О трудностях в христианской жизни

Впереди гора. Ура?

    

Как правило, сталкиваясь с трудностями в своей обычной – бытовой, повседневной – жизни, мы стараемся различными способами их обойти. И это совершенно закономерно: ведь если, скажем, мы идем домой и у нас на пути обледенелая горка, разумнее бывает пройти другой дорогой, нежели подвергать себя риску поскользнуться и что-нибудь себе сломать. Или, допустим, если мы ищем для себя квартиру и узнаём, что в каком-то доме часто не работает лифт, то будет вполне естественно, если мы этот дом для себя из списка исключим, а не воодушевимся перспективой каждый раз подниматься на десятый этаж по лестнице. И это, наверное, первое, на что стоит обратить внимание: будучи христианами и будучи просто взрослыми, ответственными людьми, мы не должны создавать себе трудности искусственно – наша жизнь и без того достаточно сложна.

Вместе с тем человек, который решительно избегает каких бы то ни было трудностей, редко в жизни преуспевает. Он может окончить школу, вуз, устроиться на относительно комфортную и не напряженную работу, но зачастую не достигает чего-то важного, чего при другом отношении к жизни мог бы достичь: ведь только по-настоящему трудные ситуации, более того – ситуации стрессовые заставляют нас мобилизовывать все свои силы, дают стимул к тому, чтобы мы научились их «перерастать». И потому, обходя трудности там, где это рационально, ни в коем случае нельзя прятаться от них там, где они могут чему-то существенному нас научить. Это касается и учебы, и работы, и спорта – и, безусловно, христианской жизни.

Перерасти свое малодушие

Трудности необходимы, ибо, по слову Иоанна Лествичника, когда мы боримы, мы противоборствуем

Почему в христианской жизни обязательно необходимо бороться с трудностями? Потому что, как формулирует это преподобный Иоанн Лествичник, когда мы боримы, мы противоборствуем, то, есть когда мы наталкиваемся на внутреннюю брань, когда нам приходится что-то делать с душевным трудом, с усилием, мы понимаем, что за этим стоят наши страсти и непосредственно наш враг, который не дремлет. И это понимание побуждает нас преодолевать страх, лень и делать именно то, что для нас спасительно.

А что в христианской жизни в принципе бывает для нас особенно трудным? Поступки, действия, направленные против той страсти, которая в этот момент сильнее всего действует в нас. Даже как-то чудно бывает видеть, как одному человеку трудно одно, другому – другое, третьему – третье, притом что каждый из них с легкостью сделал бы то, что трудно другому. И всё это не столько потому, что сами эти люди до такой степени различны, сколько потому, что такие разные в них с наибольшей силой действуют страсти.

Что значит «преодолеть трудность»? Практически всегда это означает перерасти свое малодушие. И, безусловно, во взрослом возрасте это бывает очень и очень нелегко, если человек не приучен к этому с детских лет. Поэтому когда приходит на исповедь ребенок и рассказывает, к примеру, о каком-то обмане, что он что-то натворил и свалил вину на младшего брата, священник не может не сказать ему: «Понимаешь, для того чтобы с этим справиться, есть только один способ: прийти после исповеди к папе и маме и признаться во всём». И в причинах этого обмана признаться: думал, что правда не откроется, или же было страшно, что накажут, или же хотелось, чтобы лучше думали о тебе.

И не только священник – любой взрослый, которому ребенок решил довериться, может открыть ему этот духовный закон: «Знаешь, если ты не признаешься сейчас, то, скорее всего, не признаешься в чем-то и в следующий раз, потому что это будет уже гораздо труднее, чем сегодня. Ты привыкнешь обманывать, и это приведет к тому, что ты будешь поступать так всегда. И потом, когда ты повзрослеешь и захочешь стать другим, тебе будет уже очень-очень сложно измениться. Я не могу тебя вынудить это сделать, но очень тебе советую: преодолей свой страх сейчас, прямо сегодня, чтобы тебе не было так тяжело потом». И надо сказать, что довольно многие из детей решаются этому совету последовать – и ты видишь, как этот ребенок себя перерастает, как он становится сильнее.

    

По большому счету, всё то же самое происходит и со взрослым человеком, когда он решается не бежать от ситуации, в которой ему стыдно и страшно, а сделать шаг к правде и перенести все возможные последствия.

Погремушки врага

Довольно часто люди задают вопрос: «У меня ну никак не получается что-то изменить в себе. Что же делать?» А путь на самом деле только один: постепенно, ступенечка за ступенечкой, становиться чуть больше самого себя. Почему же столь немногие люди поднимаются по этой лествице?

