Нам надо осознать: Россия – это особая духовная цивилизация

Вопрос исторического пути России, ее места в мире, цивилизационных и духовных задач, не терял своей актуальности никогда. Кто мы и куда мы движемся, где наше место в этом мире, в чем неповторимость русской цивилизации, каковы ее задачи и цели. Об этом и многом другом мы беседуем с директором Российского института стратегических исследований генерал-лейтенантом Леонидом Петровичем Решетниковым.

    

– Леонид Петрович, как общественный и государственный деятель, исследователь и историк, вы часто обращаете особое внимание на вопросы цивилизационного развития России, ее прошлого и будущего. Этому посвящена ваша книга «Вернуться в Россию» и реальные дела, непосредственно с этим связанные: забота о русском наследии за рубежом, о том, что почти уже было предано забвению. Какие цивилизационные вопросы вас лично беспокоят больше всего, и какие направления вашей личной деятельности в этом контексте наиболее важны?

– Для начала скажу, что РИСИ – это аналитический центр, аффилированный к Администрации Президента. Наша основная задача – это анализ всех процессов, происходящих за территорией России и представляющих интерес для России. В разных областях: от НАТО, ЕС, США до вопросов экологии и спорных вопросов истории и международных отношений. Этим мы занимаемся непосредственно и очень много. Безусловно, эта работа так или иначе сталкивается с теми вопросами, которые вы затронули. Кроме того, я являюсь и президентом фонда «Наследие. Русский Лемнос». Этот фонд занимается восстановлением исторической памяти нашего народа о тех временах и событиях, которые последние 100 лет старались не вспоминать. Как исследователь-международник, балканист и историк, я уже продолжительное время утверждаю, что Россия – это не страна, это – цивилизация. Я и мои коллеги так к этому подходим. Несколько раз в прессе я уже вспоминал, как Жак Ширак однажды в Петербурге, обращаясь к нашим руководителям и СМИ (кажется, это был саммит 2006 года), сказал: «У вас все время спорят, с кем должна быть Россия – с Западом или Востоком. А разве у вас не понимают, что Россия – это отдельная цивилизация?! Ей все дано: героический народ, огромные территории, запасы – все как для отдельной цивилизации».

Еще в середине 80-х годов прошлого века я пришел к мысли, что мы неправильно понимаем нашу страну, называя ее державой, государством, ведь это самая настоящая цивилизация. Подобно Византийской и другим цивилизациям. Конечно, по нам, как и по Византии, был нанесен страшный удар для того, чтобы мы потеряли эту важную цивилизационную роль, отказались от нее, стали бы псевдоцивилизацией, каковой мы в итоге и были на протяжении более чем 70 лет – этот временной отрезок равняется ни много ни мало одной человеческой жизни. Эта жизнь прошла, и сейчас мы в некоем состоянии «между». А в последние годы наконец стали говорить вслух о том, что мы именно цивилизация. Начали говорить о той роли, которая отведена Господом нашему русскому народу: быть создателем, стержнем цивилизации, которая является альтернативой западному миру.

В книге «Вернуться в Россию» речь идет о путях, которыми шла или пыталась идти наша страна. Первый путь – это путь государства, возникший еще до Христа, когда государство превыше всего и человек служит ему. Эта модель неоднократно реализовалась в разных районах мира, в том числе у нас и на наших глазах. Мы являемся современниками тоталитарных государств: советского государства, немецкого государства и многих других. Это путь мощнейшего этатизма.

    

Вторая форма появилась уже после пришествия Господа нашего Иисуса Христа – это государство-человек. Такая либеральная форма, которая сама вырождается и превращается в ту же этатистскую форму.

И третий путь – это путь Христа, то есть наша цивилизация. Меня всегда смешит, когда я читаю идейную часть программ различных партий. Ведь у нас уже есть такая программа – Евангелие. И Россия так и строилась как цивилизация Христа. Другое дело, что построить такую цивилизацию непросто, она как жизнь христианина: ошибаешься, грешишь, падаешь, но выпутываешься, встаешь и идешь дальше. Так же случилось и с Россией: у диавольской стороны стояла задача сбить ее с этого пути, и это удалось. Сейчас важно встать и вернуться на свой естественный путь развития, то есть вернуться в Россию. Этот подтекст присутствует во всех наших усилиях – и института, и фонда. Когда мы анализируем, например, политику США, то мы исходим именно с этой точки зрения: кто на каком пути находится, и кто чего хочет.

Но как же вернуться на наш исторический путь? Без христианизации большей части населения, без верующего народа сделать это практически нельзя. Проблема еще в том, что мы – нация, живущая в атмосфере исторических мифов. Например, если об историографии дореволюционного периода мы можем говорить как историографии с элементами тенденциозности, то об историографии послереволюционного периода мы можем говорить как историографии вранья и создания мифов. Вся история России – перевранная. Огромное количество мифов, и они мешают понять и принять наш цивилизационный путь, путь Христа, прийти в Церковь. Мы стараемся и в рамках работы нашего института очищаться от таких мифов. Один из них – это, конечно, «великая октябрьская социалистическая революция» и последовавшие после нее события. Часто приходится работать в архивах, и, когда читаешь исторические документы, понимаешь, какая это трагедия людей, страшная трагедия. Многие и до сих пор не понимают, кто за что боролся. Тогда немало людей хотя бы на подсознательном уровне почувствовали, что они теряют Россию, что речь идет о закрытии России и создании нового проекта. Они понимали, что страна исчезает.

    

– Леонид Петрович, хочется затронуть еще одну важную тему, которая вроде бы и присутствует в общественной жизни, но пока находится где-то на периферии сознания. Мы стоим на пороге 100-летия одних из самых трагических событий в истории России. В марте следующего года будет вековая годовщина того, как Россия утратила монархическую власть. По сути дела, практически с того самого момента Россия с почти тысячелетней традицией стала совсем иной. По крайней мере, если говорить о формах государственного правления. А 17 июля 2018 года будет 100-летие со дня убийства последнего императора – царя-мученика Николая II – и всей его семьи. Если мы сейчас говорим о возрождении исторической памяти, о том, что мы многого не знаем, не помним о каких-то людях и героях, исторических личностях, то все-таки номер один в этом списке – это государь император Николай II и царская семья.

