенно много дел – следует молиться о том, чтобы Господь помог, дал силы и время переделать все дела. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге, и мы не будем забывать Его в суете мирской. Эта рекомендация годится не только для православной матери маленьких детей, но и для любого православного христианина. Очень хорошо, когда мы не ограничиваемся лишь чтением положенного утреннего и вечернего правила, а постоянно в течение дня обращаемся к Богу с молитвой.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные (хотя покаяние тоже является просьбой о прощении грехов). Ко Господу мы, конечно, должны обращаться не только с просьбами, но и непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И главное, уметь видеть их, замечать в своей жизни и ценить дары Божии. Очень хорошо в конце дня завести себе правило вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может выполнять и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты, Псалтирь. Особенно это необходимо делать в непростые, скорбные или просто тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице, который находится в молитвослове, читается «во всякой скорби душевной и обстоянии», как сказано в самом названии этого канона. Если христианин хочет взять на себя постоянное молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» – по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника. Перед причащением Святых Христовых Таин православные христиане говеют, то есть постятся и читают каноны: покаянный; молебный Богородице; канон Ангелу хранителю и канон перед Святым Причащением с молитвами.

Следует также добавить, что кроме постоянного молитвенного правила христианин должен регулярно читать слово Божие – Священное Писание. Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, молитвами, Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение является простым оправданием собственной лености. Мы не можем надоесть Богу своими молитвами. Он – Отец наш Небесный, и, как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать и милость к нам не может оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

На эту тему существует одна притча.

В доме неких богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли весьма изысканно: достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья собралась за столом, все смотрели на священника и думали, что вот теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье». Наступило неловкое молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке – это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся».

Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “Доброе утро”?» [2]

[1] 1 См.: Жил человек… 101 притча: сборник христианских притч и сказаний. М., 2012. С. 35–36.