Не в последнюю очередь, думаю, потому, что многие верующие люди поддаются соблазну замены подвигов необходимых, то есть наиболее для них трудных, подвигами, относительно легко им дающимися. Коварство такой подмены в том, что мы видим вроде бы и свои усилия, и результаты. Бывает, например, что человеку очень трудно смолчать, когда его задели, – он ответит так, что мало не покажется. Но при этом в силу жизненных обстоятельств и неплохого здоровья ему достаточно легко поститься, он много молится, и даже ночная молитва в его ежедневном правиле присутствует, потому что он имеет возможность без ущерба для дневной своей деятельности ограничивать себя в сне. И он считает, что, раз он так подвизается, это каким-то образом компенсирует то, что он остается по-прежнему человеком несдержанным и резким. Конечно, на самом деле никакой компенсации не происходит.

Вообще плод нашего подвижничества, преодоления духовных трудностей является в том, как мы относимся к людям, как справляемся с различными жизненными испытаниями, а не в том, что мы становимся «чемпионами» по посту и «рекордсменами» по молитвенному правилу. Более того, такие внешние подвиги порой становятся своего рода «погремушками» в руках врага, которыми он увлекает нас в ту сторону, в которую хочет нас направить, то есть туда, где есть наибольшая вероятность погибнуть.

У меня был один знакомый, который провозгласил своим жизненным кредо абсолютную безжалостность к себе. Когда-то это выражалось, например, в том, что он мог без обезболивания разрезать себе ногу и потом ее зашить. Но кому она нужна, эта безжалостность ради безжалостности? Доказать самому себе: «Я это могу»? Опять же, зачем? Если уж действительно быть к себе безжалостным, то в том, что необходимо христианину, – в том, что будет свидетельствовать о любви к людям и Богу. Но до человека, находящегося в подобном заблуждении, это очень сложно бывает донести.

Терять и продолжать

Нужно обязательно в себе взращивать способность не отчаиваться, сколько бы ни было духовных падений

Иногда человек, утомленный трудностями, впадает от обиды в некий фатализм и говорит, что люди всегда будут делиться на тех, у кого вообще ничего не получается, у кого мало что получается и у кого получается практически всё, чего они хотят достичь. И это действительно так, но дело здесь отнюдь не в генетике, не в везении, не в фатальных обстоятельствах жизни, а в одном важном качестве, очень влияющем на то, преодолеет человек в конце концов трудность или перед ней отступит. Я говорю об умении подниматься после падений и находить в себе силы идти дальше. Даже если брать не христианскую, а обычную светскую жизнь, мы увидим, что в биографиях многих успешных, знаменитых людей есть эпизоды, когда они терпели неудачи, когда они теряли всё и им приходилось вновь идти к своей цели с нуля. Конечно, это требует большого напряжения сил, но, как писал преподобный Исаак Сирин, еще никто не восходил на Небо, живя прохладно. И эта способность не отчаиваться, сколько бы ни было духовных падений и как бы ни были велики наши потери в них, нам нужно обязательно в себе взращивать. Тот же преподобный Исаак Сирин уподобляет христианина путнику, который отправился куда-то в дальнее странствие: он едет на повозке, повозка ломается – он садится на корабль, некоторое время плывет, затем терпит кораблекрушение и, когда его выбрасывает на берег, сразу же принимается искать какой-нибудь другой вид транспорта, на котором можно свой путь продолжить. То есть нам даже мысли не должно допускать о том, что трудности в духовной жизни, вследствие которых мы что-то теряем, могут нас деморализовать и выбить из колеи. Мы всё равно продолжим свой путь.

Полководцы страстей

Самое трудное – бороться в себе с тем, чем мы досаждаем другим людям

И есть, наверное, еще один момент – момент анализа, без которого нам в борьбе с трудностями не обойтись. Нужно составить для себя объективное представление о том, каковы мы в глазах окружающих нас людей – в первую очередь близких. Что в нас для них является самым трудным? Не для нас, подчеркну, а для них. В том, что это трудное есть, можно не сомневаться, достаточно лишь внимательно за нашей повседневной жизнью понаблюдать. А может быть, и спросить – думаю, что в большинстве случаев близкий человек не затруднится с ответом, чем мы ему досаждаем и чем его огорчаем. И вполне может быть, что это и окажется для нас самым трудным – побороться с тем, что мешает в нас другим людям. Ведь это уже как бы наша натура, мы это зачастую считаем даже своей природой. Но нужно понимать: никакие наши черты, от которых плохо другим людям, не могут быть хорошими. Конечно, бывают ситуации пограничные – к примеру, в отношениях начальника и подчиненных: сотрудникам, не привыкшим добросовестно работать, может быть «плохо» из-за того, что их новый руководитель подходит к делу по всей строгости. Но тем не менее и в этом случае нужно обязательно задаваться вопросом: я требователен или придирчив, справедлив или жесток?

