Русская Православная Церковь ХХ век15 марта

1905 год – Активизировалась подготовка церковных преобразований.

С. Ю. Витте С. Ю. Витте
Комитет министров по поручению своего председателя С.Ю. Витте подготовил и разослал министрам и председателям департаментов Государственного совета предложенную к слушанию в Совещании записку митрополита Антония (Вадковского) «О желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви». Кроме того, была подготовлена и «Справка к вопросам о желательных преобразованиях…», представляющая собой извлечения из книг и статей по затронутой проблеме. Совпадение названий правительственной справки и записки столичного архипастыря свидетельствовало о решимости светских властей поставить на повестку дня вопрос о церковных реформах.

Доказывали это и сами подобранные к заседанию «извлечения», открывавшиеся работой Л.А. Тихомирова «Государственность и религия». Во всех «извлечениях» вопрос о необходимости церковных изменений не ставился под сомнение. Материал был подобран так, чтобы показать неканоничность петровских церковных преобразований, неправомерность излишне больших полномочий обер-прокурора Святейшего Синода, необходимость возобновления регулярных созывов Поместных Соборов и выборов патриарха.

Таким образом, направленность «Справки…» достаточно понятна: продемонстрировать на историко-канонических примерах необходимость церковной реформы. Составители, встав в оппозицию к господствовавшим тогда формам управления Православной Церковью, хотели подготовить Совещание министров и председателей департаментов Государственного совета к шагам в направлении, желательном для реформаторов во главе с Витте и митрополитом Антонием.

1912 год – Обер-прокурор Святейшего Синода получил от государя императора Николая II записку, в которой говорилось «о невозможности предрешения сейчас срока созыва Поместного Собора».

Государь просил обер-прокурора не касаться этого вопроса ни с председателем Совета министров и министром финансов В.Н. Коковцовым, ни с министром внутренних дел А.А. Макаровым. Совершенно очевидно, что причина данной просьбы — понимание государем взаимоувязанности проблемы церковной реформы с делом политического и экономического реформирования страны. На фоне нараставших внешнеполитических нестроений и приближавшейся войны отказ от определения точных сроков проведения глобальных церковных изменений (равно как и иных реформ) имел в глазах государя императора свои смысл и логику.

Царский поезд, где Государь император Николай II подписал отречение от престола Царский поезд, где Государь император Николай II подписал отречение от престола
Царский поезд, где Государь император Николай II подписал отречение от престола

1917 год – Государь император Николай II отрекся от престола в пользу Великого князя Михаила Александровича.

«…В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия Наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и, в согласии с Государственной думой, признали Мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше брату Нашему Великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и нерушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том нерушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним, повиновению царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ему вместе с представителями народа вывести государство Российское на путь победы, благочестия и славы. Да поможет Господь Бог России»

(из манифеста государя императора Николая ІI об отречении от престола государства Российского и сложении с себя верховной власти).

Икона Божией Матери "Державная" Икона Божией Матери "Державная"
Церковь навсегда лишилась своего верховного ктитора. К такому повороту событий она была явно не готова. «Всеобщего ликования» по случаю «свержения самодержавия» большинство архиереев не понимало. «На душе моей лежала тяжесть, — вспоминал впоследствии митрополит Евлогий (Георгиевский). — Вероятно, многие испытывали то же, что и я».

Временное правительство не ликвидировало обер-прокуратуру, оставив светский надзор новой, «демократической» власти над Православной Церковью. Новая власть, вместе со всеми другими властными полномочиями, присвоила себе и право утверждения решений Святейшего Синода. Это не было анахронизмом или случайностью.

В этот же день – В Коломенском произошло явление иконы Божией Матери «Державной».

Икона Божией Матери «Державная» явила себя в трагический для России день отречения от престола государя императора Николая ІI.

1918 год – Депутация Поместного Собора во главе с А.Д. Самариным вручила в Кремле наркому юстиции Д.И. Курскому декларацию Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства.

В декларации говорилось: «...Религиозное успокоение ста миллионов православного русского населения, без сомнения, необходимое для государственного блага, может быть достигнуто не иначе как отменой всех распоряжений, посягающих на жизнь и свободу народной веры». Представитель Совнаркома признал, что в декрете есть неточные и ошибочные формулировки, которые можно исправить или устранить. В.Д. Бонч-Бруевич обещал, что зарегистрированные церковные общины получат право владеть имуществом.

1922 год – Церковь отреагировала на проявление насилия при изъятии церковных ценностей.

У Казанского собора в Петрограде с ведома святителя Вениамина были оглашены известия о шуйском инциденте и послание святителя Тихона с предупреждением воздержаться от повторения подобного.

В этот день в «Известиях» появилась беседа со Святейшим Патриархом под рубрикой «Церковные ценности для помощи голодающим», в которой первосвятитель объяснял позицию Русской Православной Церкви в этом вопросе. «В церквах нет такого количества драгоценных камней и золота, чтобы при ликвидации их можно было бы получить какие-то чудовищные суммы денег. Боюсь, что около вопроса о церковных ценностях поднято слишком много шума, а на практике намеченная мера не даст ожидаемого результата при всем благожелательном отношении к делу помощи голодающим со стороны церковных общин... Если наши храмы имеют в своих ризницах не так много драгоценных предметов, то во всяком случае в них хранится немало предметов, имеющих художественное и историческое значение. Заграничный рынок охотно будет скупать нашу церковную старину. Я по своей жизни в Америке знаю, каким спросом пользуются там предметы старины, особенно русской. Даже простой тульский самовар помещается там в богатых семьях как антикварная редкость, на особом столе, а церковные сосуды, лампады прошлых веков, конечно, найдут немало охотников... Я полагаю, что комиссии надлежит очень внимательно отнестись к ликвидации поступающих в ее распоряжение вещей и приложить все старание, чтобы то, что ценно для нас по своим художественным и историческим данным, осталось в наших общественных собраниях».

Патриарх Пимен Патриарх Пимен
1986 год – Святейший патриарх Пимен утвердил протоиерея Николая Гундяева в должности ректора Ленинградских Духовных академии и семинарии.

1992 год – В Константинополе состоялась встреча предстоятелей Автокефальных и Автономных Православных Церквей.

На встрече было принято послание предстоятелей Святых Православных Церквей, отражающее вопросы, которые равно волнуют Церковь и современное общество.

15 марта 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×