Русская Православная Церковь ХХ век
21 марта

1906 год – Предсоборное присутствие приступило к работе в Александро-Невской Лавре.

"Заседание
Заседание Предсоборного присутствия. 1906 г.
Регулярные заседания продолжались до 13 июня, затем был объявлен перерыв. Работа возобновилась лишь 1 ноября, чтобы окончательно прекратиться 15 декабря. Таким образом, Предсоборное присутствие активно действовало лишь четыре с половиной месяца. Если принять во внимание, что свою работу оно начинало в один из наиболее острых периодов борьбы с революцией, а завершило в то время, когда революция была почти полностью подавлена, станет ясно, почему интерес светских властей к созыву Собора за несколько месяцев резко понизился: в стране изменилась политическая ситуация. В условиях относительной стабилизации государственной машины у светских властей вызывало опасение дальнейшего укрепления церковной самостоятельности, влекущее за собой корректировку церковно-государственных отношений. Впрочем, первоначально никто не сомневался в эффективности предстоявших богословам трудов.

Работа происходила в отделах (их было семь) и в общем собрании. Предполагалось, что все рассмотренные в отделах вопросы будут затем пропущены через общее собрание Присутствия. Однако для этого не хватило времени. На общем собрании были полностью рассмотрены работы первого и второго отделов и лишь некоторые разработки отделов с третьего по седьмой.

Первый отдел Присутствия, которым руководил архиепископ Херсонский Димитрий, оказался наиболее представительным: 26 членов, подавляющее большинство — профессора духовных академий. Заседания проходили в зале Училищного совета при Святейшем Синоде (Кабинетская ул., 13). Задачей отдела было рассмотреть вопрос о составе Поместного Собора и порядке решения дел на нем, а также проблему преобразования центрального церковного управления. Главное, что удалось полностью рассмотреть первому отделу и представить на общее собрание, а затем и на утверждение государя императора, это проект положения о составе Собора (за исключением порядка выборов на Собор депутатов от клира и мирян).

Второй отдел, руководимый архиепископом Литовским Никандром, рассматривал вопрос о разделении России на митрополичьи округа, об их организации и о преобразовании местного церковного управления. В его состав входило 13 человек, причем некоторые из них были членами и других отделов (например, первого). Работал второй отдел на Синодальном Преображенском подворье (Большая Подьяческая ул., 32).

Третий отдел под руководством архиепископа Ярославского Иакова занимался вопросами организации церковного суда и пересмотра брачных законов, включая законы о смешанных браках. Заседания проходили в статистическом отделе Училищного совета на той же Кабинетской ул. Для работы в отделе записалось 9 человек.

Четвертый отдел (председатель — епископ Могилевский Стефан), в работе которого участвовало 13 человек, исследовал один из наиболее болезненных в русской церковной жизни вопрос благоустроения прихода, а также вопросы церковной школы, порядка приобретения церковной собственности, проведения епархиальных съездов и участия священнослужителей в общественных и сословных учреждениях. Члены отдела собирались для заседаний в Синодальном архиве, располагавшемся в здании Святейшего Синода.

Пятый отдел под председательством епископа Псковского Арсения обсуждал вопрос преобразования духовно-учебных заведений. Участвовать в его работе изъявили желание 20 человек. Они собирались в зале заседаний Учебного комитета, в Святейшем Синоде.

В том же здании, в Синодальном архиве, проходили встречи шестого отдела: здесь речь шла о единоверии, старообрядчестве и др. 8 членов Присутствия под председательством епископа Волынского Антония пытались распутать сложный узел взаимоотношений главной конфессии империи с теми, кого еще совсем недавно называли раскольниками и с кем велась активная борьба.

Последний, седьмой отдел занимался анализом мер, необходимых «к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». Председателем этого небольшого отдела (в его работе принимали участие всего 7 человек) был архиепископ Финляндский Сергий. Заседания проходили в библиотеке Училищного совета на Кабинетской ул.

"Александро-Невская
Александро-Невская лавра. Свято-Троицкий собор
В общем собрании Предсоборного присутствия был рассмотрен важный вопрос о правах будущего патриарха, с необходимостью избрания которого согласились практически все. Патриарх должен был председательствовать в Синоде, руководить его заседаниями, наблюдать за исполнением его решений и правильным течением дел во всех синодальных учреждениях. К патриарху переходило право сноситься с иными Поместными Церквами (по частным вопросам — от себя, по общим — от имени Синода) и с государственными органами. Оговаривалось право патриарха непосредственно ходатайствовать о церковных нуждах перед императором и давать ему ежегодный отчет о внутреннем состоянии Церкви, что ранее было прерогативой обер-прокурора. Именно патриарх должен был следить за правильным замещением архиерейских кафедр, быть арбитром при решении епископских дел, созывать Соборы («с ведома Синода и с соизволения государя императора»). Имея «преимущества чести», патриарх в случае каких-либо правонарушений подлежал епископскому суду «по благоусмотрению государя императора».