– Я согласен с такой постановкой вопроса. Почему во всем мире личность императора Николая II остается не понятой и не принятой? Потому что его убивали не просто как Николая II Романова. Его зверски уничтожили, потому что надо было уничтожить знаковый смысл нашей цивилизации. Ведь монархия ­является нашим смысловым стержнем. И император уничтожался, прежде всего, как носитель этого смысла, а не потому, что он что-то сделал или чего-то не сделал, был слабый или сильный, как об этом сейчас любят разглагольствовать. События 1917 года и убийство в 1918-м стали венцом слома Русской православной цивилизации. Они уничтожили ее смысл, и в этом была победа диавольских сил. Не просто расправились с «деспотом», «злобным царем», «Николаем Кровавым», как они внушали и внушают народу. Нет! Они уничтожили смысл нашей цивилизации.

    

Мы сейчас говорим, что надо очистить образ царя-мученика от наветов, а он давно признан Господом! Не нужно его очищать: Николай II чист и светел, он святой. Не образ нужно очищать, а надо всем понять, почему это произошло 100 лет назад. Ведь до сих пор как только скажешь о Николае II что-нибудь положительное, то тут же подвергаешься мощнейшей атаке либералов, коммунистов, сталинистов, атеистов, представителей секс-меньшинств и просто дураков. Задумайтесь: почему это так происходит? Почему их так раздражает имя Николая II? Только потому, что он совершил христоподражательный подвиг и тоже взошел на свою Голгофу. И второе: потому что он был знаковым смыслом нашей цивилизации. Поэтому и Православную Церковь с такой яростью уничтожали, буквально сравнивая ее с землей. Также поступали с государем и памятью о нем, его светлым образом.

    

Многим исследователям этого вопроса я постоянно напоминаю, чтобы прекратили говорить об отречении государя. Произошло свержение царя путем заговора! Это был очень хорошо организованный гнусный заговор. Загнали поезд на станцию Дно, окружили, изолировали… Мы часто говорим «отречение государя», и в результате обычный человек представляет себе такую картинку: сидит государь на троне и объявляет придворным манифест об отречении. А императора на самом деле просто загнали в угол, лишили какой-либо информации, отрезали от своих соратников. Генерал Сахаров, командующий армией, потом написал, что его генералы Алексеев и Брусилов просто обманули: сказали, что государь сам просит об отречении. Так ему, командующему фронтом, сказали участники заговора. И он был не единственным, кого подобным образом провели. Многие поддерживающие царя были обмануты. Недаром государем были написаны слова: «Вокруг измена, трусость и обман». А мы все повторяем: «отречение государя, отречение государя», как бы возлагая на него основную вину и забывая, что все было организовано определенными людьми и определенными силами. И то, что в итоге произошло его жестокое убийство, – результат этого заговора.   

    

Но главное, что мы должны говорить об акте уничтожения смыслового символа нашей империи, смыслового символа нашей цивилизации – монарха, государя, последнего, кто олицетворял тысячелетнюю Россию. Враги прекрасно понимали, что они уничтожают не Николая II, а тысячелетнюю историю в его лице. Но все равно, несмотря на все старания, диавольским силам не удается уничтожить смысл нашей цивилизации, имя царя-мученика.

– Да, но при этом получается, что они лучше понимают сакральный смысл всего происходящего, чем мы как носители этой цивилизации. О чем и свидетельствует и эти реакции, и активность в этом направлении. Вот в чем проблема.

– Да. Это так. У нас еще очень многие не понимают, что мы особая цивилизация. А тот, кто говорит, что он понимает, все равно часто не до конца осознает глубину содержания термина «Русская цивилизация». Нередко наталкиваешься на невосприятие веры, невосприятие Бога, невосприятие Христа, то есть неразвитость религиозного сознания, этакий полуатеизм. Все, кто критикует нас за наш цивилизационный подход, не воспринимают Христа и православную веру. Поэтому рождаются всякие ереси вроде «православного» сталинизма. Без глубокого религиозного понимания не обойтись.

– Леонид Петрович, какой лично вы видите будущую Русскую цивилизацию? Какими характеристиками она должна обладать, чтобы быть жизнеспособной? Когда заходит речь о цивилизационном развитии России, одни говорят о необходимости провести везде интернет, чтобы все стало замечательно, кто-то обещает поднять пенсии… Коммунисты в советское время говорили приблизительно в таком стиле: у нас будет много чугуна, молока и мяса, а наши дети «будут все играть на арфах». Потом, правда, все эти дети переубивали друг друга в 1990-е. Понятно, что такие цивилизационные подходы провалились. Ясно, что социальная справедливость нужна, но это еще не выход, строго говоря. Чтобы цивилизация существовала, нужно что-то очень серьезное. Серьезные и в то же время новые основополагающие установки, идеология, вера и цель…

– Когда изучаешь исторические процессы, то соглашаешься, что история – это спираль. Всё возвращается на новом витке. Но еще история – это правда. Мы сейчас находимся в ситуации, когда у нас есть перспектива возвращения на новом витке к традиции, к духу, к вере. Мне кажется, пока в головах не произойдет переосмысление всего, что мы сотворили за последние 100 лет, нам будет очень сложно двигаться вперед. Занимая определенные государственные посты, я видел, что самое эффективное сотрудничество получается с теми людьми, которые исповедаются и причащаются. Может быть, некоторые из них в узкопрофессиональном смысле несколько менее подготовлены, но практика показывает, что это не самое главное. Иногда новичок более надежен, чем видавший виды профессионал, но который без царя в голове, как говорили на Руси. Пока у нас не сложится прослойка людей, руководствующаяся в своей жизни высшим смыслом, верой, которая и есть смысл жизни, нам трудно идти вперед.

