Книга о Заневском монастыре в Полонинах

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

История Православия в Закарпатье уходит в глубину веков. Большинство исследователей связывают распространение христианства в этих местах с именами святых Кирилла и Мефодия или же их учеников. Так, по мнению известного церковного историка архимандрита Василия (Пронина), ученики святых Кирилла и Мефодия, которые были вынуждены оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало Угольскому монастырю. Правда, есть версии, что первые монахи в Закарпатье появились во времена Киевской Руси. Они могли прийти в Венгрию с дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и основать обитель в Мукачеве. Но в любом случае монашество в Закарпатье возникло в тесной связи с другими центрами православного мира.

Изучение истории и деятельности святых обителей этого края началось в Закарпатье достаточно давно. Конечно, эта тема неисчерпаема и требует новых подходов и новых обращений к ней. Одним из первых, кто серьезно занимался церковной историей Закарпатья, был М. Лучкай. Потом его труды продолжили А. Кралицкий, Ю. Жаткович, А. Петров, И. Кондратович, А. Дехтерев и др. В последнее время (и это связано с возрождением православных монастырей в Закарпатье) появилось множество трудов, посвященных миссионерской и социально-экономической истории монашеских обителей. Первой ласточкой стала вышедшая в 1994 году книга краеведа из Мукачева Василия Пагири «Монастыри Закарпатья». Этой теме посвятили свои труды Андрей Свитлинец и Сергей Канайло, Степан Чопик, Григорий Рачук и автор этих строк. В 2008 году ряды исследователей пополнил историк с богословским образованием протодиакон Александр Монич, выпустивший книгу об истории Грушевского монастыря. А год спустя им была подготовлена книга «Заневский монастырь в Полонинах: очерки истории Угольского и Углянского монастырей».

История Угольского монастыря начинается в начале XIII века. Автор книги приводит важное свидетельство из «Списания обителей Мараморошских, древле бывших»: «Сія обитель, когда ся начала, знати не мож. Повідают люде, иж разом из селом роздана єсть. Село місто под него дало обширное под полонинами, майже на милю земли отстоит».

В Ипатьевской летописи под 1262 годом есть первое упоминание о монастыре в Полонинах. Летописец сообщает, что «Войшелк крести Юрия Львовича; тот же потом идее в Полонину ко Григорьеви в монастырь, и пострижеся в черньце, и бысть в монастыри у Григорья три лета, оттоле же пойде Святую Гору, прием благословение от Григорья». По словам отца Александра Монича, версию о том, что в летописи упоминается именно Угольский монастырь, поддерживали Я. Головацкий, митрополит Макарий (Булгаков), архимандрит Василий (Пронин).

О том, что монастырь в Полонинах играл важную роль в жизни Западной Руси, говорит тот факт, что в 1552 году его посетили послы московского государя Иоанна IV Грозного. Сведения о поездке посольства московского царя мы находим в «Хронографе» начала ХVII века.

Впервые записку «О Занове Угорском» опубликовал известный российский филолог-славист Александр Востоков в 1842 году. В научный оборот «Карпатской истории», как утверждает отец Александр Монич, записку ввел Алексей Петров в 1906 году. Здесь мы должны сделать небольшое уточнение. Заслуги А. Петрова в исследовании истории Закарпатья, бесспорно, значительные. Однако следует отметить, что впервые информация из «Хронографа» в Закарпатье была опубликована еще в 1856 году на страницах «Церковной газеты», которая выходила в Будине. Это периодическое издание было основано отцом Иоанном Раковским и выходило в 1856–1858 годах. После закрытия газеты австрийской властью отец Иоанн некоторое время издавал «Церковный вестник» (1858). И хотя отец Иоанн был униатским священником, он исповедовал русофильские взгляды и тайно поддерживал Православие. Его деятельность также привела к возрождению православного движения в с. Изе в Закарпатье в начале ХХ века. Интересен тот факт, что после публикации в газете ее редактор, отец Иоанн Раковский, обратился к читателям с просьбой помочь в сборе информации о древнем монастыре.

Загрузить увеличенное изображение. 1355 x 907 px. Размер файла 759808 b.
 Современный вид монастыря
Современный вид монастыря

Книга «Заневский монастырь в Полонинах: очерки истории Угольского и Углянского монастырей» состоит из 15 глав, которым предшествует небольшое предисловие кандидата исторических наук, директора Государственного архива Закарпатской области Михаила Делегана. Во вступлении к книге ее автор проанализировал главные источники и научную литературу, относящуюся к теме книги. В большей своей части книга основана на документах, хранящихся в упомянутом выше архиве, в архивном фонде Закарпатского краеведческого музея и в других учреждениях. Научный тандем Мукачевская епархия–Государственный архив Закарпатской области, как и раньше, дал хорошие результаты. С помощью руководства архива и его работников отцу Александру Моничу удалось обнаружить уникальные неопубликованные источники и представить их общественности.

