Вопрос:

Вопросы про Иуду Искариота: 1. Был ли он женат? 2. Правда ли, что его зачали в постный день? 3. Правда ли, что псалом 108 о нем? Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Мы не имеем никаких данных о рождении и жизни Иуды-предателя до избрания его апостолом (Мф.10:4; Мк.3:19; Лк.6:16). Исследователи объясняют слово Искариот как указание на место рождения: человек (евр. иш – человек, муж) Кериота – города, который находился в уделе Иудина. Если это предположение верно, то значит, что Иуда происходил из колена Иудина и среди 12 апостолов один не был галилеянином. Отца его звали Симон (Ин.6:71).

Евангелие свидетельствует, что Иуда имел опаснейшую страсть – корыстолюбие (Ин.12:4-6). Этим и воспользовался диавол, который вложил в сердце Иуды мысль предать Учителя (Ин.13:2). Когда же Иуда принял этот диавольский помысел, сатана вошел в него и помог ему исполнить преступное желание (Лк.22:3). Если Иуда и в самом деле был зачат в один из установленных в Ветхом Завете постных дней, то не это сделало его душу сребролюбивой. Библейское богословие никак не проводит подобную причинно-следственную связь, а говорит лишь о личной вине согрешившего. Бог через пророка Иезекииля сказал сынам Израиля: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? (Иез.18:2). Господь вразумляет заблуждающихся: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца (Иез.18:20). Несомненно, что человек нравственно зависит от духовной жизни родителей, но не нужно упрощать и думать, что, если родители не соблюдают посты и зачали ребенка, когда церковный устав предписывает супружеское воздержание, то родившийся будет грешником и несчастным человеком.

Святые отцы видят в страшном поступке Иуды его личную вину. Святитель Иоанн Златоуст говорит: так как и Иуда был господином своих помыслов, и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум  и отказался от собственного спасания (О предательстве Иуды).

Псалом 108-м по содержанию пророческий. Настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: (6) диавол да станет одесную его, употреблено это вместо: станет. Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его. То же должно разуметь и о других подобных выражениях (св. Афанасий Великий).

3 октября 2005 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×