    

У нас и сейчас говорят, что ты должен быть патриотом. Должен служить Родине. Но если ты миллион не заработал, то ты «лох». То есть произошло смешение понятий. Считается, если человек работает только за зарплату, то он тоже «лох», каким бы талантливым и замечательным он ни был. Нам надо потихоньку очищать это поле от думающих так людей, избавляться от них. Когда руководитель Управления по борьбе с коррупцией является сторожем «общака» или сам участвует в этом – это же абсурд! Кстати говоря, это является последствием разложения советского общества. Ведь все эти люди – киллеры, проститутки, банкиры, жулики – они же не с Луны упали, это все бывшие наши партийцы, коммунисты, комсомольцы. Это продукт разложения советского общества. Еще во времена СССР сформировался культ потребления, а сейчас все переросло в потребительский дух. Пока мы морально и духовно не выйдем на дорогу веры, нам очень трудно будет конструировать государство. А то у нас многие продаются. Какая гарантия от этого? Только если человек причащается. Он тоже может продаться, но вероятность этого намного меньше.

Наше моральное состояние все еще очень тяжелое. Конечно, оно улучшилось за последние несколько лет, но все не так просто, поэтому и созидать в государственном строительстве так тяжело. Как созидать, когда человек постоянно думает, сколько ему будут платить, сколько ему могут отрезать, сколько он у кого-то может отрезать?.. С этими мыслями созидать не будешь. Конечно, можно пойти по пути этатистскому: поставить еще одного контролера, чекиста, который будет хватать за руку, сажать, но этот процесс когда-то заканчивается: потом приходится сажать тех, кто сажал. Расстреливать тех, кто расстреливал. Это мы уже проходили. Такой своеобразный перпетуум мобиле ни к чему хорошему не приведет, только к распаду системы.

Спасение сокрыто только в моральном росте нашего народа, и это очень долгий путь. Но другого нет. Если сложится высокоморальная атмосфера, тогда легче работать над созиданием государства. Тогда уйдут в сторону цели, которые сейчас доминируют. Пару лет назад я вынужден был ждать полчаса на улице в центре Парижа и начал считать «мерседесы». Насчитал три. А здесь в Москве очень многие ездят на дорогих машинах. Откуда это у нас взялось? Русский человек всегда был скромным. Он стремился к достатку, но стеснялся щеголять своим богатством, хвастаться, а сейчас это стало соревнованием: кто своей жене или подруге какую машину купит. Этот дух нам очень сильно мешает.

Считаю, что у Президента очень трудная задача: кого назначить на руководящий пост, кто совестлив, у кого жив голос совести? Ведь хороший руководитель – это не только профессионал, но и человек с голосом совести. Если его совесть не ест, то он сам есть начинает – и людей, и деньги. И примеров перед нашими глазами множество. Это тяжелейшая задача – кадровая. Она всегда была таковой, но сейчас все многократно усложнилось.