Святитель Феофан Затворник говорил, что человеку очень важно понять, какие страсти в его душе являются полководцами прочих страстей. Когда мы наносим удар по полководцам, то и остальные страсти слабеют. А когда ослабевают страсти, то начинает, в свою очередь, существенно меняться наша жизнь. Так вот, как раз в том, чтобы выявить этих «полководцев», близкие и любящие нас люди могут нам существенно помочь – и в нашем сердце должно рождаться не возмущение, а благодарность за это.

Осмысленно и беспощадно

Наверное, каждому из нас нужно постараться научиться воспринимать любую трудность как урок. Что для этого нужно? Прежде всего – признать, что те или иные конкретные вещи для нас трудны, и затем – попытаться понять, каковы причины этой «трудности», то есть немного углубиться и разобраться с тем, что внутри нас есть. Ведь даже в такой распространенной ситуации, как «трудно не осуждать», может быть разный корень проблемы. Человек может осуждать потому, что на фоне этого осуждения других он сам себе больше начинает нравиться. А может быть, ему кажется, что осуждение «ужасных» прегрешений другого дает ему право на собственные «маленькие слабости», которые не так уж греховны по сравнению с чужими. А возможно, что всё совершенно иначе: его искренне расстраивает то, что делает другой человек, и он не может удержаться от оценок или же считает, что его суждение о поступках является едва ли не единственным способом что-то изменить. А кто-то вообще не замечает, что осуждает, потому что постоянно о чем-то говорит без умолку и совершенно не контролирует поток своей речи. Во всех этих случаях человек не прав, но его путь к осознанию греха и избавлению от него опять-таки будет различным.

В борьбе с трудностями, рожденными нашими страстями, никаких пределов полагать не надо

К слову, если в посте, в бдении, в молитве человек должен соблюдать некую разумную меру, чтобы не надорваться, то в борьбе с трудностями, которые рождены нашими страстями, никаких пределов полагать не надо. Например, у человека возникает такая трудность: он никак не может перестать употреблять ненормативную лексику, и его отношения на работе, в семье от этого существенным образом страдают. В этом случае можно, скажем, не скупясь, определить себе за каждое нецензурное слово 50 земных поклонов. Тогда человек, если он это решил для себя всерьез, встанет перед суровым выбором: либо он перестает наконец эти слова употреблять, либо все вечера и выходные кладет поклоны. И поверьте, вытеснение нежелательного из нашей жизни происходит таким образом очень быстро.

То же самое, в общем-то, можно применить и к осуждению, и тут спектр воспитательных мер может быть достаточно широк – от тех же самых поклонов до того, чтобы каждый раз, начав осуждать, прерывать самого себя и приносить извинения собеседнику за то, что вновь увлекся недолжным. И надо сказать, эта практика весьма действенна: ее механизм, если можно так сказать, основан на том, что мы каждый раз очень больно наступаем на свое самолюбие, а врагу, как известно, это очень не нравится.

В древних патериках приводится история о некоем подвижнике, который молча выслушал обвиняющего его в чем-то брата, а потом, когда тот ушел, выплюнул на землю сгусток крови. Кто-то находившийся рядом спросил: «Что с тобой? Ты болен?», и он ответил: «Нет, просто во мне вызревало некое слово, которое я хотел сказать в ответ этому человеку, и я с собой боролся. Долго боролся, и в конце концов это слово превратилось в сгусток крови, и теперь я его таким образом из себя исторг». Трудно сказать, что произошло: то ли этот человек язык себе прикусывал, чтобы ничего не сказать, то ли каким-то таинственным образом это слово в кровь обратилось… Но образ этот очень и очень яркий. И, думаю, его стоит приводить себе на память, когда мы боремся с чем-то, что для нас по-настоящему трудно.

Игумен Нектарий (Морозов)