В первой главе книги, называемой «Заневские антитезы», автор рассуждает о нестыковках в давней истории Угольского монастыря. Проанализировав документы XIII–XVIII веков, он приходит к выводу, что, возможно, древний монастырь находился в Полонинах (современное село Малая Уголька), а в XVIII веке был перенесен монахами в село Угля. Какие же факты приводятся в подтверждение этой гипотезы? В первую очередь, то, что до XVIII века в архивных источниках фигурирует название монастыря «Угольський», а с XVIII века – «Углянский». Во-вторых, обнаружена грамота 1776 года, написанная жителями с. Угля, с просьбой об основании монастырского храма в их селе. Здесь надо отметить, что после смерти последнего православного епископа Досифея (Феодоровича) в 1734 (1735) годах в восточной части Закарпатья – на Мараморощине – начинает распространяться уния. Православные обители, которые были основаны в защиту Православия, начинают терпеть разные притеснения. Следует также отметить, что большинство населения Закарпатья не знало о подписании унии с Римом в Ужгороде (1646). Униатская литургия формально не слишком отличалась от православной, священники на приходах остались прежние (хотя они и приняли католический Символ веры, население об этом факте не ведало). Так что даже в начале ХХ века множество закарпатских униатов считали себя православными. Можно привести примеры из документов, когда в начале ХХ века закарпатских русинов не пускали в православные святыни, а они даже не ведали, что они униаты. Наверное, в связи с таким же неведением связано и обращение жителей с. Угли в 1776 году к руководству униатской епархии. В связи с этими фактами утверждение, что монастырь в Угле могли основать униаты, не имеет под собой почвы. Православная традиция Угольского монастыря не была прекращена, она продолжилась в новом монастыре в Угле.

Во второй главе «Первые исторические известия о Заневском монастыре в Полонинах» собраны все источники по истории Угольского монастыря раннего периода. В следующих главах автор пишет о посольстве московского царя Иоанна IV Грозного в Заневский монастырь, разбирает деятельность последнего православного епископа Досифея (Феодоровича) Угольского, рассматривает судьбу Заневского (Угольского) монастыря после смерти епископа Досифея.

Излагая историю монастыря в Угольке, автор не мог не сказать о деятельности преподобного Иова (Кундри). Этот святой земли Карпатской трудился на ниве Церкви Христовой в ХХ веке. В главе о нем протодиакон Александр Монич широко использует ранее опубликованные материалы, в том числе и статьи автора этих строк.

Следующие главы книги не менее интересны: «Смена юрисдикции Заневского (Угольского) монастыря», «История основания нового монастыря в с. Угля в ХVІІІ веке». Увлекательно повествование об истории монастыря в ХХ веке. Благодаря деятельности иеромонаха Викентия (Ороса) и сельских жителей, обитель смогла возродиться в 1933 году. В это время православные общины Закарпатья (Подкарпатской Руси) относились к юрисдикции Сербской Православной Церкви. Владыка Дамаскин (Грданичка) много времени уделял возрожденной обители, которая тогда возродилась как женский скит. Первой настоятельницей была назначена монахиня Рафаила (Рыбарь).

В советское время скит подвергли экономическим притеснениям, а в 1959 году ликвидировали.

Архимандрит Викентий (Орос)
Архимандрит Викентий (Орос)

Поучительна жизнь обновителя монастыря архимандрита Викентия (Ороса). В 1952 году он был арестован и осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей по надуманным обвинениям. Подробно о страдальце архимандрите Викентии рассказано в недавно вышедшей книге краеведов Андрея Свитлинца и Сергея Канайла «Свято-Архангело-Михайловский монастырь в с. Драгово-Забродь» (Ужгород, 2009).

Последние главы книги протодиакона Александра Монича посвящены современному положению монашеской жизни в Угле, здесь же приводятся биографии настоятельниц монастыря и его духовников.

В приложениях к книге автор разместил около 30 документов: здесь представлены и копии самих архивных документов, и их перевод на современный язык.

Книга протодиакона Александра Монича не ставит точку в проблеме изучения истории Угольского монастыря; она приглашает ученых к дискуссии и дальнейшему исследованию этой страницы русской истории.

Юрий Данилец

20 июля 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Олеся24 октября 2013, 21:34
Слава Тобі Боже!
Я і мої близькі дуже дякуємо протодіакону Олександру Моничу за таку чудову книгу.Інформація дуже цінна і дуже приємно, що є люди які трудяться, щоб ця інформація не залишилася покинутою і забутою. Дуже цікава і пізнавальна книга. Надалі бажаємо нових робіт,натхнення. Спаси Вас Боже!!!
Юрий21 октября 2010, 22:16
Уважаемый Василий!
книгу можно приобрести на Закарпатье. пишите на мой емаил jurijdanilec@rambler.ru
Василий22 августа 2010, 15:20
Слава Исусу Христу.
Я коренной житель с.Угля, будучи ребёнком лет 7-8 часто бывал на службе в церкви с. Угля, помню о.Викентия, царство ему Небесное. Подскажите пожалуйста где купить книгу? Спасибо, храни ВасБоже.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×