Наш цивилизационный путь – это, прежде всего, сердечный и духовный путь. Если мы выровняем состояние сердца, то мы найдем пути и начнем созидать государство. В истории есть много тому примеров. У нас огромный опыт, но мы стали слишком примитивно копировать Запад. Вплоть до того, что Конституция у нас написана в духе американской. И многие в советское время мечтали о том, что у нас все будет как на Западе. Сейчас же нам надо возвращаться к истокам. Без духовной победы внутри себя мы Россию не сбережем.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Во Владивостоке установили памятник Николаю II Во Владивостоке установили памятник Николаю II
На территории прихода Покровского кафедрального собора Владивостока завершена установка памятника последнему Российскому Императору, страстотерпцу Государю Николаю II.
Романовы: семейный портрет Романовы: семейный портрет
Фотогалерея
Романовы: семейный портрет Романовы: семейный портрет
По ним мы можем проследить историю любви – вот Николай и Александра нежные жених и невеста, потом супруги, а вот они с первенцем. И, наконец, мы видим их всех – такими, какими теперь пишут на иконах.
Великая княжна Ольга Николаевна Романова Великая княжна Ольга Николаевна Романова
Фотогалерея
Великая княжна Ольга Николаевна Романова Великая княжна Ольга Николаевна Романова
Фотогалерея
Великая княжна Ольга Николаевна (1895—1918) – первенец императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны родилась 3 ноября 1895 г.
А.Беглов: Подвиг наших монахов на Афоне и умная молитва, переданная русскому монашеству, создали православную историю нашего государства А.Беглов: Подвиг наших монахов на Афоне и умная молитва, переданная русскому монашеству, создали православную историю нашего государства
Подготовка к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на святой горе Афон практически завершена
Российские политики призывают сохранить независимый статус Афона Российские политики призывают сохранить независимый статус Афона
Независимый статус Афона монашеской республики должен быть сохранен, в том числе от возможных посягательств со стороны Евросоюза
К. Малофеев: «На Владимира Путина возлагает надежды не только народ России, но и афонские монахи» К. Малофеев: «На Владимира Путина возлагает надежды не только народ России, но и афонские монахи»
Игумен монастыря Филофей: Желаю, чтобы ваша Родина победила в борьбе с врагами Истины и человечества Игумен монастыря Филофей: Желаю, чтобы ваша Родина победила в борьбе с врагами Истины и человечества
Происходит фронтальное нападение на христианские ценности и на нации, являющиеся носителями этих ценностей. И в этой тяжелой ситуации Россия оказалась на передовой позиции в попытке противостать этой агрессии.
Россия объявила сохранение традиционных ценностей стратегической целью национальной безопасности Россия объявила сохранение традиционных ценностей стратегической целью национальной безопасности
31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ.
Ливанский журналист: Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада Ливанский журналист: Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада
«Владимир Путин с самого начала своего президентства не отступает от традиций, снова и снова показывая, что Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада»
Комментарии
иеромонах Авель 7 декабря 2016, 23:00
Сергию от 6 декабря 2016, 19:00 "Мессианство" предполагает пришествие\ожидание помазанника, грядущего во спасение мiра... Христиане видят его во Христе, но Он ведь уже пришёл и даровал нам возможность спасаться. Нести весть об этом и приобщать верующих дарованными средствами ко спасению -- миссия (именно через "и" -- это другое слово) Церкви. В этом конкретном смысле наша вера и Церковь уже не мессианская. Так что скорее вам было бы корректнее употребить не идею "мессианства", а идею об "удерживающем" (http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_2_fes2.htm, ст.7) в одной из её интерпретаций. Есть разные мнения о том, Кто предполагается под этим словом, но если без политизации, то, в общем случае, предполагается Сам Дух Святой. То есть у вас как-то смешаны несвязанные идеи: "мессианство" и "удерживающий", "удерживающий" и "священный Рим", "свящ.Рим" и в частности "Москва -- Третий Рим". При желании можно конечно же, поиграв терминами, все их "склеить". Тем не менее -- они о разном. Также идея "о свящ. Риме" не является учением Церкви, и никогда не рассматривалась Ею -- это не ересь, а околоцерковное творчество, религиозная философия. Грань тонкая -- но существенная. Поэтому и ересью назвать нельзя, и запретить народу осмыслять своё предназначение (именно как народу в целом, историософски) -- тоже нельзя, и назначать себе мнимые достоинства (гордиться) -- нельзя, и быть безответственными (и лично, и как народ) перед вызовами мiра пред Лицем Бога, отказываться от своей временной миссии -- тоже нельзя.
АлександрГ. 7 декабря 2016, 00:00
"Москва - третий Рим", это прежде всего Ответственность перед Богом за дарованную им нашему народу Веру. Ответственность за сохранение ее в чистоте. А все остальное это домыслы атеизированных политологов и историков, не понимавших смысла этого высказывания. Так, что справедливости ради адресовать подобные претензии нужно к тем, кто именно так трактует это высказывание. А то как-то некрасиво получается, кто-то за русский народ, чего-то там выдумал, а другой заставляет этот народ оправдываться за чужие выдумки.
Сергий 6 декабря 2016, 19:00
Ну, главный наш миф - это унаследованная от языческого Рима идея быть хранителями всей вселенной. Римляне думали, что эту миссию возложил на них Юпитер. Примитивно, но эффектно. Теперь мы (и американцы, кстати, тоже, а до них европейцы) думаем, что без нас вселенная рассыплется. Мысль эта еретическая, ибо мир существует силой Бога; если нас не будет, вселенная так и останется, как была 6500 лет, до нас и без нас. Ересь везде несет разврат - и в России, и в Европе, и в Америке. Ереси разные, а результат практически одинаковый. Можно гордиться реальными достижениями, подвигами, даже историческими мифами, но нельзя придумывать себе особенную миссию. Это сгубило евреев в первом веке, это погубит и нас. Самодельное "миссианство" хуже пьянства. Древняя Русь потому и породила сонмы преподобных отцев и мирских праведников, что не думала ни о коммунизме, ни о Третьем Риме, ни о втором Израиле, смиренно стояла в тени "великой и могучей" Византии. А Византия знала, по крайне мере, что ей делать с еретичествующими или просто слишком зарвавшимися императорами.
иеромонах Авель 4 декабря 2016, 14:00