[2] См.: Жил человек… 101 притча: сборник христианских притч и сказаний. М., 2012. С. 35–36.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Молитва (+ВИДЕО) Молитва (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Молитва (+ВИДЕО) Молитва (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 12-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Хвала и покаяние – два полюса молитвенной жизни. Хвалите Бога и кайтесь перед Ним – в этом вся жизнь человеческая. Человек потому и человек, что он молится.
Молитва – не долг, а кислород души Молитва – не долг, а кислород души
Архим. Андрей (Конанос)
Молитва – не долг, а кислород души Молитва – не долг, а кислород души
Беседа о безумном уме, мудром сердце и Иисусовой молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, как связаны молитва и покой души, надо ли нам «исправлять» ближних и какая помощь им будет лучшей.
Маленькая зеленая книжка с красной веревочкой-закладкой Маленькая зеленая книжка с красной веревочкой-закладкой
Марина Бирюкова
Маленькая зеленая книжка с красной веревочкой-закладкой Маленькая зеленая книжка с красной веревочкой-закладкой
Личные заметки
Марина Бирюкова
Как-то раз меня спросили: «Какая книга стала для вас учебником христианской жизни?» Для себя я нашла ответ: это молитвослов, обычный молитвослов.
Комментарии
Сергей Рымарев19 июля 2017, 16:08
Прекрасная статья! Да, молитвенное правило ещё и обязательная служба Богу, а иначе какие же мы рабы Божии?! Неслужащий раб, как испорченная соль ( а ведь мы - соль Земли), исторгается вон, как ни к чему непригодный и остаётся без Бога. Но тут же приходит замена в лице другого хозяина - диавола. Да не будет этого ни с кем, называющихся "православными"! Не будем лениться, а будем всегда служить Господу, в том числе и обязательным для всей Церкви домашним молитвенным правилом. Многая лета отцу Павлу!
Александр Бутов27 ноября 2016, 23:35
Диакон Олег Рыжков: "Мы свободны во Христе." Уважаемый отец Олег, у Вас, в Вашем комментарии всё вроде бы правильно сказано, но... Но думаю, что сказанное Вами - это не точно то, чему Вы УЖЕ следуете, а, скорее, то, чему Вам бы хотелось следовать. Причем, следовать с большей последовательностью, нежели сейчас. Да и то лишь в том случае, если в своей жизни и во внешне видимой жизни окружающих будут Вам видны очевидные, духовно благие плоды подобного следования. Но ПОКА не получается. Не так ли? Вы предлагаете свое мнение как своего рода более спасительное, нежели то, которое излагает отец Павел. НО... Я не случайно привел в виде цитаты из Ваших слов именно те, которые приведены выше. Они в контексте говоримого Вами, да и сами по себе, верны. Но... Но они несут в себе НЕЯВНЫЙ (!) подтекст, который можно выразить, например, так: НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ СПАСАТЬСЯ! Если же сказать еще проще и понятнее, то скрытый посыл Вашего комментария, продиктованный внутренней и, по-видимому, не до конца осознаваемой мотивацией, проистекает из одного-единственного и столь всем нам хорошо знакомого слова - СВОЕВОЛИЕ. Не надо нам узды. Мы - сами себе режиссеры-спасатели. Мы свободны во Христе! Во Христе ли? Мир Вам! С Рождественским постом Вас! И простите меня, если обидел Вас. P.S. Изначально я совершенно иной отклик хотел отправить. Причем, отклик не по поводу Вашего комментария, а в отношении сказанного автором - батюшкой Павлом. Даже скопировал этот свой отклик к себе в компьютер, дабы по прошествии малого времени подредактировать и отправить, на момент отправки возникли сложности, а именно - кнопка "Отправить" категорически отказывалась нажиматься на дисплее... )) А теперь я и вовсе передумал отправлять его.
Vovan23 ноября 2016, 21:03
Молиться - надо. Говорю, как прожженный грешник. Без молитвы, пусть даже редкой, просто кирдык.(
Диакон Олег Рыжков23 ноября 2016, 15:29
Молитва. «Должен и «обязан». Не смог удержаться, чтобы не прокомментировать слова из статьи одного уважаемого священника о молитвенном правиле: «Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином. Каждый православный христианин должен молиться утром и перед сном – читать утренние и вечерние молитвы, изложенные в православном молитвослове… Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви». Молитва - это общение. Есть и может быть в духовной жизни только одно правило, данное нам в Евангелии самим Господом и апостолами: "Неустанно молитесь". Никакого другого обязательного к исполнению правила, единого для всех, читаемого утром и вечером, или в другое время, изложенного в молитвословах, в личной духовной жизни, быть не может. Любые "молитвенные правила" в молитвословах могут и должны рассматриваться только как образцы молитвословий и общие рекомендации к тем, кто хочет научиться молитве (общению с Богом). И то, только в том случае, если эти молитвословы одобрены Церковью. А то попадаются такие, что их только в печь. В личной, повторюсь, в личной духовной жизни, а не в богослужебной жизни храма, не может быть единого и еднообразного молитвенного правила для всех. У каждого своя жизнь, свои