Впрочем, высшее церковное управление не принадлежало патриарху единолично: приоритет сохранялся за Поместным Собором. Собору должна была принадлежать вся полнота власти в Церкви — законодательной, руководительной, ревизионной и высшей судебной. При этом Соборы должны были созываться не реже одного раза в десять лет.

Члены Предсоборного присутствия признали, что отношения Церкви к государству в России определяются принадлежностью императора к Православию.

Некоторые исследователи называли положенный в основу церковно-государственных отношений принцип историческим, а не отвлеченным. Логика была проста: раз так было в Византии и в России, то менять ничего не следует. Но, стремясь сохранить существовавшую модель отношений, трудно было надеяться на ослабление государственного контроля в церковных делах.

Члены Присутствия, предлагая свои изменения, были убеждены, что император поддержит своей властью Православную Церковь, разделив светское и церковное начала. Однако то, что хорошо в теории, часто трудно осуществляется на практике…

Положение, выработанное на заседаниях общего собрания и принятое в качестве официального документа Предсоборного присутствия, предусматривало для императора право решающего голоса: новые постановления Церковь могла, как и раньше, издавать только с его разрешения, только с его разрешения могли созываться Соборы, и ему же принадлежало право одобрения кандидатуры избранного Собором патриарха. Однако проект лишал царя его главного инструмента влияния на Церковь — обер-прокуратуры.

1912 год – Началась работа Предсоборного совещания.

Тогда же церковную общественность проинформировали о том, что Совещанием «должны быть представлены готовые законопроекты с объяснительными записками, составленные на основании материалов Предсоборного присутствия, а где нужно, и дополнений к ним». Главным назывался вопрос о синодальном и епархиальном управлении Церковью.

Предполагалось сделать сводку постановлений Предсоборного присутствия. С марта по май состоялось не более восьми заседаний Совещания, на которых были рассмотрены вопросы о периодических церковных Соборах, о порядке избрания патриарха, об учреждении митрополичьих округов и о церковном суде.

"Патриарх
Патриарх Тихон
1925 год – Святейший Патриарх Тихон допрошен сотрудником ГПУ.

К этому времени святитель уже вышел из клиники и совершал богослужения в различных храмах Москвы. Патриарх впервые после достаточно длительного перерыва был вызван на Лубянку и допрошен помощником Е. А. Тучкова М. Д. Соловьевым. Допрос был оформлен на бланке протокола допроса СО ГПУ самим Соловьевым. Обвинения, которые планировалось предъявить патриарху, были выработаны Тучковым.

"Архиепископ
Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии Феодосий
1972 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Заслушан доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений, о Чрезвычайном Соборе Автономной Японской Православной Церкви, имевшем место в Токио 19 марта 1972 г. Собор единогласно избрал предстоятелем Автономной Православной Японской Церкви епископа Киотоского Феодосия. Синод постановил: «…Утвердить решение Чрезвычайного Собора Автономной Православной Японской Церкви об отставке в соответствии с прошением высокопреосвященного митрополита Владимира с должности предстоятеля Автономной Православной Японской Церкви. Утвердить постановление Чрезвычайного Собора Автономной Православной Японской Церкви от 19 марта 1972 г. об избрании Архиепископом Токийским, Митрополитом всей Японии, преосвященного епископа Киотоского Феодосия».

Епископом Аргентинским и Южноамериканским определено быть архимандриту Максиму (Крохе). Заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений назначен архимандрит Хризостом (Мартишкин) с возведением в сан епископа Зарайского, викария Московской епархии.

1996 год – Состоялось заседание Священного Синода.

На заседании было отмечено: в связи с тем, что создалась сложная ситуация в Венгерском православном благочинии Московского Патриархата в Венгрии, обусловленная попытками Константинопольского Патриархата распространить свою юрисдикцию на часть венгерских православных приходов, принято решение поручить их архипастырское окормление архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану.

Синод рассмотрел письма, полученные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II от предстоятелей Александрийской, Грузинской и Кипрской Православных Церквей. В этих посланиях выражены озабоченность в связи с ситуацией, возникшей в Эстонии, и надежда, что через двусторонние переговоры между Константинопольским и Московским Патриархатами будут в братском духе урегулированы возникшие недоразумения.

21 марта 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×