НН от 2 декабря 2016, 12:00 Да, я не против мира и против любого раскола в нашей стране :). Но на мой взгляд "знать историю, чтоб не делать ошибок и не плодить распрей в народе, спекулируя на мифах, и вотсутствие ясного понятия о самих себе" -- это одно, а "осуждать историю" -- это другое. Что касается покаяния, оно у разных людей разное -- имеет разные цели и иногда средства, но общая сторона вопроса затрагивает изменение сердца и отношения к тем или иным вещам, проблемам, событиям. Если нерелигиозный человек решает больше не творить какого-то зла, поступать более нравственно, чем прежде, то чем это не покаяние?.. Разница только в "малом" -- у нас цели и стредства исполнения разные: нерелигиозный человек ищет сил\вдохновения во временнЫх средствах и ради временнЫх целей, а мы, не отрицая их, более полагаемся на вечные, что у Бога. Так что вопрос покаяния, как возвращения к нравственности, я думаю общ всем. Также и "переступить" через часть собственной истории и идти дальше -- немудро. Это значит наступать на старые грабли и оставлять в "тайниках сознания" место\почву для раздоров... Раны, как известно, открывают, обрабатывают от гноя и инфекций, чтоб не удалять впоследствии часть тела, тем самым затрачивая время для более глубокой обработки и восстановления. // Что качается образа становления человека и человечества, то линейность здесь не может быть доказана чем-либо из книги Апокалипсис.
не важно 4 декабря 2016, 00:00
Vladimir Eremine, Вы причащаетесь?
Vladimir Eremine 3 декабря 2016, 03:00
Л.П. Решетников упоминает что "огромное количество мифов" мешает нам понять и принять наш "цивилизационный путь", но приводит только один миф - об октябрьской революции. Это мне напомнило о работе "Mythical Beliefs and Russian Behaviors" историка Edward.L. Keenan где он разоблачает около восьми мифов среди которых например такой что захват Москвой нерусских территорий в середине ХVI века был вызван борьбой с татарской гегемонией и идеей богоизбранности Москвы. Мой вопрос состоит в том если перечень мифов Решетникова включает перечень мифов Keenan.
НН 2 декабря 2016, 12:00
Иеромонах Авель, спасибо за внимание! Моё убеждение основано не только на личном наблюдении, ведь Апокалипсис никто не отменял... И ведь не даром св. отцы говорили, что спасены будут и те, кто только Имя Господа будут произносить. Впрочем, не смею настаивать, только пытаюсь объясниться. Да, работать надо здесь и сейчас, и с теми, кто есть. Последний здоровый зуб даю, что не имею никакого отношения к написанию Послания президента! Но ведь глава государства сказал, что хватит уже делиться, что ИСТОРИЯ У НАС ОДНА НА ВСЕХ, не надо "будить лихо, пока оно тихо". Мифы были, есть и будут в любой стране при любой власти, и если власть действительно печётся о благе страны и народа, то обязательно повернёт их во благо. В нашем случае пора бы перестать "тыкать носом в грязь" 3! поколения людей, родившихся, выросших и построивших ВСЁ, чем мы сейчас пользуемся. Разве в СССР были ТОЛЬКО репрессии?! Может, я и ошибаюсь, но СССР развалили не для того, чтобы люди (3-5%) могли свободно в храм ходить... В России до 1917г ходили. Не надо обольщаться, страна наша СВЕТСКАЯ, и социальная справедливость здесь и сейчас имеет первоначальное значение! Смотрите, какое упорное сопротивление встречает только предложение изучать в школе основы православной культуры. И у Америки есть чему поучиться, например: да, МОЯ СТРАНА была не права, НО ЭТО МОЯ страна! Перешагнули через неправоту и пошли дальше! А мы всё призываем всех за всё каяться, посыпать голову пеплом и историю свою осуждать, на радость врагам и себе во вред. О настоящем и будущем потомков думать надо - тогда и сдвинемся с места. С Божией помощью и молитвой православных людей.
иеромонах Авель 1 декабря 2016, 13:00
"Я убеждена, что, если цивилизация МАТЕРИАЛЬНО развивается по спирали ВВЕРХ, то в НРАВСТВЕННО-МОРАЛЬНОМ плане - ВНИЗ,т.е. чем дальше от Рождества Христова, тем слабее христиане." // Просто замечу, что согласиться с такой оценкой трудно. Я вижу, что в материальном плане цивилизация топчется на месте безо всякой перспективы -- всё превращается в обыденность (без всякой духовной оценки, а чисто практически, так что не стОит здесь переоценивать), а вот что касается духовно-нравственного аспекта, то уж если во времена Ветхого завета имели место обновления Завета и благочестия, да и языческий город Ниневия, помним, каялась, то от чего же во времена Нового должно стать хуже или иначе, разве покаяние отменили\упразднили и проповедь "покайтесь, ибо приближилось к вам Царствие Небесное" теперь не ко времени?.. Упрощение образа бытия и вынесение его из-под Промысла может приводить к таким же выводам в жизни, в отношении к себе и людям. Это может быть чревато или цинизмом, или радикализмом... А работать всегда надо с тем, что есть... А дадут нам или не дадут так идти -- я не знаю: Бог не выдаст -- свинья не съест. Пока из нашей собственной истории видно, что если мы не отступаем от Бога, то и самые мрачные времена оборачиваются нашей победой во Христе, а в рамках всего народа -- большей сплочённостью. Так что война более эффективная для нашего ослабления идёт в духовно-нравственном поле -- размазать прихотями и пороками в бессвязную кашицу индивидуалов. А уж из этой "глины" можно уже сваять что угодно по образу и подобию "заказчика".
НН29 ноября 2016, 21:00
Видит Бог, не хотела вообще писать, ни на какие темы... Но здесь особый случай: слышала много хорошего о Л.П.Решетникове от очень уважаемых мною людей, да и паслись в одном стаде... Замечательное интервью, глубокие мысли и анализ. Не смею возражать даже тому, с чем не очень согласна. Мне одной показалось, что есть некая недоговорённость? Л.П. говорит: /Пока у нас не сложится прослойка людей, руководствующаяся в своей жизни высшим смыслом, верой, которая и есть смысл жизни, нам трудно идти вперед/. - Согласна на все 100, НО: Как не дали Столыпину 20лет спокойной жизни без войны; как не дали Сталину 50лет на подьём и развитие страны,- так и сейчас не будут ждать, пока сложиться ПРОСЛОЙКА, имеющая СОВЕСТЬ(голос Бога в человеке), которая будет управлять государством во благо народа. И народа другого нет! И не будет! Я убеждена, что, если цивилизация МАТЕРИАЛЬНО развивается по спирали ВВЕРХ, то в НРАВСТВЕННО-МОРАЛЬНОМ плане - ВНИЗ,т.е. чем дальше от Рождества Христова, тем слабее христиане. Работать надо с теми, кого имеем. Здесь и сейчас! Четко разграничить либеральные и христианские ценности, смелее и жестче, БЛАГОСЛОВЯСЬ! заявлять и претворять в жизнь СОБСТВЕННЫЕ интересы России и её народа. А не кучки НОВОЯВЛЕННЫХ "дворян". Недовольные будут всегда, вопрос в том КТО, СКОЛЬКО и ЧЕМ недоволен. Согласна, что царь Николай2 не нуждается ни в каких "разборках", он СВЯТОЙ, за мученическую смерть, а не за жизнь и правление вверенной ему Богом страной... (А мог бы и повторить судьбу каждого 4-ого русского царя, которых убивали свои же, можно сказать, наследники). А по поводу западных ценностей очень хорошо сказал В.Маяковский: /Я в восторге от Нью-Йорка города./Но кепчонку не сдеру с виска./У советских собственная гордость:/На буржуев смотрим свысока/. (ЕГЭшники, не надо понимать это буквально!). Спасибо редакции за замечательную публикацию! Всех с Рождественским постом!
