Русская Православная Церковь XX век
10 ноября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1917 — Поступило предложение приступить к голосованию по вопросу о восстановлению патриаршества.

Его сделал протоиерей П. Н. Лахостский от имени 60 членов Собора. Предложение было поддержано.

1929 1929 г. последовало второе письмо (отзыв) митрополита Казанского Кирилла, находившегося в Енисейске, митрополиту Нижегородскому Сергию. В своем втором письме-отзыве митрополит Кирилл не соглашался с мнением митрополита Сергия, что Синод при нем не служит к подрыву патриаршего строя Русской Церкви, ибо учрежденный орган носит правительственное значение». При этом митрополит Кирилл не только не выступал против существования «вспомогательно-совещательного» органа при заместителе местоблюстителя, но и одобрял таковое. Митрополит Кирилл призывал митрополита Сергия «для успокоения Церкви» последовать примеру патриарха Тихона и распустить Синод, дабы успокоить смущенные души верующих. «Думаю, что эти души и их ничем не смущаемая совесть, — писал митрополит Кирилл, — в общении с Церковью и Ее служителями гораздо ценнее для Церкви и важнее для общего спасения, чем настойчивое сохранение в жизни церковной спорных учреждений, быть может, полезных в некоторых житейских отношениях, но не могущих этой полезностью погасить вред, причиненный неподобающим порядком своего возникновения».

Не соглашался митрополит Кирилл и с мнением заместителя местоблюстителя патриаршего престола о его, заместителе, равных правах с местоблюстителем. «Становясь на Вашу точку зрения равенства Ваших прав с правами митрополита Петра, — писал митрополит Кирилл, — мы, при наличии подобных актов, имели бы одновременно два возглавления нашей Церкви: митрополита Петра и Вас. Но этого в Церкви быть не может, и Ваши права в ней — только отражение прав митрополита Петра и самостоятельного светолучения не имеют».

Во втором письме становится более ясной позиция митрополита Кирилла по вопросу о евхаристическом общении с митрополитом Сергием. Здесь митрополит Кирилл дает прежде всего нравственное, духовное объяснение своему воздержанию от совместного литургисания: «Я воздерживаюсь литургисать с Вами не потому, что тайна Тела и Крови Христовых будто бы не совершится при нашем совместном служении, но потому, что приобщение от чаши Господней обоим нам будет в суд и осуждение, так как наше внутреннее настроение, смущаемое неодинаковым пониманием своих церковных взаимоотношений, отнимет у нас возможность в полном спокойствии духа приносить милость мира, жертву хваления. Поэтому во всей полноте свое воздержание я отношу только к Вам и единомысленным с Вами архиереям, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам».

Митрополит Кирилл не соглашался и с теми обвинениями, которые выдвигались против него на основании ряда канонических правил. В рассуждениях митрополита Сергия Казанский святитель усматривает злоупотребление «диалектической каноникой». «Вспомните, — обращается митрополит Кирилл к владыке Сергию, — как на основании канонического буквализма учредительный, обновленческий, так называемый собор 1923 г. осудил патриарха не только на лишение сана, но и монашества. Поэтому не злоупотребляйте, влaдыко, буквой канонических норм, чтобы от святых канонов не остались у нас просто каноны. Церковная жизнь в последние годы слагается и совершается не по буквальному смыслу канонов».

В этом же отзыве митрополит Кирилл вновь подтверждает свое принципиальное несогласие с теми, кто отрицает благодатность Таинств, совершаемых сергианами. В этом митрополит Кирилл солидарен с взглядом митрополита Сергия, считавшего подобное отрицание плодом «беспросветной темноты одних и потери духовного равновесия другими». В то же время митрополит Кирилл обращается с упреком и к митрополиту Сергию за то, что тот «не осмеливается найти более любовный способ воздействовать на них, как постановление… Синода от 6 августа 1929 г. за № 1864, воспрещающее, несмотря ни на какие просьбы, отпевать умерших в отчуждении от Вашего церковного управления», не говоря уже о перемазывании крещенных, тем же св. миром помазанных, и перевенчивания венчанных.

Заканчивалось письмо митрополита Кирилла просьбой передать весь материал, составляющий переписку с митрополитом Сергием, на усмотрение местоблюстителя патриаршего престола, «как действительно первого епископа страны».

1937 — Скончался находившийся в тюремном заключении Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины.

1990 — Святейший Патриарх Алексий II прибыл в древний Владимир.

По дороге Его Святейшество посетил храмы: Покровский г. Покрова, Успенский г. Петушки, Казанский г. Лакинска и Троицкий с. Ворши.

Вечером в Успенском кафедральном соборе Владимира состоялось всенощное бдение и наречение архимандрита Евлогия (Смирнова) во епископа Владимирского и Суздальского.

1996 — Его Святейшество в Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкента совершил Божественную литургию.

По окончании богослужения Святейший Патриарх в связи с празднованием 125-летия образования епархии передал в дар архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру крест и панагию, а собору — евхаристические сосуды. Позже Святейший Патриарх Алексий II освятил место под строительство Православного духовно-административного центра вблизи собора.

9 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×