Простые образы Царствия Небесного

Рождество Христово – не только выходной день, большой праздник. Это событие всемирного масштаба. На землю пришел Небесный Царь, пришел смиренно – маленьким ребенком. Когда Он повзрослел, возмужал, Его Царствие стало близко к людям. Так близко, что Христос призвал людей незамедлительно входить в пределы этого Царства.

Но как войти? Как обычному земному человеку почувствовать, что такое Царствие Небесное? Господь передает нам духовную реальность Царства через Свои притчи, то есть через короткие рассказы-зарисовки, уподобления.

    

На кухне

Один образ Царства мысленно переносит нас на обычную кухню (Мф. 13:33). Женщина готовит хлеб. Она положила закваску в три меры муки, и процесс пошел – все тесто поднялось, пора затапливать печь.

Историки спорят, можем ли мы теперь правильно пересчитать древние три меры муки на теперешнюю метрическую систему. Кто-то из историков уверяет, что три меры составляют около 40 литров. Допустим так. Тогда получается, что женщина из притчи готовила хлеб не на одну семью, а, пожалуй, – на целую деревню. И для всей этой выпечки женщине понадобилась маленькая горсточка закваски.

Под закваской, конечно, подразумевается такая малоприметная действующая сила, которая все преобразует, всю нашу жизнь и жизнь близких нам людей.

Царствие Небесное начинается с малого неприметного события, с малой благодати. Вот о чем притча.

Мы часто в жизни ищем чего-то большого, масштабного, грандиозного. Нам кажется, что духовные события обязаны поражать наше воображение. А тут притча о малых делах, с которых начинается великое.

Царствие Божие начинается в нашей жизни с малой молитвы, например. Вот пришел я вечером домой, день выдался хлопотливый. Устал страшно – совершить вечернее правило, полноценное получасовое моление, я не способен сейчас. И тут возникает мысль: если вечернее правило мне не по силам, то утро вечера мудренее – отправляюсь спать, а утром помолюсь. Что делать? Самое время вспомнить притчу о закваске и трех мерах муки. Положу и я щепоть закваски – помолюсь кратко (прочитаю «Отче наш» и произнесу: «Прости мою немощь, Господи. Сегодня не могу молитвенное правило перед Тобой произнести, устал. Благослови отдохнуть»). И только после малой молитвы можно провалиться в ночной сон, надеясь, что ночь благословлена Господом.

То же самое относится и к добрым делам. Бывает, что по большому счету помочь человеку – выше сил, но никто не мешает сделать для человека небольшое доброе дело, от души. Мы порой идем дорогою добра, держим путь в Царствие Небесное детскими шажками. Обстоятельства не позволяют нам шагнуть на широкую ногу.

С малого начинается великое. Случается так, что с зароненной в сердце человека малой веры начинается полное преображение всей его жизни, казалось бы, такой налаженной за долгие десятилетия, в которой ничего поменять нельзя. Благодать в человеке умножается. И человек вдруг видит, что благодать Божия всесильна, что благодати никогда не бывает «слишком мало».

В поле

Еще одна похожая притча Небесного Царя. Перенесемся из кухни в поле. Притча сравнивает Царство Христово с растущим семенем (Мк. 4:26-29). Бросил человек на своем поле семена. Как они растут под землей, он не видит. Со временем появляются колосья, вызревает, наливается зерно, наконец приходит момент жатвы. Вот и вся притча.

О чем она? Маленькое зернышко пшеницы из руки сеятеля летит на землю и сразу исчезает из виду. Внешне ничего не происходит: было зернышко, и вот его похоронила в себе земля. На самом деле все не так – плодородная почва пробуждает зерно к жизни, а не убивает его. Зерно понемногу растет. Наконец росток выходит наружу, едва заметный. Растет дальше. Приносит плод – множество зерен. Спеет животворный хлеб.