Р.Н. Юрьев29 ноября 2016, 08:00
У меня узкий взгляд на методологию изучения истории. Я считаю, что надо вернуться к истокам и изучать её через судьбы конкретных людей, притом - лучших людей. Именно так узнавали историю наши предки, слушая или читая ежедневно жития святых. 19-й и 20-й века отмечены слишком сильным увлечением обобщениями, попытками найти "философский камень истории", какой-то волшебный алгоритм, всё объясняющий и предсказывающий будущее. А никакого такого алгоритма нет, есть конкретный человек в конкретных обстоятельствах, его выбор, последствия этого выбора. Так что заходите на сайтик "жития.рф", и слушайте каждый день настоящую, живую историю. Жаль только, что житий новомучеников пока мало озвучено.
Кирилл28 ноября 2016, 19:00
Мне кажется, что сам Бог послал свой меч на русский народ в виде большевиков, и довершил дело Великой Отечественной войной. С одной стороны грандиозные успехи Российской Империи, с другой - холод и безразличие между людьми. То, что православная вера в дореволюционной России оскудела, - не причина, а скорее следствие, т.к. вера без дел автоматически мертва. Последние русские цари были очень достойными людьми, но они не могли остановить раскрутившийся маховик массового отступления от заповедей Бога. После революции легче не стало, но теперь тяжело стало почти всем, и это сблизило людей. Обратите внимание, насколько чистые и отзывчивые люди того поколения, которое видело ужасы 20-го века. Пусть они не были внешне религиозны, но делами были близки к Богу, и выстрадали для нас начинающийся ныне расцвет новой, зрелой православной России.
М. С.28 ноября 2016, 00:00
Мне кажется, статья не о том, где простому человеку жилось богаче: сейчас, в СССР или при царе, а о том, что у нас имела место попытка заменить одну цивилизацию другой. Разве для проведения электрификации, ликвидации безграмотности или совершенствования трудового законодательства было необходимо убивать царя или уничтожать миллионы верующих людей? В итоге мы со старого пути свернули, а по новому так никуда и не пришли. И воспроизводить с фотографической точностью дореволюционную жизнь тоже никто не призывает, да это и невозможно, как невозможно вот так запросто взять и выбрать сейчас императора, а постепенно строить свою жизнь, используя всё лучшее, что было в прошлом (для чего это прошлое надо знать).
людмила27 ноября 2016, 23:00
Цитирую статью из газеты "Новый Народный Голос" от 10 марта (25 февр.) 1918 г. о тульском мещанине: "Поликарпов любитель больших украшений, поэтому он украсил свой дом и беседку шпилями, на которых блестели разноцветные стеклянные шары. И действительно эти, игравшие разными огнями шары, в солнечный день представляли собой эффектное зрелище со стороны Арсенальной площади. Но вот поселились рядом красногвардейцы и ... не стало шаров. Красногвардейцы - хулиганы, другого имени им нет, взяли эти шары на мушку и все расстреляли". Осенью 1921 г. эти или им подобные красноармейцы после изгнания монахинь из Тульского Успенского женского монастыря, стреляли уже в лики святых, изображенных на стенах монастыря, целились прямо в глаза (всего лишь несколько лет назад стараниями реставраторов залечены эти раны и возобновлены церковные службы). Начало кровавой бойне, трагическому ХХ веку Великой, Малой и Белой России положил расстрел Царской семьи А начиналась она в провинциальных городах со стеклянных шариков...
Александр Алексеевич27 ноября 2016, 23:00
Уважаемая Алла, в статье не говорится, что в Советском Союзе всё было плохо а в царское время всё было замечательно. Но, крестьянам пообещали землю а паспорта выдали только при Хрущёве. Почти все субботы были рабочими (их в народе называли чёрными). Сколько хороших людей пересажали и ещё больше было расстреляно. Моего дедушку посадили за то, что спел частушку. И он не вернулся из Гулага. Всё построенное на крови и на горе людей не продержится долго. Как глупо и безвольно распался Советский Союз! Не надо было убивать царя, он ведь уже отказался от власти. Девочек за что убили и сына? Он ведь и так болел? Да, мы Россияне такие! Господи, ну прости, прости нас мы совсем-совсем не ведаем, что творим! Господи, да не будет невинно пролитой крови святых царственных мучеников на нас и на детях наших! Господи, помилуй и прости.
lvan lqnatev27 ноября 2016, 20:00
Как зеркальное отражение того времени,время нынешнее.Сто лет прошло от той революции и почти те-же пороки людей, те-же моральные устои, мир нисколько не поумнел-несемся галопом по тем же вилам и граблям. Еще не много осталось и до тех событий, когда и президент наш окажется в той лодке, в какой оказался помазанник Божий. Господи, дай силы и мужество Владимиру,моему одногодку, выдержать все те испытания,которые придуманы не народом,а его ближайшим окружением,продажным окружением, и по видимому не берущие на ум свой и то,что они стали богатыми благодаря народу, которого они вместе с президентом и хотят уничтожить. Господи! Помоги нам уразуметь прошлое,что 2+2=4 и не будет иного.
@27 ноября 2016, 18:00
Мне 42 года и я помню советское детство. По сути не плохое. И еще помню какая была разница между людьми кто побогаче и победнее. Я года четыре назад узнала что мой прадед был кулак. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для его семьи. Моя бабушка никогда мне не рассказывала о своем детстве и т.д. Теперь знаю почему.... Спасибо тов. Сталину за ее счастливое детство. Нельзя построить всеобщее счастье на чужих трупах
Алексей Тябин27 ноября 2016, 17:00
Полностью согласен с Леонидом Решетниковым в том, что пока русский человек не преобразится в Христа до тех пор мы не сможем построить ту Россию, которую ждет от нас Господь Бог. А для того, чтобы это произошло нам нужно всего лишь вернуться у истокам истинной веры, которая, единственно, и позволяет человеку "родиться заново", превратиться в "новую тварь". Леонид Решетников связывает такое преображение человека с причастием. Но я хочу сказать, что и причастие без веры не сможет выполнить ту функцию, ради которой Иисус Христос и дал её людям (как Он не мог по причине безверия совершить многие чудеса в своем "отечестве", где его знали, как сына плотника из Назарета). Я подробнее написал обо всем этом в книге "Алгоритм жизни, или тайна веры", по одному экземпляру которой отправил нашему президенту и нашему Патриарху.