духовные особенности, навыки, привычки, темперамент, способности и т. д. Страшная ошибка, когда священник начинает навязывать свое понимание личной духовной жизни, в том числе и молитвы, как общецерковные, обязательные для всех, каноны. Никаких общих, обязательных и точных канонов в личной молитве нет и быть не может. Все "молитвенные правила" в личной молитве - это сугубое дело каждого православного христианина, которое определяется его духовным состоянием и другими факторами, вместе с духовником, если таковой имеется, или опытным священником, который должен не заставлять читать определенные молитвословия изложенные в молитвослове, ибо нигде и никогда никакой церковный собор, и никакие указы и правила, не определяли личного утреннего, вечернего и других молитвенных обязательных правил, количество молитвословий и времени молитвы. Но должен учить, как учит вся Церковь, молиться (общаться с Богом) и жить по христиански, то есть любить Бога и ближних своих всегда, а не в какое – то определенное время. Молитва - это не чтение обязательных молитвословий из молитвословов. Молитва - это разговор с Богом. А разговор, с кем бы он не был, хоть с Богом, хоть с соседом, или начальником, не может быть заключен в определенные обязательные рамки формул. "Царю Небесный...", "Отче наш..." и все другие молитвословия - это прекрасные, сложившиеся, традиционные образцы церковных молитвословий данные нам Самим Христом и святыми, но совсем не обязательные, и совсем не для чтения, а для научения молитве. Ничего плохого и страшного не будет, если вы, например, находясь дома, перед едой не прочитаете "Отче наш", а скажете "Господи, благослови мне питие и пищу...", или как - то по другому. Нельзя молитву превращать в обязательные тексты. К великому сожалению, некоторые священники, путают армию с Церковью, воинскую дисциплину с духовным возрастанием, личную молитву с богослужением в храме. Да, православный христианин - это воин христов. Но воин христов - это, все таки, не солдат светских вооруженных сил. И Церковные каноны и Уставы, все таки, отличаются от армейского устава, и сама Церковь - это, все таки, не армия. Все определенные дисциплинарные формы характерны и нужны в храме. Церковь установила их для единообразия Церковного богослужения, а не для личной духовной жизни. Несомненно, дисциплина в духовной жизни необходима. Но в личной молитве и всей личной духовной жизни человек сам, конечно же, советуясь с духовником, или опытными в духовной жизни людьми, устанавливает свои личные правила и прочие вещи согласно своего умственного и духовного развития, своему ритму жизни, работе, семейных традиций, здоровья и т. д. Не будем забывать слов апостола Павла: "Все мне дозволено, но не все полезно", и слова святого блаженного Августина: "Люби Бога и делай что хочешь". Мы свободны во Христе. И в своей личной свободе, конечно же руководствуясь Церковным опытом, канонами, рекомендациями, традициями и учением, будем держать путь к Богу.
Ольга22 ноября 2016, 21:54
Виктору. Все что Вы перечислили не удержится без молитвы. Удержать Бога в душе можно разговаривая с Ним, т.е. Молиться, находиться в смирённом и покаянном духе невозможно без молитвы, без неё это все поверхностно, любой толчок извне по самолюбию рассыпет смирение и покаяние не удерживаемое молитвой в пух и прах. Действительное покаяние и видение своих грехов , а далее силы бороться с грехами даёт Господь, если человек просит это в молитве. А молитве надо учится постоянно преодолевая себя сначала на подпорках, потом на костылях, потом сам. Молитвенное правило утреннее и вечернее учит молиться. Не смущайтесь, что забываете слова, во время молитвы могут отвлекаться и опытные молитвенники. За внимательную молитву и вообще за молитву боролись даже великие подвижники, а Вы сразу хотите не отвлекаться. Молитесь, дорогу осилит идущий. Советуйтесь с Ваши священником. Помоги Господи!
Лариса22 ноября 2016, 20:34
Поначалу у меня была такая каша в голове с молитвами, потом я начала интересоваться в сети , как же правильно молиться. Молюсь утром,днем и перед сном. Много читаю , особенно Евангелие. Длинные молитвы немного отягащают. Я их читаю с молитвословом по воскресеньям. Спасибо за советы, Батюшка. Обязательно буду им следовать. Скажите, а лампада всегда должна гореть?
Виктор22 ноября 2016, 16:37
"... Знает Отец Ваш желания ваши...". Поэтому для слабаков хоть бы какой-нибудь простенький молитвенный минимакс реализовать - довести до автоматизма - ДЛЯ НАЧАЛА /конца/ в душе... Типа: - "Как можно чаще вспоминать о Боге, ощущать, чувствовать Его присутствие, подольше удерживать Господа в душе (и себя в Нем), т.е. жить в Боге, находясь при этом в смиренных и покаянных чувствах... /в видении бездны своих грехов/". И стараться проводить жизнь в таком состоянии... по этим принципам... * Без этого за более обьемные молитвы - имеет ли смысл браться? Если о Боге во время молитвы забываешь... какая это молитва? Если память Божия утрачена..? А если ее не было с самого начала..?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×