Как семена Царствия Небесного попадают в сердца людей, мы вряд ли видим. Что происходит в душах людей, в их сердцах? Начинается пробуждение новой духовной жизни. Первое время духовный рост происходит совсем незаметно. Потом этот рост становится мало-помалу очевиднее. Духовное начало проявляется вовне. Идет время. Приходит пора духовной зрелости, пора приносить Богу духовные плоды для вечного Царствия.

Мы так часто стремимся форсировать события. Подгоняем их. Уже привыкли: фастфуд – это такая удобная быстрая пища; для особо занятых граждан предлагается техника скорочтения; и я лучше помолчу про мечты о «быстрых деньгах» и про тренинги на предмет «быстрых отношений».

Поставим под сомнение навязчивые стереотипы современной фаст-культуры. Настоящие отношения между людьми складываются долго, иначе не бывает. Если человеку удается сделать быстрые деньги, то они легко превращают своего хозяина в Кузьму Скоробогатого из русских сказок или в забавного нувориша из ядовитых анекдотов. Теперь про скорочтение: одну книгу следует читать бегло, большей частью – по диагонали, а другую книгу надо читать медленно, лучше всего вслух; а если времени на медленное чтение нет, лучше ее с полки и вовсе не брать. Курсов скорочтения много пооткрывалось – не хватает курсов чтения на оптимальной скорости, даже медленночтения. Правда, сама идея носится в воздухе. Уже есть попытки наладить в городах кафе со здоровой пищей – слоуфуд. Так что оставим в стороне модную страсть к большим скоростям.

Духовный рост в человеке совершается медленно, как в притче о невидимо растущем семени. Те, кто предлагает людям быстрый духовный рост, – мошенники и сектанты.

Знаю многих, кто недавно пришел в Церковь и теперь стремится в своих близких заронить семена Царствия Небесного. Они хорошо делают. Им только бы помнить притчу о растущих зернышках Царства. Эти семена растут не так заметно, не так быстро, медленнее, чем хочется. Нам бы нужно терпение – тогда мы вместе пройдем всю жизнь, весь духовный путь от молодой поросли до самой жизнеспособной зрелости. И принесем Богу плод.

Диакон Павел Сержантов

26 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Хлебы Пятидесятницы Хлебы Пятидесятницы
Свящ. Леонид Кудрячов
Хлебы Пятидесятницы Хлебы Пятидесятницы
Священник Леонид Кудрячов
Семя веры, колосья, вера-мука, вера-тесто, вера-хлеб благоухающий… Давайте, начав с притчи о Сеятеле, проложим маршрут прямиком к Святой Пятидесятнице.
Духовное бесплодие Духовное бесплодие
Митр. Лимассольский Афанасий
Духовное бесплодие Духовное бесплодие
Митрополит Лимассольский Афанасий
Заботы – это нечто страшное для духовной жизни. Они великий яд, убивающий человека. Не только духовную жизнь, но и мирскую, да и человеческие отношения. Видите рушащиеся семьи? А почему? «Мне некогда!»
Евангелие о Господе Сеятеле Евангелие о Господе Сеятеле
Святитель Николай (Велимирович)
Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч. Как всякая притча имеет конец, так преходящ и мир сей, и все то, что в мире. Но духовное ядро, скрывающееся в скорлупе всех притч, остается крепким и не гниет. Люди, которые этими притчами питают лишь очи и уши, остаются голодными духом. Ибо дух питается ядром притч сих, а они не в состоянии добраться до этого ядра.
Комментарии
27 декабря 2016, 22:19
Spasi Gospodi za statju korotkoi vse jasno. na dushe legko!
Иван27 декабря 2016, 11:14
Низкий поклон за статью.
natalja26 декабря 2016, 16:01
Путь этот долгий и сужу по своему опыту, и думаю он будет до конца жизни! Если человек серьезно стал задумываться о смысле жизни, и кто ее податель, то Господь направит.
Валентина26 декабря 2016, 14:01
Большое спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×