Алла27 ноября 2016, 14:00
НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ, ваша семья - не показатель. У вас видимо были кулаки с обеих линий. У меня тоже по отцовской линии прабабка была из кулаческой семьи, но их никуда не ссылали, только забрали их дом, и отдали на нужны колхоза, сельсовет там открыли, или что-то типа того, а их переселили в захудалый домишко. И тем не менее родственники отца были лояльны советской власти. Большинству народу в материальном плане стало жить при Советах лучше - факт. И почему вы все время говорите о крестьянах только? А рабочие? Поинтересуйтесь хотя бы продолжительностью рабочего дня в царское время. Большевики сразу же ввели 8-ми часовой рабочий день, больничные, декреты, отпуска. С чем тут спорить? Народ потому их и поддерживал, что они не болтали, а реально ДЕЛАЛИ. И в безбожие они тоже народ именно потому увели, ведь люди как думали: вот те себя называли верующими, а мы жили при них, как скоты. А эти вот - безбожники, но почему-то о нас заботятся.
27 ноября 2016, 00:00
На комментарии Ольги и Аллы. Откуда у вас такие познания по поводу "бедности" в дореволюционной России? Вот мои, например, предки очень неплохо жили, а после революции -- весь нажитый скарб комбедам на подводы, глав семейств -- кого на расстрел, кого на Соловки, а сами семейства -- как по ветру по всей стране скитаться. И это касается обеих моих линий -- и по отцу, и по матери. Выжили только благодаря многодетности: и там и там было по десять детей, которые служили друг другу подпорами, не дали сгинуть. В колхозах -- нищета полная (читайте Бориса Можаева, Фёдора Абрамова, Василия Белова -- писатели-"деревенщики" так называемые). Наслушались советской пропаганды и до сих пор верите ей -- как можно? НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
иеромонах Авель26 ноября 2016, 21:00
"...В современной России обычному человеку жить намного лучше, чем при царе." Сказано так, как будто речь в статье идёт о некой реконструкции прошлой монархии и в том же виде, как была, и как будто общество при монархии не может развиваться вовсе. Но -- в статье такого призыва нет, а мнение о "неразвиваемости социума при монархии" -- и вовсе выдумка, мягко выражаясь, не соответсвующая истории, а потому не применима для оценки. Так же с эксплуатацией человека человеком -- поменялась форма её, да и только. При чём без разницы -- что в капстранах, что в соцстранах. Да, ещё история не любит сослагательного наклонения, поэтому, вообще, такое сравнение не возможно и глупо. // А как оценивать, вообще, это самое "лучше-хуже", чем мерять, да ещё как о цивилизации?.. Можно мерять в метрах, килограммах, секундах... Можно окороками, шубами, ростом ВПН... Можно театрами, школами, больницами, стадионами, войсками, заводами, НИИ с их чудесами техники... Можно тюрьмами и приютами, количеством нераспавшихся семей и многодетностью с продолжительностью жизни... Можно влиятельностью на мировой арене... Можно и храмами с монастырями... А можно и нравственностью, мерой усвоения высших истин и добродетелей, отражённых как в культуре и быту, так и на заводах и стадионах, в больницах и тюрьмах, в социуме и семье, в народной мудрости и в отношении к "окорокам и шубам"... Не претендуя на оригинальность, предложу метод оценки по принципу "что_в_остатке-что_в_осадке у тебя, человече?". И если все достижения человеческой цивилизации к каждому конкретному моменту времени можно оценить как "обыденность", "нуль-фон", потому что "осадок" в сердце именно таков, то можно сделать вывод: что в любое время, при любой форме правления и социальных отношений, любых количественных показателях по тем или иным пунктам и срезам такого явления как цивилизация этот самый "нуль-фон" обыденности в сердце будет одинаковым. Так что все эти "лучше-хуже" -- примитивная попытка оболванить самого себя и товарища рядом. Потому все (обычно) так трогательно вспоминают о детстве и юности, когда всё ещё свежо, удивительно и не приелось. Хотя и тут не без "клякс" -- меж прочих печальных событий и ошибок детства-юности всплывает "вечный" образ школьника-мальчишки, наказанного за то, что он на "достижениях цивилизации" нацарапал ржавым гвоздиком нехорошее слово ;) . Да! Уже тогда все достижения начинают становится обыденностью и обесцениваться. Эмпирический опыт -- не поспоришь. Так что по мне -- все эти "лучше-хуже" смешны: при любой форме правления отсутствие добродетели сделает нахождение в ней мукой, при любой форме социальных отношений без добродетели люди будут разрушать социум и атомизироваться/разобщаться, при любой форме собственности не исчезнет эксплуатация, если людей не объединяет нечто большее, чем отношения собственности и выгоды. Это все знают, все понимают, но упорно не замечают и не ставят в центр своего "прибора для оценки действительности". А вот добродетель может скрадывать и нивелировать все "недо-" любой системы, потому что в неидеальном мире с неидеальными (прямо скажем -- падшими в духовном смысле) людьми, чего-то идеального и абсолютного не построить. Поэтому всегда нужен личный подвиг любви и правды друг к другу. И наша "русская цивилизация" была основана, всквашена именно на таком понимании и отношении. Поэтому уничтожение царской семьи и есть символ смены парадигмы, не надо это событие уводить_в_сторону/урезать к каким-то политэкономическим срезам такого явления как цивилизация. Статья-то об этом, и вроде не зашифровано, не надо между строк читать... Только и "по диагонали" тоже не нужно...
Александр Алексеевич26 ноября 2016, 20:00
Россия во время царствования императора Николая достигла высокого экономического развития. Один работающий мужчина мог на свою зарплату обеспечить всю свою большую семью- и стариков и детей...А очень богатые люди отличались благотворительностью. Мировые враги Православия смогли устроить заговор- подготовив клеветников и предателей. Предают не дальние, предают ближние. И удивительно, что на православном сайте какие-то женщины о Царе мученике ничего не знают хорошего. Зачем убили дочерей и сына, доктора и слуг и на стене начертали знак своего культа? Если на "просвещённом" Западе ругают Иоанна Грозного или Николая Второго- значит это были люди хорошие- потому, что их ругают именно они- патологические клеветники. А, ведь клеветник-одно из имён сатаны. Эта интересная статья очень нужная, замечательная. Как хорошо, что в России есть такие люди как Леонид Петрович! Святые Царственные Мученики- молите Бога о нас!
