Святой крест

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.

В.М. Васнецов. Распятый Иисус Христос В.М. Васнецов. Распятый Иисус Христос
    

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».

1 Кор. 1, 18

Каждый раз, когда слышите слово «Крест», не понимайте его как безумные сектанты — как баптисты, адвентисты, евангелисты, пятидесятники, назаряне, кающиеся, жнецы, феодоровцы, свидетели Иеговы и всякие прочие сектанты, заполонившие мир; как богохульные языки сектантские, свирепствующие в мире и разоряющие ниву Бога Слова.

Не думайте о Святом Кресте как они, но так понимайте и помните, что слово «Крест» имеет двоякую силу и двоякую тайну. Двояк Крест, двояки и значения Креста.

Не разумейте Святой Крест так, как эти недалекие умом и неумные, не желающие поклониться спасительному Кресту Христову, как говорит о том святой апостол Павел. Пусть они хулят, ибо сатана помрачил их, наложил им печать на лоб прежде всего, то есть там, где находится головной мозг, чтобы они не веровали. Он наложил им печать на правую руку, чтобы они не поднимали ее ко лбу и не могли осенить себя спасительным знамением пречестного и животворящего Креста Христова.

Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест

Итак, знайте, что человек двояк, двояк и Святой Крест. Разве ты не видишь в человеке одну ипостась в двух естествах? Одна часть видна, то есть тело, другая не видна, то есть душа, потому что она — невидимой природы. Так станем понимать и Крест.

Один Крест — вещественный, видимый, а другой — таинственный, мистический и невидимый, который мы носим в сердце нашем. В Святом Евангелии мы слышим, что говорится так: и стояли при Кресте «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).

Слышишь? Они стояли возле Его Креста. Посему пойми, что стоять при Кресте Его не значит стоять возле духовного креста, а возле вещественного, деревянного Креста Христова, возле которого стояли Матерь Господа, Мария Клеопова и Мария Магдалина.

Когда вы услышите: «сойди с креста» (Мф. 27, 40), то здесь тоже имеется в виду крест Христов деревянный, на котором Он был распят. И когда услышите: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19, 16–17), — будем также понимать крест вещественный. Его Спаситель нес на спине.

И когда услышите, что евреи пошли к Пилату и просили его: «Мы просим тебя, раздроби голени распятым, чтобы мы сняли их с крестов и день субботний не застал их» (см. Ин. 19, 31), — ибо велик был день субботы той у иудеев, — то и здесь станем подразумевать все так же крест деревянный, а не духовный.

А когда слышишь в Евангелии Христа, говорящего: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя», — то есть любви к себе, которая очень сильно связывает нас всех, — «и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), — то здесь мы понимаем крест духовный, который понес прежде всех Спаситель наш Иисус Христос не на плечах, а в душе.

Когда вы услышите у евангелиста Матфея: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38), — то понимай не крест деревянный, а крест духовный, невидимый.

Итак, имейте в виду, что Христос нес двоякий крест. Один в душе: страдание, терпение, пронзительная боль, позор, оплевание, печаль и скорбь; и всё, что Он нес в душе, составляло крест духовный Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А второй крест, деревянный, Он нес на плечах Своих и волею распялся на нем для спасения мира.

И святой апостол Павел тоже нес два креста: «а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Но он нес и другой крест, как сам говорит: «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. В опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2 Кор. 11, 27, 26).

Итак, знайте, что когда сектанты нападают на вас из-за Святого Креста, то они признают только второй крест, крест страданий, а не вещественный тоже. Мы же принимаем и первый, ибо так нес его Христос. Он нес крест деревянный на спине Своей и крест страданий в душе даже до смерти, и смерти крестной.

Крест — это победа, Крест — это знамя Христово, Крест — это оружие, которым Христос низложил силы ада и смерти. Поэтому окаянен и проклят и треклят тот, кто не поклоняется честному и животворящему Кресту Христову!