30 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
светлана23 февраля 2017, 17:33
Еще напишите на эту тему, всегда ли надо делать то, что не хочется. и еще примеров из жизни напишите как люди успешно боролись со страстями и какие есть пути успешной борьбы.
Светлана Степанова14 января 2017, 12:25
Спаси Господи!
Алексей10 января 2017, 00:23
Альпинисты во время восхождения должны быть предельно внимательны к безопасности, так как это связано с риском для жизни. После восхождения можно и расслабиться. У христианина - вся жизнь - восхождение: даже малое расслабление весьма опасно. И чем выше ты взошел - тем опасней бывает падение...
Алла 5 января 2017, 14:48
В последние дни предрождественского поста враг человеческий находит слабое место и старается посильнее ударить по нему.У меня-по отношениям самых близких для меня людей.Спасибо за статью.Как будто Господь послал мне её.Всем Божьей Благодати в преодолении самих себя.С Рождеством Христовым.
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ) 4 января 2017, 21:42
Продолжаю.Напишите как подвизаться больным.Я не только о послаблениях.Как поститься если в больнице или дома нет повара-диетолога и приходиться есть что дают.А иногда после 2-3 недель в больнице начинается пост и ...Если давление высокое как бить поклоны если и тошнит и шатает?Хочется быть исправным
Игорь Владимирович 4 января 2017, 00:42
Спаси Господи о.Нектарий за изумительную статью.Божией помощи Вам!
Наталья 3 января 2017, 21:41
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12)
р.Б. Наталия 3 января 2017, 21:25
Огромное спасибо автору за такую замечательную статью и сайту Православие.ру за публикацию. Удивительным образом, "случайно" увидела статью о преодолении трудностей и эта тема совпала с моим нынешним душевным состоянием. После прочтения, нашла для себя ответы, теперь понимаю,как мне действовать!
Сергий 3 января 2017, 21:11
Есть такое специальное искушение для добрых людей, вот в чём его суть. Человек делает добро другим, те, как водится, начинают "ездить" на нём. Кому делать добро, если на всех сил не хватает?! Слушать совесть, вникать, или... делать добро только там, где удобно или где опасно не сделать. Это гибель.
Ирина 3 января 2017, 15:03
Очень редко комментирую статьи, но не могу удержаться. Поклон и благодарность Вам, отец Нектарий! Глубоко и точно! Вы развернули план борьбы со страстями, ясный и реальный. С Божией помощью попробую выполнять его.
Михаил 3 января 2017, 14:35
Большое спасибо о.Нектарию за статью! Не могу удержаться от эмоциональной оценки: невероятно изумительная статья! Как просто, понятно и легко изложены самые главные (это мое мнение) для мирян вопросы!
3 января 2017, 04:11
Благодарю Вас, Батюшка, столько полезных советов почерпнула! Практическое руководство к действию:) очень не хватает подобного раскрытия важных тем!
надежда 2 января 2017, 22:17
Все про меня,осуждаю.Принимаю наставления.Спаси Бог.
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ) 2 января 2017, 20:21
Уважаемые отцы наши! Напишите как подвизаться тяжело больным людям.У меня почечная недостаточность 2 степени,отёки ног и лица,подагра,сердечная недостаточность 2 степени,анемия,рабочее давление около 200.Живу с престарелой матерью.При этом стараюсь не упускать правила и церковные службы.Подробно пиш
Наталия 2 января 2017, 19:54
"То есть нам даже мысли не должно допускать о том,что трудности в духовной жизни,вследствие которых мы что-то теряем,могут нас деморализовать и выбить из колеи.Мы всё равно продолжим свой путь." Наверное,если так относиться к трудностям и скорбям, они как бы перестанут существовать.Как будто их нет.
Роман 2 января 2017, 19:48
Спасибо большое отец Нектарий ! Очень назидательно Вы нам все объясняете. Спасибо.
тамара 2 января 2017, 19:14
О.Нектарий,Божией Вам помощи всегда и во всём.Благодарим Вас за Ваши научения и пояснения...Всё верно до последней капельки...
д. Михаил 2 января 2017, 16:43
Материальные достижения осязаемы, поэтому легко подкреплять их досягаемостью свои устремления. А вот духовные блага трудно досягаемы, и чтобы подкреплять устремление к ним, нужна тонкая, духовная настройка души и как минимум опыт вкушения этих духовных благ. "Всякое даяние благо, свыше есть".
Алексей 2 января 2017, 16:00
Учимся жизни! СПАСИБО!
р.Б.Сергий 2 января 2017, 13:44
Спасибо за очень нужное и своевременное наставление, о. Нектарий !
Надежда 2 января 2017, 12:33
Спасибо, отец Нектарий,из Ваших статей черпаю много полезного. С Новолетием Вас! Душевных сил Вам в духовном восхождении.
Анастасия 2 января 2017, 11:31
Спаси Вас Господь о. НЕКАТАРИЙ за такую великолепную и поучительную каждым словом статью. Хочется перед Светлым Праздником Рождества Христова последвать вашим советам!!!
Олег Вячеславович 2 января 2017, 10:26
Статья интересная. Жаль, что ни разу не прочитал имя Господа Иисуса Христа и заповеди Его: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" Ин. 15:1. Простите. Слава Богу!
Лариса Ром 2 января 2017, 06:15
Когда мне батюшка назначил недельный стгорий пост , я решила не ехать в автобусах с объемной кладью, боясь сорваться и сквернословием(безобидным по моим меркам) нарушить его.Но эта неделя меня изменила , хотелось бы навсегда. Очень понравилось сказанное в статье. Благодарствую . С праздниками Вас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×