Лариса Ром26 ноября 2016, 19:00
Моя бабушка рассказывала, что их большая семья(22 ребенка)жила безбедно до революции. Был добротный дом, лошади, куры, гуси. Потом началась Первая Мировая война , с нее все началось .Про мужа своего, моего дедушку , она говорила, он был из бедной семьи. Бедный в то время значило меньшее по размеру хозяйство.
Алла26 ноября 2016, 15:00
Ксения, что это за сказки про прекрасную жизнь при царе? Смешно просто. При большевиках все население впервые в истории России стало массово грамотным, сразу де была произведена электрификация. Впервые в мире были приняты законы о 8-ми часовом рабочем дне. Появились законом регламентируемые отпуска, больничные. Западные страны уже после нас всю соц.защиту стали вводить.
Ольга26 ноября 2016, 14:00
Ксении: Вы знаете, какая была средняя продолжительность жизни в царской России? Какова была детская смертность? Какая была продолжительность рабочего дня? Каков был уровень неграмотности населения? На каком уровне находилось медицинское обслуживание при постоянных эпидемиях? Вы не знаете о том, что были и голодоморы в неурожайные годы? Вы не знаете, сколько народных денег тратилось на содержание дворцов и великосветские приемы в то время, как простой народ в массе своей влачил жалкое существование? И т.д. Очевидец того времени писал: «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ…». Перечитайте Достоевского, пересмотрите В.Г. Перова – узнаете, как жили простые люди в царской России.
Иоанна_26 ноября 2016, 14:00
На комментарий Алла25 ноября 2016, 23:00// "Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз..." Согласна с автором статьи, но вот ХОЧЕТ ли большинство нашего народа избавляться от этих самых МИФОВ О СЕБЕ? Это большой-большой вопрос...
Алла25 ноября 2016, 23:00
Неужели кто-то правда верит, что в царской России жилось лучше, чем сейчас? Маленькая прослойка знати и буржуазии эксплуатировали все остальное население. Хотите так жить? Без прав, без возможностей, но радоваться, что у вас богоданная монархия? Изобретайте машину времени, и вперед. В современной России обычному человеку жить намного лучше, чем при царе.
тамара25 ноября 2016, 21:00
Господи,помоги нашей стране и нашему народу..В статье всё так верно и понятно сказано...Леонид Петрович,как радостно читать Ваши статьи и книги...Благодарим Вас за то,что пишите с такой любовью о нашей России,Царской фамилии,православии.Божией Вам помощи и дальше всегда и во всём...
Алексей25 ноября 2016, 21:00
<< ПРОЩАЮТСЯ ВАМ ВСЕ ГРЕХИ ВАШИ. ЧТО ВАМ ЕЩЕ НЕОБХОДИМО ВРАЗУМЛЕНИЕ>> (Хватит дурака валять ...ПОКАЙТЕСЬ-ПОЛУЧИТЕ НЕОБХОДИМОЕ ВРАЗУМЛЕНИЕ С УТЕШЕНИЕМ В ЦЕРКВИ ..., или отымется все , что имеете-вечная смерть,остается НАДЕЖДА НА БОЖЬЕГО ПОДВИЖНИКА-МУЧЕНИКА- молитвенника и милосердие Бога) .
Ксения25 ноября 2016, 19:00
Ольга, такое впечатление, что ваши старожилы помнят не реальную жизнь, а советские учебники по истории СССР. Известные мне старожилы помнили совсем иную картину жизни дореволюционного крестьянства. В дореволюционной России была поговорка: "На Руси еще никто от голода не умирал" (потом, после времен "военного коммунизма" и коллективизации, она, разумеется, утратила смысл). А вот уже не воспоминания старожилов, о которых теперь каждый может наговорить всё что угодно - вот письменно зафиксированные факты, первое, что пришло на ум. 1)Почитайте воспоминания известной певицы Надежды Плевицкой "Дежкин карагод". Она происходила из бедной крестьянской семьи. Описывая свое детство, она упоминает о том, что в их погребе водились окорока, копченья, варенья-соленья и т.п. - картинка получается побогоче, и уж во всяком случае не беднее, чем погреб колхозника даже брежневских времен. А миллионам умирающих от голода крестьян конца 1920-30 гг., при Сталине, (да сколько еще умерло при Ленине в тот самый "военный коммунизм") такое просто не снилось. И семья Плевицкой, напоминаю, при этом считалась очень бедной: не было мальчиков, что для крестьянской семьи плохо: община выделяла наделы только на мужской пол. Зато моя тетка-колхозница, 1923 года рождения, в детстве не видела не только мяса, но даже молока и яиц - всё в колхоз сдавали, ее мать, вдова, надрываясь, одна поднимала пятерых ребят. Да их же еще в конце концов раскулачили и сослали в Казахстан. (Через несколько лет, правда, милостиво разрешили вернуться. Спасибо, конечно, "гуманному" советскому государству, что в Казахстан, а не в тундру - оттуда уже не возвращались, а ведь многие именно в тундру-то и попали). 2)В брошюре известного ученого, экономиста-сельскохозяйственника и социолога А.В. Чаянова "Что такое аграрный вопрос?" (М., 1917, с. 34) читаем, что сельскохозяйственная перепись 1916 года показала: в 44 губерниях европейской России из каждых 100 десятин посева 89 десятин было посевов крестьянских и только 11 - помещичьих, а из каждых 100 лошадей, работавших в сельском хозяйстве, 93 было крестьянских и только 7 помещичьих. Из-за 11 процентов помещичьих земель вряд ли стоило городить тот кровавый огород, последствия которого мы не избудем до Страшного Суда. И прежде чем обвинять святого Царя-мученика, занялись бы вы самообразованием: право, не помешает.
Ирина25 ноября 2016, 17:00
Уважаемый Леонид Петрович! Огромное Вам спасибо за Ваши труды, Ваши публикации, Вашу смелость и последовательность! Книга "Вернуться в Россию" - замечательная книга, всем рекомендую. И очень печально было узнать, что с нового года Вы - уже не директор РИСИ. Здоровья и сил Вам, и очень надеюсь, что Вы успешно продолжите свой труд публициста, историка, общественного и государственного деятеля.
Дмитрий25 ноября 2016, 15:00
Нужно чтобы во власти было больше "верных".
Марина25 ноября 2016, 15:00
Спасибо огромное за эту публикацию! Буквально озвучены многие мои, да думаю. что и очень многих русских людей, мысли! Господи, помоги нашей многострадальной Родине! Спаси и сохрани!
Ольга25 ноября 2016, 14:00
Замечательный дух у статьи, о мучениках сказано превосходно, о современном состоянии России - точно! Но. В Царской России не надо забывать на деревне было по 2-3 зажиточных крестьянина, у которых вся деревня должна была занимать зерно под новый урожай. Это помнят старожилы. Кроме того, низший класс эксплуатировали дай Боже. Воцерковившись, мы забываем, что есть почти документальные книги, писателей того времени. По каким-то причинам, Николай II не хотел радикально улучшать жизнь простых людей - люди умирали от голода, а рядом дворцы Юсупова, который сам же и приложил руку потом к смерти монархии. Сейчас происходит тоже самое. Святые мученики, молите о нас грешных!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 300 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 300