Двояк человек, и двоякий крест он должен нести, как указывают святой Ефрем Сирин и святой Кирилл Иерусалимский, который говорит:

«О христианин, никакого дела не начинай, пока не осенишь себя знамением святого креста. Когда отправляешься в путь, когда начинаешь работу, когда идешь учиться грамоте, когда ты один и когда с людьми — запечатлей святым крестом чело твое, тело твое, грудь твою, сердце твое, уста твои, глаза твои, уши твои, и все твое да будет запечатлено знамением победы Христа над адом. И ты больше не будешь бояться тогда чародеяний, порчи и колдовства. Ибо они тают от силы креста, как воск от огня и как прах пред лицом ветра»[1].

Итак, сначала мы напомнили о значениях креста, а затем сказали о двояком кресте — вещественном и духовном.

[1] Ср. : Ефрем Сирин, св. Слово 107. О вооружении монаху. С. 298; Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное 13. § 36. С. 199.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Во гласе хлада тонка... Во гласе хлада тонка...
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
В книгу вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, не изданные до сих пор личные дневниковые заметки автора, а также его статьи и доклады о схимонахе Иосифе Исихасте и преподобном Силуане Афонском — носителях Божественной благодати и учителях Иисусовой молитвы.
Патриарх Сергий (Страгородский) Патриарх Сергий (Страгородский)
Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов.
Патриарх Пимен (Извеков) Патриарх Пимен (Извеков)
Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали Патриарха Пимена и помогали ему вести церковный корабль.
Митрополит Лавр (Шкурла) Митрополит Лавр (Шкурла)
«Владыка завершил свой жизненный путь самым важным событием — восстановлением единства Русской Церкви. Это состоялось при нем, и, я думаю, без него это было бы немыслимо. Поэтому мы должны сохранить благодарность ему именно за это великое дело».
«Взошел на гору» «Взошел на гору»
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
«Взошел на гору» «Взошел на гору»
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Моисей восходит на гору для встречи с Богом; Иисус Сам является Богом, Который приглашает людей на гору для встречи с Собой.
Как я бросил пить. Опыт борьбы с «зеленым змием» Как я бросил пить. Опыт борьбы с «зеленым змием»
Литератор N
«Потому паки и паки призываю вас, дорогие мои собратья-алкоголики, уверовать в то, что только Господь может исцелить по-настоящему. Но знайте и другое — даже Господь не сможет вас исцелить, если вы сами не захотите этого".
Встреча с художником-иллюстратором детских книг Встреча с художником-иллюстратором детских книг
В воскресенье, 15 января, в 13:00 в книжном магазине «Сретение» состоится встреча с художником-иллюстратором детских книг Елизаветой Цымбаревич.
Священномученик Владимир (Богоявленский) Священномученик Владимир (Богоявленский)
Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений.
Священномученик Вениамин (Казанский) Священномученик Вениамин (Казанский)
Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский. О его жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох повествует эта книга.
Комментарии
Фотиния20 марта 2017, 16:00
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!.. Помилуй нас, Боже, помилуй нас!
Михайлова Татьяна20 марта 2017, 13:00
Крест -орудие наше в борьбе с дьяволом.Сейчас идет крестопоклонная неделя Великого поста,будем усердней молиться во Славу Божию и Крест Христов да поможет нам!
Елена Копп19 марта 2017, 17:00
СПАСИ ГОСПОДИ ЗА СТАТЬЮ!!!! СТРАДАЮ ИЛИ РАДУЮСЬ,ВСЕ ВО СЛАВУ БОЖИЮ!И ВО ИМЯ ЕГО СВЯТОЕ! НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ ПРОСТОЙ И СКРОМНЫЙ,НО КАК НЕ ЛЕГОК КРЕСТ,НЕВИДИМЫЙ, ДУХОВНЫЙ...ГОСПОДЬ СВОИМ ПРИМЕРОМ ВСЕ НАМ ПОКАЗАЛ! В ЕВАНГЕЛИИ ВСЕ ЗАПЕЧАТЛЕЛ,ВСЕ РАССКАЗАЛ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×